Почему рассказ называется мой первый гусь

Рассказы об ужасах войны активно изучаются в школах и составляют довольно большую часть литературного наследия двадцатого века. Современники первой и второй мировых войн, революций очень часто переносили свой опыт на бумагу в стремлении донести до потомков, как выглядит война, и предостеречь их от участия в таких событиях, предотвратить военные конфликты в дальнейшем и передать свой опыт участия в боевых действиях. На войне нет места романтики, и от романтизации ее событий спустя некоторое время после ее окончания нас хотели уберечь те, кто прошел боевые действия и владеют искусством передачи своих эмоций и впечатлений через текст. Рассказ Бабеля «Мой первый гусь», несмотря на абсолютно не относящееся к тематике войны название, также предупреждает нас о тех бедах, которые несет с собой война для народа.

Краткое содержание рассказа

«Мой первый гусь» — рассказ о военных действиях в период революции 1917-1918 года в России. В первую очередь рассказ показывает нам ужасы войны глазами интеллигентного корреспондента газеты, которого прикомандировали к частям армии под руководством Буденного и который вынужден описывать то, что он видит, для истории. Вместе с казацкими частями он совершает поход по Украине и Галиции.

В силу того, что Лютов, такова фамилия у главного героя, выглядит интеллигентно и не похож на человека, у которого достаточно сил для того, чтобы хотя бы ранить врага, в армии над ним потешаются. Казаки, люди жесткие, военной закалки, не видят в нем себе равного и издеваются над ним. Эти военные привыкли жить одним днем, они прекрасно понимают, что война – не место для интеллигенции и для писак, ничего тяжелее пера в руках не державших и не умеющих обращаться с саблей, поэтому Лютов сразу становится объектом грубых насмешек. Так, казаки выбрасывают сундучок Лютова, и тот вынужден ползать и собирать свои разбросанные по земле записи. И даже от хозяйки дома, где он остановился, он не может добиться понимания. Когда он начинает требовать у нее накормить его, женщина отказывает.

Лютов чувствует отчаяние. Он голоден, его ни во что не ставят окружающие, его окружает абсолютно не романтичная, напротив, очень страшная и жестокая война, к которой он был действительно не готов. Переполненный эмоциями, главной из которых является безысходность, главный герой находит в себе силы зарубить гуся, проходящего мимо. Это и жест отчаяния, и попытка добыть себе еды в тех условиях, когда от него отвернулся весь мир. И, как ни странно, именно после этого его жизнь немного налаживается. Казаки, ранее смеявшиеся над ним и не видевшие в Лютове никого, кроме слабого и ни на что не способного интеллигента, начинают его уважать и даже предлагают разделить с ним пиршество.

Смысл рассказа «Мой первый гусь»

В этом рассказе можно выделить несколько смысловых акцентов, умело расставленных писателем в тексте. Самое основное и главное – это, конечно, то, что на войне нет места романтике и интеллигентности. На войне приходится жить одним днем и это оказывает сильное влияние на всех ее участников. Война не романтична: она ожесточает даже тех, кто изначально не был готов поднять руку на слабого. И все участники войны становятся одновременно ее жертвами, даже если выживают и остаются невредимыми.

Второй смысловой акцент уже не связан непосредственно с военными действиями, но раскрывает суть взаимодействия «белой вороны» и общества. Главный героя рассказа абсолютно не вписывается в общество казаков, отличается от них и внешним видом, и родом деятельности, и воспитанием, и становится объектом насмешек с их стороны. Но и в нем, как в военных, есть сила воли и жестокость, которую признают эти люди. И основная разница его и казаков лишь в том, что он выбрал для себя дорогу миролюбия и интеллигентности. Но для того, чтобы наладить общение с людьми, понимающими только силу и уважающими только ее, приходится действовать силой. С людьми нужно разговаривать на том языке, который они понимают.

