Пример сочинения 1
Название любого произведения — ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание — прямое или косвенное — на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек — это сам Грибоедов, а Чацкий — это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и кто является в ней умным человеком?
Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» — комедия, перешагнувшая классицизм.
Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.
В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. «Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний» и оставляет, по видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).
Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: «Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме». (И. А. Гончаров)
Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким — смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
Пример сочинения 2
Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.
Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.
Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.
Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.
Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.
Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.
Пример сочинения 3
Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве. Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.
Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс. Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.
В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.
Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура. Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.
Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
Первоначально пьеса называлась «Горе уму». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить — отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья. Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен»
Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума.
Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы. В своем произведении А.С.Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко” и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А.С.Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя.
Комедия А.С.Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким — смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глупцов”), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир.
«Горе от ума» или «Горе уму»
Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
Вот в чем суть противопоставления: ум — “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, — ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений — “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами — пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль…” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества — это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:
Спросили бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя.
Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические — все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин — “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества — либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого — лишь плод больного воображения. “Умный человек, — замечал Гельвеции, — часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен — вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.
Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.
Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, — с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.
Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.
Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.
«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.
Основная идея произведения
Возможно, смысл названия комедии «Горе от ума» заключается в том, что А. С. Грибоедов затрагивает важные вопросы, которые актуальны и по сей день: «Что же такое ум на самом деле» и «Может ли человек выделяться своим выдающимся умом и при этом быть счастливым». На эти вопросы автор отвечает косвенно, в этом наблюдается переосмысливание ценностей классицизма.
Основной идеей комедии является конфликт между двумя героями — дворянским фамусовским обществом и справедливым Чацким, который, в отличие от этого общества, обладает выдающимся интеллектом. Чацкий всеми силами противостоит этическим нормам застоявшегося дворянского сословия. Что нельзя сказать о необразованных представителях фамусовского общества, которых полностью устраивает, что они пребывают в своем однообразии.
Непринятие позиции Чацкого в обществе
В произведении описан целый ряд персонажей:
- Фамусов — тщеславный барин;
- Хлестова — барыня, которую все остерегались;
- Молчалин — прислужник;
- Загорецкий — лгун и мошенник;
- Скалозуб — полковник;
- Репетилов — суеверный, пустой человек.
Всех их задевает цивилизованность Чацкого и его образованность. Они не могут переступить через себя и признать его рассудительным человеком, ведь это означало бы, что его философия разумна.
Конечно, общество не считает себя глупым, но и менять что-то в своей жизни они не хотят, им просто удобно видеть в Чацком безумца. В то время как Чацкий испытывает горечь страданий и разочарование, общество всеми силами пытается как можно быстрее отвязаться от умника. В таком обществе человек как личность не важен, здесь важны титул и умение услужить.
Он просто хотел сделать так, чтобы люди начали его понимать, стали умнее и честнее, но как бы он ни старался изменить людей в лучшую сторону, удалось ему только пострадать от этого. Чацкий глубоко несчастлив, он разочаровался в людях, которые его окружали, а также в своей любимой женщине.
В борьбе за правду герою не удалось добиться уважения, понимания и поддержки, которые в его жизни играли очень важную роль. Но не только непревзойденный ум главного персонажа поспособствовал личному горю и любовной драме, это произошло от ряда других причин, в которых ум играл просто пассивную роль.
У всех персонажей произведения имеется свое представление о том, что такое ум, поэтому комедия не сводится к четкому разделению высшего общества и Чацкого, в том числе на предмет раскрытия ума. Идеал ума в пьесе напрочь отсутствует, поэтому в ней попросту нет победителя и проигравшего.
Назвав умным Чацкого, А. С. Грибоедов перевернул всё и высмеял прошлое представление такого высочайшего качества в человеке, как ум. Главным отличием Чацкого от общества было не то, что он умный, а то, что он человечнее всех ранее названных.
Грибоедов решил показать читателю человека с избытком пафоса, который наталкивал только на нежелание хотя бы как-то понять его.
Суть названия
Комедия Грибоедова от самого заглавия обращена совсем не к Фамусовым, а именно к самому Чацкому — одинокому человеку, который стремился изменить неподвластный кардинальным переменам мир и остался печальным человеком, разочаровавшимся в людях. В этом заключается смысл названия «Горе от ума».
Высокий интеллект Чацкого сильно не похож на общепринятый в обществе, а чувством, как сказал И. А. Гончаров в своем сочинении «Мильон терзаний» («У него есть сердце, и при всем этом он совершенно честен»), он определенно принадлежит к той общественности, в которой находится, при этом в какой-то степени зависит от мнения света.
