какого роль пейзажа в рассказе Гранатовый брослет?
Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. По точному замечанию Штильмана С., «Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и в особенности – запахов…Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой». Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой. ». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.
Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой. Только у автора «Гранатового браслета» можно встретить такое описание: “На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина”.
Мало у кого из писателей герои обладают таким уникальным обонянием. Вот, например, что говорит своей сестре Вере Анна Николаевна Фриессе: “В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделала изумительное открытие. Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? Представь себе — резедой”.
Впрочем, Бог и природа наделили Анну Николаевну и уникальным зрением. Вот продолжение её разговора с сестрой: “Я помню также раз, надо мной все смеялись, когда я сказала, что в лунном свете есть какой-то розовый оттенок. А на днях художник Борицкий согласился, что я была права и что художники об этом давно знают”.
А вообще пейзаж в «Гранатовом браслете» столь же разный, как настроение героев и события, о которых говорится в повести. Так, природные неистовства, о которых шла речь чуть выше, в той же первой главе сменяются совершенно иными картинами: “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья”. Элементы пейзажа включены автором в прямую речь героев. И этот, и другие монологи Анны Николаевны Фриессе обнаруживают в ней художественное чутьё, умение делать точные сравнения, способность рисовать словесные пейзажи.
Интересно сопоставить восторженный монолог Анны с дивным описанием моря, данным Куприным в той же третьей главе: “Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах их течения и переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте”.
Кстати сказать, и Вера наделена даром видеть, понимать и ощущать прелесть окружающего мира. Вот что она говорит сестре: “…Я только думаю, что нам, северянам, никогда не понять прелести моря. Я люблю лес. Помнишь лес у нас в Егоровском. Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны. А какие мхи. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина такая… прохлада”.
Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора; они же служат своеобразным обрамлением в начале и в конце произведения, позволяют нам с
Источник
Повесть ‘‘Гранатовый браслет’‘ Помогите с вопросами!
Автор подчеркивает душевное состояние Веры. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стёклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фазе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб». Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и похорно роняли жёлтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для Веры Николаевны. Пейзаж создаёт грустное, печальное, заставляющее задуматься о прошедшем и будущем. Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада. Это-одиночество души. Автор проводит параллель между хлопающими окнами покинутых дач городскими жителями и опустошённостью души Веры. Душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна …любезна, независима и царственно спокойна».
4.Своеобразным контрастом образу главной героини является её младшая сестра Анна Фриессе. Автор показывает женщину, во внешне благополучной жизни в которой не нашлось места любви. Анна, замужем за человеком, которого терпеть не может. Вера жалеет её,но не одобряет её поведения. Анне Николаевне были по душе всякого рода светские развлечения. Она обожала ездить на балы и приемы. Она никогда не стеснялась своего тела, и надевала наряды, которые в некоторых кругах могли посчитать неприличными. На балах и приемах Анна часто безобидно флиртовала с мужчинами, при этом оставаясь верной своему мужу. Ей очень нравились азартные игры. Анне Николаевне все казалось интересным, и эта её любознательность проявлялась в общении с людьми. Можно было бы назвать её болтушкой, но нельзя было отрицать тот факт, что она всегда умела поддержать тему разговора, какой бы она ни была. Анна очень любила свою сестру. Несмотря на явные различия в их поведении и отношение к окружающей действительности, сестры всегда хорошо ладили и были всецело преданы друг другу.
5. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: прекрасные серьги из грушевидных жемчужин от мужа, маленькую
записную книжку в удивительном переплете от сестры.
6.Получен подарок княгине Вере от незнакомого мужчины-золотой
браслет покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.
«В плохо отшлифованных гранатах перед огнём лампочки загораются «прелестные густо-красные живые огни».
7.Веру не тронул подарок. Для нее гранатовый браслет предвещает
будущую трагедию.
(«Точно кровь! – подумала с неожиданной тревогой Вера».)
Брат Веры, Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский, в подарке Желткова видит не только повод для оскорбления фамильной чести,
прежде всего, это для него «чудовищная поповская штучка», дешевая вещица, которую можно подарить только горничной Даше.
Для него это явление — нарушение приличий, бросающих тень на
его сестру и её мужа. Требуя вернуть браслет неизвестному
обожателю Веры, он то и дело предлагает для пущего устрашения незадачливого чиновника обратиться к официальным
представителям власти.
Пастернак Диана и Акимов Кирилл (18-АД МАДК)
9. Князья Шеины не могли проникнуться чувством прекрасного к окружающему их миру. Даже в разговоре с сестрой о красоте моря, Вера говорит, что красота эта волнует ее лишь изначально, а после «начинает давить своей плоской пустотой». В самом начале повести автор говорит, что Вера любит мужа лишь дружеской любовью. Я считаю, что Шеины не были способны к высоким чувствам. Они были высокопоставлены и благородны, но пусты внутри.
Желтков же был открыт для всех чувств, которые может испытывать человек. Он умел восхищаться красотой, умел преклоняться перед своей любовью, возносить эту любовь до небес и готов был идти на любые жертвы ради этой любви.
11. Смысл сцены заключается в том, что автор показывает, что любовь преображает человека. В первые минуты посещения, Желтков был слаб и жалок. Во время разговора он понял, что может лишиться единственной радости в жизни — Веры. Тогда он собирает все силы и вручает свою судьбу в ее руки, и перед нами предстает совершенно другой человек, ставший достойным высокого чувства и покорившийся своей любви.
В этой сцене Желтков точно определяется, как ему поступить дальше, что способствует развитию сюжета. Он решается уйти из жизни
12. Вся жизнь Желткова заключалась в любви к Вере. Она была для него «единственной радостью, единственным утешением и единой мыслью». Он возносил свою любовь до Бога, и уходя, говорил «Да святится имя Твое», обращаясь к Вере
Эпитеты: громадное счастье, сладкий бред, единая мысль
13. Князь и княгина Шеины проникаются жалостью к Желткову. Сама Вера начинает по достоинству ценить столь высокое чувство. Она начинает понимать значение и силу любви Желткова
14. Я считаю, что в последней главе Вера понимает, что утратила самый большой дар судьбы. «Большую любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»
Она осознает, что потеряла то, чего люди ждут годами, но так и не обретают. Она лишилась любви, о которой мечтают женщины всю свою жизнь
Вторая соната Бетховена — символ любви Желткова к Вере. Через эту музыку он смог показать ей свои чувства. По моему мнению, Вера чувствовала, что прощена, потому что смогла оценить глубину чувств Желткова, потому что она помнила о нем и смогла полюбить его хотя бы «только одно мгновение, но навеки»
Источник
Роль пейзажа в повести О. Куприна «Гранатовый браслет»
и. Аллегорический пейзаж в начале повести. («Гранатовый браслет» начинается картиной августовского ненастья, которое выгнало из загородных приморских дач людей к городу. «Досадно, и грустно, и гадко было смотреть сквозь мутный занавес дождя» на жалкие вещи и людей, которые за них держались. В какой-то мере и жизнь Веры в этот период напоминало тот пейзаж. Понятно, что только август и еще не истинная осень, а у нее еще есть время и молодость, но ненастье будней уже затронуло печалью ее жизни, оголив плачевность всего того, чем она дорожила.)
ии. Изменение пейзажа — изменение жизни? («Но перед началом сентября погода неожиданно и совсем неожиданно изменилась. Сразу настали тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, которых не было даже в июле». Розвиднилося не только в природе, но и в жизни Веры, будто ей давали еще один шанс вырваться из будничности, заглянуть в глубины своей души.)
иии. Почему пейзажи осенние? (Казалось бы, ответ очевидный: день именин Веры в сентябре. Но это мотивация ради того, чтобы выразить более глубокую мысль. Осень — пора итогов, пора раздумий и воспоминаний. Вот и Вера начинает день с воспоминаний о детстве и счастье.)
иV. Смысл аллегорического изображения квитив. (Куприн подает описание напивспорожнилой клумб, из которой Вера срезала ножницами цветы к столу: «Доцветали цветистые махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручках. розовые кусты еще давали немного бутонов и роз, но мелких и будто зароднилих. Зато пышно цвели своей холодной, горделивой красотой жоржини, пиона и астры. Другие цветы после своей роскошной любви и чрезмерно богатого пожилого материнства тихо обсыпали на землю бесчисленные насининки будущего жизни». Не случайно после этого идет описание портрету двух сестер — холодной красавицы Веры, похожей на жоржину, и веселой женственной Анни, матери двух детей. Аналогия целиком очевидная.)
V. Значение разговора о пейзаж. (Встретившись, сестры разговаривают, любуясь морским пейзажем. В разговоре о красоте видов выясняется отличие не только в восприятии пейзажа, а и мира. Так Вера говорит: «Когда я впервые вижу море, после продолжительного перерыва, оно меня и волнует, и тешит, и поражает. Я будто впервые вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда я привыкну к нему, оно начинает меня угнетать своей плоскостью. » Вера не ценит того, что постоянно возле. И к письмам, которые поступали время от времени от Желткова, она тоже привыкшая и начала приходить в раздражение.)
Vи. Последний пейзаж повести. (Обойдя ствол акации, Вера «прижалась к нему и плакала. Дерево мягко пошатывалось. Налетел легенький ветерок и, будто сочувствуя ей, зашелестел листвой. Острее запахли звездчатые цветы табака». В гармонии с музыкантом пейзаж вносит мир в ее душа. Ведь после этого она уверена, что «он мне извинил теперь. Все хорошо». Желтков открыл ее душу, разбудил ее, сделал гостришими запахи и звуки. Она по-другому воспринимает мир.)
Источник
Развернутый ответ по теме: Какую роль играет описание пейзажа в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?
Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произведении, огромна. Например, ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), олицетворений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).
Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».
Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.
Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора.
Развернутые ответы на вопросы
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (787)
Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бранят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (896)
Татьяна становится несчастной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравственного выбора — дуэль с Ленским. Чувствуя свою неправоту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (619)
Онегин поступает благородно и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об отсутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуждо: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отношениях с дядей.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (776)
Татьяна после отъезда Онегина из деревни делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава Татьяна лишь подтверждает, что между.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (735)
Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга связана и с образом Пугачёва. С точки.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (637)
Пётр Гринёв, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять наставления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (821)
Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (629)
Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверхностно образованный человек. Его отличают беспринципность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (570)
Общество и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг другу. Естественная неиспорченность человека связана с природой, ложь, фальшь, непонимание — с обществом. Единение с природой характерно для естественного, чистого душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцыри: «Я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад». В момент схватки с.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (631)
Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит будущую судьбу героя: «больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.
Источник
Предложения интернет-магазинов
Развернутый ответ по теме: Какую роль играет описание пейзажа в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?
- Категория: Развернутые ответы на вопросы
Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произведении, огромна. Например, ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), олицетворений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).
Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой… Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».
Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.
Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора.
-
Развернутые ответы на вопросы
-
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания
(890)Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности.
Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бранят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности…Подробнее…
-
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора
(1028)Татьяна становится несчастной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравственного выбора — дуэль с Ленским. Чувствуя свою неправоту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на…
Подробнее…
-
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека
(676)Онегин поступает благородно и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об отсутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуждо: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отношениях с дядей,…
Подробнее…
-
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга
(883)Татьяна после отъезда Онегина из деревни делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава Татьяна лишь подтверждает, что между…
Подробнее…
-
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества
(892)Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга связана и с образом Пугачёва. С точки…
Подробнее…
-
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности
(734)Пётр Гринёв, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять наставления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он…
Подробнее…
-
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма
(937)Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он…
Подробнее…
-
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия
(689)Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверхностно образованный человек. Его отличают беспринципность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по…
Подробнее…
-
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы
(628)Общество и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг другу. Естественная неиспорченность человека связана с природой, ложь, фальшь, непонимание — с обществом. Единение с природой характерно для естественного, чистого душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцыри: «Я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад».
В момент схватки с…
Подробнее…
-
Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания
(700)Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит будущую судьбу героя: «больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными……
Подробнее…
-
Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне — мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства — литературу, музыку.
Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары её, ни счастья — выше наслаждения служить ей. В.Шекспир
Ход урока
I. Вступление
Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.
Её глаза на звёзды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И чёрной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щёк. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.Ты не найдёшь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле.
И всё ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.
Учитель.
Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.
Любовь, любовь — загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?
Любовь — одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить, — писал Л.Н. Толстой, — значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.
Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
II. Беседа по содержанию рассказа
— О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?
(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями” — символ любви и трагедии в судьбе героя.)
— Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?
(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)
— Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)
— Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?
(Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.)
— Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от «сердечной недостаточности”?
(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — «прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)
Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.
— Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?
(Учащиеся отыскивают в тексте «характеристики” гостей: и «толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с «гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который «ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, «преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)
— Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?
(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное — мудрого. Его Куприн наделил «русскими, мужицкими чертами”: «добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, «бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: «Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”.)
— Что же «счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?
(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)
— Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?
(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)
— Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?
(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: «…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)
— Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?
(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — «громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)
III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»
— Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?
(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)
— Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? («Что это: любовь или сумасшествие?”.)
(Князь Шеин: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)
— Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?
(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее «маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: «В комнате пахло ладаном…”
— Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?
(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.)
— Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?
(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)
Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, «маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть.
Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.
— Почему Куприн по-иному осмыслил «курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?
(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)
— Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?
(Эпизод с пианисткой: «…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)
Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
(Звучит соната № 2 Бетховена.)
— Почему Желтков «заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?
(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно «это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)
— Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?
(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)
— В чём, по-вашему, состоит сила любви?
(В преображении души.)
Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.
— Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?
(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)
— Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.
(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены «заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)
— Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная «Желтков” и преувеличенно громкая, тройная «Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?
(Изысканная записная книжечка, украшенная «филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)
— Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?
(Смысл рассказа — показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. «Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)
IV. Заключение
К.Паустовский говорил, что «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.
V. Домашнее задание
(
ответить письменно
)
Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”
Причина трагического финала повести
Чтобы по-настоящему понять, прочувствовать всю глубину трагического положения героев «Гранатового браслета», современному читателю требуется одно, но крайне важное пояснение.
Современное общество максимально далеко от общества сословного, в котором жили и герои повести, и их прототипы, и сам Куприн. В 1917 году сословное деление людей на социальные группы, члены которых отличались по своему правовому положению и происхождению, было отменено — и сегодня мы с трудом представляем, что чувствовал человек неблагородного происхождения.
Драма в повести Куприна — это драма не просто отвергнутого поклонника. Это драма человека низшего сословия, которого не принимают и никогда не примут «выше». Это драма человека, который по определению не может преодолеть разрыв между собой и своей возлюбленной, как бы хорош он ни был и каких высот он бы ни достиг.
Даже если княгиня Вера обратила бы внимание на Желткова, он ни при каких условиях не мог бы стать ей ровней: ни по образованию, ни по социальному уровню, ни по происхождению. А значит, все его ухаживания изначально обречены на провал — и сам Желтков это прекрасно понимает. И потому никогда не заходит дальше писем, не пытается по-настоящему приблизиться к княгине.
На первый взгляд, в образе Желткова можно было бы увидеть тип «маленького человека», но это не так. «Маленький человек» — это герой невысокого социального положения и неблагородного происхождения, который не обладает ни выдающимся интеллектом, ни сильным характером: например, Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Александра Сергеевича Пушкина.
Однако ключевой эпизод повести — сцена объяснения Шеина и Мирзы-Булат-Тугановского с Желтковым — показывает, что на самом деле Желтков никак не вписывается в галерею «маленьких людей» отечественной литературы.
Муж и брат княгини Веры находят чиновника в бедной квартире, которая больше «похожа на кают-компанию грузового парохода». Встречающий их Желтков в первые минуты вызывает лишь жалость: он совершенно растерян, напуган, «его дрожащие руки [бегают], теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо». Он не может общаться с аристократами на равных и невероятно робеет. Однако после одной фразы Николая Николаевича атмосфера в комнате резко меняется.
— …Последним вашим поступком, именно присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было — обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что — повторяю — я сразу угадал в вас благородного человека. — Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали? Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил.
Александр Куприн. «Гранатовый браслет»
После угрозы обратиться в полицию Желтков будто просыпается. Он перестает дрожать и мямлить, его голос становится твердым, а поза — уверенной. Что же вызывает в нем такие перемены?
Дело в том, что в старину вопросы о чести дамы мужчины благородного происхождения решали единственным способом — дуэлью. Однако Желтков столь мелок и незначителен в глазах Мирзы-Булат-Тугановского, его происхождение столь низко, что тот даже не удостаивает его вызова. И то, что брат Веры собирается решать проблему полицейскими методами, невероятно оскорбляет Желткова. Потому что он — человек с невероятным чувством собственного достоинства. И ведет после оскорбления он себя отнюдь не как испуганный «маленький человек» — а уверенно, надменно и почти вызывающе.
От своей любви Желтков не отказывается даже под угрозой. Он считает, что такой любовью его наградил Бог и что ничего дурного в ней нет. Чиновник прощается с княгиней по телефону, не унижаясь, не лебезя и не оправдываясь, и в этом ведет себя даже благороднее, чем дворянин Тугановский.
Особенности сюжета и важные детали
Главная героиня повести — Вера Николаевна, жена князя Василия Шеина, с которым ее с детства связывают доверительные и гармоничные отношения. Она отдыхает с семьей на даче на Черноморском побережье, когда получает очередное послание от поклонника, который пишет ей на протяжении уже нескольких лет. В качестве подарка на именины аноним присылает Вере золотой браслет с гранатами — «низкопробный», как сказано в повести, и немного пошловатый, «купеческий». По центру украшения в окружении красных гранатов располагается один зеленый — очень редкий камень. Символичным оказывается цвет гранатов: зеленый традиционно ассоциируется с жизнью, а красный — с кровью.
«Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.
Александр Куприн. «Гранатовый браслет»
К подарку было приложено письмо, в котором говорилось, что браслет — это семейная реликвия и талисман: «…он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти». Подписывался поклонник инициалами Г.С.Ж.
Александр Куприн
Гранатовый браслет
Повести
Гости на празднике Веры рассматривают альбом с шаржами, один из которых как раз иллюстрирует историю анонимного поклонника княгини. В альбоме он подписан как П.П.Ж и назван влюбленным телеграфистом. Однако на самом деле Желтков — чиновник контрольной палаты, а вовсе не телеграфист.
После праздника все разъезжаются по домам, и Вера Николаевна провожает до экипажа своего крестного, старого генерала Аносова. Погруженная в переживания, княгиня рассказывает «дедушке», как она его называет, о своем поклоннике, надеясь на совет. Однако его ответ не добавляет княгине спокойствия: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне — мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства — литературу, музыку.
Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары её, ни счастья — выше наслаждения служить ей. В.Шекспир
Ход урока
I. Вступление
Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.
Её глаза на звёзды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И чёрной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щёк. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.Ты не найдёшь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле.
И всё ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.
Учитель.
Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.
Любовь, любовь — загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?
Любовь — одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить, — писал Л.Н. Толстой, — значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.
Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
II. Беседа по содержанию рассказа
— О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?
(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями” — символ любви и трагедии в судьбе героя.)
— Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?
(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)
— Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)
— Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?
(Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.)
— Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от «сердечной недостаточности”?
(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — «прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)
Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.
— Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?
(Учащиеся отыскивают в тексте «характеристики” гостей: и «толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с «гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который «ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, «преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)
— Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?
(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное — мудрого. Его Куприн наделил «русскими, мужицкими чертами”: «добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, «бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: «Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”.)
— Что же «счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?
(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)
— Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?
(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)
— Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?
(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: «…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)
— Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?
(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — «громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)
III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»
— Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?
(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)
— Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? («Что это: любовь или сумасшествие?”.)
(Князь Шеин: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)
— Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?
(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее «маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: «В комнате пахло ладаном…”
— Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?
(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.)
— Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?
(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)
Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, «маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть.
Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.
— Почему Куприн по-иному осмыслил «курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?
(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)
— Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?
(Эпизод с пианисткой: «…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)
Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
(Звучит соната № 2 Бетховена.)
— Почему Желтков «заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?
(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно «это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)
— Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?
(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)
— В чём, по-вашему, состоит сила любви?
(В преображении души.)
Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.
— Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?
(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)
— Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.
(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены «заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)
— Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная «Желтков” и преувеличенно громкая, тройная «Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?
(Изысканная записная книжечка, украшенная «филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)
— Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?
(Смысл рассказа — показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. «Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)
IV. Заключение
К.Паустовский говорил, что «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.
V. Домашнее задание
(
ответить письменно
)
Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”