Почему рассказ называется душечка


0

Почему рассказ А.П. Чехова называется «Душечка»?

почему рассказ называется душечка

1 ответ:



5



0

Главная героиня рассказа А. П. Чехова «Душечка» Ольга Племянникова мечтает о любви. Она симпатична многим мужчинам. Героиня способна любить до самозабвения. Она пленяет всех, кто оказывается рядом. Я думаю, Ольгу Племянникову называют Душечкой потому, что она не может жить только для себя, как некоторые другие герои. Самое главное — её душа открыта для другого. Мне кажется, поэтому то и рассказ называется «Душечка».

Читайте также

Составить мнение о персонаже можно по многим признакам, и автор произведения выбирает, какой именно творческий приём использовать:

  • дать ему говорящую фамилию (сразу задаёт тон для восприятия);
  • показать особенности речи (использует ли диалектные или просторечные слова, сыплет ли профессиональной терминологией, выражается витиевато или просто);
  • показать героя в действии (зарубил ли он старушку топором или донёс ей из магазина тяжёлые сумки — большая разница);
  • описать внешность;
  • поместить жизнеописание (как это сделал Гоголь в 11, последней главе I тома «Мёртвых душ»).

А теперь посмотрим, что из перечисленного использовано А. П. Чеховым в рассказе «Хирургия». Проще сказать, чего в нём нет — биографии фельлдшера, потому что для короткого рассказа эта информация просто избыточна.

  • Обладает ли персонаж говорящей фамилией? На первый взгляд — нет, ведь его зовут отнюдь не Фамусовым или Простаковым, но совсем ничего не значащей её назвать тоже нельзя. Курятин — сразу видно, что не высоких кровей. Сам Чехов был тоже не из графов, но, пройдя полный курс и заслужив университетский диплом, он получил право на личное дворянство, что означало его принципиально иное положение на социальной лестнице в тогдашнем обществе. Звали бы Курятиным доктора, можно было бы предположить, что человек из народа выбился в люди тяжёлым трудом и многими лишениями, как это сделал писатель, но это явно не про фельдшера сказано. «Смешная фамилия» (ведь автор мог назвать героя просто «Петровым», но придумал фамилию от слова «курятина») в юмористическом рассказе призвана показать, что перед нами объект насмешки, а не нейтральный персонаж.

  • Речь героя показательна тем, что в ней виден переход от бахвальства и снисходительности до неприкрытой злости за свою неумелость, но переадрессованной на бедного пациента. Фельдшер сел не в свои сани (как говорится в пословице), накосячил (выражаясь простонародно), но вину за собственную некомпетентность переложил на пострадавшего. Характеризует такое поведение не с лучшей стороны.

  • С действиями ещё проще: мы видим, что Курятин взялся не за своё дело, причинил пациенту боль и наорал на него.

  • Описание, как всегда у Чехова, краткое, но ёмкое:

Y0Ed9g60h9wBc1czABqoY0zfEdaItiD.png

Из описания мы видим: жизнь у персонажа не удалась. Это уже сложившийся характер, который завтра нас не удивит, решительно изменив привычки. На дворе стоял XIX век (рассказ написан в 1884 г.), в сорок лет тогда жизнь заново не начинали. Одежда его изначально очень дешёвая, не очень подходящая для приёма посетителей и уже заношенная. Жилетка из самого дешёвого шёлка (фактически из несортового сырья, поэтому совсем не «шелковистая», а матовая), а брюки из породы тех, что народ в наше время называет «трениками». Впечатления человека на своём месте (даже на законном фельдшерском) совершенно не производит.

Поскольку оба персонажа в рассказе ведут себя лицемерно , я бы написала примерно так.

-Настасья Карповна, Надюша, -кликнул я жену и дочь, войдя в дом.

-«Вы представляете, кого сегодня встретил? Своего одноклассника , друга детства, так сказать.

Подряхлел, состарился, шельмец.Да он и раньше был дрянным ,презренным человечишкой, в школе ябедничать любил.

А сейчас ,вы посмотрите на него, важным таким стал, аж до коллежского асессора дослужился.

