Почему рассказ назван кавказский пленник

Смысл названия рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» - примеры сочинений

­­Пример сочинения 1

Почему же Толстой назвал так своё произведение, очевидно, что существовало несколько причин для этого.

Есть мнение, что названием писатель хотел как бы ответить А. С. Пушкину на его поэму ”Кавказский пленник”, где поэтом воспевается романтический Кавказ, а в рассказе Л.Н. Толстого мы видим жизнь гор совсем не приукрашенной, а наоборот, изображается непростое  существование в плену, суровые нравы горцев.

Также названием писатель говорил о том, что действие происходит в и на самом деле в горах Кавказа, ведь пленник находится в плену в горном ауле.  

Писатель называет рассказ «Кавказский пленник», потому что подчёркивает,  что видит здесь всего одного героя – офицера Жилина, который и в плену остаётся верен своему Отечеству, не хочет смиряться с пленом, а всеми силами стремится к побегу. Он всё делает для того, чтобы побег был удачным: запасает лепёшек, выбирает удобное время, разведывает местность, как может. Он и в самом деле был там пленником, который рвётся на свободу. Своим названием автор говорит нам, что второй офицер совсем его не интересует, так как он смирился со своей участью и хочет лишь, чтобы его выкупили.  

В конце концов пленник Жилин бежит и из последних сил добирается до своих, а другой так и остаётся в плену, поэтому герой в этом произведении и в самом деле только один. 


Пример сочинения 2

Спустя несколько лет после окончания Кавказской войны в 70-х годах XIX века Л. Н. Толстой создал рассказ «Кавказский пленник». Это произведение основано практически на реальных событиях, художественный вымысел автора минимален. Для Л. Н. Толстого этот рассказ был очень дорог, ведь он сам чуть не оказался в плену во время путешествия по Кавказу.

Л. Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л. Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.

Это происходит на Кавказе, но почему офицеров двое, а «кавказский пленник» — один? Рассказ строится на противопоставлении двух героев: один из них, Жилин — сильный человек, оптимист, борется за своё место под солнцем, готовит побег — именно ему симпатизирует автор. Второй, Костылин — полная противоположность положительного Жилина, его образ вводится в произведение только для того, чтобы на контрасте подчеркнуть положительные качества Жилина, который является главным героем.

Толстой называет произведение «Кавказский пленник», так как это рассказ о Жилине.

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник»-это то, что никогда нельзя терять надежду, веру в себя, чувство достоинства и гордость, оставаясь человеком в любой ситуации. Жить свободным-это желание любого человека, уважение к другим, как и самоуважение-это благородные качества. Жилин сохранил эти качества в плену, он один рвался к свободе, а не ждал своего освобождения за деньги. Поэтому один пленник, главный герой рассказа Жилин, а безвольный Костылин потерял веру, он не пленник, так как смирился со своим положением, он лишь жертва обстоятельств, согласная с произошедшим. Поэтому Толстой и назвал рассказ «Кавказский пленник»,так как пленником был один Жилин, а второй заложник своей беспринципности.

Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у Костылина больше шансов спастись из плена, чем у бедного Жилина. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.


Пример сочинения 3

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

­Пример ответа на вопрос:

Произведение «Кавказский пленник» называется именно так, поскольку главным мотивом произведения является олицетворение мужества и храбрости, а в каких-то случаях и самоотверженности главного героя Жилина, когда он помогает своему товарищу выбраться из плена.

Он нес его на себе, потому что Костылин был немощным и не мог больше идти дальше. Жилин в произведении показан храбрым, сильным человеком, у которого не падает дух, несмотря на то что он в плену. Он всеми силами старается оттуда выбраться.

Поэтому произведение названо так — » Кавказский пленник».


Пример ответа на вопрос:

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.


Пример ответа на вопрос:

Известное еще со школьных времен произведение Льва Николаевича Толстого названо так не произвольно, а с заложенным смыслом. Слово «Кавказский» в названии ни у кого не вызывает вопросов, потому что все события разворачиваются в этом произведении на Кавказе, где проживают гордые горцы. А вот второе слово в названии — «пленник» — вопросы вызывает.