Задания к новелле «Мой первый гусь» (Исаак Бабель «Конармия»)

1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста

А) Квартирьер испытывает чувство неловкости, вины, представляя
Кирилла Лютова конармейцам.
Б) Лютов презирает этих огрубевших, малообразованных, «одичавших» на войне
казаков – конармейцев.
В) Казаки всеми способами демонстрируют Лютову свое презрение, потому что «очкарикам»
не место в конармии.
Г) Чтобы стать своим среди конармейцев, Кирилл Лютов с особой жестокостью
убивает гуся.
Д) Став своим среди казаков, Лютов торжествует, душа его спокойна, он счастлив.

Ответ: ____________________

Почему новелла называется «Мой первый гусь»?

2. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся
язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в
ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие
но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

В прозе Бабеля «все
чересчур: события, метафоры, язык — все через край, все сверх меры». Язык
новеллы «Мой первый гусь» характеризуется выразительными (А) ______ («
Луна
висела над двором, как дешевая серьга», «…деревенская улица лежала перед
нами, круглая и желтая, как тыква…»).  Передавая речевую манеру казаков,
автор неоднократно прибегает к (Б) ______ (шлепну на месте, сказывай, из
киндербальзамов, без глупостев, жрать). Внутреннее состояние главного героя в
новелле передано с помощью таких тропов, как (В) _____ («Вечер завернул меня
в живительную влагу сумеречных своих простынь, вечер приложил материнские
ладони
к пылающему моему лбу») и (Г) _____ («только сердце мое,
обагренное убийством, скрипело и текло»).
Важной деталью в изображении основного
конфликта новеллы становится слово «очки» и использованный в связи с этим троп –
(Д) _____ («Канитель тут у нас с очками, и унять нельзя»).

А

Б

В

Г

Д

Спи­сок тер­ми­нов:

1) антитеза

2) про­сто­ре­чие

3) литота

4) сравнение

5) ряды од­но­род­ных чле­нов

6) развернутая метафора

7) олицетворение

8) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

9) синекдоха

3. Укажите средства связи данных предложений.

Тогда, ползая по
земле, я стал собирать рукописи и дырявые мои обноски, вывалившиеся из
сундучка. Я собрал их и отнес на другой конец двора.

А) лексический повтор, однокоренные слова

Б) личное местоимение, формы слова

В) лексический повтор, личное местоимение, формы
слова

В) личное местоимение, однокоренные слова,
лексический повтор

4. Определите вид односоставного предложения:

Шлют вас, не
спросясь, а тут режут за очки.

— В газете-то что пишут?

А) определенно-личное      Б) неопределенно-личное      
В) безличное

Тезисный план к сочинению

К1

Проблема

В рассказе «Мой первый гусь» поднимается
(затрагивается) проблема (чего?)

// автора волнует вопрос: «           ?»

Переход к аргументации

Раскрывая данную проблему, автор повествует о том, как…

К2

Пример 1

Для
понимания проблемы, затронутой автором, следует обратить внимание на …

Пояснение

Этот эпизод (диалог//эта деталь) помогает понять:

Пример 2

Также
для понимания проблемы важен …

Пояснение

Благодаря
этому эпизоду мы понимаем, что…

Связка

Позиция автора

Приведенные примеры _________________________________________
и помогают понять позицию автора:

К3

К4

Я разделяю позицию автора

Я вполне согласен с точкой зрения автора. Действительно,

Вывод

Тезисный план к сочинению

К1

Проблемы

1. Проблема жестокости на войне (можно ли
оправдать жестокость условиями военного времени?)

2. Проблема классовой вражды (свой – чужой:
можно ли стать своим среди чуждых тебе людей?)

3. Проблема личности и коллектива
(интеллигенции и революции: есть ли место интеллигенту на гражданской войне?)[1]

Переход к аргументации

В новелле рассказывается о попытке интеллигента
Кирилла Лютова стать своим в отряде казаков.

К2

Пример 1

Казаки выбрасывают сундучок за ворота, издеваются над
главным героем, унижая его.

Пояснение

Кирилл Лютов – кандидат прав петербургского
университета, интеллигент; казаки – простые мужики, ненавидящие
интеллигентов. Они считают, что на войне «очкарикам» не место: их «режут за
очки», называют «киндербальзамами».

