Почему рассказ называется болотные робинзоны

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Болотные робинзоны» Радзиевской
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Глава 1. Дед Никита

Время событий – годы Великой Отечественной войны. Деревня Малинка на берегу Малинки-реки. А за деревней и за речкой – бескрайнее лесное моховое болото «Андрюшкина топь». Ступишь ногой – будто на качелях качаешься. Пройти можно только по тропинкам, но их знал только загадочный Андрюшка. Много лет назад он жил в избе на болоте, в самом центре его, на острове. Болото назвали его именем. Бородатый дед Никита в молодости знал туда пути, водил охотников за ценным пером белых цапель. А однажды повел охотника – а вернулся один. С тех пор на болото не ходил. Живет Никита с дочкой Лукерьей, а его женатый внук Степан – отдельно.

Ребятишки любят страшные истории про болото. Особенно в зимние вечера. Ивашка Федоров, мальчонка с голубыми глазками, рассказывает их лучше всех.

Глава 2. Гость из города

Из Минска к бабушке Ульяне приехал внук – Саша Нежильцов. Его папа умер, а мать взяли на фронт врачом. Деревенские мальчишки смеются над ним, городским. Что он гусака испугался. Особенно цепляется высокий Федоска. Нарочно послали Сашу спросить у деда Никиты про Андрюшкин остров. Старик от злости аж лапоть бросил, который плел. После такого Саша и знать ребят не хотел, но они с ним помирились. Решили вместе утром идти пугать филина в дупле.

Глава 3. Они!

В дупло мальчишки послали Сашку. Филин там был – и громадный. Вылетел – ребятишки за ним. А Саша в само дупло залез: интересно же. Вдруг на поляну спустились парашютисты. Немцы! Дали малышам по шоколадке, спрашивали дорогу в деревню. Они не рассчитывали, что здесь живут люди. Федоска шоколад не взял и кинулся в деревню. Немцы (за главного у них был человек со шрамом на щеке) расстреляли Ивашку, Мотю, Андрейку. А Федоску не догнали. Саша все видел, и немецкий язык знал. Он поспешил предупредить жителей. Но было поздно. Деревню сожгли.

Глава 4. Где искать спасения?

В пустой деревне Федоска и Сашка встретились. «Общая беда сблизила мальчиков». Выжил дед Никита. Он рассказал, что всех загнали в школу и закидали гранатами. Уцелели и бабушка Ульяна, и брат с сестричкой – Гришака и Маринка: они в печку спрятались. И еще пара ребятишек, близнецы. А из взрослых – кузнец Николай. Он из деревни прямо на фронт пошел. Немцев бить. И Федоска с ним. А Сашка остался: бабушку и детей жалко. Ведь немцы вернутся.

Глава 5. На Андрюшкин остров

Сашка сказал деду, что надо идти на остров в болоте. Сашка оставил письмо маме Гришаки и Маринки (хотя ее убили, но дети ведь не знали). С собой взяли картошку, вещи, топор, козу Маньку – и двинулись. Первым шел Сашка с липкой в руках, чтоб вылезти, если провалится. У него глаза зоркие, а дед подслеповат. Но дорогу помнит. Последней шла бабушка Ульяна.

Глава 6. Дошли!

Страшно Сашке, но он идет. Все шли след в след. По совету деда Саша зарубки делал, чтоб дорогу назад было легче искать. Бабушка Ульяна провалилась – дед ее вытащил. Прошли дуб с развилкой – и вот она трава вместо мха, твердая почва! Андрюшкин остров, холм с избушкой! Вошли в пыльный дом. Там все, что надо: стол, посуда, старинное ружье. Поели картошки с молоком и улеглись. Благодарный Саша поцеловал бабушку, и она его в ответ.

Глава 7. Андрейка!

Саша с дедом Никитой сходили в Малинку за едой. Нашли корову Рыжуху и быка Мишку. Нагрузили их картошкой и привели на остров. Послушал Сашка, как дед горюет, что правнук его Андрейка незакопанный лежит, и втихаря подался к полянке с филином. А Андрейка живой! Израненный только. Сашка его на себе донес. Дед от души его поблагодарил. Андрейка выздоровел. Как и Гришака, он очень ждал маму.

Глава 8. Опять они!

Сашка с дедом вновь подались за картошкой. Дед полез в уцелевшую кузницу за инструментом, а тут – немцы! Смеются: «чистая работа», никого нет. На прощанье подожгли кузницу, а там Сашка с дедом. Еле вылезли, и инструмент сберегли. Благополучно вернулись на остров.

Глава 9. Война вокруг нас кружит…

К зиме отрыли погреб под картошку. Дед планировал зарезать быка на мясо. Но Сашка возразил: «Мишка нам друг». И обещал заготовить ему сена на прокорм под зиму. К избушке добралась кошка из Малинки. Дед наделал петель из лыка – зайцев ловить. Теперь на столе было мясо, а из шкурок – одежда. Еще и лося подраненного добыли. Сашка пошел с Андрейкой в Малинку за солью и думал: как там, на фронте, мама? А как Федоска?

Глава 10. Шейка!

Ребята под вой самолетов набрали на деревенском складе соли, и подобрали собачку. Андрейка назвал ее Белошейкой (а если коротко – Шейкой). Бабушка обрадовалась, что лося можно засолить, малыши обрадовались новому четвероногому другу, а дед сказал, что собака волков отпугивать будет.

