Тема: анализ художественного текста в рамках подготовки к ГИА (на примере рассказа А.Приставкина «Фотография»)
Цели и задачи урока:
- познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию;
- обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств;
- развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения.
Оборудование
1. Выставка фотографий одной семьи.
- Запись на доске темы урока, цитат.
- Презентация
- Словарь
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
Н. Рубцов.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.
А. Приставкин.
- Музыкальное оформление.
Ход урока:
1. Слово учителя.
Сегодняшний наш урок не совсем обычный. Это будет урок – исследование . Я помогу вам погрузиться в изучаемую эпоху. А вы будьте внимательны.
Мнемотехника.
Детство, память, снимок, эвакуация, ожидание, любовь, дорога, забота, разговор, испытание, детдом, письмо, связь, милосердие.
Музыкальное сопровождение
У Анатолия Приставкина очень интересная и сложная судьба.
Презентация читают учащиеся. (СЛАЙДЫ)
2.Работа с текстом.
Сегодня мы проанализируем рассказ Приставкина.
— Что такое рассказ?
Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
С этим автором вы уже знакомились на уроках внеклассного чтения.
— какое произведение вам известно? («Ночевала тучка золотая»)
Рассказ, над которым мы будем работать, называется «Фотография»
Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия рассказа? Запишите их в тетрадь. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
(открыть цитаты на доске)
Обратите внимание на цитаты.
- Что имел в виду Рубцов?
- Как вы думаете, почему Приставкин произнес такие слова о фотографии? Наша задача в процессе работы найти наиболее точное определение фотографии с точки зрения ее значения для личности
Дайте определение фотографии (СЛАЙД)
Текст разделен на три части. Граница каждой части отмечена звездочкой. Возьмите лист бумаги и закройте две последние части. А первую давайте прочтем.
— КАК вы думаете, как будут развиваться события дальше?
-предположите текст письма, которое ребенок получил из дома.
-читаем вторую часть.
— Как вы думаете, чем закончится рассказ?
-что за листок получил мальчик? — похоронка (СЛАЙД)
- каково было его психологическое состояние после получения листка(запишите опорные слова)
читаем третью часть.
- предположите текст письма тети
3.Обсуждение.
-Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?
-От какого лица ведется повествование? (От лица ребёнка)
— Как мы определили, что это рассказ о войне?
-Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне.
-Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным? (Это судьба многих детей того времени)
- Почему брат прячет правду от сестренки?
- -Укажите конкретные слова из текста (как он говорит о сестренке)
- О чем этот текст (о любви, два крошечных существа – дети, любят друг друга, поэтому выживают) – записать ключевое слово ЛЮБОВЬ
- А что такое текст? (определение)
- В тексте много диалога. С какой целью автор его использует (показ внутреннего мира ребенка, показ его состояния) записать ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ
- образуйте приставочным способом новое слово от слова текст (подтекст)
- Что такое подтекст? (СЛАЙД) То есть, подтекст – это то, что мы читаем между строк.
Записать слово ПОДТЕКСТ
Характер мальчика раскрывается в поступках.
-Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил?
(Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует ответственность за Людочку).
Записать слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
-Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.
-Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?
Маленький человек, но у него большая сила воли.
-Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют)
записать вывод в тетради
-Какой возраст мальчика?
-Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал)
Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.
— В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет слово «затерялся»). Слово ЗАТЕРЯЛСЯ записать в тетради.
- — Какой вы представляете Людочку?
( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые испуганные глаза, ещё не знающие горя. Она уважает брата, повторяет его слова. Голос слабенький.)
Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.
-Как назвать тему произведения?
Тема детей войны, сиротства.
Записать в тетради
-Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотография»?
(слайд)
Реликвия — вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия) – читает учащийся из словаря
Память –
- Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.(Это на его памяти)
- То же, что воспоминание о ком – чём-нибудь. (Хранить память о событии)
- То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя)
читает учащийся из словаря
— Назовите главную черту характера мальчика
(милосердие)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявить милосердие)
читает учащийся из словаря.
Какова же идея произведения?
Показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие.
— Чему учит рассказ?
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
Какое определение фотографии нам подходит больше?