Пример 2

Кирилл Лютов жестоко убивает гуся, заставляет старуху
приготовить птицу.

Пояснение

Главный герой совершает жестокость, чтобы доказать казакам,
что он свой (насилие как единственный способ преодолеть пропасть между
Лютовым и казаками).

Казаки принимают героя в свой круг: «Парень нам
подходящий».

Связка

Позиция автора

Приведенные примеры имеют причинно-следственную
связь и помогают понять позицию автора, которая заключается в последнем
предложении новеллы.

К3

«Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое,
обагренное убийством, скрипело и текло». Формально герой стал своим, но в
душе он остался таким же чужим, каким был раньше. То есть граница между
героем и казаками непреодолима. Герой ликует: он добился своего, «слился с
революционной народной массой», но слияние это неполное.

К4

Я разделяю позицию автора

Чтобы стать своим в чуждой тебе среде, надо
отказаться от части своего «я», изменить систему ценностей, но зачастую это
невозможно.

Примеры: В. Железников «Чучело», М. Горький
«Старуха Изергиль», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», М. Шолохов «Тихий Дон»,
И. Бабель «Смерть Долгушова», «Письмо» («Конармия»)

Вывод

Курс «Новая историческая действительность и «новый человек» и их     отражение в русской литературе 20 – 30 годов   XX века

И. Бабель Сборник рассказов «КОНАРМИЯ»

1.Рассказ  «Измена». Что составляет особенность речи героя, каков его психологический облик?

Этот рассказ написан в форме монолога от первого лица. Его герой, Никита Балмашев, дает объяснения следователю Бурденко. В нарушение всех законов жанра это не деловая бумага, а сбивчивое, сумбурное письмо.

 В первых его строках мы узнаем предысторию этого бойца. Бывший хлебопашец, солдат первой мировой войны переходит  на сторону большевиков. Затем гражданская война, ранение, госпиталь.

 Израненные, искалеченные бойцы Первой Конной армии Ноговицын, Кустов и Балмашев не могут понять, как можно отдыхать и лечиться в госпитале, когда «враг на мягких лапах ходит в 15 км от местечка». В течение недели и одного дня не желали они надеть госпитальную одежду и сдать оружие. Эти люди смертельно устали, они могут только воевать, сражаться, биться. Другое поведение людей в военное время они расценивают как измену, о чем и пишет Никита Балмашев: « Измена, говорю я вам, товарищ следователь Бурденко, смеётся нам из окошка, измена ходит, разувшись, в нашем дому, измена закинула за спину штиблеты, чтобы не скрипели половицы в обворовываемом дому…»

Воспаленное сознание говорит им, что сестры милосердия – враги, врач – враг, бойцы пехоты, мирно играющие в шашки – предатели.

В чем же состав преступления этих людей? Герой об этом рассказывает так: «…потребовали поголовное удостоверение личности, не получив такого, потеряли сознание. И, находясь без сознания, мы вышли на площадь перед госпиталем, где обезоружили милицию в составе одного человека кавалерии и нарушили со слезами три незавидных стекла в вышеописанной кладовке». Буря в стакане воды?

Речь Никиты Балмашева – речь человека необразованного,  фанатично преданного делу революции. Культура и нравственность не даются с рождения, они вырабатываются в течение всей жизни, а какая жизнь была у этих конармейцев, прекрасно видно из сборника рассказов «Конармия».

Совершенно неграмотная, бредовая, но  по – своему образная речь героя  не механически копируется автором, а воспроизводит характерные черты конкретной речевой манеры:

«…но слова мои отскочили от геройской пехоты, как овечий помет от полкового барабана» (сравнение),

«озверелый штык», «кровавое сердце бойца и пролетария» (эпитеты)

« спали и во сне видели», «вилась веревочка» (фразеологизмы)

Речевые ошибки многочисленны: «мы трое есть земляки», «согласно приказания» и др. Приходится только удивляться мастерству И. Бабеля: как ему удалось  «влезть в шкуру»  малограмотного бойца, создать убедительный речевой портрет своего персонажа.

