Почему рассказ изумрудная рыбка так называется

Чтение хороших, добрых книг способно исцелять, — в этом совершенно уверен писатель Николай Назаркин. По профессии он — библиотерапевт, то есть, специалист, который умеет оказывать. психологическую помощь и поддержку с помощью правильно подобранных литературных текстов. Но главное — Николай Назаркин и сам пишет такие тексты. Его книги, как не раз справедливо отмечали и критики, и читатели, заражают любовью к жизни, учат радоваться простым вещам и помогают мудрому и спокойному отношению к трудностям. Недаром за повесть под названием «Изумрудная рыбка» — писатель получил Малую Национальную детскую литературную премию «Заветная мечта».

Впрочем, свою книгу Николай Назаркин написал не только для детей. И об этом он прямо говорит в предисловии к повести, у которой, кстати, есть подзаголовок — «Палатные рассказы». «Изумрудная рыбка» — это история о детях, проводящих в больнице большую часть своей жизни. Для них обследования, процедуры, уколы и капельницы — привычная обыденность, а нянечки, медсёстры и соседи по палате — почти что семья.

Казалось бы, таких ребят можно только пожалеть. Но главный герой книги Коля Кашкин, от лица которого ведётся повествование — рассказывает читателям увлекательные, захватывающие и смешные истории! В них столько задора, юмора, стремления жить и радоваться каждому новому дню, что на второй план отступают процедурные с холодным кафелем и коридоры, наполненные запахом лекарств.

Герои повести — ребята с тяжёлыми заболеваниями, передвигающиеся на инвалидных колясках или вообще прикованные к кроватям — поражают умением принимать жизнь такой, как она есть, и верить в лучшее. А ещё — способностью остро чувствовать малейшую ложь и фальшь, и понимать, что в жизни они не помогают, а наоборот, только всё портят. Как раз об этом — рассказ «Изумрудная рыбка», наверное, неслучайно давший название всей книге. Мальчишки плетут из трубочек капельницы рыбку и хотят её раскрасить. Но для этого нужна зелёнка, которую просто так медсестра им, конечно, не даст. Один из ребят всё же находит способ достать пузырёк. Но позже выясняется, что заполучить зелёнку ему удалось с помощью обмана. И ярко раскрашенная рыбка почему-то сразу тускнеет в глазах ребят…

Николай Назаркин не упоминает о том, что его повесть «Изумрудная рыбка», по сути, автобиографичная, а ведь это именно так — почти всё своё детство автор провёл в больнице, сражаясь с тяжёлым недугом. Поэтому он знает, о чём говорит, когда убеждает читателей, что любовь к жизни не зависит от обстоятельств, и каждый новый день даётся человеку не напрасно.

Учебный предмет:
литература.

Класс: 5

Автор УМК:  В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях,
издательство «Просвещение», 2015г.

Тема: Уроки доброты
и мужества (по произведению  современного писателя  Николая Назаркина
«Изумрудная рыбка»).

Тип урока: урок
открытия новых знаний.

Цели:

Образовательные:

-Познакомить с рассказом Н.Н..Назаркина  «Изумрудная рыбка»
и с биографией современного писателя;
закрепить навыки и умения работы с
текстом;
обучать интерпретации
текста.

Развивающие:

развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного
героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать
изученное;

Воспитательные:

-воспитывать чуткое отношение к художественному слову,
гуманное отношение к человеку, любовь к близким, сострадание.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, наглядный материал (иллюстрации,
детские рисунки, автограф писателя).

Ход урока:

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Марк Твен

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности.

Учитель:

В доме добрыми делами занята

Тихо-тихо  ходит доброта.

Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час,

 Добрый вечер, ночь добра.

 Было доброе «вчера».

 И откуда, спросишь ты,

 В доме столько доброты?


-Доброе утро! Доброго дня! Скажите, а что для вас
значит такое приветствие? Что скрыто в нём? (пожелание хорошего)

-А что делает добрым ваш день? (хорошее
настроение, оценки, комплимент, весёлые разговоры, хорошая компания, помощь,
поддержка)

 -Получается, что добрым ваш день делают люди,
которые вас окружают. И вы так же, даже не осознавая этого, меняете чей-то
день, влияете на настроение окружающих.

-Можем ли мы понять законы человеческого
общения, обращаясь к литературным произведениям? (да)

-Сегодня у нас будет урок доброты и мужества по
прочитанному рассказу Николая Назаркина «Изумрудная рыбка».

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на
вышесказанное. (посмотреть, как общаются герои рассказов; как показана
доброта, мужество в рассказе)

Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему,
работая с таблицей.

В графе «знаю» впишите ваше
понимание понятий «доброта», «мужество.

Читая художественное произведение, мы стараемся
понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели рисуют перед нами
мир человеческих отношений, пытаясь пробудить в наших душах искренние чувства,
интерес, уважение, бережное отношение к человеку.

II. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Слово учителя:

Наш урок посвящен рассказу, который
заставляет улыбнуться, но в тоже время ранит. К историям, рассказанным в книге
Н.Назаркина, невозможно остаться равнодушным. Герои книги – ваши ровесники. Они
ничем не отличаются от других, кроме того, что проводят в больнице в большую
часть жизни и кроме того, что герои — это больные дети.

В одном из выступлений премьер- министр Д. А.
Медведев сказал о том, что отношение к инвалидам – это показатель зрелости
общества. В нашем государстве этой проблеме постоянно уделяется внимание, но
вопрос настолько серьезный, что требует особого подхода. Освещается эта
проблема в законодательных документах, о которых вы узнаете позже  на уроках обществознания.
Не остаются в стороне и писатели, создающие замечательные произведения, которые
воспитывают в нас милосердие и сострадание.

Русская литература всегда отличалась
сочувствием к обездоленным, больным, немощным.

— Какие произведения на эту тему вы можете
назвать? (В. Г. Короленко «Дети подземелья», «Слепой музыкант», А. И. Куприн
«Чудесный доктор», А. П. Платонов «Неизвестный цветок» и др
.).

III.  Этап выявления места и
причины затруднений

1. Беседа.

Посмотрите на
эпиграф к уроку, высказывание Марка Твена: «Доброта — это то, что может
услышать глухой и увидеть слепой». Как вы его понимаете? (доброе отношение
приятно всем, доброту отличить от злого может любой)

Применимо ли данное
высказывание к рассказу, который вы читали дома? (герои добрые, рассказ учит
доброте и отзывчивости).

— О чем мы будем говорить на уроке, тема
которого «Уроки доброты и  мужества»? ( о проявлении добра, мужества,
положительных качеств.

— Кто является героями этого рассказа? С какими
героями нас знакомит Николай Назаркин (дети, оказавшиеся в больнице)

огда вы впервые видите
человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

— Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли
только этих признаков? (Нет)

— На что еще необходимо обращать внимание,
чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

2.Составление
кластера

— Для чего нужно обращать внимание не только на вне? (Чтобы
понять, что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами
обладает )

Выстраивается КЛАСТЕР

Прямоугольник: скругленные углы: ПОРТРЕТ
Прямоугольник: скругленные углы: ПОСТУПКИ
ГЕРОЯ, ВЛИЯНИЕ
НА ОКРУЖАЮЩИХ
Прямоугольник: скругленные углы: ЖЕСТЫ,
МИМИКА
Прямоугольник: скругленные углы: ВНУТРЕННИЕ
ПЕРЕЖИВАНИЯ
Прямоугольник: скругленные углы: Отношение других действующих лиц к данному герою.

Учитель: на
основе кластера попробуем составить характеристику героев, понять их отношение
к миру, друг к другу.

При анализе
рассказа будем учитывать и биографию самого писателя, и особенности героев, и
жизненную ситуацию.

IV. Открытие нового знания. Построение проекта
выхода из затруднения.

1. Сообщение учащихся о писателе.

Учитель: Современные писатели продолжают лучшие традиции литературы.

 Познакомимся со страницами жизни Николая Назаркина. При прослушивании биографии
автора не забывайте работать с таблицей, записывая новую для вас информацию и
фиксируя мысли, которые возникают у вас на уроке в графе «хочу узнать».

Выступление учащихся:

Николай Назаркин родился в
Москве 1 апреля 1972 года. В шесть лет был установлен окончательный диагноз —
гемофилия. Школу окончил в 1989. 

Перепробовал
разные учебные заведения (от теплофизики до поварского дела) и работы (от
«диспетчера на телефоне» до изготовления мягкой игрушки), в 1993
начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. Ныне
она именуется Всероссийское общество гемофилии (ВОГ). Занимался всем, от
написания статей до техобеспечения работы компьютеров в офисе и разработки
сайта.  Принимал участие в
создании и развитии журнала для больных гемофилией и их родных «Гем-информ»,
разработал книгу по лечебной гимнастике. В 1996 году создал первый российский
сайт по библиотерапии.

Параллельно
пошел в 1995 учиться в Московский государственный университет культуры, на
факультет библиотечной работы с детьми и юношеством.

Окончив
МГУК в 2000 году, Николай Назаркин работал в Российской
государственной детской библиотеке
 в качестве сотрудника
технической поддержки и обозревателя сайта «Библиогид», первого российского
сетевого ресурса, посвящённого детской литературе и детскому чтению.

В 2006
году Николай Назаркин представил на суд жюри Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» подборку
рассказов «Изумрудная рыбка». В своё время эта книга начиналась как
библиотерапевтический проект. Сборник принёс автору Малую премию «Заветной
мечты». В 2007 году московское издательство «Самокат» выпустило
«Изумрудную рыбку» в серии «Лучшая новая книжка». В 2017 году «Изумрудная
рыбка» вышла в КНР на китайском языке. Неформальным продолжением «Изумрудной
рыбки» стала повесть «Мандариновые острова» (2013). Герои обеих книг —
мальчишки, которые долгие месяцы вынуждены проводить в больнице, но радуются
жизни, дружат и мечтают не меньше своих здоровых сверстников.

(На
слайдах- портрет писателя, обложки книг, автограф)

Николай Назаркин Файл:Nikolaj-Nazarkin-avtograf.jpg  

2. Беседа по содержанию. Подводящий
диалог.
 

Работа с текстом.
— Где происходит место действия рассказов? (Место действия всех рассказов —
больница)

— Кто герои рассказов? (мальчишки, которые  лежат
в больнице часто, давно знают друг друга, врачей, медсестёр, процедуры, меню,
распорядок дня, виды из окон)

-Почему автор не называет болезнь? (Автор
хочет сказать, что так бывает во всех больницах, где дети лежат подолгу).

— От лица кого рассказаны истории? (Все
истории написаны от лица одного из юных пациентов – Кольки Кашкина — мальчишки, передвигающегося только с помощью костылей,
шустрого)

— Что составляет
жизнь этих детей? (Жизнь этих детей – лечебные будни: процедуры, капельницы,
уколы…)

-А есть ли у них развлечения?  («Всех развлечений у них – в окно
смотреть, маму ждать. Если кто в шахматы не умеет или читать не приучен – тому
вообще тоска»)

-Про что мы узнаем из рассказов?  (о попытке убежать с товарищем поутру на рыбалку через
пролом в бетонном заборе, да ещё прихватив с собой приятеля-«колясочника»; о прогулке
за мороженым, описанной щемяче-трогательно: надо так дорогу выбрать, чтобы
ступенек поменьше и они широкими были; потом придётся стоять у буфета, «потому
что с костылями неудобно мороженое есть», о первой любви)

— Как переносят дети свое тяжелое положение? (Больные ребята переносят своё тяжёлое
положение лучше, чем взрослые. Они настроены на позитив, уверены в скором
выздоровлении.)

— О чем мечтают герои рассказа? (о выписке домой; о том, чтобы больницу
не возвращаться; мечтают вернуться к прежней активной жизни)

— Какие чувства вызывает это произведение у нас, читателей, которые не
сталкивались с такой ситуацией? (становится жалко детей, хочется им помочь).

– В центре произведения
дети.  Как мы, читатели, к ним относимся?  (Сочувствуем им: они в больнице,
не могут полноценно двигаться, нет родителей рядом, своего личного пространства)

– Какие главные проблемы
автор Николай Назаркин предлагают для обсуждения? (положение больных в
обществе, необходимость создания больниц, оборудованных в соответствии с
последними достижениями медицины).

– Актуальна ли эта тема в
наши дни? (актуальна всегда, т. к. люди могут пострадать,  стать инвалидами
вследствие несчастных случаев, травм, полученных  на производстве, по
неосторожности).

 28 апреля – всемирный день
охраны труда. 17 апреля- Всемирный день гемофилии. Мы видим, что общество
уделяет внимание этим важным проблемам. Но кто же должен изменить в целом
отношение к таким вещам, к болеющим людям?

— Кто должен заниматься
проблемами инвалидов? (государство, все люди, т. к. мы являемся гражданами
нашего государства. И от  нас зависит настоящее и будущее)

— Почему книга называется «Изумрудная рыбка»? («Потому
что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не красить… Рыбок
из капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, жёлтые, почти прозрачные
трубочки — давай, плети, если фантазия есть»
).

-Какой символ в этом названии? (что-то
необычное, проявление особенного, знак любви, ведь потом эту рыбку подарят девочке)

Герои
рассказа как маленькие изумрудные рыбки в этом бурном море жизни. Они не такие,
как большинство, но они упорно плывут вперёд, сражаются с болезнью, хотят жить
полноценно и быть счастливыми.

Физминутка

Учитель: А сейчас немного отдохнём. Представим
себя теми, кому посвящено название рассказа- рыбками. Под звуки моря повторяем
движения.

Пять маленьких рыбок ныряли
в реке.

(имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на
песке.

(развести руки в
стороны)

Первая рыбка сказала:»ырять
здесь легко!»

(имитация ныряния)

Вторая сказала: «Ведь здесь
глубоко!»

(грозят указательным
пальцем)

Третья сказала: «Мне
хочется спать!»

(руки лодочкой под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть
замерзать.

(потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: «Здесь
крокодил!»

(руками имитируют пасть
крокодила
)

Плывите скорее, чтоб не
проглотил!

(возвращаемся на свои
места)

Повторяем дважды,
ускоряя темп.

V. Этап первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи

Творческое задание. Презентация обложки к рассказу «Изумрудная рыбка».

(Было дано
опережающее задание по группам).

Учащиеся
объясняют, почему они отразили на проекте своей обложки рассказа именно этот
момент, объясняют  символы, зашифрованные в их версии обложки.

VI.  Итог
урока. Включение нового  знания в систему.

Работа в паре.

Посмотрите на таблицы, которые вы заполняли
в ходе урока. Много ли нового узнали вы?
Есть ли у вас записи в графе «Хочу узнать»? Обсудите это  в парах, помогите
друг другу ответить на эти вопросы. Если возникли затруднения, поднимите руку,
задайте вопрос. Мы вместе с классом поможем вам в поиске ответа.

Учитель: 

Николай
Назаркин – мужественный  писатель. Он не побоялся рассказать о самых страшных
эпизодах жизни своих героев.
Сделал он это с
юмором, но показал правду той стороны жизни, которая видна не всем. Эти рассказы
шокируют некоторых читателей. Не всем хочется узнать такую правду, некоторые не
хотят, чтобы эта правда была опубликована.

Русская литература издавна славится честностью,
реалистичностью, гуманностью и стремлением улучшить жизнь. Умение быть верным
мечте – это свойство настоящих людей. Помогать другим людям добиваться
осуществления своих заветных желаний, сопереживать- тоже свойство настоящего
человека.

Герои книг — благородные, скромные,
мужественны, самоотверженные, не злые, не реагируют  на обиды, внутренне оказываются 
верным своей мечте- жить полноценно..

 Я рекомендую вам прочитать и другие рассказы
Николая Назаркина. Вы поймете, что каждый из героев обладает какими-либо
чертами настоящих людей. Вы увидите, что можно оставаться человеком в любых
жизненных обстоятельствах.

— Какие нравственные уроки даёт нам писатель? (Быть
добрым, позитивно мыслить, помогать друг другу).

-Как проявляются доброта и мужество в рассказе
«Изумрудная рыбка»? (герои проявляют и мужество, встречая диагноз, борясь,
проявляют доброту по отношению к другим).

— Как после анализа рассказа вы воспринимаете
слова Марка Твена: ««Доброта — это то, что может услышать глухой и
увидеть слепой»? (хочется стать добрее; я понял, что был недостаточно
внимателен к окружающим)

VII. Информация о
домашнем задании.

1. Прочитать другие рассказы писателя,
подготовить подробный пересказ и 5 вопросов для анализа рассказа.

2.Написать отзыв об одной из рассказов для
опубликования на форуме на сайте писателя. .

VIII.  Рефлексия деятельности.

Учитель: Сегодня на уроке, анализируя рассказ 
Николая Назаркина, мы увидели пример героев, людей, достойных уважения. Да, мы
испытываем к ним и сострадание, но уважение и восхищение его превосходят.

-Чему мы можем научиться у героев рассказа
«Изумрудная рыбка?» (добру, отваге, жизнелюбию, умению дружить)

Здоровье, то есть добро — это естественное
состояние человека, норма, сущность человека. Болезнь, то есть зло — это
нарушение естественного состояния, разрушение сущности человека. И герои
рассказа сражаются со своей болезнью, демонстрируя пример мужества и добра.

— Два мира
есть у человека:

Один,
который нас творил.

Другой,
который мы от века

Творим по
мере наших сил.

Эти слова Н. Заболоцкого
хочется напомнить каждому из вас. Каждый из нас творец своего мира, наполнен он
будет злом или добром- зависит от вас. Творите добро, излучайте добро — и в
ответ будете получать тепло. Будьте внимательны к окружающим и не бойтесь
помогать и просить помощи, это не стыдно. Доброе слово, небольшая услуга могут
сделать чей-то день добрее. 

-Уходя из кабинета, приклейте, пожалуйста,
стикер на изображение рыбки, которое подходит к вашему настроению, вашему
состоянию после урока.

Спасибо за урок! Я желаю вам доброго дня и
добрых мужественных людей рядом!

Раскраски весёлая, Раскраска Веселая рыбка рыбы.Рыба, рыба-клоун, рыба-клоун, оранжевая, красная, оранжевая рыба, плакаты  на стену • плакаты мечтать, думает, сноска | myloview.ruМультяшная Злая Рыба — стоковая векторная графика и другие изображения на  тему Белый фон - iStock 

Дата Урок № Класс _5 Учитель: Гордиенко З.В. Предмет: Родная (русская)литература.

Тема. Н.Назаркин. Рассказ о писателе. «Изумрудная рыбка».

Цель урока. Знакомство с биографией Н.Назаркина.

Актуализация знаний анализа текста.

Осуществить целостный анализ образов героев (мальчиков).

Сформировать навыки исследовательской работы с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с биографией писателя, дать информацию о создании рассказа, развитие монологической и диалогической речи.

Метапредметные: формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, развитие творческого мышления.

Личностные: воспитать уважительное отношение к писателю.

Воспитать уважительное отношение к литературе.

Воспитать понимание прекрасного.

Воспитать уважительное отношение к людям, которые болеют.

Оборудование:  тетрадь, портрет писателя, раздаточный материал(сигнальные карточки), текст рассказа, иллюстрации, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I.Организационный момент. Приветствие, запись числа и классной работы, отметка отсутствующих.

II.Актуализация опорных знаний.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, что вы видите? ( на доске рисунки изумрудной рыбки)

Назовите домашнее задание.

III.Самоопределение к деятельности.

Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Определяем тему и цель урока.

 IV. Изучение нового материала.

Слово учителя. Сегодня мы поговорим о творчестве Николая Назаркина.

t1657213920aa.jpg

Родился в Москве, в 1972 году, 1 апреля. Чему, естественно, до 2 апреля никто не верил. В 1979 году пошел в школу, куда честно отходил 10 лет по шесть месяцев в год: три месяца вычитались на каникулы и еще три – на пребывание в больнице. Школу окончил в 1989-м, с трудом выпросив тройку по литературе, русскому и иностранному языкам. Физика, алгебра и астрономия были на отлично, так что вопрос о дальнейших планах даже не стоял – конечно, заниматься книжками и языками! Поболтался по разным учебам( от теплофизики до поворского дела) и работам (от диспечера на телефоне до изготовления мягкой игрушки). Занимался всем, от написания статей до техобеспечения работы компьютеров в различных офисах. Параллельно от нечего делать пошел учиться в 1995-м в Московский государственный университет культуры на факультет библиотечной работы. По окончании в 2000-м году около полутора лет проработал в РГДБ. В 2001 – м женился и в 2002 – м уехал на родину жены в Нидерланды, где, собственно, сейчас и живет.

Назаркин лежал часто в больнице. Так вот, в шесть лет Николаю Назаркину поставили диагноз – гемофилия. Ребята, а вы знаете, что такое гемофилия? Поэтому о больницах автор знает не понаслышке. Став взрослым, в 1993-м начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. У Назаркина есть цикл рассказов, названный «Палатные рассказы», в который входит и наша «Изумрудная рыбка».

Прослушивание аудиозаписи.

«Изумрудная рыбка» — это история о детях, проводящих в больнице большую часть своей жизни. Для них обследования, процедуры, уколы и капельницы — привычная обыденность, а нянечки, медсёстры и соседи по палате — почти что семья.

Казалось бы, таких ребят можно только пожалеть. Но главный герой книги Коля Кашкин, от лица которого ведётся повествование — рассказывает читателям увлекательные, захватывающие и смешные истории! В них столько задора, юмора, стремления жить и радоваться каждому новому дню, что на второй план отступают процедурные с холодным кафелем и коридоры, наполненные запахом лекарств.

Герои повести — ребята с тяжёлыми заболеваниями, передвигающиеся на инвалидных колясках или вообще прикованные к кроватям — поражают умением принимать жизнь такой, как она есть, и верить в лучшее. А ещё — способностью остро чувствовать малейшую ложь и фальшь, и понимать, что в жизни они не помогают, а наоборот, только всё портят. Как раз об этом — рассказ «Изумрудная рыбка», наверное, неслучайно давший название всей книге. Мальчишки плетут из трубочек капельницы рыбку и хотят её раскрасить. Но для этого нужна зелёнка, которую просто так медсестра им, конечно, не даст. Один из ребят всё же находит способ достать пузырёк. Но позже выясняется, что заполучить зелёнку ему удалось с помощью обмана. И ярко раскрашенная рыбка почему-то сразу тускнеет в глазах ребят…

Николай Назаркин не упоминает о том, что его повесть «Изумрудная рыбка», по сути, автобиографичная, а ведь это именно так — почти всё своё детство автор провёл в больнице, сражаясь с тяжёлым недугом. Поэтому он знает, о чём говорит, когда убеждает читателей, что любовь к жизни не зависит от обстоятельств, и каждый новый день даётся человеку не напрасно

 Ребята, что необычного вы видите в биографии писателя?

— Почему эти факты заинтересовали вас?

— Как вы думаете, повлияла ли биография писателя на его произведения? Как?

Игра « Верю – не верю». ( играем с сигнальными карточками. Правильный ответ – зелёная карточка.Отвечаем и находим правильный ответ в тексте.)

Работа с текстом.

Ребята, верите ли вы, что в пропажи зелёнки виноват Юра? (поднимаем сигнальную карточку) Найдите в тексте виновного.

Пропала зеленка. И во всем виноват Серый. То есть он, конечно, не виноват. Но все равно. Кто дал зеленку Юрке? Серый и дал.

И сказать ему ничего нельзя. Потому что он посмотрит только – а как не дать, если человек серьезно просит? – и все. Я бы сам дал, и это самое обидное.

Верите ли вы, что Юрка оставил зелёнку на тумбочке?

И Юрке тоже вмазать нельзя. Потому что он тоже не виноват. Он дурак просто. Оставил зеленку на тумбочке, прямо так, на виду, а Лине Петровне как раз приспичило зайти спросить про эту дурацкую температуру. Кто в больнице температуру меряет, я вас спрашиваю? Только тот, кому от градусника не уйти. Вон Шурик из четвертой палаты меряет, потому что бабушка рядом. А так — все равно ведь в больнице лежишь, вылечат, если надо. Еще им температуру мерить!

Вот так оно и случилось. Лина Петровна зеленку увидела — цап! — и в карман. Потому что медикамент. Не положено.

А нам что делать? Без зеленки — все, капец. Без зеленки над нами весь пятый этаж ржать будет. Потому что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не красить. Лучше бы, как малыши какие, сплели из «сырой» капельницы…

— Почему же никак не обойтись без зеленки?

— О какой такой рыбе идет речь?

Верите ли вы, что рыбок плетут из капельниц?

Рыбок из капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, желтые, почти прозрачные трубочки — давай, плети, если фантазия есть. А если еще уговорить новенькую процедурную сестру дать всю «системку»: с надутыми баллончиками фильтров, с манжетами-«резинками», с толстыми тупыми иглами-«воздушками»…

Только учтите, что если плести просто так, как первоклашка какой, то раздует вашу рыбку и перекосит — жуть. Тут подготовка нужна.

Верите ли вы, что мальчики растягивали капельницу о спинку стула?

Ну вот, доподготавливались. Зря мы с Толиком эту дурацкую капельницу на спинку кровати натягивали, чтоб растянулась, просохла и побелела. Зря мы ходили на пятый тащить недостающее прям из-под носа у «пятачков»…

— Может, рыцаря сплетем? — говорит Толик.

— Рыцаря… На рыцаря три фильтра нужны, а мы все фильтры уже променяли. Кто ж знал-то?

— А может… — говорит Серый и замолкает.

Кроме рыцаря и рыбки, мы умеем плести только чертиков. Но чертик — это даже не плетение, баловство одно: чурбачок — туловище, кубик — голова, подрежь торчащие концы до нужной длины — вот тебе и руки, и ноги, и рога с ушами. А уж вставить глаза да хвост и скрепить все это вместе толстой «воздушкой» — даже уметь не надо…

Поэтому Серый и замолкает. Ему нечего предложить, потому что предлагать нечего. А не предложить он не мог, потому что чувствует себя виноватым. И за зеленку, и за то, что нам не помогал. Хотя тут он ну совсем не виноват: у него левая рука в корсете, а с одной рукой — какой из него помощник?..

Верите ли вы, что Сергей чувствовал себя виноватым?

Мы сидим в коридоре, в тупичке за ординаторской. Здесь стоит какая-то пальма, а за пальмой — подоконник. Толик все время дергается — у него почки. И если Лина Петровна заметит, что мы тут на подоконнике сидим, сразу начнется: «Да ты простынешь, да тебя продует, да о чем ты только думаешь!..»

О рыбке он думает. С этими почками он уже почти двенадцать лет живет, потерпят они как-нибудь пять минут.

Но зеленки нет. А значит, покрасить капельницу нельзя. И вместо воображаемой нами в мечтах роскошной изумрудной рыбки — чешуя внахлест, глаза кругами, а плавники и хвост накрутить на карандаш! — получим мы дурацкого бесцветного карася. А тут какие-то почки да температуры…

Надо что-то решать.

Верите ли вы, что Толик видел зелёнку в поликлинике на втором этаже?

— Кажется, я в поликлинике зеленку видел, — говорит Толик.

Поликлиника — это первый этаж нового корпуса. Но днем нам туда нельзя: приспичит этим докторам, а нас на месте нету, — а вечером она закрыта.

— Давайте бабу Настю попросим? — в отчаянии предлагает Серый.

— Она скажет, что мы замажем этой зеленкой весь пол, а ей — оттирай, — говорю я.

Мрачно говорю, потому что положение наше ужасное. А в ужасном положении нужно решаться на крайние меры.

— Вот что, — говорю я. — Делать нечего. Надо добыть зеленку. Зеленка есть у той рыжей из двенадцатой палаты…

Все молчат. Потому, что двенадцатая палата — это пятый этаж. Идти в логово «пятачков» — даже в девчачью палату — не хочется.

— Я пойду, — говорит Серый.

Ему ужасно хочется что-нибудь сделать.

А мы молчим. Потому что нам не хочется идти к «пятачкам».

— Я пошел, — говорит Серый.

Зеленку он приносит через полчаса. Хмурый.

— Вот, — говорит Серый. — Саша ее зовут. Красьте давайте и режьте…

-Где ребята достали зеленку?

-Почему Серый пришел хмурый?

Верите ли вы, что Серёжа обманным путём достал зелёнку?

И мы стали красить и резать. Красить — ничего трудного: налей зеленку в капельницу, зажми концы да покрути, чтоб размазалось хорошенько. Ну, и лишнее слить и просушить.

Сушили мы тут же, за батареей. Тут никто не найдет и тепло.

Резать — хуже. Резать надо по длине, чтоб сделать из трубки ленту — длинную, гибкую ленту.

Изумрудную ленту.

Серый только смотрел и хмурился. Он все переживал, что из-за него чуть все не сорвалось.

— Не переживай, — сказал Толик. — Все равно это наша рыбка.

Серый промолчал.

— А чего ты той рыжей наврал, чтоб она тебе зеленку дала? — говорю я.

— Что живот расцарапал, — говорит Серый.

И лицо у него такое грустное, словно у него и впрямь живот болит.

Я молчу. В больнице нет хуже, чем про болезнь для выгоды соврать. Но ведь он для нас соврал! Без зеленки нам все! Капец!

Пока сплели — семь потов сошло, как говорит баба Настя. Не знаю, с меня, по-моему, вдвое больше. Но сплели.

Верите ли вы, что Серый очень расстроился?

Подвесили на ту же пальму — полюбоваться. Рыбка висит, покачивается, свет на боках играет…

А веселья нет. Не изумрудная рыбка у нас получилась. Так, зеленая просто…

А Серый вообще не смотрит.

— Нет, — говорит Толик. — Дурацкая какая-то рыбка эта…

И мы разошлись. Серый ушел последним.

— Почему же рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

— В чем отличие изумрудной рыбки от зеленой?

— Является ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

— Почему Серый ушел последним?

Он сжимал эту дурацкую рыбку в кулаке, и я знал, о чем он думает: отнести ее той глупой рыжей Саше из двенадцатой палаты или просто поскорее выбросить…

— Как вы понимаете финал рассказа?

— Почему рассказ так назван?

— О чем произведение?

— Почему же рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

— В чем отличие изумрудной рыбки от зеленой?

— Является ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

— Почему Серый ушел последним?

   Физкультминутка для глаз

 Физминутка для глаз.

Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем для них гимнастику.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

V.Закрепление.

Ребята, о чём мы говорили с вами на уроке?

Давайте подведём итог.

Ребята, а теперь давайте с вами напишем письмо ребенку, лежащему в больнице. Напишите ему свои пожелания, мысли и т.д.

VI .Итог урока.

Выставление оценок.

VII.Рефлексия.

— Понравился ли вам урок?

С каким настроением вы уходите с урока? (работаем сигнальными карточками)

Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.

Домашнее задание: прочитать любой рассказ из книги Н. Назаркина «Палатные рассказы».

Слайд 1 Уроки жизни в книге
Николая Николаевича Назаркина
«Изумрудная рыбка»
Васильева Инна

Аркадьевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ
«Синьял-Покровская СОШ» Чебоксарского района
Чувашской Республики

Уроки жизни в книге Николая Николаевича Назаркина«Изумрудная рыбка» Васильева Инна Аркадьевна, учитель русского языка илитературы МБОУ


Слайд 2 Эпиграфы к работе
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и

волнений».
Гораций.

«Жить – значить действовать».
А. Франс.

Эпиграфы к работе«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».Гораций.«Жить – значить действовать». А. Франс.


Слайд 3Николай Николаевич Назаркин
 Родился в Москве 1 апреля 1972 года. В шесть

лет ему был поставлен страшный диагноз – гемофилия. Школу окончил в 1989 году.
В 1993 году начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. Ныне она именуется Всероссийское общество гемофилии (ВОГ). Окончил Московский государственный университет культуры, работал в Российской государственной детской библиотеке, занимаясь технической работой поддержки сайта «БиблиоГид». В 2001 году женился и уехал на родину жены в Нидерланды, где и живёт сейчас в городе Гаага.

Николай Николаевич Назаркин Родился в Москве 1 апреля 1972 года. В шесть лет ему был поставлен страшный диагноз


Слайд 4В 2006 году «палатные рассказы» Николая Назаркина были заслуженно отмечены Национальной

детской литературной премией «Заветная мечта».
Вышла книга, озаглавленная по одному из рассказов — «Изумрудная рыбка». 

В 2006 году «палатные рассказы» Николая Назаркина были заслуженно отмечены Национальной детской литературной премией «Заветная мечта». Вышла


Слайд 5
Финалист первого сезона «Книгуру» за сборник рассказов «Рассказки о Нижних Землях».
Обладатель второй премии в номинации «Познавательная литература» II

сезона «Книгуру» за повесть «Три майские битвы на золотом поле».

Николай Назаркин

Финалист первого сезона «Книгуру» за сборник рассказов «Рассказки о Нижних Землях».Обладатель второй премии в номинации «Познавательная литература» II сезона «Книгуру» за повесть «Три майские битвы на золотом поле».Николай Назаркин


Слайд 6Композиция книги
Книга состоит из предисловия,
15 рассказов и послесловия.
Названия рассказов:
«Про рыбалку».
«Свадебный

автобус».
«Изумрудная рыбка».
«Завтрашние сосиски».
«Четыре с половиной литра».
«Арбуз с творогом и колбасой».
«Ах, миледи».
«Про личную жизнь».
«На ЭКГ».
«Еще поплачь!»
«Кап».
«Уши улыбаются».
«За мороженым».
«Наш коридор».
«Синий свет».

Композиция книгиКнига состоит из предисловия, 15 рассказов и послесловия.Названия рассказов:«Про рыбалку».«Свадебный автобус».«Изумрудная рыбка».«Завтрашние сосиски».«Четыре с половиной литра».«Арбуз


Слайд 7Это книга – автобиографическое произведение Николая Назаркина. Автор знает о больнице

не понаслышке – в школу он ходил только шесть месяцев в году, а остальное время проводил в больнице. Однако в книге нет ужасов болезни, страданий, страха. Дети живут в больнице – как везде, только с капельницами, лекарствами и инвалидными колясками.

Первая книга писателя

Это книга – автобиографическое произведение Николая Назаркина. Автор знает о больнице не понаслышке – в школу он


Слайд 8Место действия
Место действия всех рассказов — больница

Место действияМесто действия всех рассказов — больница


Слайд 9Рассказчик
Повествование ведется от имени Кольки Кашкина — мальчишки, передвигающегося только с помощью

костылей, но не унывающего, по-своему шустрого.

РассказчикПовествование ведется от имени Кольки Кашкина — мальчишки, передвигающегося только с помощью костылей, но не унывающего, по-своему шустрого.


Слайд 10Герои рассказов
Коля, Толик, Серый, Пашка – наши ровесники. Они лежат в

этой больнице часто и подолгу, так что давно знают друг друга.

Герои рассказовКоля, Толик, Серый, Пашка – наши ровесники. Они лежат в этой больнице часто и подолгу, так


Слайд 11Изобразительно-выразительные
средства языка
Разговорная и просторечная лексика придает речи эмоциональную и экспрессивную

окраску и является средством характеристики героя — Коли Кашкина.
Примеры: «…будь мы хоть сто тыщ раз выздоравливающие». «Так что я не очень осторожничал». «Ну, не сто, штук пятьдесят сосисок – то Додик, конечно, обожрется и лопнет. И поделом его черной сосисочной душе!» «А после обеда, — снова мрачнею я, — если Лина Петровна и Ольга Сергеевна дежурят – то все, капец. Лежи весь тихий час в кровати, и никаких хождений. Удавиться прям!» «Я Пашке и Серому уже сто тыщ историй сам рассказал». «В пятницу отделение сам Андрей Юрьич обходит…» «Без зеленки – все, капец. Без зеленки над нами весь пятый этаж ржать будет».

Изобразительно-выразительныесредства языка Разговорная и просторечная лексика придает речи эмоциональную и экспрессивную окраску и является средством характеристики героя


Слайд 12Изобразительно-выразительные
средства языка
Вопросно-ответная форма оживляет повествование, придает ему динамику, позволяет

автору привлечь читателя к совместному размышлению.
Примеры:
Она тебе чего сказала, когда в последний раз звонила? – спрашивает Толик.
Сказала, что придет, — говорит Пашка.
И колбасу принесет? – спрашиваю я.
Ага, — говорит Пашка.

Изобразительно-выразительныесредства языка  Вопросно-ответная форма оживляет повествование, придает ему динамику, позволяет автору привлечь читателя к совместному размышлению.Примеры:


Слайд 13Изобразительно-выразительные
средства языка
Восклицательные предложения выражают эмоциональное состояние Коли.
Примеры: «Еще им температуру мерить!»

«Влюбился он в эту Катерину, жених несчастный!»
«Вот мы дураки были! Таких вещей не знали!»
«Да, желудочное кровотечение – это ой-ой!»

Изобразительно-выразительныесредства языкаВосклицательные предложения выражают эмоциональное состояние Коли.Примеры: «Еще им температуру мерить!» «Влюбился он в эту Катерину, жених


Слайд 14Изобразительно-выразительные
средства языка
Парцелляция повышает коммуникативную значимость отделенной части высказывания.
Примеры: «Зеленку

он приносит через полчаса. Хмурый». «Колбасы хочу. Твердой. Копченой. С жиром кружочками». «Я люблю с Серым ходить. Или с Толиком». А мы молчим. Потому что нам не хочется идти к «пятачкам».

Изобразительно-выразительныесредства языка  Парцелляция повышает коммуникативную значимость отделенной части высказывания.Примеры: «Зеленку он приносит через полчаса. Хмурый». «Колбасы


Слайд 15 Дружбы и товарищества.
Взаимоотношения взрослых и детей.
Милосердия.
Сострадания.
Мужества.

Выбора.
Жадности.

Проблемы

Дружбы и товарищества. Взаимоотношения взрослых и детей. Милосердия. Сострадания. Мужества. Выбора. Жадности. Проблемы


Слайд 16 Содержится в словах Кольки Кашкина:
«Седьмой этаж – это реанимация…(Толик

попал туда). Странные эти взрослые иногда бывают. Вчера скакал, а сегодня лежит. Чего тут такого-то? Мы все здесь такие. Ничего, все на седьмом побывали и пока вот скачем. Рыцарь должен уметь смотреть в глаза своей судьбе. Нормальная жизнь».

Авторская позиция

Содержится в словах Кольки Кашкина:«Седьмой этаж – это реанимация…(Толик попал туда). Странные эти взрослые иногда


Слайд 17Рассказ «Изумрудная рыбка»
Элементы сюжета:
Завязка: пропала зеленка, которой мальчики
хотели покрасить рыбку.
Развития

действия: все события, связанные
с поисками зеленки.
Кульминация: Серый приносит зеленку «у рыжей из двенадцатой палаты».

Тема: мечта мальчишек сделать из капельницы «роскошную изумрудную рыбку»

Рассказ «Изумрудная рыбка»Элементы сюжета:Завязка: пропала зеленка, которой мальчики хотели покрасить рыбку.Развития действия: все события, связанные с поисками


Слайд 18Рассказ «Изумрудная рыбка»
Развязка: получилась не изумрудная, а просто зеленая рыбка.

Идея:

Чтобы претворить мечту в жизнь, нужно стараться. Если она не исполнилась, не надо отчаиваться, опускать руки. К мечте нужно стремиться. Жизнь – это преодоление трудностей. И человек должен быть сильным, не падать духом ни при каких обстоятельствах.

Рассказ «Изумрудная рыбка»Развязка: получилась не изумрудная, а просто зеленая рыбка. Идея: Чтобы претворить мечту в жизнь, нужно


Слайд 19Рассказ «Изумрудная рыбка»

Главным героем рассказа является Серый. Он проявил смелость, находчивость,

нашел выход из сложившейся ситуации. Серый – человек слова и дела.

Сделать изумрудную рыбку – огромный труд. Для этого нужно красить, просушить, резать ленту из трубки. «Пока сплели – семь потов сошло», — говорит Коля Кашкин.

Рассказ «Изумрудная рыбка»Главным героем рассказа является Серый. Он проявил смелость, находчивость, нашел выход из сложившейся ситуации. Серый


Слайд 20Выразительные средства языка

Автор в этом рассказе использует следующие тропы:
Благодаря олицетворению

свет играет мы видим мир живой природы, родственной нам, испытываем вместе с писателем радостное чувства, любуемся картиной.
Эпитеты роскошная изумрудная рыбка, изумрудная лента помогают писателю нарисовать предмет с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым и передают радостное чувство.
Сравнения как малыши наши, как первоклашка какой помогают нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство неудовлетворенности.

Выразительные средства языкаАвтор в этом рассказе использует следующие тропы: Благодаря олицетворению свет играет мы видим мир живой


Слайд 21Нравственные уроки
Книга учит мужеству, учит не сдаваться в самых трудных жизненных

ситуациях, а также проявлять сочувствие к больным людям,
вызывает желание помочь нуждающимся,
поддержать их.

Нравственные урокиКнига учит мужеству, учит не сдаваться в самых трудных жизненных ситуациях, а также проявлять сочувствие к


Слайд 22 Герои книги обладают чудесным свойством принимать жизнь такой, как

она есть, даже если проходит она большей частью в больничной палате. И верят только в хорошее. И все будет действительно хорошо, только нам нужно не забывать, что есть такие больницы, где дети лежат месяцами.
Книга эта для взрослых и для детей. И остается после нее светлое чувство, несмотря ни на что.
Умению дружить и радоваться жизни у героев «палатных» рассказов можно только поучиться!

Пожелание читателям

Герои книги обладают чудесным свойством принимать жизнь такой, как она есть, даже если проходит она


Слайд 23Использованная литература
http://bookfor.ru/detskaya-literatura/3981-izumrudnaya-rybka.html
http://litfile.net/web/468320/429000-430000
http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=3369
http://www.livelib.ru/tag/http://www.livelib.ru/tag/николай-назаркин/http://www.livelib.ru/tag/николай-назаркин/authors
http://profilib.com/chtenie/140925/nikolay-nazarkin-izumrudnaya-rybka-palatnye-rasskazy-4.php
http://detberdsk.ucoz.ru/photo/vstrecha_s_pisatelem_nikolaem_nazarkinym/10

Использованная литератураhttp://bookfor.ru/detskaya-literatura/3981-izumrudnaya-rybka.htmlhttp://litfile.net/web/468320/429000-430000http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=3369http://www.livelib.ru/tag/http://www.livelib.ru/tag/николай-назаркин/http://www.livelib.ru/tag/николай-назаркин/authorshttp://profilib.com/chtenie/140925/nikolay-nazarkin-izumrudnaya-rybka-palatnye-rasskazy-4.phphttp://detberdsk.ucoz.ru/photo/vstrecha_s_pisatelem_nikolaem_nazarkinym/10


Иногда мне кажется, что я просто-напросто беременна. Потому что который уже раз прочитанная книга вызывает странную реакцию: смесь волнения до слез и какой-то легкой тянущей тоски. Нет, не тоски-грусти, а тоски от того, что книга кончилась.
А было чудо. Чудо «ухода» внутрь книги, ощущения, что ты прожил этот кусок, ты стал героем книги, ты это видел, чувствовал, ты там жил, ты уже говрил как там, слова и синтаксис стали твоими, на языке… — а она взяла — и кончилась.

Палатные рассказы Николая Назаркина. Я прочитала вчера ночью, а последние главы — утром в семь утра, собирая сына в школу, потому что хотелось дочитать, непереносимо сильно хотелось.

Мальчики лежат в больнице. Лежат с серьезным неизлечимым заболеванием. Лежат месяцами, возвращаются домой и снова попадают в ту же больницу. Они знакомы друг с другом с раннего возраста: если привозят в палату кого-то, то это непременно старый знакомый, с которыми лежали тут и год назад, и два. Что -то опять, или новое: заболело колено или бедро, внутреннее кровотечение, реанимация, операция…

Все медицинские подробности — рутинная часть жизни, сложившаяся в субкультуру. Пойти через второй этаж — или через четвертый? На втором ступеньки шире, а герой на костылях. Через второй, значит. Пролезет ли коляска через дыру в заборе? — если да, то сбежим рано утром ловить рыбу.

Их может раздражать сопалатник, стонущий на восьмой день после операции: кодекс чести завсегдатая предписывает — на восьмой день уже не требовать обезболивающего. Нечего тут стонать.
Они скучают по маме, им отчаянно не хватает впечатлений. Можно уйти в стеклянный переход между корпусами, прижаться лбом к холодному стеклу и смотерть на трамвайную остановку. Только за это ругают.

… Не знаю, поверите ли, — но написано так, что я просто чувствовала — это холодное стекло, и холодный лоб, и темная улица за стеклом…

Совсем грустно, да?
Да нет. Мальчишки остаются мальчишками.
Написано это потрясающе достоверно. От имени мальчика, и таким языком… Вот у нас иной раз начинают писать как бы от ребенка. Со своими дурацкими представлениями, как ребенки разговаривают… А Назаркин написал так, что это — до миллиграмма точно выверено. Не пережато, не приукрашено. Притом это не просто мальчик лет 11. Это мальчик не сегодняшний, мальчик времен Назаркинского детства. Назаркин помнит до слова, до интонации, до синтаксического изгиба фразы — как тогда говорили. Я узнаю, по крайней мере, — это безошибочно точно.

Каждый рассказ — маленькая история из жизни этих детей, в единую сюжетную линию это складывается скорее через главных героев, чем через хронологическую жесткость событий. Каждый текстик может существовать отдельно.
А интрига каждого текста — она… вот вы думаете, что дети будут читать только остро-детективно-приключенческое?

Ох, обкормили уже нас историями про детей, спасающих мир, ловящих бандитов, ищущих клады на мильён.

Вспомните, как в детстве было важным то, что со стороны выглядит ерундой и мелочью…

… вот они планируют сплести из трубочек капельницы рыбку. Но — они хотят, чтоб рыбка была изумрудная. Потому что бесцветная рыбка — это никому не надо, это смешно.
Для рыбки нужна зеленка.
Зеленки нет.
История добывания зеленки так захватывает, куда там всяким уляляпинам осинкиным…

А Изумрудная Рыбка превращается в смысл жизни. Ну не Жизни, но жизни в этот момент, в этот день, в этой больнице, для этих детей.

… Мне было до слез горько, честное слово, — до слез горько, когда рыбка, выкрашенная зеленкой, оказалась просто .. зеленой.. а не изумрудной…

И взрослыми мозгами все время боишься, что вот сейчас, сейчас кто-то из них умрет. Потому что взрослый читатель, в отличие от маленького, понимает, что это совсем рядом.

А в последней главе к маленькому расказчику кто-то бращается по имени — Коля.

Переворачиваешь быстро книгу, смотришь еще раз на обложку, перепроверяешь радостно: Ну да, Назаркин Николай автор.

Это, я вам скажу, такое счастье.

Купить в «Лабиринте»

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 49

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары

Тремасова Софья Викторовна

Урок литературы в 8 Б классе

Тема: «Литература мужества и сострадания» по произведениям современных писателей Николая Назаркина «Изумрудная рыбка» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном».

Цели:

  • познакомить с произведениями современной литературы

  • выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения; обучать интерпретации текста;

  • воспитывать: любовь к ближнему, мужество, благородство, доброту, сострадание, милосердие

Оборудование: выставка иллюстраций оформления обложки, музыкальный фон, презентация.

Опережающее домашнее задание: предварительные читательские отзывы о рассказе, рисунки, эпиграфы к рассказу, суперобложка.

Мужество — это обладание серединой между страхом и отвагой.

АРИСТОТЕЛЬ

Ход урока

1. Проблемный вопрос.

— О чем мы будем говорить на уроке, тема которого «Литература мужества и сострадания»?

— Что такое мужество? (люди совершают героические поступки)

— Что такое сострадание? (Проявление сочувствия, жалости, соучастия)

2. Вступительное слово учителя. Наш урок посвящен книгам, которые не только ранят, но и плачут. К историям, рассказанным в этих книгах, невозможно привыкнуть. Герои книги — ваши ровесники. Они ничем не отличаются от других, кроме того, что проводят в больнице, в детдоме, в доме инвалидов большую часть жизни и кроме того, что герои — это больные дети.

Недавно в одном из выступлений президент РФ Д. А. Медведев сказал о том, что отношение к инвалидам — это показатель зрелости общества (слайд №2). В нашем государстве этой проблеме постоянно уделяется внимание, но вопрос настолько серьезный, что требует особого подхода. Освещаются они в законодательных документах, о которых вы узнаете на уроках права. Не остаются в стороне и писатели, создающие замечательные произведения, которые воспитывают в нас милосердие и сострадание.

Русская литература всегда отличалась сочувствием к обездоленным, больным, немощным.

— Какие произведения вы можете назвать? (В. Г. Короленко «Дети подземелья», «Слепой музыкант», А. И. Куприн «Чудесный доктор», А. П. Платонов «Неизвестный цветок», «Юшка»). Современные писатели продолжают лучшие традиции современной литературы. Познакомимся со страницами жизни.

3. Сообщение учащихся о писателе. (слайд №3)

Рубен Давид Гонсалес Гальего родился 21 сентября 1968 года в Москве. Внук генерального секретаря Испанской компартии. На его судьбу примерно одинаково повлияли непростые отношения Советского Союза с Испанией, а также врожденное заболевание — детский церебральный паралич. Вскоре после рождения ребенка матери сообщили о его смерти. Но он был жив, и с тех пор начались долгие мытарства по детским домам и специализированным клиникам. Но Рубен не сломался и не смирился. В Новочеркасске он окончил два колледжа — английский и юридический. Дважды женился, у него две дочери. Побывал в Америке — от Нью-Йорка до Сан-Франциско. В столице Чехии Праге он нашел мать и решил остаться с ней. Мать и сын в сентябре 2001 года вернулись на историческую родину. В 2002 году была опубликована книга Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» — живущий ныне в Мадриде, он написал свой автобиографический роман на русском языке, печатая на компьютере одним пальцем. Роман удостоен премии «Русский Буккер». (слайд №4)

«Книга кому-то может показаться грустной, кому-то веселой. Одно безусловно: всем нам Рубен подарил уникальную возможность взглянуть на наш страшный, жестокий и прекрасный мир чуть-чуть добрее, светлее и радостней. Есть книги, которые ранят. Есть книги, которые лечат. Рубен Давид Гонсалес Гальего написал книгу, которая ранит и лечит. Он написал книгу о маленьком мальчике, которого зовут Рубен Давид Гонсалес Гальего. О мальчике, вынесшем столько боли, что хватило бы на нас всех. Он поймал боль в слова и заставил жить на бумаге. Рубен Давид Гонсалес Гальего — замечательный русский писатель. Он родился в России и прожил здесь страшную жизнь. Он не жалуется и не ищет сочувствия. Он просто делится своей силой с нами. Великие книги помогают людям побеждать. Эта — одна из них». (Э. Радзинский) (слайд №5)

4. Беседа по содержанию произведения.

— Где происходит действие книги? (детские дома для инвалидов, дома престарелых — бездомность без перспектив, без надежд и мечты о лучшем будущем)

— Какие чувства испытываем мы, читая книгу? (преклонение перед мужеством особого рода: будничным мужеством)

— Что нужно человеку, для того чтобы почувствовать себя в жизни хорошо, чтобы чувствовать любовь в себе и к себе? (Чтобы сохранить в себе…

— Какие эпизоды книги поразили вас больше всего? (чтение, пересказ эпизодов)

-Чему учит эта книга? (Книга учит мужеству, учит не сдаваться в самых трудных жизненных ситуациях, учит проявлять сочувствие к больным людям, вызывает желание помочь, поддержать нуждающихся).

5. Другую ситуацию нам описывает Николай Назаркин. (слайд №6)

Познакомимся с его жизненной судьбой.

Николай Назаркин родился в Москве 1 апреля 1972 года. В шесть лет был установлен окончательный диагноз — гемофилия. Школу окончил в 1989.
Перепробовал разные учебные заведения (от теплофизики до поварского дела) и работы (от «диспетчера на телефоне» до изготовления мягкой игрушки), в 1993 начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. Ныне она именуется Всероссийское общество гемофилии (ВОГ). Занимался всем, от написания статей до техобеспечения работы компьютеров в офисе и разработки сайта.
Параллельно пошел в 1995 учиться в Московский государственный университет культуры, на факультет библиотечной работы с детьми и юношеством. По окончании в 2000 году около полутора лет проработал в РГДБ, занимаясь технической работой поддержки сайта «Библиогид».

В 2006 году «палатные рассказы» Николая Назаркина были заслуженно отмечены Национальной детской литературной премией «Заветная мечта». Вышла книга, озаглавленная по одному из рассказов — «Изумрудная рыбка»

7. Беседа по содержанию (слайд №7)

— Почему книга называется «Изумрудная рыбка»? («Потому что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не красить… Рыбок из капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, жёлтые, почти прозрачные трубочки — давай, плети, если фантазия есть»).
— Где происходит место действия рассказов? (Место действия всех рассказов — больница);

— Кто герои рассказов? (мальчишки, о которых идёт речь, лежат в этой больнице часто и подолгу, так что давно знают друг друга, здешних врачей, медсестёр и нянечек, изучили все процедуры, меню больничной кухни, распорядок дня, пути по коридорам и лестницам и виды из окон).

-Почему автор не называет болезнь? (Автор хочет сказать, что так бывает во всех больницах, где дети лежат подолгу).

— От лица кого рассказаны истории? (Все короткие, но не очень-то простые истории написаны от лица одного из юных пациентов — Кольки Кашкина — мальчишки, передвигающегося только с помощью костылей, но не унывающего, по-своему шустрого, тем языком, который ему свойствен).

— Что составляет жизнь этих детей? (Жизнь этих детей — лечебно-профилактические будни: процедуры, капельницы, уколы…)

-А есть ли у них развлечения? («Всех развлечений у них — в окно смотреть, маму ждать. Если кто в шахматы не умеет или читать не приучен — тому вообще тоска».)

-Про что мы узнаем из рассказов?

— о попытке убежать с товарищем поутру на рыбалку через пролом в бетонном заборе, да ещё прихватив с собой приятеля-«колясочника»!

— о прогулке за мороженым, описанной щемяче-трогательно: надо так дорогу выбрать, чтобы ступенек поменьше и они широкими были; потом придётся стоять у буфета, «потому что с костылями неудобно мороженое есть».

— И, конечно, о любви: потому книга и названа «Изумрудная рыбка», что её-то, сплетённую из капельниц и выкрашенную зелёнкой, Колькин дружок Серый обязательно отнесёт «той глупой рыжей Саше из двенадцатой палаты».

— Как переносят дети свое особое и нередко тяжелое положение? («Больные ребята переносят своё особое (и нередко тяжёлое) положение лучше, чем взрослые. Дети не паникуют, не устраивают истерики, не готовятся к худшему»).

— О чем мечтают? (И мечтают герои книги всё о тех же мальчишеских вещах, но с маленькой прибавочкой — о выписке домой, да чтобы опять в больницу не возвращаться…)

— Какие чувства вызывает это произведение у нас, читателей, которые не сталкивались с такой ситуацией? (становится жалко детей, хочется им помочь).

— Итак, в центре произведения дети. Как мы, читатели, к ним относимся? (Сочувствуем им, так как зачастую очень несправедливы к ним относятся окружающие. Находятся они в ужасных условиях больницы. В домах инвалидов, которые описаны в произведении Гальего, нет элементарных условий для жизни больных людей).

— Какие главные проблемы авторы предлагают для обсуждения? (положение инвалидов в обществе, необходимость создания больниц, детских домов, домов инвалидов, оборудованных в соответствии с последними достижениями медицины).

— Актуальна ли эта тема в наши дни? (актуальна всегда, т. к. люди могут стать инвалидами вследствие несчастных случаев, травм, полученных на производстве. 28 апреля — всемирный день охраны труда. (слайд №8, 9)

— Кто должен заниматься проблемами инвалидов? (государство, все мы, т. к. мы являемся гражданами нашего государства. И от того, насколько мы…..)

— Какие вы знаете законы, касающиеся жизни и здоровья людей? (Конв, декл…. Об инвалидах)

8. Творческое задание. Защита рисунков к рассказу (по желанию).

9. Вывод: Рубен и Николай Назаркин — мужественные люди. Они не побоялись рассказать о самых страшных эпизодах жизни своих героев. Эти книги шокируют читателей. Не всем хочется узнать такую правду, и некоторые не хотят, чтобы эта правда была опубликована. Русская литература всегда славилась честностью, реалистичностью и стремлением улучшить жизнь.Умение быть верным своей мечте — это тоже свойство настоящих людей. Герои книг — бла благородные, скромные, мужественны, самоотверженные, не злые, не реагируют на обиды, внутренне оказываются верным своей мечте. Я могу вам порекомендовать прочитать любые рассказы, и вы поймете, что каждый из героев обладает какими-либо чертами настоящих людей.

— Какие нравственные уроки даёт нам писатель? ( «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Авторы помогают детям взрослеть нравственно, готовят их к самостоятельной жизни»).

10. Домашнее задание по выбору учеников:

1. Прочитать другие рассказы писателей.
2.Написать отзыв об одной из книг для опубликования на форуме на сайтах этих писателей.

  • Почему рассказ заканчивается трагически возможен ли другой финал гранатовый браслет
  • Почему рассказ заканчивается словами что петька долго еще плакал уткнувшись лицом в подушку
  • Почему рассказ заканчивается описанием тонкой и гибкой парой нанятых влюбленных
  • Почему рассказ загадка вересаева так называется
  • Почему рассказ ежикина гора можно назвать художественным