Пётр Андреевич отправился на службу
Многие люди не раз задумывались, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь все основные события связаны с предводителем разбойников – Емельяном Пугачёвым.
Пётр Андреевич – главный герой повести. Его отец решил отправить сына на службу для того, чтобы тот стал настоящим мужчиной и знал, как тяжело на самом деле воевать. Перед тем как отправить Петра, Андрей Петрович сказал своему сыну: «Береги честь смолоду». Важно отметить, что Гринёв не ослушался своего отца и сберёг свою честь, завоевав уважение и признание главного разбойника – Пугачёва.
Первая встреча Гринёва и Пугачева
Все читатели повести Пушкина наверняка хорошо знают и помнят содержание. «Капитанская дочка» — это произведение, которое, наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя не только того времени, но и нашего. Каждый, кто читал повесть, помнит, как проходила первая встреча Гринёва и Пугачёва, потому что именно от неё зависела дальнейшая судьба главных героев.
Когда Пётр Андреевич отправился на службу вместе с Савельичем, в дороге героев повести застал буран, из-за которого Гринёв с товарищем не могли найти дорогу. Однако им на пути встретился один незнакомец, который помог Гринёву и Савельичу. За это в благодарность Пётр подарил мужчине заячий тулуп.
Мысли пользователей сети
***
На мой взгляд, повесть названа в честь Марьи Ивановны Мироновой совершенно справедливо. В ее внешности и характере столько собирательных замечательных черт, присущих русским женщинам, что во имя их любви мужчины становятся бесстрашными, совершают благородные и геройские поступки. Гринев не побоялся вернуться в стан мятежников, проявив себя отважным офицером, благодаря своей любви к Марье Ивановне. Он бесстрашно вступил в единоборство со Швабриным, не раздумывая о том. На чьей стороне останется сила. Он не пресмыкается перед Пугачевым и этим вызывает его к себе уважение. Он ведет себя достойно и во время своего несправедливого ареста. На глазах у читателя он мужает и становится настоящим защитником всех слабых и обиженных.
А из таких замечательных русских девушек, как Марья Ивановна, вырастают отважные Василисы Егоровны, способные и на виселице сказать самозванцу, что он – «беглый каторжник».
***
Так почему все-таки свой исторический роман Пушкин назвал «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название очень точно отражает его суть. В центре произведения Пушкина – рассказ о преданной и искренней любви. Ради нее Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость, а Маша Миронова отважно едет во дворец императрицы, чтобы просить за своего любимого. Она смогла отстоять свое право на счастье, спасти Гринева и добиться справедливости. И хотя в романе много героев, истинной героиней становится Мария Ивановна Миронова – робкая и несмелая девушка, которая в решительные моменты жизни смогла стать смелой и мужественной. Из застенчивой «трусихи», которая боится звука выстрелов, она вырастает в решительного человека, сумевшего доказать невиновность Гринева и отстоять свое право на счастье. Она истинная героиня романа. Поэтому, мне кажется, название произведения Пушкина отражает его суть – оно о капитанской дочке Маше Мироновой.
***
Маша в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться на только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство.
В названии повести проявилась дань уважения и восхищения скромной милой дочерью геройски погибшего капитана Миронова. В очень трудных условиях она подобно своему отцу проявила твердость и мужество. Благодаря природному уму, честности и искренности она смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость. Финал повести приукрашен, и это совсем не случайно: автор хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь и благородство не остаются незамеченными, неоцененными.
***
В этом произведении раскрываются две важные темы: первая – это повествование об исторических событиях 17 века, когда в результате недовольства крестьян вспыхнул бунт под предводительством Емельяна Пугачева. (Для Екатерины Пугачев – всего лишь обычный очередной мятежник, планы которого нужно разрушить). И второе – размышления автора о понятии чести и любви, выражающихся в действиях главного героя. Без сомнения, автор в «Капитанской дочке» благоволит Гриневу и осознает себя рядом с ним. Однако Пушкин не «наплывает» на Гринева монотонно и плавно, а резко, в некоторые моменты душевного неуравновешенния и во время выхода из трудной ситуации. Автор по отношению к Гринёву остается чуть позади, поскольку он ничуть не умалял его достоинства, а лишь включается в нужные моменты, как бы усиливая его сначала, а потом он так и остается с ним. Автор любит Гринёва, жалеет, всегда помогает ему, чтобы он до конца был жив. В общем, произведение так называется, потому что, хотя Мария кажется не очень важным героем, без неё многие поступки Гринева были бы другими.