2. Сравните образ, возникающий в рассказе «Измена», с образом того же персонажа в рассказе «Соль». Вносит ли рассказ «Измена» что – либо новое в этот образ? Какой ещё художественный смысл может иметь этот рассказ, помимо дальнейшего развития образа персонажа? Какую цель преследовал Бабель, вновь введя фигуру Никиты Балмашева?

        Если говорить о хронологии, то вначале у Бабеля в сборнике помещен рассказ «Соль», а уж потом «Измена». «Соль» — это письмо в редакцию, которое пишет все тот же Никита Балмашев, спешащий поделиться с «дорогим товарищем редактором» наболевшим, а «Измена» — его письменные объяснения следователю Бурденко. То есть герой из внештатного корреспондента газеты превратился в обвиняемого.

        В рассказе «Соль» повествователь убедителен, рассудителен, старается быть понятым и справедливым. Чувствуется, что он имеет авторитет у своих товарищей, и они его уважают и слушают.

        Никита взял под свою защиту женщину с грудным младенцем на руках и «каждый, раскипятившись моей правдой, подсаживает её, говоря наперебой:

        — Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дите, как водится с матерями, никто вас в кутке не тронет…»

 Взвод был обманут в лучших чувствах, потому что попрано было самое святое чувство – материнство: в свертке женщина везла не младенца, а «пудовик соли». Наблюдательный Никита заметил, что на протяжении всего пути «антиресное дите, товарищи, которое титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит».

Чувство негодования, праведного гнева водило рукой Никиты, когда он своими руками выбросил спекулянтку «на ходу поезда под откос», а потом «захотел спрыгнуть с вагона и себе кончить или ее кончить». Вот это сила гнева! «И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики». Обо всем  этом сообщает боец «дорогому товарищу редактору».

Вновь вводя фигуру Никиты Балмашева (рассказ «Измена»), Бабель показывает уже другого человека: предельно уставшего, измотанного, израненного, теряющего боевых товарищей; его речь похожа на бред, здоровье подорвано. Неизменной остается вера в правоту дела, которому он служит. Его состояние можно передать цитатой из рассказа «Вечер»: «…Я болен, мне, видно, конец пришел, и я устал жить в нашей Конармии».

А сам сборник «Конармия» — не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире.  

3.Рассказ И.Бабеля «Мой первый гусь» (план разбора).

        К концу урока учащиеся должны найти ответы на вопросы логического задания:

Что за люди конармейцы? Как к ним относится  Лютов? Они к нему?

         Что положено в основу их конфликта? Какова авторская позиция?

Итак, откроем «Конармию». Это типичный для литературы 20-х и 30-х г.г. роман в новеллах. И поэтому мы не можем ограничиться анализом отдельных рассказов, образов отдельных персонажей. Прежде всего следует обратиться к главному герою – кандидату прав Петербургского университета, прикомандированному к штабу одной из дивизий Первой Конной, Кириллу Васильевичу Лютову, который в сюжетной основе произведения занимает место литературного рассказчика. Позади  осталась вся предшествующая жизнь, впереди ждет жизнь неизведанная. Об этой новой жизни Лютова его собственными устами и рассказывается в «Конармии».

Вопросы по тексту:

1.Почему квартирьер испытывает чувство неловкости, вины, представляя Лютова   конармейцам?

2. Если исследовать текст, то можно увидеть, что Лютов уважает этих огрубевших, малообразованных, попросту одичавших на войне людей, видит их достоинства (докажите текстом)

         «… и я удивился красоте гигантского его тела. Он встал и пурпуром своих рейтуз, малиновой шапочкой, сбитой набок, орденами, вколоченными в грудь, разрезал избу пополам, как штандарт разрезает небо…»

«Молодой парень с льняным висячим волосом и прекрасным рязанским лицом…»

«Казаки стали ужинать со сдержанным изяществом мужиков, уважающих друг друга…»

3. «Я приложил руку к козырьку и отдал честь казакам». Как они его встретили? (ответьте текстом) Почему?