Для чего автор использует подтекст?
Как он раскрывается(в диалогах)
показано, как брат спасает маленькую сестру от душевной травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь и в людей. Через диалоги яснее представляем, какая страшная трагедия разыгрывается на наших глазах, понимаем, какой силой духа обладает маленький мальчик, как противостоит он жестокости времени.)
СЛАЙД дети войны
Заключительное слово учителя.
Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться.
4. Выставка фотографий учащихся
обратите внимание на выставку – это память современных семей.
5.Работа с тестами ГИА
Итог урока: давайте встанем в круг, и пусть каждый из вас выскажет свое впечатление.
Домашнее задание:
дифференцированное. Те, кому достаточно оценки «3», составляют синквейн к произведению.
Те, кто хочет получить «4» пишут отзыв о рассказе.
Те, кто хочет получит «5» пишут рецензию на рассказ.
Самоанализ урока.
Цели урока:
- познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию;
- обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств;
- развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения
Анализ целей урока.
. Несмотря на отсутствие данного автора в программе по литературе, мы взяли этот рассказ по нескольким причинам
- С творчеством Приставкина дети знакомились на уроке внеклассного чтения в среднем звене. Данный рассказ помог расширить кругозор учащихся.
- При сдаче ГИА используются незнакомые для детей тексты, по объему содержания похожие на изученный на уроке.
Постановка целей урока разработана с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков. Данный урок является первой ступенью моего отчета по теме по самообразованию : «Преподавание литературы как предмета, формирующего личность человека»
Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.
Анализ структуры и организации урока.
Структура урока соответствует его целям. Типа урока ( интегрированный, комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к. Это позволяет слабоуспевающим детям выполнить задание и тоже высказать свое мнение, поучаствовав в обсуждении. Оборудование урока. — и выставка фотографий, и эпиграфы, и презентация,помогают рациональная организацияи труда учителя и учащихся.
Анализ содержания урока.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Использование различных приемов, таких, как мнемотехника, эвристические вопросы, групповая работа, само и взаимопроверка задание на предположительное развитие ситуации, ресурсный круг помогли генерализация основных идей урока. актуализации опорных знаний.
Организация самостоятельной работы учащихся.
Характер тренировочных упражнений был нацелен на обучение детей мыслить и рассуждать, высказывать предположения; виды самостоятельных работ по составлению текста и решению тестовых заданий были озвучены и проверены, задания были различной степень сложности – аналогично вариантам ГИА, принималась во внимание вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Степень усвоения нового материала эффективна. Связь нового с ранее изученным. Повторение не только литературных терминов, но и непосредственное решение тестовой части задания.
Анализ методики проведения урока.
Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся.
Анализ работы и поведение учащихся на уроке.
Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Качество знаний, умений и навыков.
Ребята вычленяли ведущие идеи в материале урока, применяли знания в различных ситуациях, приобретали с помощью имеющихся новые знания.
Анализ домашнего задания, полученного учащимися.
Домашнее задание дифференцированное, рассчитанное на каждый уровень подготовленности учащихся и предоставляющее им право выбора.
Недостатки урока – надеюсь услышать от посетивших урок.
Урок подготовки к сочинению-рассуждению в рамках ОГЭ по тексту А.Приставкина «Фотографии».
Урок комбинированный, с использованием ИКТ.
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения согласно критериям оценивания на экзамене, развитие умений и навыков анализа художественного текста, творческих способностей обучающихся.
На этапе усвоения новых знаний представлены проекты учеников о писателе и о детях, участниках войны. Даётся структура сочинения- рассуждения, варианты вступлений, сбор материала к написанию аргументов основной части и заключения
Тема:«Дети войны». Комплексный анализ текста А.Приставкина «Фотографии».
(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части 15.2 в рамках ОГЭ в 9 классе)
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Цели и задачи урока:
Обучающие:
— Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному в варианте 6 типовых тестовых заданий для 9 класса, часть 15.2 (русский язык, ОГЭ 2015, автор Г.Т. Егораева)
Развивающие:
– Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, коммуникативные компетенции. Развивать умения и навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение выделять главное, составлять суждения оценочного характера.