И жена-то у него ,ему под стать, такая же тощая, да и душонка ,видать, мелкая.

Сынок, вроде ничего, -гимназист, только тщедушный какой-то.

А как они лебезить передо мной начали, когда узнали, что я-тайный советник.?!

Тьфу, противно.Ну, что с них взять, мелкие людишки.»

В рассказе «Мальчики» центральными персонажами являются два друга — это Володя и его друг Чечевицын. Действительно к последнему все обращались на вы, да по фамилии. Он был старше Володи, рассудительнее и Володя его буквально «боготворил» и слушался. Оба мальчика хотели сбежать в Америку, но у них это не вышло, хотя они жаждали приключений после прочтения книги «Всадник без головы». Автор относится к обоим мальчикам очень по-доброму, видно что ни к кому у него нет антипатии, а наоборот какая-то присутствует отеческая забота. Он не осуждает их действия, показывая, что такое может случаться с мальчишками когда они растут. В семье Королевых к Чечевицыну относятся с уважением как к гостю, и как к другу Володи. Тогда было принято обращение на «вы» даже к юношам.

Рассказ «Переполох» — это произведение, где Антон Павлович Чехов блистательно продолжает тему «маленького человека», открытую его великим предшественником Николаем Васильевичем Гоголем.

История, как всегда у Чехова, проста и незамысловата.

Молоденькая гувернантка Машенька Павелецкая, вернувшись в дом своих хозяев, убеждается, что в её комнате производился обыск. У хозяйки — Федосьи Васильевны, пропала дорогое украшение и под подозрением в краже находится вся прислуга.

Нет у Федосьи Васильевны ни малейших сомнений в том, что все её действия достойны и приличны — как же — она ищет вора.

Машенька принимает решение покинуть дом своих хозяев, не находя в себе сил продолжать жить там с клеймом воровки.

Но тут Николай Сергеевич признаётся Машеньке, что украшение взял он. Казалось бы, человек искренне извиняется за причинённое оскорбление, но, извиняясь, Николай Сергеевич уже давно простил себя за всё. И дом, и драгоценности — это его собственность, потому он всего лишь взял своё.

Не забывает Николай Сергеевич предупредить Машеньку, что ни при каких обстоятельствах в краже не признается.

Он совершенно искренне пытается удержать Машеньку от ухода, недоумевая, неужели такой пустяк, как плевок в душу, может подвигнуть человека на столь решительный поступок.

И мы испытываем не меньшее омерзение по отношению к мягкому и нерешительному Николаю Сергеевичу, как и к его самодовольной и хамоватой супруге.

Чехов не трибун и не обличитель, пригвождать к позорному столбу — не его функция. Он рассказал маленькую житейскую историю и, как всегда, право сделать выводы предоставил читателю.

Любое произведение что-то доносит до читателя, какую-то основную мысль, которую хотел сказать автор и в следовательно любое произведение чему-то да учит нас.

Как говорится, был бы намек, а уж урок добрый молодец всегда из него извлечет.

Вот и рассказ «Лошадиная фамилия» доводит до нас несколько умных и полезных мыслей.

Первая: не следует доверять свое лечение неизвестным шарлатанам, лучше сразу обратится к врачу и избавить себя от боли.

Вторая: не надо что-то советовать другому, если тот не может этим советом воспользоваться.

Третья: любая помощь хороша только как ложка, к обеду, а запоздалая подмога может нарваться на два генеральских кукиша.

logo

  • Почему рассказ назван «Душечка»

    Чехов»душечка «

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      tarynlawson452

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    Составьте с выделенными сочетаниями слов предложения и подчеркните в них слова,

  • himiya
    Химия

    16 минут назад

    3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5​

  • istoriya
    История

    16 минут назад

    Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог​

  • geografiya
    География

    16 минут назад

    Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
    Помогите пожалуйста даю 14 баллов

  • matematika
    Математика

    16 минут назад

    2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    5 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day


Предмет: Литература,


автор: Lianna96

Почему рассказ назван «Душечка»

Чехов»душечка »