(То, что позволяют себе казаки по отношению к этому очкарику, выдает их классовую ненависть к «чистеньким», которые, по их мнению, ни на что не способны, которые являются носителями традиционных культурных ценностей, свойственных русской интеллигенции: «Канитель тут у нас с очками и унять нельзя. Человек высшего отличия – из него тут душа вон. А испорть вы даму, самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка…»)

4.Что необходимо Лютову было сделать, чтобы услышать: «Парень нам подходящий»? (пересказ эпизода с гусем)

В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в кавалериста, который не выделялся бы в общей массе конников своей непохожестью, чуждостью остальным, потому что от них и идут мытарства героя.

5.Как после этого меняется отношение к нему казаков и почему? Как вы поняли концовку рассказа?

6.Почему рассказ называется «Мой первый гусь»? Какое слово в названии            ключевое?

7.Что вы можете сказать об авторской позиции?

Рассказ «Мой первый гусь» – не частный случай, касающийся отдельно взятого представителя интеллигенции, но колоссальное по силе обобщение, пожалуй, важнейшей в произведении проблемы интеллигенции и революции, размышление о влиянии революции на душу и сознание человека.

Сочинение — Анализ рассказа Бабеля Мой первый гусь. Русский язык и литература

Содержание рассказа. Содержание данного произведение состоит в том, что Лютов (он является корреспондентом газеты «Красный кавалерист»), оказался в военном ряду конной армии, которая возглавлялась великим командиром Буденным. Воюя с поляками, они совершили поход по Галиции и Западной Украине. На фоне с конармейцами он выглядел насмешливо, и над ним переодически насмехались все солдаты. Ну еврей, интеллигент, в очках. Некий Савицкий является к Лютову с бумагой о приказе о прикомандировании к штабу дивизии. Казаки привыкли жить одним днем, ведь в их жизни практически нет места счастливым событиям, а лишь кровь, смерть и жизнь. Сундучок Лютова вышвырнули, а сам Лютов ползал, собирая исписанные бумажки. Полностью проголодавшись, он требует чтобы хозяйка его накормила, но даже хозяйка была против него. От безысходности он саблей зарубил гуся, который проходил мимо них. После данного события казаки перестали над ним насмехаться, а наоборот, ставили себя перед ним не как врага, а как брата, или даже друга. Они приглашали его за совместное пиршество.

Главная тема рассказа состоит в том, что интеллигентный человек пошел в ряды армии. Что война — не такая романтика, как иногда пишут или показывают. Что многие там умирают и хотят счастливой тихой жизни, а не сидеть в крови и отстреливаться.

Я предпологаю, что автор хотел до нас донести то, что всегда можно поменять мнению окружающих о себе. Ведь из казаков никто и думать не мог что такой доброжелательный и интеллигентный человек сможет безжалостно зарубить гуся.

Главные места событий: Западная Украина и Галиция.

Основные события заключаются в поступления в армейские ряды. Переодические насмехания со стороны казаков. Кратковременное голодание. Убийство гуся, а затем уже и уважение среди казаков.

Герои: Лютов (главный герой), Савицкий (второстепенный герой), казаки, Иван Чесноков, Чугунов, Добрыводка, квартирьер, хозяйка, Суворков.

Автор пытался показать нам все ужасы войны. Разруха, стрельба и шум, везде дым и огонь, много пострадавших и погибших, которые не хотели горы денег, а хотели просто мирного неба под головой.

С одной стороны казаков можно понять, ведь не каждый сможет принять человека, который не понятно кто, не понятно откуда, так еще и собирается еду их хлебать. При этом Лютова мне тоже было жалко, ведь он ничего плохого не сделал, к слову даже не пытался. Почему то казаки подумали, что Лютов подумал что на войне есть лишь романтика, хотя как можно такое подумать, если Лютов сам является пострадавшим от этой войны. Меня крайне растрогал рассказ, можно даже сказать возмутил. Никогда не думала, что военные будут издеваться над пострадавшими от войны. Меня обрадовал конец произведения, потому что Лютов наконец сел поесть, да и не просто сел поесть, да еще и отношения наладил, так и рядом с ними!

