5
Почему рассказ И.Н.Тургенева назван «Бежин луг»?
10 ответов:
5
0
В рассказе Тургенева «Бежин луг» автор большое внимание уделяет природе, как будто одушевляет её.
Природа играет важную роль в рассказе, поэтому автор и называет свой рассказ местом, где происходят действия рассказа.
А именно, события в рассказе происходят на лугу, поэтому в рассказе и звучит слово «луг».
Конечно, само название является символом рассказа, так как говорит о месте в котором происходят действия произведения.
5
0
«Бежин луг», название связано с местностью, куда попал главный герой. В рассказе И. С. Тургенева главный герой, охотник с собакой, идут на охоту и теряют дорогу, ближе к ночи выходят к знакомой равнине, которую огибает речка — этот луг, вспоминает луг, есть «Бежин луг», название произведения и его смысл связаны с тем местом, где развиваются события.
«Бежин луг», почему такое название? Охотник попадает в компанию мальчишек, которую вышли ночью на выпас лошадей, потому что в дневное время летом слишком жарко. Рассказчик проводит время до рассвета у костра, наблюдая за мальчиками, слушая их истории. А под утро, когда едва забрезжит рассвет, персонаж идет домой. «Бежин луг» — луг, где развиваются события по сюжету.
Кроме вымышленных событий, Бежин луг имеет место быть не далее, чем в тринадцати километрах от имения Ивана Сергеевича Тургенева Спасское-Лутовиново.
4
0
Название рассказа придумывает сам автор.
Ему одному известно, почему он решил взять для него такое название, а не другое.
Если нет официальных источников, нам остаётся только предполагать.
Название обычно отражает саму суть повествования.
А мы видим, что действие происходит у костра на лугу.
Именно там охотник и повстречал главных героев своего рассказа.
И Бежин луг реально существует. Он находится в 13 км от Спассково-Лутовинова, у реки Снежедь, Тульской области.
А в добавок ко всему видно как любит свою родную природу автор. Как он описывает ее.
Сколько красочных описаний в этом рассказе.
И сама природа выступает живым персонажем данного рассказа.
3
0
И. С. Тургенев назвал свое произведение «Бежин луг» не случайно.
Этот луг существует на самом деле. Недалеко от поместья Тургеневых, Спасско-Лутовинова, находился этот луг. Есть предположение, что этот луг назван Бежин из-за беглых крепостных крестьян, которые прятались как раз в тех местах. Еще одна версия — по фамилии помещика, который там проживал.
Тргенев назвал «Бежин луг», потому что это место, где разворачиваются основные события. Именно здесь собрались мальчики и рассказывали свои истории. В произведении также много присутствует описание природы. Природа выступает как еще один персонаж.
3
0
Название рассказа Тургенева «Бежин луг» придумано таким не случайно.
Если думать о слове «Бежин», то его объяснение просто — именно так назывался луг, это существующее название, которое было придумано местными жителями.
Практически все повествование рассказа связано именно с этим местом.
Охотник, который сбился с пути и не успел вернуться засветло домой, решил переночевать в кругу деревенских мальчишек-пастухов у костра, как раз на Бежином лугу.
Ребята рассказывали разные истории, в которых жизнь переплеталась с выдумками.
Замысел же писателя по созданию этого произведения, зафиксирован в его записках в 1850-м году. В 1851-м произведение уже было написано.
Нам остается только учиться такой последовательности Тургенева: ставить планы и выполнять их.
2
0
Потому что в рассказе «Бежин луг» много место отводится под описания природы. Тургенев наделяет природу человеческими качествами. Начало рассказа «Бежин луг» посвящено природе и заканчивается «Бежин луг» описанием природы.
А почему именно «Бежин луг», а не другой луг, так это просто название автор сам придумал. Не хотел автор называть свое произведение «Рудинское болото».
2
0
Мне всегда было интересно, а мог ли Тургенев назвать свой рассказ «Бежин луг» как-то иначе, например «Байки у костра», или «Ночь страшных историй», а может быть «Деревенские мальчишки в ночном». Эти названия тоже бы отражали суть рассказа, но автор выбрал для него название «Бежин луг» по месту, где происходит действие и видимо не прогадал.
В рассказе «Бежин луг» описание природы занимает значительное место и играет важную роль. Она помогает нам лучше прочувствовать настроение и характеры героев. Ночь — время для страшных историй, золотой рассвет — время для радости и предвкушения предстоящих событий, вечер — время для неясных плутаний.
Сам Бежин луг в рассказе предстает каким-то волшебным местом, в котором действительно могут происходит события, красочно описанные мальчиками в своих быличках. И потому сам луг является не просто местом действия, а еще одним, неодушевленным героем рассказа. Но чтобы читатель лучше заметил этот момент, автор и дал рассказу это название.
2
0
Ну обычно название произведения отражает его суть. И если прочитать рассказ, то становится понятным, почему автор так его назвал. В первой части подробно рассказывается как охотник плутает по холмам, а потом он выходит к лугу и узнает это место.
Далее все события, которые и являются основными, происходят на этом лугу. К тому же главная тема рассказа — это человек и природа. И связующим звеном между ними как раз и служит Бежин луг.
Кстати, этот луг существует на самом деле:
<hr />
2
0
Главные события в рассказе происходят именно на лугу, поэтому писатель и решил так назвать свой рассказ.
К тому же в рассказе автор много внимания уделяет описанию природы, неудивительно, что и название он выбрал такое, ведь оно как нельзя лучше подходит к этому рассказу.
Что интересно, так это то что луг с таким названием на самом деле существует.
1
0
Название «Бежин луг» у И.Тургенева не придуманное, такой луг есть в Тульской области, нынешний Чернский район. Там Тургенев из имения Спасское-Лутовиново выезжал на охоту с егерем Афанасием Алифановым, а позднее записи об охоте включил в свои рассказы.
Читайте также
Потому что Хорь и Калиныч — это имена главных героев рассказа. Это два крепостных крестьянина одного барина. Они были совершенно разные по характеру и очень дружили. Один был хозяйственным и рачительным. Стал богатым и мог запросто купить у барина свободу. Но ему это было не нужно. А другой был совершенно не практичен, любил охоту.
Начнем со значения самого слова БИРЮК.
Это слово имеет прямое и переносное значения, которые приводятся во всех словарях русского языка, начиная со словаря В.И. Даля.
В прямом смысле бирюком называют волка, а чаще всего волка-одиночку.
В русских народных сказках можно встретиться с бирюком.
В переносном значении это слово относят к человеку, который живет замкнуто, в стороне от других людей, то есть нелюдимого, неразговорчивого, замкнутого, угрюмого человека.
Именно о таком человеке и ведется рассказ «Бирюк» из цикла И.С. Тургенева «Записки охотника».
Лесника Фому никто по имени не зовет. У него есть прозвище БИРЮК среди местных мужиков, которые его очень боятся и считают злым, немилосердным, беспощадным. Да посмотрите на его портрет, на один его взгляд…
А живет он в своей лесной сторожке, действительно, отгороженный от всех людей, замкнутый, угрюмый, как волк-одиночка. Вот поэтому и рассказ, главным героем которого он является, и называется по его прозвищу БИРЮК.
Хочется все-таки отметить, что встретившийся с ним охотник в конце рассказа убеждается в том, что на самом деле этот лесник — «славный малый», но это к слову. Лучше прочитать сам рассказ, чем с чужих слов знакомиться с содержанием.
Бежин луг в одноименном рассказе Тургенева — это не просто место, где происходят описанные в произведении события. Это некий символ, символ единения человека и природы. И описывая природу в этом рассказе Тургенев описывает одновременно и характеры своих героев, позволяет лучше понять их.
Именно на это указывает в своих воспоминаниях Смольников.
Каким же предстает перед нами Бежин луг в описании Тургенева?
Рассказчик видит его поздним вечером, залитым темнотой. Он больше угадываем, чем замечает высокие травы и далекую стену деревьев, чьи кроны выделяются на фоне ночного неба.
Свет костра делает ночные тени пугающими и навевает особое настроение у героев рассказа. Не будь рядом Бежиного луга, их рассказы не казались бы такими страшными и красивыми одновременно.
Звездная ночь придает особое очарование картине. Рассказчик любуется тонким месяцем, яркими звездами, млечным путем.
