Создание произведения
Алексей Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, написал своё первое произведение 1892 году. В то время он жил в провинциальном городе Тифлисе и работал в газете «Кавказ». «Макар Чудра», жанр которого — рассказ, стал первым литературным произведением Пешкова. Идея написать книгу возникла в результате частых и долгих бесед молодого Алексея с революционером-народником А. Калюжным.
Будущий писатель не был робким человеком, но не считал себя талантливым. В беседах он рассказывал революционеру о том, что видел и слышал. Однажды Калюжный взял его за плечи, повернул лицом к комнате, в которой лежали перо и бумага, и велел записать всё рассказанное. Так началась история создания «Макара Чудры». Алексей сделал заметки в форме дневника.
По настоянию Калюжного молодой писатель опубликовал произведение. Благодаря этому история о молодых цыганах стала известна читателям. Революционер стал настоящим проводником Максима Горького в мир литературы.
Рассказ назван по имени главного героя. В переводе с греческого языка «Макар» означает «счастливый», а фамилию цыган получил благодаря фантазии Горького. По некоторым данным, сначала писатель хотел назвать главного героя Марком, но потом решил, что это не самый удачный вариант для читательского восприятия. Литературоведы считают, что «Чудра» может быть отсылкой к слову «чудо», этот индивидуально-авторский неологизм должен был подчеркнуть динамику и остроту сюжета.
Жанр и направление
Как и другие произведения Максима Горького, созданные на заре творческой деятельности, рассказ «Макар Чудра» наполнен атмосферой романтизма. Автор передаёт читателю свои размышления о смысле жизни, свободе и высоких идеалах. Для этого используется интересный приём: главный герой, который предстаёт мудрым пожилым человеком, повествует о событиях наивному юноше. Кроме изложения фактов собеседник показывает, как он относится к истинным ценностям. Всё это происходит ненавязчиво, без нравоучений.
Рассказ по объёму небольшой, поэтому лучше читать его целиком, а не в сокращении. После знакомства с произведением читатель не может не задуматься о том, что же является главным в судьбе. Кто-то находит счастье в оседлом образе жизни, а кому-то милее воля и просторы. Герои произведения «Макар Чудра» не задумываются об этом, они просто живут, отдаваясь порывам страсти, и следуют туда, куда позовёт сердце. Их мировоззрение позволяет не только ощущать свободу от условностей, но и умереть ради воли.
Темы
Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.
- Любовь
– Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть. - Свобода
– свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям. - Природа
– на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора. - Нравы и быт цыган
. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.
Композиция и конфликт рассказа
Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения. Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением. Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:
- Макар Чудра;
- автор (от его лица ведётся повествование);
- Нонка;
- Данило;
- Лойко;
- Радда;
- старый магнат.
Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями. Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию. Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.
Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.
В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей. Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость. Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.
Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.
Гибель двух молодых людей показана так ярко, что не может не вызвать восхищения. Для окружающих они навсегда остались влюблёнными и свободными, что и стало поводом для рождения легенды.
Чему учит?
Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».
Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».
Сюжетная линия
В первой части произведения Макар рассуждает о том, какие бывают люди, в чём их предназначение и как, по его мнению, нужно жить. Затем до собеседников доносится сильный и звучный голос красавицы Нонки — дочери старика. Это становится поводом к началу размышлений о любви, которая не всегда приносит счастье, а часто заставляет человека становиться рабом своей страсти. Макар предлагает собеседнику послушать одну быль и обещает, что если тот её запомнит, сможет на всю жизнь остаться «вольной птицей».
Лойко Зобар — красавец, удалец и любимец многих женщин. Любая была готова пойти за ним, но сердце молодого цыгана молчало. Встретив Радду, он понял, что только эта строптивая цыганка достойна быть его женой. Отец девушки дал разрешение на то, чтобы Лойко взял её в жёны, но только если сможет. Когда цыган стал просить руки девушки, она обвила его ноги кнутом, и молодой человек упал, ударившись затылком о землю.
Следующим сюжетным поворотом стало условие, поставленной Раддой. По её словам, выполнив это требования, Лойко сможет овладеть ею. Цыган должен был поклониться ей в ноги на глазах у всего табора. Такого унижения Лойко не мог стерпеть. Когда наступил кульминационный момент, он вонзил нож в сердце строптивой красавицы.
