Почему рассказ называется автобиографическим уроки французского

Библиографическое описание:


Стороженко, А. С. «Уроки французского» как автобиографическое произведение / А. С. Стороженко, Н. А. Топоркова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2971/ (дата обращения: 11.01.2023).





Гипотеза:


автобиографические произведения могут содержать как достоверные сведения, так и художественный вымысел



Цель:


проанализировать рассказ «Уроки французского»



Задачи:


раскрыть образ главного героя, изучить биографию В. Г. Распутина, найти автобиографические сходства и различия, проанализировать концепцию рассказа



Актуальность:


рассказ «Уроки французского» спустя полвека является интересным и значимым, как и в момент написания



Методы исследования:


культурологический, поисковый, анализ и сбор информации, сопоставительный



Практическая значимость:


данная работа может быть использована при изучении творчества В. Г. Распутина на уроках литературы в средней школе

Рассказ «Уроки французского» является автобиографическим произведением, в котором Валентин Григорьевич Распутин рассказывает читателям о своих школьных годах, а именно о сложностях учебы в послевоенное время.

Впервые рассказ был опубликован в газете «Советская молодежь» в 1973 году.

В рассказе есть как автобиографические моменты, так и предположительно художественный вымысел.

Автобиография — это последовательное описание человеком событий своей жизни. Автобиография относится к жанру художественной литературы, поэтому порой для нее присущи вымысел и вариативное изменение действительности.

Главного героя рассказа «Уроки французского» зовут Володя, автор намеренно не дает ему свое имя. И это является первой ярко видимой отличительной чертой.

C:UsersГостьDesktopAAACQW9QhG8VXUl30hr_CYoX85DkL5xreQ27vVY2pl96dJxoh8xXJbki2j4Ji_J7WdlUoOlknuoYB0GX8IuG1FoFJD0.png

Школьные годы писателя пришлись на сложное послевоенное время, поэтому В. Г. Распутин не понаслышке знает о том, как тяжело было получить даже среднее образование.

Главный герой рассказа — Володя является собирательным образом подростка, учившегося в разлуке с семьей. До него никто не покидал родную деревню писателя с целью получения образования больше 4 классов, так как в деревне была только начальная школа.

Володю собирают на учебу всей деревней. Кто-то приносит ему недостающие учебники, другие стараются передать немного денег, а некоторые помогают и едой.

Местный шофер единственной в колхозе машины с энтузиазмом берется помогать семье Володи. Он отвозит мальчика в райцентр, передает посылки из дома, помогает маме добираться в гости.

В райцентре нашему герою пришлось столкнуться со многими трудностями: голод и как следствие этого малокровие, трудности при изучении французского языка, конфликтные ситуации со сверстниками.

C:UsersUserDesktop1011038775.jpg

Неожиданно человеком, протянувшим ему руку помощи, стала учительница французского языка Лидия Михайловна. Валентин Григорьевич взял данный момент из своей жизни. Ему в детстве также помогала учительница, в рассказе он заменил только имя.

C:UsersUserDesktop13521332181019016f97fea6aa3845bc-копия.jpg

Удивительно, но когда рассказ Распутина вышел в печать, то учительница, так искренне и старательно помогавшая своему ученику не смогла вспомнить все детали посылки, нюансы игры. И это показывает то, что истинное добро, которое делается от чистого сердца, забывается тем, кто делает и хранится в памяти того, кому это добро было сделано.

C:UsersUserDesktop4355.jpg

Тема рассказа не только любовь к ближнему и помощь, но и нравственный выбор учителя, его доброта и понимание.

Яркие описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в одном из отдаленных сибирских сел, небольшого сибирского городка. «Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку». И эти воспоминания являются автобиографичными.


Вывод:

рассказ «Уроки французского» содержит в себе автобиографические черты, а также имеет художественный вымысел, который помогает читателю лучше понять тяготы послевоенного детства автора.

Эмоциональный настрой. Стратегия «Пожелания»

Реализация  домашнего задания.

— Какие произведения о детстве вы прочитали?

— Какие образы ребят в литературе вам запомнились? Почему?

Представление учащимися таблицы:

Название
произведения

Автор

Образы детей
(имена)

Особенности
образов

Приём
«Словесная оценка» — обратная связь от учителя.

Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству В.Г.Распутина, удивительного
человека и замечательного писателя, бережно относящегося к миру детства.

Тема урока: В.Г.Распутин.  Рассказ «Уроки французского».
Автобиографическая основа рассказа.

На сегодняшнем уроке мы узнаем некоторые факты из жизни и
творчества В.Г.Распутина; рассмотрим отражённые в рассказе трудности
послевоенного времени; познакомимся с историей создания рассказа.

В одном из интервью В.Г.Распутин сказал: «Литература, на мой
взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты,
благородства».

— Эти слова с полным правом можно отнести к творчеству писателя,
 его отношению к людям, к жизни, к важнейшим понятиям человеческой памяти,
доброты и душевной щедрости.

— Где истоки личного благородства и человеколюбия В.Г.Распутина?
Он сам ответил на этот вопрос: «Писателем человека делает его детство,
способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему  право
взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в
дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».  Детство писателя,
действительно, не могло не оставить впечатлений, оказавших влияние на всю
жизнь писателя и становления его как человека.

Биографические
сведения о писателе.

       В.Г.Распутин
родился 15 марта 1937 году в крестьянской семье, в посёлке Усть-Уда Иркутской
области. Детство его пришлось на трудные военные и послевоенные годы. Детство
было безрадостным, дети были лишены тех радостей и благополучия, которые так
доступны и привычны современным детям. Особенно плохо было с питанием, денег
не было, питались тем, что удавалось запасти  летом. Одежду детям перешивали
из одежды взрослых, донашивали чужую обувь. Не было ни учебников, ни
тетрадей, ни ручек. Но, несмотря на всё это, было огромное желание учиться.
Учиться,  во что бы то ни стало. Нужно было проявлять и силу воли, и
целеустремлённость, и способность преодолевать все испытания этого трудного
времени и добиться исполнения своей мечты. И он добился, получил не только
среднее, но и высшее образование. Окончил  Иркутский государственный университет,
стал журналистом, а затем замечательным писателем, удостоенным множеством
государственных премий.

      В.Распутин
оставил богатое литературное наследие. Он многое понял в жизни, но главным
для него были «духовная память» и «духовный опыт», которые должны присутствовать
в каждом человеке, независимо от возраста.

Жизнь
писателя, несмотря на трудности, была интересной, содержательной.

И      Прочитайте
отрывок из биографии В.Распутина и ответьте на вопрос:

— Как вы
понимаете фразу «трудный хлеб детства»? Выпишите предложение, с помощью
которого можно прокомментировать данную фразу. (
В
трудностях ковался и закалялся характер будущего писателя, уроки преподавала
сама жизнь).

И

— Выберите
из текста учебника на с.8 (1 абзац) слова и словосочетания, раскрывающие
главные нравственные ценности, которые раскрывает В.Распутин (доброта,
умение сопереживать, благородство, искреннее желание помочь людям).

Приём
«Словесная оценка» — обратная связь от учащихся.

— Мы
начинаем с вами  удивительное путешествие по дороге добра, чести и
благодарной памяти. Перед нами одно из лучших произведений В.Распутина  —
рассказ «Уроки французского».

Анализ
ключевого слова


Прочитайте высказывание писателя и ответьте на вопрос:

— Какое
слово в этом высказывании является ключевым? (урок)


Однозначное оно или многозначное? (многозначное)


Докажите, составив 2-3 словосочетания с этим словом в разных значениях. (урок
литературы, урок доброты)

— О
каких уроках мы будем говорить, читая рассказ? (уроки школьные, уроки
доброты и уроки душевной щедрости).

Приём
«Ассоциации»


Подберите синонимы или близкие по значению понятия к слову доброта (ласка,
душевность, чувства, благодушие, человечность, сердечность, отзывчивость)

История
создания рассказа.


Рассказ «Уроки французского» был написан в 1973 году, когда В.Распутин был
уже зрелым писателем.

«Там мне
ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. – Всё это происходило со
мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям
то добро, которое в своё время они сделали для меня»

— Кто
они? О ком говорит В. Распутин?


Конечно, самые тёплые воспоминания о двух учительницах легли в основу
рассказа – это Лидия Михайловна Молокова и Анастасия Прокопьевна Капылова.
Это реальные женщины, благодарность которым В.Г.Распутин пронёс через всю
свою жизнь.

П   
Приём «Думаем в парах»

— Для
понимания авторского замысла нам необходимо будет  объяснить некоторые литературные
термины: автобиография,  реализм, прототип (учебник на с.10, 39)

(учащиеся
в парах  помогают друг другу разобраться в понятиях)

Самопроверка
 в парах.    Приём «+ и -»

— Почему
рассказ «Уроки французского» можно назвать автобиографическим?


Прочитайте об этом в учебнике на с.8-9. Аргументируйте свой ответ.

(Рассказ
Распутина автобиографичен. В образе своего героя, которому пришлось покинуть
свою родную деревню и уехать в город, чтобы там учиться в средней школе,
писатель изобразил себя, своё полуголодное послевоенное детство, учёбу и
учительницу, которая была в его жизни. До него никто деревню не покидал,
чтобы учиться в городе).


Произведение В.Распутина реалистично. Как вы это понимаете?

— Кем
являлись  для писателя учительницы, Лидия Михайловна Молокова и Анастасия
Прокопьевна Капылова, при создании произведения?


Посмотрите видеоролик по мотивам рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

— какое
впечатление он произвёл на вас?

И

— Распределите
слова в два столбика, в первый столбик слова, символизирующие ДОБРО, во
второй – слова,  указывающие на ЗЛО.

Стремления
к знаниям, милосердие, голод, одиночество, гордость, корысть, нужда,
сострадание, сила воли, гуманность.

— Ваш
ответ на последний вопрос, ваш выбор и ваше понимание – это вывод нашего
урока.

Произведения автора – это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором пойдет речь, в большей степени, нежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Называется рассказ «Уроки французского». В основе его лежит реальная история — подростком писатель вынужден был покинуть свой дом, чтобы продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только начальная. Не случайно рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы – Лидия Михайловна – отнюдь не вымышленное.

 почему называется рассказ уроки французского

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городе, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Здесь мальчику пришлось очень нелегко, скудные припасы, которые отправляла ему из деревни мать, исчезали за считанные дни: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Нередко герою приходилось довольствоваться одним кипятком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни одного человека, готового сказать мальчишке доброе слово. Мальчуган страдал малокровием, каждый день ему была необходима хотя бы кружка молока. Мать иногда присылала ему небольшие деньги на это самое молоко, и мальчик покупал его на базаре. Однажды он решился вложить монеты в игру под названием «чика», подолгу тренировался и, наконец, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтобы купить молоко, поэтому мальчик, выиграв его, покидал игру. Осторожного и удачливого игрока пацаны побили. Это обстоятельство дало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель начинает понимать, почему называется рассказ «Уроки французского».

В 1974 году написал Распутин «Живи и помни». Герои этого произведения, описанные в нем…

Необыкновенная учительница

Лидия Михайловна — молодая красивая женщина родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и удивляло все: загадочный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совсем не похожа на учительницу и будто бы сама недоумевала: зачем она здесь?

Человеческое участие

главный герой рассказа уроки французского

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

В этой статье вы прочитаете краткое содержание «Детства Чика» Фазиля Искандера, а также…

Уроки французского

Параллельно с этими, отмеченными глубоким нравственным содержанием, взаимоотношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчику удавалось все, кроме произношения. Но ежедневные занятия пробудили в нем интерес и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Постепенно вместо пытки, занятия языком сделались для него удовольствием. Но, разумеется, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему называется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сострадание, милосердие без формализма – вот чем обогатила внутренний мир героя эта удивительная учительница. Формально игра с учеником на деньги – поступок аморальный, но когда мы понимаем, зачем молодая женщина это делает, он приобретает совсем иной духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особая независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не нужно было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непринужденно и естественно становилось лучшими уроками жизни для ее юных подопечных.рассказ распутина уроки французского

В жизни автора были, конечно, и другие хорошие учителя. Но детское воспоминание о преподавателе французского, раскрывшем вместе с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навсегда определило духовный склад писателя. Вот почему называется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на Кубань. А вскоре мальчик получил посылку, в которой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.

Образ и характеристика Дуни в повести «Станционный смотритель» Пушкина: описание в цитатах

Полное имя героини — Авдотья Самсоновна Вырина:

««Здесь стоит Авдотья Самсоновна?» — спросил он.» 

Дуня — дочь бедного станционного смотрителя Самсона Вырина. Дуня с отцом живут в селе Н. где-то в глубинке России:

«…взял вольных лошадей и пустился в село Н.» 

«В трех верстах от станции*** стало накрапывать…»

Отец Дуни, Самсон Вырин, очень любит и лелеет ее:

«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»

Дуня — красивая 14-летняя девочка. У нее большие голубые глаза:

«При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила.» 

«…она потупила большие голубые глаза…»

Мать Дуни умерла. С тех пор все хозяйство держится на бедной девочке:

«…вся в покойницу мать…»

Дуня — хозяйственная, трудолюбивая девушка. Она успевает делать всю работу по дому и помогает отцу в его нелегкой службе:

«Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала.» 

«…смиренную, но опрятную обитель.»

Дуня — умная, проворная девушка:

«…да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать…»

Дуня сама себе шьет платья:

«…а дочь его за перегородкой шила себе платье, 

«…села с своим шитьем у его кровати.

Дуня — ласковая девушка:

«…Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел…»

При этом Дуня — неробкая девушка. Он легко вступает в разговор с незнакомыми людьми:

«…я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.»

Дуня позволяет себя целовать малознакомым мужчинам в тайне от отца:

«В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась…»

Красавица Дуня нравится всем, кто проезжает через станцию:

«Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались.»

Дуня — кокетливая девушка. Она знает, что мужчины обращают на нее внимание:

«Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня…»

Дуня сбегает из дома с проезжим гусаром Минским. Гусар увозит Дуню в Петербург:

«Дуня с той станции отправилась далее с гусаром.» 

«…ротмистр Минский в Петербурге…»

Дуня уезжает с гусаром по своему желанию, но при этом всю дорогу она плакала, вероятно, чувствуя свою вину перед отцом:

«Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте.»

Приехав в Петербург, Минский снимает Дуне отдельную квартиру и там навещает ее (того требовали приличия):

«…у Авдотьи Самсоновны гости.»

Дуня любит Минского, а тот в свою очередь, вероятно, тоже влюблен в нее. Он не собирается бросать ее и даже обещает сделать ее счастливой:

«…не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось.»

Дуня с нежностью относится к Минскому:

«Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.»

Минский снимает Дуне квартиру в центре Петербурге (на втором этаже в трехэтажном доме):

«…вечером, шел он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. <…> Дрожки остановились перед трехэтажным домом, у самого подъезда…» 

«Да вот здесь, во втором этаже.» 

«Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.»

Став спутницей Минского, Дуня живет богато, носит роскошную модную одежду:

«…Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел…» 

«Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался.»

В Петербурге у Дуни появляется своя прислуга:

««Здесь, — отвечала молодая служанка, — зачем тебе ее надобно?»» 

««Нельзя, нельзя! — закричала вслед ему служанка…»

Минский грубо прогоняет отца Дуни, когда тот приходит повидать дочь:

Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографическое. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное произведение!

До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы (“…Я только рубль выиграю…

Покупаю молоко…”). Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить.

И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все “честные” способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет “наш герой” получать помощь.

Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда учитель сознательно идет на “преступление” с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит “свой заветный рубль, купит молоко”, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не “преступление” это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. Через три дня Лидия Михайловна уехала.

» Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. — Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь, — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет… Тут виновата я… Среди зимы, уже после арских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…

В ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они”. Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Да и как такое можно забыть! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости, И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

Как скачать бесплатное сочинение?
. И ссылка на это сочинение; Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения?
уже в твоих закладках.

> Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения?

Дополнительные сочинения по данной теме

    Название рассказа «Уроки французского» как будто бы дает ответ на вопрос — Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так — она научила его состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости.
    Герой Распутина, одиннадцатилетний мальчик, учился в райцентре, вдалеке от родного села, от матери. Однажды он получил посылку. В ней были макароны, а под ними — несколько больших кусков сахара и две плитки гематогена. Такую
    В рассказе «Уроки французского» писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика — способного, желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И
    Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту.
    В рассказе
    Герой рассказа — маленький мальчик — попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. «Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь», — говорит герой.
    Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в «чику» — азартную игру на деньги.
    Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не новшества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.
    Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать
    Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Г. Распутина В рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из Сибири. Случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни. Герой рассказа жил в трудное послевоенное время. Он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием.
    Мама отправила мальчика в райцентр. На новом месте он продолжает старательно учиться. Подросток постоянно недоедал, очень тосковал по дому.
    Однако, когда
    Я прочитала произведение В. Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе.
    Единственное, с чем у

Воспитание души

Библиотечный урок по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:

Формировать умение анализировать художественное произведение;

Раскрыть духовные ценности. Нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;

Способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Ход урока:

1.Вступительное слово библиотекаря

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок «Воспитание души» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского». В качестве эпиграфа предлагаю вам слова Распутина: «
Быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой души».

Творчество Валентина Распутина неизменно привлеает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев.

2. Биография писателя

Распутин Валентин Григорьевич родился в сибирском поселке Усть-Уда. Детство его частично совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 г. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5-й и последующие классы, находилась в районном центре, а это целых 50 километров от родной деревни, не наездишься каждый день, надо было перебираться и привыкать жить без родителей, одному. « Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь»,- писал Валентин Распутин. После окончания в 1959 году историко-филологического факультета Иркутского университета работал 7 лет собственным корреспондентом молодежных газет на стройках Сибири. В 1966 г. Изданы его первые книги очерков и рассказов. С 1970 года выходят одна за другой:
«Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар».

Распутина считают писателем деревенским. Еще в конце 60-х-начале 70-х годов он поддержал других писателей, которые в полный голос говорили о корнях народного бытия, об исчезновении нравственных основ исконной деревенской жизни. В его произведениях слышится ностальгия по ушедшей цивилизации.

Большое внимание Распутин в своих произведениях уделяет теме детства. В повестях и рассказах дети существуют в контексте взрослой жизни. Отношение к ним взрослых является мерилом человечности или доказательством жестокого равнодушия. Писатель говорит о внезапном вторжении трагических событий в мир детства, о катастрофическом переживании неблагополучия в жизни близких, о преданном доверии. Он погружает своих героев в эмоциональное состояние, вызванное неожиданным открытием своего одиночества.

Книги, считает писатель, учат не жизни, а чувствам. Его юные герои чувством постигают мир, и важно, чтобы они нашли себя в меняющемся мире, не отчаиваясь, не потеряв веру, надежду и любовь.

Распутин верит и надеется на возрождение человеческой души, падшей, запутавшейся в противоречиях, идущей по неверной дороге. На это указывают открытые финалы его произведений.

Писатель убеждает всех писателей « быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой душ

3. Вопросы для обсуждения:

. Почему мама отправила его учиться в район?

(Он не мог в деревне получить достойное образование, а мальчик способный,
«в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».)

.

Какие чувства испытывал главный герой, оказавшись вдали от дома?

(Чувство одиночества, тоски по дому. По деревне, обиды, злости: продукты, которые мама привозила, странным образом исчезали, и мальчик голодал. «
Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».)

Почему главный герой отказался возвращаться в деревню, когда мама позвала его с собой, ведь ему было плохо одному?

(Во-первых, главный герой хотел учиться, тем более, что он был успешным в учебе – по всем предметам, кроме французского, у него были пятерки, а во-вторых, он был первым, кого отправляли из деревни в район учиться, это было ответственно, в него верили, и он не мог подвести.)

. С чего началась драка? Как в ней были распределены силы?

(Главный герой играл лучше остальных ребят, в результате выигрывал больше денег. Старшие мальчики Вадик и Птаха не могли с этим смириться. Они чувствовали, что сила на их стороне, затеяли драку.)

. Какой урок получил главный герой, играя в «чику»?

(«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».)

.
Какие чувства испытывал главный герой во время драки и после него?

(Чувство
досады

и
обиды:

«
Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово… Не было в этот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».)

. Почему же он после пережитых чувств опять пришел играть?

(«Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. Но больше всего

подгонял голод».)


. Зачем учительница французского пригласила мальчика домой заниматься?

(Она видела, что он способный, но ему очень одиноко, ему приходится голодать и играть в «чику» на деньги, чтобы купить молоко(он болен малокровием). Она решила выручить его. После занятий Лидия Михайловна пригласила ученика вместе с ней отужинать, но он отказался.)

Учительница отправила на школу своему ученику посылку с продуктами, зачем? Почему мальчик не взял посылку, хотя был голоден, и как он догадался, что посылка не от мамы?

(Лидия Михайловна понимала, что по-другому она не сможет его поддержать – он не возьмет.
«Я знаю, ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много… Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни?.. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя»

,- сетовала Лидия Михайловна. Кроме нее, мальчику некому было помочь. В посылке были макароны, сахар и гематоген – эти продукты в деревне не продавались, поэтому герой сразу понял, что отправляла посылку не мама. Главный герой не взял посылку, потому что считал это унизительным.)

Играть на деньги– некрасиво и неправильно. Но почему учительница приглашает сыграть в «пристенок» своего ученика? Что ею руководило?

(Возможно, она хотела ему доказать, что жалость не унижает человека, она пытается проявить участие в судьбе этого мальчика, уделить ему внимание; во время игры она мошенничала, чтобы мальчик мог выиграть деньги и купить себе продукты, он не взял бы деньги просто так, а игра эта позволяла это сделать.)

. Почему рассказ так называется – «Уроки французского»?

(Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.)

4.Заключение

Марк Твен сказал: « Быть добрым – благородно, но учить добру других – еще более благородно».

Так и книги Валентина Распутина учат простым и важным ценностям!

Произведения автора — это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором пойдет речь, в большей степени, нежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Называется рассказ «Уроки французского». В основе его лежит реальная история — подростком писатель вынужден был покинуть свой дом, чтобы продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только начальная. Не случайно рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы — Лидия Михайловна — отнюдь не вымышленное.

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городе, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Здесь мальчику пришлось очень нелегко, скудные припасы, которые отправляла ему из деревни мать, исчезали за считанные дни: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Нередко герою приходилось довольствоваться одним кипятком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни одного человека, готового сказать мальчишке доброе слово. Мальчуган страдал малокровием, каждый день ему была необходима хотя бы кружка молока. Мать иногда присылала ему небольшие деньги на это самое молоко, и мальчик покупал его на базаре. Однажды он решился вложить монеты в игру под названием «чика», подолгу тренировался и, наконец, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтобы купить молоко, поэтому мальчик, выиграв его, покидал игру. Осторожного и удачливого игрока пацаны побили. Это обстоятельство дало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель начинает понимать, почему называется рассказ «Уроки французского».

Необыкновенная учительница

Лидия Михайловна — молодая красивая женщина родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и удивляло все: загадочный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совсем не похожа на учительницу и будто бы сама недоумевала: зачем она здесь?

Человеческое участие

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

Уроки французского

Параллельно с этими, отмеченными глубоким нравственным содержанием, взаимоотношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчику удавалось все, кроме произношения. Но ежедневные занятия пробудили в нем интерес и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Постепенно вместо пытки, занятия языком сделались для него удовольствием. Но, разумеется, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему называется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сострадание, милосердие без формализма — вот чем обогатила внутренний мир героя эта удивительная учительница. Формально игра с учеником на деньги — поступок аморальный, но когда мы понимаем, зачем молодая женщина это делает, он приобретает совсем иной духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особая независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не нужно было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непринужденно и естественно становилось лучшими уроками жизни для ее юных подопечных.

В жизни автора были, конечно, и другие хорошие учителя. Но детское воспоминание о преподавателе французского, раскрывшем вместе с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навсегда определило духовный склад писателя. Вот почему называется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на Кубань. А вскоре мальчик получил посылку, в которой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.


1


«Уроки французского» (15 марта 1937) Автобиографический рассказ


2


Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, его детство прошло в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, его детство прошло в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары.


3


Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.


4


Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующий классы, находилась только в районном центе Усть-Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному, После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующий классы, находилась только в районном центе Усть-Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.


5


Лидия Михайловна Молокова (с греческого – прообраз) – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. Рассказ, через много лет после описанных в нем событий, помог Распутину найти ту самую учительницу.


6


В рассказе «Уроки французского» В.Г.Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего отважно, как солдат, свои В рассказе «Уроки французского» В.Г.Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего отважно, как солдат, свои обязанности и неустрашимость души. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склоняется ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.


7


Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь. Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь.


8


Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно нарушила все школьные, традиционные правила: стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.


9


1. В какое время происходит действие в рассказе? А) довоенное; б) военное; в) послевоенное. 2. Почему мать, «наперекор всем несчастьям», отправила мальчика учиться в райцентр? А) в городе было легче с продуктами; б) мальчик учился хорошо и «в деревне признавался за грамотея»; в) надеялась на помощь своей знакомой, жившей в городе. 3. Мальчику в городе было очень трудно, и он хотел вернуться в деревню. Что ему было перенести тяжелее всего? А) трудности учёбы в новой школе; б) голод; в) тоску по дому.


10


4. Почему, несмотря на голод и одиночество, мальчик учился хорошо? А) боялся наказаний и позора; б) не умел относиться спустя рукава к тому, что на него возлагалось; в) мечтал стать лучшим учеником класса. 5. Почему учительница французского языка больше других учителей интересовалась жизнью мальчика? А) её об этом попросила его мать; б) потому что у него по всем предметам, кроме французского, были пятёрки; в) была классным руководителем. 6. Что положила Лидия Михайловна в посылку, якобы присланную из деревни? А) макароны; б) гематоген; в) шоколад.


11


7. Что покупал герой рассказа на выигранные деньги? А) молоко; б) печенье; в) хлеб. 8. Почему Лидия Михайловна назначила ежедневные занятия вечером у себя дома и не отменяла их? А) хотела его наказать; б) хотела, чтобы он улучшил оценку; в) хотела ему помочь. 9. Что имеет в виду автор, когда говорит: «Наказание превращалось в удовольствие»? А) мальчик перестал чувствовать себя неловко и не стеснялся обедать у Лидии Михайловны; б) привык жить в городе и подружился с ребятами; в) почувствовал вкус к изучению французского языка.


12


10. С какой целью учительница стала играть со своим учеником в «пристенок»? А) хотела войти к мальчику в доверие, чтобы он перестал её стесняться; б) думала таким образом отвлечь его от плохой компании; в) чтобы дать ему возможность на выигранные деньги покупать продукты. 11. Почему Лидия Михайловна перестала преподавать в школе? А) вышла замуж и уехала; б) перешла в другую школу; в) вынуждена была уехать после того, как директор узнал о её игре на деньги с учеником. 12. Какие фрукты мальчик видел только на картинке, но сразу узнал, получив посылку? А) яблоки; б) лимоны; в) апельсины.


13


1 в 4 б 7 а, в 10 в 1 в 4 б 7 а, в 10 в 2 б 5 в 8 в 11 а 2 б 5 в 8 в 11 а 3 в 6 а, б 9 в 12 в 3 в 6 а, б 9 в 12 в


14


Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Писатель концентрирует внимание читателя на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Писатель концентрирует внимание читателя на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. Идея рассказа «Уроки французского» – самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.


15


Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла в школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картине, но догадался, что это они».


16


Указ о награждении Валентина Распутина орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность. Указ о награждении Валентина Распутина орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность. 15 марта 2007 года писателю Валентину Распутину исполнилось 70 лет.


17


Над чем заставляет задуматься автор? автор? Как бы вы поступили на месте Лидии Михайловны? Какие уроки она преподала герою?


18


Читайте книги В.Распутина

  • Почему рассказ назван яблочный спас
  • Почему рассказ назван фотографии приставкина
  • Почему рассказ назван уроки французского
  • Почему рассказ назван сигнал гаршин
  • Почему рассказ назван рукавички что отражает название тему или идею произведения