Опубликовано 1 год назад по предмету
Другие предметы
от dima5299926
Помогите почему рассказ называется Дом семи мастеров О каких мастерах идёт речь
-
Ответ
Ответ дан
sema141523Ответ:
потомучто дочки сестрицы-мастерицы
-
Ответ
Ответ дан
meirambayaminaОтвет:
Ну нашла , наверное правильно
-
Ответ
Ответ дан
dima5299926Вопрос О каких мастеров идёт речь!!!!!!!!
-
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
Задай вопрос
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
- Главная
- /
- Другие предметы
- /
- почему рассказ называется…
Другие предметы, 04.12.2021 13:37, Maxys365
почему рассказ называется Дом семи мастеров О каких мастерах идёт речь
Всего ответов: 1
Показать ответы
Другие вопросы по: Другие предметы
.(Вокруг окружности описан четырёхугольник авсд, у которого ав-7см, вс-8см, ад-9см. найдите длину стороны сд.)….
Опубликовано: 27.02.2019 10:30
Ответов: 2
.(Найдите такое десятизначное число, в котором его первая цифра обозначает общее количество нулей, вторая-общее количество единиц и так далее до последней цифры, обозначающей колич…
Опубликовано: 27.02.2019 18:10
Ответов: 1
.(Втреугольнике дое сторона ое больше стороны де на 15 см, а сторона де меньше стороны до на 30 см. найти периметр этого треугольника, если де =45 см.)….
Опубликовано: 28.02.2019 21:40
Ответов: 3
Сщставьте уравнение реакции соеденения кислорода со следующими простыми веществами: а)натрием; б)магнием; в)цинком; г)серебром; д)алюминием….
Опубликовано: 01.03.2019 00:20
Ответов: 1
Какая из функций возрастает на всей области определения: 1) y=lg x 2)y=x^3 3) y=0.5x какая из функций убывает на всей области определения: 1) y=0.5^x 2) y=-5x 3)y=корень x…
Опубликовано: 01.03.2019 17:10
Ответов: 1
Может ли возраст или рост быть помехой для хороших дел? на пишите текст-ответ на этот вопрос 5 класс…
Опубликовано: 01.03.2019 19:30
Ответов: 2
Знаешь правильный ответ?
почему рассказ называется Дом семи мастеров О каких мастерах идёт речь…
Популярные вопросы
Решите уравнения! 3(x+20)-4x=10 2x+3(x+10)=380 5(x+2)-6(x-2)=5…
Опубликовано: 28.02.2019 16:40
Ответов: 3
.(Влесной школе белочка и заяц начертили по одной фигуре каждый. эти фигуры были разными заяц не стал чертить многоугольник . белка не стала чертить круг и многоугольник .кто какую…
Опубликовано: 28.02.2019 22:30
Ответов: 2
:допишите предложения 1) непостоянные структуры цитоплазмы в виде пузырьков, гранул, кристалов: 2) способность анализатова реагировать только на соответствующий раздражитель: 3)…
Опубликовано: 01.03.2019 23:00
Ответов: 3
Вставь в некоторых местах между пятью двойками, записанными в ряд, знаки действия так, чтобы в результате получилось 7…
Опубликовано: 07.03.2019 12:50
Ответов: 3
Туристы отправились на прогулку на лодке. до првала они плыли 3/4 часа, обратный путь занял у них на 1/2 часа больше. сколько времени длился привал, если на всю прогулку ушло 5 2/3…
Опубликовано: 07.03.2019 12:50
Ответов: 2
Найдите углы равнобедренного треголника если угол при его основании равен 70*…
Опубликовано: 07.03.2019 13:50
Ответов: 1
Довжина сторони квадрата а см. склади вирази для знаходження периметра і площі квадратаю. знайди значення виразів, якщо а=36…
Опубликовано: 08.03.2019 00:10
Ответов: 3
Стороны оснований правильной треугольной усеченной пирамиды равны 4 и 8 см угол между плоскостями боковой грани и основания равен 30 градусов найти площадь боковой поверхности этой…
Опубликовано: 08.03.2019 01:00
Ответов: 3
Укажіть правельне закінчення твердження — «фенол погано розчиняється у воді тому що «: а)між його молекулами та молекулами води утворюються водневі звязки б)між його молекулами та…
Опубликовано: 08.03.2019 09:40
Ответов: 1
Пешеход проходит расстояние между деревней и посёлком со скоростью 4км/час, если он увеличит скорость на 2км/час, то придёт в посёлок на 1 час раньше. найдите расстояние между дере…
Опубликовано: 08.03.2019 09:50
Ответов: 2
Случайные вопросы
- Предмет: Другие предметы
- Автор: dima5299926
- Вопрос задан 4 года назад
<
>
Помогите почему рассказ называется Дом семи мастеров О каких мастерах идёт речь
Ответы
Ответ дал: sema141523
5
Ответ:
потомучто дочки сестрицы-мастерицы
Похожие вопросы
Математика
4 месяца назад
пожалуйста на задание номер 1а и 1b
История
4 месяца назад
Ну ты же такой скоростью Trailblazer
Биология
5 месяцев назад
Политиця належить до росллин
Алгебра
5 месяцев назад
Виконайте множення Виконайте множення
Математика
5 лет назад
Надо решить уравнение
География
5 лет назад
Какое упражнение не относится к акробатике мостик визг урок прыжок в длину
Геометрия
6 лет назад
В трапеции ABCD продолжения боковых сторон AB и CD пересекаются в точке М, AD=2BC, F- середина AD. Докажите, что BMCF — параллелограмм.
