История создания
Рассказ “Антоновские яблоки” является одним из первых прозаических произведений И.А. Бунина. Он был впервые опубликован в октябрьском номере журнала “Жизнь” за 1900 г.
Смысл названия
Антоновские яблоки или антоновка – особый сорт яблок, с которым автора связывают самые теплые и счастливые воспоминания. С их урожайностью крестьяне сравнивали свое благополучие: “Ядреная антоновка – к веселому году”, “если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился”.
Главная тема произведения
Главная тема произведения – неуклонное вырождение русского дворянства.
Бунин вырос под огромным влиянием дворянско-сословных традиций. Его детство прошло в провинциальной усадьбе, где будущий писатель вплотную познакомился с деревенским бытом. В девятнадцать лет он был вынужден покинуть пришедшее в упадок родовое гнездо. Боль от этой утраты преследовала его на протяжении всей жизни.
В отличие от представителей демократического направления в русской литературе Бунин защищал право на существование господствующего некогда сословия. Он не видел большой разницы между бытом крестьян и среднего и мелкого дворянства. Писатель имел достаточные основания для такого мнения. Многие самые яростные обличители помещиков и защитники крестьянства не имели никакого представления о народной жизни. Бунин был поражен, когда народнический интеллигент Скабичевский как-то признался ему, что “за всю свою жизнь не видел, как растет рожь”.
В “Антоновских яблоках” Бунин изображает идиллическую картину сельской жизни, в которой крестьяне и помещики занимают свое положенное место, испытывают одинаковые чувства, разделяют радость и горе.
Вопреки традиционному представлению о серой и беспросветной жизни простого народа, крестьянский мир в рассказе предстает ярким и наполненным счастьем. Крестьянское хозяйство отличается своим богатством. Лучшее свидетельство этому – долголетие сельчан. Старик Панкрат даже не задумывается над тем, что прожил около ста лет. Крестьянин “…вероятно, еще более зажился бы, если бы не объелся в Петровки луку”.
Молодой рассказчик с завистью наблюдает за прочной, освященной веками жизнью крестьян. У него нередко возникает мечта самому стать простым мужиком, чтобы почувствовать всю прелесть незамысловатой крестьянской судьбы.
Быт среднепоместного дворянства практически не отличался от крестьянского. Жизнь помещика была также подчинена циклу сельскохозяйственных работ. Автор признается, что “не знал и не видел” крепостного права, но ощущал его пережитки в имении своей тетки.
Главное отличие помещика от крестьян заключалось в его праздном образе жизни. Отсюда берет корни знаменитая русская охота с гончими, которая хоть как-то поддерживала “угасающий дух помещиков”.
Дядя Арсений Семеныч – один из последних представителей гордого и бесшабашного типа русского дворянина. Его беспечность, расточительство и удальство вызывают восхищение, но в то же время становятся основной причиной разорения помещичьих хозяйств. Постепенно свидетельствами былой роскошной жизни остаются лишь “аристократически-красивые головки в старинных прическах”, глядящие с портретов на стенах, да многотомные дворянские библиотеки.
Мелкопоместный дворянин далеко отстоит от своих предков. Но даже в его “нищенской жизни” автор усматривает особую прелесть. Отголоски былого по-прежнему звучат в более чем скромной охоте, хозяйском наблюдении барина за работой крестьян. Самые грустные чувства вызывает попойка обедневших помещиков “на последние деньги”. Их песня становится эпитафией уходящему в прошлое целому сословию.
Проблематика
На волне революционно-демократического направления большинство русских писателей и поэтов как-то “позабыло” о судьбе дворянства. Хотя еще Н. Некрасов предрекал помещиками гибель после отмены крепостного права: “Распалась цепь великая, распалась и ударила. Одним концом – по барину, другим по мужику”.
Далеко не все помещики были тиранами и мучителями для своих крестьян. Господствующее положение они с рождения занимали в силу сложившихся исторических условий. Привычка жить за счет чужого труда обернулась для них трагедией.
Для Бунина проблема разорения дворянства стояла очень остро. Ведь это сословие являлось носителем большого пласта культуры. Из его среды вышло множество людей, прославивших Россию.
Высшее сословие можно справедливо осуждать за лень, праздность, неумение приспособиться к изменившимся условиям, но этих людей следует чисто по-человечески пожалеть, ведь с ними связана огромная историческая эпоха.
Композиция
Рассказ состоит из четырех частей: общая картина сельской жизни, урожайный год, дворянская охота и печальное описание окончательного разорения дворянства.
Чему учит автор
По мнению Бунина, большинство средних и мелких дворян не были главными виновниками бед и страданий простого народа. Вместе с крестьянами они вели простую патриархальную жизнь и не заметили, как новая эпоха вынесла им смертный приговор.
Даниил Романович | Просмотров: 2.7k
«Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки»»
Сочинение
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, прославившийся и как писатель-прозаик, и как поэт, входивший в прекрасную плеяду поэтов «серебряного века». Становление Бунина-прозаика на рубеже ХХ-ХХ веков проявлялось в расширении кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян и мелкопоместных дворян к обобщающим размышлениям. Симпатии Бунина обращены вспять, в патриархальное прошлое, когда «склад средней дворянской жизни… имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию». Если «Новая дорога» и «Сосны» — это думы о крестьянской Руси, то «Антоновские яблоки» — размышление о судьбе поместного дворянства. Впрочем, для Бунина «усадьба» и «изба» не только не разъединены социальными противоречиями, но, напротив, живут близкими интересами и заботами. Элегический отсвет угадывается в бунинских рассказах, особенно в тех , где описывается сходящее на нет поместное дворянство. На пепелищах помещичьих гнёзд, где растёт глухая крапива и лопух, среди вырубленных липовых аллей и вишнёвых садов сладкой печалью сжимается сердце автора: «Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения!» — «поэмой запустения» можно назвать «Антоновские яблоки». В раннем бунинском творчестве ведущим началом является лирика, поэзия. Именно она, как бы ведёт прозу за собой, прокладывает ей пути. Проза постепенно обретает особенный лаконизм, сгущенность слова. В основу рассказа «Антоновские яблоки» легли впечатления от посещения Буниным имения своего брата. Этот рассказ признан вершиной творчества писателя. Начинается произведение описанием ранней погожей осени: «Помню раннее, свжее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свжести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег… И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок». Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне, давая пейзажные и портретные зарисовки. «Антоновские яблоки» поражают меткостью деталей, смелостью уподоблений, художественной концентрированностью. Вспомним только молодую старостиху, важную, как «холмогорская корова», и белых, как луни, стариков-долгожителей. А какое соцветие ароматов в рассказе: «ржаной аромат новой смолы и мякины», «душистый дым вишнёвых сучьев», «крепкий запах грибной сырости» и тут же другие: «старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета» и главный аромат, создающий цельное настроение этой новеллы, — «антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». Проза обрела не только новую лексику, компактность и взвешенность. Она подчинилась внутренней мелодике, музыке. Бунин стремился сблизить прозу с поэзией ритмом стиха, оставляя при этом прозу прозой. Примечательно, что сам он видел в своих исканиях ритма прозы как бы продолжение стихотворчества. Основной тон этого рассказа-монолога «Антоновские яблоки» — грусть, хотя иногда прорывается и мажорная нота: » Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» Сладкие воспоминания о былом, рассказы старших воплощаются в такие стилистические формы, что простым соединением слов передаётся сложное душевное состояние героя-рассказчика. Детально описывается интерьер усадьбы: синие и лиловые стёкла в окнах, старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких и витых золотых рамах. «Угасающий дух помещиков» поддерживает только охота. Автор вспоминает «обряд» охоты в доме своего шурина Арсения Семёновича, особенно приятный отдых когда охоту просыпали, чтение старых книг в толстых кожаных переплётах, девушек в дворянских усадьбах. Но самое главное в рассказе не тоска по прошлому, а нечто более постоянное в чувстве жизни. Рассказ покоряет огромной художественной силой, лирической задушевностью, высокой поэзией родной природы. Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами — земли, крестьянской жизни, быта, труда: «тонкий аромат опавшей листвы… запах меда и осенней свежести», «ржаной аромат новой соломы и мякины», запах костра, грибной сырости, «запах озябшего за ночь сада»…Целый букет – острый и многообразный — запахов жизни. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее естественности, спаянности быта дворян и крестьян. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие…» Все воспоминания рассказчика связаны с запахом прелестных яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда-то укоренившимся основам бытия, своей сращенностью с жизнью родной природы. Вот по этому наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни. Но для Бунина «…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», описанная в рассказе.
Другие сочинения по этому произведению
«Антоновские яблоки» одно из поэтичных произведений И Бунина
Анализ рассказа «Антоновские яблоки» И.А. Бунина
Поэтическое восприятие Родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
Философская проблематичность произведений И. А. Бунина (на примере рассказа «Антоновские яблоки»)
Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
«Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений
Антоновские яблоки
Анализ рассказа «Антоновские яблоки»
Описание родной природы в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
Почему грустен рассказ Бунина «Антоновские яблоки»
Антоновские яблоки — изобразительные приемы
Тема дворянских гнёзд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки»
Художественные особенности рассказа «Антоновские яблоки»
Поэтическое восприятие родины в рассказе
«Угасающий дух» помещичье патриархальной России в ранних рассказах И.А. Бунина («Антоновские яблоки» и «Танька»)
Рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
«Антоновские яблоки», как философско психологический рассказ
«Угасающий дух помещиков» в рассказе «Антоновские яблоки»
Как меняется образ автора повествователя в рассказе «Антоновские яблоки»
Психологические этюды в творчестве Бунина
Художественные особенности рассказа
Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века
0
Почему рассказ И. Бунина называется «Антоновские яблоки»?
1 ответ:
6
0
Автор рассказа «Антоновские яблоки» Иван Алексеевич Бунин искренне любил свою Родину. Особо надо отметить, что все произведения, написанные писателем, пронизаны чувством любви к природе и Родине. Одним из таких произведений является рассказ «Антоновские яблоки». Это ностальгическое произведение посвящено об уходящем дворянстве. Как-то Бунин гостил в поместье своего брата. Был такой случай. Вышел он из дома брата, и его затопил аромат антоновских яблок. Этот ароматный запах навеял воспоминания об ушедшей молодости. Писателя пронзила грусть по уходящему времени, и ему захотелось выразить свои ностальгические чувства о былом в своём рассказе. Так был создан рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки».
Читайте также
Действительно, в рассказе Ивана Бунина “Старуха” наряду с центральным сюжетом, посвящённом несчастной пожилой кухарке, существует большое количество картин, написанных двумя-тремя предложениями и даже несколькими словами. Некоторые из этих картин — те, в которых есть более или менее определённый герой и его история — в самом деле, можно считать полноценными сюжетами. Это, например, маленький сюжет о мальчике-сироте, зубрящем всю ночь греческую историю, чтобы когда-нибудь потом выбиться в люди. Или полный трагизма крошечный сюжет о караульщике, понуро бредущем по ночной зимней улице, у которого война забрала четырёх сыновей. Эти сюжеты разворачиваются в непосредственной близости от старухи — мальчик живёт в соседней с кухней комнате, караульщик идет по улице, на которой стоит дом хозяев старухи — но после, фантазия автора уносит нас всё дальше и дальше, мы как бы проносимся над всей страной — от деревень, где уже ложатся спать люди и овцы, до столиц, где только-только разгорается ночная жизнь. С кокаином в подвальных кабаре; лакеями, притворяющимися футуристами и декламирующими в ресторанах свои стихи; холёными барынями-актрисами, притворяющимися на подмостках купчихами и мужичками и т. д.
В конце концов, мы понимаем, зачем всё это, и что объединяет эти многочисленные “микросюжеты”. Их объединяет пространство и время. Пространство — это Россия, а время — какая-то из ночей тех трёх лет, что отделяют одну катастрофу от другой — начало Первой мировой и Революцию.
Рассказ И. Бунина «В деревне» является одним из самых красивых и лирических произведений в котором показаны все красоты «русской деревни», там нет выпирания и подчеркивания всех основных проблем которые присутствовали в то время на селе.
Рассказ ведется от первого лица и многие считают, что автор рассказывает о своем детстве, о его учебе в городе и поездке на праздник домой в свою родную деревню.
Мальчик едет домой на целых две недели и он с большим нетерпением ждал этих рождественских праздников и отца которого он мог видеть очень редко.
После того как мальчик оказывался в родном доме он с большим удовольствием исследовал все уголки, это были одни из самых счастливых дней в его маленькой жизни.
Время пролетает быстро и ребенку пора возвращаться в город и он снова отправляется в дорогу с отцом, по пути рассматривая красивые и любимые пейзажи .
Так же слушая рассуждения отца о скуке жизни на селе и о том что ее не будет, если много работать.
Главная мысль произведения в том, что увидеть и полюбить природу можно только видя ее в живую, а именно в деревне.
В рассказе Ивана Сергеевича Бунина » Волки!», входящего в цикл рассказов » «Темные аллеи», написанного в 1942 году, несколько необычный сюжет. В темную августвоскую ночь пара молодых людей , парень и девушка решили покататься на повозке по полям. Парой лошадей управлял » малой».
Парень все пытался поцеловать «мелкопоместную барышню», так ее назвал писатель. Она была красива, кругдолица и кокетлива.Молодой человек с грубыми чертами лица, экий юнец, гимназист, изображавший из себя снисходительного смелого покровителя.
Вдруг в ночи перед ними , в зареве возчик увидел трёх волков. Их глаза светились в темноте. Возчик потерял вожжи. И только решительность девушки спасла их всех в этой ситуации, так как она смогла ухватить вожжи и удержать понессшизся лошадей. В противном случае все трое могли разбиться , выпав их повозки.
Ответ. Кавалером юной кокетливой барышни был гимназист.
Общее настроение рассказа — неопредленное, местами трагичное, ведь главный герой потерялся в этом мире и пытается найти счастье в любви с женщиной, которая метается между любовью и веры к богу. Трагизм заключается в конце произведения, где героиня уходит от героя в монастырь, выбирая жить в служении богу.
Произведение поднимает тему трагичной любви.
«Чистый понедельник» — может быть, один из любимых бунинских рассказов из цикла «Темные аллеи». В нем писатель, живущий в эмиграции, отдает дань литературе серебряного века, той эпохе, из которой он сам как художник родом.
Но за внешними чертами, реалиями культуры XX века прослеживаются черты иной культуры, иной эпохи — русского средневековья.
«Чистый понедельник» — рассказ о любви. В центре — судьба двух героев: его и ее. Их имена не названы. Сказано только, что они богаты, хороши собой: он — видимо, какой-то южной, итальянской красотой, она — восточной, персидской.
Все странно для героя в возлюбленной: ее улыбка, противоречивые, никак не объяснимые поступки. Странны сами взаимоотношения: герои близки, но заветной последней черты близости еще не перешли.
И наконец это происходит, но в странный, неподобающий для этого день — в чистый понедельник, первый день строгого поста. После этого героиня навсегда покидает своего возлюбленного.
Лишь через несколько лет, когда герой видит эту женщину среди послушниц Марфо-Марьинской обители, вдруг проясняется то, что казалось непонятным и загадочным. Оказывается, вся жизнь, судьба героини вела ее в монастырь, к этой разлуке. И если бы он с самого начала был внимателен к ней, он был бы готов к этому, и разлука не стала бы такой трагедией.
В творчестве Бунина живут лучшие традиции "золотого века" русской литературы Г. Адамович, близко знавший Бунина, писал: "Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы наслушаться, - именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня". Бунин нашел единственную верную возможность сохранить холодную чистоту и меланхолию усадебных образов, натюрмортов и пейзажей. Эти старые усадьбы, мелкопоместный быт, природа, аллеи - словом, вся бунинская эстетика - приметы "золотого века", который для И. А. Бунина не в будущем, а в прошлом. В ней, кроме зримо ощутимой личности автора, присутствует ограниченный набор образов; и чаще всего _ это ветшающая усадьба, в заросшем саду кленовая, липовая или березовая аллея, она ведет к реке или пруду, две-три скамейки, а на заднике - время года. Чаще всего осень, реже - весна или лето. И еще: деревня, поле за нею и лес. В "Антоновских яблоках" герой проживает в своих воспоминаниях длинную и трогательную усадебную осень. С охотами, обедами, библейскими образами крестьян из богатых Выселок. А какие красивые, загорелые, с обветренными лицами люди собираются у Арсения Семеныча: в поддевках и длинных сапогах, раскрасневшиеся после обеда и "шумных разговоров". А сад после дождя: "Но зато как красив он был, когда снова наступила ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!" Бунин высказал теплые чувства к давно минувшему, мечту о возвращении духовной атмосферы старинных дворянских гнезд. Сделано в рассказе еще одно признание: "...хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" Естественный быт, разумные устои совместного труда, близость к природе видел и сочно изобразил Бунин в сельском, богатом или нищенском, существовании. Автор идеализирует этот мир, в том числе, идеализирует внутреннее состояние тех, кто крепко связан с полями и лесными дорогами. Этот уходящий в прошлое уклад души и символизирует ядреный запах антоновских яблок. Произведение начинается многоточием, то есть описываемое словно выхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная относительность времени является одной из характерных черт бунинской прозы. Одним из главных образов-лейтмотивов является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца. С течением времени запахи меняются от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвёртой его частях ("запах дыма", "в запертых сенях пахнет псиной", запах "дешёвого табаку" или "просто махорки"). Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия. Произведении построено на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: "В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра." Цвета, как и запахи, меняются по ходу произведения. Полутона и оттенки ("бирюзовый", "лиловатый" и другие), присутствовавшие в первых частях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого ("чёрный сад", "поля резко чернеют пашнями... забелеют поля", "снежные поля"). Многообразие жизни, её движение передают также в произведении звуки: "прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок". Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни. Чувственное восприятие мира дополняется в "Антоновских яблоках" образами осязательными: "с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла", "толстая шершавая бумага" – и вкусовыми: "вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий...". С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя "Антоновских яблок" выражено словами: "Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!" Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: "жадно и ёмко дышала моя грудь", "всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах..." Однако в художественном мире Бунина радость жизни соединяется с трагическим сознанием её конечности. Писатель постоянно помнит о том, что "всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели". И в "Антоновских яблоках" мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: "Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч..." Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всё более отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода. С особенной силой это показано в образе сада, когда-то "большого, золотого", наполненного звуками, ароматами, теперь же – "озябшего за ночь, обнажённого", "почерневшего", а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное "в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко", которое "почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие". Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: "Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках... и понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска... "Антоновские яблоки" можно считать "Эпитафией", безусловно, этому духовному миру, резко контрастирующему с цинизмом и разобщенностью новой эпохи. Сочинение Бунин И.А. - Антоновские яблоки Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края — то яркая, броская, то скромная и печальная — навсегда покорила сердце писателя. Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенящих далей и широких просторов. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое... Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими... А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба». Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гаммы. «Краска рождает запах, свет — краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин», — писал К. Г. Паустовский. Читая «Антоновские яблоки», убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта особенность бунинской прозы. Словно сам ощущаешь запах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, видишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле. Из необъятного множества слов писатель безошибочно выбирает наиболее точные, сильные и живописные. И вот перед нами картина, написанная удивительно яркими и сочными мазками: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе». Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зиму. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел в нем своего певца. Удивляет и восхищает прекрасное владение словом и тонкое чувство родного языка, характерные для Бунина. Его проза обладает ритмом и внутренней мелодией, как стихи и музыка. «Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен, — писал К. Г. Паустовский. — Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях — от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до гремящих библейских обличений, а от них — до четкого, разящего языка орловских крестьян». Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей силой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне — «бойкие девки-однодворки», «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах», «мальчишки в белых замашных рубашках», старики — «...высокие, большие и белые как лунь», разорившиеся помещики. «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет особое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сословия» — бывших крепостных. Дом славился гостеприимством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!» А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства. Томительно текут серые, однообразные будни «бессвязной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — говорит он. Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно, — имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию». Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного. «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки». Поищите еще с сайта похожие.