Анализ «Вечером» Аверченко
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 70.
Обновлено 26 Июля, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 70.
Обновлено 26 Июля, 2021
Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя – дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1909 год.
История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Автор посвятил его племяннице Лиде Терентьевой.
Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.
Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приёмы, как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (огорчение Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Аркадия Аверченко не зря прозвали «королём русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, лёгкой иронией и сатирой.
Любимой темой раннего творчества писателя были дети. В посвящённых им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.
Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, её наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и копируют поведение окружающих взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но в первую очередь для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного к ним отношения.
Именно к таким произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».
Впоследствии Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях» (1916 год). Во вступлении к сборнику он написал, что его книга предназначена только тем, кто искренне любит детей.
Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.
Тема
Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и её дяди.
Главные герои представляют собой собирательные образы: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка – сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, а дядя выбрал для себя рациональный и серьёзный тон в общении с племянницей. Но, несмотря на несхожесть, они без особого труда находят общий язык и явно довольны обществом друг друга.
Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми сталкиваются взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьёзным и важным. Он уже давно забыл, что такое детская непринуждённость и открытость, он утратил лёгкость в общении и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.
Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестаёт мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребёнка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.
Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на неё глазами ребёнка. Если взрослые хотя бы иногда будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьёзности, они смогут лучше понимать детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.
Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.
Композиция
Анализируя рассказ «Вечером», следует отметить, что композиция его построена по принципу антитезы – противопоставления двух миров – мира ребёнка и мира взрослого. На их тесном взаимодействии и построен весь рассказ.
Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребёнком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малыша во всём походить на взрослого, которого он считает авторитетом. То, чему учат невольно взрослые, моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.
Главные герои рассказа – взрослый серьёзный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница Лида. В основном на их диалогах и построен рассказ. Он включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на её вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), снова завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Жанр
Произведение «Вечером» написано в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: краткостью, одной сюжетной линией, небольшим количеством действующих лиц.
Направление, которому принадлежит рассказ – реализм, поскольку все герои абсолютно жизненны, как и их взаимоотношения.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Коля Сиринов
10/10
-
Никита Канев
9/10
-
Артём Кот
8/10
-
Александр Михайлов
8/10
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 70.
А какую оценку поставите вы?
Урок
10
Тема:
А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в
рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Цель:
вспомнить определения комического в литературе: юмор, ирония, гротеск,
сатира, гипербола, сарказм, гипербола. Определить отличия между юмором и
сатирой. Охарактеризовать особенности русской сатирической мысли на примере
произведения А. Аверченко «Вечером».
Ход урока
I.Оргмомент.
II. Литературоведческий диктант (Дается определение, а варианты ответа- в
произвольном порядке. Учащиеся вписывают ответы)
№ |
Определение |
Ответ |
1 |
Особый вид комического, изображение |
юмор |
2 |
Особый |
ирония |
3 |
Особый вид комического: высмеивание, |
сатира |
4 |
Особый вид комического, язвительная |
сарказм |
5 |
Литературный прием, соединение реального |
гротеск |
6 |
Стилистическая фигура, |
гипербола |
III. Подготовка к восприятию (ответы учащихся).
— Сегодня мы с вами поговорим об одном из
рассказов А.Аверченко «Вечером». В конце урока вы должны ответить на вопрос:
рассказ «Вечером» юмористический или сатирический, а для этого ответьте на
несколько вопросов.
1.Почему во все времена в обществе ценятся люди с
чувством юмора?
2.Что привлекает к ним людей?
3.Какую цель преследуют люди с чувством юмора,
когда они острят?
4.А что может быть обратной стороной этой медали?
5. Как же, за счет чего писатели достигают своей
цели, чтобы мы улыбнулись?
IV.Вступительное
слово учителя
Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко
характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. Одна
из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные, с удивительной непосредственностью и жизнелюбием. Им
он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером»,
написанный в 1909 году. Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.
— Вспомните произведения о взаимоотношениях взрослых и детей
(ответы учащихся).
V.Анализ рассказа.
1.О чем рассказ «Вечером»? ( «Вечером»
— это рассказ о чистой душе ребенка, о его стремлении узнавать мир, о
потребности общения со взрослыми. Лидочка отвлекает дядю от чтения, задает
бесконечные вопросы «зачем». Просит рассказать ей сказку. «Вечером» — это
рассказ о взрослом, утратившем непосредственность и искренность, а может быть,
сознательно притворяющемся строгим. Кажется, дядя с досадой отвлекается от
чтения «Истории французской революции», и зачем-то принимает «преглупый тон» в
общении с ребенком).
2.Кто
является главными героями рассказа, расскажите о них (ответы учащихся).
3. Какие
открытия успевает Лидочка сделать за вечер? Какие новые загадки появляются на
этом пути открытий?
4.Как
соотнесены в рассказе обыденная реальность и сказочная фантастика? Чему отдает
предпочтение каждый из героев?
5.
Вспомните эпизоды (сказка про жабу и сказка про курицу, поиск «жениха» и
«невесты» на картинках). (эпизоды позволяют узнать, насколько взрослые
язвительны, способны притворяться, скрывать свои истинные чувства, но это не
значит, что он не любит девочку, не замечает ее голубых глаз, сияющих, как звездочки).
Что они позволяют узнать о героях и их отношениях? (А.Аверченко посвящает
рассказ Лиде Терентьевой, племяннице, дочери сестры Марии. Аверченко во
вступлении к сборнику написал, что его книга для тех, кто любит детей: «для вас
эта книга, потому что большая любовь к детям водила рукой автора»).
6.Почему
рассказ имеет такое название?
VI. Подведение
итогов урока
—
Итак, ребята, подведем итоги нашего занятия. Скажите, что вы
можете на основании всего прочитанного и услышанного сегодня сказать о писателе
и его произведении.
—
Какова позиция автора? Чему учит этот рассказ?
(Таким образом,
Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо
ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя
бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности,
они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение
между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.
Своим
рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину –
взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и
стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек
с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием).
-А
теперь возвращаемся к вопросу: рассказ
«Вечером» юмористический или сатирический. Свой ответ аргументируйте. (ответы
учащихся)
VII. Домашнее
задание:
читать рассказы Тэффи
«Свои и чужие», М.Зощенко «История болезни».
VIII.
Рефлексия.
— Что
было интересным на уроке?
История написания
В своё время Аркадия Аверченко получил звание «король русского смеха». И ведь не зря, так как в его ранних произведениях всегда был юмор и лёгкая ирония. Автор всегда любил рассказывать о детях и об их жизни. В таких произведениях можно было проследить отношение писателя к жизни и к тому, какие взаимоотношения должны быть между взрослым человеком и ребёнком.
Аверченко мог тонко описать детскую душу, которая подвластна доверчивости и наивности. Писатель пытался донести, что они схожи с губкой, которая очень быстро перенимает и впитывает повадки и поведение окружающих его взрослых. Именно из-за такого смыслового содержания его произведения советуют читать не только маленьким, но и взрослым. Автор в простой форме пытается донести до людей, что детям нужно подавать хороший пример и бережно к ним обращаться.
Тему детей писатель затрагивает и в своём очередном рассказе «Вечером». Он был написан в 1909 году и выпущен в 7 номере журнала «Сатирикон». Позже автор добавил это произведение в свой сборник, начинавшийся со вступления, что эта книга предназначена только для тех, кто питает искреннюю любовь к детям. Однако составители рецензий считают, что произведение нельзя считать назидательным, так как в нём не употреблён поучительный тон.
Для более подробного изучения творчества Аверченко следует ознакомиться с произведениями автора:
- «Русалка»;
- «Золотой век»;
- «Жена»;
- «Ихневмоны»;
- «Пылесос»;
- «Ложь»;
- «История одной картины»;
- «О шпаргалке»;
- «Новая русская сказка»;
- «Специалист»;
- «Умение жить»;
- «Поэт».
Поэт также писал сценарии для одноактных пьес, которые шли в петербургских театрах.
Тема и проблематика произведения
Главной темой произведения является отношение детей и взрослых. Это можно чётко отследить по взаимоотношению двух главных героев — Лидочка и её дядя.
В произведении Лидочка является воплощением всех детей. Она любит жизнь, ни о чём не заботится. Тогда её дядя является отражение всех взрослых людей, которым присуще серьёзность и сосредоточенность на своих делах. Однако, несмотря на противоположные характеры, оба героя прекрасно находят общий язык.
Всё общение Лидочки и дяди завязано на том, чтобы показать читателю проблемы взрослых и детей, которые присуще уже не одному поколению. Дядя специально показан как слишком серьёзный и деловой человек, давно забывший о жизнелюбии и той лёгкости, которая когда-то была у него в детстве.
Лидочка же, в свою очередь, любит познавать мир и задаёт своему дяде множество вопросов. Сначала мужчина отвечает ей с присущей серьёзностью, но потом понимает, чего именно она добивается. Дядя начал на любой вопрос девочки придумывать весёлую историю, что очень забавляло и веселило её. Она за один вечер успевает узнать много нового.
Таким образом, писатель пытается донести до читателя, что порой нужно срывать с себя маски серьёзности и попробовать посмотреть на мир детскими глазами. Возможно, он станет от этого гораздо красочнее. Если взрослые хоть иногда перестанут быть чопорными и надменными, то станут лучше понимать своих детей и их потребности. Таким образом общение двух поколений будет приносить радость каждому из них.
В своём произведении Аверченко хочет очередной раз показать, что взаимопонимание между людьми возникает только тогда, когда каждый может встать на сторону оппонента и пойти на уступки. И неважно дети это или человек с другим социальным статусом.
Проблематика:
- Проблема детской доверчивости.
- Проблема детской искренности.
- Проблема детского мировоззрения.
- Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Композиция и жанр
Исходя из анализа произведения можно сделать вывод, что оно построено по принципу антитезы — сравнение противоположного. В этом случае это сравнение двух миров. На их взаимоотношение и основываются все события в произведении.
Еще в рассказе можно заметить, что писатель использует «композиционное повторение». Таким приёмом он в очередной раз пытается показать, что дети всё перенимают у взрослых. Даже незначительные детали в поведении, разговоре или жестах ребёнок может применить на себе.
Главные герои произведения:
- девочка Лида;
- рассказчик;
- дядя;
В рассказе присутствует завязка, в которой автор знакомит читателя с главными героями, развитие событий (бесконечные вопросы Лиды и «сухие» ответы дяди), кульминация и развязка, описывающая дальнейшее открытие Лидочкой мира.
Произведение написано в жанре рассказа, так как соответствует всем основным требованиям:
- одна сюжетная линия;
- мало действующих персонажей;
- краткость.
Направление рассказа — реализм, так как все персонажи и их взаимоотношения основываются на реальных событиях.
Целостный анализ произведения Аркадия Аверченко «Вечером» поможет читателю полностью понять мысль, которую хотел донести до него автор. Аргументом для сочинения может послужить проблема роли семьи в формировании детей.
Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя были дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отобразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.
Краткий анализ
Год написания – 1909 год.
История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.
Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.
Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приемы как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (сильное расстройство Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Аркадия Тимофеевича не зря прозвали «королем русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, легкой иронией и сатирой.
Пожалуй, самой любимой темой писателя были дети. В посвященных им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.
Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, ее наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и полностью копируют поведение окружающих их взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но, в первую очередь, для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного отношения к ним отношения.
Именно к таким тематическим произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».
Впоследствии Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях» (1916 год). Во вступлении к сборнику он написал, что его книга предназначена только тем, кто искренне любит детей.
Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.
Тема
Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и ее дяди.
Главные герои представляют собой собирательный образ: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка представляет собой сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, в то время как дядя представляет собой рациональное серьезное начало. Но, несмотря на явную несхожесть, они без особого труда находят общий язык.
Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми вынуждены сталкиваться взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьезным и важным. Он уже давно позабыл, что такое детская непринужденность и открытость, он утратил легкость и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.
Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестает мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком, с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребенка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.
Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности, они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.
Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.
Композиция
При проведении в рассказе «Вечером» анализа, следует отметить, что композиция рассказа построена по принципу антитезы – противопоставлении двух миров – мира ребенка и мира взрослого. На их тесном и непрестанном взаимодействии и построен весь рассказ.
Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребенком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малышей во всем походить на взрослых, которых они считают авторитетами. То, чему учат невольно взрослые, все моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.
Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. Рассказ включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на ее бесконечные вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Жанр
Произведение «Вечером» написано в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: краткостью, одной сюжетной линией, небольшим количеством действующих лиц.
Направление, которому принадлежит рассказ – реализм, поскольку все герои абсолютно реальны, равно как и их взаимоотношения.
Предыдущая
Сочинения«Бежин луг» анализ рассказа Тургенева – план, тема, жанр, история создания произведения
Следующая
Сочинения«Сотников» анализ произведения Быкова – проблематика, жанр, история создания, тема повести
Аркадий Тимофеевич Аверченко знаменит своими неповторимыми произведениями о детях. Все его творчество, а особенно раннее, пронизано теплыми жизнеутверждающими нотами, добрым юмором и веселой беззаботностью. Главные герои у Аверченко – неизменно дети, увлекающие своей простотой мироощущения и жизнелюбия, доброты и непосредственности. Рассказ «Вечером» — также о детях, здесь писатель показывает два удивительно разных мира – взрослый и детский. Данный анализ будет полезен как учащимся, так и всем любителям качественной художественной литературы.
История создания
Излюбленной темой творчества Аркадия Тимофеевича всегда были дети. Именно через них автор доносит до читателей свои взгляды на жизнь, касающиеся сложных взаимоотношений взрослых и детей. Будучи хорошим психологом, он удивительно тонко умел передать всю красоту и непосредственность детской души. Все его «детские» рассказы объединены общим смыслом, заключенным в стремлении донести до читателя чрезвычайно простую и в то же время необычайно важную мысль о том, что дети – наше точное отражение.
И как бы мы их не воспитывали и чему бы не учили, они все равно будут смотреть на нас и наше поведение. Потому, произведения Аркадия Аверченко, несмотря на то, что они едва ли не все – о детях, важны прежде всего для взрослых. Это своеобразный пример, учащий нас воспитывать в первую очередь самих себя, чтобы дети, глядя на нас, перенимали лишь положительные качества.
Рассказ «Вечером» написан в 1909 году, и практически сразу был представлен на суд читающей публике в журнале «Сатирикон». В 1916 году автор издал сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях», куда включил также и рассказ «Вечером». Сборник начинался с послания Аверченко к своим читателям, сообщая о предназначении его лишь тем, кто искренне любит детей. Предисловие к самому рассказу «Вечером» гласит, что данное произведение Аверченко посвятил своей любимой племяннице Лидочке Терентьевой, которая, по всей видимости, и явилась прототипом главной героини.
Тема
Сложную тему затрагивает писатель в данном рассказе – тему непростых взаимоотношений двух поколений – отцов и детей. В произведении присутствуют два основных действующих персонажа – дядя и племянница, через общение которых автор и раскрывает свою тему.
Дядя и его маленькая племянница Лидочка в рассказе задуманы автором как собирательные образы. Дядя – взрослый и состоявшийся мужчина, мудрый, серьезный, и в то же время веселый. Он является олицетворением всех взрослых. Именно таким хочет видеть Аверченко старшее поколение и в реальной жизни. Лидочка – это все дети в целом. Она – воплощение простоты и наивности, потрясающего жизнелюбия и неукротимого стремления к знаниям. И такие, на первый взгляд, совершенно разные люди, в рассказе с легкостью находят общий язык.
Продолжающийся в течение всего повествования диалог между Лидочкой и дядей, отражает широкий круг проблем, которые необходимо преодолевать разным поколениям на протяжении всей жизни. Намеренно изобразив своего героя излишне серьезным и важным, писатель предлагает нам со стороны увидеть самих себя. Ведь мы, как и герой рассказа, уже давно позабыли, что такое свобода и беззаботность, простота и открытость. Мы уже давно утратили легкость и искреннее, непосредственное отношение к жизни, свойственное лишь детям.
Поначалу диалог между поколениями строился сложно. Ведь на бесконечные Лидочкины вопросы дядя отвечал «по-взрослому» — сухо и непонятно. Но, видя упорство девочки в познании окружающего мира, мужчина идет на уступки и пытается поговорить с ребенком на ее языке. Такой его поступок чрезвычайно нравоучителен для всех взрослых, ведь в конечном итоге, такой подход пойдет всем на пользу.
Аверченко учит нас смотреть на жизнь глазами детей, еще не успевшими устать и озлобиться. Он предлагает взрослым увидеть и прочувствовать всю многогранность нашей жизни, ведь она так удивительна и интересна. Став на время детьми, мы можем лучше понять подрастающее поколение, чем существенно облегчим свою жизнь и взаимоотношения. В этом нравоучительный смысл данного рассказа.
Композиция
Композиция рассказа построена на основании противопоставления двух миров – детей и взрослых, особенностях их взаимоотношений. Данный прием принято называть антитезой. Еще одной значительной деталью композиционного строения рассказа «Вечером» является наличие «композиционного отражения». Этот прием избран автором с целью наглядного изображения точного копирования всех действий взрослых маленькими детьми.
Такое «отражение» поведения мы наблюдаем на протяжении всего произведения. И такое поведение детей вполне понятно и объяснимо, ведь взрослые для малышей всегда были неким незыблемым авторитетом. От нас подрастающее поколение возьмет все, что видит, несмотря на то, чему мы их будем учить – и манеры и проявление эмоций, и даже – мельчайшие детали в разговоре. Аверченко все это очень хорошо понимал и передал накопленные знания через свое творчество читателю, создав множество произведений, раскрывающих такие важные элементы детской сущности.
Композиция рассказа «Вечером» в целом содержит все традиционные компоненты, характерные для любого произведения. Завязкой здесь будет знакомство читателя с главными героями рассказа – девочкой Лидой и ее дядей. Развитие событий представлено диалогом между действующими лицами, как представителями разных поколений, продолжающимся на протяжении всего текста, а конкретно – ответами мужчины на непрекращающийся поток вопросов со стороны любознательного ребенка. Кульминация – переживания Лиды, ее рыдания по поводу того, что ей не под силу помочь найти для своего дяди «страшную» невесту. Дальнейшее изучение девочкой окружающего мира и новая вереница вопросов заканчивает произведение, представляя собой завязку.
Жанр, направление
Небольшой объем, несколько действующих лиц и наличие всего одной сюжетной линии с полной уверенностью позволяет определить жанр данного произведения как рассказ. Реальные действующие лица, а также их взаимоотношения и правдиво описываемые жизненные ситуации говорят о том, что перед нами произведение, относящееся к реалистическому направлению.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
На чтение 7 мин. Опубликовано 06.03.2020
За свою жизнь Аркадий Тимофеевич написал много книг, которые любят взрослые и дети. Одни рассчитаны на самых маленьких читателей, другие — на аудиторию постарше. На уроке литературы в 7 классе учащиеся знакомятся с юмористическим рассказом Аверченко «Вечером». Анализ произведения и написание сочинения входят в перечень обязательных заданий. Чтобы было проще подготовиться, лучше сначала прочесть текст полностью, а затем выполнить разбор по плану.
Содержание
- История создания
- Тема произведения
- Композиция и жанр
- Краткое содержание
- Развитие сюжета
- Кульминация и развязка
История создания
Современники называли Аркадия Тимофеевича королём смеха. Его ранние произведения наполнены добродушной иронией. Одни искрятся юмором, в других есть оттенок грусти, а третьи заставляют задуматься о вечном. Герои многих рассказов — дети. Автор показывает через них своё мировоззрение и отношение к жизни. В каждом произведении содержатся ценные наблюдения, которыми Аркадий Тимофеевич спешит поделиться с читателями.
Составители многочисленных рецензий отмечают, что рассказ «Вечером» нельзя назвать назидательным, ведь в нём нет менторского тона. Однако это произведение показывает целостную картину доверительных отношений между взрослым и ребёнком. Рассказ легко ложится на сценарий, поэтому по нему ставят пьесы.
На примере диалога дяди и Лидочки Аверченко показывает, что даже при сильной занятости можно найти несколько минут на то, чтобы побеседовать с ребёнком. Иногда достаточно нескольких слов, после чего малыш найдёт себе интересное занятие, а потом будет радостно делиться открытиями, которые успевает сделать за несколько минут. Вот какие качества детей показывал Аверченко в своих произведениях:
- непосредственность;
- наивность;
- доверчивость;
- многогранность души.
Маленький юмористический рассказ «Вечером» писатель посвятил любимой племяннице Терентьевой Лиде. Произведение было написано в 1909 году. В 7-м номере журнала «Сатирикон» рассказ был опубликован впервые, а впоследствии писатель включил его в сборник, изданный в 1916 году. Во вступлении к книге автор указал, что она для тех взрослых, которые искренне любят детей.
Тема произведения
Лаконичный рассказ посвящён взаимоотношениям детей и взрослых. На протяжении всего произведения дядя и племянница ведут диалог, который иногда прерывается, потому что девочка уходит заниматься своими делами. Автор воплотил в главных героях собирательные образы. Таких детей, как Лидочка, очень много. Взрослые тоже часто бывают похожими на центрального персонажа. Черты, присущие девочке:
- жизнелюбие;
- искренность;
- непосредственность.
Дядя совсем не такой. Он старается быть искренним, но при этом не желает, чтобы племянница отвлекала его от серьёзного дела. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. Однако персонажи непринуждённо общаются и понимают друг друга.
Основная тема — поиск языка, на котором могли бы говорить взрослые и дети. Сначала дядя отвечает племяннице сложными фразами, употребляя термины, непонятные Лидочке. Затем язык становится проще. Лидочка, в свою очередь, старается приблизить свою речь к дядиной, но ей это не очень хорошо удаётся. Девочка хочет казаться взрослее, однако детская непосредственность никуда не девается, а лишь приобретает другие формы.
Вопросы малышки следуют один за другим, и постепенно игра, в которую играют герои, обретает правила. C начала дядя рассказывает Лидочке сказку, а потом она делится историей, которую придумала сама. Таким образом девочка учится понимать юмор.
Мир, увиденный детскими глазами, бывает ярче и интереснее, чем тот, что открывается уставшему взору взрослого. Это и хочет донести Аркадий Тимофеевич. Мужчинам и женщинам средних лет иногда стоит отбросить излишнюю серьёзность и напускную чопорность, чтобы находить с подрастающим поколением общий язык.
Более глубокая мысль заключается в том, что два человека смогут получать удовольствие от общения только в том случае, если оба будут делать шаги навстречу. Это касается не только детей, но и взрослых, имеющих различия в жизненном опыте, социальном статусе и образовании.