Все сочинения

  • Сочинения
  • Литература
  • Разное

Анализ рассказа Мой первый гусь Бабеля

Само название забавно. В нём не о первом съеденном в жизни гусе, а об убитом… И герой ведь не на птицефабрику идет работать, а на практически фронт. А как красные относились к своим классовым врагам, так можно представить, что какого-нибудь барина они гусем и обзовут. То есть название забавное, если подумать – жутковатое.

Кроме того, ведь герой такой же «гусь», особенно для казаков. Образованный, хилый, с очками, над которыми все в голос смеются (даже могут серьёзно порезать). Но он разделяет идею большевиков – с удовольствием перечитывает статью Ленина в «Правде». Ещё его восхищает физическая сила воинов, прекрасные рязанские лица. Ордена кажутся ему «вколоченными» в грудь, а сами бойцы разрезают пространство, как штандарт, и казаки едят с «изяществом мужиков» (оксюморон). Казаки у костра кажутся ему жрецами… Он даже завидует им!

Его квартирьер извиняется перед ним, а с бойцами делает вид, что на одной волне. Но они плохо принимают новичка в «стаю». У них всё наоборот – обычные хорошие поступки считают плохими, царствует невежество и сила. Они унижают новенького – выкидывают его вещи, но когда он убивает гуся, чтобы поесть, то есть проявляет силу над слабой птицей и несчастной старухой (толкает её кулаком), которая хочет повеситься, то они его признают. Мне это кажется низостью!

С другой стороны, герой не обиделся на издевательства казаков, покорно собрал вещи, сохранил, вообще, спокойствие. Он очень хотел стать своим для них – для простого народа! Сам он не только «паршивенький», а ещё и очень бедный – все вещи обноски, голодный. Пар от свинины кажется ему дымом из трубы родного дома…  

Когда он впечатлил своим поступком казаков, они скачала назвали его «парень», а после, вообще, «братишка» и позвали разделить с ними щи! И он, грамотный, стал им полезен чтением.

В рассказе использованы разные стили: от нейтрального, до разговорного – очень колоритна речь. Сравнения иногда странные… Улица почему-то круглая, как тыква! Иногда используется олицетворение – например: вечер прикладывает ладони.  В центре истории конфликт, в результате которого герой становится одним из бойцов. Он и рад! Но сердце его скрипит, всё-таки.  

Анализ рассказа Мой первый гусь Бабеля

Анализ рассказа Мой первый гусь Бабеля

Несколько интересных тем

  • Весна пришла

    Какое счастье насладиться весенним воздухом после февральских тоскливых снегов и морозов. Солнце, которое так долго светило, но не грело, начинает согревать своими весенними лучами.

  • Герои сказки Буратино

    Первый персонаж сказки, с которым мы знакомимся, добрый, трудолюбивый папа Карло. Его друг Джузеппе дарит ему прыгающее и говорящее полено. Мастер вырезает из него куклу, называет Буратино

  • Кот на окне Джеймса

    Картины позволяют запечатлеть определенные образы в графическом исполнении. В зависимости от автора картина может наполняться теми или иными смыслами, передавая дух эпохи или вымышленный сюжет.

  • Образ Снежной королевы (характеристика)

    Английский писатель Г.Х. Андерсен написал много сказок для детей. В его произведениях всегда зло борется со злом, любовь помогает людям преодолеть все трудности. Сказка «Снежная королева»

  • Анализ рассказа Бабеля Соль

    Рассказ Соль входит в сборник рассказов И.Бабеля Конармия. Рассказы связаны с темой гражданской войны, и сюжет рассказа повествует о несчастной женщине, которая пытается выбиться в воинский эшелон

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему рассказ называется макар чудра а не лойко и радда
  • Почему пушкин в начале повести много уделяет внимание рассказ о жизни характере уездных барышень
  • Почему рассказ называется критики 6 класс
  • Почему пугачев рассказывает гриневу калмыцкую сказку
  • Почему пугачев рассказал гриневу калмыцкую сказку

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии