Смысл названия рассказа Бунина «Темные аллеи»
На чтение 3 мин Опубликовано 05.12.2020
Обновлено 05.12.2020
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин работал над циклом повествований «Темные аллеи» долгие 7 лет. Он потратил это время, чтобы понять и раскрыть тайну любви мужчины и женщины, которая сокрыта во мгле. Он сравнивает это чувство с неукротимой стихией, неподдающееся управлению рассудком. Очень часто любовь завершается трагически.
Цикл рассказов носит одноименное название с первым повествованием «Темные аллеи». Свое произведение Иван Алексеевич пишет в 1938 году, проживая во Франции. Он пытается проникнуть мыслью в самые потаенные уголки человеческой души. Он сравнивает их с темными аллеями, которые полны неожиданностей и скрытых опасностей. Также в темных аллеях таятся переживания и страдания людей, которые стараются их спрятать от посторонних глаз. Но самое удивительное в том, что свои истинные мысли и надежды человек иногда пытается скрыть в темных аллеях души даже от самого себя.
Автор воспринимает чувство любви как важнейшее для каждого человека, но не стремится его идеализировать или приукрашивать. Трагичная любовь часто ломает судьбы, иногда уносит жизни людей. Своим названием автор хотел акцентировать именно темную сторону этого чувства, которые принято считать светлым.
Смысл произведений
Смысл цикла рассказов «Темные аллеи» — это любовь, которая вечна и никогда не кончается. Заезжий генерал узнает в хозяйке постоялого двора свою прежнюю любовь. Он не стал бороться за чувства и ломать сложившуюся веками общественную мораль, а женился на девушке из своего круга — дворянке. Героиня замуж не вышла, так как была предана в своих мыслях возлюбленному.
Бунин показывает конфликт двух мировоззрений, двух противоположностей. Генерал выглядит неуверенно и как будто постоянно оправдывается. Он хватается за соломоново изречение «Всё проходит», как за соломинку. Но если что-то и проходит в жизни, то не забывается, — утверждает женщина.
Жизнь генерала начиналась блестяще, казалось, что судьба уготовила ему счастье только по одной причине — родился дворянином. Но в итоге вышло совсем иначе: жена изменила, родной сын не оправдал надежды, служба завершилась. В итоге перед читателем предстает опустошенный человек без смысла в жизни. Он морально и физически разбит. Сейчас он ожидает милости и прощения от своей бывшей возлюбленной, но она непреклонна в своей оценке предательства.
Иван Бунин хочет подвести читателя к одному-единственному правильному выводу: только любовь заслуживает в этой жизни внимания. Только она представляет единственную ценность в этой жизни. Ничто не может заменить это бесценное чувство: ни роскошь, ни богатство, ни высокое положение в обществе. Нельзя предавать любовь, иначе жизнь ответит предательством.
Генерал покидает постоялый двор, пытаясь заглушить муки совести набором оправданий. Он вновь пытается убежать от самого себя, как сделал это в молодости. Несмотря на то, что его жизнь утратила всякий смысл, он продолжает быть верным системе. Темные аллеи души — губительное место, которое может завести в непроходимые дебри страданий. Но они все равно манят человека, привлекают какой-то мистической тайной. Человек пытается спрятаться в этих темных аллеях от самого себя, не желает видеть свою темную сущность. Эта мысль пронизывает всё произведение Бунина, который на тот момент сам пережил предательство и невосполнимую утрату родного человека. Но темные аллеи напоминают и о прохладе чувств: женщина так и не смогла простить предательство своего возлюбленного.
Дадим ответы на вопросы теста:
Бунин получил награду за сборник лирики. Ответ — в.
Писатель уехал во Францию. Ответ — в.
История происходит осенью. Ответ — а.
За границей Бунин написал рассказ о неожиданной любви двух героев, к которой они оказались не готовы. Ответ — в.
Знаменитый цикл рассказов писателя посвящён любви. Ответ — в.
Главный герой не решается на дальнейшее развитие отношений из-за стандартной в то время причины — у них не одинаковое социальное положение. Ответ — а.
Основной мужской персонаж носит имя Николай. Ответ — а.
У главной героини красивое и говорящее имя — Надежда. Ответ — в.
Для Надежды Николай был всем, когда она была молоденькой девушкой и ничего не поменялось за 30 лет. Именно из-за этого она и не смогла его простить. Ответ — б.
Герой в хозяйке узнал Надежду — девушку, которую он любил в молодости. Ответ — б.
Главный герой ошибочно считает, что Надежда уже всё забыла осталось только получить прощение от Бога. Ответ — в.
Николай Алексеевич предполагает, что с последней встречи героев прошло 35 лет, однако Надпежда его поправляет. Он обсчитался на 5 лет. Ответ — в.
Надежда, вспоминая былое, говорит, что герой раньше читал ей стихи. Строки именно из этих стихотворений приходят на ум герою в конце рассказа. Ответ — в.
Когда герои прощаются, скорее всего, уже навсегда, то они целуют друг другу руки. Ответ — б.
Никоай Алексеевич, после того, как попрощался с Надеждой, ехал в тарантасе и думал, что могло бы с ними случится, если ы герои не расстались. Как бы они жили в браке, были бы у них дети. Ответ — в.
Писатель прожил 83 года. Он родился в 70-м году 19 века, а умер в середине 20 века. Ответ — в.
Родной город знаменитого писателя и поэта — Воронеж. Ответ — в.
Бунин имел высокое происхождение, он был из дворянского рода. Ответ — в.
В самом начале произведения, мы узнаём, что на постоянный двор приехал военный. Ответ — а.
Портрет главного героя, данный в первом абзаце рассказа, показывает, как Николай был похож на Александра II. Ответ — б.
У обоих героев не сложилась дальнейшая жизнь после расставания. Николай не смог построить счастливые отношения с женой и сыном. Надежда так и не получила женского счастья, хотя смогла обосновать своё хозяйство. Но она, в отличие от главного героя, достойна сочувствия читателя. Герой дважды сбегал от своей судьбы, так как оказался трусливо и слабым человеком.
Писатель на контрасте показывает сильную натуру женщины и слабохарактерного мужчину, которые в молодости любили друг друга. Но Николай бросает возлюбленную из-за неравенства в социальном положении. Надежда после обмана смогла взять себя в руки и создать свою жизнь, а Николай смог сделать карьеру, а вот семейная жизнь у него не удалась. Судьба подарила ему еще один шанс, но и здесь герой испугался чувств и прошлого.
Николай встречает свою возлюбленную из прошлого, которую он когда-то бросил. Николай узнает, что она его не простила, хотя он думал по-другому. Но он оказался неспособен заново поддаться чувствам. Он пошел простым путём — снова оставил Надежду одну.
Первой причиной явились условности того общества — мужчина высокого социального положения не может связать свою жизнь с девушкой обычного происхождения. Второй раз герой оставляет Надежду, так как он испугался объяснений и возобновления отношений.
По его мнению, это
Но, на самом деле, ему просто так легче думать. Иначе он оказался бы на месте Надежды.
Она смогла переступить через низкий поступок любимого мужчины. Благодаря своему характеру Надежда смогла внешне устроить свою судьбу. Но вот личного счастья ей так и не удалось познать.
Героиня вспоминает, что Николай когда-то читал ей стихи
Когда Николай Алексеевич во второй раз оставляет Надежду, он придаётся ностальгии и тоже вспоминает строки из этих стихов. Но потом его мысли возвращаются на круги своя и он убеждает себя, что все сделал правильно. Название является отражением их любви в юности, которая, возможно, могла бы стать чем-то большим, если бы на месте Николая был другой герой. А так у них остались только воспоминания.
Женщину, которая является главной героиней рассказа Бунина, зовут Надежда.
Николай Алексеевич, когда только приехал, отмечает, что кругом всё чисто, убрано. Описание места, где живёт героиня, связано с ее внутренним миром. Она чиста и прекрасна душой.
Надежда пронесла свои чувства через всю жизнь. Для нее любовь — это смысл жизни. Николай Алексеевич же свою историю любви посчитал примитивной.
Любовь для писателя — это мгновения страсти, сильных чувств. Для Надежды — это великое чувство, которому нужно оставаться верной всю жизнь, а для Николая — это чувства, которые нужно рассматривать в рамках общественного мнения.
В начале произведения даются осенние зарисовки природы.
Пейзаж показан в начале и в конце рассказа. Он отражает внутреннее состояние героя. На дворе осень, природа отжила своё, и в душе Николая Алексеевича такая же печальная пустота. Он прожил свою жизнь, но так и не был счастлив. И даже последним шансом на искреннюю любовь он не решает не воспользоваться. В природе нет намёка на зарождающуюся жизнь, так и главный герой больше не способен возродить у себя в душе настоящие чувства.
Надежда, как и в прошлый раз, чувствует обиду, тяжесть на душе. Николай сначала чувствует стыд, ведь ему пришлось встретиться лицом к лицу не только с девушкой, которую он бросил, но и со своей совестью. Ему пришлось опять ее оставить. Он представляет, как сложилась бы его жизнь с Надеждой. Но потом герой пытается вытряхнуть из головы эти мысли.
У рассказа есть завязка, кульминация и развязка ( приезд героя — встреча бывших влюблённых — скорое отбытие). Диалог персонажей построен фактически на 5 значимых смысловых блоках от каждого. Они рассуждают о жизни, о любви. Несколькими предложениями описывают, как они пережили прошлый разрыв. Их взгляды совершенно противоположны. Важны и описания пейзажей. Писатель использует психологический параллелизм, чтобы показать внутренний мир героев.
Писатель использует бытовую лексику в описании постоялого двора, кушаний. Всё это нужно, чтобы отразить время действия событий.
Основная проблема — это отношение к любви. Также же проблема нравственного выбора.
Герои находятся не только на разном социальном уровне, но и на разном уровне нравственности. Конечно, можно обвинять главного героя в трусости, но не стоит забывать и о временной эпохе.
Она сильно его любила несколько лет назад и сильно любит до сих пор. Но не может забыть, как он с ней обошёлся. Это очень сильные чувства, которые терзают её сердце.
Он посчитал, что нужно следовать общественным условиям и не связывать свою судьбу с девушкой низкого социального происхождения.
Именно описания природы задают тон всему повествованию. Читатель ощущает печальные мотивы, что должно произойти что-то печальное. Также этот пейзаж отражает мысли и чувства главного героя.
Герой решил не идти против общества, своей семьи. Он променял искреннюю любовь крестьянской девушки на положение в обществе. Он сделал свой выбор, и с этим решением пришлось жить обоим героям.
Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Композиция
- 4 Смысл названия
- 5 Суть: о чём рассказ?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:
- Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
- К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
- Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
- Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.
Направление и жанр
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.
Композиция
Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.
- Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
- Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
- В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.
Смысл названия
Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…
Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.
Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.
Суть: о чём рассказ?
Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.
Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.
Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:
Николай Алексеевич | мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. |
Надежда | красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека. |
Темы
Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:
- Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
- Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
- Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
- Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.
- Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
- Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
- Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.
- Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.
Основная идея
Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.
Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.
Чему учит?
Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.
«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.
Критика
Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.
Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.
Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:
В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.
Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.
«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.
Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:
«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”
Автор: Михаил Щепин