Почему рассказ называется дремучий медведь

Урок
литературного чтения

Тема:  К. Паустовский «Дремучий медведь»

Цель: работа с текстом рассказа  К.
Паустовского «Дре­мучий медведь», воспитание любви к природе.

Задачи:

— закрепление знаний о творчестве К. Па­устовского,
знание содержания рассказа;                         воспитание чуткого
и бережного отношения к родной при­роде;

—  развитие способности языкового анализа
художественных произведений и мышления, связной речи, творческого воображения;
умения находить и ис­пользовать выразительные средства  языка в собственных
высказываниях, анализировать прочитанное, находить ответы на поставленные
вопросы.

Оборудование: карточки
для индивидуальной работы, аудиозапись, «Рефлексия».

                                                                Ход
урока

1.     Организационный
момент.

— Умеете ли вы слушать и слышать природу?

— Как нужно строить свои отношения с ней?

Послушайте отрывок из рассказа и назовите автора и название
рассказа.

Слушание отрывка из произведения.

2.     Сообщение
темы и формулирование задач урока.

— Из какого произведения отрывок вы прослушали? Кто автор?

— Знакомы ли вы с этим произведением?

Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

— Какие задачи поставим перед собой? (заслушиваются ответы )

    3. Словарная работа.

Какие непонятные слова встретились нам в
тексте, что они обозначают?

Крутояр – крутой, обрывистый берег.

Осокорь – разновидность тополя.

Шпенек — тонкий стержень.

 — Какие слова вам показались необычными,  какое значение они
имеют?

* Почему Паустовский назвал рассказ «Дремучий мед­ведь»?

— Какое толкование этого словосочетания вы можете предложить?

— Как называется этот литературный прием? (Метафора.)

  4. Работа с текстом произведения.

Анализ.

— Назовите главного героя рассказа. Кто он? Чей внук?

— Чем занимался Петя?

— Как Петя от­носился к родной природе?

— Кто жил на берегу реки?

Докажите, что Петя — любознательный и вежли­вый мальчик. Кем он
интересовался?

— Как
животные и растения относились к Пете? Найдите доказательства в тексте.


Какая беда приключилась с Петей?

— Как
реагировала природа на появление медведя?


Испугался ли Петя? Найдите отрывок, описывающий этот момент.


Справился бы он один с медведем?

— Как
природа заступилась за Петю?

— Как
поблагодарил Петя природу?  Прочитайте этот отрывок.


Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было
интересно читать? (эпитеты, олицетворение)

Работа
над композицией.

— На какие части можно раз­делить рассказ?

Экспозиция. Знакомство с Петей, бабкой
Анисьей и местом событий — рекой Высокой. Завязка. Между Пе­тей и
обитателями реки складываются дружеские отно­шения.

Развитие действия. Но в лесу живет злой и голод­ный
медведь Дремучий, который хочет съесть телят.

Кульминация. Медведь старается переплыть на
дру­гой берег. Природа защищает своего друга, доброго и ува­жительного пастушка
Петю от злого медведя.

Развязка. Медведю пришлось вернуться в
дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

Самостоятельная работа с текстом. (по
карточкам)

Ф.И. учащегося __________________________

1.   Найди строчки с ошибками.
Исправь их.

а)  Берега крутые, все в колосистых травах, в деревьях.

б) В иных местах даже в полдень было хмуро от старых ив.  
(пасмурно)

в) Рощицы молодых осин растут на берегу, и все осиновые лис­тья
вместе блестят на солнце.                            (толпятся, дружно)

г) В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно.

д)  Там щебетали разные птицы, а дятел колотил и колотил со
всего размаху клювом по сухому осокорю.  (хлопотали)

е) Пониже птиц, над всякими цветами летали ворсистые шмели, пчёлы
и стрекозы.

2.   Укажи стрелочками пропущенные
слова.

а)   Старый пастух Семён-чаёвник
подарил                                                                                                
Пете рожок, и Петя трубил в него над
ре-                                                  
1) скликал                                                                   
кой, …
телят.                                                                                                    
2) созывал

б) Ежевика на крутоярах так крепко хватала                                             1)
сопел Петю за ноги, что он долго возился и …
от                                                  
2) кряхтел натуги,
прежде чем мог отцепить колючие

плети.

в) Но никогда он, …, не хлестал ежевику
пал-                                             
1) разозлясь кой и не
топтал ногами, как все остальные                                               
2) осердясь

мальчишки.

г)  Сначала они привыкли к Пете, а потом
по-                                          
1) не озоровал любили
его за то, что …: не сбивал
папками                                              
2) не баловался гнёзд,
не связывай стрекоз за лапки ниткой,

не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.

д) Петя …, руки у него затряслись, и уронил он                                         
1) поднялся свой рожок в траву посредине реки
плыл,                                                
2) вскочил загребая
когтистыми лапами, старый мед­ведь, отплёвывался и рычал.

е)  Закричал Петя, …, схватил длинный
свой                                            
1) заплакал кнут,
размахнулся.
                                                                               
2) засвистел

ж)  Тогда Петя … шапку и низко
поклонился                                            
1) стащил деревьям,
шмелям, реке, рыбам, птицам и                                               
2)
снял

бобрам.

з)  — Звери за тебя не зря заступились,  
…!                                           
1)Петя

                                                                                                                       
2)
Петруша

3. Восстанови последовательность событий. Запиши цифры в ряд.
3-1-2-5-4-7-8-6

1)   Старая ива наклонила самую могучую ветку и
начала изо всех сил хлестать ею медведя по худым бокам.

2)   Взвыл медведь, испугался насмерть, воет и
собственного воя не слышит, слышит один хрип.

3)   Но не успел он это подумать, как ежевика
вцепилась колю­чими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни
рвался, она его не пускала.

4)   Медведь начал кататься по земле,
отбиваться лапами, за­кричал истошным голосом и полез обратно в реку.

5)   Чихнул медведь, шмели вылетели, но тут же
налетели пчё­лы и начали язвить медведя в нос.

6)   Он рванулся над водой изо всех сил,
ободрал бока, замутил всю реку, но всё-таки вывернулся и выплыл.

7)   Как только медвежий хвост окунулся в воду,
окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил
медведя в омут.

8)    И так ловко рассчитали бобры, что ольха
самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к
иловатому дну.

4.   Где автор использует метафоры?

а) Однажды Петя видел, как бобёр вылез из воды, сел па бере­гу
и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить.

б) Думал медведь, думал, нюхал воду, скрёб
в затылке и наконец решился
прыгнул в воду, ахнул и
поплыл.

в) Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит
стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается.

г) А медведь нырнул, выплыл и пошёл махать сажёнками к
свое­му берегу.

д)  У бобров расчёт всегда верный, потому что они
единствен­ные звери, что умеют строить разные хитрые вещи
пло­тины,
подводные ходы и шалаши.

е)  Они
мирно жевали траву и то один, то другой чесали ко­пытцем задней ноги у себя за
ухом.

Взаимопроверка
работ.  Сдают работы на проверку.

1.       Итог.
Рефлексия.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анке­ту (отвечают устно),
которая позволяет осуществить самоанализ, дать ка­чественную и количественную
оценку уроку. Можно по­просить учащихся аргументировать свой ответ.

• Материал урока мне был    понятен / не понятен;

                                                 полезен /
бесполезен;

                                                 интересен /
скучен.

•  Своей работой на уроке я доволен / не доволен.

•  На уроке я работал             активно / пассивно.

• За урок я не                          устал / устал.

7. Домашнее задание:
нарисовать иллюстрацию и подготовить пересказ к изображённому 
моменту.

Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Константина Паустовского

Автор: Константин Георгиевич Паустовский.

Название: «Дремучий медведь».

Число страниц: 36.

Жанр: сказка.

Главные герои: Петя, Медведь, звери, рыбы и птицы.

Второстепенные герои: Анисья.

Характеристика главных героев:

Петя — пастушок. Добрый и весёлый.

Медведь — старый, злой.

Животные — дружные, смелые, решительные.

Характеристика второстепенных героев:

Анисья — старая бабка.

Краткое содержание сказки «Дремучий медведь»

Пастушок Петя водил телят к речке. На другом берегу жил медведь, который давно мечтал отведать телятины.

Он решил переплыть реку. Ворона подняла тревогу, а глупые телята смотрели, как плывёт медведь.

Петя пытался отогнать медведя кнутом, но тот не испугался.

Тогда медведя схватила ежевика, и отхлестала ива. Медведь вырвался, но огромный окунь утащил его в омут и откусил хвост. Ёрш ударил колючкой в бок. Бобры уронили осину. Пчёлы слепили медведя.

Тот не выдержал и вернулся на свой берег.

Он съел гриб и завалился спать в берлогу.

План сказки:

  1. Весёлый пастушок.
  2. Мечты о телятах.
  3. Ива и ежевика.
  4. Окунь и ёрш.
  5. Бобры.
  6. Насекомые.
  7. Девки с бидоном.
  8. Сон в берлоге.
  9. Смех Анисьи.

Основная мысль произведения «Дремучий медведь»

Главная мысль сказки в том, что все вместе любую беду отведут.

Основная идея произведения в том, что действовать лучше всем вместе.

Чему учит сказка

Учит дружбе и взаимовыручке.

Учит смелости и решительности.

Учит давать отпор любому врагу.

Краткий отзыв по сказке «Дремучий медведь» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что не физическая сила важна, а согласованные действия.

Только так можно победить врага, который сильнее.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось показать, как сплочённый коллектив может решить даже самую трудную задачу.

Мне понравились животные, которые защищали доброго мальчика и его телят. Но мне было очень жаль медведя, старого и голодного, который не виноват, что родился хищником.

Я всем советую прочитать эту сказку и стараться решать проблемы дружным коллективом.

Пословицы к произведению:

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Вместе хорошо и недруга бить.
  • В одиночку слабы, вместе — сильны.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Словарь неизвестных слов

  • Дремучий — старый, необразованный, дикий.
  • Скликать — созывать.
  • Натуга — усилие.
  • Крутояр — высокий берег, обрыв.
  • Осокорь — чёрный тополь.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил в омут.

— Братцы! — заорал медведь, пуская пузыри. — Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!

Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:

  • «Похождения жука-носорога»
  • «Заячьи лапы»
  • «Стальное колечко»
  • «Барсучий нос»
  • «Растрёпанный воробей»
  • «Тёплый хлеб»
  • «Корзина с еловыми шишками»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Википедия про писателя
  • Краткая биография Константина Паустовского для презентации

________

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 3. Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Дремучий медведь»

дремучий медведь
PPTX / 3.11 Мб

Цели: развивать представления об особенностях жанра литературной сказки; показать, как отражаются представления о справедливом и добром отношении к природе в литературных сказках; развивать навыки пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к литературным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи.

Планируемые результаты: понимание связи литературной и фольклорной сказок; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Четвертое лишнее: (слайды 2-7)

1) «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Марья-Моревна».

2) «Волшебник изумрудного города», «Волк и семеро козлят», «Королевство кривых зеркал», «Цветик-семицветик».

3) Шарль Перро, Корней Чуковский, Александр Волков, Евгений Шварц.

О чем пойдет речь на нашем уроке?

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

-Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. (Запись в тетрадях). (Слайд 8)

-В чем сходство и в чем разница между литературной и фольклорной сказками?

Уч-ся. Сходство: в обоих жанрах присутствует выдумка, небылица. Различия: литературная сказка — выдуманная писателем и написанная на бумаге; народная передается из поколения в поколение устно, каждый раз наверняка что-нибудь добавляется. Литературная сказка отличается и тем, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные или нравственные вопросы.

-Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик.

1) Отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана.

2) Может содержать заимствования из фольклорной сказки.

3) Может сочетать в себе как придуманное, так и реальное.

4) В сказке прослеживается явная авторская позиция.

5) Сказка дает оценку героям, их поступкам, происходящим событиям.

— Как появилась литературная сказка? В 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому, что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»). В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

4. Анализ сказки «Дремучий медведь»: беседа с элементами пересказа, выборочного пересказа, выборочного чтения.

Словарная работа

Хорониться-прятаться.

Семенить ( в нору)-спешить.

Пуд — русская мера веса, равная 16,38 кг, применявшаяся до введения метрической системы.

-Вы прочитали сказку К.Г.Паустовского. Что позволяет нам отнести ее к жанру литературной сказки?

-Почему, на ваш взгляд, сказка называется «Дремучий медведь»? Каково лексическое значение слова дремучий? Что означает выражение «дремучий, как медведь»?

1. Лес называют дремучим, если он густой и через него трудно идти.

2. Дремучим называют то, что густо, пышно растёт.

3. Дремучим называют отдалённое, глухое место.

4. Дремучим называют необразованного, духовно и интеллектуально не развитого человека.

5. Отрицательные качества или дурные чувства человека называют дремучими, если они проявляются в очень высокой степени и их сложно исправлять. (Слайд 9)

-В каком значении слово дремучий употребляется в сказке?

-Бабушка говорит Пете-маленькому: «Всё хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься». Как вы считаете, что имела в виду бабушка?

-За что звери полюбили Петю?

Уч-ся: Потому что он «не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью».

-Как менялось поведение зверей и птиц, когда они видели Петю? Что этим хочет сказать Паустовский своему читателю?

Уч-ся: все радовались появлению Пети: «рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой».

-Каким вы себе представляете Петю? Может быть, вам поможет репродукция картины В.Маковского «Пастушки». (Слайд 10)

t1656600721aa.jpg

В.Маковский. Пастушки.

-Как отреагировал Петя на появление медведя? Почему закричал и заплакал? Что значит фразеологизм «пересчитать кости»? (Запись в тетрадях: Сильно избить кого-либо).

-Почему медведю не удалось съесть теленка, как он мечтал? Как вы относитесь к медведю? Испытываете ли чувство жалости? Каким изображен медведь в сказке Паустовского?

-Почему звери заступились за Петю?

-Чему научила вас сказка «Дремучий медведь»?

Сказка учит, что очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью. (Запись в тетрадях)

5. Подведение итогов урока

-Главная мысль — нужно жить в гармонии с окружающим миром, не причинять никому вреда, не стоит даже траву топтать без надобности. Ведь все вокруг — живое, все живет и чувствует. Петя очень любил природу и уважительно к ней относился. Поэтому, когда пришла беда (медведь хотел напасть на него и на его стадо) вся живность стала на его защиту, а медведю пришлось бежать так быстро, что он еле-еле спасся, забившись в свою берлогу.

Домашнее задание: прочитать стихотворение Михаила Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» Выписать незнакомые слова, указать их лексическое значение.

Использованная литература

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. -М.: ВАКО, 2022.-143 с.

2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.

  • Почему рассказ называется дом семи мастеров
  • Почему рассказ называется до первого дождичка ответ 2 класс
  • Почему рассказ называется до первого дождичка 2 класс ответы
  • Почему рассказ называется до первого дождика
  • Почему рассказ называется гуси лебеди воробьев