Почему рассказ изумруд называется изумруд

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Композиция

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

Сюжет

Главный герой рассказа — беговой конь по кличке Изумруд. Он живет в большой конюшне вместе другими лошадями и выступает на скачках. Изумруд — красивый, умный и быстрый конь. Он особенно любит, когда на нем ездит главный наездник конюшни — добрый и ловкий англичанин. Под его руководством Изумруд показывает свои лучшие результаты.

Однажды Изумруд, как обычно, участвует в забеге на ипподроме вместе со своим любимым наездником-англичанином. Конь выступает блестяще и выигрывает скачку. Внезапно на ипподроме происходит скандал: зрители кричат, что Изумруд — фальшивый конь, и требуют вернуть деньги. Растерянный Изумруд не понимает, что случилось, ведь он выступил хорошо.

После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.

На новом месте Изумруду особенно не нравится один конюх. Однажды этот человек дает коню странный сладкий овес — судя по всему, отравленный. Несчастный Изумруд съедает корм и в муках умирает.

Суть

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.

Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.

Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.

Конюх. Работал на конюшне, где прятали Изумруда. У мужчины была большая голова, маленькие глаза и черные усики. Он всегда был заспанным и относился к лошадям равнодушно, но Изумруд испытывал по отношению к нему ужасающий страх. В дальнейшем именно этот конюх подсыпал отравленный овес Изумруду, чем и убил его.

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

Темы

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Источник.

Источник.

Источник.

А. И. Куприн "Изумруд": анализ произведения

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель второй половины 19 – первой половины 20 века.  Творческое наследие писателя – это, в основном, небольшие рассказы и повести. Многие из них (в частности, рассказ «Изумруд»)  посвящены животным, а также их взаимоотношениям с людьми. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Изумруд» по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция 
  • 5 Суть
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Художественные особенности

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан в 1907 году и впервые опубликован в альманахе «Шиповник». Знакомый  писателя, Н. Телешов, в своих «Записках писателя» вспоминает, что Куприн всегда любил лошадей, мог часами говорить о них. За свое пристрастие к этим животным он даже получил прозвище «Конная площадь». Так, однажды в ходе очередного дружеского разговора, он решил написать рассказ, посвященный беговому рысаку.

Есть версия, что сюжет, положенный в основу рассказа «Изумруд», отчасти был основан на слухах, ходивших тогда в Москве. Популярный в городе успешный беговой рысак вдруг погиб; одной из версий его смерти стало отравление. 

Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века. 

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным. 

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.

Композиция 

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного. 

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.

Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

Суть

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею. 

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада».  О характере Изумруда мы узнаем в процессе его взаимодействия с другими лошадями и людьми, а также отчасти из его собственных воспоминаний и мыслей. Он любопытен и смел, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.

Нельзя не отметить и внимательность, развитую интуицию и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

О второстепенных героях рассказа мы также судим, опираясь на восприятие главного героя. 

  • Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного. 
  • Васька – трус, суетится и ездить не умеет, лошадей не любит.
  • Только наездник с бритым лицом и золотыми очками воспринимается  Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь».

Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

Темы

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с  окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади,  совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.

Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд». 

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».

Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищенно.

Художественные особенности

Чтобы погрузить читателя в маленький мир Изумруда, Куприн делает акцент на описании отдельных ощущений животного, окружающих его запахов и вкусов, кажущихся совсем незначительными деталей. 

Автор использует: 

  • сравнения (закричал петух знакомым криком … «как труба», жеребенок «весь точно из воздуха», засмеялся «точно проржал», ритм, звучащим «как музыка»);
  • эпитеты («тонкий» отзвук воспоминания, «низкий ароматный луг», «темная и холодная» яма);
  • метафоры («сверкала дрожащими огнями роса», «пьяный восторг молодости»). 

Художественно сдержанный и в то же время наполненный язык Куприна делает текст интуитивно понятным и трогательным. В нем сквозит глубокая грусть и тоска писателя. 

Автор: Екатерина Озаровская

Урок № 11.    Конспект урока

Предмет

Родная литература

Класс

7  

Учитель

Головач Ирина Григорьевна

Дата урока

Тема урока

А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к
«братьям нашим меньшим».

Вид
учебной деятельности

Урок изучения нового материала и закрепления знаний

Ход урока

I. Организационный этап.

  Добрый день, ребята! 

  Вам на сегодня было задано прочитать рассказ А.И. 
Куприна «Изумруд».

Сегодня мы разберем этот рассказ. Поговорим о
сострадании. 

II.               
Обобщение и
систематизация знаний.
 

Прежде, чем перейти к обсуждению содержания, я хочу
поставить перед вами проблему:

известно в основе рассказа лежит реальная история коня
по кличке Рассвет.

 В конце урока мы должны ответить на вопрос:  Почему автор назвал героя рассказа Изумруд? 

  

      Переходим к обсуждению рассказа:

  
Кто такой Изумруд?
Прочитайте описание.

 
Что значит «беговая» лошадь? — рысак
 

  
Расскажите, кто ухаживает
за лошадьми.
 

  
Кто из конюхов нравится
Изумруду?
 

– Почему? Прочитайте, как воспринимает людей? Во 2 гл Назар засыпает овес.

  
«Вот тот, высокий, худой,
сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки…». Кто это?

— Почему нравится англичанин?

  
Как воспринимает
окружающее Изумруд?

  
Что снится Изумруду
накануне скачек?
Гл. 2  

— Как Изумруд узнает, что наступил день
скачек?

-Как его готовят к бегам?  

  
Каких соперников он увидел
на проминке?
ГЛ 4

— Кто не соперник? Почему?

  
С кем выпало соревноваться
в паре?
 

  
«Наездник сам испытал
крепость подпруги, просовывал палец между ней и животом…»

— О ком идет речь?

  
Найдите и прочитайте
эпизод запряжки лошади.
ГЛ 3

  
Прочитайте описание
ипподрома.
ГЛ 5

  
Обратите внимание, что в
рассказе нет диалогов. Но в 5 главе, которая является кульминацией рассказа,
воображаемый диалог, кого с кем?

  
Что чувствует Изумруд?  

  
А как повели себя люди?
Почему?

  
Что нарушило его чувство
победы. Радости? В чем сомневаются и почему люди, громко разговаривающие?
Понимает Изумруд?

  
Какова судьба Изумруда?  

  
Почему умер Изумруд?

  
Какова главная мысль
рассказа?

-Как в рассказе показаны люди и как лошади?  Кто вам
симпатичней? 

  В
рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород,   возрастов и
характеров, но их
роднит
природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как
противопоставлены люди
(“руки
неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым
глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”).

Лошади выглядят венцом творения природы.

Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: 

— Почему Куприн назвал своего героя Изумрудом? 

— Что такое изумруд?

— Что общего у камня и беговой лошади из рассказа
Куприна?

 Изумруд – камень успеха, жеребец в
рассказе Куприна, как драгоценный камень, добился
успеха, победил

            III.       Контроль и коррекция знаний

           — Понравился вам рассказ?

            Каждый из нас – личность. И чтобы эта
личность развивалась, развивалась ваша душа, ум и сердце, вы должны быть
внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить наш урок я хотела
бы словами Декарта: «Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми
прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие
свои мысли.»

                   А в заключение я предлагаю
послушать стихотворение о трагической судьбе лошадей известного российского
поэта Бориса Слуцкого «Лошади в океане» в исполнении Вениамина Смехова.

                 https://www.youtube.com/watch?v=ZdBDASEPqG0

Борис
Слуцкий

Лошади в океане

И.Эренбургу

Лошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.

«Глория» — по-русски — значит
«Слава», —
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки
влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным,
если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось — плавать
просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той
края,
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали,
ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль
их —
Рыжих, не увидевших земли.

Домашнее задание: Прочитать рассказ А.Аверченко.
«Вечером».
 

Куприн занимают лидирующие строчки среди всех великих российских писателей. Основное творчество автора выражено в написании рассказов и повестей. Большинство произведений Куприна описывают взаимодействия животных с людьми.

Содержание:

  • 1 Как создавался рассказ
  • 2 В каком жанре выполнено произведение
  • 3 Какой смысл заложен на название произведения
  • 4 Какова композиция в рассказе
  • 5 Суть сюжета рассказа
  • 6 Как выражены характеры героев рассказа
  • 7 Тема рассказа
  • 8 Чему учит рассказ Куприна

Как создавался рассказ

Среди знатоков ходит поверье, что в сюжете «Изумруда» есть часть от слухов, которые ходили по Москве в те года. Существовал невероятно популярный беговой скакун, который в итоге погиб. Было множество всяких версий этой смерти – одной из них было вероятное отравление скакуна. Лев Николаевич Толстой был впечатлен рассказом.

В каком жанре выполнено произведение

Шесть частей рассказа представляют собой небольшого объема текст. Из-за стиля повествования сюжета, который максимально приближен к повествованию в обычной жизни – поэтому жанр предписать рассказу можно реалистический.

Какой смысл заложен на название произведения

Главным героям рассказа является рысак по кличке Изумруд. Именно про жизнь этого рысака читатель узнает из произведения. Но само название не дает понимания читателю, о чем ему предстоит узнать в ближайших 6-ти главах, поскольку название ассоциируют с чем-то красивым и благородным.

Но в итоге рысак полностью соответствует представлению о изумруде – он также красив и благороден, почему и получил такую кличку. Складывается впечатление, что посылом от Куприна является убедить читателя, самое большое счастье – это найти такое же прекрасное существо, которое он описывает в произведении.

Какова композиция в рассказе

Авторским решением стало вести рассказ как бы от лица самого рысака, тем самым придавая оригинальности произведению. Первая глава рассказывает о том, где проживает Изумруд и о его самых ближайших соседях. А в части рассказа о своем детстве читателя поражают живописные и живые картины природы, которые заложены в памяти рысака.

Последующие главы писатель представляет перед нами картину, в которой Изумруд полностью предается своей профессии и как он при этом умеет взаимодействовать с людьми. Благодаря такому подходу Куприну удалось сделать образ животного, который развит разносторонне и способен вызвать в чувствах читателя смесь восхищений и сопереживания.

Благодаря практически отсутствию разговоров самих людей, которые находятся в окружении главного героя – рысака, повышается восприятие от глаз самого Изумруда. Такой подход помогает читателю лучше вникнуть в эмоциональное состояние лошади, так сказать прочувствовать его внутренние переживания.

Кульминацией рассказа является сама победа в гонке рысаком. Дальше в сюжете активные действия начинают угасать. В развязке сюжета лежит описание смерти Изумруда, которая представлена в рассказе с долей отстраненности и холода, тем самым передавая чувства рысака, который так и не понял причиненной ему подлости от людей. Для читателя же никакой тайны не остается.

Суть сюжета рассказа

В данном рассказе Куприн пытается показать своим читателям всю жестокость человеческого характера. История про удивительное животное, которое доверяет и предан людям, который также как и сами люди живет и хочет жить – в итоге умирает от человеческой жадности и жестокости.

Психология рассказа показывает ту самую невероятную чуткость доверчивого существа, которое тянется к людям и понимает их эмоции порой намного лучше самих людей. Куприн, при написании рассказа, понимал, что люди уже давно перестали ощущать свое большое значение в жизни животных, из-за чего мир погрязнет в бездуховном существовании.

Как выражены характеры героев рассказа

В роли главного персонажа выступает благородный рысак, который прожил на этом свете всего 4 года. Характер Изумруда показывается в моментах его взаимодействия с другими представителями копытного рода, а также непосредственно с дорогими для его сердца людьми. Изумруд представлен как любопытный и смелый рысак, который не побоится принять участие в противостоянии более взрослого и опытного жеребца Онегина. По отношению к своему наезднику Изумруд показан чутким и послушным жеребцом.

Второстепенные герои рассказа представлены в понимании от лица самого Изумруда:

  • Назар – это хороший старик, который нетороплив в своих движениях, но не имеет чего-то особенного;
  • Васька – трусливый паренек, не умеющий скакать на лошадях;
  • Наездник, с которым изумруд и участвует во всех скачках, воспринимается им как равный себе и достойный представитель человеческого рода.

Тема рассказа

Темой Куприна является раскрытие ответственного отношения к братьям нашим меньшим. Все это показано на примере истории жизни рысака Изумруда. Потребительски жесткое отношение, что перестало приносить прибыль, уже становится нормой для человечества и Куприн пытается объяснить читателям, что так происходить не должно.

Чему учит рассказ Куприна

В целях Куприна является желание раскрыть людям глаза на тот факт, что все живые существа ценны. Каждое живое существо является личностью, жизнь которых не вправе отбирать человечество. Ведь человек является старшим товарищем, и он не имеет никакого права относиться с жестокостью к любому животному. Такую мораль пытался внести в свой рассказ Куприн.

Заботиться о живых существах, которые зависимы от человека – это необходимо нравственная составляющая характера положительного человека, которым и является сам Куприн.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна «Изумруд» для учащихся 6 класса

Подготовила учитель МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно

Гиренко Наталья Ивановна

Цель читательской конференции:
• Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;

• Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе;

• Воспитывать чувство сострадания к «братьям нашим меньшим»;

       • Формировать в ходе обсуждения рассказа коллективное читательское мнение;
      • Показать эффективность данной формы работы для развития интереса к чтению, читательских и коммуникативных умений учащихся.
     • Показать возможности читательской конференции для руководства детским чтением со стороны учителя, для выстраивания воспитательной работы на основе рассказа.
Оборудование: мультимедийная презентация, книжная выставка, музыкальное сопровождение.

Вступительное слово учителя. Ежегодно в конце марта  у нас в стране проводится Неделя детской книги. Этой традиции очень много лет. Впервые книжкины именины прошли в Москве  26 марта 1943 года. Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Дети получили в подарок книги, отпечатанные на тонкой серой бумаге, они были действительно ценным подарком. Так впервые праздновалась Неделя детской книги- «книжкина неделя». С тех пор в конце марта по всей стране проводится Неделя детской книги.

Чтение не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся, становимся добрее, умнее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, они сопровождают нас с самого раннего детства и до старости.
Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы. По версии «Daily Telegraph» есть 110 книг, которые должен прочесть каждый образованный человек. Среди них Гомер, Толстой Л.Н. Ч. Дикенс, В. Шекспир, Данте,Б. Пастернак, Ж. Верн и многие другие. Не многие осилят этот список. Это программа на всю жизнь.

Я думаю, что на вы уже прочитали много замечательных произведений, которые  положили начало вашей «Золотой полке». О золотой полке писал Юрий Олеша: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги».

В детские годы мы читаем книги прежде всего душой, сердцем. Чем старше мы становимся, тем больше книга дает нашему уму. Я желаю, чтобы произведение, которое мы сегодня взяли для обсуждения вы прочитали сердцем, потому что оно посвящено лошади. Мы проводим в рамках Недели детской книги читательскую конференцию по рассказу Куприна «Изумруд».

— Что вы знаете о Куприне? Какие произведения его читали. О чем они?

Пройдя  ещё  в  детстве  через  ряд  испытаний,  Куприн  сберёг  в  душе  способность  не  причинять  боль,  сохранил  умение  сострадать,  сочувствовать. 

— А какой сегодня год по восточному календарю? По восточному календарю именно это прекрасное животное является символом 2014 года.

— Что олицетворяет собой лошадь? Какие у вас возникают ассоциации с этим животным?

Лошадь, согласно китайскому гороскопу, олицетворяет собой мудрость и чистый разум. Она красива, живописна, грациозна. Она подскажет как сделать нашу жизнь красивее, гармоничнее и будет щедра к людям творческим, мыслящим неординарно.

— Что интересного вы знаете о лошадях?

— Какой масти бывают лошади?

— Какие читали произведения о лошади? («Теплый хлеб» Паустовского)

Нет на свете человека, который равнодушно посмотрит на лошадь: она невольно вызывает восхищение. Какая стать! Какие умные глаза! А грива, а хвост – такого нет ни у какого другого существа! Но лошадь – прежде всего надежный друг человека. Несколько тысячелетий назад началось общение человека и лошади. За это время лошади стали верными спутниками людей и заметно повлияли на всю человеческую историю.

— Прежде, чем перейти к обсуждению содержания, я хочу поставить перед вами проблему: известно в основе рассказа лежит реальная история коня по кличке Рассвет. В конце урока мы должны ответить на вопрос: почему автор назвал героя рассказа Изумруд? И еще один вопрос, на который я бы хотела, чтобы ответили в конце урока: эпиграфом я взяла слова: как вы их понимаете и как они соотносятся с рассказом Куприна?

Итак, переходим к обсуждению рассказа:

— Кто такой Изумруд? Прочитайте описание.

— Что значит «беговая» лошадь? — рысак (бывает иноходец)

— Расскажите, кто ухаживает за лошадьми. (Василий, Назар, Андрияшка)

 — Кто из конюхов нравится Изумруду? (Назар)

– Почему? Прочитайте, как воспринимает людей? Во 2 гл Назар засыпает овес.

— «Вот тот, высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки…». Кто это? Почему нравится англичанин?

— Как воспринимает окружающее Изумруд? (через запахи, звуки)

— Что снится Изумруду накануне скачек? гл 2  Прочитайте

— Как Изумруд узнает, что наступил день скачек?

-Как его готовят к бегам? (Купание…Запряжка…

— Каких соперников он увидел на проминке?(серый в яблоках. Гнедая кобылка. Огромный вороной жеребец, огненно – рыжий рысак). ГЛ 4

— Кто не соперник? Почему?

— С кем выпало соревноваться в паре? (А какую роль играет мальчик на белом рысаке, поддужный?

— « Наездник сам испытал крепость подпруги, просовывал палец между ней и животом…» — О ком идет речь?

— найдите и прочитайте эпизод запряжки лошади. ГЛ 3

— Прочитайте описание ипподрома. ГЛ 5

— Обратите внимание, что в рассказе нет диалогов. Но в 5 главе, которая является кульминацией рассказа, воображаемый диалог, кого с кем?

— Прочитайте выразительно.

— Что чувствует Изумруд? (Радость от победы, удовлетворение, что он не подвел наездника)

— А как повели себя люди? Почему?

— Что нарушило его чувство победы. Радости? В чем сомневаются и почему люди, громко разговаривающие? Понимает Изумруд? (По-детски наивное непонимание человеческой ненависти в момент осмотра перед толпой после финиша показывает, каким беззащитным на самом деле является жеребец, и как этим пользуются те, кто морально сильнее).

— Какова судьба Изумруда? Перескажите

— Почему умер Изумруд?

— Какова главная мысль рассказа? Как  в рассказе показаны люди и как лошади? Кто вам симпатичней?

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы.

— Как вы понимаете эпиграф?

_ Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: почему Куприн назвал своего героя Изумрудом? Что такое изумруд? Что общего у камня и беговой лошади из рассказа Куприна?

   Изумруд – камень успеха, жеребец в рассказе Куприна, как драгоценный камень, добился успеха, победил

— Послушайте песню Высоцкого «Бег иноходца». — Попробуйте понять, что общего у рысака Изумруда и иноходца из песни?

    (Оба коня победители в бегах, оба победили наперекор всем- этим похожи: дерзкие, смелые, честно выигрывают скачки не в угоду кому – то или чему – то, а потому что они лучшие, им нравится бег и они честно выполняют свою работу, но корыстные люди недовольны)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

— Понравился вам рассказ? Я предлагаю список небольших произведений, посвященных лошадям, в том числе и Холстомер» Толстого, которому посвятил свой рассказ Куприн. Прочитайте, поставьте на свою золотую полку эти книги.

Каждый из нас – личность. И чтобы эта личность развивалась, развивалась ваша душа, ум и сердце, вы должны быть внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить нашу конференцию я хотела бы словами Декарта: «Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.» Я приготовила вам небольшой список книг о лошадях, которые могут занять достойное место на вашей «золотой полке», прочитайте эти книги! Развивайте себя, приобщайтесь к мировой культуре!

— А заключение я предлагаю послушать песню о трагической судьбе лошадей на слова известного российского поэта Бориса Слуцкого «Лошади в океане».

Опубликовано 2 года назад по предмету
Литература
от haker1356

Почему куприн назвал своего героя изумруд​

  1. Ответ

    Ответ дан
    alibekkanapanov

    Ответ:

    не знаю.

    Объяснение:

    не знаю я просто пишу по инструкции

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Куприн
  4. История создания рассказа Изумруд

История создания рассказа Изумруд Куприна

Любить животных может человек высокоморальный, который обладает такими чертами характера, как доброта, забота о других, искренность и гармония. Именно такие свойства были присущи Александру Куприну. Весь его жизненный путь был неотрывно связан с любовью к животным, особенно лошадям.

Куприн любил лошадей как-то по-особенному. Многие не понимали и не принимали этой любви. Но это не делало его менее знаменитым писателем, а его любовь к лошадям менее пристрастной.

Выдав свой первый рассказ, на вырученные от продажи деньги он купил ботинки матери и на оставшийся рубль отправился в манеж ездить на лошадях верхом.

Он хотел знать все подробно о своих любимцах, наблюдал за ними, изучал их привычки. Лошади даже ночевали у него в доме. Ему было интересно их поведение, когда они засыпали, как вели себя просыпаясь, как относились к поступкам людей в разных ситуациях.

Лошадям писатель посвятил много рассказов, из которых можно узнать всю историю коневодства России, он даже собирался выдать целую книгу рассказов, но не успел.

Одним из таких рассказов и есть рассказ «Изумруд», написанный в 1907 году. История его создания интересна тем, что в основу положен случай, действительно произошедший с одним из скакунов, по имени Рассвет, в Москве, который погиб при загадочных обстоятельствах. Рассвет много лет был победителем в скачках, и равных в бегах ему не было.

О гибели этого жеребца ходили разные слухи, газеты даже писали, что его отравили конкуренты из другого конезавода. Как бы там ни было, но скакун ушел из жизни по вине людей. Этот случай очень огорчил Куприна и натолкнул на написание «Изумруда». 

На время написания «Изумруда» уже вышел в свет рассказ «Холстомер» Льва Толстого. Куприн высоко ценил творчество Льва Николаевича, поэтому переживал по поводу  своего нового рассказа. Он даже посвятил его литературному герою Холстомеру.

Рассказ увидел свет в 1907 году и получил одобрительную оценку от Льва Толстого. В нем  мастерски описаны отношения человека и лошади. Окружающий мир изображен глазами Изумруда, именно так, как он его видел.

Произведение  очень эмоционально и читается в напряжении и переживании за главного героя, а еще заставляет задуматься об отношении к животным, которых мы приручили.

История создания рассказа Изумруд

История создания рассказа Изумруд

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Экология рассуждение 5 класс

    Что же означает данное понятие? Экология – это наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Каждый человек относится к природе по-разному. Кто-то её бережёт, заботиться о ней, иной же только и делает

  • Сочинение Примеры внутреннего мира из жизни

    Человек – прекрасное существо, способное творить и создавать. В каждом человеке есть нечто особенное, что не свойственно другим людям. В каждом есть какой-то загадка и тайна. Внутренний мир человека – это то, что хочется познавать

  • Сочинение Природа в лирике Есенина

    Сергей Есенин родился и вырос в самом центре России, в Рязанской губернии. Там же прошли детство и юность будущего поэта. В селе Константиново жил в семье деда под присмотром трех дядек и тети Шуры

  • Сочинение Описание комнаты 6 класс

    Комната, в которой я провожу большую часть своего времени, имеет для меня большое значение. В ней каждая вещь имеет свое место и радует своим присутствием. Именно здесь я могу хозяйничать

  • Быков

    Сочинения и анализ по рассказам Быкова

  • Почему рассказ заканчивается трагически возможен ли другой финал гранатовый браслет
  • Почему рассказ заканчивается словами что петька долго еще плакал уткнувшись лицом в подушку
  • Почему рассказ заканчивается описанием тонкой и гибкой парой нанятых влюбленных
  • Почему рассказ загадка вересаева так называется
  • Почему рассказ ежикина гора можно назвать художественным