Анализ рассказа Чехова «Ионыч»: смысл произведения, о чем предупреждает автор
Содержание:
- Чехов Ионыч: описание, история создания
- Почему рассказ называется Ионыч
- Сюжет произведения
- Литературное направление рассказа
- Скрытый смысл произведения
- Почему рассказ называют сатирическим
- Общее впечатление от рассказа Ионыч
Чехов Ионыч: описание, история создания
Образ земского врача — один из любимых у Антона Павловича Чехова. Изначально, при написании набросков к сюжету будущего произведения, этого персонажа не было. Автор задумывал небольшое повествование о семье Филимоновых. Первоначальной идеей было описать типичную жизнь представителей мелкопоместного дворянства, их праздное времяпровождение, духовную нищету.
Впоследствии автор изменил фамилию Филимоновых на Туркиных, чье семейство в итоге представлено как самое прогрессивное, талантливое и интеллигентное во всем городе. Мать семейства пишет романы о выдуманной жизни, которой нет места в реальности. Дочь Екатерина музицирует, воображая себя в будущем известной артисткой. Отец семейства на ходу сочиняет каламбуры.
О том, насколько развиты остальные городские обыватели, которые в восторге от семейства Туркиных, несложно догадаться по их разговорам, ведущимся за столом. Юный доктор Старцев впервые появляется в черновиках будущего рассказа Чехова в 1897 году. Именно тогда начинает прорисовываться образ главного героя и смещение сюжетной линии в его сторону, а именно описание постепенной деградации под воздействием общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Через год Чехов полностью отредактировал свое сочинение, которое и было опубликовано в 1898 году. В окончательном варианте сюжет строится вокруг жизни земского доктора в типичном уездном городе и его поэтапной трансформации личности.
Почему рассказ называется Ионыч
Чехов вынес в название отчество главного героя неспроста. Читатель на протяжении повествования наблюдает, как всеми уважаемый молодой и талантливый врач из Дмитрия Ионовича Старцева под влиянием окружения превращается в рядового обывателя Ионыча.
В начале сюжета, когда он только начинает свою практику в качестве земского врача, он полон физических и душевных сил, много ходит пешком, ведет активный образ жизни, бодр, поет песни. Его ценят как внимательного по отношению к пациентам доктора, подающего большие надежды врача.
В конце же чеховского рассказа он практически ничем не отличается от остальных обывателей губернского города, которых он раньше презирал. Это дает моральное право горожанам относиться к нему с иронией, по-свойски, использовать фамильярное обращение «Ионыч», ставя его на один уровень с собой.
Такое упрощенное, панибратское обращения подчеркивает ту степень деградации, которая произошла с главным героем. Перед читателем словно два разных человека. Был всеми уважаемый интеллигентный доктор Дмитрий Ионович Старцев, а превратился в грубоватого и жадного до денег обывателя Ионыча.
Сюжет произведения
Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.
В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.
Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.
Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.
Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.
Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.
Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.
В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.
Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.
Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.
За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.
Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.
Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.
Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.
Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.
Литературное направление рассказа
По своему жанру произведение можно было бы отнести и к повести, и к рассказу, так как его объем позволяет это сделать. Но если судить по его содержанию и темам, которые затрагивает автор, то оно ближе к реалистическому рассказу.
В русской литературе чеховской эпохи правил реализм, и «Ионыч» принадлежит к этому же направлению литературного течения. Это особенно заметно в построенном на контрасте эпизоде, где Вера Иосифовна читает свой дилетантский роман о вымышленной жизни.
А потом они слушают хоровое исполнение «Лучинушки» из расположенного по соседству городского сада. Здесь автор обращает внимание читателя, что песня это передавала то, что бывает в жизни, и чего не было в только что услышанном романе.
В рассказе Чехов описывает без прикрас повседневную, обыденную жизнь горожан, совершенно типичные характеры и обстоятельства, социальные проблемы общества. Автор мастерски создал достоверные события и портреты главных героев, которые часто встречались в то время.
Литературный критик Аким Львович Волынский считал, что в рассказе описана самая настоящая российская действительность. Журналист и публицист Александр Сергеевич Глинка подтвердил, что Чехов провел широчайшее обобщение жизни обывателей в России.
Скрытый смысл произведения
Чехов продемонстрировал читателям, как общество может изменить человека. Некогда прогрессивный, движимый высокими идеалами земский врач под влиянием общества превратил свое призвание в средство наживы. Будучи поначалу активным и энергичным человеком, стремящимся к духовности, в конце рассказа Старцев превращается в инфантильного, безразличного ко всему, кроме денег, обывателя.
Он постепенно теряет свою индивидуальность, перестает быть личностью, уподобляясь обществу, которым изначально пренебрегал. Главный герой сам становится таким же бездуховным и беспринципным человеком. Что же именно привело героя к духовной нищете?
Проблема молодого земского доктора состояла в том, что он не нашел среди окружения ни одного человека, равного ему по уровню духовного развития. Не нашлось ни достойного собеседника, ни родственной души, ни обычного человеческого понимания.
Автор делает вывод, что интеллигентному, духовно развитому человеку сложно сохранять свою духовность и возвышенность среди обывателей, все интересы которых сводятся к разговорам о еде и сплетням. Пытаясь спастись от душевного и духовного одиночества, Старцев становится равнодушным к происходящему вокруг. Безразличие — его защитная броня от душевных переживаний. Со временем она становится его натурой.
В этом проявляется конфликт между силой влияния окружающей среды и человеческой личностью. На примере превращения доктора Старцева в Ионыча Чехов доказывает свою мысль, что далеко не каждый способен противостоять влиянию толпы, что развитие человеческой личности сильно зависит от окружения.
Почему рассказ называют сатирическим
Большинство рассказов Чехова являются сатирическими. В них одновременно сочетаются комические и трагические стороны жизни, жесткое обличение и добродушная насмешка, анекдотический юмор и сатира.
В рассказе «Ионыч» также есть многое от анекдота — здесь и жизненная достоверность, и выразительные диалоги, и яркий сюжет, и оригинальность ситуаций (взять хотя бы сцену поездки Старцева ночью на кладбище, на несостоявшееся свидание с Екатериной).
Анализ произведения доказывает, что оно является одновременно и комедией, и трагедией. Писатель высмеивает «достоинства» семейства Туркиных, описывая их с изрядной долей иронии, в смешном свете представляет нам поступки Старцева. В конце рассказа мы уже видим откровенную сатиру на считающуюся прогрессивной и интеллигентной семью.
Сам Старцев, превратившись в Ионыча, описан уже не с добродушной насмешкой, а с сарказмом. То, что поначалу казалось смешным, становится достойным сожаления, так как является трагической стороной российской действительности. Именно это позволяет назвать рассказ сатирическим.
Общее впечатление от рассказа Ионыч
Чехов не навязывает читателю своего мнения относительно главного героя и затронутых в рассказе проблем духовного развития/деградации личности. Будучи человеком весьма деликатным, автор также не дает прямой оценки ни городским обывателям, ни семье Туркиных. Он предоставляет возможность сделать выводы самостоятельно.
С одной стороны, главный герой сделал карьеру, он по-прежнему неплохой врач, его приглашают на консилиумы. С другой стороны, он духовно деградировал как личность, сделав своей жизненной целью приумножение богатства. Читателю поневоле приходится задуматься о собственных жизненных целях и приоритетах.
Даже литературные критики той эпохи, делая обзор произведения, не сошлись во мнении относительно главного героя. Одни считали, что он преуспел не только в карьере, но и в жизни. Другие же, напротив, уверенно заявляли, что он окончательно деградировал.
На основании этого можно сказать, что общее впечатление от рассказа неоднозначно. Он заставляет читателя анализировать не только жизнь и поступки героев произведения, но и задуматься над своим собственным духовным развитием, в чем и состоит основная задача литературы.
3
Почему рассказ А.П. Чехова называется Ионыч?
5 ответов:
5
0
В самом начале рассказа Чехова «Ионыч» мы видим молодого и полного сил и различных устремлений врача, его зовут Дмитрий Ионович Старцев.
Он приехал по назначению в небольшой город, в нем жизнь проста и однообразна, нет развития и каких-то умственных увлечений, все просто и понятно.
После отказа в любви, молодой человек замкнулся в себе и стал жить только работой, даже не работой, а деньгами которые он получал от этой работы.
Произошла полная деградация человека и как следствие, для всех людей вокруг он стал своим человеком, теперь к нему не обращаются по имени отчеству, он стал просто «Ионычем»
3
0
Главный герой рассказа «Ионыч» А. П. Чехова — это земский доктор Старцев Дмитрий Ионович, поселился в с. Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. Все считали, что ему надо непременно познакомиться с семьей Туркиных, к кому однажды направился в гости. Там узнал радушных хозяев и их дочь Екатерину Ивановну или попросту Котика. Девушка понравилась, но не отвечала взаимностью, несмотря, что главный герой был готов жениться.
Шли годы, главный герой становился опытным врачом. Дмитрий Ионович поменял привычки, жизнь стала более степенной, появились новые хобби. Обретенные хобби говорят о том, насколько главный герой постепенно «опустился», любит только деньги:
К Туркиным приезжал подлечить Веру Иосифовну. И тогда все изменилось: с течением лет Екатерина Ивановна хотела сблизиться со Старцевым , как когда-то он хотел жениться на той. Но был ли персонаж Чехова готов поменять «прекрасную» жизнь на семейное счастье с дочерью Туркиных?
Котику отвечает на вопрос о жизни, осознавая отчетливо, что «стареет»:
Поначалу поддерживает попытки Екатерины Ивановны поговорить о прошлом, Старцев поддается, видя прежнее обаяние Котика… но вспомнив о «новых увлечениях», — о деньгах в кармане — передумывает.
Ионыч добился популярности, вырос профессионально, но душой совершенно «обнищал»: ему не интересны никакие светские развлечения, его больше не волнует любовь молодости… Ничто не трогает сердечно! Стал попросту «Ионычем». Так быт и рутина тянут человека «на дно» и тот деградирует, даже имя у него самое простое, всего-навсего отчество! Автор показывает, что человек совершенно «опустился», он примитивен во всех отношениях, символично даже обращение, что зовут никак иначе, чем «Ионычем».
2
0
Обычай называть рассказы по именам главных героев не так уж плох и ему следуют очень многие авторы. В данном случае, рассказ сложно было бы назвать иначе. Ведь в нем почти нет никакого действия — это рассказ о судьбе одного человека, Дмитрия «Ионыча» Старцева. В рассказ вплетена романтическая история, но не она являет нам суть рассказа.
Суть его в том, что человек становясь взрослее, старее, теряет идеалы, свойственные молодости, и особенно быстро это происходит, если человека окружают такие же серые люди, люди без цели и интересов. Ну если не считать интересом страсть к наживе.
Назвать рассказ, например, «Доктор Старцев» было бы неправильно, ведь мы видим, как Старцев превратился в Ионыча, и именно этот образ становится конечным продуктом эволюции человека.
2
0
В начале рассказа Чехова «Ионыч» мы видим главного героя Дмитрия Ионыча Старцева молодым и полным сил доктором, но постепенно он деградирует. Со временем живая часть души этого человека утрачивается и Старцев становится одним из обывателей. Происходит преждевременное старение души и доктор превращается в угрюмое существо, лишь напоминающее человека. То есть мы видим уже просто Ионыча.
Чехов назвал свой рассказ не «Дмитрий Старцев» и не «Дмитрий Ионыч», поскольку он хотел отразить в названии деградировавшего персонажа. «Ионыч» — это авторский упрек и обвинение герою, который опустился и стал равнодушным типом, скучным и совершенно одиноким.
«Ионыч» — это обвинение автора главному герою, а для нас такое название рассказа — это предупреждение: каждый из нас может превратиться в Ионыча.
1
0
Главный герой рассказа — сельский врач Дмитрий Ионович Старцев — претерпевает на протяжении своей жизни серьезные нравственные изменения: от молодого, энергичного, болеющего за свое дело доктора до обрюзгшего, раздражительного, алчного старика. В конце рассказа его за глаза называют Ионычем. Это отчество и взял Чехов в качестве названия, подчеркнув, что именно такое состояние человека — трагедия, хотя и вполне ожидаемая.
Читайте также
Поскольку оба персонажа в рассказе ведут себя лицемерно , я бы написала примерно так.
-Настасья Карповна, Надюша, -кликнул я жену и дочь, войдя в дом.
-«Вы представляете, кого сегодня встретил? Своего одноклассника , друга детства, так сказать.
Подряхлел, состарился, шельмец.Да он и раньше был дрянным ,презренным человечишкой, в школе ябедничать любил.
А сейчас ,вы посмотрите на него, важным таким стал, аж до коллежского асессора дослужился.
И жена-то у него ,ему под стать, такая же тощая, да и душонка ,видать, мелкая.
Сынок, вроде ничего, -гимназист, только тщедушный какой-то.
А как они лебезить передо мной начали, когда узнали, что я-тайный советник.?!
Тьфу, противно.Ну, что с них взять, мелкие людишки.»
Что перед законом человек не равен, если ты владелец собачки, и состоишь в высоком чине, то собачка может творить что угодно, тебя не привлекут, а еще накажут других, типа как в анекдоте — бизнесмен сбил пешехода неважной профессии и репутации, и помял машину, а в суде сбитый будет отвечать за порчу имущества авто.
Но не только это хотел Чехов нам показать. У него представители порядка не подобострастные подхалимы, что не краснея, метаются то «наказать», то «отпустить».
Его страж рассуждает здраво, выискивая оправдания для генерала, при этом то ему жарко, то холодно. Я в этом вижу подневольность его службы, где ему надо выгораживать выше стоящих, чтоб самому не дали по шапке. То есть, не люди плохие, а служба такая, правила у нас такие, что хочешь честным быть, так попробуй. Если не силен волей, будешь вертеться, едва поняв, что чуть было не пошел против генерала, сказав — наказать и собаку, и хозяина.
Помните, и собака цапнула потому, что ей в нос ткнули цигаркой горящей. То есть пострадавший сам виноват, чья бы собака ни была! И должен непросить наказания ей с хозяином, а себе по шее попросить настучать, для памяти, чтоб не лезть к собакам, они хищники, и вполне оправданно цапают, если им сделать больно.
Но человек не любит быть виноватым даже в своих ошибках, поэтому ищет других, виноватых, а если попадается вот как не равная по силам, бессловесная собака, то оторвутся полностью.
Во-первых это не рассказ, а пьеса. Антон Павлович указал жанр этой пьесы как комедию, но до комедии там далеко. Перенося на реалии современной жизни, это то же самое, когда в рядом с городами сады, леса, заповедные места за бесценок покупаются и там начнут строить котеджный поселок.
Чеховский рассказ «Ионыч» не потерял своей актуальности и в 21 веке.
Его герой — доктор Дмитрий Ионыч Старцев показан в начале рассказа молодым человеком, полным надежд и стремлений, способным на яркие и открытые чувства, полный может быть честолюбивых надежд. Во все времена молодость — это время, когда человек планирует свою будущую жизнь, ставит перед собой цели, которые хочет достичь.
Но что происходит в дальнейшем?
Человек взрослеет, становится ленивым если не в делах, то в мыслях. Столкнувшись с невозможностью достижения цели, с крахом надежд, с равнодушием, человек отступает, опускается. Тот же Старцев постепенно становится просто Ионычем, живущим как все вокруг, серой мышкой, ничего из себя не представляющей. Его история должна предостеречь молодых людей в современном мире от предательства собственных идеалов. Должна научить их не плыть по течению, а продолжать бороться, продолжать жить полной жизнью.
Актуальность рассказа «Ионыч» в том, что и сейчас вокруг нас много Старцевых, которым грозит превращение в Ионычей.
В рассказе Чехова «Брожение умов» красочно описано поведение толпы, когда два человека смотрят в одном направлении. Прохожие начали останавливаться и вглядываться в том же направлении. Толпа растет, мало, кто понимает зачем они стоят. Неизвестно каков был бы результат, если бы не случайность, благодаря которой люди разошлись.
Ни для кого не секрет, что А. П. Чехов – настоящий мастер коротких рассказов. Одним из таких произведений является «Ионыч», который был выпущен в 1898 году. В нем Антон Павлович одним из первых в русской литературе продемонстрировал образ жителя провинции, который не имеет никаких увлечений и стремлений. Кроме этого, в рассказе ярко показано, как сильно окружающее общество может влиять на человека. На примере главного героя изображается процесс превращения из молодого и целеустремленного Дмитрия Старцева в грубого, пресытившегося жизнью Ионыча. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого произведения.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Смысл названия
- 3 Жанр, направление
- 4 Композиция и конфликт
- 5 Суть
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.
Изначально Антон Павлович писал о некой семье Филимоновых, которая после корректировок сменила фамилию на Туркиных. Все описания членов семьи, их характеров, «талантов» и манер остались почти неизменны. Литературоведы утверждают, что автор несколько раз менял замысел своего произведения. Изначально главными героями рассказа должны были быть как раз-таки семья Туркиных, но позже Чехов решил акцентировать все внимание на Старцеве.
В черновом варианте повествование ведется от первого лица, но кем оно является, неизвестно, так как ничего общего с Дмитрием Ионовичем он не имеет. В конечном итоге история рассказывается нам третьим лицом, а именно автором, который как бы между строк вставляет свои впечатления и мысли о происходящем.
Смысл названия
Название «Ионыч» намекает читателю на деградацию главного героя. Поначалу читателю непонятно, почему же именно так Чехов назвал свое произведение, но по мере его прочтения, все становится на свои места.
В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям. Но в городе С. он сталкивается с обществом без талантов, стремлений, живущим в «дне сурка». Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества.
Старцев привыкает к такой монотонной, скучной, однообразной жизни. Его больше не волнуют пациенты, любимое занятие – пересчитывание денег, а в остальном его совершенно ничего не интересует. Таким образом, в конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем. Смысл заглавия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и не уважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Дмитрий сМИРился со своей судьбой.
Жанр, направление
Как уже было сказано выше, «Ионыч» является рассказом. В русской литературе конца 19 века правил реализм, поэтому очевидно, что «Ионыч» относится именно к этому направлению. Такие черты, как обыденная, повседневная жизнь героев, социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации и конфликты, явно говорят о реалистическом направлении произведения.
В рассказе мы видим обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо бунтарство, противоречие обществу, наоборот, главный герой становится подобным обществу, в которое он вынужден был влиться. Антон Павлович посредством своих рассказов боролся с духовным упадком своих современников. Он мастерски создал точные и достоверные характеры героев и события, которые имели место быть во времена писателя, и также могут встречаться и нам в наши дни.
Композиция и конфликт
Рассказ состоит из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.
- В первой части Дмитрий Ионыч только назначен земским врачом, герой еще не испорчен обществом, в которое он попал. Герой энергичен и амбициозен.
- События второй и третьей части происходят год спустя, Старцев занят своей врачебной практикой, но уже начинают проявляться признаки деградации.
- Четвертая часть показывает нам постепенное слияние героя с жителями города С. Он становится все больше и больше на них похож.
- В финальной же части наш герой окончательно превращается в того самого Ионыча, теперь нельзя и предположить, что когда-то этот человек был молодым, полным сил и желания приносить добро врачом.
Суть
О чем рассказ «Ионыч»? Как уже было сказано раннее, в нем говорится о постепенном спуске главного героя на «дно» духовного развития. В начале произведения Дмитрий Ионыч только получил должность земского врача. Он приезжает в чужой для него город и знакомится с семьей Туркиных. Старцев, пока неиспорченный этим провинциальным городком, полон сил и планов на будущее. У него еще нет своей повозки и из города С. в Дялиж, в котором он поселился, герой ходит пешком
Спустя год главный герой все еще занят работой, времени на посещение Туркиных у него попросту не было. Наведался он к ним, только когда Вера Иосифовна, страдавшая мигренью, попросила у него помощи как у врача. И с этого момента Старцев стал регулярно посещать дом этой семьи, но далеко не ради борьбы с недугом хозяйки дома, а ради встреч с Екатериной Ивановной.
На следующий день, после глупой задумки Екатерины со свиданием на кладбище, наш герой решается сделать девушке предложение, рассчитывая не только на духовную близость с прекрасной и любимой женщиной, но и на неплохое приданное, но получает отказ. Его это очень расстроило, но горевал он недолго и оклемался буквально через три дня. На этом этапе началось духовное обнищание героя: он располнел, теперь у него есть «своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке», его все больше одолевает лень.
Прошло четыре года после последней встречи с Екатериной. Теперь Старцев разъезжает уже на тройке лошадей и редко ходит пешком, так как еще больше располнел, а любимое вечернее занятие у него – пересчитывание «бумажек». Он не так амбициозен, как раньше, быстро принимает пациентов, не сильно беспокоясь о них. Его больше интересуют разные ужины или игры в карты. Но не все еще потеряно от «старого» него. Обыватели города С. раздражают его, разговоры с ними всегда приводят в никуда, ему они неинтересны:
«…стоит только заговорить с ним [с обывателем] о чем-нибудь… он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
Встречаясь с Екатериной спустя столько времени, он уже не питает к ней прежних нежных чувств, а только со стыдом вспоминает, что когда-то предлагал ей стать его женой.
В конце показывается окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Он обзавелся имением и несколькими домами. Герой стал до невозможности жадным, работает и на месте земского врача, и имеет практику в городе. При этом на больных ему уже совершенно наплевать, он нетерпелив и груб по отношению к ним. О семье Туркиных он и не помнит, не говоря уже о каких-то чувствах к Екатерине, которые остыли в сердце героя также быстро, как и вспыхнули. Старцева совершенно ничего не интересует. Все вечера он проводит только в клубе, где сначала играет, а потом ужинает в одиночестве.
Главные герои и их характеристика
Хоть героев в этом небольшом произведении немного, но система образов, мастерски выстроенная автором, позволяет нам полностью проникнуться сюжетом и конфликтом произведения.
Дмитрий Ионыч Старцев. Описание Старцева можно разделить на три части: главный герой в начале своей службы, через 4 года после отказа Екатерины и еще некоторое время спустя. Многомудрый Литрекон приготовил таблицу с характеристикой Ионыча:
этап деградации старцева | характеристика |
в начале службы | в начале произведения он представляет собой образованного целеустремленного земского врача, по мнению младшей туркиной «добрый, благородный, умный человек», лучший из людей. он увлекается искусством и литературой, искренне любит свою работу. |
через 4 года после отказа екатерины | после 4 лет с разрыва с екатериной ионыч уже востребованный врач, имеет обширную практику. он одинок, так и не обзавелся друзьями, жизнь его проходит тускло и скучно. здесь начинается его деградация, он уже не так амбициозен, в нем нет тех стремлений, которые были в начале произведения. |
еще некоторое время спустя |
по прошествии нескольких лет мы уже видим не дмитрия старцева, а ионыча. он променял все свои амбиции и высокие идеалы на стабильность, покой, сытость и деньги. есть несколько важных элементов портрета этого героя: способ передвижения, его фигура и отношение к пациентам. сначала герой имеет нормальное телосложение, ходит пешком и с вниманием и уважением относится к больным. к концу рассказа герой уже совсем разжирел, обзавелся тройкой лошадей и лакеем, пешком почти не ходит, а на пациентов сердится и кричит. данные детали наглядно показывают духовный упадок старцева. |
Семья Туркиных — это состоятельные дворяне. В городе они имеют репутацию умных, добрых, воспитанных и гостеприимных людей, также считаются самыми талантливыми и образованными. На самом же деле они совершенно бездарны, но понимает это только главный герой.
герои | характеристика |
иван петрович туркин | глава семейства. упитанный и миловидный брюнет с бакенбардами. его «талант» — развлекать людей. он любит острить, рассказывать глупые анекдоты и шутки, устраивать любительские спектакли и исполнять в них роль старых генералов, периодически говорит на выдуманном им же языке. этот персонаж ни внешне, ни внутренне не меняется на протяжении всего рассказа. |
вера иосифовна туркина | жена ивана петровича. худая, красивая женщина, носящая пенсне. она избалована стабильной и размеренной жизнью, поэтому очень консервативна и апатична. любимым занятием ее является написание романов и их чтение вслух своим гостям. свои бездарные творения она не отдает в печать, оправдывая это тем, что их семья не нуждается в деньгах. все написанные и прочитанные рукописи прячутся в шкаф. героиня страдает мигренью, которая ухудшается с приближением отъезда из дома дочери. внутренне она так же, как и супруг, совершенно не изменилась, но внешне очень сильно постарела. |
екатерина ивановна туркина |
дочь туркиных. родители называют ее котик. восемнадцатилетняя капризная, разбалованная девушка, внешне очень похожа на мать. «талантливая» пианистка, главный герой сравнивает ее игру со звуком падающих с горы камней. потешается над влюбленным в нее старцевым, отказывается от его предложения замужества, говоря, что хочет поступить в московскую консерваторию и стать известной пианисткой. с карьерой музыканта у нее не складывается. после возвращения в родной дом становится взрослее, мудрее, осознает, что никакого таланта у нее нет, так же, как и у ее матери. теперь она сама хочет восстановить отношения с ионычем, но он уже не нуждается в ней. к концу рассказа она заметно постарела и часто болеет. |
Темы
Тематика рассказа «Ионыч» близка каждому человеку, который достаточно повидал мир и людей, чтобы трезво оценивать и то, и другое.
- Пошлость. Пожалуй, именно пошлость является основной темой рассказа «Ионыч». Произведение буквально пропитано ею. Главным символом пошлости в нем является семья Туркиных. Это ограниченные и зацикленные на себе люди, которые надуманной интеллигентностью лишь прикрывают свою истинную вульгарность и тривиальность. И в городе С., в который попадает наш главный герой, нет ни единого человека, отличающегося чем-либо от этой семьи. Туркины – олицетворение этого провинциального городишки. Старцев, попадая туда, полностью погружается в эту атмосферу пошлости, она без труда поглощает его. Возможно, сначала герой хоть как-то пытался сопротивляться такому образу жизни, но в конце концов он принял его. Ионыч, которого мы видим в финале произведения, кардинально отличается от молодого целеустремленного Дмитрия Старцева. Он привык к правилам жизни города С., которые включают в себя лишь вкусные обеды и ужины, вечерние игры в карты, а также пересчитывание денег.
- Жизнь города. Город С. имеет более чем размеренное, стабильное и спокойное течение жизни. В этом месте никогда не происходит ничего нового и неординарного, люди проживают каждый новый день точно так же, как и предыдущий. Сам главный герой, отвечая на вопрос Екатерины о том, как он поживает, отвечает: «…жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Этот город словно обволакивает всех своих жителей апатией, и даже приезд нового земского врача, который явно отличался от всех обывателей, не смог ничего изменить, город поглотил и его тоже.
- Любовь. Можно ли вообще назвать то, что происходило между Старцевым и Екатериной Туркиной любовью? Их взаимоотношения были уж слишком скоротечны. Дмитрий Ионыч неожиданно влюбился, чуть ли не сразу решил жениться на девушке. Когда он ехал в дом Туркиных, чтобы сделать Екатерине предложение руки и сердца и попросить благословения у ее родителей, то думал лишь о размере приданного, а после отказа горевал аж целых три дня. Со стороны Екатерины тоже все неоднозначно. Она практически насмехается над чувствами Старцева, придумав эту затею со встречей поздно ночью на кладбище. Девушка также отказывается выйти за него замуж, говоря, что хочет стать артисткой, а не связывать себя семейной жизнью. Через несколько лет, вновь встретившись, они будто меняются местами. Екатерина пытается найти путь, чтобы возобновить их «отношения», а Ионычу ничего уже не нужно, он и рад тому, что не женился на девушке тогда. Сам автор говорит, что «…любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». В душе героя умерли любые стремления, ему больше ничего не нужно, даже когда-то желанная им Екатерина Туркина не может пробудить в нем желание к полноценной жизни.
Проблемы
Проблематика произведения до ужаса понятна и близка каждому мыслящему читателю. В своем рассказе А. П. Чехов показывает душевную пустоту людей. Писатель обличает ленивых, бездейственных, притворных обывателей города С. Обличает Туркиных, которые строят из себя «высшее общество», а на деле являются пустышками, как и все окружающие их люди. Обличает Ионыча, который променял все свои мечты и идеи, на стабильность и комфорт.
- На примере Старцева автор показывает читателям деградацию личности: что происходит с человеком, который отрекается от своих высоких идеалов, стремлений и мечтаний, меняя все это на простой комфорт и деньги. Главный герой был когда-то подающим надежды доктором, противостоявшим устоям жизни, в которую был вынужден попасть. Но он проиграл в этой битве, превратившись в противного Ионыча, который, по сути, не живет, а просто существует, пуская свою жизнь на ветер, растачивая свои дни в клубах, за поеданием, питьем и играми.
- Рассказ «Ионыч» показывает нам гибель души человека. Терпкая, горькая среда города С. убила в Старцеве его душу. Можно ли было этого избежать? Мог ли Дмитрий Ионыч прожить все эти года в таком месте, оставаясь все таким же амбициозным, образованным, любящим свою работу и своих пациентов человеком? Скорее всего, нет. Место, где все привыкли к жизни, когда все 365 дней в году ничем не отличаются друг от друга, где люди прикрывают свою пошлость и скудоумие выдуманными талантами и интеллигентностью, где все существование крутится вокруг одних и тех же пустых развлечений и денег. Вероятно, наш главный герой не ужился бы в городе, не подстроившись под царящий там образ жизни.
Основная идея
В рассказе «Ионыч» можно выделить множество разных идей и мыслей, но самая главная мысль, проходящая через все произведение, это конечно же пагубное влияние общества на человека. Читатель понимает, что чистая и интеллектуально развитая личность обречена на деградацию, если все окружение упорно тянет ее на дно. Старцев, попав в абсолютно инертное место, в котором люди ни к чему не стремятся, ничего не хотят, а их скучная, серая, однообразная жизнь их полностью устраивает, за несколько лет становится точно таким же человеком. Смысл рассказа «Ионыч» кроется в описании гибельного пути личности к омертвению души.
Отношение автора к герою рассказа «Ионыч» меняется на протяжении всего рассказа. Сначала он описывает его как умного перспективного молодого человека со светлыми мыслями и намерениями. С течением событий и по мере того, как Старцев все больше становится Ионычем, у автора усиливается неприязнь к своему персонажу. К концу произведения, Антон Павлович уже без стеснения показывает свое пренебрежительное и брезгливое отношение к главному герою, теперь он ему отвратителен. Но именно он и пытался нам показать, до чего может довести духовное оскудение.
Чему учит?
О чем предупреждает нас А. П. Чехов? Подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека».
Писатель этим произведением, по всей видимости, хотел донести до читателей, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы. Он верил в то, что именно благородный труд и амбиции, влечение к усовершенствованию и росту, возвышенные моральные и нравственные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч».
Критика
После выхода рассказа в печать большинство критиков довольно хорошо приняли произведение. Они отметили, что Чехову удалось очень точно и достоверно изобразить некоторые образы, да и русское общество того поколения в целом.
Д. Н. Овсянико-Куликовский хвалит рассказ, причисляя его к лучшим произведениям А. П. Чехова, говоря о правдоподобности и ясности сюжета.
Александр Солженицын назвал «Ионыча» «очень жизненным рассказом». Он хвалил его динамику и язык. Солженицын также восхищался Чеховым и его юмором, который он использовал не для смеха, а для уныния и угнетения читателей. В этом он видел художественное своеобразие «Ионыча».
Е.А. Ляцкий дал произведению не столь положительную оценку. Оно показалось ему слишком растянутым и скучноватым, сюжет ему показался недостаточно обоснованным.
А. С. Глинка, писавший под псевдонимом Волжский, затронул тему «обывательщины». По его мнению, у главного героя Старцева не было шансов остаться тем, кем он был, его превращение в Ионыча было неизбежным:
«Здесь Чехов дал широчайшее обобщение российской обывательской жизни… Старцев растворился без остатков в обывательщине… Типичность чеховской картины невольно наводит читателя на размышление, сколько еще таких Ионычей выбрасывает лаборатория провинциальной российской обывательщины…».
Автор: Дарья Ефремчева