Автор создал вовсе не традиционную комедию для своего времени. Он дополнил и общепсихологически переосмыслил образ персонажей произведения, также внес в текст новые, абсолютно не стандартные для комедии классицизма проблемы.
Писателю удалось преподнести свой метод реалистично. Он определенно достиг реализма во всей его красоте и полноценности, показав характеры персонажей, социальную среду и серьезные проблемы, которые скрывались в обществе того времени.
Еще материалы по комедии А.C. Грибоедова «Горе от ума»:
- Можно ли назвать Чацкого умным в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Сочинение на тему: «Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»
- Рецензия на произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Комедией или драмой является пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Сочинение на тему: «Крылатые выражения» из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- «Мильон терзаний» — краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии «Горе от ума»
- Репетилов — характеристика героя в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Загорецкий Антон Антонович — характеристика героя в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Черты классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Чацкий и Фамусов — сравнительная характеристика героев
- Чацкий и Молчалин — сравнение героев
- Сочинения
- Литература
- Грибоедов
/
/
В романе «Горе от ума» А.С. Грибоедов сталкивает людей с совершенно противоположными взглядами. Они будто из разных миров. Речь идет о главных героях произведения – Чацком и Фамусове.
Фамусов, и все его окружение, находятся во власти постоянной лжи и глупости. Им чуждо желание постигать новое, они отторгают образование и не видят в этом что-то плохое. В них множество недостатков и противоречий, но им на это плевать. Даже видя, что его единственная дочь София желает учиться, Фамусов осуждает ее, мол, зачем, у тебя же и так все есть!
В одном из эпизодов Фамусов рассказывает историю о том, как его родственник добился высокого статуса и расположения царицы. Дело оказалось нехитрым: он, будучи уже немолодым человеком, всего-то падал лбом об пол, тем самым вызывая у господ смех над собой. И Фамусов не видит в это ничего такого. Для него не так важны средства, главное это лишь цель.
Обратим внимание на главного героя комедии. Чацкий это молодой человек, с достойным образованием и манерами, который только недавно вернулся из долгого путешествия. Но на родине его будто бы никто и не ждал. Придя к объекту своей любви, к Софии, он не находит нужного отклика, девушка холодна и отстраненна. Также в своих мечтах Чацкий желает образумить свой народ, научить его чему-то новому, рассказать им о невиданных вещах, свидетелем которых он был. Но в реальности все оборачивается совсем не так, как он того хотел. Никто не желает слушать его россказни, он сталкивается с непреодолимой стеной из непонимания и упреков. Совершенно никто не хочет что-то менять. Чацкий ошарашен поведением Софии. Она не только оттолкнула его от себя, не приняв его чувства, так еще и распустила слух о том, что Чацкий якобы является сумасшедшим, выжившим из ума, человеком.
Чацкий – человек чести. Он не желает видеть в своей стране все те пороки, из-за которых его государство разлагается и гниет. Людям плевать на это, также им плевать и на себя, моральные нравы и традиции давно выкинуты за борт без какого-то сожаления. Общество сплотилось вокруг подхалимажа, обмана и раболепства. Чины не даются за ум и подвиги, их раздают налево и направо любимчикам и тем, кто громче всех хвалит своих господ. Всюду упадок и грязь, и выхода из этой ситуации будто бы и нет. Высший свет занят лишь танцами, балами и застольями, ни одного образованного человека, желающего привнести в этот мир что-то полезное, не сыскать.
В конечном итоге, Чацкий разочаровывается и уезжает обратно заграницу. Он хочет учиться, бороться за свободу слова. И ему не место среди фамусовского общества.
Почему же Грибоедов назвал свою комедию именно так? А все потому, что только горе получил Чацкий за свое образование и ум. Будь он как все, никто бы и слова ему не сказал и не стал выгонять из дома. Но Чацкий не желает становиться частью такого общества, он не хочет быть зависимым от глупцов и негодяев.
Другие темы: ← По произведению Горе от ума↑ ГрибоедовГлавные герои произведения Горе от ума →
`
Вариант 2
Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.
Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.
Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.
Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.
Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.
Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.
История создания комедии
Важен не только смысл названия — «Горе от ума» — но и главная задача произведения, которая состоит в том, чтобы путем смеха выявить причины человеческой глупости. Цель Александра Сергеевича — не изображение характеров, а непосредственное выражение тех чувств, которые несут с собой его сценические персонажи.
Комедия Грибоедова переделывалась бесчисленное количество раз. Совершалось это для того, чтобы произведение мог прочесть один человек, изображая всех персонажи, в лицах. Такая форма пьесы сохранялась вплоть до тысяча восемьсот тридцать третьего года, то есть до момента постановки комедии на театральной сцене.