Ответы

Автор ответа: Надя199





0

все называют Душечкой потому, что ее душа открыта для другого человека. И ее нельзя охарактеризовать более точным словом. Она не может жить только для себя. От такой жизни она начинает чахнуть. Но во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Математика,
автор: esmiralda2015

Вычислите : — 1/3+1 1/2: — 5/6-2 1/6: — 1/8-5/8. Помогите пожалуйста решить ​

5 лет назад

Предмет: Английский язык,
автор: mamoylenko02

Поставьте глаголы am/’m not, is isn’t, arc/aren’t, was/wasn’t, were/weren’t и завершите диалог

A: ________ there any department stores in your town twenty years ago?

B: No, there ________ but there ________ some great ones today. The one Iike ________ in Park Street.

5 лет назад

Предмет: Математика,
автор: dianagupol38

Основания прямоугольной трапеции равны 22 см и 38 см, а большаябоковая сторона − 20 см. Найдите площадь трапеции.

5 лет назад

Предмет: Геометрия,
автор: гоб

дано треугольник МРК, М(-5.-3) Р(-3.5) К(5.-1) найти медиану РС

7 лет назад

Предмет: Химия,
автор: vigre

ДВА ГОМОЛОГА 2,3 диметилбутена-1 И ИХ НАЗВАНИЯ

7 лет назад

Жизнь А.П. Чехова подобна его произведениям. Она весьма коротка и очень насыщенна. За 25 лет творчества он создал более 500 произведений, многие из которых стали мировой классикой. Сам он, полушутя и не без доли гордости, говорил:

«Вам хорошо, теперешним писателям. Вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов.»

Попробуем разобраться, почему именно Чехову удалось сломить презрительное отношение литературного общества к малому жанру. В качестве примера Многомудрый Литрекон рассмотрит рассказ «Душечка» об очаровательной и очаровывающейся, ласковой и доброй девушке, чья жизненная дорога определяется спутником…

История создания

Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1885 по 1887 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам.

Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года.

Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год.

Жанр, направление

Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта». Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет. Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.

Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века. Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года. Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались.

Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров.

Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни.

Смысл названия

Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).

Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.

Сочинение Анализ рассказа Душечка Чехова

Рассказ А.П.Чехова «Душечка» является одним из последних и одним из самых великий повествований автора. Главная героиня Ольга, Семеновна Племянникова, живет с родителями в домике неподалеку от сада «Тиволи», в Цыганской слободке. Она милая, очень добродушная и сердечная девушка. Ольга полна любви и хочет её дарить всем окружающим, помогая им в решении проблем и полна сочувствия. Соседи прозвали её «душечкой» благодаря её характеру и её поступков.
В рассказе четко приведены две сюжетные линии, которые проходят вокруг Душечки. Первая — это её некие любовные увлечения. Несмотря на её прекрасный характер, она любвеобильна и старается избраннику отдать часть своей любви, а когда не выходит, пытается найти другого мужчину. Вторая – это одновременно и цепь постоянных утрат, что она вечно теряет свою любовь и находит новую.

Этот рассказ состоит из 4 частей, и в каждой из части нам рассказывается о временной любви Ольги и как она решает проблемы людей, только чтобы сделать их счастливыми. Все четыре истории повторяются. Они имеют похожую развязку и сюжет: она влюбляется, забирает все проблемы своего возлюбленного себе, берет его привычки, но в конце, что-то с её любовью случается. Такое однообразие и вызывает некую комичность в ситуации.

Главными персонажами повести являются: Ольга Семеновна Племянникова она же «Душечка», Кукин, Пустовалов, ветеринар и его сын Саша. Сам же Чехов описывает Душечку милой и любящей, но одновременно и довольно глупой и смешной. Ольга полностью забывается в своих чувствах, теряя при этом себя. Она начинает повторять слова мужчин, у неё появляются такие же проблемы как у её избранников, такие же недовольства. С помощью различных деталей Чехов ярко описывает изменения в лексике Душечки, из своих мужей — различные обсуждения про театр с Кукиным меняются на лексикон про технику с Пустоваловым, а позже и про обсуждение с Смирниневым о лошадях.