Воспитывающие:
– Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных качеств, таких как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, толерантного отношения к людям. Обсудить проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает, подвести к выводу, что война – «страшное дело».
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, методические материалы по работе с сочинением- рассуждением 15.2, контрольные листы
Ход урока
I. Организационный этап. Вступительное слово учителя
Учитель. Нет будущего у человека, который не имеет прошлого, память, уважение к предкам. Сегодня мы познакомимся с произведением Анатолия Игнатьевича Приставкина «Фотографии». На уроке мы продолжим работу по написанию сочинения-рассуждения по КИМам, составленным Г.Т. Егораевой
Каковы наши задачи? Что мы должны успеть сделать на уроке?
— Проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов. Итогом будет сочинение 15.2 по цитате из текста, которое должно соответствовать критериям в формате ОГЭ.
II. Этап всесторонней проверки знаний:
Прежде чем начать работу с текстом, давайте вспомним, что нам необходимо знать, чтобы написать сочинение- рассуждение на высший балл?
1.Структуру сочинения-рассуждения.
— Какой аббревиатурой мы пользуемся, для того чтобы вспомнить композицию данного вида сочинения? (ТДВ – тезис, доказательство, вывод)
– Что такое тезис?
–Доказательство? Назовите синоним слову «доказательство» (аргументы)
– Вы помните, что аргументы вы должны брать из анализируемого текста? Сколько аргументов должно прозвучать? (Не менее двух)
– Что мы пишем в заключении? (Вывод).
2. Излагать мысли надо грамотно, последовательно и связно.
3. Чтобы получить высший балл по части 15.2, надо помнить критерии оценивания. Давайте еще раз посмотрим, по каким критериям проверяющие экзаменаторы будут вас оценивать. Откройте стр. (Работа с критериями)
III.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала:
Итак, в качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина «Фотографии». Что вы знаете об этом авторе? О чём его произведения?
Наверное, будет правильно, если мы узнаем некоторые биографические данные о писателе? (Сообщение ученика, получившего индивидуальное задание)
Сообщение ученика.
Анатолий Игнатьевич Приставкин:
современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
А. Приставкин, вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
трудовая деятельность с мальчишеских лет;
служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.
Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ
Последними работами писателя были повести «Судный день», «Первый день — последний день творенья», «Вагончик мой дальний». Автор около 30 книг.
Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.
IV. Этап усвоения новых знаний:
1.Чтение текста учителем
2. Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.
Видеоряд на тему «Дети и война».(Презентация, сопровождаемая рассказом о детях, участниках войны. Проект ученицы)
3. Беседа.
Какие книги о детях войны вам известны? Что вы читали?
(В.Катаев «Сын полка», В.Закруткин «Матерь человеческая», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», М. Шолохов «Судьба человека»)
Актуальна ли эта тема сейчас? (Да, идут военные действия на Украине, погибают и получают увечья мирные жители, в том числе и дети, некоторые остаются без родителей. Это очень страшно)
Что мы можем сделать для детей- сирот? (Согреть их заботой и своим участием, чтобы они чувствовали, что не одиноки. По возможности оказать гуманитарную помощь)
4. Комплексный анализ текста.
Прочтите про себя текст и определите тему, идею, проблемы текста и позицию автора.
Определите его тип и стиль.
Стиль и тип текста.
— Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).
— Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)
Определить стиль речи и тип текста помогает задание А-1
А1. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный; описание
2) публицистический; повествование и рассуждение
3) художественный; повествование
4) разговорный; описание
— Стиль художественный. — Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)
— А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного). Есть художественные тропы и синтаксические фигуры.
Тип речи- повествование,потому что события чередуются во времени)
— Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события?
Синтаксический параллелизм — использование однотипных предложений «Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».
Использование многоточия, как приема умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время, предложения 15,)
Ответ 3
Тема текста: судьба детей военного времени. Тема сиротства. Дети войны.
Идея: показать доброго, ответственного человека, человеческое милосердие.
Проблемы.
— Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? (на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)
Обратимся к заглавию. Вам может помочь в определении проблемы задание:
А 1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос:«Почему рассказ назван «Фотографии»?
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.
4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.
— Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
А2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Зачем рассказчик, по мнению автора, показывал сестрёнке фотографии?»
Мальчик скучал по родным.
Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.
Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.
Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.
— Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.
— Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
— Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы вам может помочь и задание
А4. Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
— Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.
А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Война и дети».
Позиция автора:
Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.
— О чем должно быть сказано в этой части сочинения?
Я предлагаю вам свой вариант .
Ра..сказывая о жизни ребят в детском доме, А. Приставкин п..редает свою острую з..интересованность данной проблемой. ..держанно, без лишних эмоций он п…вествует о том, как мальчик после смерти родителей …делал все, чтобы сестренка не утратила связь с людьми, не п…теряла веру в них. П…реживания своего героя А.Приставкин п…казывает через внутренний монолог ребенка («…и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»). Авторская позиция пр…является в небе…различном отношении к изображаемым событиям. В ра…сказе нет гневных слов, обличающих войну или недостойное поведение взрослых; писатель с…знательно часто использует многоточие, и читателю пр…ходится самостоятельно делать нравственные выводы.
Сбор материала.
Ответьте на вопросы:
— От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)
— Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый. мужественный, мудрый, терпеливый).
-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)
— Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).
— Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )
— Что противопоставлено этому миру? (Любовь, вера в людей, память. Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)
— Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?
Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:
Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)
В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеемю почтальонша принесла маленький листок.
1. инверсия
2. градация
3. метафора
4. эпитет.
— Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?
(Потому что именно словосочетание пышным инеемпередает состояние зимнего холода)
— Ещё какие средства использует автор?
Многоточие.
Синтаксический параллелизм. «Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».
Градация( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;
Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)
Парцелляция. (Предложения 64-67).
( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.
С чего начать?
ВСТУПЛЕНИЕ.
Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
Дать толкование слова Что такоечеловечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.
Начать с вопроса и ответа на данный вопрос Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно писатель Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена».
Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.
Начать с чьего — либо высказывания и его комментирования. Что такоесострадание? Любовь к ближнему? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…
ЗАДАНИЕ
I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия
II ряд — Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.
III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.
Пользуемся памяткой №1Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.
Чему учит рассказ?
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
Заключительное слово учителя.
Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.
РЕФЛЕКСИЯ
V. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Дома напишите сочинение, соблюдая пункты плана, данного в памятке. Не забывайте, что каждый этап — это новый абзац. При создании собственного текста помните о критериях, по которым вас будут оценивать. В работе вы можете использовать речевые клише6.
Мне очень хотелось бы, чтобы учитель-экзаменатор, проверяющий вашу работу, увидел в вас человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.
Приложение 1.
Внимательно изучи задание 15.2.
Например.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение, объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас много, правда?»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 90 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
2. Соблюдай композицию сочинения-рассуждения:
1. Тезис.
2. Первый аргумент.
3. Второй аргумент.
4. Вывод.
I. ТЕЗИС — это повествовательное или вопросительное предложение.
Подсказка: ТЕЗИС – это и есть ТЕМА твоего сочинения! Это та фраза, смысл которой нужно будет объяснить в сочинении (см. задание 15.2.)
Например:
Герой рассказа А.Приставкина в финале говорит своей сестрёнке: «Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас много, правда?»
ИЛИ
Почему рассказчик в финале текста произносит:«Смотри: и здесь Людочка.
И здесь. И меня много. Ведь нас много, правда?»
II. АРГУМЕНТЫ.
Аргументов должно быть не меньше двух!Каждый необходимо записать с абзаца!
Помни!
Аргументы приводятся из прочитанного текста и подтверждаются цитатами.
Подсказка: чётко вырази свою позицию, присоединяясь к позиции автора текста.
Используй вводные конструкции и клише:
Я полностью согласен с автором текста … в том, что…
Я полностью согласен с этим утверждением.
Во-первых, потому что …
Во-вторых, потому что…
Я думаю, …
Мне кажется, …
Смысл этих слов (этой фразы) легко объяснить, если обратиться к содержанию текста.
Я понимаю эти слова так.
III.ВЫВОД
ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ТЕЗИСУ.
Это может быть всего одно предложение!
Например:
Вот почему рассказчик из текста «Фотографии» — мужественный человек.
Используй клише:
Вот поэтому …
Именно поэтому…
Итак,…
В этом и заключается смысл данной фразы.
Урок
русского языка в 11 классе
Комплексный
анализ текста
Учитель русского языка
и литературы
Уварова
А.Е.
2011 год
Я не только боялся писать о тех страшных
военных днях, я боялся прикоснуться к ним
даже памятью: это было больно.
А. Приставкин.
Цели урока:
1. Научить детей
строить сочинение по предложенному тексту;
2. Развивать навык
анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста;
навык выполнения заданий
части А (№10, 16, 19, 28, 29, 30), В 8.
3.
Обратить
внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память»,
«любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических
и нравственных чувств.
Оборудование
урока:
1.
интерактивная
доска
2.
тексты
для каждого ученика.
3.
слайды
на тему «Дети и война»
4.
схема
сочинения по предложенному тексту.
5.
перечень
средств художественной выразительности.
Ход урока:
I.
Организационный
момент.
Тема
сегодняшнего урока – комплексный анализ текста, итогом урока будет сочинение,
которое должно соответствовать заданиям части С экзамена в форме ЕГЭ.
II. Анализ текста.
1. В
качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя
А.Приставкина. Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?
Сообщение
ученика.
Анатолий
Игнатьевич Приставкин:
·
современник,
родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
·
трудовая
семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
·
с
10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от
туберкулеза;
·
А.
Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня
война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так
силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок
ее избили до полусмерти»;
·
трудовая
деятельность с мальчишеских лет;
·
служил
в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи,
прозу, работал корреспондентом;
·
автор
книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная
песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
— Прослушайте,
пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.
— Какие
типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).
— Какие
стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)
Чтобы
усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.
Чтение
текста учителем. Видеоряд на тему «Дети и война».
Фотографии.
(1)Мы жили
далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не
забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню,
сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)-
Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)-
Болеет… — повторяла девочка.
(6)- А это
папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(8)- Бьет…
(9)- Вот
это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(11)- А
здесь?
(12) –
Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
(15)И
сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я.
Людочка и я…»
(16)Из дому
пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось
бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И
следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот
папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(22)- А
мама?
(23) –
Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато
смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли
дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна,
покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал
его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе.
(33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели
фотографии.
(35)- Вот
наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто
замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(39)- А где
же папа?
(40)- Папа?
(41)Сейчас посмотрим.
(42)-
Затерялся, да?
(43)- Ага.
(44)Затерялся.
(45)И
сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)-
Насовсем затерялся?
(47)Шли
месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к
родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать,
кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала,
глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)-
Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы
оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли
она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне
зачитали ответ.
(56)В
детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы.
(57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не
собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот
Людочка. (61)А вот я.
(62) – А
еще?
(63) – Еще?
(64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень
много, правда?
(По А. Приставкину)
А30. Определите стиль и тип речи
текста.
1) художественный; описание
2) публицистический; повествование и рассуждение
3) художественный; повествование
4) разговорный; описание
(повествование, потому что события чередуются во
времени)
— Какой синтаксический прием использует автор,
чтобы показать эти события? (синтаксический параллелизм — использование
однотипных предложений «Шли дни и месяцы. Шли месяцы и годы». Использование многоточия,
как приема умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время,
предложения 15,16)
— Для того чтобы определить стиль какого-либо
текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан
этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально
воздействовать на читателя.)
— А эмоциональное воздействие – это признак
какого стиля? (художественного).
III.
Проверка домашнего
задания.
Вашим домашним заданием было: по учебнику, стр. 402
повторить материал признаках художественного стиля; упражнение 534. Повторить
средства эмоционального воздействия на читателя;
— Какими средствами пользуется автор для создания
художественного образа, чтобы добиться эмоционального воздействия на читателя?
(средствами художественной
выразительности).
— Какие средства художественной выразительности
вы знаете?
IV. Анализ текста.
1. Разобраться с
средствами художественной выразительности текста может помочь задание части В 8, оно может быть сформулировано таким образом:
Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении
30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)
1. инверсия
2. градация
3. метафора
4. эпитет.
— Почему правильный ответ
№4? Что такое эпитет?
(Потому что именно
словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)
2. С чего необходимо
начать свою работу, выполняя задания части С?
(структура сочинения)
I.
Проблема выявляется из вступления (ключевые
слова)
II.
Комментарий актуальность, злободневность проблемы.
III. Позиция
автора (не должно быть пересказа)
IV. Собственное
мнение два аргумента
V.
Выводы вернись к началу
4. Вспомните, что
помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в
первую очередь?
(на заглавие, на ключевые
слова во вступлении и в финале)
4. Обратимся к заглавию.
Вам может помочь в определении проблемы задание А29.
Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос:
«Почему рассказ назван «Фотографии»?
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
3.Фотографии – это возможность детей
почувствовать, что они не одиноки.
4.Фотографий было много, и дети их часто
рассматривали.
— Почему правильным
является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
— Для определения
проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца. Почему из первого?
(обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
— Назовите ключевые слова
в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие
словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы
вам может помочь и задание
А28. Какое из
высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос:
«Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит
о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из
детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в
детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты
близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и
веру в них.
— Ответ №4, почему?
(потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только
здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем
сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому
пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой
Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших
детей на полное одиночество.
А можем ли мы выделить общую проблему? Когда
происходили описываемые события? – значит, основная
проблема «Война и дети».
5. — Как можно
оформить вступление? Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов,
в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).
— Попробуйте написать вступительную часть
сочинения, работая по группам. (первая – в виде риторических вопросов,
вторая – в виде лирического отступления, третья — в виде прямого заявления
проблемы).
Итак, проблема
сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.
— Что входит в комментарий?
Попробуй ответить на
вопросы:
— Насколько актуально то,
о чём пишет автор?
— Кому и в каких
ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
— По возможности коснись
истории вопроса
— Постарайся передать
содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому
постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные
цитаты, но не увлекайся ими.
Чтобы отличить комментарий от пересказа,
нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а
комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
6. Заслушать вступления
и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь
следующий абзац – позиция автора.
О чем должно быть сказано в этой части
сочинения?
Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца.
Ра..сказывая
о жизни ребят в детском доме, А. Приставкин п..редает свою острую
з..интересованность данной проблемой. ..держанно, без лишних эмоций он
п…вествует о том, как мальчик после смерти родителей …делал все, чтобы
сестренка не утратила связь с людьми, не п…теряла веру в них. П…реживания
своего героя А.Приставкин п…казывает через внутренний монолог ребенка («…и у
меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»). Авторская позиция
пр…является в небе…различном отношении к изображаемым событиям. В ра…сказе нет
гневных слов, обличающих войну или недостойное поведение взрослых; писатель с…знательно
часто использует многоточие, и читателю пр…ходится самостоятельно делать
нравственные выводы.
Работа над орфографией:
вставьте пропущенные
буквы, над какими видами орфограмм мы работаем? Как можно сгруппировать правила
о правописании приставок?
1. приставки, которые
пишутся независимо от произношения (с-, со-, по-, пере-,)
2. приставки на –з, -с
(рас-, раз-; без-, бес)
3. приставки на пре-,
при-.
От чего зависит
правописание приставок на з-, с-?
От чего зависит
правописание приставок пре-, при-?
Это работа соответствует
заданию А16 первой части ЕГЭ.
Работа над пунктуацией.
(доска) В последнем
предложении объясните знаки препинания, дайте характеристику предложения.
1. простое осложненное
предложение;
2. сложносочиненное
предложение;
3. сложное предложение с
бессоюзной и сочинительной связью;
4. сложное предложение с
подчинительной связью.
— Правильный ответ 3.
Эта работа соответствует заданию А10 первой
части материалов ЕГЭ. (чем осложнено первое простое предложение)
7.
Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к
предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора
о том, что война и дети — понятия несовместимые. В качестве аргументов вам
необходимо привести два примера, один – из художественной литературы, другой –
из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или
близких.
Может
быть, уже кто-то вспомнил художественное произведение, которое как нельзя лучше
подходит к нашей теме? (М. Шолохов «Судьба человека»).
Почему
рассказ Шолохова подходит к теме нашего сочинения?
(в
рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)
А
последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо
строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)
8.
Я думаю, что в выводе должна прозвучать мысль об
ответственности взрослых за счастливое детство, чтобы это словосочетание
«счастливое детство» не стало расхожим, чтобы дети всей земли не боялись
самолета в небе, чтобы они вздрагивали только от взрывов праздничного салюта.
У
современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно бы могло стать
эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, оно может стать эпиграфом к вашему
сочинению.
Играют дети всей Земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть
только смех взрывает тишину
На радостной
безоблачной планете.
V.
Домашнее задание.
Написать
сочинение по данному тексту.
Цели и задачи урока:
- познакомить с писателем; научить вдумываться в
текст, проникать в авторский замысел,
интерпретировать художественное произведение,
постигать его смысл, идею и концепцию; - обратить внимание учащихся на важность в жизни
человека таких понятий, как «память», «любовь»,
«забота», «милосердие», «ответственность»;
воспитывать культуру эстетических и
нравственных чувств; - развивать культуру художественного восприятия,
умения слушать, читать и отбирать материал для
анализа текста художественного произведения,
обосновывать собственную точку зрения.
Оборудование
1. Выставка фотографий одной семьи.
2. Запись на доске темы урока, цитат.
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
Н. Рубцов.
Я не только боялся писать о тех страшных
военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже
памятью: это было больно.
А. Приставкин.
3. На партах текст, листы с опорными схемами.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
- проблемный вопрос о связи между темой урока,
выставкой фотографий и высказываниями
писателей; - рассказ о характере предстоящей работы
(предложение прочитать формулировку цели,
задание; инструктаж по заполнению схемы;
сообщение о свободном режиме работы –
коллективном, индивидуальном, парном;
предложение вклеить дома материалы урока в
рабочую тетрадь)
2. Краткий рассказ учителя об Анатолии
Игнатьевиче Приставкине:
- современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы
Московской обл.; - трудовая семья: отец работал на заводе, мать –
на фабрике; - с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на
фронте, мать умерла от туберкулеза; - А. Приставкин вместе с сестрой испытали все
трудности детдомовской жизни: «У меня война
оставила невероятное чувство бесконечности ее и
голода»; «… голод был так силен, что моя младшая
сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За
рыбок ее избили до полусмерти»; - трудовая деятельность с мальчишеских лет;
- служил в Советской Армии, после службы – учеба в
Литературном институте; писал стихи, прозу,
работал корреспондентом; - автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и
мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для
успокоения сердца», «Рязанка».
3. Работа по схеме, заполнение ее:
Обмен впечатлениями от рассказа.
1. Брат. Какой он? Сестра. Какая она? Дать
характеристику брату, записав определения, и
выписать из текста определения, характеризующие
сестру.
2. Мир, в котором живут дети: война, родной дом и
близкие, Детский дом. Выписать из текста ключевые
слова к данным микротемам. Ответить на вопросы о
приеме, использованном автором для
характеристики тети, о мотивах микротемы
«Детский дом».
3. Вывод, подкрепленный примерами из текста, о
мире, в котором живут дети.
4. Что противопоставлено этому миру? Ответ
подтверждается текстом.
5. Вывод о герое рассказа и фиксация
дополнительных сведений в пункте 1.1.
6. Размышления над смыслом заголовка. Учитель
комментирует подсказку по уровням информации,
если есть такая надобность.
7. Самостоятельная работа: трактовка роли
диалогов.
8. Вопрос на проверку уровня понимания
проведенной работы – о деталях, оставшихся без
комментариев.
4. Итог по уроку.
5. Домашнее задание (на выбор):
1) выучить стихотворение Н. Рубцова «Русский
огонек»,
2) рассказать о произведениях, близких по теме
рассказу «Фотографии»,
3) рассказать историю своей семьи.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА»
(ПО РАССКАЗУ А. ПРИСТАВКИНА
«ФОТОГРАФИИ»)
8 КЛАСС
(вариант для учителя)
Цель: научить вдумываться в текст,
проникать в авторский замысел, интерпретировать
художественное произведение, постигать его
смысл, идею и концепцию.
Задание: соберите материал,
свидетельствующий о том, как художественная
деталь, прием, образ, мотив помогают понять
авторский замысел, тему и идею произведения.
- Поделитесь впечатлениями от рассказа А.
Приставкина «Фотографии». - СБОР МАТЕРИАЛА
1.1. Брат. Какой он? Дайте характеристику. (Добрый, отзывчивый, мужественный, мудрый, ответственный…) 1.2.
Выпишите из текста характерные детали (Маленькая, |
2. Мир, в котором живут дети. Выпишите слова, характерные для каждой микротемы. Война
Родной дом. Где? Папа? Мама? Тетя? (Далеко;
Какой прием использовал автор, чтобы
Детский дом. Как чувствуют себя в нем дети? (Холодная
Какие мотивы вводятся в текст с описанием |
3. Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети,
каковы взаимоотношения между людьми в этом мире.
Приведите в доказательство примеры из текста.
(Мир жестокости и человеческого
безразличия: чужой рукой написано; завуч говорил,
глядя в бумаги; все готовились в Москву- мы сидели
с сестренкой)
4. Что противопоставлено этому миру?
Подтвердите свое мнение примерами из текста. (Любовь,
память, вера: чтобы не забывала, прижавшись друг к
другу, мы сидели, мы разглядывали, нас много)
5. Каков же главный герой рассказа? (Допишите
характеристику в схему)
6. Почему рассказ назван «Фотографии»? (ПОДСКАЗКА:
есть несколько уровней информации. Это
фактический уровень информации – рассказ назван
так, потому что дети… (что делают?). Другой
уровень информации подтекстовый: что
подразумевается под действиями детей, зачем это
они делают? Третий уровень информации
философский (концептуальный): что дают детям эти
фотографии? Зачем они вообще нужны?)
(Дети рассматривают фото, фото – это память,
фото – это возможность почувствовать, что ты не
один, возможность выжить, не утратить связь с
людьми, среди которых наверняка найдутся добрые
и близкие).
7. Напишите ответ на вопрос: о чем поведали
диалоги в рассказе «Фотографии»? Обратите
внимание на то, кто говорит, что говорят, о
чем говорят и как говорят.
(Речь детей, но смысл велик: в диалогах показано,
как брат спасает маленькую сестру от душевной
травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь
и в людей. Через диалоги яснее представляем,
какая страшная трагедия разыгрывается на наших
глазах, понимаем, какой силой духа обладает
маленький мальчик, как противостоит он
жестокости времени.)
8. Подумайте, какие художественные детали
остались у нас сегодня «за кадром»?
(Например, Людочка – не Люда)
ПРИМЕЧАНИЕ: при распечатке варианта опорной
схемы для ученика следует убрать комментарии,
выделенные подчеркнутым шрифтом, и оставить
после заданий место для записей.
Анатолий Приставкин
Фотографии
Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка,
которой было шесть лет. Чтобы она не забывала
родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу
холодную спальню, сажал на кровать и; доставал
конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша, мама. Она дома, она
сильно болеет.
— Болеет… — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Бьет…
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— А здесь?
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые
ладошки и повторяла: « Людочка и я. Людочка и я…»
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было
написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из
детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка.
И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к
другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и
маленькая Людочка… — А мама?
— Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я
потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас
очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки,
которыми затыкали окна, покрывались пышным
инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я
держал его в руках, и у меня мерзли кончики
пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не
приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом,
смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас
удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А
здесь Людочка и я.
— А где же папа?
— Папа? Сейчас посмотрим.
— Затерялся, да?
— Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые
испуганные глаза:
— Насовсем затерялся?
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей
возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с
тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать,
кто у нас есть из родственников. А потом меня
вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается
часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с
сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали,
может ли она вас принять. Она, к сожалению…
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу
топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились
в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не
собирались. Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— А еще?
— Еще? Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня
много. Ведь нас очень много, правда?