А утром он сравнивает росу на траве с алмазами, настолько ярко в ней отражается золотистый солнечный свет.
Прекрасно описание природы в рассказе Тургенева «Бежин луг». Автор находит очень яркие образы и эпитеты для описания обычных и привычных всем вещей. Это описание покоряет своей красотой и читать его одно удовольствие.
Также прекрасно описаны мальчики, четыре простых крестьянских мальчика и один мальчик из богатой семьи, который видимо пошел с ребятами из любопытства.
Интересны описаны и рассказы мальчиков, такие обычные для ночи. В них мальчики обсуждали разные страхи — домового, барашка на могиле утопленника, русалок. Мальчиком было немного жутко от своих рассказов, но тем и интереснее.
Мне больше всего в этом рассказе понравились именно рассказы мальчиков, в которых можно было увидеть и полет фантазии и некоторые предрассудки, почему-то очень милые.
На мой взгляд, трактовать смысл рассказа «Муму» (кстати, теперь это произведение чаще называют повестью) следует намного шире.
Да, безусловно, основной конфликт произведения разворачивается вокруг собачки немого дворника Герасима, который в силу своего врождённого недостатка только и мог произносить нечто похожее на мычание и подзывал свою любимицу этим «муму», отчего и стали все называть собаку Муму, а ласково – Мумуней.
Барыня приказала собаку истребить, Герасим пытался её спасти от гнева хозяйки, но после неудачных попыток скрыть её в своей каморке ему пришлось подчиниться.
Но мы ведь имеем дело с художественным произведением, а не с обычной житейской историей, которая, кстати, и была положена в основу рассказа. А в художественном произведении есть идея, использованы определённые средства выразительности для её воплощения, поэтому объяснять название только кличкой собаки и тем, что Герасим ничего больше произносить не мог, было бы неверно.
Со школьных лет мы знаем, что рассказ направлен против крепостного права. Крепостное крестьянство России было великой силой, но бесправной и безмолвной в том смысле, что противоречить приказам своих господ крестьяне не имели права и молча терпели их произвол. Могучий, сильный Герасим, взятый по прихоти барыни из деревни в Москву, символизирует силу народа, его немота – символ бесправия.
И. С. Аксаков, прочитавший рассказ ещё в рукописи, так отозвался о его главном герое и символическом значении его образа:
Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но обратим внимание на финал произведения:
Почему Тургенев трижды в одном предложении повторяет слово по-прежнему? Да потому, что даже самовольный уход Герасима не освободил его от крепостной зависимости, от рабства.
Таким образом, в названии «Муму» надо видеть не только частный случай (кличка собаки, связанная с невозможностью её хозяина говорить), но и более глубокий смысл: название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения.
Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?
Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рассказов, названных по месту, где происходили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тургенев?
Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, которые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, который умел составлять русский крестьянин XIX века.
Читаем в начале рассказа:
«С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;
«Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное…»;
«Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками…»;
«Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило…».
Именно с этих строк начинает автор описание своих странствий во время охоты. Можно продолжить эти наблюдения.
Попробуйте описать состояние летней природы: утром, днем, вечером.
Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюдаем за вечером: «К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».
Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику знакомых крестьянам примет летней погоды.
Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры)
Картина пробуждения утра |
|
В олицетворениях |
В метафорах |
«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» |
«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы» |
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение |
Метафора |
Олицетворение |
Эпитет |
«Ночь приближалась и |
«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; |
«На дне ее (лощины) |
«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; |
Призраки ночи |
Картины ночи |
Впечатления мальчиков и автора |
Зрительные образы |
«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..» |
«Картина была чудесная!» «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,- раздался вдруг детский голос Вани,- гляньте на божьи звездочки,- что пчелки роятся!». «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились» |
Тишина |
«Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… одни огоньки тихонько потрескивали» |
|
Таинственные звуки |
«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук…»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее» |
«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. — Что это? — Это цапля кричит, — спокойно возразил Павел» |
Запахи |
«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи»; под утро |
Значение природы в рассказе «Бежин луг»
Служит фоном в жизни героев рассказа — крестьянских детей. |
Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, располагая их к рассказам о страшном. |
Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку. |
Описаний утра, дня, вечера, ночи
I Описание пейзажных зарисовок
II Звуковая сторона картин
III Ощущения автора
I группа |
II группа |
III группа |
Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится след ног по росистой, побелевшей траве и т.д. |
Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами и т.д. |
Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» и т.д. |
Опишите первую встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень. Подобно автору дайте общую характеристику мальчиков.
«Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребятишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики выехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и манерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разговаривали, их беседа привлекла внимание охотника.
Создайте портрет одного из мальчиков по вашему выбору.
Чаще всего ученики выбирают для описания Павлушу как самого смелого и решительного мальчика. Но некоторые девочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повествование интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.
Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.
- Внешний облик мальчика.
- Его роль среди приятелей у костра.
- Рассказанные им истории.
- Отношение к чужим рассказам.
- Представление о характере мальчика.
- Отношение автора к этому герою.
Если вы выбираете для рассказа Павлушу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще всего говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.
В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соединить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.
Иллюстрации А.Ф.Пахомова * к рассказу И.С.Тургенева
«Бежин луг»
Федя
Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.
Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
Автор замечает, что Федя в ночном не по нужде, а для забавы.
На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.
Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.
Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.
Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.
Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.
Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.
Ильюша — некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.
Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.
В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.
Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.
Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни
Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей.
Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками.
Вася очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.
— Как связаны рассказы детей с ночным пейзажем?
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Сам рассказчик как бы присоединяется к их восприятию окружающего.
Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев?
Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто, метко, образно. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра.
Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа.
«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди неё, на первый взгляд ничем не приметных героев.
Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
Когда обсуждают тех мальчиков, которых мы видим у костра, симпатии большинства оказываются на стороне Павлуши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товарищей суеверен. Поэтому каждый его рассказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читателей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Тургенев назвал истории, рассказанные мальчиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особенности рассказов детей?
Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об исторических событиях или деятелях, который передается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о давно прошедших событиях. Близкое значение имеет и слово поверье. Слово былинка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольклора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близкие им люди.
Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.
Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произошло на рольне — крохотной бумажной фабрике, на которой работали мальчики. Оставшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домовом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услышать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестнице… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. Потом вдруг кто-то «как закашляет, как заперхает, словно овца какая…».
В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестницам, а перепуганные ребята приняли звуки, которые слышали, за проделки домового.
Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у костра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разобраться в причинах самых разных происшествий.
Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о светопреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повествование и объясните свой выбор.
Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставлении) — у Павлуши и Ильюши резко отличаются друг от друга. Павлуша рассказывает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопреставление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же происходит. Ильюша же, напротив, полон восторга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушателей и утверждает, что «придет он (Тришка), когда наступят последние времена».
Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сделан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за веселую усмешку над тем, что пугает других. Девочки же часто сочувствуют Ильюше, а некоторые даже склонны сопереживать его страхам.
Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и отправился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним произошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествование о судьбе героя, который вызвал у автора симпатию, добавлено трагическое завершение.
Проследите за приемами, которыми пользуется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие художественные приемы использует автор?
Создавая портрет Павлуши, автор использует эпитеты и метафоры, которые помогают заметить самые главные достоинства Павлуши — стремительность и решительность его характера и поступков.
Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа, где автор дает описание природы.
Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить логические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.
«Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длинной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Годились сперва алые,| потом красные, золотые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта http://iEssay.ru
Подготовьте речевые характеристики мальчиков из рассказа «Бежин луг».
Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, манерой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тонким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчиком.
Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, которые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.
Павлуша говорит четко, мыслит логично, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наделен чувством юмора, умением видеть комическую сторону событий, которые наблюдает.
Ильюша многословен и склонен к повторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пытается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказательства правдивости своих рассказов.
Там, где Павлуша смеется, Ильюша пугается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.
Можно сделать вывод, что речевая характеристика помогает понять характер человека.
Как удается автору показать различное отношение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это отношение.
Сначала И. С. Тургенев собирается просто познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравился…», а о Косте — он «возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором». Но после первого знакомства автор не раз добавляет попутные уточнения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «детский голос Вани».
Однако самое убедительное доказательство отношения автора к каждому из своих героев звучит в описании самих историй, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти истории. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что симпатии автора на стороне Павлуши.
Тургенев, Бежин луг. Как объяснить, почему рассказ называется “Бежин луг”? Как объяснить, почему рассказ называется “Бежин луг”?
Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется “Бежин луг” по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново.
Кроме маленьких рассказов, названных по месту, где происходили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман – эпопея “Тихий Дон” М. А. Шолохова.
На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тургенев?
Рассказ “Бежин луг” начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, которые эта красота помогает понять.
Перед нами своеобразный прогноз погоды, который умел составлять русский крестьянин XIX века.
Читаем в начале рассказа:
“С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…”;
“Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное…”;
“Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками…”;
“Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило…”.
Именно с этих строк начинает автор описание своих странствий во время охоты. Можно продолжить эти наблюдения.
Попробуйте описать состояние летней природы: утром, днем, вечером.
Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюдаем за вечером: “К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда”.
Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику знакомых крестьянам примет летней погоды.
Опишите первую встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень. Подобно автору дайте общую характеристику мальчиков.
“Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребятишки из соседних деревень…”; “Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня”. Мальчики выехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет.
Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и манерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разговаривали, их беседа привлекла внимание охотника.
Создайте портрет одного из мальчиков по вашему выбору.
Чаще всего ученики выбирают для описания Павлушу как самого смелого и решительного мальчика. Но некоторые девочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повествование интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.
Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.
1. Внешний облик мальчика. 2. Его роль среди приятелей у костра. 3. Рассказанные им истории. 4. Отношение к чужим рассказам.
5. Представление о характере мальчика. 6. Отношение автора к этому герою. Если вы выбираете для рассказа Павлушу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели.
Чаще всего говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.
В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соединить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.
Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
Когда обсуждают тех мальчиков, которых мы видим у костра, симпатии большинства оказываются на стороне Павлуши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товарищей суеверен. Поэтому каждый его рассказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну.
Но Павлуша нравится не только большинству читателей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: “Малый был неказистый, – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила”.
Тургенев назвал истории, рассказанные мальчиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов.
Какое из них точнее передает особенности рассказов детей?
Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об исторических событиях или деятелях, который передается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о давно прошедших событиях.
Близкое значение имеет и слово поверье. Слово былинка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольклора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близкие им люди.
Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.
Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произошло на рольне – крохотной бумажной фабрике, на которой работали мальчики. Оставшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домовом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услышать, но нельзя увидеть.
А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестнице… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. Потом вдруг кто-то “как закашляет, как заперхает, словно овца какая…”.
В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестницам, а перепуганные ребята приняли звуки, которые слышали, за проделки домового.
Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у костра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разобраться в причинах самых разных происшествий.
Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о светопреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повествование и объясните свой выбор.
Рассказы об одном и том же эпизоде – о солнечном затмении (светопреставлении) – у Павлуши и Ильюши резко отличаются друг от друга. Павлуша рассказывает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопреставление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же происходит. Ильюша же, напротив, полон восторга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки.
Он даже склонен немного попугать слушателей и утверждает, что “придет он (Тришка), когда наступят последние времена”.
Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сделан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за веселую усмешку над тем, что пугает других. Девочки же часто сочувствуют Ильюше, а некоторые даже склонны сопереживать его страхам.
Как вы можете объяснить финал рассказа “Бежин луг”?
Финал рассказа “Бежин луг” прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и отправился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника “Записки охотника” И. С. Тургенева, в который входит и “Бежин луг”. В каждом из них охотник покидает то место, где с ним произошли какие-то события, и отправляется домой.
Но в финале рассказа “Бежин луг” есть примечание, которое сделал автор: “Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!” Так, в повествование о судьбе героя, который вызвал у автора симпатию, добавлено трагическое завершение.
Проследите за приемами, которыми пользуется автор, создавая портрет Павлуши: “Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью”. Какие художественные приемы использует автор? Создавая портрет Павлуши, автор использует эпитеты и метафоры, которые помогают заметить самые главные достоинства Павлуши – стремительность и решительность его характера и поступков.
Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа, где автор дает описание природы.
Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить логические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.
“Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длинной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, – Годились сперва алые,| потом красные, золотые потоки молодого горячего света…”
Loading…