Но уже под конец Душечка впервые встречает милого мальчика Сашу, сына того ветеринара. Она полностью растворяется в любви к этому мальчугану больше напоминающей материнскую любовь. Все чувства до этого ей кажутся ничтожными, не настоящими, ведь она видит маленького мальчика, которого забыли родители и не уделяют ему внимания. Душечка сразу меняться, она дарит свою любовь и поддержку мальчику и получает её обратно от него. Все чего она боится, то, что когда, то мальчика заберут родители.

«Душечка» — рассказ о женщине, которая готова отдать всю свою любовь дорогому человеку, готова отдать всю свою страсть и желание. Оленька милая и трогательная, но одновременно и довольно глупа. Для неё любовь — это отдавать и нечего не получать в замен.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.

Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся. Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа. Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.

Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».

Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.

Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.

Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней. После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами. Несмотря на это, они были счастливы.

Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.

Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию. Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников. На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.

Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.

Анализ произведения

Действие сюжета развивается в конце XIX века в маленьком городке рядом с Москвой. Автор описал главную героиню, которая видела смысл жизни только в возлюбленном.

Краткое содержание

С самого детства Ольга привлекала внимание людей своей добротой, мягкосердечием, женственностью, спокойным нравом. Ее прозвали Душечкой, поскольку это имя ей шло. Рядом с ее домом жил антрепренер Кукин. Мужчина переживал из-за дождливой погоды, ведь под дождем не каждый пойдет в театр. Его раздражали вкусы местной публики из-за того, что она выбирала балаган, а не настоящее искусство.

Ольга понимала Кукина, они нашли общий язык. Вскоре пара поженилась. Девушка помогала супругу. Она продавала билеты, следила за буфетом и актерами. Ольга полностью растворилась в муже, говорила его фразами, повторяла движения. В скором времени мужчина отправился за новой труппой в столицу, где неожиданно умер.

Главная героиня через некоторое время встретила другого человека. Это был управляющий лесным складом Василий Пустовалов. Вскоре Ольга вновь вышла замуж. Она опять стала помогать мужу, продавала лес, стала говорить, как супруг. Душенька теперь считала лесное дело самым важным. Супруги хотели завести детей, но так и не смогли стать родителями. Через 6 лет Пустовалов простудился, а вскоре умер. Ольга была в ужасном состоянии, шесть месяцев носила траур.

Но спустя время женщина вновь повстречала мужчину — ветеринара Смирнина. Он был в разводе, платил алименты.

Ольга тут же сменила интересы и стала вести разговоры про ветнадзор, заболевания домашних животных. Оленька стала жить вместе с этим мужчиной. Когда он уезжает по службе в другой город, она скучает.

Проходят годы. Смирнин мирится с бывшей женой и начинает жить с ней и сыном Александром. Ольга предлагает им поселиться в своем доме, а сама переходит во флигель. Теперь смысл ее существования сводится к заботе о 9-летнем Саше.

Она помогает ему делать уроки и боится, что супруга ветеринара может уехать и забрать мальчика с собой.

План пересказа

При изучении произведения детям нужно подготовить краткий пересказ «Душечки».

Для этого можно использовать следующий план:

  1. Ольга и Кукин.
  2. Недовольство мужчины.
  3. Первое замужество.
  4. Ужасное известие.
  5. Похороны мужа.
  6. Влюбленность в Пустовалова.
  7. Свадьба и счастливая жизнь.
  8. Смерть второго мужа.
  9. Встреча с ветеринаром.
  10. Настоящая любовь.
  11. Забота о Саше.

Главные герои и основная мысль

В произведении описана главная героиня, черты которой раскрыты с помощью других персонажей. Душечка имела следующие качества:

  • скромная;
  • бесхарактерная;
  • добрая;
  • мягкосердечная.

Женщина не могла жить без любви, быть одной. У нее было три супруга:

  1. Кукин — очень нервный, всегда недовольный и раздражительный человек.
  2. Пустовалов — управлял лесным складом, был надежным и деловым мужчиной.
  3. Смирнин — ветврач.