Смысл названия
Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве. Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.
Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс. Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.
В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.
Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура. Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.
Непринятие позиции Чацкого в обществе
В произведении описан целый ряд персонажей:
- Фамусов — тщеславный барин;
- Хлестова — барыня, которую все остерегались;
- Молчалин — прислужник;
- Загорецкий — лгун и мошенник;
- Скалозуб — полковник;
- Репетилов — суеверный, пустой человек.
Всех их задевает цивилизованность Чацкого и его образованность. Они не могут переступить через себя и признать его рассудительным человеком, ведь это означало бы, что его философия разумна.
Конечно, общество не считает себя глупым, но и менять что-то в своей жизни они не хотят, им просто удобно видеть в Чацком безумца. В то время как Чацкий испытывает горечь страданий и разочарование, общество всеми силами пытается как можно быстрее отвязаться от умника. В таком обществе человек как личность не важен, здесь важны титул и умение услужить.
Он просто хотел сделать так, чтобы люди начали его понимать, стали умнее и честнее, но как бы он ни старался изменить людей в лучшую сторону, удалось ему только пострадать от этого. Чацкий глубоко несчастлив, он разочаровался в людях, которые его окружали, а также в своей любимой женщине.
В борьбе за правду герою не удалось добиться уважения, понимания и поддержки, которые в его жизни играли очень важную роль. Но не только непревзойденный ум главного персонажа поспособствовал личному горю и любовной драме, это произошло от ряда других причин, в которых ум играл просто пассивную роль.
У всех персонажей произведения имеется свое представление о том, что такое ум, поэтому комедия не сводится к четкому разделению высшего общества и Чацкого, в том числе на предмет раскрытия ума. Идеал ума в пьесе напрочь отсутствует, поэтому в ней попросту нет победителя и проигравшего.
Назвав умным Чацкого, А. С. Грибоедов перевернул всё и высмеял прошлое представление такого высочайшего качества в человеке, как ум. Главным отличием Чацкого от общества было не то, что он умный, а то, что он человечнее всех ранее названных.
Грибоедов решил показать читателю человека с избытком пафоса, который наталкивал только на нежелание хотя бы как-то понять его.
Сочинение 4
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.
Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» — фамусовским обществом. Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.
Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.
Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.
На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Чацкого↑ ГрибоедовФамусов и Молчалин в комедии Горе от ума →
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Русь подмосковная Щербакова (8 класс)
Картина Бориса Щербакова под названием Русь подмосковная невероятно светлая и красивая. На ней показана вся красота русской природы. Чтобы показать всю красоту природы, художник изобразил загородную местность - Сочинение на тему Русские народные песни (3, 6, 7, 8 класс)
Народные песни очень разнообразны. Произведения, принадлежащие к ним, имеют авторов, имена которых забыты, но каждая из сохранившихся русских народных песен стала популярной - Характеристика Ивана (Конек-горбунок)
В сказках часто главного героя называют дураком. Ему помогают силы природы, животные и птицы. В сказке Ершова «Конек горбунок» крестьянский сын Иван младший в семье, кроме него еще есть два старших брата
Смысл финала
В отличие от традиционного счастливого финала комедий эпохи классицизма, комедия Грибоедова, нарушившая все каноны жанра, оканчивается крахом всех надежд и иллюзий главных персонажей. Софья разочаровывается в любви, Молчалин теряет надежду на повышение по службе, а Фамусов обеспокоен потерей доброго имени. Но максимальный трагизм несут в себе разочарования Чацкого, у которого одновременно рухнули, непонятно откуда взявшиеся, иллюзии на продолжение взаимной любви с Софьей и испортились отношения со всеми, с кем он вырос и кого по-своему уважал. Но самое горькое разочарование Чацкого, это осознание тщетности всех его усилий, направленных на изменение общества.
Оцените статью!
[Всего: 0 Среднее: 0]
Ищите нас здесь
Смотрите также:
- Смысл названия комедии Грибоедова — Горе от ума Комедия Грибоедова о русском дворянине, вернувшемся из-за границы и столкнувшимся с чудовищной косностью русской жизни, ее топорностью и интеллектуальной отсталостью, недаром называется «Горе от ума». Она полна загадок, стилистических красот…
- Очень краткое содержание книги Горе от ума Грибоедова Служанка в доме Фамусовых, Лиза, которая всю ночь охраняла от лишних глаз комнату Софьи, специально заводит часы, чтобы они громко били. Госпожа её встречалась с Молчалиным, в которого была влюблена….
- Смысл книги Недоросль — Денис Иванович Фонвизин Важное произведение классической русской литературы «Недоросль» имеет очень любопытный смысл, каждую часть которого разложим по полочкам. Смысл названия комедии Недоросль Первое, на что сразу обращаешь внимание — название книги. Денис…
- Смысл произведения Чистый понедельник и его названия Писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные, неподдающиеся какому-либо логичному объяснению произведения, затрагивающие самые разнообразные темы. Но во все времена писателей всегда объединяла одна бессмертная тема…
- Смысл рассказа Человек в футляре и его названия Этот рассказ известен всем, так как его проходят в старших классах школы. В нём автор мастерски передал реалистичность обыденной жизни, её течение, хорошо изобразил психологические портреты простых людей. В этой…
Главный герой произведения Александра Сергеевича
Для того чтобы понять не только смысл названия — «Горе от ума» — но и всю его сюжетную линию, достаточно обратить внимание на монологи главного персонажа — Чацкого — и оценить их. Именно в них присутствуют те пластические образы, которые хотел передать Александр Сергеевич. Он выражает те чувства и взгляды, какие интересуют его поколение.
Все фразы в комедии Грибоедова построены так, что создают видимость диалога между актером и зрителем. И главный смысл складывается не из того, что говорит персонаж, а как именно он это делает. Это имеет огромное значение для понимания любого драматического сюжета. В любом диалоге или монологе «Горя от ума» можно обнаружить как признаки ума персонажа, так и признаки глупости. И даже то величие ума, которое характерно для мудрецов.
И совершенно очевидно, что Чацкий — не рупор авторской идеи, а самостоятельный герой. А Александр Сергеевич Грибоедов – это человек, который напитал его мыслями и чувствами. Автор и персонаж не являются между собой единством. Поэтому смысл комедии для каждого читателя будет своим, в зависимости от его восприятия окружающей действительности.
Крушение надежд и иллюзий
В чем же заключается смысл финала? «Горе от ума» состоит из неожиданных открытий главных персонажей. Для кого-то это драма в личных отношениях, а для других — крушение собственных иллюзий и идеалов. Например, для Чацкого, попытавшегося вступить в борьбу с окружающим миром, трагичным открытием стал консерватизм общества, которое не собирается принимать новые политические и социальные взгляды персонажа.
И, несмотря на то, что Чацкий был изгнан из этого круга, который не пожелал менять ничего в своем привычном укладе, этот человек своими новаторскими идеями все-таки смог пробить значительную брешь в сознании общества. Но, к сожалению, как и все первопроходцы, был не понят, отвергнут и изгнан.
Самое замечательное произведение, которое создал Александр Грибоедов — «Горе от ума». Смысл этой комедии заключается в том, чтобы обрисовать читателю живые и реальные типы людей с их настоящими проблемами, конфликтами не только личными, но и общественными. Благодаря этому комедия не только стала популярна среди современников автора, но и продолжает оставаться актуальной для многих поколений.
Содержание «Горе от ума» (краткое). Смысл произведения
Почему так упорно цензура на протяжении нескольких десятилетий боролась с комедией, не допуская ее для постановки не только в императорском театре, но и в качестве домашнего спектакля. Слишком много крамольного и предосудительного в насмешках Чацкого видели редакторы и не допускали творение Александра Сергеевича к печати. Очень легко персонажи судили о том, что происходило на тот момент в стране.
В связи с этим создалась довольно парадоксальная ситуация. Комедия была запрещена к полной печатной публикации цензорами. Поэтому на сегодняшний день насчитывается огромное количество именно рукописных экземпляров.
Практически в каждой дворянской семье находился текст этого произведения, переписанный от руки. Он использовался для домашних постановок или простого чтения. И цензура прекрасно знала о таком положении вещей. Но комедия все равно продолжала находиться под запретом.
На первый взгляд содержание произведения достаточно незатейливо. Все действие происходит в доме Фамусова, где появляется основной персонаж Чацкий, отсутствовавший в городе длительное время. Его визит сразу вызвал массу негативных эмоций, как со стороны его давней подруги Софьи, так и ее отца.
По мере появления новых персонажей комедии, читатель не только видит их разнообразные характеры, но и постоянно слышит острые суждения молодого Чацкого в отношении каждого из гостей жилища Фамусова. Визитеры этого дома стараются превознести хозяина имения и нравы, царящие вокруг.
Юноша же полон современных взглядов и не только пытается отстоять собственную точку зрения, но и достучаться до остальных персонажей комедии. К сожалению, он остается непонятым, и все его суждения воспринимаются обществом Фамусова очень категорично, что и приводит в конце пьесы к грандиозному скандалу.