Почему рассказ мамина сибиряка емеля охотник был удостоен престижной педагогической премии

Цели:

  1. Обобщить прочитанное в форме диалога
    «учитель-ученик».
  2. Формировать интеллектуальные чувства
    (любознательность, удивление, чувство новизны).
  3. Развивать навыки умственного труда и умения его
    организовывать.
  4. Развивать самостоятельность и творчество.
  5. Воспитывать разум, чувства ребёнка.
  6. Прививать любовь к природе, уважение к матери.

Ход урока:

Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над
рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля –
охотник».

I) Беседа по прочитанному:

  • Какие два мира живут на страницах книг Мамина –
    Сибиряка?
  • Назовите главных героев рассказа «Емеля –
    охотник».
  • Дайте характеристику каждому из них (выборочное
    чтение).
  • Почему так трудно живут дед с внуком?
  • По отношению к внуку дед, какой?
  • Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы
    телёночка добыть…»)?
  • Что, по-вашему, самое главное во II части
    рассказа?
  • Почему так много солнца в этой части рассказа?
  • Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение
    наизусть отрывков о природе).
  • Кого вы больше жалеете в этой части?
  • С какой стороны открылся Емеля во II части
    рассказа? (Старый опытный охотник)
  • Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?

II) Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися.

  • Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
  • Такого ли финала вы ждали?
  • Какие минуты радости вы пережили, дочитывая
    текст?

Проверка качества чтения (работа на листочках):

О ком говорится в предложениях?

  • Весело гулял по лесу со своей матерью
    (оленёнок).
  • Упал в траву и не шевелился (Лыско).
  • Осторожно перебежал несколько сажен далее и
    опять остановился (олень).
  • Долго стоял на одном месте и всё улыбался
    (Емеля).

III) Работа с текстом во время чтения
(после смысловых частей):

  • Как состоялась встреча охотников с оленихой?
  • Почему олениха – мать названа благородным
    животным?
  • Почему так подробно описывается маленький
    оленёнок?
  • Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
  • Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с
    охоты?
  • О чём говорят сны внука и деда?

IV) Работа с текстом после чтения:

  • Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу
    Гришутки?
  • Какой эпизод жизни ему вспомнился?
  • Почему автор сопоставляет олениху и мать
    Гришутки?
  • Что проявляют обе матери? (Cвою материнскую
    любовь).

— Мама!

Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шёл тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет светом нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!

— Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё
не сказал о матери! Послушайте пословицы и
поговорки, и сами убедитесь в этом:

— На свете всё найдешь, кроме матери.

— При солнце тепло, а при матери добро.

— Материнская молитва со дна моря достанет.

— Птица радуется весне, а младенец матери.

— Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так
бьёт.

— Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

— Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Какую же историю мог вспомнить старый Емеля?
    (Творческий пересказ)
  • Только ли охотничьи качества Емели привлекают в
    нём автора?
  • Чем вас привлекает старый охотник?
  • Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел
    малого зверя»).

Слово учителя:

«Емеля – охотник» — первый опубликованный
детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он
сразу же был замечен и оценён: в этом же году
рассказ был отмечен премией педагогического
общества. Именно с этого рассказа для Мамина –
Сибиряка началось воспитание детской души
маленького читателя. Его сказки, рассказы дают
ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать
всему живому, бережно относиться к природе. А
пример подают простые люди, такие как Емеля –
охотник, пожалевший маленького оленёнка,
которого он долго выслеживал.

Этот рассказ закончился благополучно, хотя,
конечно, впереди у Емели и Гришутки больше
трудностей и лишений, чем радости и счастья.
Такова была позиция автора – не скрывать от
детей жестокой правды жизни, говорить с ними не
только о доброте, но и о несправедливости,
неравенстве, тяготах жизни.

Д/З: Подготовить чтение по ролям эпизода
встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы
после текста.

Сегодня, 6 ноября исполняется 160 лет Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку (1852 — 1912).

Он родился в Висимо-Шайтанском заводском посёлке Верхотурского уезда (Пермская губерния). «Небольшой горный завод… точно был вставлен в зубчатую раму вечнозелёных гор». Отец Дмитрия Мамина служил священником, был человеком небогатым, но внутренне независимым и начитанным: в доме у него на книжных полках стояли сочинения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Гончарова. Он любил читать сам и любовь к книге, к литературе прививал своим детям с ранних лет. По вечерам в скромном домике Маминых происходило чтение вслух, служившее отдыхом после дневных трудов. Любимой книгой маленького Дмитрия были «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, которую читала ему мать. Как часто отмечал сам писатель, жизнь его семьи была весьма скромной, но отличалась необыкновенной атмосферой родственных отношений, основанных на глубокой любви всех ко всем.

Детство, однако, закончилось быстро. В 14 лет Дмитрию пришлось проститься с миром любящих родителей и добрых книг и начать самостоятельную жизнь. Два года он провёл в духовном училище, затем четыре года в Пермской духовной семинарии. Дальше – Петербург. Дмитрий учился на ветеринара, на юриста, подрабатывал репортёром. Когда заболел и умер отец, ему пришлось взять на себя заботы о семье: надо было содержать мать и малолетних брата и сестру. Переехав в Екатеринбург, Дмитрий занимается репетиторством, журналистикой, сполна погрузившись в изучение уральской жизни. Поездки по живописным местам Урала, по реке Чусовой, новые наблюдения, знакомства. По ночам он пишет книги: романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Золото». Никто в ту пору так не исследовал российский капитализм и особенности российской коррупции, как он. Только через девять лет приходит успех. С первыми книгами появилось в литературе славное имя «Мамин-Сибиряк» (а вернее бы «Мамин-Уралец». В то время все, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью).  Не зря его называли «певцом Урала»: за знание края, его истории, природы, людей, быта. Он был уральцем не только по рождению, но и по сердцу: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше…»

Большую известность приобрели романы Д.Н. Мамина-Сибиряка «Три конца», «Хлеб» и «Золото»,  двухтомник «Уральские рассказы». А.П.Чехов очень ценил творчество Мамина-Сибиряка, язык его произведений: «У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает».

         Как детский писатель Мамин-Сибиряк родился 21 марта 1892 г. В этот день на свет появилась его дочка Алёнушка. Через сутки жена умерла, и Дмитрий остался один с малышкой, у которой обнаружилось тяжёлое заболевание (детский паралич). Он стал для неё всем: и матерью, и бабушкой, и дедом, и нянькой, и учителем. Когда Алёнушке не было ещё трёх недель, он определил цель своей жизни: «Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив». Он был уверен, что его дочь вырастет красавицей и умницей. Если бы Мамин-Сибиряк был врачом, он лечил бы свою девочку самыми сильными лекарствами. Но он был писателем. И стал лечить Леночку самыми сильными словами. Он внушал ей, что лень, беспомощность, трусость, погубят её. Что она будет жить, если станет трудолюбивой, весёлой, энергичной. Про всё это он написал целую книжку, которую так и назвал: «Алёнушкины сказки». Девочка не могла заснуть, пока папа не расскажет сказку. Он часами сидел у её кроватки и рассказывал сказки, а потом стал их записывать. «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт все остальные». Он создаёт несколько повестей и рассказов, где птицы и звери, наделённые человечьим характером, таили в себе Алёнушкины слабость и хрупкость, и боролись за жизнь, преодолевая немощь. 

Самое глубокое из детских произведений Мамина-Сибиряка, появившееся через полтора года после рождения Алёнушки, принято помещать в рассказы о животных. Но разве о водоплавающих повествует «Серая Шейка»? «…Серой Шейкой они называли свою калеку дочь, у которой было переломлено крыло ещё весной…» В журнальном варианте история Серой Шейки завершалась трагически. Но, узнав о море детских слёз, Мамин срочно переписывает финал. Какое счастье – узнать о спасении Серой Шейки, поверить в чудо вместе с детьми! Такие минуты сопереживания и радости драгоценны и для ребёнка, и для взрослого. Детям нравилось, что охотники в его рассказах запросто разговаривают с животными, понимают их и спасают. То лебедя, как в рассказе «Приёмыш», то зайца по прозвищу Черноух, то крохотного оленёнка – выследил его дед Емеля, а убить не может – рука не поднимается.

Хорошо известны и детские рассказы Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Вертел», «Богач и Еремка». Некоторые из них были высоко оценены еще при жизни писателя. «Емеля-охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, в 1884 году получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студеной» был удостоен в Золотой медали Санкт-Петербургского комитета грамотности (1892).

Рассказы Мамина-Сибиряка воспитывают у детей чувство доброты и милосердия, гуманное отношение к природе. Произведения эти внушают веру в силу красоты окружающего мира, вызывают чувство восторга от гармонии в природе. Добрые книжки писателя словно говорят: «Давайте жить вместе!» Вчитайтесь в его слова: «Если бы я был богат, то я посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье – писать для детей и чувствовать напряжённое внимание тысяч детских головок, которые будут ловить каждое слово и дарить автора своими чистыми детскими улыбками».

Алёнушка усвоила отцовские уроки. Она читала, рисовала, изучала историю Урала, писала стихи. Осенью 1912 г. Мамин-Сибиряк скончался. В память об отце Алёнушка поехала в путешествие по Уралу. Он произвёл на неё огромное впечатление. Однако воспаление лёгких, переросшее в чахотку, поставило точку в её короткой жизни. В сентябре 1914 года Елены не стало. Она успела оставить завещание о музее Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге. Если дороги приведут вас в Екатеринбург, обязательно найдите и посетите дом по Пушкинской, 27 – Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Дмитрий Наркисович побывал и в наших местах, на Южном Урале. Он проехал на лошадях из Екатеринбурга через Касли, Кыштым, Златоуст, Миасс…  В путевых заметках «По Зауралью» (как он назвал наш край) он не только с восторгом описал природу, города, но и рассказал о промышленности, сельском хозяйстве, добыче золота.

Жаль, что о Челябинске у Мамина-Сибиряка остались не очень светлые впечатления. В рассказе «Ночевка» он рассказывает о неудачной ночевке в Челябинске, когда город показался ему грязным, серым, злым, когда ему не давали спать клопы, лай собак. Но не будем забывать, что рассказ написан в 1891 году, видимо, таким и был наш город.

Мы особенно горды тем, что в нашей Централизованной библиотечной системе есть библиотека, носящая имя Д.Н.Мамина-Сибиряка. Это библиотека в Ленинском районе Челябинска, приоритетное направление работы которой – литературное краеведение.

Союз писателей и Ассоциация писателей Урала в память о Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке учредили премию его имени в нескольких номинациях. В номинации «Детская литература» диплом имеет подзаголовок «Алёнушка».

Из всех романов, повестей, рассказов Мамина-Сибиряка самыми живучими оказались «Алёнушкины сказки». Своеобразные высокие уроки жизни, доброты, любви к людям, ко всему живому, к природе. За каждой строкой стоит такая самоотверженная отцовская любовь, которая не может не тронуть сердце. Читайте детям «Алёнушкины сказки», «Серую Шейку», подарите им тот самый «витамин доброты и радости», без которого так трудно вырасти ребёнку.

 «Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает. Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается»…


0

Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» — какова главная мысль рассказа?

10 ответов:



10



0

Главная мысль рассказа Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Емеля — охотник» заключается в искренней и самоотверженной любви матери к своему ребенку, которая не боится отдать свою жизнь, чтобы спасти свое дитя.

Олениха так рьяно защищала своего теленка, что даже рука старого охотника Емели не поднялась, чтобы пристрелить его.

Мать Гришутки тоже спасла сына, а ее саму загрызли волки.



3



0

Рассказ «Емеля-охотник» очень интересный.

Главный герой рассказа старый охотник Емеля, он один воспитывает своего маленького внука, ведь мать внука загрызли волки, она спасла своего ребенка, а сама погибла.

Внук заболел и попросил олененка, Емеля отправился на охоту, он увидел олениху с детенышем и уже хотел пристрелить олененка, но потом вспомнил мать Гришутки и пожалел олененка.

Он принес домой глухаря и сварил суп, внуку он рассказал как было дело и внук только порадовался, что олененок остался жив.

Главная мысль рассказа в том, что человеку не чужды такие чувства как сострадание к животным.

Также на примере рассказа мы видим, что любящая мать готова погибнуть лишь бы спасти своего ребенка.



2



0

В этом рассказе Мамина-Сибиряка я бы отметила несколько главных мыслей:

Первая — это любовь матери к ребёнку, это мы видим на примере того как мать Гришука спасла сына, закрыв своим телом, а её саму волки загрызли. И как олениха весь день закрывала своё дитя своим телом.

Вторая — это чувственность и сострадание старика. Он не смог выстрелить в оленёнка, подумав, как будет страдать его мать. Вспомнив случай о том, как Гришука спасла мать.

Третья — радость мальчика, что всё-таки оленёнок убежал от дедушки, это говорит о том, что его маленькое больное сердечко так же умеет любить и сопереживать, и что это чувство даёт мальчику силы. Он с аппетитом покушал похлёбку из глухаря, даже не вспомнив, что когда не мог есть, он желал похлёбки из оленёнка.

Отзыв о прочитанном:

Рассказ не оставляет равнодушным, он волнует сердце и разум, он заставляет задуматься о силе любви матери к ребёнку, о силе любви в родному человеку и о силе любви к живому существу.



2



0

Произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» чрезвычайно поучительно, читается на одном дыхании.

В нём заложена мысль о самоотверженной любви матерей к своим детям. На примере матери Гришутки, которая закрыла своим телом ребёнка ради сохранения его жизни показана готовность принести себя в жертву ради продолжения жизни сына. Мальчик выжил, а сама мать была растерзана волками.

Такую же любовь к своему отпрыску демонстрирует и олениха, прикрывая собой своего отпрыска. У старика Емели не поднялась рука, чтобы застрелить олениху, хотя внук просил мяса олененка.

Но Емеля тоже продемонстрировал заботу о внуке, накормив его добытым глухарём.



2



0

В рассказе «Емеля-охотник» автор затрагивает несколько тем.

Прежде всего в нем говорится о сильной любви матери к своему ребенку. Не важно, о человеке идет речь или о животном, мать будет защищать своего детеныша до последнего, даже отдав свою жизнь за него. Так мать Гришутки спасла ем жизнь ценой своею. Олениха также защищала своего детеныша, рука охотника не посмела ее убить.

Еще одна мысль, которая есть в рассказе — это чувство переживания и сочувствия, которое есть у людей. Больной мальчик Гриша захотел мяса оленя, охотник Емеля хотел хоть чем-то порадовать мальчика, но не посмел застрелить олениху. Тогда он подстрелили глухаря и сварил внуку похлебку.

Очень важно заботиться о ком-то, иметь близкого человека.



2



0

Охотник Емеля, старый человек, которому уже лет семьдесят, живущий в очень бедной избушке с внуком-сиротой, который уже два месяца болеет, все никак не может прийти в себя от простуды — главный герой этого замечательного рассказа. Он отправляется на охоту и четыре дня пытается выследить олениху с олененком. Внучок просил принести олененка с охоты. И вот когда наконец-то на четвертый день олененок оказывается совсем рядом, охотник Емеля не может в него выстрелить, он жалеет его, приходит домой без олененка, с одним глухарем, рассказывает внучку Грише, как все было, и маленький мальчик радуется за спасенного олененка, оставшегося в живых.

Главная мысль рассказа — любовь к животным, любовь к людям, казалось бы, охотник четыре дня выслеживал олененка, чтобы доставить радость больному мальчику, но не убил его, и именно этим мальчика и порадовал.



2



0

В рассказе говорится о многих простых вещах, близких любому человеку. Это материнская любовь, которая спасает Гришутку, материнская любовь, которая спасает олененка, это любовь к больному мальчику и это мудрость деда, который не смог убить животное. Рассказ получился очень трогательный, потому что в нем отсутствует жестокость, а есть только любовь.

Главная мысль рассказа — нельзя бездушно убивать живое, тогда и твоя душа сохранится.



1



0

Емеля-охотник.

Главная мысль и основная идея этого рассказа Мамина-Сибиряка заключается в том, что доброе дело можно совершить, не принося никого в жертву, а чистое сердце ребёнка способно всё понять.

Напомню, что в этом рассказе, старый одинокий охотник Емеля, для выздоровления Гришутки, должен принести ему оленёнка.



1



0

Думаю главная мысль этого рассказа, заключена в двух основных моментах сюжета. Первый повествует о судьбе внука Гришутки, а точнее тому как он остался жив, или благодаря кому — своей матери, которая погибла защищая его. И второй о том как олениха защищала своего олененка. Эти два случаю очень похожи друг на друга. И для меня в этом открывается главная мысль — любовь и самоотверженность по отношению к своим детям, своему потомству.



0



0

Рассказ «Емеля-охотник», который написал Мамин-Сибиряк очень трогательный. В рассказе главной мыслью является то, что материнская любовь самая великая любовь, которая способна на многое. Любящая мать всегда защитит своего ребёнка, даже ценой своей жизни, ведь для неё самым важным в жизни являются её дети.

Читайте также

К рассказу Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студеной» можно нарисовать такие рисунки:

  • саму избушку на окраине леса, в которой жил старый охотник Елеска со своей собакой Музгарко.

  • как ловили рыбу старый Елеска с Музгарко.

  • как охотились старик со своей собакой

  • как старик с Музгарко сидят в избушке и ждут обоза

  • как Музгарко заболел и умер

Совершенно понятная и ясная для восприятия ребёнка история. Мы в ответе за тех кого приручили. И не надо никогда забывать о своих близких. Кроме того, если понадобится, то надо защищать своих близких и друзей. как это произошло в истории с братом и сестрой и их маленьким другом- котёнком.

xFAfLtY1B7fnGa5ZLXXw3W79iLGKC47.png

Совершенно логично было бы предположить, что кошки исчезают вдруг, чтобы совершить величайшее таинство природы-рождение потомства. Так и случилось с любимой кошкой ребят. Она стала мамой котят. Мама разрешила детям оставить одного котёнка у себя, а остальных пришлось раздать. Однажды случился неприятный эпизод. Дети пошли на речку и забыли про котёнка. В это время появились охотники с собаками и котёнку угрожала реальная опасность.Но Вася встал на защиту своего друга и поступил как настоящий молодец, не дал собакам разорвать котёнка.

30zaIbZ1WFYmWHCVkpvesLhiG1ryU0C.png

Мальчик Вася-молодец.

Рассказ «Зимовье на Студеной» Мамина-Сибиряка посвящен истории старого охотника, который после смерти родных остался бобылем и который старожил затерянное среди болот зимовье, куда раз в од добирались купеческие обозы.

Старик жил со своим другом, собакой Музгарко, но тот тоже был стар и в конце рассказа умирает. Старик говорит, что это и его смерть, собирается добраться до родных мест, но по дороге умирает.

Это очень трогательный рассказ, главная мысль которого в том, что человек в любом случае не должен и не может жить в одиночестве. Хоть какая-то живая душа должна быть с ним рядом.

Также можно сказать, что основная мысль рассказ в том, что все мы смертны, но боятся смерти не надо, потому что там, на другой стороне, нас ждут верные друзья и родные.

В рассказе «Верный и Малька» описывается история, которая случилась в деревне, где жила маленькая собачонка Малька и у нее был очень злой и скверный нрав. Однажды конь по клички Верный щипал траву рядом с ее домом и собачонка облаяла его. Верный с перепугу фыркнул и Малька покатилась кубарем. С тех пор она возненавидела Верного и каждый раз лаяла на него, когда он шел на водопой мимо ее дома. Другой дороги не было и постоянные нападки Мальки огорчали коня, хоть он ее и не боялся. Но спустя некоторое время в деревне появились машины и Малька оставила Верного, стала нападать на них.

Этот небольшой рассказ учит читателя не обращать внимание на провокации, уметь ждать и сохранять самообладание, как это делал конь Верный. Главная мысль рассказа «Верный и Малька» заключается в том, что терпение и хладнокровие — лучшее оружие в борьбе с провокациями. Спустя некоторое время Малька оставила коня в покое, поэтому нужно быть терпеливыми и не выходить из себя.

Что можно нарисовать к рассказу «Дурной товарищ»?

Например, можно сделать такие три иллюстрации, рисунки собственного производства, которые покажут (продемонстрируют) основные этапы, ступени развития сюжета:

  • первый рисунок: толпа ребятишек (человек 5-6) стоит у замерзшей реки, они собрались кружком, кто-то один смотрит на реку, покрытую льдом, остальные шепчутся. Руки у двух мальчиков подняты над головами, у остальных уперты в бока. Можно на реке нарисовать полынью, она будет дополнять идею, что река возможно покрыта не везде толстым слоем льда.

Этот рисунок показывает, что собралось некое сообщество, задумавшее поиграть на замерзшей реке, но т.к. они шепчутся, значит, река еще не готова раскрыть свои просторы для забав.

<hr />

  • идея второго рисунка: двое ребятишек уже находятся у берега реки, а трое барахтаются в воде, в разломе. Шапки с голов попадали в прорубь, волосы мокрые, торчат только головы, один из ребят цепляется за край проруби.

Здесь становится ясно, что лед под ребятами треснул и они тонут.

<hr />

  • третья иллюстрация: мальчик лежит дома в кровати с забинтованным горлом и грелкой в ногах, в руках у него зеркало и он смотрит на отца, который стоит рядом с кроватью больного сына.

Завершающая картинка, где сын получает урок от отца на тему «кто самый дурной товарищ человека» — ответ «он сам».

дурной товарищ какие рисунки нарисовать к рассказу

Тема урока. Гуманное отношение человека к природе.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Емеля – охотник», 1884.

Образ охотника.

Цель урока: чтение и художественный анализ содержания текста.

Задачи урока:

  • Образовательная: научить анализировать содержание рассказа, композицию произведения, характеры и поступки героев; формировать умение выражать свои чувства, отношение к происходящему.

  • Развивающая: развивать речь обучающихся, мышление, умение обосновывать своё мнение и работать с текстом, умение видеть красоту слова.

  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, экологическую культуру, интерес к чтению, культуру речи.

Тип урока. Урок, обучающий читательской деятельности (чтение и художественный анализ содержания текста).

Методы ведения урока: словесные; литературно – художественный анализ текста.

Оборудование: тексты для индивидуального пользования, портрет писателя, иллюстрации к тексту и рисунки учащихся, выставка книг по теме, компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. Ребята, вы прочитали рассказ, который написал великий мастер слова.

На экране портрет писателя. Общие сведения о писателе:

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк — известный русский писатель,

мастер слова, автор книг о людях и природе Сибири и Урала.

Педагог по образованию. Просветитель по сути, отец по душе, писатель по таланту, охранитель детских душ от зла и насилия; автор, умеющий затронуть детское сердце и возвысить ум, друг и защитник родной природы.

1852 – 1912

«Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля – охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка», « Вертел»…

Писатель рассказывает нам о жизни людей, которые его окружали, о природе. Природа и люди – это неразделимо, это едино. Природа без человека обойдётся, а человек вне природы не проживёт. Вы согласны со мной? А ваше мнение? (Ребята высказывают своё мнение). Учитель. Да, Д. Н. Мамин – Сибиряк, как отец, охраняет детские души от зла и насилия, ненавязчиво учит ребёнка быть другом и защитником родной природы. Героев своих рассказов он не выдумал, а видел в жизни, общался с ними.

  1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока.

Учитель. — Посмотрите на доску. Вдумайтесь в слова: Природа и человек. Отношение человека к природе.

Работая с текстом, мы должны раскрыть образ охотника, выяснить, что это за человек, как он живёт, где он живёт, с кем общается, что и кто его окружает, какая у него душа, чему он может нас научить.

— Мы сейчас будем читать, рассуждать, думать, слушать друг друга, учиться высказывать своё мнение.

4. Проверка домашнего задания ( срез).

  • Фронтальный опрос.

С каким произведением познакомились?

Кто автор рассказа?

Назовите действующих лиц, героев рассказа.

— Каким охотником был Емеля?

За кого вы волновались, когда читали рассказ? Почему?

Что вам запомнилось больше всего? Что произвело на вас впечатление?

  • Выборочное чтение текста. – Ребята, а сейчас нужно прочитать отрывок, который взволновал вашу душу. Покажите, как вы умеете красиво, правильно, выразительно читать. ( Читают несколько человек, техника чтения у всех детей в классе – не менее 100 слов в минуту). Задача: выяснить, на что обратили внимание учащиеся, что их взволновало.

  • Чтение в лицах (по ролям). Отрывок: разговор деда с внуком после возвращения старика с охоты (Емеля, Гришук, автор). Задача: выяснить, как с помощью интонации ребята покажут своё отношение к героям.

  • Слово учителя. – Молодцы! Общее впечатление от прочитанного рассказа вы высказали. Мы продолжаем работу.

  1. Работа с текстом. Решение цели и задач урока.

  1. На экране список произведений: Назовите автора (Д.Н.Мамин – Сибиряк): «Серая шейка»,«Богач и Ерёмка», « Приёмыш» , «Емеля – охотник»;

Н.А.Некрасов. «Дед Мазай и зайцы».

А.И.Куприн. «Слон».

И.С.Тургенев. «Воробей».

Г.Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». — Все эти произведения вам знакомы. — Какой вопрос, какая проблема рассматривается в этих произведениях?

Высказывания учащихся: герои хотят жить и должны жить. Учитель. Да, во все времена люди, собираясь вместе, говорят о жизни, придумывают законы, по которым надо жить. Следовательно, проблема нашего урока — это разговор о жизни, и никуда от этого не уйти. Давайте продолжим разговор, порассуждаем, послушаем друг друга, постараемся услышать.

-Как в рассказе «Емеля – охотник» решается эта проблема?

2) Беседа (блиц – опрос). Объясните смысл названия рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка. — Кем были жители деревни? – Какие чувства возникли у вас при чтении? Как они менялись? (Красивая, богатая природа Сибири, ужасная бедность). — Только ли Емеля жил плохо? – Почему Емеля не выполнил просьбу больного внука? Прав ли он? ( Он охотник, отличный стрелок, живёт всю жизнь среди охотников, он часто убивал животных). — Почему Гришутка не обиделся на деда, а понял его поступок ? И ведь дед был уверен, что внук его поймёт.

— Почему, рассказывая о Емеле, о том, как он преследует оленя, автор вводит картины природы? (Красота и богатство окружающего мира, природа дают человеку всё, что ему надо; без неё он пропадёт. Природа воспитывает человека, учит людей брать у природы только необходимое.

— Ваше мнение о поведении оленихи – матери. — Что знаете о матери Гришутки?

— Какое желание возникло у вас при чтении? Хотели ли вы, чтобы Емеля нашёл и убил оленя?

3) Идея. Что хотел сказать автор, написав рассказ? Вывод. Главная мысль рассказа. Д. Н. Мамин – Сибиряк хотел сказать, что жизнь – самое дорогое и у человека, и у животного. Мать спасла Гришутку ценой своей жизни, теперь спасает и выхаживает его дед. Мать – олениха спасает своего детёныша. И человек, и животное – это дети природы. На доске — изображение ОЛЕНЁНКА, стих:

Оленёнок.

Среди кустов зелёных,

У речки серебристой,

Гуляет оленёнок – телёночек пятнистый.

Он ходит по опушке

В лесной своей сторонке,

И у него веснушки –

Совсем как у девчонки. П. Комаров.

  1. Чтобы произведение было интересное, автор думает, как построить свой рассказ, как изложить всё . Он продумывает композицию (построение).

Как вы озаглавили части рассказа? Цитатный план.

  • Первая часть. Ишь чего захотел: телёночка.

  • Вторая часть. Емеля собрался на охоту.

  • Третья часть. Пожалел малого зверя…матку (?) пожалел.

А теперь давайте разделим текст по другому принципу. Перед вами трудные литературные понятия, но их нужно знать, вы с ними уже работали. На экране: (повторяем знание терминов)

Композиция (построение рассказа).

  1. Экспозиция (это введение в рассказ; указание, где и когда происходит действие).

  2. Завязка (начало развития действия).

  3. Кульминация (самое напряжённое действие, заставляет переживать, волноваться).

  4. Развязка ( завершение всех действий в рассказе)

В результате – примерный ответ:

  • Экспозиция (это введение в рассказ; указание, где и когда происходит действие). События происходят в маленькой деревне Тычки. Она окружена лесами и непроходимыми болотами. Здесь живут охотники; наш герой Емеля с внуком.

  • Завязка (начало развития действия). Весной заболел внук, дед не мог ему помочь. Емеля – охотник решил добыть телёночка для Гришутки. Три дня старик плутал в лесу, пока не встретил олениху с оленёнком.

  • Кульминация (самое напряжённое действие, заставляет переживать, волноваться). Охотник долго гонял животное, понимая, что где – то рядом то, что ему нужно – телёночек. Старик прицелился в голову. Ещё мгновение — и оленёнок покатится по траве. Емеля увидел ещё раз лосиху, которая не уходила. Вспомнил мать Гришутки и не стал стрелять.

  • Развязка ( завершение всех действий в рассказе). Емеля вернулся домой и всё рассказал внуку, который понял старика. Мальчик был рад, что его дед добрый.

5. Творческие задания. Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами другого человека.

1) Представьте себя на месте Емели, Гришутки, оленихи. Как бы вы поступили?- Высказывания детей.

2) Работа по группам.

  • Придумать лекарство для Гришутки.

  • Ты художник. Какие картинки нарисовал бы?

  • Какие бы законы ты придумал? По этим законам должен жить человек в природе.

  1. Пофантазируй.

— Каким человеком вырастет Гришутка?

— Что вы узнали для себя нового?

— А как бы вы закончили рассказ?

6. Обобщение. Какой герой вам больше всего понравился?

Какое слово главное в рассказе? (доброта)

Вывод. Мы сейчас поняли, что самое дорогое – это жизнь: у больших – большая, у маленьких – маленькая, но у каждого она одна.

На экране – радуга.

Такая разная, разноцветная, из тёмных и светлых полос; жизнь человека, животного, птицы, растения. Мы должны её беречь. Красота и богатство окружающего мира, природа дают человеку всё, что ему нужно. Без природы человек пропадёт. Она воспитывает человека: погубишь, потом ничего не получишь. Она учит брать только необходимое.

На экране. Любовь к живому сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится жизнь. Доброта и любовь спасут мир. Спасибо. Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюра. Я напишу письмо Емеле.

Урок литературного чтения в четвёртом классе.

Тема: Д. Н. Мамин — Сибиряк «Емеля — охотник» (обобщение).

Цели:

  1. Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
  2. Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
  3. Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
  4. Развивать самостоятельность и творчество.
  5. Воспитывать разум, чувства ребёнка.
  6. Прививать любовь к природе, уважение к матери.

Ход урока:

Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник».

I) Беседа по прочитанному:

  • Какие два мира живут на страницах книг Мамина – Сибиряка?
  • Назовите главных героев рассказа «Емеля – охотник».
  • Дайте характеристику каждому из них (выборочное чтение).
  • Почему так трудно живут дед с внуком?
  • По отношению к внуку дед, какой?
  • Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы телёночка добыть…»)?
  • Что, по-вашему, самое главное во II части рассказа?
  • Почему так много солнца в этой части рассказа?
  • Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение наизусть отрывков о природе).
  • Кого вы больше жалеете в этой части?
  • С какой стороны открылся Емеля во II части рассказа? (Старый опытный охотник)
  • Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?

II) Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися.

  • Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
  • Такого ли финала вы ждали?
  • Какие минуты радости вы пережили, дочитывая текст?

Проверка качества чтения (работа на листочках):

О ком говорится в предложениях?

  • Весело гулял по лесу со своей матерью (оленёнок).
  • Упал в траву и не шевелился (Лыско).
  • Осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился (олень).
  • Долго стоял на одном месте и всё улыбался (Емеля).

III) Работа с текстом во время чтения (после смысловых частей):

  • Как состоялась встреча охотников с оленихой?
  • Почему олениха – мать названа благородным животным?
  • Почему так подробно описывается маленький оленёнок?
  • Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
  • Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с охоты?
  • О чём говорят сны внука и деда?

IV) Работа с текстом после чтения:

  • Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу Гришутки?
  • Какой эпизод жизни ему вспомнился?
  • Почему автор сопоставляет олениху и мать Гришутки?
  • Что проявляют обе матери? (свою материнскую любовь).

— Мама!

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты ни шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама озаряет светом нежным

Дни, дороги и дела твои.

Оправдай же мамины надежды –

Повседневно лишь добро твори!

— Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё не сказал о матери! Послушайте пословицы и поговорки, и сами убедитесь в этом:

— На свете всё найдешь, кроме матери.

— При солнце тепло, а при матери добро.

— Материнская молитва со дна моря достанет.

— Птица радуется весне, а младенец матери.

— Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.

— Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

— Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Какую же историю мог вспомнить старый Емеля? (творческий пересказ)
  • Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора?
  • Чем вас привлекает старый охотник?
  • Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел малого зверя»).

Слово учителя:

«Емеля – охотник» — первый опубликованный детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он сразу же был замечен и оценён: в этом же году рассказ был отмечен премией педагогического общества. Именно с этого рассказа для Мамина – Сибиряка началось воспитание детской души маленького читателя. Его сказки, рассказы дают ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе. А пример подают простые люди, такие как Емеля – охотник, пожалевший маленького оленёнка, которого он долго выслеживал.

Этот рассказ закончился благополучно, хотя, конечно, впереди у Емели и Гришутки больше трудностей и лишений, чем радости и счастья. Такова была позиция автора – не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и о несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.

Д/З: Подготовить чтение по ролям эпизода встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы после текста.

Мамин Сибиряк — интересные факты

Дмитрий Мамин-Сибиряк — русский писатель, написавший десятки произведений, в число которых входят рассказы, очерки, романы, драматургические сочинения и детские сказки. Мамин-Сибиряк любил путешествовать, поэтому немаловажную часть его творчества составляют описания красоты русских просторов. Представляем интересные факты о Мамине-Сибиряке.

Писатель

Образование

Фамилия писателя, на самом деле, — Мамин. Псевдонимом “Сибиряком” он начал подписываться под своими первыми произведениями в 1881 году, а в последующем он начал печататься под именем “Мамин-Сибиряк”.

Отец Мамина-Сибиряка, Наркис Матвеевич, был священником. Он мечтал, чтобы сын также стал священнослужителем, но тот посвятил себя литературе.

В семье писателя любили литературу и даже посвящали вечера чтению вслух. Отец семейства зачастую мог потратить последние сбережения на покупку книг. Первыми книгами Дмитрия были произведения Пушкина, Карамзина, Гоголя и Тургенева. В то время детские писатели издавались редко, поэтому Мамин-Сибиряк перечитал всю классическую литературу, которая была в селе.

Образование Дмитрий получил сначала в духовно-учебном заведении, затем в семинарии для подготовки христианского духовенства. Медицинскую академию, а позднее и Петербургский университет он не окончил из-за проблем со здоровьем. Чтобы заработать на хлеб, во время учебы писатель работал репетитором и писал газетные заметки.

Будучи студентом, писатель участвовал в революционном движении, из-за чего какое-то время находился под надзором полиции.

Мамин-Сибиряк сочинял произведения еще во времена учебы в семинарии, в которых он описывал живописные пейзажи Урала.

Литератор

Литературная деятельность

Отец литератора умер в 1877 году, на писателя легла ответственность за содержание семьи. В этот период жизни Дмитрий со своей семьей переезжает в Екатеринбург и там безуспешно пытается найти хорошо оплачиваемую работу.

Семья литератора была в очень тесных отношениях. Дмитрий отправлял своему брату Владимиру финансовые средства, чтобы тот смог окончить Московский университет и стать юристом.

До 1881 года Мамину не удавалось зарекомендовать себя, как писателя и только после встречи с Марией Алексеевой, которая впоследствии стала его женой, его творчество впервые начали публиковать. В этот период были изданы его произведения «Хлеб», «Золото», «Три конца», «Горное гнездо». В своем труде «Три конца» литератор описывал все проблемы и сложности жизни рабочих на Урале.

Известность русский публицист завоевал благодаря роману “Горное гнездо”. На вырученные за роман средства он купил дом для своей матери.

Мамин-Сибиряк опубликовал 15 реалистических романов, которые отражали жизнь людей в Сибири и на Урале.

Роман “Приваловские миллионы” критики оценили как один из самых значимых из всего его творчества.

Интересно, что со своей первой женой писатель познакомился на пикнике в 1877 году. Девушка тогда была замужем и мела детей. Вскоре Мария ушла от мужа. Мария редактировала труды писателя. Писатель посвятил Марии Алексеевой, своей бывшей жене, произведение “Три конца”. В 1890 году Дмитрий и Мария разошлись (на чужом несчастье, разбивая чужую семью, своего счастья не построишь). После разрыва с Марией Алексеевой писатель познакомился с актрисой Марией Абрамовой, которая была на момент знакомства замужем.

В 1892 году Мария Абрамова умерла, оставив Дмитрию их новорожденную дочь Елену. Писатель же называл ее всегда ласково Аленушкой.

Мамин после смерти Абрамовой впал в депрессию. Но его поддерживала дочь, о которой он должен был заботиться.

Цикл “Аленушкины сказки” были посвящены дочери писателя. В этот сборник вошли сказки, которые автор читал своей любимой дочери Алене, больной церебральным параличом.

Детские сказки знаменитого прозаика пронизаны теплотой и нежностью к маленьким читателям. Сказки предназначались им для воспитания подрастающего поколения.

В 1900 году Дмитрий Мамин взял в жены няню своей дочери, Ольгу Гувале.

Романы знаменитого литератора стали интересными документами того периода, в котором он жил. В его творчестве отображены годы образования капитализма в России, изменения в обществе и мировоззрении людей.

Мамин-Сибиряк является обладателем нескольких наград и премий. Сказка “Емеля-охотник” получила премию педагогического общества, а через какое-то время была удостоена Международной премии. Рассказ «Зимовье на Студеной» получила Золотую медаль.

Первым изданным в свет романом Мамина был роман “В водовороте страстей”. Автор впоследствии шутил, что заработок за этот труд — 400 рублей — это по 10 рублей за каждого убитого персонажа по ходу развития сюжета. Впрочем, обещанные деньги ему не заплатили.

Мамин-Сибиряк писал очень быстро. Известно, что каждый день литератор писал около 10 тысяч букв. По мнению критиков, это даже слишком много — в его произведениях чересчур много “воды”. Тем не менее, большая скорость работы писателя обуславливается тем, что материал к творчеству он начал собирать еще в студенческие годы.

За свои произведения Мамин зарабатывал довольно много. Один только роман “Приваловские миллионы” принес ему 3 тысячи рублей, и это при том, что тогда он не был популярным автором. К сравнению, учителя в то время получали 60 рублей в месяц. Тем не менее, со временем писателю денег стало не хватать, часто задерживали оплату и в результате ему приходилось работать “на износ”.

Журналистка Ариадна Тыркова писала о Дмитрии, как о человеке добром, воспитанном, интересном, с которым она могла разговаривать совершенно свободно. Однако Тыркова считала, что литератору не доставало филологического образования: слушать его было интереснее, чем читать.

В 20-м веке популярность Мамина-Сибиряка начала угасать, его произведения стали реже печататься. Однако причина заключалась не в плохом качестве работ. Писатель в эти годы часто болел: в 1905 году он сломал руку, а в следующем году — ногу. Периодически автор страдал от проблем со слухом или зрением.

Глеб Успенский и Антон Чехов были хорошими приятелями Дмитрия Наркисовича. Чехов, к тому же, очень хорошо отзывался о творчестве Дмитрия и считал, что стиль его произведений настоящий и искренний. Кроме того, оба писателя питали любовь к Сибири и нередко выбирали этот регион, как место развития действия в сюжетах своих книг.

О широкой известности писателя свидетельствует случай, рассказанный секретарем В. И. Ленина. Будучи сыном управляющего типографией, он подрабатывал помощником корректора. Когда начали печатать “Уральские рассказы” Мамина-Сибиряка, работники типографии хотели первыми заполучить еще даже не изданную книгу. В день выпуска “Уральских рассказов” в типографии тут же скупили все экземпляры книги, которые печатались за смену.

Во время учебы в духовной семинарии были написаны первые произведения Мамина-Сибиряка.

“От Урала до Москвы” — одно из самых известных трудов Мамина-Сибиряка. Это произведение состоит из путевых заметок, сделанных автором во время его путешествия по Уральским горам.

Роман “Приваловские миллионы” — это самая кропотливая и продолжительная работа в жизни Дмитрия Мамина. Он посвятил роману около 10 лет своей жизни.

Писатель имел странное увлечение: он коллекционировал забавные фамилии.

С 2002 года авторы, публикующие произведения об Урале, имеют возможность получить премию имени знаменитого писателя. В качестве приза победители получают золотую медаль, на которой изображен Мамин-Сибиряк и 1000 долларов.

По признанию самого писателя, он считал, что литература должна служить народу, а не дворянам и чиновникам, для которых писали многие литераторы того времени. Он полагал, что литературная работа призвана поднимать вопросы общественной важности.

Мамин-Сибиряк умер в 1912 году. Писатель похоронен на Волковском кладбище.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

6 ноября (25 октября) 1852 года родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия – Мамин) – великий русский прозаик и драматург.

Нет такого человека в России, кто не слышал бы имени Мамина-Сибиряка и не прочитал хотя бы одной его книги.

В послереволюционные годы это имя было покрыто таким толстым слоем «хрестоматийного глянца», что многие не знают ни настоящей судьбы знаменитого писателя, ни многих его произведений. Стоит произнести «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк», как перед глазами встает известная фотография, где он выглядит довольным жизнью, солидным человеком, в богатой шубе, в каракулевой папахе.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

По воспоминаниям друзей, писатель был среднего роста, но крепкого телосложения, обаятельный, с красивыми черными глазами, с неизменной трубкой. Несмотря на вспыльчивость, он отличался добротой и общительностью, слыл прекрасным рассказчиком, часто являлся душой компании. При этом не терпел несправедливости, был прямым, цельным человеком, не умел лгать и притворяться. Как всякого хорошего человека, «его любили старики, дети и не боялись животные». Колоритная фигура Мамина-Сибиряка была так заметна, что сам Илья Репин писал с него одного из запорожцев для своей знаменитой картины.

Однако личная судьба Мамина-Сибиряка складывалась трудно и несчастливо. Благополучными можно назвать только раннее детство да пятнадцать месяцев счастливого брака. Не лёгок был и творческий путь знаменитого писателя. В конце жизни он писал издателям, что его сочинений «наберется на 100 томов, а издано только 36». Не было литературного успеха, которого он заслуживал, а семейная драма русского прозаика и вовсе напоминает собой сюжет мексиканского сериала…

Детство и юность

Дмитрий Наркисович Мамин родился в поселке Висим (Висимо-Шайтанский завод, принадлежавший Демидовым), в 40 километрах от Нижнего Тагила, что на границе Европы и Азии. Отец будущего писателя — потомственный священник. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая («без работы я не видел ни отца, ни матери»), читающая. В семье была большая библиотека: выписывали из Петербурга журналы, книги. Мать любила читать детям вслух. Любимой книгой Дмитрия в детстве была «Детские годы Багрова-внука» (Аксаков).

О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека». Сохранились сотни удивительных писем Дмитрия Наркисовича к родителям, где он пишет «Мама» и «Папа» всегда с большой буквы. Но пришла пора учиться всерьез, а денег на гимназию у небогатого священника Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата Николая увезли в Екатеринбургское духовное училище (бурсу), где когда-то учился их отец. Это было тяжелое время для Мити. Он считал годы в бурсе потерянными и даже вредными: «…училище не дало ничего моему уму, не прочитал ни одной книги… и не приобрел никаких знаний». (Позже это же училище заканчивал и Павел Петрович Бажов).

После духовного училища сыну священника был прямой путь в Пермскую духовную семинарию. Там у Дмитрия Мамина началась первая литературная работа. Но ему было «тесно» в семинарии, и курса будущий писатель не окончил. В 1872 году Мамин поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Учиться ему было крайне трудно, отец не мог посылать денег. Студент часто голодал, был плохо одет. Дмитрий зарабатывал себе на хлеб тем, что писал в газеты. А тут еще и тяжелая болезнь — туберкулез. Пришлось бросить учебу и вернуться домой на Урал (1878 год), но уже в город Нижняя Салда, куда переехала его семья. Скоро умирает отец. Все заботы о семье берет на себя Дмитрий.

Певец Урала

Дмитрию Наркисовичу пришлось очень много работать, давать уроки: «Я три года по 12 часов в день бродил по частным урокам». Он писал статьи, занимался самообразованием. Переехал в Екатеринбург. Писал книги. Писатель исходил много дорог по Уралу, сплавлялся по уральским рекам, познакомился со многими интересными людьми, изучал архивы, занимался археологическими раскопками. Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно» — это было его любимое выражение.

Свои первые журналистские работы будущий «классик» подписывал Д. Сибиряк. В те времена всё, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью. Романы он стал подписывать двойной фамилией Мамин-Сибиряк. Сейчас он назвал бы себя Маминым-Уральцем.

Признание пришло к писателю далеко не сразу. 9 лет он посылал в разные редакции свои произведения и всегда получал отказ. Лишь в 1881-1882 годах в московской газете «Русские ведомости» была напечатана серия очерков Д. Сибиряка «от Урала до Москвы». Талантливого провинциала заметили не издатели, а журналисты-радикалы. В петербургском подцензурном журнале «Дело» вышел ряд его очерков об Уральской земле, а впоследствии печатался и наиболее известный роман «Приваловские миллионы». Впрочем, для серьёзного писателя печататься в «Деле» 80-ых годов не представляло большой чести: журнал доживал свои последние дни и брал любой материал, допущенный цензурой (вплоть до бульварных романов). Произведения Мамина-Сибиряка заслуживали большего. Однако эта публикация позволила талантливому писателю наконец «достучаться» до столичных издательств и стать известным не только на Урале, но и в европейской части великой страны.

Мамин-Сибиряк открыл миру Урал со всеми его богатствами и историей. О его романах нужно вести отдельный и серьезный разговор, который не впишется в рамки данного очерка. Романы потребовали от Мамина-Сибиряка огромного труда. Помощников и секретарей у писателя не было: приходилось много раз самому переписывать и редактировать рукописи, делать вставки, выполнять техническую обработку текстов. Мамин-Сибиряк отличался огромной работоспособностью как писатель и был талантлив во многих литературных жанрах: романах, повестях, рассказах, сказках, легендах, очерках. Жемчужины его творчества – «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото», «Три конца» – внесли огромный вклад в развитие русской литературы и русского литературного языка.

О языке этих произведений Чехов писал: «У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает».

Жизнь на переломе

Дмитрий Наркисович приближался к своему сорокалетию. Пришло сравнительное благополучие. Гонорары от издания романов дали ему возможность купить дом в центре Екатеринбурга для матери и сестры. Он женился гражданским браком на Марии Алексеевой, которая оставила ради него мужа и троих детей. Она была старше его, известная общественная деятельница, помощница в писательской работе.

Казалось бы, есть всё, чтобы жить спокойной, счастливой жизнью, но у Дмитрия Наркисовича начался кризис «среднего возраста», за которым последовал полный духовный разлад. Его творчество не замечала столичная критика. Для читающей публики он по-прежнему оставался мало кому известным «талантливым провинциалом». Самобытность творчества уральского «самородка» не находила должного понимания у читателей. В 1889 году Мамин-Сибиряк пишет в одном из писем другу:

«… Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок».

Мучило недовольство собой. Не очень удачной была женитьба. Не было детей. Казалось, жизнь кончается. Дмитрий Наркисович начал пить.

Но к новому театральному сезону 1890 года из Петербурга приехала красивая молодая актриса Мария Морицевна Гейнрих (по мужу и сцене — Абрамова). Они не могли не познакомиться: Мария привезла Мамину-Сибиряку подарок от Короленко (его портрет). Они полюбили друг друга. Ей 25 лет, ему почти 40. Всё складывалось не просто. Писателя мучил долг перед женой. Муж не давал Марии развода. Семья Мамина-Сибиряка и друзья были против этого союза. В городе пошли сплетни, пересуды. Актрисе не давали работать, не было жизни и писателю. Влюбленным ничего не оставалось, как бежать в Петербург.

20 марта 1892 года Мария родила дочку, но сама умерла на следующий день после тяжёлых родов. Дмитрий Наркисович чуть не покончил с собой. От пережитого потрясения он плакал по ночам, ходил молиться в Исаакиевский собор, пытался залить горе водкой. Из писем к сестре: «У меня одна мысль о Марусе…Хожу гулять, чтобы громко разговаривать с Марусей». Из письма к матери: «… счастье промелькнуло яркой кометой, оставив тяжелый и горький осадок… Грустно, тяжело, одиноко. На руках осталась наша девочка, Елена — все мое счастье».

«Алёнушкины сказки»

Елена-Аленушка родилась больным ребенком (детский церебральный паралич). Врачи говорили — «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница — «тётя Оля» (Ольга Францевна Гувале позже стала женой Мамина-Сибиряка) вытащили Алёнушку с того света. Пока Алёнушка была маленькой, отец днями и ночами сидел у её кроватки. Недаром её называли «отецкой дочерью». Можно сказать, что Мамин-Сибиряк совершил подвиг отцовства. Скорее он совершил три подвига: нашел в себе силы выжить, не дал пропасть ребенку и снова начал писать.

Отец рассказывал девочке сказки. Сначала он рассказывал те, что знал, потом, когда они закончились, начал сочинять свои. По совету друзей Мамин-Сибиряк стал их записывать и собирать. Алёнушка, как и все дети, обладала хорошей памятью, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться.

В 1896 году «Алёнушкины сказки» вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: «…Издание очень милое. Это моя любимая книга — её писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». Эти слова оказались пророческими. Его «Алёнушкины сказки» ежегодно переиздаются, переводятся на разные языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, умением писателя занимательно преподнести ребёнку важные нравственные понятия, особенно чувство доброты. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников назывался «Мамин слог». Куприн писал о них: «Эти сказки — стихотворения в прозе, художественнее тургеневских».

Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье — писать для детей».

Мамин-Сибиряк с дочерью

Надо только представить, в каком душевном состоянии он писал эти сказки! Дело в том, что у Дмитрия Наркисовича не было никаких прав на своего ребёнка. Алёнушка считалась «незаконнорожденной дочерью мещанки Абрамовой», а первый муж Марии Морицевны из мести не давал разрешения на её удочерение. Мамин-Сибиряк доходил до отчаяния, собирался даже убить Абрамова. Только через десять лет, благодаря усилиям жены писателя — Ольги Францевны — разрешение было получено.

«Счастье писать для детей»

Мамин-Сибиряк задолго до «Алёнушкиных сказок» знал это счастье. Ещё в Екатеринбурге был написан первый рассказ-очерк для детей «Покорение Сибири» (а всего детских произведений у него около 150!). Писатель посылал свои рассказы в столичные журналы «Детское чтение», «Родник» и другие.

Все знают сказку «Серая шейка». Она вместе с «Алёнушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей» (в серии «Библиотека мировой литературы для детей»). Когда сказка была написана, у неё был грустный конец, но позже Мамин-Сибиряк дописал главу о спасении Серой шейки. Сказку много раз издавали — и отдельно, и в сборниках. Много сказок до последних лет не были опубликованы. Теперь они возвращаются к читателям. Сейчас мы можем прочитать «Признание старого петербургского кота Васьки», написанное ещё в 1903 году, и другие.

С раннего детства известны всем рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Вертел», «Богач и Еремка». Некоторые из этих рассказов были высоко оценены еще при жизни писателя. «Емеля-охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, а в 1884 году получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студёной» был удостоен в Золотой медали Санкт-Петербургского комитета грамотности (1892).

Легенды в творчестве Maмина-Сибиряка

У писателя был давний интерес к народным легендам, особенно к созданным коренным населением Урала и Зауралья: башкирами, татарами. Раньше часть коренного населения называлась кыргызами (они упоминаются в легендах Мамина-Сибиряка). В 1889 году он писал в общество Российской словесности: «Мне бы хотелось заняться собиранием песен, сказок, поверий и других произведений народного творчества», просил дать ему на это разрешение. Разрешение — «Открытый лист» — было выдано Мамину-Сибиряку.

Он хотел написать историческую трагедию про хана Кучума, но не успел. Написал только пять легенд. Они вышли отдельной книгой в 1898 году, которая позже не переиздавалась. Часть легенд входила в собрания сочинений Мамина-Сибиряка, самая известная из которых «Ак-Бозат». В легендах сильные, яркие герои, их любовь к свободе, просто любовь. Легенда «Майя» явно автобиографична, в ней ранняя смерть героини, оставившей маленького ребенка, бесконечное горе главного героя, очень любившего жену, да и созвучие имен — Майя, Мария. Это личная песнь о горькой любви, о тоске по умершей любимой.

Святочные рассказы и сказки Мамина-Сибиряка

Сын священника, человек верующий, Мамин-Сибиряк писал и для взрослых, и для детей святочные, рождественские рассказы и сказки. После 1917 года их, естественно, не печатали. Во времена борьбы с религией эти произведения невозможно было увязать с именем писателя-демократа. Теперь они стали публиковаться. В святочных рассказах и сказках Мамин-Сибиряк проповедует идеи мира и согласия между людьми разных национальностей, разных социальных слоев, разного возраста. Они написаны с юмором, оптимизмом.

Последний период жизни

Последние годы писателя были особенно трудными. Он много болел сам и очень переживал за судьбу дочери. Похоронил самых близких друзей: Чехова, Глеба Успенского, Станюковича, Гарина-Михайловского. Его почти перестали печатать. 21 марта (роковой день для Мамина-Сибиряка) 1910 года умирает его мать. Это была для него огромная потеря. В 1911 году писателя разбил паралич.

Незадолго до смерти он писал другу: «…Вот и конец скоро… Жалеть мне в литературе нечего она всегда для меня была мачехой… Ну, и черт с ней, тем более, что меня лично она переплетена была с горькой нуждой, о какой не говорят даже самым близким друзьям».

Приближался юбилей писателя: 60 лет со дня рождения и 40 лет литературной работы. О нём вспомнили, пришли поздравить. А Мамин-Сибиряк был в таком состоянии, что уже ничего не слышал. В свои 60 лет он казался дряхлым стариком с потухшими глазами. Юбилей был похож на панихиду. Говорили хорошие слова: «гордость русской литературы», «художник слова»… Подарили роскошный альбом с поздравлениями и пожеланиями. В этом альбоме были слова и о его работах для детей: «Вы открыли свою душу нашим детям. Вы поняли и полюбили их, а они поняли и полюбили Вас…»

Но «признание» пришло слишком поздно: Дмитрии Наркисович умер через шесть дней (ноябрь 1912 года). После его смерти ещё шли и шли телеграммы с поздравлениями к юбилею. В столичной печати не заметили ухода Мамина-Сибиряка. Только в Екатеринбурге друзья и почитатели его таланта собрались на траурный вечер. Похоронили Мамина-Сибиряка рядом с женой на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Судьба Алёнушки

Елена пережила отца на два года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности, познакомилась с родными. В своём завещании Елена Мамина написала, чтобы дом её отца после смерти последнего владельца стал музеем, «который настоятельно прошу устроить в этом городе и, по возможности, в завещанном доме или доме, который на его месте будет построен».

Её завещание было исполнено: в центре Екатеринбурга есть замечательный Литературный квартал, куда входит сохранившийся Дом Мамина-Сибиряка (ул.Пушкинская, 27) со всей обстановкой тех лет, книгами, фотографиями, рисунками и рукописями писателя.

Алёнушка умерла в 22 года от скоротечной чахотки осенью 1914 года, когда шла Первая мировая война. Погибли все её архивы, стихи, рисунки, часть работ отца. Похоронили Алёнушку рядом с родителями. Через год всем троим был установлен памятник. На нём высечены слова Мамина-Сибиряка: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».

Елена Широкова

по материалам статьи: Капитонова, Н. А. Мамин-Сибиряк Д. Н. // Литературное краеведение: Челябинская область / Н.А. Капитонова. — Челябинск: АБРИС, 2008. — С. 18-29.

Из поисковых запросов: почему главный герой покинул жену в сказке мамина-сибиряка ак-бозат
почему главный герой покинул жену в сказке д.н.мамина-сибиряка
почему главный герой покинул жену в сказке маминого себеряка ак-бозат
почему гирой сказке маминого сиберяка покинул свою жену ак-бозат
почиму главный главный герой покинул жину вскаске д.н.мамина-сибирика ак-бозак

В последнее время сайт ptiburdukov.ru всё чаще отзываается на один и тот же поисковый запрос: «Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»

Частота и пугающая регулярность этого запроса сперва удивила нас, затем — озадачила: «Неужели лишь эта глобальная проблема сегодня волнует молодое поколение всего постсоветского пространства?» — подумалось нам.

Оказалось, что этот неразрешимый вопрос мучает лишь жертв нынешней системы среднего образования – школьников и студентов, которым вместо чтения русской литературы сегодня предлагаются готовые ответы на простые вопросы, как в избирательном бюллетене («да», «да», «нет», «да» — нужное зачеркнуть!). Несовершенство ЕГЭ усугубляется абсолютной уверенностью учащихся в том, что во «всемирной паутине» легко можно найти решение всех неразрешимых задач, какие когда-либо ставило перед собой человечество.

Мы не будем разбивать в пух и прах эту завидную уверенность, ибо надежда умирает последней. Мы ответим на этот вопрос, не используя «слишком много буков», дабы ответ смог «асилить» каждый представитель «поколения пепси», т.е. — в духе теста ЕГЭ.

Вопрос: «Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»
Варианты ответов:

  1. Он полюбил женщину из соседского гарема;
  2. Он воспылал страстью к кобыле по кличке Ак-Бозат (диагноз — зоофилия);
  3. Жена плохо вела хозяйство, не прибиралась в кибитке и не умела доить кобылиц, а целыми днями сидела «вконтакте.ру».

Теперь попробуйте, дорогие мои, принципиально ничего не читающие пользователи, ткнуть пальцем в небо и выбрать правильный ответ. Сделать это мы бы рекомендовали и чиновникам от образования, которые сочиняют подобные тесты по русской литературе. Их единственная цель – превратить российских школьников в тупых, послушных баранов, способных без лишних размышлений и утомительного чтения выбрать уже предложенные кем-то варианты ответов.

Всем остальным учащимся мы посоветуем обратиться к первоисточнику и прочесть весьма достойный (не путать со словом «отстойный»!) литературный текст сказки русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Чтение «Ак-Бозат» займет не более 10-15 минут, что в любом случае меньше времени, затраченного на поиск готового ответа в интернете.

Итак,

«Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»
(мнение авторов сайта, знакомых с текстом «Ак-Бозат»)

Герой сказки Бухарбай, в прошлом очень состоятельный человек, по собственной вине потерял (прогулял, пропил, прокутил) всё свое состояние. Единственное, что он сумел сохранить – породистого жеребёнка по кличке Ак-Бозат (Звезда). Много лет Бухарбай растил жеребёнка, и кобыла Ак-Бозат стала главным делом его жизни: одновременно и памятью об отце и матери, и надеждой на собственное лучшее будущее, объектом самореализации.

Упорный труд приносит свои плоды: на Бухарбая обращает внимание дочь богатого человека, которая нравится и самому Бухарбаю. Однако в качестве калыма за дочь ее отец просит Ак-Бозат! Казалось бы, кобыла — вполне допустимая оплата семейного счастья с любящей женой.

Однако лошадь была похищена! И происходит это как раз в тот момент, когда Бухарбай «изменил» своему предназначению – согласился обменять Ак-Бозат на семейное счастье, домашний очаг и материальное благополучие. В результате жизнь без Ак-Бозат, без мечты, которой он один раз изменил и потерял навсегда — оказалась для него невыносимой. Поэтому герой покидает жену (!) и устремляется в путь к своей путеводной звезде — Ак-Бозат, обладание которой, как он понимает, и составляло истинный смысл его жизни.

  • Поверь, Карлсон, не в пирогах счастье…
  • Да ты что, с ума сошёл?! А в чём же ещё???»

«Малыш и Карлсон»

С наилучшими пожеланиями,
администрация сайта Ptiburdukov.ru

Литератор   Писатель  

Биографический указатель

  • Почему рассказ макар чудра так называется
  • Почему рассказ макар чудра романтическое произведение
  • Почему рассказ легкое дыхание так называется
  • Почему рассказ легкое дыхание начинается с описания могилы оли мещерской
  • Почему рассказ капитанская дочка так называется кратко