Никто не ожидал этого, ни у одного человека не поднялась рука, чтобы связать Лойко. Первым опомнился отец Радды — солдат Данило. Он подобрал нож, который умирающая дочь отбросила в сторону, посмотрел на кровь и вонзил клинок в спину Зобару. Этот поступок был не просто местью за гибель дочери. Глава семейства прекрасно понимал, что Лойко не сможет без Радды, как и она не хотела жить без него. Так влюблённые отправились на небеса, где, как считалось, соединяются души.
Читать подробное краткое содержание Макар Чудра Горького
Старый цыган Макар Чудра сидит возле костра и сторожит коней своего табора. Он рассуждает о жизни, об её смысле, говорит о людях, в которых он давно разочаровался. За свои пятьдесят восемь лет он повидал очень многое, всего и рассказать у него не получилось бы.
Вдали поёт его дочка Нонка. Она обладает необыкновенным голосом, способным поразить каждого. Макар говорит рассказчику, что девушкам – девкам – доверять ни в коем случае нельзя и, чтобы молодой человек запомнил это на всю свою жизнь, рассказывает ему одну быль о молодом цыгане Зобаре Лойко.
Зобар Лойко был удалым цыганом, разбойником, имевшим много врагов, но при этом бывшим добрым и хорошим человеком.
Табор Макара кочевал по Буковине. Одной весенней ночью они сидели у костра: Макар, старый Нур, старый солдат Данило и его дочка, очаровательная Радда. Радда была прекраснее всех девушек и сводила с ума многих мужчин. Один раз в неё безумно влюбился один магнат, предлагал ей выйти за него замуж и даже купить её у её отца, но и Радда отказалась становиться женою магната, и Данило отказался её продавать.
В тот вечер по степи проплыла музыка. Играя на скрипке, к костру подъехал Зобар Лойко. Он пытается заигрывать с Раддой, «затуманить ей очи», но на Радду это не действует. Зобар остаётся на ночь, а на утро его голова замотана тряпкой – дескать, конь зашиб. Но все догадываются, что это была Радда.
Зобар был очаровательным человеком. Он был мудр и умён, хороший рассказчик, прекрасно играл на своей скрипке и народ готов был бы идти за ним в любое место.
Однажды вечером Зобар поёт песню, которая нравится всем, кроме Радды. Она смеётся над ним. Данило, её отец, хочет её ругать, но Зобар Лойко останавливает его и признаётся, что Радда тронула его сердце и предлагает ей выйти за него замуж. На эти слова Радда только сбрасывает Зобара Лойко из седла и начинает смеяться. Обиженный Лойко уходит в степь, Макар втайне ползёт за ним.
Тяжело вздохнув, Лойко садиться на камень возле ручья. Вскоре в степи показывается и подходит к Зобару Радда. Она положила руку ему на плечо, Зобар вздрогнул, вынул кинжал и от ярости хотел зарезать Радду. Но Радда была подготовлена и держала в руке пистоль, нацеленный на голову Зобара. Оба, кажется, ненавидят друг друга.
Радда признаётся Зобару, что она влюблена в него и что ему единственному удалось покорить её сердце. Многие влюблялись в неё, каждый был готов сделать ради неё всё, что она прикажет, но Радда не видела в этом толку. Теперь же Радда предлагает Зобару стать её душой и сердцем и клянётся, что Зобар Лойко всё равно будет её, что он не устоит перед её ласками и поцелуями, будет петь свои любовные песни только ей одной. Она обещает покорить себе свободолюбивого сокола Зобара Лойко – себе, такой же свободолюбивой цыганке. И она предлагает ему поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать её правую руку, чтобы она стала его женой. Это обижает Зобара: цыганский обычай не принимает этого, и Зобар не может себе позволить сделать это. Однако любовные чары Радды сильнее, и Зобар соглашается сделать это.
Они возвращаются к костру, и Зобар объявляет, что поклонится Радде в ноги, чтобы все видели, что Зобар Лойко покорён её красотой.
Внезапно он говорит, что должен проверить, так ли «крепко» сердце Радды, вынимает кинжал и вонзает его в грудь девушки. Радда вырывает нож из груди, зажимает рану своими волосами и умирает. Только тогда гордый Зобар падает на колени перед её телом и кланяется ей.
Увидев всё это, солдат Данило берёт вынутый Раддой из её груди нож и вонзает его в спину стоящего на коленях возле Радды Зобара. Зобар умирает. Оба влюблённых стали пленниками своей гордости, но покинули этот мир вместе.
В конце рассказчик, пытаясь заснуть, думает о свободолюбие этих людей, о вольности, о красавцах-цыганах Лойко Зобаре и Радде и о том, как до сих пор не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.
Оцените произведение:
- 3.35
Голосов: 51
Читать краткое содержание Макар Чудра. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Характеристики главных героев
Первым Максим Горький описывает пожилого рассказчика — Макара Чудру. По возрасту это уже пожилой человек — ему 58 лет. Однако автор делает акцент на его внешнем виде: мощный, крепкий, как могучий дуб, и гордый своей силой.
С позиции мудрого учителя Макар ведёт с молодым человеком философский диалог, больше похожий на монолог. Старый цыган убеждён, что человек сам волен выбирать, как ему жить и распоряжаться судьбой. Все условности, навязанные обществом, необходимость следовать правилам, работать и подчиняться закону Божьему, Макар считает глупостью. Независимость — вот главная ценность, олицетворением которой стал для Макара Лойко Зобар.
Молодой, талантливый и гордый цыган показан как положительный герой. Для него не имело значения, что скажут люди, он умел радоваться жизни во всех её красках и наслаждаться просторами. Даже конокрадство — любимое занятие Зобара — Горький показывает с непривычной стороны. Молодой цыган показан не вором, а удалым человеком, любящим гарцевать на непокорных скакунах.
С учётом характера Лойко его поступок выглядит вполне естественно: гордый юноша не мог унизиться перед своей возлюбленной, но его сердце не выдержало бы и тоски по ней. Он выбрал единственный возможный путь — лишить жизни непокорную цыганку, понимая, что после этого гибель настигнет и его самого.
Главные герои
Макар Чудра
Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни – свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду.
Лойко Зобар
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни – лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб.
Радда
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду.
Темы и проблематика
Максим Горький раскрывает несколько ключевых тем и поднимает проблемы, актуальные во все времена. Это и есть вечные ценности, по поводу которых спорят философы на протяжении многих веков. Глубина рассказа — главный критерий, позволяющий отнести его к классическим произведениям. Темы, раскрытые в произведении «Макар Чудра»:
- Смысл жизни. Повествование заставляет задуматься о вещах, которые по-настоящему важны. На примере цыган рассказчик доносит до слушателя свою точку зрения, а последний проникается этими убеждениями настолько, что в конце ему представляется, как сама природа воспевает свободу.
- Любовь. По мнению автора, это прекрасное чувство стоит того, чтобы за него умереть. Когда любовь и свободолюбие вступают в противоречие, наступает конфликт, и разрешить его может только смерть.
- Природа. В «Макаре…» она показана разной. Перепаханное поле символизирует рабство, а бескрайняя степь — свободу. Непокорённая природа завораживает красотой, а когда человек пытается подчинить её своей воле, он понемногу теряет силы и умирает.
- Свобода. Высшие ценности для кочевых народов — независимость от материальных благ и возможность беспрепятственно перемещаться по миру, постигая мудрость и наслаждаясь разнообразием пейзажей.
М. Горький предлагает читателю поразмыслить над двумя проблемами. Первая — противостояние рабства и свободы, вторая — невозможность любить. Молодые люди оказались перед неразрешимым выбором. В ситуации, когда гордость и любовь начинают борьбу, ни одно чувство не может победить. И Лойко, и Радда это понимали. Можно сказать, что они сознательно выбрали смерть.
Конфликт между свободой и рабством выражается в позиции Макара. Традиционному образу жизни, основанному на накоплении богатства, он противопоставляет возможность обладать нематериальными ценностями.
Позиция писателя
Большинству читательской аудитории было сложно понять позицию М. Горького, которая заключалась в стремлении к свободной жизни. Большое влияние на мировоззрение писателя оказали беседы с революционером-народником. Одна из граней произведения — скрытый бунт против существующего в то время политического строя. М. Горькому были близки революционные идеи, но писать об этом открыто не представлялось возможным. Как мог, он показал своё неприятие рабской покорности.
«Человек — это звучит гордо», — так скажет М. Горький позднее. Однако уже в молодости его возмущали и удивляли многие качества людей, например:
- малодушие;
- завистливость;
- трусость;
- погоня за материальными ценностями;
- тщеславие.
Вместо того чтобы высмеивать эти пороки, талантливый автор показывает народ, которому они чужды, и на этом фоне ещё отчётливее видны недостатки общества того времени. Но проходят десятилетия, а всё остаётся по-прежнему, поэтому «Макар Чудра» очень актуален и сегодня. При любых обстоятельствах человек должен сохранять чувство собственного достоинства, не терять индивидуальности и не предавать своих идеалов.
По мотивам этого произведения снят фильм «Табор уходит в небо». Сейчас творчество Горького незаслуженно забыто. Только благодаря школьной программе учащиеся читают отрывки из его книг и повестей онлайн, составляют подробные цитатные планы и анализируют характеры персонажей.
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по рассказу «Макар Чудра»
1.Орг.момент
2. Вступительная беседа:
— Какое литературное направление главенствовало в литературе в конке 19- начале 20 века? (реализм)
— В традициях какого направления написан рассказ? (романтизм)
— Вспомним отличительные особенности романтизма.
- яркая индивидуальность ;
- пейзаж выражает неординарность героя: экзотический пейзаж (море, горы степь)
- стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
3. Беседа о прочитанном:
— Вспомним сюжет рассказа ( На морском берегу рассказчик встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.)
— Кто рассказывает историю? (Макар Чудра)
— Кому ? (рассказчику, которого он называет «соколом»)
— О ком легенда? (о Радде и Лойко)
— Как они выглядят? (красоту Радды «можно было на скрипке сыграть…». Лойко: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце».)
— Каковы жизненные ценности героев легенды?
Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»;
Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»
— Какое условие поставила Радда Лойко? (поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою..»)
— Понимает ли она, что Лойко не сможет выполнить это условие? (Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!)
— Почему она отправляет себя на гибель? Почему Лойко ее убивает?
(Радда могла полюбить только сильного, свободного человека, как и она сама. Они любят друг друга, но не могут быть вместе, потому что не способны пойти на компромисс, уступить, подчиниться. Быть вместе они не смогут. Единственный выход для героев – смерть).
— В каких условиях разворачивается действие?
Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается драма. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение ему: он жесток, но естественен.
— Какова тематика рассказа? (Любовь и свобода)
Любовь –невообразимо сильное и опасное чувство. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.
Свобода –наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше всего и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться.
— Есть ли любовь после смерти ? («кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой» ) .
Автор не осуждает героев, восхищается сильными людьми.
— Какова композиция рассказа (рассказ в рассказе)
— Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, называется «Макар Чудра»?
(Сознание и характер Макара Чудры — главный предмет изображения. Легенда, рассказанная им, служит средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение).
— Как он выглядит? (полулежал в красивой, сильной позе…)
— На фоне чего изображен? (ветер, море, степь)
— Что говорит о людях? О том, как и зачем они живут? (Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга…Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и все тут»)
— Каков его смысл жизни? (иди, иди – и все тут…бегай от дум про жизнь, чтобы не разлюбить ее»)
— Зачем он рассказывает легенду? (Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.)
— Согласен ли с его позицией повествователь? (нет, но внешне это не проявляется)
4. Заключительное слово.
Этот рассказ написан во время увлечения М.Горького философией Ницше:
— нужен «сверхчеловек»
-подвиг – сопротивление общему течению жизни
— любовь сильнее смерти
— страдание как очищение
5. Домашнее задание: читать рассказ «Старуха Изергиль», определите особенности композиции, поразмышляйте, зачем в этот рассказ включены легенды.
130 лет назад, 12 (24) сентября 1892 года, в Тифлисе в N 242 ежедневной газеты «Кавказ» был напечатан рассказ «Макар Чудра» неизвестного автора, скрывшего имя за псевдонимом «М. Горький». «М. Горький», а не «Максим Горький». «Максим» появится позднее на сборниках публицистических статей. Как писатель он предпочитал именовать себя М. Горьким.
Дореволюционное издание рассказа «Макар Чудра».
Алексей Максимович ПешкОв — ударение на последнем слоге — в писательском качестве был скромен. Например, ни одно из крупных произведений, начиная с «Фомы Гордеева», он не считал романом, назвав повестью даже четырехтомную «Жизнь Клима Самгина». Вот и громкий псевдоним «Максим Горький» ему не нравился. «Откуда вы знаете, — шутил он, — может, я Мордыхай». И свои письма молодым советским писателям он подписывал скромно: М. Горький.
С сентября 1892 года Горький отсчитывал начало своей литературной судьбы. И это была, несомненно, судьба.
Сто тридцать лет назад был напечатан рассказ «Макар Чудра» молодого Горького
В 1891 году он отправляется в свое знаменитое странствие «По Руси», которое затем опишет в цикле рассказов с одноименным названием. Но этот цикл Горький писал на Капри, в 10-е годы ХХ века, будучи тогда уже всемирно знаменитым прозаиком, драматургом, революционером, эмигрантом и членом партии большевиков, то есть «властителем дум и чувств». Рассказ «Макар Чудра» в этот цикл, собранный в одной книге, не вошел. Возможно, Горький считал его недостаточно мастерски сделанным. Так сказать, «молодое вино». Но это «молодое вино», настоявшись со временем, становилось только вкуснее и крепче.
Спустя почти сто лет, в 1976 году, Эмиль Лотяну снял потрясающе красивый фильм «Табор уходит в небо» по мотивам ранних рассказов Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Музыкальный ряд создавал Евгений Дога, а этнические цыганские песни исполняли артисты знаменитого театра «Ромэн». В советском прокате лента собрала 65 миллионов зрителей, что было рекордом для середины 70-х годов.
Впрочем, не будем лукавить. У фильма, кроме музыки и танцев, кроме отличной режиссуры и игры актеров, была еще одна «фишка». Там была эротическая сцена, в которой исполнявшая роль цыганки Радды актриса Светлана Тома, кажется, впервые в пуританском советском кино продемонстрировала то, что позднее стали называть «топлес». И это тоже был своего рода прорыв в советском кинематографе. Раньше фильма «Маленькая Вера» 1988 года с Натальей Негодой в главной роли, который стал одним из самых скандальных символов перестройки.
Но это, конечно, не главное.
Гораздо важнее то, что «Макар Чудра» — не какой-то, пусть и удачный, опус молодого автора (Горькому тогда было 24 года), а настоящий литературный шедевр.
Помимо того, что он мастерски написан, в нем скрыты весьма глубокие этнические и философские смыслы.
Например, почему цыган Лойко сначала убивает Радду ножом, а затем встает перед ее телом на колени (таково было с ее стороны условие их свадьбы — поклониться ей)? Да потому, что цыгану преклонить перед кем-то колени — это страшный позор! На колени становились только перед старшими родственниками.
А откуда вообще эти имена: Радда, Чудра? Цыгане были выходцами из Индии. Радха (слово из санскрита) — это вечная возлюбленная бога Кришны и одна из главных форм воплощения женственности. Чудра — это, вероятно, «шудра» — одна из четырех индийских каст. Шудры — это крестьяне и ремесленники. Дело почетное. Но им запрещалось читать священные Веды, за это им выкалывали глаза.
Не потому ли у старого цыгана Макара Чудры, с которым молодой Алексей Пешков встретился во время своих странствий, такая стойкая нелюбовь, во-первых, к оседлой трудовой жизни, а во-вторых, ко всем «умственным» занятиям?
Рассказ начинается с его рассуждений: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!.. Так нужно жить: иди, иди — и все тут. Долго не стой на одном месте — чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг Земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол…»
Да, было. Но не вчера, а — в веках и даже тысячелетиях.
Молодой Горький внес в цыганскую тему какую-то новую кровь. Хотя «цыганщина» тогда уже вошла в плоть и кровь русской литературы. Видимо, она отвечала русскому духу — извечной тяге к покорению больших пространств. «Воля», которая не совпадает с традиционным понятием «свободы», — то, что сближало русскую и цыганскую души.
Он мечтал изменить этот мир как деятель культуры в ее мировом многообразии
В то же время первое гениальное произведение о цыганах в России — поэма Пушкина «Цыганы» — закладывало также и этические основы будущей русской литературы. Вспомним, что сказал убийце Земфиры Алеко старый цыган: «Оставь нас, гордый человек! / Мы дики, нет у нас законов, / Мы не терзаем, не казним, / Не нужно крови нам и стонов; / Но жить с убийцей не хотим». От этого всего лишь несколько шагов до знаменитого выражения Достоевского: «Смирись, гордый человек!»
Но молодой Горький не смирился. Он стал тем, кем стал — бунтарем, «ницшеанцем», а затем — революционером. Но он не послушался не только старого цыгана Пушкина, но и своего собственного. Бегать по Земле ему было скучно.
Он хотел изменить этот мир, и не столько как революционер, но как деятель культуры в ее мировом многообразии. Чтобы не было в нем ни крови, ни стонов, ни убийств…
Наверное, ему это не удалось. Но мечта-то осталась. Как, впрочем, и завет мудрого Чудры. Не меняй этот мир. Просто любуйся им. Ведь, в конце концов, он так прекрасен. Просто ходи и смотри.
Текст: Павел Басинский (писатель)/РГ
Сто тридцать лет назад, 12 (24) сентября 1892 года, в Тифлисе в N 242 ежедневной газеты «Кавказ» был напечатан рассказ «Макар Чудра» неизвестного автора, скрывшего имя за псевдонимом «М. Горький». «М. Горький», а не «Максим Горький». «Максим» появится позднее на сборниках публицистических статей. Как писатель он предпочитал именовать себя М. Горьким.
Алексей Максимович ПешкОв — ударение на последнем слоге — в писательском качестве был скромен. Например, ни одно из крупных произведений, начиная с «Фомы Гордеева», он не считал романом, назвав повестью даже четырехтомную «Жизнь Клима Самгина». Вот и громкий псевдоним «Максим Горький» ему не нравился. «Откуда вы знаете, — шутил он, — может, я Мордыхай». И свои письма молодым советским писателям он подписывал скромно: М. Горький.
С сентября 1892 года Горький отсчитывал начало своей литературной судьбы. И это была, несомненно, судьба.
В 1891 году он отправляется в свое знаменитое странствие «По Руси», которое затем опишет в цикле рассказов с одноименным названием. Но этот цикл Горький писал на Капри, в 10-е годы ХХ века, будучи тогда уже всемирно знаменитым прозаиком, драматургом, революционером, эмигрантом и членом партии большевиков, то есть «властителем дум и чувств». Рассказ «Макар Чудра» в этот цикл, собранный в одной книге, не вошел. Возможно, Горький считал его недостаточно мастерски сделанным. Так сказать, «молодое вино». Но это «молодое вино», настоявшись со временем, становилось только вкуснее и крепче.
Спустя почти сто лет, в 1976 году, Эмиль Лотяну снял потрясающе красивый фильм «Табор уходит в небо» по мотивам ранних рассказов Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Музыкальный ряд создавал Евгений Дога, а этнические цыганские песни исполняли артисты знаменитого театра «Ромэн». В советском прокате лента собрала 65 миллионов зрителей, что было рекордом для середины 70-х годов.
Впрочем, не будем лукавить. У фильма, кроме музыки и танцев, кроме отличной режиссуры и игры актеров, была еще одна «фишка». Там была эротическая сцена, в которой исполнявшая роль цыганки Радды актриса Светлана Тома, кажется, впервые в пуританском советском кино продемонстрировала то, что позднее стали называть «топлес». И это тоже был своего рода прорыв в советском кинематографе. Раньше фильма «Маленькая Вера» 1988 года с Натальей Негодой в главной роли, который стал одним из самых скандальных символов перестройки.
Но это, конечно, не главное.
Гораздо важнее то, что «Макар Чудра» — не какой-то, пусть и удачный, опус молодого автора (Горькому тогда было 24 года), а настоящий литературный шедевр.
Помимо того, что он мастерски написан, в нем скрыты весьма глубокие этнические и философские смыслы.
Например, почему цыган Лойко сначала убивает Радду ножом, а затем встает перед ее телом на колени (таково было с ее стороны условие их свадьбы — поклониться ей)? Да потому, что цыгану преклонить перед кем-то колени — это страшный позор! На колени становились только перед старшими родственниками.
А откуда вообще эти имена: Радда, Чудра? Цыгане были выходцами из Индии. Радха (слово из санскрита) — это вечная возлюбленная бога Кришны и одна из главных форм воплощения женственности. Чудра — это, вероятно, «шудра» — одна из четырех индийских каст. Шудры — это крестьяне и ремесленники. Дело почетное. Но им запрещалось читать священные Веды, за это им выкалывали глаза.
Не потому ли у старого цыгана Макара Чудры, с которым молодой Алексей Пешков встретился во время своих странствий, такая стойкая нелюбовь, во-первых, к оседлой трудовой жизни, а во-вторых, ко всем «умственным» занятиям?
Рассказ начинается с его рассуждений: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!.. Так нужно жить: иди, иди — и все тут. Долго не стой на одном месте — чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг Земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол…»
Да, было. Но не вчера, а — в веках и даже тысячелетиях.
Молодой Горький внес в цыганскую тему какую-то новую кровь. Хотя «цыганщина» тогда уже вошла в плоть и кровь русской литературы. Видимо, она отвечала русскому духу — извечной тяге к покорению больших пространств. «Воля», которая не совпадает с традиционным понятием «свободы», — то, что сближало русскую и цыганскую души.
В то же время первое гениальное произведение о цыганах в России — поэма Пушкина «Цыганы» — закладывало также и этические основы будущей русской литературы. Вспомним, что сказал убийце Земфиры Алеко старый цыган: «Оставь нас, гордый человек! / Мы дики, нет у нас законов, / Мы не терзаем, не казним, / Не нужно крови нам и стонов; / Но жить с убийцей не хотим». От этого всего лишь несколько шагов до знаменитого выражения Достоевского: «Смирись, гордый человек!»
Но молодой Горький не смирился. Он стал тем, кем стал — бунтарем, «ницшеанцем», а затем — революционером. Но он не послушался не только старого цыгана Пушкина, но и своего собственного. Бегать по Земле ему было скучно.
Он хотел изменить этот мир, и не столько как революционер, но как деятель культуры в ее мировом многообразии. Чтобы не было в нем ни крови, ни стонов, ни убийств…
Наверное, ему это не удалось. Но мечта-то осталась. Как, впрочем, и завет мудрого Чудры. Не меняй этот мир. Просто любуйся им. Ведь, в конце концов, он так прекрасен. Просто ходи и смотри.
Раннее творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской культуре на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его первые рассказы представляют собой нечто уникальное, чего не было в русской литературе ни до, ни после него. Один из его ранних рассказов «Макар Чудра» позволяет нам во всей полноте увидеть внутренний мир Горького ещё на заре его литературной деятельности. Понять, что волновало его в молодые годы, и какие идеи владели его мыслями.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Суть: о чем рассказ?
- 4 Конфликт и композиция
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Смысл
- 9 Чему учит?
- 10 Критика
История создания
Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.
В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.
Направление и жанр
«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.
Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Суть: о чем рассказ?
На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.
В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.
Конфликт и композиция
Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.
В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
герои рассказа «макар чудра» | характеристика |
макар чудра | старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья. |
лойко зобар | молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел. |
радда | красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого. |
рассказчик | молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить. |
Темы
Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.
- Любовь – Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.
- Свобода – свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям.
- Природа – на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора.
- Нравы и быт цыган. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.
Проблемы
Проблематика рассказа «Макар Чудра» столь же занимательна:
- Гордыня – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.
- Жестокость – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.
- Эгоизм. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга.
Смысл
Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».
И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.
Чему учит?
Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».
Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».
Критика
«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:
«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)
Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.
… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»
С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и
«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)
По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.
Автор: Михаил Щепин
Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Конфликт
- 5 О чём?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблематика
- 9 Смысл рассказа
История создания
«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.
Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».
Жанр и направление
Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.
Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра».
Композиция
Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.
Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.
Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.
Конфликт
Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.
Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.
О чём?
Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.
Главные герои и их характеристика
Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.
Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.
Темы
- Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
- Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
- Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
- Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
Проблематика
- Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
- Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
Смысл рассказа
Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.
Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!