Геометрия
6 лет назад
what does the fox say
Похожие вопросы:
Другие предметы, 07.03.2019 12:15
Впрямоугольном треугольнике авс угол с=90 градусов ас=12м; tg угла в=4/3.найдите второй катет и гипотенузу треугольника
Ответов: 3
Другие предметы, 07.03.2019 11:02
Доказать что если (a²+b²)/(ab+1) делиться нацело, то тогда корень взятый с данного числа будет целымчислом.
Ответов: 1
Другие предметы, 07.03.2019 18:12
Расстояние между двумя причалами составляет 48 км. моторная лодка отъехала на четверть часа от всей дистанции. оставшееся расстояние было проехано 9 км / ч. сколько часов катер путешествовал между двумя причалами?
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 06:39
1) 21-√2х-7=х 6 2)√9-5х=√3-х+ √3-х 3) 6-х-х^{2} 6-х-x^{2} = 2х-5 х-2
Ответов: 3
Другие предметы, 08.03.2019 13:01
Как форма рондо может воплощать множество смыслов художественного произведения расскажите на примере стихотворения брюсова рондо
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 12:31
Сколько должно быть свободных переменных, например 100 поставщиков, 90 потребителей. транспортная
Ответов: 2
Другие предметы, 08.03.2019 11:32
Ящике было яиц 155,а другой яиц 55.сколько яиц в ящике?
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 16:50
Производителтность кока 180 п/ч сколько ему понадобится времени чтобы слепить 170 пельменей 4 класс без дробей можно решение!
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 15:52
Найдите растоянте между точками кординатной премой n(-4) и c(-9)
Ответов: 3
Другие предметы, 08.03.2019 20:52
Ночью туплю: ) 4/11+1/2= подскажите плез! а потом 19/22: на полученное число сверху)= плез
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 20:18
Отрезок длиной 40 см разделен точкой на части, длины которых относятся как 3: 5.найдите длину большей части.
Ответов: 2
Другие предметы, 08.03.2019 20:15
При збільшенні круга його площа збільшилась у 9 разів. у скільки разів збільшилась довжина кола цього круга?
Ответов: 1
Вопросы по другим предметам:
Алгебра, 02.03.2019 19:40
Алгебра, 02.03.2019 19:40
Математика, 02.03.2019 19:40
Математика, 02.03.2019 19:40
Математика, 02.03.2019 19:40
Русский язык, 02.03.2019 19:40
Математика, 02.03.2019 19:50
Геометрия, 02.03.2019 19:50
Русский язык, 02.03.2019 19:50
Похожие вопросы:
Другие предметы, 07.03.2019 04:49
Вкоординатной плоскости отметьте точки а(-3; 2) b(-6; 3) c(2; -2) d(8; -6) начертите отрезки ав и cd
Ответов: 1
Другие предметы, 07.03.2019 14:54
Впервый день продали 3/10 кг всех фруктов, во второй- остальные 70кг. сколько всего кг фруктов продали за два дня
Ответов: 3
Другие предметы, 07.03.2019 19:59
Мистер фокс собирается выписать на доску все восьмизначные числа сумма цифр которых равна 71 сколько чисел на пишет на доске мистер фокс
Ответов: 3
Другие предметы, 07.03.2019 19:53
Составить слово из букв к г л о п а у р
Ответов: 1
Другие предметы, 07.03.2019 19:53
На двух полках было одинаковое к-во книг. после того как с одной полки переложили на другую 4 книги, к-во книг на одной полке стало в 2 раза больше, чем на другой. сколько всего книг на двух полках?
Ответов: 3
Другие предметы, 07.03.2019 17:23
2.определи порядок действий. вычисли записывая действия столбиком. 325×3-324: 9×6=?
Ответов: 2
Другие предметы, 08.03.2019 03:58
Пошаговое объяснение обязательно
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 12:47
Назовите причины инновационных процессов в воспитании.
Ответов: 3
Другие предметы, 10.03.2019 07:47
6класс стр 47 номер 233 весь номер надо
Ответов: 2
Другие предметы, 10.03.2019 08:54
Решить задпчу! в комнате 2книж. шкафа -на180книг и 270книг. во втором шкафу на 3полки больче. сколько полок в каждом шкафу если на всех полкаходинаковое количество книг?
Ответов: 1
Другие предметы, 10.03.2019 09:37
Решить уравнение.я сома не понимаю как решать!
Ответов: 2
Другие предметы, 10.03.2019 09:36
2. за 20 минут автобус проехал 23 километра. сколько километров он проедет за 35 минут, если будет ехать с той же скоростью? 3. велосипедист проехал за 45 минут 10 километров. сколько проедет велосипедист за 1 час, если будет ехать с той же скоростью? 1-40,25, 2-13 целых одна третья. нужно решение
Ответов: 2
Вопросы по другим предметам:
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Другие предметы, 17.04.2019 00:10
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тепло родного дома
Русские мастера
Родной язык (русский)
7классУчитель Лунёва Т.И.
МБОУ «Мокрушинская СОШ» -
2 слайд
Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастераР.И. Рождественский
-
3 слайд
Как нужно понимать значение пословицы?
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброгоВсякая работа мастера хвалит
-
4 слайд
А в старину образ Родины для русского человека был связан с крепкой рубленой избой.,
сторожевой башней под шатровой крышей
и высоким храмом , из которого льётся колокольный звон -
5 слайд
Строительство Московского Кремля
при князе Юрии Долгоруком.
Худ. А.М. Васнецов, 1917г. -
6 слайд
Дмитриевский собор. Владимир. 1194-1197
Орнаментальная белокаменная резьба в
верхней части прясел -
7 слайд
Владимир Алексеевич Солоухин
«Камешки на ладони»О каких же камешках расскажет нам
В.А. Солоухин?Стр.106 -108 (фрагменты)
-
8 слайд
Какая информация соответствует содержанию?
1. В бывшей России была сплошная неграмотность, темнота и невежество.
2. В бывшей России было много умельцев, мастеров высокого класса. -
9 слайд
Кого называли мастерами своего дела?
-
-
11 слайд
Кижи. Крестьянский дом
-
12 слайд
Кижи. Музей-заповедник
-
13 слайд
Кижи. Музей-заповедник
-
14 слайд
Кижи. Музей-заповедник
Церковь Преображения господня, Церковь Покрова Богородицы и колокольня. -
15 слайд
Какая информация не соответствует содержанию?
Кижи – музей заповедник под открытым небом, созданный в ХХ веке.
Кижи – музей- заповедник, в котором архитектурные сооружения созданы без использования гвоздей. -
16 слайд
О каких же камешках рассказал нам
В.А. Солоухин?
Почему рассказ называется «Камешки на ладони» -
17 слайд
Церковь Покрова на Нерли
-
18 слайд
Церковь Покрова на Нерли
Как понимаете значение слова «СТРУГ», БУЛГАРЫ»? -
19 слайд
Какая информация соответствует содержанию?
Покров на Нерли построен из остатков белого камня.
Покров на Нерли построен шутя, «из отходов».
Покров на Нерли — построен как один из основных владимирских соборов. -
20 слайд
Какая информация соответствует содержанию?
Покров на Нерли построен в 1166году на пересечении торговых речных путей.
Покров на Нерли построен по велению князя Андрея Боголюбского.
Храм был построен за 3-4 сезона. -
21 слайд
Церковь Покрова на Нерли
Почему церковь покрова на Нерли именуют Белым лебедем?
Цели урока:
- показать важность и актуальность проблемы, поднятой писателем;
- помочь школьникам понять, что автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим искренне чувствовать, понимать красоту;
- содействовать воспитанию духовно богатой личности;
- развивать творческие способности школьников.
Оборудование: выставка книг В.М.Шукшина, портрет писателя, презентация (приложение).
Ход урока
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Учитель читает наизусть стихотворение.
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
Учитель. Какие рассказы Шукшина вам известны? О чём они?
(«Обида», «Волки». Через все его произведения проходит мысль: надо человеком быть! Не важно, где живут герои Шукшина. Главное – как человек живёт и какой это человек.)
Слово учителя. Писал В.М.Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском человеке, о России. Сегодня мы обращаемся к рассказу Шукшина «Мастер».
Беседа по вопросам.
- Кто является героем рассказа? (Сёмка Рысь – непревзойдённый столяр, мастер своего дела.)
- Каким изображает его автор? (Рассказ начинается так: «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр. Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Сёмка снимает рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она – в руках…Красивые руки. Топорик в них – игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости…»)
- Почему в деревне все называют его уменьшительным именем – Сёмка? (Не пользуется своим мастерством, чтобы улучшить своё благосостояние. Мастерство для него не является источником процветания в жизни.)
- Но вот внимание героя привлекла к себе талицкая церковь. Что вызвало интерес? (Она показалась Сёмке необыкновенно красивой – той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время.)
- Прочитайте, как она описывается в тексте? (Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Ещё с детства помнил Сёмка, что если идёшь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора вздрогнешь, — внезапно увидишь церковь, белую, лёгкую среди тяжкой зелени тополей.
В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже давно была закрыта и дала в стене трещину. Казалось бы – две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то за косогором – какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что лёгкая, и что открывалась глазам внезапно…Чебровскую было видно за пять километров – на то и рассчитывали строители. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся сразу…) - Рассмотрим несколько фотографий с изображением русских церквей. (Слайды с изображением церкви Иоанна Предтечи в Новгороде, Покрова на Нерли и другие). Какая из них вам кажется больше похожей на талицкую? Почему? (Дети обычно выбирают храм Покрова на Нерли). В самом рассказе позже говорится, что талицкая на церковь Покрова на Нерли очень похожа, почти её копия, выполненная в 17 веке).
По какой ты скроена мерке?
Чей твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты, что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени – белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал – и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали…
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
(Н.Коржавин)
- В чём же красота и притягательность этого храма. Послушаем сообщение по теме «Особенности древнерусской архитектуры, её сакральный смысл и символика».
Появление архитектуры как искусства на Руси связано с принятием христианства в X веке, и учителями русских были византийские зодчие.
Копирования византийских образцов не было. Появились свои национально-своеобразные формы.
Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов.
Если плоский византийский купол символизировал восходящее солнце, то полуциркулярная русская глава с заострённым кверху «языком» подобна пламени над лампадой. В форме « шелома» пламя становится более вытянутым, и, наконец, глава приобретает форму «луковицы» — символа свечи горящей. Образ свечи поддерживается и тем, что купола церквей, когда только позволяли средства, покрывались позолотой.
Древнерусский зодчий не борется с природой, он лепит из природного материала нечто очень рукотворное.
Интересно само соотношение слов «зодчий» и «архитектор». Слово «архитектор» как бы предполагает наличие расчёта, чертежа, строго продуманного плана, в то время как зодчие Древней Руси работали «на глазок», без чертежей, по одному вдохновению, держа общий план в голове. Поэтому в древнерусских храмах практически не бывает симметричных окон, циркулярно правильных арок, идеально прямых линий. Древние постройки, выполненные из местного камня, органически сливались с окружающей природой.
- В рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не назван архитектором. Он строитель, мастер, зодчий. Этот нюанс помогает понять и самого Сёмку, который наверняка работает по вдохновению, как дано от бога. А о чём же думал Сёмка, глядя на церковь? Прочитать от слов: «Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит… Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители её, давно стала прахом та умная голова, что задумала её такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чём же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушёл. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа».
- Каким настроением проникнут этот отрывок? Какие слова вы считаете ключевыми? («Светлая каменная сказка». Ощущение праздника, всплеска души, необходимость которого в жизни каждого человека остро осознавалась Шукшиным. Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения. Чистый звук души – как колокол.)
(Включаем запись колокольного звона.)
- Чем же вызвано решение Сёмки отреставрировать талицкую церковь? Пересказ эпизода от слов: «Посмотрел Сёмка и заметил…» до слов: «Он вылез из церкви и пошёл домой». (Сёмке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. Он на момент как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. И он представил, как это может быть красиво. Эти два момента подчёркивают Шукшин, когда пишет о Сёмке: «обеспокоенный красотой и тайной».
- Послушайте, как выразил свои чувства поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Старый храм»:
Как всё здесь неуклюже и негладко,
Пороги вязнут в вековой грязи,
И храма циклопическая кадка
Бесформенною кажется вблизи.Уходит ввысь уверенно и хмуро
Замшелая бугристая стена,
И камня первозданная фактура
Щербата и ничем не смягчена.Но вверх взгляни – над сизыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту:
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту.Он рвётся ввысь, торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылён, —
Для бога он иль не для бога строен,
Но человеком был воздвигнут он.И нет в нём лицемерного смиренья, —
Безвестный зодчий был правдив и смел,
Он стал творцом – и окрылил каменья,
И гордость в них свою запечатлел.И ты стоишь на каменном пороге,
И за людей душа твоя горда, —
Приходят боги и уходят боги,
Но человек бессмертен навсегда.
- К чьей помощи прибегает Сёмка, чтобы отреставрировать церковь? (Едет в действующую церковь, к писателю, облисполком)
(Инсценирование: 3 встречи Сёмки.)
- Что общего во взгляде на церковь митрополита, просвещённого чиновника? (Они смотрят на талицкую церковь, взвешивая её культовую или историческую ценность. И никого не волнует духовность и красота.)
- Игорь Александрович говорит Сёмке, что обманулся так же, как и он. Но обманулся ли Сёмка? (Нет. Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Но красота-то какая!» Для него дорога была сама красота, чистая и бескорыстная.
Священник, писатель, представитель власти – пастыри народа. И они оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ибо в небрежении находится храм, а храм – это душа народа, опора его нравственности.) - Прочитайте, чем заканчивается рассказ? Что это за течение, против которого устал загребать Сёмка?
- Почему рассказ называется «Мастер»?
1-й ученик. Сёмку, героя рассказа В.М.Шукшина «Мастер», талицкая церковь привлекла своей необычностью, лёгкостью, какой-то тихой, незаметной сразу красотой. Она скромно пряталась под косогором, открывалась только тому, кто к ней шёл, причём неожиданно, сразу выступала из зелени тополей, такая лёгкая и белая. Шукшин пишет о ней с любовью, даже нежностью, как будто о человеке. Мастер, который её создавал, чувствовал красоту и сумел передать её в камне. И вот живёт она уже много лет, радует тех, кто может оценить и понять её. Значит, жива душа того древнего мастера. Поэтому и тянется к ней душа другого человека. Их объединяет красота.
2-й ученик. Я думаю, что древнего мастера, задумавшего и поставившего талицкую церковь, переполняло чувство красоты, радости. Он воплотил эти чувства, выразил свою душу в своём творении – церковке. Теперь она радует людей. Мастера давно уже нет на свете, а он продолжает радовать людей.
В рассказе есть такие слова: «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…» Я думаю, уметь радоваться – это редкий дар, он дается далеко не каждому. Герой рассказа, Сёмка Рысь, радовался, глядя на эту светлую сказку, созданную мастером.
Заключительное слово учителя. Мы пришли к выводу, что в рассказе «Мастер» говорится о единстве, слиянии душ Сёмки и безвестного зодчего; название рассказа подчёркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.
В.М.Шукшин в своих рассказах отвечает на жизненные вопросы и не заставляет, а словно просит задуматься, «про душу не забыть», стать немного добрее. Мы видим в писателе те качества, которыми он наделяет своих героев: доброту, широту душевную, любовь, искренность, стремление к справедливости, человечности, красоте – черты, которые заметил Шукшин в русском человеке.
(Чтение стихотворения наизусть.)
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну!
За все твои страдания и битвы.
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутов воды
Люблю навек, до вечного покоя,
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Включаем запись колокольного звона.)