Почему слово в единственном числе, когда плененными были два русских офицера?
Надо же было называть «Кавказские пленники»? Но писатель изначально проявил симпатию только к одному пленному — Жилину, который не раскис, не сдался, да еще и подбадривал второго пленника — Костылина.

А вот он, наоборот, смалодушничал, опустил руки, потерял веру в освобождение, да еще и сильно подвел Жилина. Потому и в название вошел только один пленник, который автору нравился своим стремлением к жизни, к воле.

В школьном курсе русской литературы рассматривается вопрос, почему рассказ назван «Кавказский пленник» Л.Н. Толстым. Ведь он мог использовать любое другое название, которое бы отражало суть произведения. Например, «Жилин», «Побег», «Побег из кавказского плена» или, наконец, «Пленник Кавказа». За ответами стоит обратиться к жизни Льва Николаевича или к сюжету самого рассказа.

Содержание:

  • Возможные причины заглавия
  • Краткое содержание

 Возможные причины заглавия

1. Подражание/вызов великому Пушкину или Лермонтову.

Сказать о влиянии известных произведений наверняка невозможно, только лишь предположить. Скорее всего, Толстой решил создать более жизненное произведение, без романтики. Его повесть имеет счастливое завершение в отличие от трагедий, разыгравшихся в поэмах Пушкина и Лермонтова. Ведь произведение писалось для детей по специальному заказу для «Азбуки».

2. Освещение актуального вопроса русских пленных на Кавказе.

В середине 19 века шла ожесточенная война на Кавказе. Свое отражение она получила во многих произведениях русской литературы. Лев Николаевич изложил свое видение вопроса плена. Поэтому и название он выбрал соответствующее.

3. Воспоминание о случае из своей жизни.

В своих дневниках писатель описывает случай, произошедший на Кавказе. Он едва не попал в плен. Возможно, в повести раскрыты его чувства в тот момент. Также можно предположить, что Жилин – это олицетворение самого Льва Николаевича, так бы вел себя он, оказавшись в плену у горцев.

4. Соответствие содержанию.

Стоит ли искать сложный подтекст там, где его не было? Просто из всех возможных вариантов названий о пленнике был выбран именно этот.

 Краткое содержание

Главный герой – офицер Жилин, который служил на Кавказе. Получил он однажды письмо от матери, в котором женщина сообщала, что нашла сыну прекрасную партию. Ему пора было приехать домой погостить, а по возможности и свадьбу сыграть.

Отправился военный в путь. Время было неспокойное – шла война между Россией и Кавказом. Поэтому передвижение населения крепости осуществлялось на обозе в сопровождении солдат несколько раз в неделю.

Жилин не мог ехать с обозом из-за его неторопливого передвижения, поэтому вырвался вперед. К нему присоединился еще один русский военный – Костылин. Оторвавшись от сопровождения, они подвергаются нападению татар, которые берут русских в плен.

Пленных закрывают в сарае и заставляют писать родным письма с просьбой прислать выкуп. Костылин сразу подчинился. А Жилин письмо написал, но адрес указал неверный, ведь его пожилая мама не имела таких денег, да и расстраивать сын ее не хотел.

Костылин с нетерпением ждет ответа из дома, а его «сожитель» разрабатывает план побега. Жилин времени зря не теряет: рукодельничает и чинит различные вещи. Кукол из глины он выставляет на крышу, чтобы девочки, живущие неподалеку, могли их увидеть.

Только хозяйская дочка Дина осмелилась взять куклу. Она с удовольствием с ней играла: наряжала, качала, укладывала спать. Но женщина, которая жила под одной крышей с девочкой, рассердилась и разбила ее. Тогда Жилин сделал игрушку еще лучше прежней и подарил Дине. В знак благодарности она принесла пленнику кувшин с молоком.