Глава 11. Страшная битва

Малыши-близнецы без спросу побежали к замерзшему озеру. А там – медведь-шатун! Злющий! Сашка увидел, схватил ребят за руки – и ну бежать. А медведь следом несется, ревет. Кинулась на него Шейка, а медведь ее лапой отбросил. Спас всех бык Мишка: затоптал зверя. Шейка выздоровела, отъелась.

Глава 12. Волки!

Из деревни принесли муки, напекли лепешек. А потом Саша с Андрейкой на лыжах пошли доставать из силков пойманных зайцев. Шейку не взяли: завязнет в снегу. Саша для солидности ружье прихватил. Андрейка лихо спустился с горки – но только сам побился и лыжи поломал. Надо возвращаться. Это километров десять. Саша одолжил лыжи другу.

Вообще, он давно зауважал деревенских ребят, многому у них научился. К примеру, Андрейка знал по солнцу который час. Он приладил сломанные лыжи к Сашкиным – пошли веселее. Но тут их окружили волки. И один сбил Андрейку с ног. А пороху мало. Ребят выручил дед Никита: убил волка топором. А бабушка Ульяна кинула в зверей горящей головней. С порога Гришака тоже кидал головешки, обжегся. Сашка пристрелил одного волка. Все укрылись в доме.

Глава 13. Письмо помогло

Однажды к дому пришли два разведчика. Наши! Андрейка сразу узнал отца. Степан благодарил деда и Сашу за спасение сына. Сказал, что они с товарищем прочли письмо. А вообще они на задании. Оказывается, и Федоска жив, в отряде он. Все были рады встрече. А Гришака сказал сестре, что по письму за ними точно мама придет.

Глава 14. «Мы скоро вернемся»

Степан рассказал, что он в партизанском отряде. Нападают на немцев, взрывают под ними мосты. А сейчас ждут самолет из Москвы – с оружием и лекарствами. Этим же самолетом заберут раненых. Только где ему тут приземлиться? Разве что на ровном Лебяжьем озере. Бабушка Ульяна считает: на то и нужны старые люди, «чтобы молодым около нас тепло было». Она ничего не жалеет для гостей.

Глава 15. Когда же?

Степан сказал – через неделю вернется. И Саше будет подарок. И как-то утром Сашу разбудила… мама Вера. Он думал, что она ему снится, но нет: 63-летний командир партизанского отряда Сергей Ильич пришел сюда вместе с ней. Командир объявил, что самолет заберет всех «болотных робинзонов» (они выжили одни на острове, как когда-то Робинзон Крузо). И мама будет с Сашей: у нее повреждена рука, на фронте быть нельзя. Ей рад не только Саша, но и бабушка Ульяна, она ведь Вере мать.

На сборы 2 часа. А в хате на острове будет здравпункт. И животных сохранят для колхоза. Гришака лететь не хотел, маму ждал, еле уговорили.

Глава 16. Прощай, Андрюшкин остров

Все поклонились старой хате, где спасались. К озеру повел дед Никита: ему командир очки дал. Теперь дед все хорошо видел. К ночи сели в самолет. А дед остался: решил быть проводником у партизан.

После победы над фашистами деревню Малинку заново отстроили. Вера с Сашей, бабушка Ульяна и вся остальная детвора живут в ней все вместе. Дед Никита стал героем с медалями. Федоска вернулся в школу. Старый командир тоже здесь поселился. Жив и бык Мишка. А вот болота больше нет – осушили. К острову теперь легко пройти. Фашистов дети не забыли, но знают, что больше они не придут. А если что – их мигом разобьют!

Читательский дневник по повести «Болотные робинзоны» Радзиевской

Сюжет

Война. Немцы-парашютисты сжигают деревню Малинку, убивают жителей. Дед Никита уводит Сашу, правнука Андрейку и других ребятишек вместе с бабушкой Ульяной на Андрюшкин остров среди болота. Там они заботятся друг о друге, переживают нападение медведя и волков. Наконец, их, «болотных робинзонов», находят партизаны. Среди них отец Андрейки и мама Саши, врач. Их забирают самолетом в Москву. Дед остается у партизан. После войны все возвращаются в деревню, а гиблое болото осушают.

Отзыв

Название – отсылка к «Робинзону Крузо» Дефо. Он тоже выжил и вернулся домой. Повесть о страшном военном времени. Здесь и трагедия, и обычная человеческая жизнь со своими радостями. Тема военного детства, взросления, взаимовыручки. Тема семьи, любви к близким и друзьям. Дети учатся брать на себя ответственность, рискуют собой ради других, как взрослые. И выживают среди природы. У всех общий враг – фашисты.

Качества героев повести: мужество, сострадание, желание помочь, заботиться о слабых. У каждого свой талант, который идет на пользу всем. Только вместе можно выжить. И животные – помощники в этом. Маленькие герои все время чему-то учатся, трудятся. Повесть учит не сдаваться, беречь близких, спасать слабых, не терять надежду, верить в победу.

Можно говорить о войне по-разному. Рассказывать о подвигах на фронте или о работе в тылу. О партизанах или разведчиках. О геноциде. Можно говорить так, что становится тяжело дышать и жить, хотя много десятилетий отделяет от событий Великой Отечественной. Можно говорить так, что хочется плакать – или хочется выть, без слез.