Автор на примере главной героини хотел показать, что безвольным людям довольно сложно найти себя в этом мире. В этом весь смысл рассказа. Душечка жила своими мужьями, думала их мыслями, растворялась в них.

Главная тема произведения — любовь. Читатель видит, что женщина не могла определиться в жизни, поэтому ей нужен другой человек. Ей было безразлично, кто перед ней.

Мужчина был лишь предметом привязанности. В этом и заключается проблематика таких людей.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:

герои рассказа «душечка» характеристика
оленька «это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы».
кукин «он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам».
пустовалов уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно. в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома.
смирнин о ветеринаре известно мало. он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька.

Образ Душечки в рассказе Чехова «Душечка»

Племянникова Ольга Семеновна (Душечка) — дочь коллежского асессора, тихая, добродушная и жалостливая барышня, очень здоровая, у нее полные розовые щеки, мягкая белая шея с темной родинкой, кроткий взгляд и добрая наивная улыбка. Живет она в собственном доме на окраине города, в Цыганской слободке.

Душечка в рассказе «Душечка» Чехова обладает удивительной способностью самозабвенно влюбляться в человека, как бы перетекая в него душой, становиться его полным двойником: смотреть на мир его глазами, думать, как он. Она всю жизнь бессознательно ищет такой «объект любви», который наполнил бы все ее существо, поскольку жить, не перетекая в другого, для нее невозможно: своего «я», на которое она могла бы опереться, у нее нет и, соответственно, нет никаких своих мыслей и «мнений».

В детстве, когда училась в прогимназии, Душечка любила своего учителя французского языка, потом любила отца, потом — тетю. Став взрослой и фактически единственной хозяйкой дома (отец ее был еще жив, но сильно болен и домашними делами не занимался), героиня влюбляется в жильца, квартировавшего у нее во флигеле, — театрального антрепренера Ивана Петровича Кукина, и вскоре выходит за него замуж. «Мнения» Кукина сразу же становятся ее «мнениями», и она уже верит, что самое важное в жизни — это театр. После неожиданной смерти Кукина Душечка через некоторое время выходит замуж за Василия Андреича Пустовалова, управляющего лесным складом, и главной темой ее размышлений становится лес и торговля лесом, к театру же она полностью охладевает. Проходит шесть лет счастливой семейной жизни, и Пустовалов тоже умирает, а Душечка влюбляется в нового своего жильца — полкового ветеринарного врача Владимира Платоновича Смирнина, и с этого момента говорит только о болезнях животных и об отсутствии в городе правильного ветеринарного надзора. Когда ветеринар надолго уезжает из города и Душечка остается одна, основным ее страданием становится то, что она не может ни о чем составить никакого «мнения», и ей непонятно, зачем мужик едет на телеге, зачем идет дождь или зачем стоит бутылка.

Но ветеринар возвращается — с женой и девятилетним сыном Сашей, которого собирается отдавать в гимназию. Душечка, благодарная судьбе за такой подарок, с искренней радостью предоставляет семейству Смирниных возможность жить в ее доме, сама же перебирается во флигель, а потом, когда мать Саши уезжает в Харьков и, похоже, не собирается оттуда возвращаться, переселяет к себе во флигель и Сашу, которого любит и о котором заботится как о родном сыне. Хотя «мнения», заполняющие теперь ум героини, почерпнуты ею из гимназических учебников, по которым учится Саша (так, фраза «Островом называется часть суши, со всех сторон окруженная водою» исполнена для нее необыкновенного смысла и значения), сама она в этой новой ситуации нисколько не кажется смешной, потому что возможное ироническое к ней отношение как к существу, совершенно лишенному какой-либо интеллектуальной самостоятельности, полностью снимается восхищением перед ее глубоко трогательной материнской привязанностью к этому чужому ей мальчику. Она находит наконец истинный объект для переполняющего ее чувства любви, изначально, как выясняется, предполагавшей готовность к бескорыстному жертвенному служению. В литературоведении Душечку Чехова иногда сопоставляют с героиней повести Г. Флобера «Простая душа» — служанкой Фелисите.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Темы и проблемы

Говоря о тематике рассказа «Душечка», отчетливо видим одну доминирующую тему – любовь. Но не та любовь, о которой мы привыкли читать в романах. Здесь не раскрывается ее глубина, скупо описаны душевные переживания. Это не значит, что любовь не сильна и быстро проходит. Напротив, она здесь является природным свойством Оленьки, страдающей от невозможности эту любовь высвобождать.

Основная проблема рассказа «Душечка» – отсутствие «я» в отношениях. Четырехчастная композиция – четыре сменяющих друг друга объекта любви Оленьки – показывают повторяемость ситуации и невозможность изменений. Писатель с иронией завершает список привязанностей душечки мальчиком. Во-первых, это показывает сущность ее любви: не биологическая тяга к мужчине и не пошлость, а материнское желание согреть, защитить, приласкать. Во-вторых, особенность душечки присваивать себе мнения доведена до абсурда: теперь она пересказывает на базаре то, что слышит от ребенка – пустота ее внутреннего мира поражает читателя.

Сочинение по произведению Душечка

Главной героиней рассказа Чехова является Ольга Семеновна Племянникова, которую другие люди называют душечкой. Отсюда, собственно, и название рассказа.

Такое прозвище придумали люди за добрый нрав этой женщины, которая со всеми проявляет себя кротко и учтиво. Основное свойство этой героини – полностью растворяться в заботах своего избранника. Кого бы она не любила, она всегда полностью поглощается делом этого человека.

Как диктует нам христианская этика, нужно полюбить других людей (и в частности каждого отдельного другого) как самого себя и полюбить всецело. Таким образом, предписывается даже любить других людей немного больше чем себя. Душечка является воплощением такого идеала, она полностью отдает себя и себя для себя, если возможно так выразиться, практически не оставляет.

Эта женщина утрачивает собственную личность и заполняет внутреннее пространство личностью того, кого любит. Поэтому вторые прозвища ей дают такие как «Мы с Ванечкой» или «Мы с Сашенькой». Именно так выражается героиня, да и в целом ее речь становится по большей части повтором фраз человека, с которым сейчас отношения.

В процесс прочтения рассказа возникает вопрос как относиться к этой героине. Является ли она просто пустышкой без внутреннего содержания, которая заполняет себя другими или она самоотверженно может любить? Автор, на мой взгляд, дает тут некоторые подсказки.

Сам рассказ говорит о мягкости и простоте характера. Бытовые подробности из рассказа тоже говорят об этом. Любовь Душечки не глубока и не трагична, она трагична только в смысле острой потребности заполнения внутренней пустоты.

Тем не менее, как еще поступать человеку с внутренней пустотой? Возможно вариант Ольги Семеновной является довольно-таки актуальным и вполне достойным по сравнению с многими другими.

Помимо этого Чехов ведь в некоторой степени воспроизводит тут женский архетип. Для женщины свойственно заботится о других, в частности о своих мужчинах и тут не имеет значения о супруге или сыне. Так или иначе, женщина и становится действительно полной в этой деятельности, в этом обретает смысл своего существования.

Основная идея

Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.

В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях. Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали. Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.

Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.

Главные герои

Ольга Семеновна Племянникова (Оленька) – мягкая, нежная, очень добрая и женственная молодая женщина, не представлявшая свою жизнь без любви.

Кукин – первый супруг Оленьки, театральный деятель, нервный, раздражительный человек.

Пустовалов Василий Андреевич – второй муж Оленьки, управляющий лесным складом, деловой, надежный человек.

Смирнин Владимир Платонович – сожитель Оленьки, ветеринарный врач.

Смирнин Саша – сын Владимира Платоновича, девятилетний мальчик, к которому Оленька привязалась всем сердцем.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Душечка»

  • Почему рассказ называется дубровский
  • Почему рассказ называется дремучий медведь
  • Почему рассказ называется дом семи мастеров
  • Почему рассказ называется до первого дождичка ответ 2 класс
  • Почему рассказ называется до первого дождичка 2 класс ответы