Гена
“Макар Чудра” — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Рад-да — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привл
екают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.
Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.
Aliona Plescan
Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает.
История создания
Рассказ “Макар Чудра” является первым опубликованным произведением М. Горького. Он был написан в 1892 г. в Тифлисе, когда будущий писатель работал в мастерских Закавказских железных дорог, и опубликован в том же году в газете “Кавказ”.
Смысл названия
Макар Чудра – имя старого, умудренного жизненным опытом цыгана, который рассказывает печальную историю любви Радды и Лойко, напоминающую легенду.
Главная тема произведения
Главная тема произведения – человеческая воля.
Автор не случайно выбрал главным героем произведения старого цыгана. У этого кочевого народа нет собственного государства. Цыгане рассеяны по всему миру, поэтому превыше всего ценят свободу.
Макар Чудра за свою долгую жизнь побывал во многих краях. Состарившись, он лишь еще тверже укрепился во мнении, что счастье человека заключается в постоянном движении.
Цыган с усмешкой относится к людям, которые всю жизнь находятся на одном месте. Приковав себя к земле и работе, они становятся рабами. Макар считает, что жизнь и так слишком коротка, чтобы накладывать на нее ограничения и никогда не познать “ширь степную” и “говор морской волны”.
Макар приводит пример из своей жизни, когда он попал в тюрьму. Неволя для цыгана хуже смерти. Изнемогая от тоски по бескрайним просторам, Макар тогда чуть было не покончил с собой.
Старый цыган гордится тем, что принадлежит к гордому и вольному народу. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая могла произойти только в цыганском таборе.
Лойко Зобар даже среди соплеменников выделялся своей удалью и бесшабашностью. Под стать ему была и Данилова дочка Радда. Двое красивых и гордых молодых людей, судя по всему, с первого взгляда по достоинству оценили друг друга. На правах мужчины Лойко попытался подчинить себе девушку, но столкнулся с таким же сильным и неукротимым характером.
Макар не зря предупреждает собеседника, что любая женщина представляет опасность, потому что рано или поздно покоряет волю влюбленного в нее человека. Требование Радды поклониться ей в ноги перед всем табором означало для Лойко добровольное попадание в рабство. Гордый цыган еще никогда и ни перед кем не склонял своей головы.
В этом столкновении двух независимых личностей не могло быть победителя. Лойко и Радда предпочли смерть необходимости покориться. Радда предчувствовала, что ее любимый скорее убьет ее, чем признает себя побежденным. Да и сам Лойко знал, что отец не простит ему убийство любимой дочери.
Влюбленные погибли, но стали символом цыганской вольности и независимости. Их тела давно истлели, но души в сознании всех цыган до сих пор ведут непримиримую борьбу с любыми проявлениями рабства.
Проблематика
На раннем этапе творческого пути Горькому было присуще впадать в крайности. Любая проблема решалась писателем по принципу: все или ничего. При этом высшей ценностью он считал свободу.
Проблема любовных отношений в рассказе решается прямолинейно. Если абсолютно свободная любовь невозможна, то есть только один выход – смерть. Автор вместе с Макаром одобряет такое развитие событий, хотя для большинства людей оно выглядит по меньшей мере странно.
История Лойко и Радды – красивая легенда, а не прямое руководство к действию. Это своеобразный гимн непобедимому стремлению к свободе. Любовь является одним из сильнейших человеческих чувств, но даже оно не должно приводить к рабству и подчинению одного человека другим.
В более широком смысле рассказ “Макар Чудра” поднимает главную проблему, волнующую молодого Горького. Это необходимость борьбы с угнетением и несправедливостью, во главе которой стоят самые гордые и свободолюбивые люди.
Композиция
Произведение начинается с беседы автора с Макаром Чудрой. Основную часть занимает быль старого цыгана. В финале автор продолжает размышлять над смыслом рассказанной ему легенды.
Чему учит автор
Горький создает романтический образ двух влюбленных, которые не способны идти на компромиссы. Их смерть ради свободы недоступна для понимания обычных людей и может служить только идеалом, навсегда запечатленном в народной памяти.
Даниил Романович | Просмотров: 3.9k
Творчество Максима Горького удивительно и самобытно, как судьба самого писателя. Его произведения глубоки и сильны в смысловом и философском плане. Анализ рассказа Максима Горького “Макар Чудра” поможет учащимся 8 класса подготовиться к урокам литературы, а также будет полезен при написании творческих и тестовых работ. После прочтения школьниками текста “Макар Чудра”, анализ произведения может быть затруднен отсутствием специфических знаний, поэтому профессиональный подробный разбор произведения по плану, который представлен в нашей статье, будет очень полезен.
История написания
«Макар Чудра» является одним из самых первых произведений, которые написал молодой Алексей Пешков, опубликовавший этот рассказ под псевдонимом Максим Горький. Этот успешный дебют произошел в 1892 г. в журнале «Кавказ».
Автор трудился тогда в местном издательстве Тифлиса, а идеей для создания были беседы с Александром Калюжным, который являлся скитальцем и революционером. Именно он первым смог увидеть в юном писателе одаренного прозаика и внушал Горькому уверенность в его силах.
Калюжный также же помог Алексею Пешкову сделать первые шаги в мир русской литературы — издать написанный рассказ. Горький был ему очень признателен и считал его своим наставником.
Идея для написания у молодого Алексея появилась после продолжительной поездки по южным российским регионам. История замысла произведения автора «Макар Чудра» началась в степи, которая поразила писателя своим размахом. Именно такими и были романтические главные персонажи раннего творчества Пешкова: свободные люди с большой и чистой душой. Тихие провинциальные города, которые не затронула еще полностью капитализация и индустриализация общества, сильно запали в душу Горького, как и истории от местного населения.
Название произведения произошло, как и большинство остальных ранних сочинений Горького, по имени основного действующего лица — старого цыгана. И называется этот рассказ не случайно: в переводе с греческого Макар обозначает «счастливый», а Чудра — окказионализм автора повести, этимология которого, возможно, относится к слову «чудо».
Характеристика и поступки Лойко Зобара
Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего. Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.
Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?
Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.
Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.
Направление и жанр
Как и остальные рассказы Горького, которые он создал на заре своего творчества, жанр произведения «Макар Чудра» имеет все признаки и черты романтизма. Писатель пытался передать читателям собственные раздумья о высоких идеалах, свободе и смысле бытия. Для чего применил специальный прием: основной персонаж, который описывается мудрым престарелым человеком, рассказывает о произошедших событиях наивному молодому мальчику. Помимо изложения фактов, главный герой говорит о своих отношениях к настоящим ценностям. Все это описано без нравоучений и в ненавязчивой форме.
Произведение по объему довольно короткое, потому лучше прочитать его полностью, а не в кратком содержании. После знакомства с этим рассказом читатель обязательно подумает о том, что на самом деле является самым важным в судьбе. Одни видят свое счастье в оседлой жизни, для других лучше просторы и воля. Главные герои почему-то не думают об этом, они живут обычной жизнью, предаваясь порывам страсти, и отправляются в те места, в которые зовет сердце. Их мировоззрение дает возможность не только почувствовать свободу от принятых правил, но и погибнуть ради нее.
Сочинение Макар Чудра
Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького. Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку. Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.
Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти. Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки. По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.
Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.
Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть. С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко. Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте. Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.
В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.
Краткое содержание
Вначале рассказа Макар раздумывает о том, какими могут быть люди, в чем их основное назначение и как необходимо жить. После собеседники слышат звучный голос красивой девушки Нонки, которая является дочкой старика. Это стало поводом к размышлениям о любви, поскольку не все время она может приносить счастье, а зачастую заставляет людей становиться рабами этой страсти. Макар предложил собеседнику выслушать еще одну историю и пообещал, что если он ее не забудет, то до конца жизни будет «вольной птицей».
Лойко Зобар — красивый и удалой мужчина, любимец девушек. Каждая готова пойти с ним, однако сердце цыгана было холодным. Повстречав Радду, он осознал, что лишь эта строптивая женщина может быть его супругой.
Ее отец дал добро на то, чтобы Зобар женился на ней, но только если у него это получится. Когда Лойко начал просить руки Радды, девушка обвила его ноги плетью, и цыган свалился на землю, ударившись головой.
Дальнейшим сюжетным поворотом было требование, которое предъявила женщина. Как она сказала, выполнив это условие, Зобар может владеть ей. Цыгану нужно было поклониться девушке в ноги перед всем табором. Этого унижения он не смог вытерпеть. Во время наступления кульминации герой воткнул нож в сердце упрямой Радды.
Никто не ждал этого, ни у кого не поднялась рука, чтобы драться с Зобаром. Первым встал отец девушки — солдат Данило. Он взял нож, который дочь перед смертью бросила женщина в сторону, и вонзил его в спину Лойко.
Это было не просто местью за смерть Радды. Он отлично осознавал, что Зобар не сможет без его дочери, как и девушка не хотела жить без Лойко. Так влюбленные ушли на небеса, где их души соединились.
Главные герои
Макар Чудра |
Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни — свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду. |
Лойко Зобар |
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни — лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб. |
Радда |
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду. |
Особенности композиции
Основная особенность композиции заключается в том, что произведение написано как «история в истории». Рассказ начинается с того, что автор повстречал Макара, последний и начинает повествование о Лойко и Радде. Эта композиция дает возможность Горькому описать медитативную атмосферу южных регионов, насытить свое произведение как основной сюжетной линией, так и философскими размышлениями непосредственно старика Чудры.
Основной конфликт в повести заключается в столкновении двух сильных личностей, а также их приоритетов в жизни — любви и воли. Лойко и Радда привыкли постоянно лишь брать, но любовь впервые предъявила им требование пожертвовать самым дорогим, что у молодых людей было — это свобода. Никто из главных персонажей не мог заглушить чувства или отдать победу другому, это и привело их к такому грустному финалу.
Вариант 2
«Макар Чудра» — самое раннее печатное произведение М.Горького, на тот момент еще называвшего себя своим настоящим именем — А.М.Пешковым. Впервые оно было напечатано в газете «Кавказ» в 1892 году, и было подписано авторским псевдонимом – М.Горький, под которым писатель в скором времени прославился на весь мир.
Главный герой произведения – старый цыган по имени Макар Чудра, главной жизненной ценностью для которого была свобода, и ни за какие богатства мира он бы ее не променял. По его мнению, крестьянин то же, что раб, и рожден для того, чтобы вспахивать землю всю свою жизнь. Его безудержное стремление к свободе проявляется в характерах главных героев рассказанной им легенды. Они воспринимают собственную любовь как сковывающую их свободу и независимость крепкую цепь.
Они признаются друг другу в любви, но при этом каждый из них пытается главенствовать, что в итоге приводит к серьезным разногласиям в отношениях, а после к смерти героев. Таким образом, гордость и любовь, проявление которых достигает максимума, не способны уживаться друг с другом. Для Макара Чудры герои рассказанной легенды являют собой образец свободолюбия. Если встает выбор между свободой и жизнью, человек должен выбрать первое, что и сделали герои легенды – Лойко Зобар и Радда.
Еще одна особенность рассказа – почти неуловимое присутствие автора произведения. Его образ прослеживается между строк, читатель угадывает его присутствие, он видит, что автор не полностью разделяет точку зрения Макара Чудры. Автор обращает внимание читателя на то, что гордость Лойко и Радды обрекла их на вечное одиночество и невозможность быть счастливыми. Как бы независимы они ни были, в результате они сами же становятся рабами так лелеемой ими свободы. Они неспособны принести жертву во имя любви, ради любимого человека.
Выразить чувства героев и показать свое собственное видение автору помогает такой прием как пейзажная зарисовка, в центре которой – море, сила водной стихии. Вначале рассказа оно спокойно, только лишь небольшой ветерок пробегает по поверхности воды, да шелестят кустарники на берегу. По мере созревания конфликта между героями погода все больше портится, начинается дождь, ветер усиливается, море шумит и рокочет, словно распевает торжественный и мрачный гимн гордым влюбленным.
Описание персонажей
Основными действующими персонажами являются цыгане, которых встретил автор, от его лица и ведется рассказ. Характеристика главных героев:
- Макар Чудра. Цыгану около 50 лет. Он безразличен и меланхоличен ко всему миру. С пренебрежением относится к работе и какому-то вероисповеданию, он считает, что все люди должны жить лишь ради своего счастья.
- Радда. Привлекательная юная цыганка, которая разбивает сердце мужчинам. Больше всего ее заботит собственная свобода, безразлична к материальным ценностям. Она жесткая и эгоистичная, у нее страстный характер и сильный дух. Жажда независимости и власти над Зобаром привела ее к гибели от руки возлюбленного.
- Лойко Зобар. Красивый цыган. Умелый вор. Заработал огромное количество врагов. Эгоист, который ставит собственные желания выше всего. Он все время брал от жизни то, что хотел.
- Автор. Юный путешественник, отличный слушатель, у него живое воображение и добрая душа. Рассказчик проникся этой историей, но не осуждает чужой народ, а наоборот, он пытается его понять.
Зобар приезжает в табор
Из этой статьи вы узнаете сюжет рассказа «Макар Чудра». Содержание описано достаточно подробно. Однажды в этот табор приехал Зобар. Он был красив. Горький пишет, что его усы ложились на плечи, смешивались с кудрями, а глаза горели, будто ясные звезды, улыбка же была подобна солнцу. Возникало впечатление, что его всего выковали из куска железа. Еще он играл на скрипке, да так, что многие тут же начинали плакать.
И в этот раз он сыграл, поразив всех окружающих, даже Радду. Она похвалила его способности, а он в ответ произнес, что его скрипка сделана из груди молодой девушки, а струны свиты лучшими мастерами из ее сердца. Девушка нисколько не прониклась этим романтическим сравнением, отметив только, что люди, очевидно, врут, рассуждая об уме Зобара. Юноше ничего не оставалось, как только подивиться острому языку этой девушки.
На ночь цыган остался ночевать у Данилы, отца Радды. Утром он поразил всех вокруг, выйдя с тряпкой, которая была повязана у него на голове. На все вопросы отвечал, что его зашиб конь. Но все окружающие посчитали, что дело совсем в другом, всему виной Радда.
Между тем, Лойко остался жить с табором, в котором в то время дела шли весьма хорошо. Всех он покорял своей мудростью, как будто прожил уже не один десяток лет, а на скрипке играл так, что у всех сердце замирало. В таборе он пришелся ко двору настолько, что, порой, казалось, люди готовы за него жизни отдать, любят его и ценят. Все, кроме Радды. А Зобар полюбил девушку крепко. Так, что не мог думать ни о чем другом. Окружающие цыгане все видели, понимали, но ничего не могли поделать. Только вспоминали слова предков, что если два камня катятся один на другой, то лучше между ними не становиться, а то можно изувечиться.
Основная тематика
Характер, свобода, любовь, предел гордости, человеческая воля. Это основные темы, которые затрагивает Горький в своем произведении:
- Свобода. Она в произведении представляется как основная ценность. Главные персонажи ценят свою свободу выше денег и готовы умереть лишь ради того, чтобы не подчиняться кому-то.
- Любовь. Автор изобразил это чувство опасным и сильным. Человек, который влюблен, может потерять контроль. Он борется с чувствами, и ему нужно или покориться им, или умереть.
- Цыганский быт. Писатель изобразил экзотические условия. Читателям показано кочевое племя со своими правилами и принципами. В нем вор — успешный человек, а не преступник, девушка — не супруга, а любовница, убийство — защита чести, а не нарушение закона. Этот быт противопоставляется цивилизации.
- Природа. В течение всего рассказа персонажей окружают бескрайние просторы. Безмятежность этого пейзажа показывает всю незначительность людей на фоне Вселенной.
Раскрытие проблем
Описывая экзотичное мировоззрение, писатель напоминает читателю о природном начале людей, когда они не были привязаны к определенному месту, своему жилищу, а также остальным вещам. Авторская позиция выражена в непринятии рабской жизни. Также Горький поднимает следующие проблематики в произведении:
- Эгоизм. Зобар и Радда очень сильно любили себя, чтобы допустить проявления этого чувства к другому человеку. Потому им было трудно сойтись, не ранив друг о друга.
- Жестокость. Автор рассказывает читателю о свободном человеке, поступки которого вряд ли гуманны. Эгоистичная девушка, которая заставила Лойко унизиться перед табором, молодой человек также жесток, поскольку убил красивую Радду, жесткость проявляется и в Данило, зарезавшего Зобара ножом в спину. Как считает писатель, это неотъемлемая часть жизни отдельных этносов.
- Гордыня. Оба главных героя не обрели счастья, проиграв сражение со своей гордостью. Любовь для них являлась сражением, и никто не хотел проиграть, это и привело их к такому грустному концу.
Главная идея
Это повествование отвергает все мирское, оно призывает людей отказаться от разрушительных благ цивилизации. Как считает Горький, люди обязаны стремиться к свободе. Им нужно вернуться к своему истоку.
И хоть писатель понимает, что даже эта жизнь имеет определенные недостатки, автор все равно уверен, что она лучше постепенного загнивания, на что просто обречены увязшие в повседневных делах люди. Основная идея произведения состоит в превосходстве независимости над комфортом и безопасностью. Оно показывает читателю, какие ужасные страдания причиняет людям чрезмерная гордость. Горький показал, что даже у независимости существует определенная цена.
Проблематика
- Свобода и рабство.
Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя. - Невозможность любви.
Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой деятельности. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Ключевые слова: текст, обучение чтению, художественное произведение, предтекстовая работа, притекстовые задания, послетекстовая работа.
Вопросы, связанные с чтением художественных текстов на уроках русского языка как иностранного, приобретают всё большую актуальность. Художественное произведение — это не только богатый источник культуроведческой информации. Оно способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, формирует их эстетический вкус, а также воздействует на эмоции. Кроме того, аутентичный художественный текст даёт возможность обучать речевому общению, то есть реализует главную цель изучения русского языка как иностранного. Исходя из этого, преподаватель часто предлагает учащимся произведения русской литературы, не обращая внимания на то, что на данном этапе такая работа вызовет у них значительные затруднения и, как следствие, нежелание выполнять её в будущем. Однако это не говорит о том, что использование таких текстов невозможно на ранних этапах обучения русскому языку. Главное — подбор корректной методики, которая даёт возможность учащимся самостоятельно понять текст, а не превращает урок в лексико-грамматический анализ или перевод текста.
При обучении чтению художественного произведения особое значение приобретает его выбор. Необходимо, чтобы текст был не только интересен учащимся, но и обогащал их языковые и страноведческие знания, тем самым мотивировал к изучению русского языка.
В нашем понимании работа над текстом традиционно состоит из трёх этапов: предтекстовая, притекстовая и послетекстовая. Цель предтекстовой работы мы видим в том, чтобы заинтересовать учащегося в прочтении предложенного текста, для чего может быть использована информация биографического характера. После первого прочтения текста преподавателем начинается притекстовый этап работы, на котором выбранное художественное произведение делится на небольшие смысловые части, которые ещё раз прочитываются, затем анализируются. Завершается всё послетекстовой работой, во время которой рекомендуется предложить учащимся разные виды творческих заданий.
В качестве примера предлагаем модель урока РКИ на основе одного из романтических рассказов Максима Горького «Макар Чудра». Модель урока содержит текст рассказа, упражнения для пред-, при- и послетекстовой работы, а также ключи к заданиям.
На этапе предтекстовой работы возможно предложить учащимся следующие вопросы:
— Вы знаете, кто такой Максим Горький? Что вы знаете об этом человеке?
Возможно, ответы учащихся будут следующими:
— Ничего не знаем о нём.
— Писатель.
— Известный русский писатель.
— …..
Далее можно прочитать небольшой текст, рассказывающий о жизни известного писателя Максима Горького. В ходе предтекстовой работы преподаватель пишет на доске фамилию, имя, годы жизни писателя. Также на данном этапе урока возможна работа с иллюстративным материалом, которым может послужить портрет Максима Горького. Учащиеся описывают внешность писателя, размышляют о том, что можно рассказать о его характере и жизни, глядя на его портрет. В любом случае вопросы не должны быть трудными. Их цель — поддержать интерес к произведению, которое предстоит прочитать.
Следующий этап — притекстовая работа. Она может состоять из следующих заданий.
Задание 1. «Макар Чудра» — это название первого рассказа Максима Горького, который он издал. Макар Чудра — это имя главного героя рассказа. Как вы думаете, о чём может идти речь в этом рассказе? Редко или часто это имя встречается в настоящее время?
(– Это рассказ о жизни Макара Чудры.
— Никогда не слышали такого имени. Наверное, оно редкое…
— Вероятно, это необычный человек, раз у него такое необыкновенное имя.)
Задание 2. Посмотрите, правильно ли вы предположили. Прочитайте рассказ Максима Горького целиком.
МАКАР ЧУДРА
(1) С моря дул влажный, холодный ветер; была осенняя ночь, и слева я видел бесконечное море и прямо напротив меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана.
— Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол.
Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!
— Жизнь? Другие люди? — продолжал он, выслушав моё возражение на его «так и надо». — А тебе что до этого? Разве ты сам не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому. Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты её запомни и, как запомнишь, — всю свою жизнь будешь свободной птицей.
(2) «Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар.
Вся Венгрия, и Чехия, и всё, что кругом моря, знало его, — удалой был малый! Он любил только коней и ничего больше, и то ненадолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьмёт. Вот он какой был, сокол!
Раз — ночью весенней — сидим мы: я, Данило, солдат и Hyp старый, и все другие, и Радда, Данилова дочка.
О ней, этой Радде, словами не скажешь ничего. Может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает. Много сердец молодецких были влюблены в неё! Ого, как много!
(3) Вот из темноты выехал конь, а на нём человек сидит и играет. Остановился у костра, улыбаясь, смотрит на нас.
— Эгё, Зобар, да это ты! — крикнул ему Данило радостно. Так вот он,
Лойко Зобар!
Радда и говорит: «Хорошо ты, Лойко, играешь! Кто это сделал тебе скрипку такую звонкую?» А тот смеётся: «Я сам делал! И сделал её не из дерева, а из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из её сердца».
Но — не на ту напал. Радда отвернулась в сторону и, зевнув, сказала: «А ещё говорят, что Зобар умён и ловок, — вот лгут люди!» — и пошла прочь.
— Эгё, красавица, у тебя остры зубы! — сверкнул глазами Лойко, слезая с коня. — Здравствуйте, братья! Вот и я к вам!
— Просим гостя! — сказал Данило в ответ.
(4) Живём мы да живём на том месте, и Зобар с нами. Это был товарищ! И все любили его, крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня; но, если бы только это, а то ещё и подсмеивается над ним. Крепко задела за сердце Зобара, то-то крепко! Уйдёт ночью далеко в степь, и плачет до утра его скрипка. А мы лежим, слушаем и думаем: как быть? И знаем, что, если два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя. Так и шло дело.
(5) Вот сидели мы, все в сборе, и говорили о делах. Скучно стало. Данило и просит Лойко: «Спой, Зобар, песенку, повесели душу!» Тот посмотрел на Радду и ударил по струнам:
Гей-гей! В груди горит огонь,
А степь так широка!
Как ветер, быстр мой борзый конь,
Тверда моя рука.
Гей-гей! Летим и встретим день.
Взвивайся в вышину!
Да только гривой не задень
Красавицу луну!
А Радда и говорит:
— Ты бы не залетал так высоко, Лойко, упадёшь, да — в лужу носом.
Зверем посмотрел на неё Лойко, а ничего не сказал — стерпел парень.
— Может быть, ты, Радда, кнута хочешь? — потянулся Данило к ней, а
Лойко бросил на землю шапку, да и говорит, весь чёрный, как земля:
— Стой, Данило! Горячему коню — стальные удила! Отдай мне дочку в жёны!
— Вот сказал речь! — усмехнулся Данило. — Да возьми, если можешь!
— Добро! — сказал Лойко и говорит Радде: — Ну, девушка, послушай меня немного! Много я вашей сестры видел, эгё, как много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Ну что ж? Чему быть, так то и будет! Беру тебя в жёны перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри — я свободный человек и буду жить так, как хочу! — И подошёл к ней, стиснув зубы, сверкая глазами. Смотрим мы, вдруг видим, взмахнул он руками и — грох!..
Что за диво? А это Радда захлестнула ему кнут за ноги, да и дёрнула к себе, — вот отчего упал Лойко.
Мы смотрим, что будет, а Лойко сидит на земле и сжал руками голову. А потом встал тихо, да и пошёл в степь, ни на кого не глядя. Hyp шепнул мне: «Смотри за ним!» И пополз я за Зобаром.
(6) Шёл Лойко нога за ногу, повеся голову и опустив руки, и, придя к ручью, сел на камень и охнул. У меня сердце кровью облилось от жалости.
Вдруг вижу: от табора быстро Радда идёт. Вот она подошла к нему, вздрогнул Лойко и поднял голову. И как вскочит, да за нож! Я уж хотел побежать к ним, вдруг слышу:
— Брось! Голову разобью! — Смотрю: у Радды в руке пистолет.
— Не убить тебя я пришла, а мириться, бросай нож! — Тот бросил и хмуро смотрит ей в глаза.
— Ну, слушай меня, Лойко: я тебя люблю! — говорит Радда. Тот только плечами повёл, точно связанный по рукам и ногам.
— Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом.
Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю!
Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. Впереди тебя ждут мои поцелуи да ласки… Крепко целовать я тебя буду, Лойко! Забудешь ты свою удалую жизнь… Так не теряй даром времени: поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой. — Вот чего захотела!
Крикнул Лойко на всю степь, как раненный в грудь. Дрогнула Радда, но не выдала себя.
— Ну, так прощай до завтра, а завтра ты сделаешь, что я сказала тебе. Слышишь, Лойко!
— Слышу! Сделаю, — застонал Зобар и протянул к ней руки. Она и не оглянулась на него.
(7) Когда собрались все мы вечером вокруг костра, пришёл и Лойко. Похудел за ночь страшно; он опустил глаза и, не поднимая, сказал нам:
— Вот какое дело, товарищи: смотрел я в сердце этой ночью. Радда там живёт только — и всё тут! Она любит свою волю больше меня, а я её люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, чтоб все видели, как её красота покорила удалого Лойку Зобара, который до неё играл с девушками. А потом она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что и воли моей я не пожалею! Так ли, Радда? — Он поднял глаза и посмотрел на неё. А мы ничего не понимали. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно.
— Ну! — крикнула Радда Зобару.
— Эгё, не торопись, успеешь… А остаётся попробовать, такое ли у
Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же,
— простите меня!
Мы и догадаться ещё не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у неё торчал нож Зобара.
Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану своими чёрными волосами, улыбаясь, сказала громко:
— Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!.. — да и умерла…
— Эх! Да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! — на всю степь крикнул Лойко да и поцеловал ноги мёртвой Радды. Мы сняли шапки и стояли молча.
А Данило поднял нож, брошенный в сторону Раддой, и долго смотрел на него. А потом подошёл Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз напротив сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!..
Лежала Радда, прижав к груди руку, и открытые глаза её были в голубом небе, а у ног её лежал удалой Лойко Зобар. На лице его были кудри, и не было видно его лица. Вот и всё, сокол!»
(8) Макар замолчал. Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала красивая и гордая фигура Радды, и сквозь её пальцы сочилась кровь, падая на землю огненно-красными звёздочками.
А за нею плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди чёрных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слёзы…
Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.
Задание 3. Читайте ещё раз последовательно фрагменты текста и постарайтесь ответить на вопросы.
Прочитайте фрагмент 1. Постарайтесь ответить на вопросы:
1.1. Кто такой Макар Чудра? Что думает о жизни Макар Чудра? Что для него самое главное?
1.2. Кто такой сокол? Почему Макар Чудра называет рассказчика соколом?
1.3. Что значит слово «доля»? Почему Макар Чудра называет её «славной»? Что значит «славная доля»?
Прочитайте фрагмент 2. Постарайтесь ответить на вопросы:
2.1. Кого называют удалым малым? Какое имеет значение слово малый в данном контексте?
2.2. Кого Макар Чудра называет молодецкими сердцами?
Прочитайте фрагмент 3. Постарайтесь ответить на вопросы:
3.1. Кто главные герои рассказа? Какими качествами обладает герой рассказа Лойко Зобар? Как Макар Чудра описывает красоту Радды? Что вы можете сказать о её характере?
3.2. Что произошло при первой встрече между Раддой и Лойко? Как вела себя Радда? Как вы думаете почему?
3.3. Почему Лойко говорит, что у Рады «остры зубы»? Что это значит?
3.4. Какое значение имеет глагол «сверкать»? Что можно сказать о Лойко и его чувствах, если автор пишет, что он «сверкнул глазами»?
Прочитайте фрагмент 4. Постарайтесь ответить на вопросы:
4.1. Как вы понимаете выражение «Это был товарищ!»? Как жил Лойко в таборе старого цыгана Данило? Что ему было особенно неприятно?
4.2. Какое значение в данном контексте имеет часто повторяющееся слово «крепко» («крепко любили», «крепко задела за сердце»)? Какие синонимы этого слова вы можете назвать? Зачем Макар Чудра так часто использует это слово? Что можно сказать о чувствах героев?
4.3. Какое значение в данном контексте имеет глагол «плакать»? Как характеризует чувства героя его плачущая скрипка?
4.4. Что значат слова Макара Чудры о том, что, если два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя?
Прочитайте фрагмент 5. Постарайтесь ответить на вопросы:
5.1. Какое значение имеет выражение «ударить по струнам»? Почему Макар Чудра использует именно это выражение?
5.2. О чём поётся в песне Лойко? Как вы понимаете её смысл?
5.3. Объясните значение выражения «упасть в лужу носом».
5.4. Как характеризует чувства Лойко его взгляд? В каком состоянии человек «смотрит зверем»?
5.5. Что такое удила? Объясните значение выражения «Горячему коню — стальные удила». О ком говорит Лойко?
5.6. Какие синонимы слова «диво» вы можете назвать? Какое диво произошло? Что произошло между Раддой и Лойко? Почему Рада совершила такой поступок? Как отреагировал Лойко? Почему?
5.7. Почему сказано, что Макар Чудра пополз за Лойко?
Прочитайте фрагмент 6. Постарайтесь ответить на вопросы:
6.1. Что значит «идти нога за ногу»? Что можно сказать о чувствах героя, если он шёл «нога за ногу, повеся голову и опустив руки»?
6.2. Почему автор пишет, что Лойко был «точно связанный по рукам и ногам»? Рад ли был Лойко Зобар тому, о чём ему сказала Рада?
6.3. Зачем Радда пошла за Лойко? Что она ему сказала и о чем попросила сделать?
6.4. Что значит глагол «стонать»? Почему Зобар застонал, когда Рада ушла?
Прочитайте фрагмент 7. Постарайтесь ответить на вопросы:
7.1. Почему Радда, зная, что Лойко убьёт её, потребовала, чтобы он поклонился ей в ноги? Как к этому требованию Радды относится Макар Чудра и другие цыгане? Что вы думаете об этом? Почему Лойко сначала согласился, а потом убил Радду? Что заставило его поклониться в ноги мёртвой Радде? Почему Данило убивает Лойко?
Прочитайте фрагмент 8. Постарайтесь ответить на вопросы:
8.1. Как вы думаете, понравилась ли рассказчику (автору) история Макара Чудры? Почему? О чём думал автор? Как вы понимаете фразу, которой заканчивается рассказ, «никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой»? Как вы думаете, смогли ли Лойко и Радда быть вместе?
Далее следует этап послетекстовой работы.
Задание 4. Прослушайте рассказ ещё раз целиком. Понравился ли вам рассказ? Почему? Кто из главных героев вам нравится больше, Радда или Лойко, и почему?
Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:
Почему рассказ называется «Макар Чудра»? Какое название предложили бы вы?
Задание 6. Прочитайте два монолога Лойки Зобара. Первый из них начинается словами «Ну, девушка, послушай меня немного! Много я вашей сестры видел, эгё, много!», второй — «Вот какое дело, товарищи: смотрел я в сердце этой ночью». Что общего между ними, и чем они отличаются?
В качестве домашней работы предлагается выполнить письменно следующее задание: Согласны ли вы с фразой Макара Чудры: «Если два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя»? Как вы думаете, можно было бы изменить ход событий в этой истории? Придумайте свой вариант развития события этой истории и запишите его.
КЛЮЧИ:
Задание 3.
1.1. Макар Чудра — старый цыган. Он считает, что нужно спокойно идти по жизни, наблюдая за ней, а когда придет время, спокойно можно умереть. Каждый человек — самостоятельная отдельная жизнь. Любой человек может прожить без других людей. А самое главное для человека — это свобода, поэтому он рассказывает рассказчику одну историю о гордости и любви к свободе.
1.2. Сокол — это птица гордая, красивая, вольная. Макар Чудра так называет рассказчика, потому что он молодой парень. Для молодого человека это похвала. На Руси сокол был символом отваги и мужества.
1.3. Доля — это часть чего-то, а также слово доля — синоним слова судьба, участь. Выражение славная доля имеет значение хорошая судьба, удачная жизнь. Макар Чудра, таким образом, даёт одобрительную оценку рассказчику, который выбрал себе жизненный путь свободолюбивого, независимого ни от кого человека.
2.1. Удалой — значит смелый. Малый — однокоренное слово со словом маленький. Малый может быть синонимом словом маленький, но кроме того, обозначает молодого человека. В русском языке есть выражения мал, да удал; сокол мал, да удал. Удалой малый — это молодой отважный человек. Таким был Лойко Зобар — главный герой рассказа.
2.2. Молодецкие сердца — значит молодые сердца. Макар Чудра подчеркивает, что много парней были влюблены в красавицу Радду.
3.1. Главные герои рассказа — Радда, Лойко Зобар и Данило. Все они свободолюбивые гордые цыгане. Лойко любил только коней, а Радда была самой известной красавицей. Многие были влюблены в неё. Данило — это старый цыган. Он отец Рады.
3.2. Радда недружелюбно встретила Лойко, она всем своим видом показывала, что ей скучно. Конечно, это задело гордого молодого человека, который кичился своими любовными подвигами. Конечно, и Лойко, и Радда обратили друг на друга внимание с первого раза, только они не хотели этого никому показывать. Слишком гордыми были оба.
3.3. Остры зубы — так говорят о человеке, который едко шутит, остроумно говорит. Лойко не ожидал такого поведения от девушки, которая ему понравилась, ведь раньше девушки сами хотели завоевать внимание Лойки, а теперь Радда даже не смотрит на него.
3.4. Сверкать глазами — выражать глазами чувство возмущения, гнева. Лойко злиться на Радду, но ничего уже не может поделать, слишком сильно он её уже любит.
4.1. Товарищ — значит друг. Лойко был приветлив со всеми, все любили его, поэтому Макар Чудра называет его товарищем. Лойко жил весело в таборе старого солдата и цыгана Данило. Все любили разговаривать с ним и проводить время. Но особенно неприятно ему было, что Радда не обращает внимание на него. Лойко грустил, поэтому один уходил в степь и там пел песни.
4.2. В данном контексте синонимом слова крепко являются слова очень, сильно. Макар Чудра подчеркивает, что все очень сильно любили Лойко, а вот он очень любил Радду. Выражение крепко задела за сердце можно понять так: Рада действовала на самолюбие, гордость Зобара. Лойко был унижен Раддой, этого он не мог ей простить.
4.3. Плакать — значит издавать звуки, похожие на завывания, всхлипывания. Когда на музыкальном инструменте исполняется грустная песня, человеку кажется, что плачет человек. Лойко пел грустные песни, ему было тяжело. Он не мог плакать по-настоящему, поэтому вместо него плакала скрипка.
4.4. Все понимали, что Лойко и Радда небезразличны друг другу, но никто не хотел ставать между ними, потому что это было опасно. В любой момент могло вспыхнуть пламя.
5.1. Ударить по струнам — значит начать играть на гитаре или другом музыкальном инструменте. Именно этим выражением возможно подчеркнуть, насколько сильны были страдания Лойко, насколько было плохо и тяжело ему. Лойко хочет в своей песне выразить все свои чувства, именно поэтому он ударяет по струнам.
5.2. Лойко поёт в песне о таком же удалом молодце, каким является он сам. Выражение вгруди горит огонь означает, что у молодого человека много сил для новых свершений. Конь его борзый, то есть смелый, а рука тверда (это значит, что он отважен и уверен в себе). Конь летим на самый верх и несет туда своего седока. Грива — это волосяной покров головы и шеи лошади. Последние строки песни предупреждают героя о том, что его гордость может помешать ему и навредить. Можно сказать, что герой песни очень похож на Лойку.
5.3. Рада использует именно выражение упасть в лужу носом, потому что хочет как можно больнее задеть Лойку, унизить его как можно сильнее. В данном случае выражение означает опозориться, перестать гордиться тем, что тебе не принадлежит или недоступно.
5.4. Смотреть зверем — выражать своим взглядом недовольство, неприязненное отношение к кому-либо. Лойко злится на Радду, но ничего не может с этим сделать.
5.5. Удила — это часть конской сбруи. Именно с помощью них лошадь взнуздывают, то есть подчиняют. Горячий конь — значит конь, не желающий починяться. Стальные удила самые крепкие. Если конь не управляем, то ему нужны самые крепкие удила. Лойко сравнивает Раду с таким конем.
5.6. Диво — это чудо, что-то необыкновенное. Дивом Макар Чудра называет неожиданный поступок Радды, желающей показать всем, что она в любом случае победит Лойко. Радда своим поступком показала, что она может легко взять верх над Лойко, а он даже ничего не сможет противопоставить ей, ведь он любит её
5.7. Глагол ползти означает медленно почти лёжа передвигаться. Макар Чудра должен был следить за Лойко, потому что цыгане боялись, что он сделает какую-нибудь глупость, поэтому он пополз за ним так, чтобы Зобар не заметил его.
6.1. Идти нога за ногу — идти так, что у тебя заплетаются ноги, задевают одна за другую. Походка становится похожей на ходьбу пьяного человека. Так может идти человек, который плохо себя чувствует, неуверенно держится на ногах. Лойко идёт так, потому что у нет больше сил, ему так больно и плохо. Все его тело говорит об этом: он опустил руки и повесил голову. У нет сил и нет надежды.
6.2. Выражение точно связанный по рукам и ногам подчеркивает, что Лойко был несвободен. Он был как будто бы в плену. Кажется, он совсем не рад словам Радды, потому что понимает, что это может закончиться плохо.
6.3. Радда пошла за Лойко, чтобы сказать ему о том, что она его любит. Однако она не хотела так просто сдаваться: она попросила при всех поклониться ей в ноги, что, конечно, было почти невозможно для гордого удалого цыгана. Лойко застонал в ответ.
6.4. Стонать — это не только издавать протяжные звуки, но и в переносном значении это значит мучиться, страдать. Лойко страдал, он был как раненый зверь. Он понимал, что он не может сделать того, о чём его попросила Радда, и не может жить без неё. Это был стон большого страдания.
7.1. Радда понимала, что её гордость не позволит ей покориться Лойко, поэтому она поставила перед ним такие условия. Ей легче умереть, чем расстаться со своей свободой. Цыганам жалко было Лойко и даже стыдно, потому что всё так произошло. Лойко тоже не мог смириться с тем, что ему придется расстаться со своей свободой, а ещё и показать всем, что он покорён женщиной, поэтому он убивает Радду. Для них обоих, как им видится, это лучший выход, потому что они не могут быть вместе и не могут быть отдельно. Лойко всё же поклонился в ноги ей мертвой, потому что любил её. Данило убивает Лойко, потому что он её отец и должен отомстить за неё. Лойко и Радда остались лежать вместе.
8.1. Скорее всего автору понравилась история, рассказанная Макаром Чудрой. Неслучайно он не хотел спать, а сидел и представлял себе фигуры Лойко и Радды, которые гуляли по степи. Настолько рассказчик был впечатлён историей цыган. Наверное, Радда и Лойко и после смерти не смогли быть вместе: рассказчику представляется, как Лойко горько плачет и никак не может догнать свою гордую красавицу, хотя всё время приближается к ней.
Литература:
- Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке. — СПб.: Златоуст, 2001.
- Попадейкина И. Художественный текст на занятиях по русскому языку как иностранному (Интернет-источник).
Основные термины (генерируются автоматически): нога, русский язык, выражение, главный герой рассказа, друг, задание, какое значение, работа, рука, старый цыган.
Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Конфликт
- 5 О чём?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблематика
- 9 Смысл рассказа
История создания
«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.
Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».
Жанр и направление
Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.
Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра».
Композиция
Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.
Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.
Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.
Конфликт
Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.
Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.
О чём?
Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.
Главные герои и их характеристика
Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.
Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.
Темы
- Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
- Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
- Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
- Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
Проблематика
- Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
- Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
Смысл рассказа
Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.
Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!