А можно и по-другому. О том, как любовь и отвага человеческих сердец преодолевают непреодолимое и совершают невозможное. И неожиданно тепло становится от таких книг о войне. Потому что они – пример того, как нужно жить. Всегда, не только в военное лихолетье.

А еще ты понимаешь, как именно ковалась Победа. Не только на фронте, не только на тыловых заводах. В каждой маленькой избенке. В каждом сердце, не покорившемся врагу.

«Болотные робинзоны» – повесть Софьи Борисовны Радзиевской – удивительной по работоспособности, таланту и внутренней энергии женщины. Она родилась в самом конце XIX века – в 1892 году, закончила гимназию, а потом Бестужевские женские курсы. Больше всего Софью привлекала профессия биолога, и она им стала: ее пособие по энтомологии долгие годы использовалось в вузах, студенты изучали по нему мир насекомых. С научными экспедициями Софья Борисовна изъездила огромную часть Советского Союза, была и в Арктике, и на Дальнем Востоке, отбирала материал в Средней Азии: там в труднодоступных горных районах она услышала легенду о самой себе – русской женщине-ученом, виртуозном наезднике и метком стрелке.

Радзиевская была очень смелым человеком. В годы Гражданской войны ее записали во враги революции за то, что заступилась за священника, над которым издевались красноармейцы: написала гневную заметку в газету об этом случае. А в страшные сталинские годы она прорывалась на прием к самому вождю, чтобы доказать невиновность своего товарища, схваченного по политическому обвинению.

Впрочем, бесстрашие и профессионализм – не единственные черты, присущие этой удивительной женщине. Она была еще и детским писателем – чутким, талантливым, внимательным. Она рассказывала своим маленьким читателям об удивительных животных и птицах, о насекомых, о природе и о том, как причудливо вплетается в эту картину мира человеческая судьба. Ее рассказы о животных в журналах «Пионер» и «Юный натуралист», позже выходившие сборниками, не только знакомили ребят с миром природы, рассказывали о звериных повадках – они помогали стать добрым и благородным человеком, который любит и жалеет братьев своих меньших. Не бездумного потребителя они воспитывали – хозяина Божиего сада.

Но есть среди произведений Софьи Борисовны Радзиевской одно, стоящее особняком. Это «Болотные робинзоны» – повесть о военном лихолетье. Читая ее, оторваться сложно и взрослому, и ребенку. И вот за этим легким и ясным языком, чередой приключений, дружбой, за чертами классической робинзонады стоит нечто важное, особенно для нас – тех, которые осмысляют Великую Отечественную войну спустя 75 лет – целую человеческую жизнь.

Герои повести сталкиваются лицом к лицу с войной только раз, потом она лишь рокочет где-то в отдалении. Этот раз, этот миг целиком меняет их жизнь, меняет всё – и их самих тоже. Но эта беда-война, что налетела и отняла всё и всех у больших и у маленьких, всё же оставляет им жизнь. И они живут, и заботятся друг о друге, и помогают фронту, и приближают Победу уже тем, что выжили – там, где выжить, казалось, невозможно.

Эти дети и старики из сожженной деревни приближают Победу уже тем, что выжили – там, где выжить, казалось, невозможно

Книга рассказывает о горстке спасшихся детей из белорусской деревни, которую сожгли фашисты. А спасли их дед Никита и бабушка Ульяна.

Старики и мальчик Саша собрали всех уцелевших деревенских малышей и вместе с ними отправились на Андрюшкин остров – небольшой участок суши в глухих лесных топях. Там сохранилась избушка, и там предстояло им выживать, спасаясь от немцев.

Иллюстрация: Юлия Казарницкая Иллюстрация: Юлия Казарницкая Большая часть книги – это обстоятельный рассказ о быте стариков и детей. Это классическая робинзонада с добыванием пищи, обустройством жилья, охотой, собирательством. Есть рассказ о спасении от волков, об ужасном бое медведя и уцелевшего колхозного быка, о шитье одежды из заячьих шкур… В общем, это отличное, доступное младшему школьнику повествование о выживании вне цивилизации.

Саша – городской мальчик – становится главным помощником деда и бабушки на Андрюшкином острове. Он учится находить приметы при пути через болото, плотничать, ставить силки на зайцев, стрелять из ружья. Изо всех сил он стремится облегчить труд стариков и обустроить быт. И в этом образе нет ничего поучительно-наносного: мальчик насмотрелся на страшное, но обрел близких людей, вся жизнь и вся надежда его сейчас – в них.

Саше удается притащить к избушке своего друга Андрюшку, раненного фашистами. Каково это для мальчишки – вернуться на поляну, где он стал свидетелем страшной расправы, услышать стоны, взвалить себе на плечи полуживого парнишку и на себе нести его через болотные топи!

Каково это для мальчишки – вернуться на место расправы, найти полуживого приятеля и на себе нести его через болотные топи!

Но Саша уже другой, не наивный и избалованный горожанин среди бывалых деревенских ребят: то, что он пережил и увидел, делает его мужчиной. Это не какой-то обособленный от жизни героизм, нет – мальчик просто не может поступить по-другому: бесценной становится в эти страшные времена жизнь человеческая.

В книге описываются две битвы: быка с медведем и обитателей островка с волками. Все сражаются с хищниками: Саша и Андрюшка, возвращавшиеся по лесу на сломанных лыжах, дед Никита, бабушка Ульяна и даже маленький Гришака:

«Под нарами что-то зашевелилось, и опять послышался тихий стон. Бабушка Ульяна опустилась на пол и прилегла, заглядывая под нары.

Иллюстрация: Юлия Казарницкая Иллюстрация: Юлия Казарницкая – Гришака! – удивилась она. – Что ты там делаешь?

– Лежу, – послышался не сразу упрямый голос Гришаки.

– А ну вылезай оттуда! – распорядился дед Никита и, не дождавшись ответа, нагнулся, засунул руку под нары.

Показалась маленькая съежившаяся фигурка Гришаки. Он лежал на спине, подняв кверху руки с растопыренными пальцами. Бабушка Ульяна всмотрелась и вскрикнула:

– Дитятко ты мое, да что это ты сделал с руками?

– Головешку… – медленно, как всегда, проговорил Гришака, но тут же не удержался и застонал. Обожженные руки его покрывали большие пузыри.

Дед Никита хлопнул себя ладонью по голове:

– А мы и не подумали, кто это нам помощь дал! Головешкой-то! Не будь Гришаки – ни один бы до крыльца не дошел.

– Хлопчик ты мой, – засуетилась бабушка Ульяна с перевязкой. – Да чего ж ты голыми руками за головешки хватался?

– А чтобы вас волки не съели, – ответил Гришака.

«Да чего ж ты голыми руками за головешки хватался?» «А чтобы вас волки не съели», – ответил Гришака

– Чего ж ты под нары запрятался? – допытывалась бабушка Ульяна и, обняв Гришаку за плечи, ласково заглянула в упрямые глаза.

– Плакать! Чтобы не видали! – сердито отозвался он, но вдруг, не выдержав, уткнулся головой в руки бабушки Ульяны и горько заплакал».

А жизнь на маленьком островке среди болот течет себе, она требует постоянных трудов, забот о малышах. Дед Никита и Саша несколько раз ходят в страшную, сожженную пустую деревню – приводят быка и корову, приносят картошку и инструменты. Заботы о маленьких беззащитных детях не дают старикам замкнуться в своем горе: ведь они видели, что натворили немцы, стали свидетелями расправы, потеряли близких.

Софья Радзиевская сумела рассказать эту историю детям бережно: тяжелее, наверное, будет взрослым читателям, которые понимают, что стоит за некоторыми строками. Основная часть книги – это труды и маленькие радости, успехи и неудачи болотных робинзонов, приключения и надежда. И еще один важный мотив: писательница говорит о том, чем сильнее всего ударила война по детям, – о сиротстве.

Иллюстрация: Юлия Казарницкая Иллюстрация: Юлия Казарницкая Саша отчаянно тоскует по маме – она военврач. После расправы фашистов над деревней он сделал выбор: не ушел с другим спасшимся мальчишкой на фронт, а остался помогать старикам и детям. Правильно ли он сделал? Не струсил ли? И с этими тяжелыми переживаниями Саше приходится справляться самому.

Гришака и Маринка ждут свою маму. Никто не решается сказать им, что она лежит там, где и все остальные односельчане. А Гришака ждет, ждет изо всех своих маленьких силенок и мысли не допускает о том, что мамы больше нет.

«– А мамка моя не пришла? – раздался около них низкий детский голос.

Степан обернулся. Маленькая фигурка в рубашке с забинтованными руками стояла перед ним. Широко раскрытые глаза смотрели с такой тоской, что все замолчали и опустили головы.

Молодой разведчик опередил Степана: нагнулся и осторожно взял за локти маленькие дрожащие руки.

– Ты Гришака? – серьезно спросил он.

Мальчик кивнул головой, не отводя взгляда от его глаз.

– Мы твое письмо нашли, – объяснил разведчик. – Вот и пришли. Твоя мамка тоже… – голос его дрогнул, – тоже вот так, может, придет. Ты… ты, Гришака, надейся, ладно? – добавил он и почувствовал, что руки мальчика перестают сопротивляться, поддаваясь ласке.

– Я-то надеюсь… даже ночью, – тихо ответил Гришака и опустил голову, но, почувствовав, что разведчик осторожно поднимает его на руки, сразу выпрямился и отступил. – Маринку возьми, – сказал он отрывисто. – Она маленькая. А я, я сам большой.

И, повернувшись, зашагал к дому. По тому, как он осторожно приподнимал вытянутые руки, можно было понять, как они мучительно болят».

И Андрюшка ждет маму. Но он постарше и уже понимает, что произошло. И поэтому всю любовь переносит на отца-партизана, неожиданно появившегося в их избушке. Читать сцену их встречи тяжело и радостно – так просто, выпукло и живо предстает перед нами радость человека, отчаявшегося найти сына – и нашедшего его.

«– Папа! – крикнул он отчаянно. – Папа!

– Сашок, куда это он? Тронулся, что ль? – И дед Никита приставил козырьком руку к невидящим глазам. – Гляди скорей, Сашок!

Но Саши тоже уже не было. Забыв про ружье и про волков, он выскочил из избушки: из леса на горку поднимались два человека в белых полушубках и белых шапках-ушанках.

Передний остановился и, подхватив Андрейку на руки, высоко поднял его над головой.

– Сынок! – произнес он громко и повторил совсем тихо: – Сынок… Сынок…

А Андрейка, прижимаясь к отцу, громко плакал и сквозь слезы твердил:

– Папа… папа…»

Иллюстрация: Юлия Казарницкая Иллюстрация: Юлия Казарницкая Особо стоит сказать о деде Никите и бабушке Ульяне. Все свои оставшиеся силы, умения, и жизненный опыт они положили на спасение детей. Увести от беды, сохранить, выкормить – эта миссия была для них главной, и провалившаяся в болото бабушка Ульяна кричит: «Детей спасайте!» А дед Никита отчаянно бросается с топором на волков. Они совершенно не думают о себе: увидев гибель родной деревни и зверскую расправу фашистов, старики теряют цель существования – и обретают ее в детях.

«На то мы, старики, и на свете живем, чтобы молодым около нас тепло было», – говорит бабушка Ульяна. А дед Никита остается в партизанском отряде: помогать молодым, подсказывать дорогу, потому что никто лучше него не знает окрестных лесов.

Повесть «Болотные робинзоны» оставляет удивительно светлое впечатление. Потому что она – не о смерти, не о жестокости, она не о том, ЧТО сделали фашисты с деревней. Она о любви. О рутинном ежедневном подвиге. О маленьких победах, и о больших тоже – например, о той, над волками, подобравшимися к Саше и Андрюшке, когда они возвращались в избушку. Жители маленького островка в болоте – старые и малые – сражались храбро, Гришака обжег руки горящими головешками. И победили! И выжили! И однажды Саша, проснувшись, оказался в объятиях своей матери, которую привезли в избушку партизаны.

И финал у книги – счастливый, прямо-таки сказочный – кажется очень логичным, вытекает из самого повествования. После войны Сашина мама стала мамой и для всех малышей с болотного островка. А как же могло быть иначе? Ведь тогда, в военные, самые страшные дни и ночи они уже стали одной семьей.

Мне кажется, такие книги очень важно читать именно для того, чтобы понять, как победила фашизм наша страна. Не только солдаты и офицеры на фронте победили, но и вот такие, старые и малые, в глухих лесах, в тылу приближали конец войны. Хотя бы тем, что, не думая о себе, берегли ближних. Просто знакомых, которые становились родными. А те, что на фронте, знали: там, за их спиной, изо всех сил берегут друг друга.

Обновлено: 10.01.2023

Есть книги любимые, есть не очень любимые. Есть, даже, такие, которые и не прочитаны ни разу. Так и лежат, ждут своего часа. Дождутся ли?

А есть книги, которые занимают в сердце, свое, особенное место, и затронут они ту часть души, о которой ты и не подозревал раньше. И пронесешь ты её через детство, юность во взрослую жизнь.
И расскажешь об этой книге свои детям, друзьям и знакомым.
И на книжной полке она займёт своё лучшее место. На виду.
Так и книга «Болотные робинзоны» Софьи Борисовны Радзиевской заняла в нашей семье своё особенное место.

Болотные робинзоны. Робинзоны? Приключения? А почему болотные?
И куда они бредут такие усталые, старые да малые. Подумала я, впервые увидев эту книгу.

Но, прочитав краткое содержание повести, я уже думала иначе.

Глядя на обложку книги, не читая содержания и самой повести, я бы ни за что не подумала, что эта книга о Великой Отечественной Войне.

Хотелось бы отметить автора этой книги.
В этом году Софье Борисовне Радзиевской исполнилось бы 126 лет. Многие её рассказы основаны на личном жизненном опыте, наполнены чувством любви к людям, животным.
А опора всему на свете — это жизнь.

Так и в повести «Болотные робинзоны» бесценна жизнь человека.

Лишит этой великой ценности, почти всю деревеньку, фашистский десант.
Бездушный, бесчеловечный, особенно, по отношению к детям.
Спасутся те, кого мы видим на обложке книги. Старые, да малые.

Книга.

И как долог и труден их путь на остров, на временное пристанище, по болоту. Но это не главное.
Главное, кроется в каждодневной заботе о ближнем, в труде. Для всех найдется работа по силам. И, малыши, не сидят без дела, стараются.

В борьбе за жизнь, сообща. И, даже, животные понимают это. Пример этому-эпизод борьбы медведя и быка. За ребят заступился бык, разозлился. Спас от неминуемой гибели. И как ребята за него переживают! Стоит прочитать и, Вы, не останетесь равнодушными.

Очень выделяется на фоне всех ребят мальчик Сашка.
Чувствами, эмоциями Сашки, буквально, наполнена эта повесть.
Его глазами видим мы происходящее вокруг и чувствуем, переживая.

Пришлось ему, раньше положенного срока, повзрослеть, cтать помощником деда и бабушки, которые сами о себе думают, лишь, в последнюю очередь.
Самое главное для них сейчас — во чтобы то ни стало, сберечь этих разновозрастных детишек, как будущее, точно солдаты — Родину!

Не один раз, восхитимся мы мужеством Сашки.
Его решительностью, ответственностью и добротой!

Сколько силы, как физической, так и моральной, потребовалось ему, чтобы дотащить, внука деда, Андрейку, найденного и чудом уцелевшего, через лес и болото на остров. Сравнимо с подвигом!
Очень поразил этот момент в повести, особенно, младшего сына.
Донести до конца и не сдаться, думая, только о друге.

Книга.

А лично меня, покорил, своим поступком, ещё и мальчик Гришака.
Cхватив горячую головешку, и, бросив её на волков, он выиграл тем самым, драгоценные минуты жизни, для Сашки и Андрейки.

Не спрятался от страха. Не остался безучастным.
Но, думаю, что ему было очень и очень страшно.
И не за себя он испугался больше, а за людей, которые, за небольшой промежуток времени, стали ему такими родными.
Вот она сила!

У книги добрый конец.
Даже, дочитав повесть до конца, возникает желание узнать, как же сложилась жизнь этих маленьких героев? Кем они стали? И где сейчас живут?

В книге нет страшных военных сцен. Нет жестокости. Нет крови. Как- будто и нет её войны. Зато, есть маленький домишко на острове (на болоте), желание жить, несмотря на многие трудности.
И победить единым целым, друг за друга.

И, незаметно для себя, ощущаешь своё участие в этом путешествии.
Эдаким робинзоном! На необитаемом острове. И учишься жизни. Немного, даже, сказочно.

Книга.

Повесть «Болотные робинзоны» захватила своим вниманием всю нашу семью. Невозможно было оторваться от книги, в прямом смысле этого слова. Всем.

Повествование очень динамичное.
Живое, захватывающее своим сюжетом от главы к главе.
Читаешь и замираешь.

Читали всей семьей, по очереди, вслух.
Старший сын решил для себя, дочитать книгу до конца, самостоятельно.
И до победного конца прочитал сам.
А, младший сын, до сих пор, перечитывает полюбившиеся ему эпизоды.

Возрастная категория 6+. На мой взгляд, прочесть эту книгу, лучше не раньше 8 лет.
На момент прочтения книги детям было 8 и 10 лет.
В книге употребляются устаревшие слова. Их значение можно увидеть внизу страницы.
Иллюстраций в книге совсем немного, они схематичны, тем самым, как бы, подчеркивается вся значимость происходящих событий. Художник Юлия Алексеевна Казарницкая.
Издательство » Речь». Слышите, как звучит! И чувствуется в этом слове, что-то родное и очень близкое. По крайней мере, мне. Родная речь.

Книга Софьи Борисовны Радзиевской Болотные робинзоны» даёт возможность задуматься о человечности к людям, животным, о дружбе и взаимопомощи.

А для современных школьников, на мой взгляд, повесть «Болотные робинзоны» достойна стать одной из первых, для ознакомления с темой Великой Отечественной Войны.

Рекомендую прочесть эту книгу и взрослым, и детям. А, лучше, прочитайте её вместе.

Рецензия Леликовна на книгу Болотные робинзоны

Идёт Великая Отечественная война. Мирная жизнь маленькой белорусской деревни Малинки прервана внезапно и безжалостно: селение оказалось на пути немецкого десанта и было целиком уничтожено фашистами. Чудом уцелевшие подросток Саша, дед Никита, бабушка Ульяна и несколько спасенных малышей уходят на затерянный среди леса и болот Андрюшкин остров… Увлекательная повесть Софьи Радзиевской расскажет читателям о жизни этого маленького и отважного отряда. А ещё — о том, что и в мирное время, и в пору тяжёлых испытаний более всего ценятся доброта, дружба, смелость и готовность прийти на помощь. Иллюстрации к книге создала Юлия Казарницкая, в чьих выразительных графичных рисунках оживает бесконечно добрая история о мужестве и стойкости взрослых и детей. Показать

Спасительный Андрюшкин остров

Софья Радзиевкая написала небольшую по объему, но такую наполненную действиями повесть, что, читая ее, удивляешься, как столько событий можно уместить среди нескольких коротеньких глав.

Маленькая белорусская деревенька Малинка, состоящая из 20 дворов, окружена густым лесом. За деревней расположено моховое болото, заросшее деревьями, куда не ступала нога человека несколько десятилетий подряд. Место это опасное и каждый в дереве знает, что там, сбившись с тропинки любого ждет верная смерть. Только необходимость могла бы заставить людей податься на болота.

Время Великой Отечественной войны. Немецкий десант ворвался в деревню, все дома сожжены, люди убиты. Выжить удалось немногим: нелюдимому и грубоватому деду Никите, добрейшей бабушке Ульяне и целому выводку разновозрастных детей из соседских семей. Собрав всех детишек, дед с бабкой решают укрыться от фашистов, отправившись по болоту на необитаемый Андрюшкин остров.

Грустная и добрая история заставляет задуматься о том, а как бы современные дети повели себя в подобной ситуации. Смогли ли отважиться взрослые, но не совсем дееспособные, взять на себя ответственность за чужих детей. Выжили ли бы люди в далеких от цивилизации болотах.

Конечно, повесть Софьи Радзиевской немножко сказочная, не хочу спойлерить, но чуть открою занавес. Подслеповатому деду удалось без потерь провести по топкому болоту сначала детей с козой, потом корову с бычком, а после дети кошку с собакой притащили для полной идиллии. Дети все без исключения оказались паиньками, слегка покапризничав, они даже не думали орать, истерить и вести себя так, как обычно ведут себя нормальные дети в неестественной для них ситуации. Мерзли, но сидели смирно, прижавшись друг к дружке, засунув холодные ножки под одеяло. Молодой бычок Мишка кинулся рогами на медведя, защищая своих маленьких хозяев, убил зверя, а сам даже не помялся. Растерзанная волками собачка Шейка, волшебным образом оживает в умелых руках бабушки. А маленький Гришка додумался отпугнуть волков, вытащив голыми руками дымящуюся головешку из печки. Таких моментов в повести довольно много, они умиляют и вызывают улыбку. Прошу заметить, без какого-либо сарказма, ведь я понимаю, что книга детская.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Главный Попко

Лучший ответ:

Главный Попко

Это повесть. Идет Великая Отечественная война. На землю около маленькой деревушки Малинки высаживаются вражеские парашютисты. Двое из мальчишек, игравших в лесу, убиты сразу же, два ранено (один из них серьезно) и один не пострадал (потому что прятался). Деревню спалили, в живых остался старый дед, бабушка Ульяна и несколько ребятишек. Приют и спасение для них — избушка вглуби «Андрюшкиной топи» (так называлось местное болото). Каких только трудностей не приходится преодолевать выжившим людям — надо позаботится и о детях, и о хозяйстве, всех накормить — напоить. Дети быстро становятся самостоятельными, даже маленький Гришака говорит, что «он уже большой» в конце книги. В книге есть битва быка с медведем и битва людей с волками — описано захватывающе и жутко. А в некоторых местах (особенно при описании встреч близких людей — сына и мамы, например) у меня было желание разреветься.
Повесть, наверное, подойдет тем взрослым, которые хотят вспомнить время, когда всякая удача казалась сама собой разумеющейся. Когда по опасному болоту можно было спокойно бегать, приводить туда найденных корову с быком, потом кошку, потом собаку — и ничего. Смерть детей, смерть людей в принципе еще не воспринимается, как нечто бесповоротное, хотя дети в повести мыслят здраво и взрослые не по годам, даже самые малыши. Это история, где бык бросится на медведя и убьет его, защищая ребятишек, а собака выживет вопреки всему. Это очень теплая история о том, что нельзя опускать руки и всегда следует верить в лучшее, потому что это лучшее придет. Естественно, здесь счастливый конец, естественно, все спасены, естественно, они возвращаются в Малинку, чтобы отстроить ее. Но разве может быть по-другому?

Это повесть. Идет Великая Отечественная война. На землю около маленькой деревушки Малинки высаживаются вражеские парашютисты. Двое из мальчишек, игравших в лесу, убиты сразу же, два ранено (один из них серьезно) и один не пострадал (потому что прятался). Деревню спалили, в живых остался старый дед, бабушка Ульяна и несколько ребятишек. Приют и спасение для них — избушка вглуби «Андрюшкиной топи» (так называлось местное болото). Каких только трудностей не приходится преодолевать выжившим людям — надо позаботится и о детях, и о хозяйстве, всех накормить — напоить. Дети быстро становятся самостоятельными, даже маленький Гришака говорит, что «он уже большой» в конце книги. В книге есть битва быка с медведем и битва людей с волками — описано захватывающе и жутко. А в некоторых местах (особенно при описании встреч близких людей — сына и мамы, например) у меня было желание разреветься.

Повесть, наверное, подойдет тем взрослым, которые хотят вспомнить время, когда всякая удача казалась сама собой разумеющейся. Когда по опасному болоту можно было спокойно бегать, приводить туда найденных корову с быком, потом кошку, потом собаку — и ничего. Смерть детей, смерть людей в принципе еще не воспринимается, как нечто бесповоротное, хотя дети в повести мыслят здраво и взрослые не по годам, даже самые малыши. Это история, где бык бросится на медведя и убьет его, защищая ребятишек, а собака выживет вопреки всему. Это очень теплая история о том, что нельзя опускать руки и всегда следует верить в лучшее, потому что это лучшее придет. Естественно, здесь счастливый конец, естественно, все спасены, естественно, они возвращаются в Малинку, чтобы отстроить ее. Но разве может быть по-другому?

Во время Великой Отечественной войны мать Сашки, врач Вера Николаевна, уехала на фронт, отправив сына к бабушке Ульяне в деревню Малинку.

Недалеко от Малинки высадился вражеский десант, и немцы, узнав от оказавшихся рядом мальчишек, где находится деревня, убили их, а деревню с жителями сожгли.

Оставшиеся в живых Сашка, его бабушка и несколько детей отправились с дедом Никитой в место, о котором знал только он — на Андрюшкин остров, стоящий среди болотной топи.

Они выживали там, как могли — совершали вылазки за картошкой, шили одежду из заячьих шкур, спасались от диких зверей.

Читайте также:

      

  • Гол в свои ворота сочинение
  •   

  • Почему необходимо защищать детство сочинение
  •   

  • Любимая телевизионная семья в россии на английском с переводом сочинение
  •   

  • Some people think that computer games are better than life сочинение
  •   

  • Сочинение на тему мое любимое стихотворение пушкина о природе

Предмет: Родная
русская литература.

Тема: C.
Радзиевская «Болотные робинзоны».

Тип урока:
комбинированный.

Класс: 6

Цель: подготовка
к написанию сочинения по теме «Дети войны»

Задачи:

1.Обучающие.

·       
Познакомить  учащихся с произведением
Софьи Радзиевской  «Болотные робинзоны»;

·       
Расширить представления учеников о понятии
«Дети войны»;

·       
Рaзвивaть
комп
eтенции,
способствующие формированию н
aвыков
aнализa
лит
eрaтурного
произведения;

·       
Развивать навыки исследовательской работы;

·       
Развивать навыки выразительного чтения,
устной монологической речи;

·       
Развивать у детей воображение,
наблюдательность и способность сопереживать другим людям;

2.
Воспитательные.

·       
Воспитание уважения к людям старшего
поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны;

·       
Воспитывать интерес к учебе, предмету;

·       
Воспитывать умение работать в парах, в
команде;

·       
Воспитывать самостоятельность;

·       
Вызывать у детей чувство гордости за свою
страну; воспитывать интерес к ее героическому прошлому;

·       
Формировать у детей патриотические чувства
и представление о героизме;

Средства обучения:
текст произведения Софьи Радзиевской «Болотные робинзоны» , презентация «Дети
войны», проектор, персональный компьютер.

Ход урока.

1.     Организационный
момент.

Приветствие.
Подготовка учащихся к работе. Запись числа. Сообщение темы. Совместное
формирование цели урока.

-Здравствуйте
ученики

-Здравствуйте….


Сегодня мы познакомимся с произведением С.Радзиевской «Болотные робинзоны», как
вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети
предлагают свои варианты ответов (Правильный ответ- о детях войны).

2.     Проверка
домашнего задания. 

1 группа- сообщения о пионерах-партизанах.

2 группа- стихотворения о войне.

3 группа- повторение ранее изученного
материала.

3.     Изучение
нового материала.

Чтение
стихотворения  Л.М. Голодяевской, «Дети войны».

Дети войны — и веет
холодом,

Дети войны — и пахнет
голодом.

Дети войны — и дыбом
волосы:

На челках детских седые
волосы.

Земля омыта слезами
детскими,

Детьми советскими и не
советскими.

Их кровь алеет на плацах
маками,

Трава поникла, где дети
плакали.

Дети войны — и боль
отчаянна!

О,
сколько надо им минут молчания…

 Учитель: Если бы захотели почтить минутой молчания
каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет. Их
называли – «Дети войны». Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли 9168 детей,
каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1
ребенок. Как выдумаете сколько всего погибло детей во время Великой
Отечественной войны? Давайте посчитаем, 9168 умножаем на 1418 дней, именно
столько длилась война (ответ:13000224 детей.
(межпредметная
связь урока истории и математики)).

Вдумайтесь,
какая это страшная цифра. Давайте почтим память минутой молчания.

Проводится
минута молчания.

Учитель:
Переходим к теме нашего урока. Но прежде чем мы приступим к прочтению
военной прозы,
(заранее выбранные учащиеся)… расскажет нам об авторе,
пожалуйста…

Ученики
которым было задано найти информацию и подготовить сообщение с презентацией о
Софье  Радзиевской презентуют свой доклад классу.

Учащиеся
внимательно слушают и записывают главное из сообщения.

Учитель:
Спасибо (ставит отметки).

Из
приключенческой  повести мы узнаем о том, что произошло в деревне  Малинка во
время Великой Отечественной войны.             
            Писательница вводит в интересный мир и заставляет читателей оценить
нежность, самоотверженность, героизм и мужество детей и взрослых.

Чтение
первых 2-х глав без вопросов.

Чтение
глав «Они!» и «Где искать спасения?»

Вопросы
по прочитанному:


Как повели себя ребята при встрече с немцами?


Кому и как удалось спастись в лесу?

-Что
увидел Сашка когда вошел в сожженную деревню?


Назовите всех героев данных глав и какова их судьба?

Чтение
главы «На Андрюшкин остров»

Вопросы
по прочитанному:


Скажите, как ведут себя герои повести и почему?

Чтение
оставшихся глав, после которой следует викторина.

Викторина.

1. 
Кто такие «робинзоны»?

2.
Как называлось болото, расположенное по ту строну речки Малинки? (Андрюшкина
топь)

3.
Что спасло Сашу от гибели при встрече с немцами? (Он спрятался в дупле) 

4.  
Сколько детей спасли бабушка Ульяна и дед Никита? (Семь)

5.Назовите
имена самых маленьких «робинзонов». (Павлик и Наталка, Ванюшка)

6.Какие
животные зимовали на острове вместе с людьми? (бык Мишка, корова Рыжуха, коза
Манька, собака Шейка, кошка)

7.Что 
устроили партизаны в  избушке после отправки «робинзонов» в тыл? (госпиталь для
раненых)                                                                                                                                                                                                                                   
                                                                                                                                                                                                                    

4.     Подведение
итогов.

Учитель:
Итак, сегодня мы с вами познакомились с произведением «Болотные робинзоны»,
ответьте на следующие вопросы:


О чем данное произведение?


Какие эмоции вы испытывали по мере прочтения произведения?


Понравилось ли вам произведение? Почему?

5.     Домашнее
задание.

Сочинение
на тему «На кого из героев я хотел быть похожим».

Сочинение
пишется по структуре, которую заранее учитель дал учащимся.

  • Почему рассказ называется бирюк
  • Почему рассказ называется белый квадрат
  • Почему рассказ называется бедные люди
  • Почему рассказ называется автобиографическим уроки французского
  • Почему рассказ назван яблочный спас