Так они подружились. Хозяйская дочка привязалась к Жилину, носила ему тайком молоко и сырные лепешки. Он же с удовольствием делает для нее разных куколок. Узнав о том, что у пленного золотые руки, хозяин принес ему поломанные часы. За то, что Жилин их починил, татарин подарил ему один из своих старых бешметов.

Скоро вся окрестность знала, что русский пленник мастер на все руки. И тогда к нему начали ходить татары, каждый со своей просьбой. Один раз даже попросили больного вылечить. Так Жилин наладил хорошие отношения со многими жителями поселения. Его доброе сердце покорило даже хозяйскую собаку, которую он смог приручить.

Офицер делает в сарае подкоп, постепенно изучает дорогу, по которой лучше убежать. Через несколько дней после поминок убитого татарина, Жилин решается на побег. Уговаривает Костылина бежать с ним. Ночью пленники совершают задуманное.

Добравшись до леса, Костылин сбавляет темп, у него разбиты ноги в кровь. Просит его оставить, но Жилин даже слышать об этом не хочет и тащит товарища на спине. Случилось так, что беглецов увидел татарин, проезжавший по лесу. Он сообщил хозяину и другим жителям о побеге. Русских быстро догнали с собаками.

Один татарин предлагает убить слишком шустрых пленных, но хозяин отказывается. В этот раз товарищей посадили в яму, одели кандалы. Заставили еще раз написать родным о выкупе. И предупредили, что если через две недели денег не будет – их убьют.

В таких условиях Жилин теряет надежду на возвращение домой. Но его спасением оказывается Дина, которая приносит еду. Тогда Жилин решил попросить ее о помощи. Девочка ночью принесла длинную палку, по которой пленник выбрался наверх. На предложение Жилина бежать Костылин отвечает отказом, и тогда пленник совершает побег сам.

Трогательное расставание с Диной запомнилось русскому офицеру на всю жизнь. Девочка плакала, она привязалась к доброму человеку. На дорогу хозяйская дочь положила в карманы Жилина сырные лепешки. В знак благодарности пленник погладил Дину по голове и скрылся в темноте.

Колодка мешает Жилину идти, он выматывается, и тогда начинает передвигаться ползком. Таким образом беглец добирается до степи, за ней находились русские солдаты. Во время пересечения открытого пространства Жилина замечают татары и начинают преследование. От безысходности беглец начинает звать на помощь и махать руками.

К счастью, солдаты услышали крик и подоспели быстрее татар. Так был спасен офицер, который после всех событий остался служить на Кавказе. А домой так и не поехал. Он посчитал, что не судьба. Костылин тоже был спасен – его выкупили родные за пять тысяч.

Из содержания понятно, что герой Жилин по фамилии читателям не известен. Поэтому, если назвать произведение его именем, то не будет понятно, о чем пойдет речь. Ведь суть повести заключается не в том, чтобы рассказать о личности русского офицера. Основная идея – поведать читателям о судьбах русских пленников на Кавказе. Ведь имя Жилина так и не указано, не описана его внешность, потому как этот образ является собирательным.

Это интересно:

В литературе существует несколько произведений с одноименным названием «Кавказский пленник», одна поэма принадлежит руке А. С. Пушкина, вторая – М. Ю. Лермонтова. Также существуют рассказы: неизвестного автора, подписавшегося Н. М., и написанный Л. Н. Толстым. Похожую повесть явил свету В. Маканин, которую назвал «Кавказский пленный».

В рассказе Владимира Маканина «Асан», повествующий о военных действиях в Чечне, главный герой имеет фамилию Жилин, как у Толстого.

По мотивам произведения сняты несколько одноименных фильмов. Один из них – это классическая экранизация, а действие второго происходит во время войны в Чечне.

Возможно, Толстой использовал материалы других произведений при написании рассказа. Это могли быть одноименные произведения того же Пушкина или Михаила Юрьевича Лермонтова, а также неизвестного Н. М. Повесть последнего автора вызвала у Толстого некоторое напряжение, потому как содержала некоторые ошибки, которые писатель в своем творчестве не допускал. Также основой произведения могли послужить «Воспоминания кавказского офицера» — записки полковника Торнау.