***
Прочитав повесть Пушкина, мы видим повествование не только о любви Гринева и Маши, как следовало бы из названия повести, но и о Пугачеве. Автор сквозь историческую тему провел тему любви, никуда уже без нее не деться, похоже. Маша – капитанская дочка – появляется перед нами на протяжении всей повести.
Конечно, Александр Сергеевич, мог назвать свое детище по-другому, ведь он начинал писать о Е. Пугачеве прежде всего, но цензура того времени не пропустила бы такое. Автор редактировал повесть и назвал “Капитанская дочка. “Таким образом, мы имеем повесть и о восстании Пугачева, и своего рода любовный роман.
***
Назвав свою повесть «Капитанской дочкой», автор выразил уважение и восхищение скромной милой дочерью геройски погибшего капитана Миронова, которая в сложных условиях проявила твердость и мужество характера. Благодаря своим лучшим душевным качествам – честности и искренности, девушка смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость.
Дав такое название своей повести, Пушкин тем самым и подчеркивает достоверность изображения реального исторического лица – Пугачева. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, – достаточно вспомнить, как он поступил по отношению к Гриневу и Маше Мироновой.
Он с уважением относится к выбору своего, по сути, врага – Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро: помня о подаренном Гриневым заячьем тулупе, он совершает ответное добро, даже гораздо большее по значению.
Но это, безусловно, не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Им было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов.
Видео
Вторая встреча Гринёва и Емельяна
Никто не мог подумать, что от первой встречи Емельяна и Петра полностью зависела вторая.
Во второй раз мужчинам пришлось встретиться в менее дружелюбной обстановке. Коменданта Белогорской крепости, его жену и дочь должен был казнить именно Емельян Пугачёв, вместе с ними суждено было умереть и Гринёву. К сожалению, отца и мать Маши Мироновой Емельян казнил, однако Пётр, на удивление самому себе, остался жив. На следующий день он узнал, что Пугачёв помиловал его из-за душевной доброты: Емельян оказался тем незнакомцем, которому Гринёв подарил тулуп.
Маша Миронова
Несмотря на то, что Маша не является центральной фигурой произведения, повесть названа именно в честь нее. В ней собраны лучшие черты: она скромна, умна, умеет держать себя в любой ситуации. Она не трусит несмотря на весь ужас, который происходит в крепости. Даже потеряв родителей, она остается верна себе, не теряет свою честь. Петруша влюбляется в девушку и завоевывает ее сердце. Она всегда ведет себя достойно и скромно, показывая пример окружающим. Эта девушка является кроткой и скромной, чуткой и доброй. Она верна своему любимому, верна она и собственным убеждениям. Она решает судьбу любимого, не побоявшись обратиться к самой императрице. План сработал, но только потому, что Маша поразила императрицу своей кротостью и скромностью.
Тема «Капитанской дочки»
Главная мысль произведения является довольно интересной и глубокой. Многие задумываются, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь речь идёт именно о Пугачёве. Нужно отметить, что для Пушкина была важна не только линия, которая была связана с Емельяном. Автор хотел подчеркнуть и силу любви Маши и Пётра Гринёва. Александр Сергеевич хотел обратить внимание читателя на героические поступки Гринёва и Маши, которые были сделаны для того, чтобы быть вместе и никогда не расставаться. Пётр ездил к генералу за помощью, зная, что в любой момент его могут задержать люди Пугачёва, как и случилось на обратной дороге к Белогорской крепости. Маша Миронова помогла своему возлюбленному, рассказав обо всём императрице, которая стала для Петра спасением.
Тема «Капитанской дочки» является довольно глубокой и трогательной, потому что все основные события разворачиваются вокруг любви Гринёва и Маши.
Смысл названия
Пушкин не ставил перед собой цели показать историческую действительность такой, какая она есть. Александр Сергеевич переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. Автор стремиться показать личность Пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину. Расправа же над непокорными офицерами – вынужденная мера военного времени.
Назови Пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность Пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати, кроме того Пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы.
Для автора была важна не только линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви, благодаря которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования.
Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» она признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее.
Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились с она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».
Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко, ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Она смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем.
Написание «Капитанской дочки»
История создания «Капитанской дочки» известна немногим читателям, но она кроет в себе разгадку о названии произведения. Необходимо сказать, что изначально повесть должна была называться «Историей Пугачёвского бунта». Пушкину были предоставлены секретные материалы о восстании, а также о действиях властей по его подавлению. Автор принял решение о том, чтобы поехать в места, где происходили все основные события. Однако Александр Сергеевич не мог не думать о том, что его произведение не попадало в рамки цензуры того времени. В связи с этим поэт принял решение, что содержание произведения и его название необходимо немного подкорректировать.
История написания повести отражает, как изменилось её содержание. «Капитанская дочка» была окончательно откорректирована и дописана только 19 октября 1836 года. Это произведение было напечатано в «Современнике» за месяц до смерти поэта.
Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.
Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.
Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.
Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.
В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.
Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.
Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.
Почему произведение А.С. Пушкина названо «Капитанская дочка»
История создания «Капитанской дочки» показывает читателю, как менялась тема и главная мысль повести. Пушкин не мог издать первоначальный вариант своего произведения из-за того, что на него бы незамедлительно отреагировала бы цензура и, естественно, печать повести была бы под запретом.
Именно отсюда можно понять, почему повесть называется «Капитанская дочка». Если бы автор назвал своё творение по-другому, то велика вероятность того, что повесть никогда не вышла бы в свет.
Произведение Пушкина «Капитанская дочка», наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя того и нашего времени. Оно отражает настоящую и сильную любовь людей, которые были готовы на самые сумасшедшие поступки друг ради друга. Если углубиться в изучение стандартов, запретов и цензуры того времени, становится ясно, почему повесть называется «Капитанская дочка».
Что говорят о смысле названия «Капитанская дочка» литературоведы?
А. Македонов так определяет смысл названия, объясняя главную роль Маши: «Маша – совершенно обыкновенна, она просто человек, только человек. Но именно поэтому она в определенных условиях приобретает черты некоей героической личности, побеждающей обстоятельства, судьбу, причем этот героизм не имеет в себе ничего «тиранского». Ее спокойная решительность, сознание внутренней правоты, внутренняя сила побеждает, покоряет всех тех людей, с которыми она сталкивается. Она – победительница, она – настоящий герой повести (отсюда и название повести)». Близкий к этому ответ на вопрос, почему именно образ Маши озаглавливает пушкинский шедевр, формулирует Н.Л. Степанов: «Марья Ивановна далека от исторических событий, но в обстановке взбудораженной и жестокой стихии восстания, в потоке обрушившихся на нее несчастий она не теряет душевной силы, присутствия духа, нравственного обаяния. Маша Миронова сродни Татьяне Лариной – в ней Пушкин еще раз подтвердил свой идеал скромной, но сильной духом русской женщины».
И.М. Тойбин особо выделяет в повести тему сироты-невесты, связывая с ней заглавие. «Тема эта, разветвляясь и обрастая ассоциациями < …> проходит через всю повесть, ее фабулу, неразрывно сплетается с темой Пугачева, мужицкого царя, выступающего защитником и покровителем сироты-невесты» (сноска: «С этим, думается, в первую очередь связано и само заглавие произведения – «Капитанская дочка»).
Н.Н. Петрунина, размышляя над центральной ролью Маши, пишет: «Дочь капитана Миронова стала у Пушкина носительницей тех форм героизма, которые органичны для коренной русской натуры».
В статье О.Я. Поволоцкой «О смысле названия «Капитанская дочка» существующее среди читателей «недоумение» по поводу названия романа снимается утверждением центральной роли Маши: «Все остальные герои романа совершают свой нравственный выбор, действуют, – и от их выбора зависит судьба и жизнь капитанской дочки». Смысл заглавия пушкинского шедевра, заглавия, подразумевающего и «сиротство Маши Мироновой», – в том, что это сиротство «вдруг в романе Пушкина оборачивается каким-то особым качеством ее бытия внутри русской действительности», – все, кроме Швабрина, Машу спасают: сироту обижать нельзя. Мало того – она дочь героически погибшего офицера, сохранившего свою честь, и «бедная беззащитная сирота-бесприданница обретает поразительную силу» – спасает жениха. Н. К. Гей тоже считает, что «Маша Миронова находится в центре сюжетных и смысло-концептуальных линий: Гринев-Пугачев, Гринев-Швабрин. Она альфа и омега конфликта и композиции «Капитанской дочки». Об этом свидетельствует и заглавие «Капитанская дочка». Тут есть о чем задуматься».
Итак, заглавие «Капитанская дочка» останавливало внимание исследователей своей неочевидностью, приводило их к мысли о главной в чем-то роли Маши Мироновой в повести. Это русский женский тип с крепкими нравственными устоями, и эта девушка, несмотря на свою скромность, героически побеждает обстоятельства, и чаще невольно, своим положением сироты, дочери погибшего героя. Ведь повесть не называется «Маша Миронова» (как «Евгений Онегин»); видимо, центральная роль Маши объясняется не столько тем, что эта героиня повести ценна сама по себе, что композиционно и идейно объединяет героев, сколько тем, что она – дочь капитана Миронова. В ласковом «дочка» – семейная теплота отношений, в словосочетании «капитанская дочка» – единство семейных и государственных ценностей, проявившееся на трагическом изломе истории.
Дочь капитана Миронова не только наследует великие нравственные качества своего отца, она (тем, что она дочь героически погибшего воина) пробуждает в окружающих родственные чувства, и люди осознают себя семьей. Так в заглавии повести соединяются высокие гражданские и семейные ценности.
МАОУ «Студенческая СОШ №12»
Конкурс докладов и сообщений
Секция русского языка и литературы
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сафарова Русалина,
учащаяся 8 «Б» класса.
Руководитель:
Кайгородова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и
литературы
Студенческий, 2019
Введение
Мы знакомы с А.С. Пушкиным с детства. Изучая школьную программу, мы не раз обращались к творчеству этого великого писателя и поэта, который определил многие актуальные проблемы русской литературы XIX века: народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории.
6 июня нашему русскому гениальному поэту исполнилось 220 лет со дня рождения.
В этом году на уроках литературы мы изучали повесть «Капитанская дочка», которую я прочитала летом. Вопросы: «Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? В чём смысл названия повести?» — стали целью исследования.
Пушкин –поэт. Но Пушкин-историк – это особенное явление.
Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», «Руслане и Людмиле»; Русь крепостная – в «Борисе Годунове»; восстание Степана Разина – в песнях; великие деяния Петра – в «Медном всаднике» и Полтаве».
С середины 1832 года А.С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту была дана возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению, он обращался к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.
После прочтения императором «Истории пугачевского бунта» повесть успеха не имела и была переименована — «Капитанская дочка», где Пушкин в художественной форме возвращался к событиям 1773 – 1775 годов.
«Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства», – писал о повести В.Г. Белинский.
Повесть «Капитанская дочка»- произведение историческое. Центральная тема повести-тема восстания. В центре повести- фигура вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачёва. Рассказ ведётся не от лица автора, а от лица героя –Петра Андреевича Гринёва.
Условно повесть можно разделить на три части:
-первая часть — 1-5 главы (формирование личности рассказчика до начала Пугачёвского восстания);
— вторая часть – 6-12 главы (картины, в которых Пугачёв является и в которых становятся ясными изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием «сильного и благого потрясения»);
— третья часть- 12-13 главы (играют роль развёрнутого эпилога).
Основная проблема повести –проблема чести, долга, милосердия.
Анализ повести «Капитанская дочка»
Гринев — главный герой повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов. Место «обычного человека» в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести связано с образом главного героя-рассказчика.
Пушкин рисует Машу Миронову простой и незаметной, как и ее родители. Это русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые на ней так и горели». Она не получила ни образования, ни светского воспитания, но в ней много женского обаяния и душевной чистоты. В любви Маши нет жеманства, она проста и искренна.
На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается история человеческих взаимоотношений – любви, дружбы, ненависти и сострадания.
Первое знакомство с Машей Мироновой (глава «Крепость»): застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива, “трусиха”.
Глава «Любовь»: нежность, заботливость, твердость характера, жертвенность. Главы «Осада города», «Сирота» (стойкость, непреклонность, смелость, мужество, верность). Глава «Суд» (решительность, находчивость, ум, смелость).
Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утратив своих духовных качеств.
Вывод: образ дочери коменданта Белогорской крепости играет большую роль в повести. Недаром произведение называется «Капитанская дочка». Жизнь Маши Мироновой тесно связана с жизнью Гринева.
В начале повести мы видим скромную, молчаливую и застенчивую девушку. Но, читая произведение, мы постепенно обнаруживаем в Маше Мироновой привлекательные черты. Она хорошо разбирается в людях. Стойко переносит смерть родителей, жестокость и угрозы Швабрина. Преданно продолжает любить Гринева. Когда он оказался в опасности, Маша едет в Петербург, добивается свидания с царицей и спасает Гринева.
Маша Миронова — нравственный идеал автора. (Сила любви, самоотверженность, внутренняя красота).
Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к Маше Мироновой. И речь в пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.
Нужно ли современной девушке обладать такими нравственными чертами? Думаю, да.
Заключение
На формирование характера Маши оказала влияние ее семья: чувство ответственности, долга, чести, совести. Доброта, честность, бескорыстность – всё это присуще семье Мироновых.
Подведём итоги: на протяжении повести постепенно меняется характер этой девушки.
Маша – человек сильной воли. Из «трусихи» она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Поэтому повесть названа «Капитанская дочка».
Идея произведения, обозначенная в эпиграфе и повторенная в наставлениях отца Петруше, — «Береги платье снову, а честь смолоду».
После изучения материалов бунта, Пушкин приходит к выводу, что дворянство – единственное из всех сословий, оставшееся верным императрице.
Вывод: эта повесть социально-историческая в форме «семейственных записок».
Тема воспитания в произведении А.С. Пушкина проходит в единстве с темой крестьянского восстания, с идеей воинской присяги, верности долгу перед отечеством и семьей, то есть проблема нравственного выбора является главной в «Капитанской дочке».
Нравственность – духовные качества, этические нормы, правила поведения, честь, долг.
Ф.М. Достоевский сказал: «Хорошее, светлое, нравственно чистое вынесла героиня Пушкина из семьи служивого». Что именно? Отец – капитан Миронов – простой, честный служака. За 25 лет службы Иван Кузьмич не накопил богатства.
Мать — верная жена, во всём поддерживают капитана. Добропорядочная семья. Чувство чести и долга для них превыше всего. Смерть от Пугачёва принимают как должное. Они верны традиции, нравственно чисты. Именно в такой семье могла вырасти девушка с чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни.
Маша совершает подвиг самопожертвования ради спасения любимого человека. Императрица, узнав, что она дочь капитана Миронова, проявляет милосердие. Выигрывает поединок с судьбой. Образ Маши Мироновой обогащает понятие долга и чести.
Теперь я поняла, в чём смысл названия повести.
Капитанская дочка победила свою судьбу, обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Гринева, его честь, его семью. Честность, нравственная чистота – основные черты Маши Мироновой. Поэтому неслучайно повесть названа ее именем.
Используемые источники
1. Бочаров Г.К. «Литература в школе», 1952. № 4.
2.Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. — Л.: Просвещение, 1977.
3.Лахотский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. — М., 1956.
4. Меркин Г.С. Литература. Учебник для 8 класса. М «Русское слово», 2017.
5. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. Детгиз. М., 1957.
Приложение 1
Блиц-опрос по повести «Капитанская дочка»
1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2. Служил ли при графе… (Минихе)
3. Сыну был пожалован в дядьки… (стремянный Савельич)
4. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году)
5. Повесть была закончена (19 октября 1836г)
6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре)
7. … который в Отечестве своем был… (парикмахером).
8. … в Пруссии (солдатом)
9. Батюшка вошел на урок (географии)
10. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
11. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то подари ей…» (пару серег)
12. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты о ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай»)
13. Каким образом Петруша Гринёв ещё до рождения стал сержантом? (Ещё только ожидаемый наследник Гринёвых заранее был записан в один из лучших полков – Семёновский – в чине сержанта и числился «в отпуску». К моменту появления в полку Пётр Гринёв вырос бы в чине и начал службу, как положено дворянину, офицером)
14. Как зовут Савельича? (Архип.)
15. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)
16. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица (Петра Гринева)
17. Имя матери Петра Гринева (Авдотья Васильевна)
18. За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость (за смертоубийство)
19. Кто из героев рассказывает калмыцкую сказку (Емельян Пугачев)
20. Чье имя принял на себя Е. Пугачев (Петра 3)
21. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать — так умирать…» (дело служивое)
22. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова…(обвенчались)
23. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…» (Екатерина 2)
24. Продолжите: «Схвачен был башкирец с…» (возмутительными листами).
25. С какой целью в повесть вводится сон Петруши? (Предвещает развитие отношений двух персонажей.)
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Смысл названия романа Капитанская дочка
Сочинение Смысл названия романа Пушкина Капитанская дочка
Написав роман «История Пугачёвского бунта», А.С.Пушкин понял, что цензура не пропустит произведение с таким названием. И тогда, подкорректировав содержание, писатель даёт роману другое название – «Капитанская дочка».
Капитанская дочка – Маша, дочь коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. С этой девушкой Пётр Гринев знакомится, приехав на службу. И поначалу Маша не производит на Гринёва должного впечатления, слишком простой и неинтересной кажется она ему. Сыграла роль и характеристика Швабрина, представившего капитанскую дочку как «абсолютную дурочку». А Маша – чистая, скромная восемнадцатилетняя девушка с обыкновенной внешностью. Мать считает Машу «трусихой», но она только кажется тихой и слабой, трепещущей от каждого выстрела из ружья. Когда судьба сталкивает её с тяжёлыми жизненными испытаниями, она находит в себе силы противостоять им и показывает довольно твёрдый характер.
Так Маша, будучи бесприданницей, и понимая, что хорошего жениха в этой глуши ей не найти, отказывает Швабрину, когда тот сватается к ней. Она интуитивно чувствует всю его низкую порочную натуру. И когда крепость захватывает Пугачёв, и Швабрин снова хочет завладеть ею, она готова лучше умереть, чем покориться жестокому предателю.
Капитанская дочка очень искренняя, милая и благоразумная. Несмотря на то, что между ней и Петром Гриневым вспыхивает настоящее глубокое чувство, она согласна отказаться от возлюбленного. И всё потому, что отец Гринёва не благословляет их брак. У Маши есть свои принципы и убеждения, и она не готова ими поступаться.
Она не оставляет своего любимого в беде, а использует все возможности для его освобождения. Не каждая девушка, даже более высокого происхождения, нашла бы в себе смелость и мужество обратиться за помощью к самой императрице. И у неё хватило ума и сообразительности доказать невиновность Петра Гринёва.
Роман представляет собой воспоминания Петра Гринёва, а для него Маша Миронова – главный человек на свете: любимая, жена, друг. Без неё невозможно было бы само повествование.
А.С.Пушкин показывает в образе капитанской дочки лучшие черты русской женщины, и в этом весь смысл названия романа.
Вариант 2
Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.
Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.
Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.
Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.
В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.
Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.
Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.
Смысл названия произведения Капитанская дочка
В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.
Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.
Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.
Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.
С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.
Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.
Смысл романа «Капитанская дочка» прост и понятен. Дочь, выращенная и воспитанная своим отцом, капитаном. Дочь, достойная своего отца. Он привил ей понятия о долге и чести. Жизнь – Родине, честь – никому. Он так и поступил. Остался верен присяге, хотя знал, чем это для него кончится.
Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.
Не каждая девушка решится отправиться к царице. К ней попасть не так просто. Нужно проявить волю и характер. Да и заранее неизвестно, чем может закончиться визит. Вдруг царица рассердится и прикажет казнить обоих. Но Маша не думает о себе. Она думает о том, как спасти любимого человека.
С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.
Почему произведение называется так? Почему автор назвал роман Капитанская дочка.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия романа Капитанская дочка
Популярные сегодня темы
- Что общего между мечтой и реальностью? Итоговое сочинение
Мечта и реальность, что же это такое? Мечта это то что мы придумываем себе изо дня в день, то что мы хотим, это вымысел и у каждого он свой. Это наш личный внутренний мир, наши фантазии
- Тема любви в рассказе Дама с собачкой Чехова
Тематика любви является главной не только в рассказе Чехова, но и в жизни как таковой. Этот факт трудно отрицать и выражаемая в соединении двух сердец, представителей противоположного пола любовь
- Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение
Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой
- Композиция романа Пушкина Евгений Онегин
Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.
- Анализ рассказа Чехова Шуточка
Антон Павлович Чехов — величайший русский писатель. Его произведения известны по всему миру. Особенным успехом пользуются его творения в юмористическом жанре. Кроме того, они небольшие по объёму и рассказывают
Повесть посвящена страшным событиям российской истории — пугачевскому бунту и, тем не менее, носит название «Капитанская дочка», почему? Думаю, причина проста — на фоне жестоких событий — предательства, малодушия, убийств, казней перед читателем разворачивается трогательная история любви. Молодая девушка Маша Миронова — хрупкая и беззащитная, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, демонстрирует сильный характер и несгибаемую силу воли. Она не намерена покоряться — ни надоедливому ухажеру, ни самозванцу, ни даже своей судьбе. Узнав, что ее избраннику грозит опасность, она, не думая, отправляется к императрице, чтобы добиться справедливости.
Пушкин назвал свою повесть в честь Маши, потому что он восхищался ею и уважал ее.
Пример сочинения 1
Как истинно русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина не могла не волновать история народных восстаний. В повести «Капитанская дочка» основной проблемой является восстание под руководством Емельяна Пугачева, выдававшего себя за Петра III. А. С. Пушкин воссоздаёт эпоху Пугачевского восстания, изображает патриархальный быт провинциального дворянства.
В начале повести мы встречаемся с мужчиной, который помогает Гриневу добраться до ночлега, за что тот дарит провожатому тулуп «с барского плеча».
В дальнейшем мужичок оказывается Пугачевым, надолго запомнившим «барскую милость». По ходу повествования мы убеждаемся, что, несмотря на всю свою стихийность, безудержность в жестокости, Пугачев – проницательный, умный и по-своему добрый человек, способный на переживания и способный быть благодарным. «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь», — в этом обращении Пугачева к Маше раскрывается его грозная властность, сочетающаяся с ласковым милосердием. Емельян Пугачев – человек, которого можно назвать главным героем повести «Капитанская дочка».
Однако в произведении имеют место не только исторические события, но и жизнь обычных людей в данных условиях.
Автор прослеживает, как время и происходящие события изменяют привычный ход жизни людей, ломают человеческие судьбы. Поэтому в повести также раскрыт вопрос нравственных проблем: чести, долга, совести. Жизненные испытания раскрывают в человеке не известные ему самому черты характера. Автор говорит нам о том, что люди могут спастись, если они милосердны, искренны, благородны. Кажется, что сама история не только карает и губит, но и возвышает людей, благоволит им.
Особенно ярко это проявилось в судьбе Маши Мироновой – дочери коменданта Белгородской крепости. Она оказалась в центре всех событий, из-за чего ей пришлось раскрыть всю свою силу воли и мужество. Маша в начале повести – пугливая девушка, падающая в обморок, едва услышав выстрел из пушки.
В конце она становится совсем другой, и я могу с уверенностью сказать, что девушка достойна того, что повесть называется в её честь.
В критических условиях, когда подлый Швабрин насильно хотел сделать Машу своей женой, моря её голодом и держа её взаперти, капитанская дочка не сдается. Она не теряет свое достоинство, гордо происнося после страшных мучений: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». В дальнейшем Маша, виня себя в злоключениях Гринева, едет в Петербург, чтобы его спасти. Она понимала, что шанс на успех крайне малы, боялась гнева императрицы, боялась незнакомого города, но девушка переборола себя и добилась своего, поборов страх и неуверенность в себе. В конце повести мы видим капитанскую дочку настойчивой, любящей, готовой на всё ради любви, чести и справедливости.
На мой взгляд, повесть названа в честь Маши Мироновой совершенно справедливо. Девушка во имя любви совершила множество геройских поступков. Скромная дочь коменданта Белгородской крепости благодаря природному уму, честности, смогла спасти честное имя своего жениха. Она сохранила свою честь и достоинство, что в эти тяжелые времена удавалось немногим. Повесть справедливо названа в честь машиной нравственной чистоты.
Пример сочинения 2
Роман «Капитанская дочка» — это одно из заключительных крупных произведений А. С. Пушкина, к написанию которого он долго готовился и подбирал материал. Несмотря на его название, читатель не сразу признаёт в Маше Мироновой главную героиню.
Впервые о Маше читатель, как и Пётр Андреевич, узнаёт из уст Швабрина. Он рассказывает о том, что дочь капитана Миронова «совершенная дурочка». И, действительно, в первую встречу Маша не приглянулась Гринёву, она была скромной и робкой. Но уже в первую встречу Гринёв испытывает чувство жалости к ней и, стараясь отвлечь от неё внимание, переводит разговор на другую тему. Портрет Маши не вызывает у читателя ярких чувств, перед нами обычная девушка, круглолицая, румяная, с прибранными светло-русыми волосами.
Как и главный герой Гринёв, так и Маша на протяжении романа становится настоящей личностью, с положительными качествами характера. Маша как истинная дочь любит и уважает своих родителей, также она не может перечить воле родителей Петра, которые отказываются дать согласие на брак их сына, мирно соглашается с ними. В дальнейшем родители Петра принимают Машу с искренним радушием, они видят в ней благородную девушку, несчастную сироту.
В отношениях со Швабриным Маша проявляет силу своего характера, непокорность, показывает своё достоинство и честь. Она согласна на смерть, но не на брак с человеком, предавшим и её семью, и Гринёва. «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
В своей любви к Петру Маша раскрывается как верная спутница. Она искренне любит Гринёва, она готова отказаться от брака с ним, лишь бы Пётр не перечил воле своих родителей, лишь бы он был счастлив, пусть даже не с ней.
Силу и смелость своего характера Маша раскрывает в эпизоде её поездки в Петербург к Екатерине II. Перед читателем предстаёт новая Маша, решительная, готовая спасти своего возлюбленного, оправдать его в глазах самой императрицы. Настоящие чувства, неподдельная любовь, искренние эмоции убеждают императрицу в невиновности Петра. Тем самым скромная Маша спасает Гринёва.
Эпиграфом к роману выбрана пословица «Береги честь смолоду», она напрямую связана с Машей Мироновой. В этих строчках отражена натура Маши, её образ жизни, её характер. Перед читателями героиня, которая ни разу не запятнала свою репутацию на страницах романа, не дала нам усомниться в её чистой и светлой душе.
Маша Миронова – идеальная героиня А. С. Пушкина, которой он восхищается, в честь которой был назван его роман.
Пример сочинения 3
Произведение Александра Пушкина под названием “Капитанская дочка” занимает важное место во всей русской литературе. Многие люди прочитывают данное произведение на одном дыхании, сильно им восхищаются, однако не замечают одного интересного момента. Мало кто задумывается над тем, а почему данное поэтическое произведение называется именно так, а не иначе.
На протяжении всей повести складывается впечатление, что главный героем произведения является Петр Гринев. По идее, именно ему и должно быть посвящено название. Однако Пушкин решил иначе.
Случайно ли так произошло?
Я думаю, что вовсе не случайно, а смысл названия просто неочевиден, но, тем не менее, достаточно глубок. Известно, что в эпиграфе произведения содержится призыв отца Гринева к сыну о том, что честь нужно беречь смолоду. Данные слова адресованы Гриневу-сыну, но они могут быть применены и к любому другому человеку.
Как мне кажется, лучше всего честь удалось беречь героине данного произведения, молодой девушке по имени Маша Миронова, которая как раз и являлась капитанской дочкой. Если задуматься, проанализировать
данное произведение тщательно и внимательно, вполне можно прийти к закономерному выводу о том, что именно Маша Гринева обладала высокой честью, достоинством. Более того, она смогла их сберечь, пусть и пребывала в, наверное, самых сложных обстоятельствах среди всех героев повести.
Во-первых, родителей Маши Мироновой убили буквально на ее глаза. Конечно, это произвело на нее страшное, ужасное впечатление. Тем не менее, она оказалась достаточно сильным человеком, чтобы не сломаться, не предать своих принципов и не пойти на поводу у недоброжелателей.
Она отказалась становиться супругой того, кого не любила. Набравшись терпения, Маша ждала, пока ее вызволят из плена. Но, когда это все-таки случилось, ее ждали и некоторые другие проблемы, не менее серьезные.
В частности, Гринев оказался в заточении, но Маша смогла произвести на императрицу должное впечатление, чтобы Гринева миловали.
Однако можно найти и несколько другое объяснение, почему капитанская дочь, Маша, фигурировала в названии повести. Быть может это также и потому, что все события, все действия, которые совершал Гринев, были вдохновлены именно ней, желание быть с ней мотивировало Гринева совершать все его поступки и двигало им все время на протяжении повести. В общем, как бы там ни было, можно сказать, что Маша Миронова занимала ключевое место во всем произведении, а потому неудивительно, что Пушкин назвал повесть именно так – “Капитанская дочка”.