Почему рассказ гранатовый браслет заканчивается трагически сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • По произведению Гранатовый браслет

Сочинение по произведению Гранатовый браслет Куприна

“Гранатовый браслет” — произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков, подаривший супруге цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Для семьи эта ситуация была комичной, но в повести Куприна приобрела трагический характер.

Главной темой “Гранатового браслета” является тема любви. Чистой, покорной, но безответной. Идеей повести стала мысль о том, что раз в сто лет встречается в мире настоящая любовь, которую нельзя упускать.

События рассказа происходят в конце сентября на даче княжеской семьи Шеиных у Чёрного моря. Многие действия и герои книги интересуют, удивляют и озадачивают, но наиболее сильное впечатление произвели слова Аносова о том, что искренняя любовь всегда должна быть трагична. Именно этот персонаж “открыл глаза” главной героине Вере на некоторые вещи и мотивы создания семьи, показал примеры истинной самоотверженной любви. Вспоминая слова Якова, графиня понимает, что упустила именно те нежность и верность, о которых только могла бы мечтать любая женщина.

Также удивляет “пропитанность” книги символами и суевериями: число гостей на празднике — 13, являющееся несчастливым, подарок мужа — жемчужные серьги (жемчуг — знак недоброго предзнаменования), сам гранатовый браслет (гранат — камень, любви, гнева и крови), пасмурная погода накануне торжества. Поражает ещё и сила любви Желткова. Он всегда оставался в стороне, не был навязчивым, внимал каждой просьбе Шеиной, и лишившись возможности видеть её, покончил жизнь самоубийством, потому что Вера была смыслом его жизни, и без наблюдения за ней он счёл своё существование бессмысленным. После чего героиня не только огорчилась, но и поняла, что её сердце еще способно на страсть и любовь, а неинтересная и приевшаяся жизнь заиграла новыми красками и оттенками. Она осознала искренность тёплых чувств и готовность жертвовать собой ради другого человека при отсутствии какой-то отдачи и взаимности.

“Гранатовый браслет” заставляет задуматься о настоящей любви и подводит к мысли, что это светлое ощущение и симпатия важна в жизни каждого, и если человек влюблён безответно, но очень крепко и глубоко, то даже наблюдение за предметом обожания на дистанции наполняет существование смыслом и может осчастливить его. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.

2 вариант

С момента существования человечества, каждый писатель считал за честь рассказать о любви. На эту тему было написано насчитанное количество сочинений и рассказов. И совсем не просто так. Ведь это чувство окутывает сердца каждого из нас и не может оставить в покое. Среди всего разнообразия и потока описания этого чувства, стоит выделить повесть «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна.

«Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире!» — говорит генерал Аносов. Именно это проходит красной нитью через всю повесть Куприна.

Главные герои много говорят о любви. Из их уст она предстаёт в самых разных формах и образах. Настоящая любовь — большая редкость. Но именно такой она была у чиновника Желткова. По своей натуре робкий и мечтательный, чиновник среднего звена, не имеющий за плечами ничего кроме искренних чувств, влюбился в девушку из высшего общества. Его самоотверженная и безответная любовь длилась целых восемь лет. Это чувство поглотило Желткова целиком и полностью.

В качестве доказательства своей безграничной любви Желтков преподносит подарок Вере Николаевне, единственную ценную вещь доставшуюся ему в наследство от матери — гранатовый браслет. Так и не сумев найти ключи к сердцу своей горячо любимой Веры, он решает покончить с собой, тем самым выполняя ее волю — оставляет в покое.

Позднее, сама Вера осознаёт всю чистоту и искренность чувств Желткова. Что настолько сильно и бескорыстно, ее никто не любил и уже вряд ли полюбит. Лишь после кончины Желткова, Вера сравнивает его с величайшими людьми. Сыграв сонату Бетховена в память о нем, понимает что он простил ее и не держит зла.

Само произведение наполнено размышлением о любви, которое срывается с уст каждого героя. Александр Куприн в своей повести показывает любовь как некую недостижимую тайну, для которой не существует никаких преград и сомнений. Окунает нас в мир бескорыстных и добрых людей. Где настоящее и мощное чувство — любовь.

Но, в тоже время, не навязывает своих мыслей, а лишь показывает поступки героев, их жизнь и судьбы, тем самым заставляя читателя самостоятельно анализировать и делать выводы. О символизме — которым является гранатовый браслет. Идее — настоящей любви, которая не проходит бесследно. Основной мысли — настоящей и искренней любви, которую нужно уметь замечать.

Сочинение 3

Что на протяжении всей истории человечества больше всего волнует и трогает сердца? Поэты и писатели воспевают это чувство, посвящают ему целые поэмы. Конечно, речь о любви. Казалось бы, человек, которого посетило настоящее чувство должен быть бесконечно счастлив. Но все может быть иначе.

Мелкий чиновник влюбляется в жену князя. Он любуется ею издали, хранит ее образ в своем сердце, лишь иногда позволяя напомнить о себе. Вера Николаевна, взаимностью ответить, конечно, не может. Во-первых, она действительно хорошо относится к своему мужу, он достойный человек, и опозорить его изменой она просто не может. Во-вторых, Вера и Желтков из разных сословий. Она принадлежит к благородной дворянской фамилии. Он — обыкновенный чиновник, которых сотни в каждой канцелярии.

Впрочем, на взаимность Желтков не очень надеется. Ему достаточно просто существования Веры, чтобы чувствовать себя счастливым. Он не ждет ничего взамен, готов только отдавать, а не брать. Он всего себя отдает этому чувству и любимой женщине.

Муж Веры и ее брат знают об этом поклоннике. Он вызывает у них улыбку, смешанную с жалостью, ведь все понимают, насколько тщетны были бы любые попытки с его стороны.

Вера Николаевна просит Желткова больше не писать ей писем о своей любви и он подчиняется, напоследок отправляя возлюбленной тот самый гранатовый браслет, как символ вечной любви.

Кстати, эта история является автобиографичной. В жену самого Куприна был влюблен телеграфист Желтиков, который однажды подарил ей кулон в виде пасхального яйца. Семья писателя комически отнеслась к этой истории, но в рассказе все закончилось более трагически.

Понимая, что его существование отравляет жизнь любимой женщины, Желтков решает уйти из этой жизни. Он словно наказывает сам себя за совершенное преступление, ведь он хотел то, чего нельзя было хотеть.

На мой взгляд, он поступил не совсем благородно, сообщив Вере о своем уходе из жизни. Ведь, получив такое письмо, любая женщина почувствует себя виноватой, хотя никакой вины на ней не лежит. Гораздо лучше было бы сказать, что он решил куда-то уехать и навсегда ее оставить.

Хотя именно этот поступок и показал Вере, что значит настоящая любовь и самоотверженность. Она поняла, что еще умеет чувствовать, что сердце ее не зачерствело.

В своей повести Куприн показывает любовь, какой, по мнению писателя, она и должна быть. Но не каждый способен обрести ее. Является эта способность врожденной или приобретенной? Кто знает…

Вариант 4

Любовь – это самое искреннее и чистое чувство, присущее человеку во все времена, не зря все великие писатели, певцы и поэты в своих произведениях прославляют любовь во всех её проявлениях. У одних она безответная и несчастная, у других – взаимная, а третьи любят бескорыстно, трепетно, не требуя ничего взамен. Но каждый человек нуждается в любви, как в воздухе, без этого чувства мир просто перестал бы существовать.

А.Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» описывает любовь, которая настигает только одного из героев. Скромный служащий канцелярии Желтков безумно влюбляется в Веру Николаевну, утонченную и грациозную княгиню, но увы, она не испытывает к своему поклоннику абсолютно никаких чувств. Желтков настолько очарован женщиной, что даже не помышляет о какой-бы то ни было взаимности с её стороны. Он счастлив уже от одного присутствия Веры Николаевны рядом и конечно же не последнее место в этой истории любви занимают его письма.

Среди других героев произведения, Желтков стоит на порядок выше, ведь никто из них никогда не любил по-настоящему, а он испытал это чувство в полной мере, каждая частичка его тела ликовала при мыслях об объекте своего обожания. Окружающие его люди только надсмехались над Желтковым, перечитывая его письма.

Кроме пылкой, страстной и самоотверженной любви главного героя, в произведении упомянут ещё один тип этого чувства: любовь дружеская, проверенная годами. Именно такие чувства испытывает Вера Николаевна к своему супругу. Ответив на любовь Желткова она бы предала мужа, а проигнорировав, что она и сделала, Шеина, возможно упустила своё счастье.

Самым важным моментом во всей этой истории становится получение Верой Николаевной последнего, можно даже сказать, прощального письма от Желткова. В нем он открывается Шеиной в своих чувствах, ни в коем случае не обвиняя ее и не требуя никакой отдачи. Тут невольно вспоминаются знаменитые строки А.С.Пушкина: «Я вас любил…»

Вера Николаевна только после смерти Желткова понимает всю силу его преданности и любви, но уже ничего нельзя изменить.

Автор данного произведения с печальным финалом хотел донести до читателя одну простую истину: надо почаще оглядываться по сторонам, ценить тех, кто нам безгранично предан, иначе может быть уже поздно, а повернуть время вспять просто невозможно.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Гранатовый браслет

По произведению Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

  • Тема природы в рассказе Кладовая Солнца Пришвина

    С того момента, как человек появился на планете, можно говорить о том, что его взаимодействие с природными силами началось.

  • Сочинение Жизнь в обществе

    Я понимаю так, что жизнь в обществе отличается от просто жизни тем, что вокруг люди, которые живут по определенным правилами.

  • Женщины и любовь в жизни Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени:

    В этом произведении уже по названию его частей видно, что огромное место уделено отношениям главного героя с женщинами. Печорин – не мошенник, не ловелас… Но от него женщинам плохо, а ему самому тоже не особенно лучше.

  • Графиня Ростова в романе Война и мир Толстого

    В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» показано множество героев, к которым читатель будет испытывать симпатию при прочтении произведения.

  • Смысл названия рассказа Толстый и тонкий Чехова сочинение

    В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ «Толстый и тонкий» не стал исключением. Там прозвища героев указывают на внешние их характеристики.

Любовь – тема вечная в литературе. Думаю, никакая из других тем не бывает
столь субъективной в изображении. У каждого творца свой взгляд на изображение
этого чувства, поэтому любовь в литературе так многолика. В некоторых
произведениях А. КупринА мы встречаемся с изображением любви, как чувства
наивысшей высоты и чистоты, чувства бескорыстного, не требующего награды.
Писатель доказывает, что истинная любовь не миг, а всепоглощающее чувство,
неподвластное движению времени. Такое чувство никогда не забывается
человеком. Его он трепетно хранит в своем сердце всю жизнь. Об этом поветь
КупринА “Гранатовый браслет”.
“Гранатовый браслет” – повесть КупринА, написанная как бы в полемике с
огромным количеством эротической беллетристики, наводнившей литературу того
периода. Главная героиня повести Вера является антиподом Шурочки,, героини
другой повести КупринА “Поединок”. Любовь Желткова приобретает почти
религиозный оттенок и в то же время обреченный смысл, поскольку такой любви
нет места в этом мире. Желтков сознает это, поэтому совершает самоубийство.
В “Гранатовом браслете” показан конфликт идеальной любви со средой, в
которой нет места таким высоким идеалам. Любовь в этом рассказе – чувство
божественное, которое поражает самого, казалось бы, заурядного чиновника
Желткова, гнущего спину за канцелярским столом.
Любимый дедушка Ани и Веры, генерал Аносов, говорит: “Любовь должна быть
трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и
компромиссы не должны ее касаться!” Именно такой и была любовь Желткова
к Вере Николаевне, которую он был готов издалека обожать, боготворить: “Я
мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые
Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала
тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое”.
Поскольку влюбленный не мог разделить свое чувство с предметом своей любви,
он подарил Вере Николаевне самое дорогое, что у него было – гранатовый
браслет своей прабабки. Думаю, Желтков рассчитывал, таким образом хоть как-то
соединить себя с Верой. Он, конечно, был несказанно счастлив уже тем, что руки
его возлюбленной прикасались к его подарку.
Несомненно, то, что любовь Желткова – настоящее чувство, поскольку он
счастлив своей любовью, не рассчитывая на взаимность. И неважно, что
предмету его любви он не нужен. Вся жизнь мелкого чиновника заключалась в
Вере Николаевне: он трепетно относился к предметам, которые держала его
богиня – забытый платок, программа художественной выставки. Желтков пишет
ей письма, на которые возлагает последнюю надежду – руки любимой, коснутся
этих писем, а о большем мечтать и не приходилось.
Может показаться, что влюбленный выглядит жалким, но это отнюдь не так. Его
любовь не просто заслуживает сочувствия как неразделенная, безответная,
а вызывает уважение и восхищение как нечто возвышенное, недоступное
большинству людей. Можно сказать, что Желтков стоит над тем обществом,
которое неспособно испытать подобное чувство. Общество Шеиных посмеивается
над влюбленным чиновником, рисует на него карикатуры, унижает, читая
его письма. Показательным в этом отншении является разговор Желткова
с Василием Львовичем Шеиным и братом Веры Николаем Николаевичем.
Нравственное превосходство Желткова очевидно. Василий Львович признает
его право на чувство, более того, понимает страдания героя. В его поведении
по отношению к Желткову нет и тени высокомерия, в отличии от Николая
Николаевича. Василий Львович ведет себя поистине благородно: подарок
Желткова он бережно кладет на стол, понимает всю ценность красного футляра с
браслетом, ценность, конечно, не в денежном выражении.

Желтков – человек исключительный, поскольку обладает даром любви, о которой
говорит генерал Аносов. Влюбленный решает покончить жизнь самоубийством,
пишет прощальное письмо Вере. Послание словно проникнуто святостью
чувства. Этот человек поражает той выдержкой, с которой он уходит из жизни,
благословляя чувство, ставшее причиной его гибели.
Вера Николаевна увидела Желткова в первый и последний раз уже мертвым, и
он напомнил ей кого-то из великих людей – Наполеона, ПушкинА, поскольку он
обладал мечтой, сильной волей, способностью любить.
Сам Куприн говорил о своей повести, что ничего более целомудренного он еще
не писал. Это действительно так, хотя во многих его произведениях отчетливо
проступает стремление к идеальному, романтическому началу. Соответственно
этому писатель и изображает своих героев как людей, не вписывающихся в
обыденный мир, выпадающих из проторенной колеи, стремящихся к красоте,
свободе, познанию чего-то большего.

Loading…

gnintenispat89

gnintenispat89

Вопрос по литературе:

Вопросы к рассказу ‘Гранатовый браслет»
1) Желтков великий или «маленький» человек?
2) Почему рассказ заканчивается трагически?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

intefu40

intefu40

Желтков был мелким чиновником, но имел большое сердце. ОН  умел любить и сохранить это чувство до конца жизни. Ради того, чтобы порадовать любимую женщину, он пошел на преступление.  Он разбудил в Вере Шеиной интерес к своей личности только после смерти. Она поняла, что пропустила нечто важное, и только музыка привела ее в согласие с самой собой. Затронуть чувства другого человека могут только личности. И Желтков был  личностью, потому что умел любить.
 Рассказ не мог не закончиться трагически, потому что не было и не могло быть взаимного притяжения, ибо Вера хранила верность мужу и  не потеряла ( в силу своего темперамента и воспитания) голову. Желтков жил только любовью. Эта зацикленность также не давала его разуму совершать разумные поступки.   Самоубийство — единственный верный уход в его случае ( за растрату он бы сел в тюрьму, и сей факт снова бы ограничил его пространство).

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • По произведению Гранатовый браслет

“Гранатовый браслет” — произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков, подаривший супруге цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Для семьи эта ситуация была комичной, но в повести Куприна приобрела трагический характер.

Главной темой “Гранатового браслета” является тема любви. Чистой, покорной, но безответной. Идеей повести стала мысль о том, что раз в сто лет встречается в мире настоящая любовь, которую нельзя упускать.

События рассказа происходят в конце сентября на даче княжеской семьи Шеиных у Чёрного моря. Многие действия и герои книги интересуют, удивляют и озадачивают, но наиболее сильное впечатление произвели слова Аносова о том, что искренняя любовь всегда должна быть трагична. Именно этот персонаж “открыл глаза” главной героине Вере на некоторые вещи и мотивы создания семьи, показал примеры истинной самоотверженной любви. Вспоминая слова Якова, графиня понимает, что упустила именно те нежность и верность, о которых только могла бы мечтать любая женщина.

Также удивляет “пропитанность” книги символами и суевериями: число гостей на празднике — 13, являющееся несчастливым, подарок мужа — жемчужные серьги (жемчуг — знак недоброго предзнаменования), сам гранатовый браслет (гранат — камень, любви, гнева и крови), пасмурная погода накануне торжества. Поражает ещё и сила любви Желткова. Он всегда оставался в стороне, не был навязчивым, внимал каждой просьбе Шеиной, и лишившись возможности видеть её, покончил жизнь самоубийством, потому что Вера была смыслом его жизни, и без наблюдения за ней он счёл своё существование бессмысленным. После чего героиня не только огорчилась, но и поняла, что её сердце еще способно на страсть и любовь, а неинтересная и приевшаяся жизнь заиграла новыми красками и оттенками. Она осознала искренность тёплых чувств и готовность жертвовать собой ради другого человека при отсутствии какой-то отдачи и взаимности.

“Гранатовый браслет” заставляет задуматься о настоящей любви и подводит к мысли, что это светлое ощущение и симпатия важна в жизни каждого, и если человек влюблён безответно, но очень крепко и глубоко, то даже наблюдение за предметом обожания на дистанции наполняет существование смыслом и может осчастливить его. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.

Сочинение 3

Что на протяжении всей истории человечества больше всего волнует и трогает сердца? Поэты и писатели воспевают это чувство, посвящают ему целые поэмы. Конечно, речь о любви. Казалось бы, человек, которого посетило настоящее чувство должен быть бесконечно счастлив. Но все может быть иначе.

Мелкий чиновник влюбляется в жену князя. Он любуется ею издали, хранит ее образ в своем сердце, лишь иногда позволяя напомнить о себе. Вера Николаевна, взаимностью ответить, конечно, не может. Во-первых, она действительно хорошо относится к своему мужу, он достойный человек, и опозорить его изменой она просто не может. Во-вторых, Вера и Желтков из разных сословий. Она принадлежит к благородной дворянской фамилии. Он — обыкновенный чиновник, которых сотни в каждой канцелярии.

Впрочем, на взаимность Желтков не очень надеется. Ему достаточно просто существования Веры, чтобы чувствовать себя счастливым. Он не ждет ничего взамен, готов только отдавать, а не брать. Он всего себя отдает этому чувству и любимой женщине.

Муж Веры и ее брат знают об этом поклоннике. Он вызывает у них улыбку, смешанную с жалостью, ведь все понимают, насколько тщетны были бы любые попытки с его стороны.

Вера Николаевна просит Желткова больше не писать ей писем о своей любви и он подчиняется, напоследок отправляя возлюбленной тот самый гранатовый браслет, как символ вечной любви.

Кстати, эта история является автобиографичной. В жену самого Куприна был влюблен телеграфист Желтиков, который однажды подарил ей кулон в виде пасхального яйца. Семья писателя комически отнеслась к этой истории, но в рассказе все закончилось более трагически.

Понимая, что его существование отравляет жизнь любимой женщины, Желтков решает уйти из этой жизни. Он словно наказывает сам себя за совершенное преступление, ведь он хотел то, чего нельзя было хотеть.

На мой взгляд, он поступил не совсем благородно, сообщив Вере о своем уходе из жизни. Ведь, получив такое письмо, любая женщина почувствует себя виноватой, хотя никакой вины на ней не лежит. Гораздо лучше было бы сказать, что он решил куда-то уехать и навсегда ее оставить.

Хотя именно этот поступок и показал Вере, что значит настоящая любовь и самоотверженность. Она поняла, что еще умеет чувствовать, что сердце ее не зачерствело.

В своей повести Куприн показывает любовь, какой, по мнению писателя, она и должна быть. Но не каждый способен обрести ее. Является эта способность врожденной или приобретенной? Кто знает…

Философия любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Теме любви посвящено, пожалуй, наибольшее количество произведений мировой литературы. И это не удивительно, ведь любовь – самое сильное чувство, которое испытывает человек за всю свою жизнь. Каждый автор раскрывает эту тему по-своему, руководствуясь своим жизненным опытом, моральными принципами, внутренними идеалами.

В отечественной литературе 20 века очень интересно, на мой взгляд, раскрывал тему любви А.И. Куприн. Его произведения поражают своей пронзительностью, искренностью, они затрагивают самые глубокие струны в душе читателя. Самоотверженная Олеся, трепетная Суламифь, гордая и спокойная Вера – каждая из этих героинь по-своему интересна, самобытна.

Моим самым любимым произведением Куприна является рассказ «Гранатовый браслет». Это, пожалуй, одна из самых трогательных и печальных историй о любви. Отличительной чертой «Гранатового браслета» является то, что это произведение посвящено неразделенным, безответным чувствам.

Может ли любовь быть напрасной? Счастлив или несчастлив человек, охваченный этим великим чувством? Все ли люди способны любить? Эти вопросы ставит перед читателями автор.

С самых первых страниц рассказа перед нами предстает главная героиня – княгиня Вера Николаевна Шеина. Это красивая женщина, которая счастлива в своем спокойном и мирном браке: «Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Супругов связывают взаимоотношения полного доверия и взаимопонимания. Жизнь Веры легка и спокойна, лишь один момент нарушает ее душевное равновесие – знаки внимания, которые ей оказывает тайный поклонник, подписывающийся Г.С.Ж.

Во время празднования именин Вере Николаевне приносят подарок от этого таинственного Г.С.Ж. – гранатовый браслет. Куприн довольно подробно описывает этот предмет, приковывая к нему внимание читателя: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину».

Браслет словно оживает в руках Веры Николаевны: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Подарок вызывает у княгини тревогу, напоминает кровь. Вера недовольна, раздосадована, она считает знаки внимания со стороны таинственного Г.С.Ж. дерзкими, неуместными. К браслету прилагается еще и письмо, которое оставило Шеину равнодушной, но не может не тронуть читателя. Уже с самых первых строк этого письма мы понимаем, что поклонник Веры Николаевны – не пустой повеса, не «дамский угодник», а глубокий, искренний человек. Но княгиня Шеина еще не способна оценить чувства этого человека. Она думает лишь о том, когда и как сказать о письме мужу, чтобы об этом не узнали гости.

Князь Василий, муж Веры, развлекая гостей, высмеивает поклонника своей жены, рассказывая о нем разные небылицы. Примечательно, что Вере неприятно это слушать, она не смеется, не веселится вместе с другими. Возможно, она уже начала подсознательно ощущать, что некий Г.С.Ж. не заслуживает таких насмешек и издевательств.

С помощью образа генерала Аносова в рассказ вводятся авторские размышления о подлинной любви. Этот персонаж находится в преклонном возрасте, он много испытал в своей жизни и уверен в том, что люди разучились любить. Они вступают в брак, руководствуясь своими интересами, желая от союза с другим человеком только покоя и достатка. Но любви, той, которая «должна быть величайшей тайной в мире», «трагедией», которой не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы», такой любви в этом мире уже нет. Генерал рассказал два похожих случая, но они были лишь похожи, так как слишком много в этих историях жалости и глупости. А ведь любовь должна быть великой, бескорыстной, всепрощающей, возвышенной. Именно о таких чувствах в глубине души мечтает каждая женщина.

Когда Вера рассказала Аносову о странном поклоннике, преследующем ее на протяжении уже многих лет, генерал произнес слова, заставившие героиню по-новому взглянуть на надоевшего почитателя: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Муж и брат Веры решают увидеться с Желтковым (так зовут поклонника Веры), чтобы вернуть браслет и серьезно поговорить о его поведении. Во время встречи Василий Львович Шеин почувствовал, что молодой человек не заслужил насмешек. Он не сумасшедший и не маньяк, Желтков действительно любит его жену, его чувства чисты и бескорыстны. Этого бедного чиновника невозможно напугать ни ссылкой, ни тюрьмой. Его любовь настолько сильна, что будет в его сердце до конца жизни. Шеин почувствовал, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души».

Николаю Николаевичу, брату Веры, не дано понять всей силы и подлинности чувств Желткова. Он считает это «декаденством», наигранностью.

Но чиновник доказывает бескорыстность и силу своей любви, уходя из жизни только лишь для того, чтобы не тревожить свою возлюбленную. Перед смертью он пишет прощальное письмо Вере Николаевне, которое пронизано любовью и преклонением перед дорогой его сердцу женщиной.

И теперь уже сама Шеина понимает, что та любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее, едва коснувшись. От отчаяния ее спасает лишь только мысль о том, что Желтков простил ее. Его душа бессмертна, его любовь будет всегда рядом с ней.

Можно сказать, что финалом рассказа является пробуждение Веры. Теперь она поняла, что ее жизнь, казавшаяся ей такой чудесной и спокойной, на самом деле является пустой и бессмысленной. И как жаль, что она так поздно смогла разглядеть ту великую любовь, ради которой, по мнению Куприна, только и стоит жить.

Вариант 4

Любовь – это самое искреннее и чистое чувство, присущее человеку во все времена, не зря все великие писатели, певцы и поэты в своих произведениях прославляют любовь во всех её проявлениях. У одних она безответная и несчастная, у других – взаимная, а третьи любят бескорыстно, трепетно, не требуя ничего взамен. Но каждый человек нуждается в любви, как в воздухе, без этого чувства мир просто перестал бы существовать.

А.Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» описывает любовь, которая настигает только одного из героев. Скромный служащий канцелярии Желтков безумно влюбляется в Веру Николаевну, утонченную и грациозную княгиню, но увы, она не испытывает к своему поклоннику абсолютно никаких чувств. Желтков настолько очарован женщиной, что даже не помышляет о какой-бы то ни было взаимности с её стороны. Он счастлив уже от одного присутствия Веры Николаевны рядом и конечно же не последнее место в этой истории любви занимают его письма.

Среди других героев произведения, Желтков стоит на порядок выше, ведь никто из них никогда не любил по-настоящему, а он испытал это чувство в полной мере, каждая частичка его тела ликовала при мыслях об объекте своего обожания. Окружающие его люди только надсмехались над Желтковым, перечитывая его письма.

Кроме пылкой, страстной и самоотверженной любви главного героя, в произведении упомянут ещё один тип этого чувства: любовь дружеская, проверенная годами. Именно такие чувства испытывает Вера Николаевна к своему супругу. Ответив на любовь Желткова она бы предала мужа, а проигнорировав, что она и сделала, Шеина, возможно упустила своё счастье.

Самым важным моментом во всей этой истории становится получение Верой Николаевной последнего, можно даже сказать, прощального письма от Желткова. В нем он открывается Шеиной в своих чувствах, ни в коем случае не обвиняя ее и не требуя никакой отдачи. Тут невольно вспоминаются знаменитые строки А.С.Пушкина: «Я вас любил…»

Вера Николаевна только после смерти Желткова понимает всю силу его преданности и любви, но уже ничего нельзя изменить.

Автор данного произведения с печальным финалом хотел донести до читателя одну простую истину: надо почаще оглядываться по сторонам, ценить тех, кто нам безгранично предан, иначе может быть уже поздно, а повернуть время вспять просто невозможно.

«Почему между мечтой и реальностью пролегает пропасть?» — сочинение

Мечта — это то, что окрыляет и вдохновляет человека. Мечтательные люди слепо отдаются своей идее и готовы ради нее на все. Часто людские мечты зарождаются еще в детстве, поэтому человек относится к своей мечте особенно трепетно. Это то, что остается с ним на протяжении всей жизни. Мечта может быть глупой, наивной, но все равно теплой и родной.

Как раз из-за того, что чаще всего мечты зарождаются в детстве, они сталкиваются с реальностью и разбиваются об нее. Реальность — сухая, серая, однообразная. Ребенок никогда не сможет осознать реальность, потому что он видит мир ярким и красочным. Даже в банальных вещах он может заметить что-то необычное. Именно это является причиной появления огромной пропасти между мечтой и реальностью.

Если мечта очень сильная, если фантазии очень яркие, то вырастая человек может случайно остаться в них. В теле взрослого окажется заточен маленький ребенок. Таких людей немного, и чаще всего они страдают от своей эмоциональности в жестокой реальности. Примером такой героини является Наташа Ростова из романа «Война и Мир» Л.Н. Толстого. Наташа милая, романтичная девушка. Читатель следит за ее взрослением и видит, что становясь старше Наташа не теряет детской мечтательности.

Даже во время ужасной, разрушительной войны Наташа мечтает о светлом и счастливом будущем. Именно она своим воодушевлением вдохновляет Болконского жить дальше. Именно она вдохновляет Пьера на свершение добрых поступков. С помощью своей мечтательности Ростова делает людей вокруг счастливее и от этого становиться сама счастливой. Но не всегда мечтательные люди становятся счастливыми.

Часто реальность поглощает человека со всеми его мечтами, и он оканчивает жизнь полный разочарования и обиды. Таким героем является Георгий Желтков из повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Герой влюблен в замужнюю женщину — Веру Шеину. Она для него яркий луч среди темных туч: также прекрасна и также недоступна. Желтков не настаивает на частых встречах и жарких объятиях, ему достаточно посылать ей пару писем в год и изредка подарки.

И вот, подарив возлюбленной гранатовый браслет, он получает жестокий удар от судьбы. Данный браслет возвращает Георгию брат и муж Шеиной. Желтков оказывается в ситуации, когда больше не может поддерживать связь с возлюбленной. Все его мечты на счастливое будущее разбиваются о каменную стену реальности, и тогда мужчине ничего не остается, как только покончить с собой.

Его жизнь обрывается в печальные для Желткова дни, и в тот момент он становится самым несчастным человеком на свете. Подводя итог, можно сказать, что пропасть между мечтой и реальностью никогда не пропадет, но человек может сделать ее меньше, бледнее. Главное — никогда на сдаваться и принимать все несчастья с улыбкой.

Смотрите также: Все люди на этой планете о чем-нибудь да мечтают. Одни мечты удается воплотить в жизнь, другие теряя актуальность, отпадают за ненадобностью и забываются. Примеры, как написать сочинение на тему Мечта и реальность по произведениям Бунина, Куприна, Гончарова, Пушкина и др.

Почему любовь должна быть трагедией, или мысли о рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

«Любовь юная, поэтическая, уносящая в мир грёз — на земле только она одна может дать счастье!» — эти слова Антона Павловича Чехова как нельзя лучше характеризуют ту любовь, о которой говорится в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Это прекрасное чувство, которое делает жизнь человека ярче и красивее, многократно изображалось разными писателями на страницах своих произведений. И каждый из этих писателей высказывал свою точку зрения на этот счёт. Давайте же вспомним о том, что думает об этом чувстве Александр Иванович Куприн.

«Вот и всё. Ещё один рассказ завершается смертью героя, и снова на почве любви», — так думается мне после прочтения произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Как-то странно. Раньше казалось, что любовь – это доброе и прекрасное чувство, и не может оно ассоциироваться с грустью или трагедией. Однако именно трагически заканчиваются многие любовные произведения русских классиков. Их герои либо страдают, либо и вовсе уходят из жизни, некоторые даже добровольно. Так произошло и в этом рассказе. Так зачем же Александр Иванович рассказывает нам эту историю? И почему эта история заканчивается так печально?

«Почём знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», — эти слова генерал Аносов сказал не зря. Он действительно знал, о чём говорит. Он смотрит на эту ситуацию через призму собственного жизненного опыта. И он понимает, что здесь речь идёт о «другой» любви: возвышенной, великой, божественной; той, которая бывает только раз… и навсегда. Вот что испытал Желтков, и вот что давало ему счастье! Возможность видеть её… Наблюдать за ней… Держать в руках вещи, которые держала она… Радоваться мысли о том, что она, возможно, примет его подарок… Эта любовь, пусть и безответная, есть теперь смысл его жизни. А если лишить жизнь человека смысла, то… Собственно, что человеку остаётся делать на этом свете? И вот уже печальный конец рассказа не кажется таким уж нелогичным…

А что могла сделать Вера? Продолжать верить в то, что этот тайный почитатель – всего лишь пустяк, а её собственная личная жизнь её вполне устраивает? Так-то оно так, но вот в том, что она не совсем счастлива, нет никаких сомнений. И хуже всего ей становится, когда она понимает, что вместе с Желтковым ушла и великолепная возможность стать действительно счастливой. Мысль о неиспользованной возможности – что может быть ужаснее?..

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться», — устами дедушки говорит сам Куприн. И доказывает свою теорию наглядным примером в лице Желткова. Александр Иванович хочет сказать нам, что без любви нет жизни. Не знаю, бывает ли такая «прелестная, поэтическая» любовь на самом деле. Скорее всего, нет… Однако спустя несколько лет моё мнение на этот счёт, наверное, поменяется.

Ильяс Хафизов

Сочинение на тему «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире»

Повесть наполнена тем прекрасным чувством, которое невозможно купить, для него не существует таких понятий как «богатый » или «бедный », существует лишь «влюбленный» и «не влюблённый», ради искренности которого можно даже отдать жизнь. Сегодня в мире очень сложно найти того человека, который был бы одержим этим высоким чувством — любовью. Все больше происходит семей так сказать «по расчету». Куприн устами Аносова говорит о любви, как о самой великой тайне в мире, она всегда должна быть трагедией.

Никакие компромиссы, удобства или расчеты не могут вмешиваться в любовь. Вера (Княгиня) говорит, что её любовь к мужу уже давно превратилась в чувство верной дружбы. Поэтому, она уже не имеет желания менять это чувство покоя и уверенности в завтрашнем дне на пылкую страсть, ведь, возможно, она не имеет продолжения.

Но ведь любовь является той страстью, испытывая которую думать возможно лишь о любимом человеке, больше ни о чём, это именно то чувство, которое «поглощает» человека без остатка. Но есть и другое мнение об этом: то, что человек, любя, теряет голову, не думая о том, что будет завтра — это хорошо. К сожалению, она не спасает от повседневных проблем.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Как говорят: «Там, где есть любовь, разум теряется». Неизвестно на что способен человек, погруженный в такое чувство. Но известно то, что он становится как бы уязвимым, ему необходима помощь, а именно — взаимность. Любовь имеет силу возродить человека, и даже убить его. Это и произошло с героем повести «Гранатовый браслет» Желтковым. Его любовь была безответной, и, поэтому она испепеляла его жизнь. Он был благодарным ей за то, что она подарила ему чувства, которые подняли его, «маленького человека», над всем миром.

О любви можно говорить без усталости, приводить примеры или истории из жизни. Но она столь многогранна, что полностью понять влюбленных вы не сможете никогда… Это возможно будет лишь тогда, когда Вы полюбите сами, хотя это будет не похожим ни на одну другую любовь…

Сам Куприн считал, что ничего более целомудренного, чем «Гранатовый браслет» он не писал. Согласитесь, его замечание правдиво, ведь у него так много превосходных рассказов о чистой любви. Но они не сравнимы с «Гранатовым браслетом». Куприн благословлял любовь всему: вечной женской красоте, людям, небесам, земле, воде и даже цветам.

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, проявлений “зоологических” инстинктов, писатель ищет удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, то отправляясь для этого в глубину веков, то забираясь в лесную глушь Волынской губернии, то заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство. Повесть “Гранатовый браслет” — подтверждение того, что Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни — тем более — основываться на выгоде и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна — адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. А наш герой только и живет этими напоминаниями о себе. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя Твое!” “Да святится имя Твое!” — рефреном звучит в последней части “Гранатового браслета”. Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой № 2 Largo Appassionato. Под страстные звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, испытывает чувство глубокой благодарности к человеку, который выше всего в своей жизни поставил любовь к ней, даже выше самой жизни.

Похожие материалы:

  • «Молчать и гибнуть…» (Образ Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») — .
  • «Да святится имя твое…» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет») — .
  • Анализ произведения «Гранатовый браслет» А.И. Куприна — .
  • Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна — .
  • Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А.И. Куприна Гранатовый браслет) — .

«Любовь должна быть трагедией!»

Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет»

Р Ассуждая об идейно-художественном своеобразии небольшого литературного произведения на экзамене, выпускнику очень важно найти удачный стержень для своего Сочинения — иначе все наблюдения над текстом будут рассыпаться как кусочки мозаики. Чтобы этого избежать, нужно, на наш взгляд, не ставить перед собой глобальную задачу целостного анализа, а ограничить себя поисками в какой-то одной сфере — и тогда, возможно, пройдя по найденной
узенькой «тропиночке» внутрь произведения, мы сумеем по пути увидеть гораздо больше того, что могли бы поначалу ожидать.

Попробуем предложить нашим ученикам одну из возможных «тропинок» в повесть А. Куприна «Гранатовый браслет» . Прежде всего введем жанровое обозначение для этого произведения: перед нами повесть — Новелла. Такое определение весьма условно, может быть, даже спорно, но в любом случае оно таит в себе скрытый динамизм, методически очень выгодный: новеллой обычно называют небольшой рассказ со стремительным, поворотистым сюжетом, основанным на каком-то ярком случае, а повесть в принципе

должна бы новеллизм разрушать, так как нацелена на более спокойное повествование, не чуждое описаний и замедления действия. Спросим учеников: можно ли увидеть элементы новеллы в «Гранатовом браслете»? Чувствуется ли, что Куприн умеет строить сюжет и держать читателя в напряжении?

Как формируется в повести, задолго до трагического финала, ощущение тревоги? Можно ли сказать, что автор не перестает интриговать читателя по ходу развития действия? Интересно ли читать эту повесть, динамична ли она?

Есть ли в ней что-то необычное, странное, на первый взгляд немотивированное, но объясняющееся потом?

Нам важно выслушать все ответы учеников. Обычно они достаточно кратки, поэтому этот момент урока не займет много времени — зато мы сумеем коллективно вспомнить все острые моменты повести, увидеть, что автор с самых первых строк начинает формировать в читателе ощущение тревоги, «подсовывать» ему разные неожиданности и загадки, которые будут разогревать читательский интерес. То Анна посреди веселого разговора с сестрой внезапно вскрикнет в ужасе и побледнеет — ее испугает высота обрыва, на котором она стоит; то вдруг гостей на именинах окажется тринадцать — и Вера с тревогой про себя это отметит; то неожиданно вспыхнут гранаты на браслете «алыми, кровавыми огнями».

А потом появятся в повести вставные сюжеты — случаи из жизни генерала Анохина , и в них уже будет рассказываться о любви, приводящей человека к смерти. И так далее — список возможных наблюдений учеников можно продолжать.

Поделимся с ребятами и своей мыслью : интриговать читателя автор начинает уже с Эпиграфа. Действительно, ведь обычно в эпиграф выносятся какие-то фразы, Слова, а тут перед нами название музыкального произведения, точнее одной из его частей . Вряд ли мы сможем припомнить что-нибудь подобное в известных нам литературных произведениях . В чем же дело? Ведь эпиграф должен формулировать какую-то важную для понимания всей книги мысль, выводить нас к проблематике всей вещи, служить к ней своеобразным ключом. Как же нам использовать этот странный ключ? Хотел ли автор, чтобы мы соотнесли структуру сонаты со структурой повести, или просто старался вызвать в нас музыкой определенное настроение?

А может быть, это откровенный эпатаж?

И опять, выслушав и обсудив мнения учеников, предложим им для размышления и свою идею: вполне вероятно, что такой эпиграф — это знак того, что Лежащее перед нами Литературное произведение строится по музыкальным законам , что оно представляет собой переплетение определенных мелодий, Мотивов . Как и в музыкальном произведении, в нашей повести есть чередование ритмов и темпов, силы звука и интонаций; есть и сильное место, своего рода «центральный аккорд», к которому стягиваются многие мелодические темы, — «Любовь должна быть трагедией» .

Итак, какие же мотивы вводят в повесть тему любви? Мотив первый, повторяющийся настойчиво, варьирующийся множество раз — «любви здесь и сейчас, в Мире героев повести, нет» . Не случайно дело происходит осенью, в пору увядания и умирания; цветы в саду, среди которых появляется княгиня Вера, уже доцветают, «роскошная любовь и…чрезмерное материнство» в их жизни уже были, а некоторым из них, царственным, холодным, высокомерным георгинам, пионам и астрам, вообще неведомы . У самой княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы»; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья — она бездетна и страстно мечтает о детях, которых, по всей видимости, у нее уже никогда не будет. Дети есть у ее сестры Анны, и Вера обожает их, но самой Анне они не нужны, как не нужен и муж, которого она откровенно не любит и который, в свою очередь, боготворит ее и постоянно пытается за ней ухаживать.

Нет любви и в жизни других гостей княгини Веры, а одному из них, генералу Аносову, назначено автором ввести в повесть дополнительный мотив — Настоящая Любовь в жизни людей когда-то Была ; рассказы генерала приближаются к свидетельствам очевидца: настоящая любовь — не выдумка, когда-то давно, почти в эпические с точки зрения героев повести времена , она составляла все содержание жизни людей.

Правда, и сам генерал признается, что такой любви уже не застал, что самому ему известно лишь несколько случаев, отдаленно напоминающих эту любовь. Эти его слова как бы отодвигают существование настоящей любви в еще более давнее, совсем уже невозвратимое прошлое: «…Люди в настоящее время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!»; «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?

Та, про которую сказано — «сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость»; «Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники?»

И именно генерал Аносов сформулирует основную мысль повести: «Любовь Должна быть» . Мы сознательно оборвали цитату, сделав тем самым ударение на словах «должна быть». Настоящая любовь, существовавшая когда-то давно, не могла исчезнуть, она обязательно вернется, просто ее пока могли не заметить, не узнать, и, неузнанная, она уже живет где-то рядом. Ее возвращение станет настоящим Чудом — об этом мотиве повести, возникающем уже на первых ее страницах, мы поговорим чуть позже.

Пока же вернемся к любви. Следующий комплекс мотивов, связанных с темой любви, составляют Мотивы смеха, шутки, издевательства. В мире людей «с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособных к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью», любовь становится объектом открытой насмешки. Здесь, конечно же, нужно вспомнить домашний юмористический альбом семьи Шеиных и сцену его рассматривания гостями. Один из сюжетов этого альбома — «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист» — в опошленном, спародированном виде вводит в повесть историю любви чиновника Желткова к княгине Вере — и сюжет этот, комически-буффонный в устах князя Василия Львовича, заканчивается не менее комической смертью персонажа: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов — наполненный его слезами…» Всем смешно — но читатель вместе с княгиней Верой уже распечатал и прочел письмо самого Желткова, приложенное к его подарку, уже заметил кровавый отсвет в гранатах на браслете, уже узнал, что браслет этот «приносит дар предвидения носящим его женщинам… мужчин же охраняет от насильственной смерти» , и поэтому не может увлечься всеобщими шутками и с непонятной тревогой вслушивается в слова княгини, пытающейся остановить своего развеселившегося мужа: «Вера тихо дотронулась до его плеча. «Лучше не нужно», — сказала она.

Но Василий Львович или не расслышал ее слов, или не придал им настоящего значения». Герои повести не «придают настоящего значения» любви, не могут понять и принять всей ее серьезности и трагичности.

На этом этапе разговора можно дать самостоятельное задание классу: собрать и перечислить все сцены, с которыми связаны Трагические мотивы Повести . Часть из них мы уже упоминали, можно теперь обобщить их и кратко записать вокруг слова «трагедия».

И наконец перейдем к центральной части фразы. Императивность ее тона не оставляет сомнений — путь героев повести «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Чудо, давно подспудно ожидаемое Верой, происходит. Мотив Ожидания чуда заявлен в самом начале повести: «…сегодня был день ее именин — семнадцатое сентября. По милым, отдаленным воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного».

Настроение ожидания поддерживает Анна: она нетерпеливо спрашивает про гостей, обязательно хочет посмотреть диковинную рыбу — морского петуха, которого специально, в качестве редкого сюрприза, готовят к вечеру: «Сегодня утром рыбак принес морского петуха. Я сама видела. Прямо какое-то Чудовище. Даже страшно» .

Мотивы чуда тесно переплетаются в повести с Мотивами религиозными, причем звучат они в разных регистрах — от серьезно-возвышенного до пародийно-гротескного . Прежде всего, день, в который начинаются события, — день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии . Гранатовый браслет после смерти Желткова будет повешен по его просьбе на икону Божьей Матери — да и само молитвенное преклонение Желткова перед княгиней напоминает о рыцарском служении эпохи Средневековья, о поэзии трубадуров и миннезингеров, об образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока, как известно, использовавшего в своем творчестве многие религиозные символы . Приход княгини Веры к умершему Желткову, ее прощальный поцелуй напоминает поклонение мощам святого — тоже мученика. В финале же повести мы встречаемся с Мотивом преображения — он связан с княгиней Верой. Сравним два ее портрета: «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна» — такова она до произошедших событий; «Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза…» — это финал повести, настоящая любовь, только лишь задевшая ее своим крылом, изменила всю суть Веры.

Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, неизменности, она преображает Веру, лишая покоя, волнуя — она дает жизнь.

В заключение разговора обязательно нужно сказать, что перед нами, конечно же, произведение романтическое, причем романтизм здесь взят в крайнем своем выражении. По ходу урока у нас уже возникали некоторые сопоставления с другими произведениями романтического характера, теперь же можно показать, что для творчества самого Куприна Роман тические мотивы были определяющими. Для этого очень подходит небольшой рассказ «Фиалки» , в финале которого мы встречаемся со словами, напрямую возвращающими нас к Основной мелодии «Гранатового браслета»: «А вечером в спальной Казаков долго не спит… он плачет долгими, радостными, светлыми слезами, которые никогда уже не повторятся в его жизни.

И как бы потом ни сложилась его жизнь со всеми ее падениями и удачами… он всегда, даже в старости, — он, позабывший имена и лица, — благодарно и счастливо улыбнется, вспомнив фиалки, приколотые к груди принцессы из сказки. Потому что на его долю выпало редкое счастие испытать хоть на мгновение ту истинную любовь, в которой заключено все: целомудрие, поэзия, красота и молодость».

Одно из самых известных произведений А.И.Куприна – «Гранатовый браслет». В повести довольно необычно подана вечная тема любви. Чтобы понять все смыслы, заложенные в рассказе «Гранатовый браслет» нужно более детально рассмотреть сюжет книги. При подробном анализе повести «Гранатовый браслет» смысл произведения раскрывается намного полнее.

Краткое содержание

Начинается «Гранатовый браслет» с эпиграфа, смысл которого становится понятен к концу произведения. Композиционно повесть представляет собой последовательное изложение событий, пришедших к логическому завершению.

Интересно! Толчком к написанию повести послужила реальная история друзей Куприна – семьи губернатора Любимова, жена которого стала прототипом главной героини.

В книге Гранатовый браслет смысл проще понять, имея представление о персонажах и развитии сюжетной линии.

Персонажи

Главные герои:

  1. Князь Василий Шеин – предводитель дворянской знати, находящийся в тяжелой финансовой ситуации.
  2. Княгиня Вера Шеина – супруга Василия Львовича, верная жена, не имеющая тайн от мужа.
  3. Георгий Желтков – мелкий клерк, обожающий княгиню Шеину.
  4. Яков Аносов – почтенный, седой генерал, издавна друживший с семейством Мирза-Тугановских.
  5. Анна Фриессе – сестра княгини.
  6. Николай Мирза-Тугановский – брат героини.
  7. Женни Рейтер – пианистка, приятельница княгини.

Место действия – Ялта. Время действия – сентябрь.

Сюжетная линия

К концу летнего сезона погода на побережье испортилась, вынудив дачников разъезжаться по домам. Поэтому на именинах Веры Шеин присутствовали только самые близкие, чему княгиня была даже рада.

В разгар приема горничная передала княгине пакет, принесенный посыльным. Внутри посылки находился браслет с приложенной к нему запиской. Браслет был изготовлен из золота и украшен гранатовыми камнями.

Кинув взгляд на письмо, княгиня догадалась, что оно от давнего тайного поклонника. Неизвестный обожатель обращался с просьбой принять в дар фамильное украшение.

Во время застолья князь Шеин поведал гостям о тайном поклоннике жены, присылающем ей письма на протяжении нескольких лет. Услышав рассказы князя, генерал Аносов обратил внимание на то, что возможно это и есть та самая настоящая любовь – мечта многих женщин.

После ухода гостей княгиня показывает мужу и брату подарок и письмо. Мужчины решают прекратить назойливое преследование, компрометирующее их семью.

Князь Василий и Николай отправляются к обожателю княгини – Желткову. Они возвращают ему подарок, требуя оставить княгиню в покое. Желтков соглашается и просит передать любимой женщине последнее послание.

Наутро Вера узнает из газет о самоубийстве Желткова и решается сходить посмотреть в первый и последний раз на любившего ее человека. На квартире покойного героиня застает квартирную хозяйку, которая передает княгине последнюю просьбу Желткова – послушать сонату № 2 Бетховена.

Вернувшись домой, Вера Николаевна просит Рейтер сыграть для нее сонату, во время исполнения которой по лицу княгини катятся слезы.

Объяснение сюжета

Своему произведению Куприн дал название украшения, присланного главной героине. Название не только дает представление о содержании рассказа Гранатовый браслет, но и указывает на глубокий смысл повести. Ведь недаром автор так подробно описывает драгоценность.

Основа браслета – низкопробное золото, инкрустированное дорогими камнями граната. Таким образом, автор хотел показать, что с виду непримечательный человек, каким являлся Желтков, может испытывать сильные, искренние чувства.

Любовь стала основной идейной мыслью, выраженной в повести. Автор показывает разные варианта этого чувства:

  • теплоту, нежность и доверие, царившие в семье Шеиных;
  • пренебрежительное отношение Анны к старому мужу, но любовь к его богатству;
  • благоговение и обожание Желткова.

На примере Георгия Куприн показывает важность чувств в жизни любого человека. Любовь Желткова в «Гранатовом браслете» была настолько велика, что без нее он не видел смысла в жизни и решился на самоубийство.

Но в книге Гранатовый браслет смысл произведения заключается не только в показе чистой, жертвенной любви.

Проблематика, затронутая в повести довольно обширна. Наряду с неразделенной любовью, автор поднимает темы:

  • отчаяния;
  • общественного мнения;
  • семейных отношений.

Повесть Куприна наполнена глубоким нравственно-философским содержанием. Любовь Желткова обречена не только из-за неразделенности чувств. Герои относились к разным социальным слоям. Их сближение в те времена было невозможно.

Желтков прекрасно понимал это, поэтому не ждал ничего взамен. Гранатовый браслет – это не просто подарок, это символ безусловной любви, являющейся смыслом жизни героя.

В чем суть концовки

Заканчивается повесть прослушиванием Верой Николаевной сонаты № 2 Бетховена, в которой выражен смысл финала «Гранатового браслета». Соната символизирует несчастную, но вечную любовь.

Музыка олицетворяет все недосказанное словами. Именно соната стала символом пробуждения души героини.

Интересно! Творчество Бетховена было чувственно близко Куприну. Возможно, поэтому музыкальный фрагмент сонаты великого композитора стал определяющим при написании повести.

Музыка является связующим звеном между Желтковым и Верой, придавая сонате в «Гранатовом браслете» особый смысл. Слушая мелодию и размышляя над прошедшими событиями, героиня внезапно осознает, что мимо нее прошло большое и редкое чувство, которое вряд ли повторится в ее жизни.

Несмотря на то, что история кажется завершенной, дальнейшая жизнь героини остается под вопросом. Конечно, она не уйдет от мужа. Но как сложатся их дальнейшие отношения – неизвестно.

Несмотря на трагический финал, повесть вселяет надежду на всепобеждающую силу любви, возвышающую человека над всем ничтожным и мелким.

«Гранатовый браслет» заставляет читателя задуматься о смысле жизни, долге, чести, о редко встречающейся истинной любви. Автор как бы предупреждает – нужно уметь вовремя распознать ее, чтобы позже не жалеть об упущенном шансе, которого возможно больше не будет.

  • Почему рассказ господин из сан франциско так называется
  • Почему рассказ горького старуха изергиль относят к романтической прозе
  • Почему рассказ горе от ума так называется
  • Почему рассказ гамлет щигровского уезда так назван
  • Почему рассказ выстрел называется выстрел