Интересное занятие – предполагать, почему то или иное произведение так называется, хотя некоторые из них имели совершенно другие рабочие названия. Так, например, многие интересуются, почему повесть называется «Ася» И. С. Тургенева или «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Конечно же, наверняка может рассказать только сам автор.

Главная ~ Сочинения ~ 3 ответа на вопрос: Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не кавказские пленники?

Пример ответа на вопрос

Назвав рассказ «Кавказский пленник», Толстой тем самым подчеркнул типичность ситуации: любой солдат на Кавказе мог попасть в плен и стать «кавказским пленником», содержался бы он вот в таких примерно условиях.

Два героя рассказа – это два пути поведении в плену. Иными словами, каждый «кавказский пленник» может унижаться и ждать пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть каждый человек делает свой собственный выбор в жизни.

А два героя нужны лишь для того, чтобы показать к чему в итоге все это может привести!


Пример сочинения

Действительно, почему такое название дал Толстой Лев Николаевич своему рассказу?

Пленных было двое, а один, получается, не заслужил, чтобы о нем писали в названии. Да так и было — не заслужил такой чести офицер Костылин. Чем же он так не понравился Льву Николаевичу? А вот чем. Ведь именно по его вине татары захватили обоих офицеров. И Жилин, вместо того, чтобы поехать домой к матери, вынужден был отбывать в плену. Костылин быстро сник, всего и всех боялся, не хотел бороться и спасать себя. Безвольный, он отказался бежать с Жилиным, когда Дина их выручала.

И в итоге Жилин, стремясь к свободе, спасся, а Костылина пришлось выкупать за пять тысяч. Вот и не понравился этот безвольный человек автору произведения. Зато Жилин понравился и название рассказа именно о нем — «Кавказский пленник».

Толстой не хотел бы, чтобы другие люди похожи были на Костылина. Нужно бороться, как это сделал Жилин.

Кавказский — потому, что действие рассказа разворачивается в горах Кавказа.
Пленник — взятие в плен русских офицеров Костылина и Жилина вроде бы должно было отразиться во множественном числе названия (пленники), но дело в том, что автор видит офицером только Жилина, а трусость Костылина не вызывает сочувствия у Льва Николаевича, поэтому в единственном числе и название.

Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно — он сумел полюбить тех, кто пленил его, несмотря на горечь душевную от положения раба, а так же обозначает свое отрицательное отношение к Костылину, который своей апатией мог погубить не только себя, но и Жилина, несмотря на храбрость и отвагу последнего.


Пример ответа на вопрос:

Считается, что Толстой назвал свой рассказ именно так в качестве своеобразного ответа одноимённой поэме Пушкина «Кавказский пленник». В отличие от романтического стиля Пушкинской поэмы, Толстой пытался показать истинные суровые нравы горцев.

Также есть мнение, что Толстой хотел подчеркнуть ключевую роль Жилина в подготовке и осуществлении побега из плена.

В то время, как другой узник, Костылин, просто смирился со своей участью и даже не думал, что нужно попробовать что-то менять, Жилин постоянно ищет пути побега.

Именно поэтому рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»

Количество просмотров: 1336
Опубликовано: 17.01.2022

Вернуться назад →

Содержание

  1. Смысл названия книги «Кавказский пленник»
  2. Смысл произведения «Кавказский пленник»
  3. Смысл финала «Кавказский пленник»

Спустя несколько лет после окончания Кавказской войны в 70-х годах XIX века Л.Н. Толстой создал рассказ «Кавказский пленник». Это произведение основано практически на реальных событиях, художественный вымысел автора минимален. Для Л.Н. Толстого этот рассказ был очень дорог, ведь он сам чуть не оказался в плену во время путешествия по Кавказу.