Композиция и жанр
Композиционная особенность рассказа в том, что автор использовал приём антитезы. Аркадий Аверченко противопоставляет миры взрослого и ребёнка. С одной стороны, между ними про́пасть, а с другой, при желании можно найти точки соприкосновения, при этом каждая сторона получит и удовольствие, и пользу.
Ещё один приём, удачно использованный писателем, — композиционное отражение. Его суть в том, что один персонаж повторяет действия другого. В этом произведении взрослый рассказывает шуточную сказку, а Лидочка через некоторое время переиначивает её, оставляя суть. Так автор хочет показать, что дядя для девочки — непререкаемый авторитет, на которого ей хочется быть похожей. Композиционно рассказ включает в себя несколько частей:
- завязку, когда писатель представляет читателю героев;
- развитие сюжета, во время которого девочка и взрослый активно общаются;
- кульминацию — эпизод, когда Лидочка плачет, потому что у неё не получается отыскать «страшную» невесту;
- развязку — дальнейшее изучение маленькой племянницей окружающего мира.
Жанр этого короткого произведения — рассказ. Правильно определить принадлежность позволяют следующие признаки:
- небольшое количество персонажей;
- единственная сюжетная линия;
- малый объём.
Поскольку действующие лица и события, произошедшие с ними, реальны или могли случиться в действительности, произведение можно отнести к реализму. Чтобы лучше понять творчество писателя, стоит прочесть и другие его произведения, например:
- «Русалка».
- «Золотой век».
- «Ихневмоны».
- «Жена».
- «Пылесос».
- «Хлебушко».
- «Умение жить». «Поэт».
- «Ложь».
- «История одной картины».
- «Новая русская сказка».
- «О шпаргалке».
- «Специалист».
Краткое содержание
На то, чтобы изучить краткое содержание «Вечером» Аверченко, понадобится несколько минут. Произведение начинается с того, что главный герой читает историческую книгу, в которой рассказывается о жирондистах и французской революции. Неожиданно кто-то тянет его за пиджак. Затем показывается игрушечная зверушка. Это девочка Лидочка пытается привлечь внимание дяди.
Развитие сюжета
Герой говорит, что читает о тактике жирондистов. Девочка молчит, и тогда дядя решает внести ясность, добавляя, что это нужно для расширения кругозора. Лида продолжает задавать вопросы, а затем просит, чтобы дядя рассказал ей сказку. В ответ следует встречное предложение. Девочка отвечает, что дядька «надоел» ей со сказками, однако начинает снисходительно рассказывать о Красной Шапочке. Здесь видно, что ребёнок говорит теми словами, которые ранее слышал от взрослых.
Пока Лида рассказывает сказку, слушатель то и дело перебивает её, вставляя реплики и задавая «взрослые» вопросы, например:
- где жила бабушка;
- был ли лес её собственностью;
- большой ли волк встретился Красной Шапочке.
После таких расспросов Лидочка говорит, что ей стыдно, и «страдальчески закусывает губу». Тогда дядя сам выступает в роли рассказчика, но теперь уже девочка перебивает его, копируя поведение взрослого.
Любимый родственник рассказывает смешную историю о мальчике, который сидел под деревом, пока отец рвал яблоки. Вдруг мальчик спросил отца, имеют ли яблоки лапки. Отец ответил отрицательно, и тогда ребёнок сказал, что, значит, он съел жабу.
Потрясённая девочка уходит, давая дядьке возможность спокойно почитать, но через 20 минут возвращается с сияющими глазами. Лидочка рассказывает сказку с аналогичным сюжетом, только в ней отличаются герои и детали. Вместо мальчика и папы — девочка и мама, и маленькая героиня приняла не жабу за яблоко, а курицу за грушу. Дядя упрекает девочку в плагиате, но она не соглашается, говоря, что сама придумала историю.
Кульминация и развязка
Автор показывает малышке картинку, где изображён Вий, и говорит, что это её жених. Лидочка в ответ хочет найти герою невесту, но у неё не получается. Огорчённая девочка плачет, но дядя только пожимает плечами и не пытается её успокоить.
Через некоторое время взрослый видит, что Лида уже нашла интересное занятие. Она смотрит сквозь отверстие замочного ключа, приближая и отдаляя его. Ребёнок удивлён тем, что если придвинуть предмет близко к глазам, можно увидеть очень много. Если отодвинуть отверстие, дядя уже не помещается в него целиком. Этой сценке автор посвятил несколько абзацев, складывается впечатление, что для Лидочки открытие, сделанное ею самостоятельно, не уступает по важности диалогам с дядей.
Так многогранно показаны любопытство и стремление к познанию, внутренний мир ребёнка и его непосредственность.
Цель: представить творчество А. Аверченко с
точки зрения продолжения традиций русской
литературы.
Методические приёмы: беседа с обучающимися,
анализ текста прозаического произведения,
сообщения обучающихся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (краткий рассказ
о творчестве и биографии писателя-сатирика)
Сегодня мы будем говорить о человеке, которого
сравнивали с заокеанскими юмористами Марком
Твеном и О`Генри, а простая читающая публика
жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля
смеха». Книги «Рассказы (Юмористические)»,
«Зайчики на стене», «Веселые устрицы», «Круги
по воде», «Рассказы для выздоравливающих»,
сотрудничество с петербургскими театрами и
журнал «Сатирикон» вознесли А. Аверченко на
литературный Олимп еще в 1912 году.
Аверченко Аркадий Тимофеевич — русский
писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта
1881 года в Севастополе в семье неудачливого
мелкого торговца Тимофея Петровича Аверченко и
Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного
солдата с Полтавщины. Ввиду его полного
разорения Аверченко пришлось доучиваться «дома,
с помощью старших сестер». (Дело в том, что в
детстве Аркадий ловко уклонялся от учебы,
всячески поддерживая семейную версию о его
слабом здоровье (плохое зрение). «И я так и
остался бы неграмотным,- признавался писатель в
«Автобиографии», — если бы старшим сестрам не
пришла в голову забавная мысль: заняться моим
образованием». Сестер — а их у писателя было
шесть — можно было понять. Из трех мальчиков,
родившихся в семье, двое умерли в младенчестве.
Для сестер Аркадий был единственным братиком —
вот они и старались. Позже он окончил два класса
городского реального училища, на этом
образование закончилось. Но недостаток
образования со временем компенсировался
природным умом.) В 1896 году поступил конторщиком
на донецкую шахту, через 3 года переехал в Харьков
на службу в той же акционерной компании.
В Харькове состоялся литературный дебют
Аркадия Аверченко. Первый рассказ «Уменье жить»
был опубликован в харьковском журнале
«Одуванчик» в 1902 году. Для едва обученного
грамоте 22-летнего служащего это было большим
событием. 31 октября 1903 года местная газета
«Южный край» поместила его «Как мне пришлось
застраховать жизнь». Серьёзной заявкой
литератора явился рассказ «Праведник»,
опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале
для всех» в 1904 году. В период революционных
событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает
публицистический талант и предприимчивость,
широко публикуя в недолговечных периодических
изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив
несколько номеров быстро запрещенных цензурой
сатирических журналов «Штык» и «Меч».
В военные и предреволюционные годы книги
Аверченко активно издаются и переиздаются:
«Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности,
людях» (1914), «Одесские рассказы»(1915), «О
маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом»
(1917) и другие. Особое место среди них представляют
«детские» рассказы (сборники «О маленьких — для
больших», «Шалуны и ротозеи» и другие).
К 1917 году Аверченко перестает писать
юмористические произведения. Теперь его
основные темы — это обличение современной власти
и политических деятелей.
Февральскую революцию 1917 года Аверченко со
своим «Новым Сатириконом», разумеется,
приветствовал; однако последовавшая за ней
разнузданная «демократическая» свистопляска
вызывала у него возраставшую настороженность, а
октябрьский большевистский переворот был
воспринят Аверченко, вместе с подавляющим
большинством российской интеллигенции, как
чудовищное недоразумение. При этом его веселый
абсурд приобрел новый пафос; он стал
соответствовать безумию новоучреждаемой
действительности и выглядеть как «черный юмор».
Впоследствии подобная «гротесковость»
обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В.
Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их
ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной
трансформации юмора в новую эпоху.
После закрытия большевиками журнала в 1918 году
Аверченко бежал на белогвардейский юг, где
публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг
России» антибольшевистские памфлеты и
фельетоны. В Крыму писатель творил практически
без отдыха. С утра «заряжался», работая под
музыку с пудовыми гирями. Днем, если удавалось,
забегал на улицу Ремесленную, где жили его мать и
две замужние сестры. Все остальное время он
принадлежал редакции и театру, причем не
одному, а нескольким. Писал и выступал как чтец,
артист и конферансье, откликаясь на насущные
проблемы с характерной для него остротой. Вместе
с А. Каменским писатель заведовал литературной
частью театра-кабаре «Дом Артиста», созданного
в Севастополе в сентябре 1919 года. Одной из первых
постановок стала новая пьеса А. Аверченко
«Лекарство от глупости», в которой автор
выступал и в качестве актера. А 2 ноября того же
года Аркадий Тимофеевич вместе со знаменитой
писательницей Тэффи (Надеждой Александровной
Лохвицкой) дал большой концерт в театре
Севастопольского городского собрания. Еще один
театр Севастополя — «Ренессанс» — отметил
начало 1920 года премьерой по пьесе А. Аверченко
«Игра со смертью». Он же в середине января 1920
года организовал вечер юмора с участием Аркадия
Тимофеевича. А в театре «Наука и жизнь» писатель
выступал с моноконцертами либо вместе с
популярной актрисой М. Марадудиной.
- В апреле 1920 года на улице Екатерининской (ныне
ул. Ленина), 8, открылся еще один театр с
романтическим названием «Гнездо перелетных
птиц». Аверченко успешно гастролировал с
театром по Крыму, побывав с концертами в
Балаклаве, Евпатории и Симферополе. - В октябре 1920 года писатель отбыл в Стамбул. В
Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал
творческую деятельность с организаторской: с
эстрадным театром «Гнездо перелетных птиц» он
совершил несколько гастрольных поездок по
Европе. Этот театр, вместе с кабаре Александра
Вертинского «Черная роза», станет самым
известным в эмигрантской среде. - В 1921 году в Париже опубликовал сборник
памфлетов «Дюжина ножей в спину революции»,
названный Лениным «высокоталантливой книжкой :
озлобленного до умопомрачения белогвардейца».
Его герои — дворяне, купцы, чиновники, военные,
рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой
жизни. - «Когда я начинаю думать о старой, канувшей в
вечность России — писал Аркадий Тимофеевич
Аверченко в 1921 году, — то меня больше всего
умиляет одна вещь: до чего это была богатая,
изобильная, роскошная страна, если последних три
года повального, всеобщего, равного, тайного и
явного грабежа все-таки не могут истощить всех
накопленных старой Россией богатств». - В 1922 году поселился в Праге, сразу же приобрёл
известность; его творческие вечера пользовались
шумным успехом, а многие рассказы были
переведены на чешский. Он активно сотрудничал в
газете «Prager Presse». Но жизнь вдали от Родины, от
родного языка была очень тяжела для Аверченко;
этому были посвящены многие его произведения, в
частности, рассказ «Трагедия русского
писателя». - В 1925 году, после операции по удалению глаза
Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его
в почти бессознательном состоянии положили в
клинику при Пражской городской больнице с
диагнозом «ослабление сердечной мышцы,
расширение аорты и склероз почек». Спасти его не
смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер. Похоронен
Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
Последней работой писателя стал роман «Шутка
Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а
изданный в 1925, уже после его смерти.
II. Журнал «Сатирикон» в творчестве Аверченко
Представление о литературной ситуации периода
Серебряного века не может быть полным без юмора и
сатиры. В начале 20 века «Стрекоза», в которой
когда-то печатался Юный Чехов, была
преобразована группой сотрудников этого журнала
в новый журнал «Сатирикон», который с 1913 года
стал именоваться «Новый Сатирикон» (в мае 1913
года в журнале произошел раскол на почве
финансовых вопросов. В результате Аверченко и
все лучшие литературные силы покинули редакцию и
основали журнал «Новый Сатирикон»). 1 апреля 1908
года стало символичной датой. В этот день в
Петербурге вышел в свет первый номер нового
еженедельного журнала «Сатирикон», который
затем целое десятилетие оказывал заметное
влияние на общественное сознание. Первым главным
редактором журнала стал художник Алексей
Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера
этот пост перешел к Аркадию Тимофеевичу
Аверченко. В нём сотрудничали художники Н.
Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, А. Бенуа, М.
Добужинский, писатели Саша Чёрный, Сергей
Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко,
печатались там и А. Куприн, А. Толстой, А. Грин.
Редакция журнала располагалась на Невском
проспекте, в доме № 9. «Сатирикон» был изданием
веселым и едким, саркастическим и злым; в нем
остроумный текст перемежался с язвительными
карикатурами, забавные анекдоты сменялись
политическим шаржем. В то же время журнал
отличался от множества других юмористических
изданий тех лет своим социальным содержанием:
здесь, не выходя за рамки приличий,
бескомпромиссно высмеивались, бичевались
представители власти, мракобесы, черносотенцы.
«Гвоздем» номера были всегда произведения
Аркадия Аверченко, который под псевдонимами
Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин выступал с
фельетонами и передовицами, писал о театре,
музыкальных вечерах, выставках. Только рассказы
он подписывал своей фамилией. Популярности
Аверченко в те годы трудно найти аналоги.
Достаточно сказать, что сам Николай Второй с
удовольствием читал этого автора и переплетал
его книги в кожу и атлас. «Новый Сатирикон»
продолжал успешно существовать до лета 1918 года,
когда был запрещен большевиками за
контрреволюционную направленность.
III. Рассказы А.Аверченко. Беседа по содержанию
В «Сатириконе» выработался комплексный тип
рассказа Аверченко, необходимым и характерным
свойством которого является утрировка,
расписывание анекдотической ситуации, доводящее
её до полнейшего абсурда, который и служит неким
катарсисом, отчасти риторическим.
Писатель мастерски умел переходить от мягкого
юмора к убийственной сатире. Не случайно
Аверченко называли то «красным солнышком» — за
мягкость, то «барабанщиком литературы» — за
точность характеристик.
Теория литературы:
Напомните мне, в чем состоит разница между
юмором и сатирой?
Сатира — вид пафоса (основной эмоциональный
тон произведения), основанный на комическом;
резко отрицательное отношение автора к
изображаемому объекту, выражающееся в злой
насмешке.
Юмор — вид пафоса, основанный на комическом;
он не отвергает и не высмеивает комическое в
жизни, а принимает и утверждает его как
неизбежность и необходимость, обладает здоровым
оптимизмом (это добродушный смех).
Вопросы для обсуждения для всех обучающихся (записаны
на доске):
— Какие традиции русской литературы продолжает
А. Аверченко?
— Какие ассоциации возникают при чтении его
рассказов?
Работа в группах по карточкам (класс
разделила на 4 группы, каждая работает конкретно
с текстом одного из предложенных в качестве
предыдущего домашнего задания рассказов).
1. Рассказ «Виктор Поликарпович»
— Почему рассказ имеет такое название? Кто
является главным и заглавным героем? (главный
герой — суровый, прямолинейный, честный ревизор;
заглавный — высокопоставленный чиновник из
Петербурга, разработавший проект морского сбора)
— Сюжет какого классического произведения
напоминает вам начало этого рассказа? (Н. В.
Гоголь «Ревизор» — это реминисценция, то
есть обозначение черт в произведении, вызывающих
ассоциацию с другим произведением с помощью
применения характерных образов, сюжетных
перекличек, речевых оборотов).
— О чем рассказ? (о процветании
взяточничества, бюрократизма русских
чиновников; об их безнаказанности и произволе)
— Каким показан ревизор? (Он настоящий,
постепенно выводит на чистую воду всех
чиновников, по распоряжению которых взимался
этот сбор (городовой Дымба — высокородие Пальцын
— Павел Захарыч — его превосходительство+Виктор
Поликарпович), неподкупный и принципиальный, он
хочет наказать виновного. Когда же узнает, что
это высокопоставленный чиновник из Петербурга
Виктор Поликарпович, пыл его сразу же утихает.)
— Что вы можете сказать о поведении
подозреваемых чиновников в момент допроса
ревизором? Какая закономерность проявляется?
(Чем выше чиновник по рейтингу, тем своевольнее и
нахальнее он себя ведет, это показано и в реакции
ангелов чиновников, приглашенных ревизором для
беседы. Свою вину они не признают, так как только
исполняли чьи-то директивы, а думать самим им не
хочется.)
— О чем говорит вердикт, вынесенный ревизором по
делу о взятке? (Пострадал только городовой
Дымба и то за «курение при исполнении служебных
обязанностей». Дойти до конца чиновник не смог
по причине царящего произвола властей и
вседозволенности.)
— Найдите общее между рассказом Аверченко и
пьесой «Ревизор» Н. В. Гоголя? (город находится
в глуши, сюда приезжает с проверкой ревизор по
делу о взяточничестве).
2. Рассказ «Поэт»
— Кратко расскажите сюжет. О чем рассказ?
(молодой назойливый поэт, считающий себя
талантливым, обратился в редакцию журнала с
просьбой опубликовать его стихотворение.
Редактор журнала вежливо отказал ему, но молодой
человек решил любым способом добиться
публикации. В итоге редактор потерял контроль,
обнаруживая это стихотворение везде, где только
может, и пишет пиьмо издателю с просьбой
освободить его от исполнения редакторских
обязанностей, а на обороте листа находит все тот
же текст.)
— Что высмеивает автор рассказа? (глупость,
назойливость, пошлость и бездарность)
— Чью творческую манеру напоминает вам этот
рассказ Аверченко? Чем? (творческая манера А. П.
Чехова — метко, остроумно и лаконично говорить о
самом обычном, мелком в жизни обывателя.)
3. Рассказ «Робинзоны»
— В чем юмористичность ситуации, в которую
попали герои рассказа? (на необитаемом острове
оказались люди, совершенно далекие друг от друга
по взглядам, убеждениям, жизненным принципам;
один — сыщик Акациев — следит за тем, что делает
другой — интеллигент Нарымский. Пров Акациев
требует неукоснительного соблюдения законов
Павлом и фиксирует все случаи отклонения от них,
а сам эти же законы не выполняет, хотя
образованный Нарымский постоянно напоминает ему
об этом. Ситуация доведена до абсурда: бывший
сыщик бросается спасать утопающего интеллигента
только потому, что он насчитал большое
количество штрафов, которые тот должен будет
заплатить «по возвращении в Россию».)
— В чем проявился цинизм Прова Иванова Акациева?
(он, хоть и бывший, но все же полицейский, до
автоматизма исполняющий свои обязанности,
начисто лишен душевности. Его не интересует
человек и его жизнь, ему важно лишь то, сколько и
какие правила, инструкции и законы нарушил
спасшийся после кораблекрушения Нарымский и
сумма, которую он должен заплатить в
государственную казну.)
— В чем смысл этого рассказа? (это сатира на
полицейский произвол и отсутствие законов в
государстве, одинаково выполняемых всеми
гражданами)
— У какого русского писателя на этот раз
заимствовал ситуацию Аверченко?
(Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов
прокормил»)
4. Рассказ «Русалка»
— На что направлены стрелы сатиры Аверченко в
этом рассказе? (высмеивает непрактичность,
романтизм, пародирует модернистов с их
чрезмерной витиеватостью и изысками)
— Кто является героями этого рассказа? (художник
Кранц, поэт Пеликанов, «третий в компании»
Дерягин и речная русалка из рассказа Кранца)
— Какое произведение напоминает по завязке
рассказ художника Кранца? Чем? (он начинает
рассказывать о том, что во время охоты набрел
совершенно случайно на «заброшенный рыбачий
домик на берегу реки» и, так как любил
одиночество, решил поселиться здесь. А потом
увидел необычную красавицу. — Идет перекличка с
рассказом А. Куприна «Олеся», где герой тоже во
время охоты набрел на таинственную избушку бабки
Мануйлихи)
— О чем рассказ? (Он романтик, читающий
классиков, с утонченной душой человек,
неожиданно для себя во время купания «душной,
грозовой ночью» выловивший русалку,
прельстившую его «печальными глазками» и
«коралловыми губками». Сначала его отпугивает
дурной запах рыбы. Потом оказывается, что
красавица ругается, обладает отвратительными
манерами. В конечном итоге он избавляется от
своей возлюбленной, столкнув ее обратно в реку)
— Что происходит с поэтом Пеликановым,
прослушавшим рассказ Кранца? (он уже больше не
мечтает о неземной женщине, быстро избавляется
от романтизма, спустившись на землю)
IV. Подведение итогов обсуждения
Итак, мы рассмотрели несколько рассказов А. Т.
Аверченко, абсолютно разных по содержанию.
Разумеется, не следует преувеличивать
литературную значимость произведений Аверченко:
перед нами — по масштабам русской классики —
писатель достаточно скромного дарования, но
вполне подлинного, оригинального и
неповторимого.
Скажите, что вы можете на основании всего
прочитанного и услышанного сегодня сказать об
Аверченко-сатирике, обратившись к вопросам,
обозначенным нами в начале урока. (Он продолжает
традиции русской сатирической литературы, в его
произведениях есть реминисценции с творчеством
Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Куприна.
Аверченко — весь в факте, в сценке, в мелочи, в
непритязательном диалоге, в быстрой и
естественной импровизации, он реалист. Его
произведения также актуальны по сей день, так как
объекты сатиры никуда не исчезли, они просто
сменили внешнюю оболочку.)
V. Домашнее задание
Прочитать по учебнику (стр. 373-380) биографию М. М.
Зощенко, рассказы «Жертва революции»,
«Аристократка», «Счастье», «Твердая валюта»,
«Столичная штучка», «Баня», «Монтер»,
«Качество продукции», «Кочерга», «Какие у меня
были профессии» (по выбору 2-3 рассказа)
Список литературы.
- Русская литература XX века 11 класс Учебник для
общеобразовательных учреждений в двух частях
(часть 1) / Под редакцией В. П. Журавлева.- М.:
Просвещение, 2006 - Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия
Аверченко. — М.: Русский путь, 1999 - Миленко В. Д. Аркадий Аверченко. Серия «Жизнь
замечательных людей». — М.: Молодая гвардия, 2010. - Горелов П. Чистокровный юморист; Трубилова Е. В
поисках страны Нигде // Аверченко Аркадий. Тэффи.
Рассказы. — М., 1990.