Смысл названия книги «Кавказский пленник»

Реалистичное произведение названо «Кавказский пленник» не случайно. Рассказ повествует о героях, которые оказались в плену у горцев. Главных персонажа два: Жилин и Костылин. Но как они поведут себя в нестандартных жизненных ситуациях, как проявят себя по отношению к друг другу и самим себе?

Л.Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л.Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.

Смысл произведения «Кавказский пленник»

Небольшой рассказ «Кавказский пленник» показывает быт, семейный уклад горцев. Бравый русский офицер Жилин — главное действующее лицо произведения — попадает в различные приключения. Отважный герой вместе с напарником направляется домой. Однако на их пути возникают неожиданные проблемы. Жилин и его сослуживец оказываются в плену у местных татар.

Невероятные испытания, трудности и лишения обличают личностные качества каждого персонажа. Жилин предстаёт перед читателем в образе честного, самоотверженного и добропорядочного воина, для которого слово «честь» — не простой звук. Его напарник — Костылин — напротив, показывает себя как подлого и трусливого предателя.

Метод контрастов — излюбленный приём Л.Н. Толстого. Даже самый маленький поступок, незначительное событие показывают, насколько герои противопоставлены друг другу. Их ценности, жизненные приоритеты, характеры — разница очень ощутима. Даже внешние облики героев созданы на контрасте.

Лев Николаевич в своём реалистичном произведении большое внимание уделяет описанию личностных качеств персонажей. Отважный офицер Жилин — рассудительный, честный и искренний воин. Его сослуживец Костылин создаёт впечатление недоброжелательного, мнительного, «скользкого» человека. Между характеристиками двух героев — пропасть.

Автор показывает, что на судьбы людей очень влияют их мировоззрения, взгляды на жизнь, поступки по отношению к окружающим и к себе.

Глубинный смысл произведения «Кавказский пленник» заключается в том, что Л.Н. Толстой показывает читателю, как человек может вести себя в тяжелых стрессовых ситуациях. Эти события крайне неожиданны для героев. Никто из персонажей и не подозревал, что окажется в плену. Но произошло то, что произошло. И как они будут приспосабливаться к непростым условиям, зависит от каждого из них.

Два характера. Две судьбы. Два варианта развития событий. Изначально Костылин сделал неверные шаги: он начал трусить и суетиться. Хотя именно трусость стала причиной того, что оба сослуживца попали в плен. Костылин «борется» только за себя. Ему безразлична жизнь напарника. Подлый герой попытался в одиночку убежать, однако, у него ничего не получилось. Теперь он вместе с бравым офицером оказался в тёмном сарае, выхода из которого нет.

После неудавшегося побега Костылина обидчики потребовали выкуп у персонажей. Мнительный и «скользкий» персонаж сразу же стал писать домой письмо. Он готов был беспрекословно исполнить любой приказ. Жилин же проявил смекалку и указал на конверте неверный адрес.

Для того, чтобы спастись из практически безвыходного положения нужно иметь силу воли, внутренний стержень, выдержку. Даже если с первого раза не получилось добиться желаемого результата, это не повод опускать руки и сдаваться.

Смысл финала «Кавказский пленник»

Что хотел сказать Л.Н. Толстой в финале своего произведения? Жилин благодаря силе духа, рассудительности и стойкости смог преодолеть неимоверные преграды и добраться до своих. Костылин же ждала несколько иная участь. Ослабленного, еле живого персонажа освободили только после того, как за него внесли огромный выкуп.

Смысл финала очевиден. Никогда не стоит даваться. Один неудачный день ещё не повод разочаровываться в жизни. Все сложности и трудности, встречающиеся на пути, лишь закаляют характер и дают дополнительный толчок, чтобы двигаться дальше.

Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему с каждым разом море волновалось все больше в сказке о рыбаке и рыбке пушкина
  • Почему рассказ ионыч так называется
  • Почему русские народные сказки такие жестокие
  • Почему рассказ ионыч называется ионыч
  • Почему рассказ называется троицкая кукушка о чем в нем говорится каким настроением он наполнен

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии