Почему рассказ называется первый учитель

Какой тип композиции повести первый учитель?

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина — рассказ главной героини о своей жизни.

В чем смысл названия произведения первый учитель?

Повесть Ч. Айтматова «Первый учитель» учит нас бережному отношению к людям, к их чувствам. … Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.

Что символизирует образ тополей в повести Айтматова первый учитель?

О том, что Дюйшен – первый учитель аила Куркуреу, совершил когда-то жизненный подвиг, то есть построил школу из бывшей байской конюшни, подтверждает образ двух тополей. Образ двух тополей в произведении Ч. Айтматова является живым олицетворением красоты человека. … Тополя вырастают в символ красоты нового человека.

Каким событием начинается повесть первый учитель?

Повествование данного произведение ведётся в форме рассказа. Событие повести происходят в далёком и небольшом ауле, Куркуреу примерно в 1924 году.

В каком году была написана повесть Чингиза Айтматова первый учитель?

Повесть «Первый учитель» Айтматова была написана в 1962 году.

Кто является автором произведения первый учитель?

Чингиз Торекулович Айтматов

Какому литературному жанру принадлежит произведение Чингиза Айтматова первый учитель?

Первый учитель
Автор Чингиз Айтматов
Жанр повесть
Язык оригинала русский
Оригинал издан 1962

Что в повести Ч Айтматова первый учитель восхищает вас?

В повести «Первый учитель» меня восхищает то, как Дюйшен очень мало знал сам, но смог открыть для детей путь в другую жизнь. Никто не воспринимал его затею о школе всерьёз, поэтому он всё делал сам.

Кто такой Дюйшен?

Направление творческих исканий Ч. … Айтматова открыто характеризуется повестями «Тополёк мой в красной косынке» и “Первый учитель”. И, кажется, определилось самое основное в его творчестве.

Какую проблему ставит ч Айтматов в своей повести первый учитель?

Ответ: А) Автор, скорее всего, ставит проблему того времени (учеба, обучение, стереотипы, предрассудки людей того времени), т. … Люди того поселка считали, что можно прожить и без обучения. Как раз, таки автор-Чингиз Айтматов передает свои мысли через главного героя-Дуйшена.

Как жители аила относятся к Алтынай?

Ответ: К Алтынай они относились с уважением из-за успехов которых она добилась и с неким восхищением, а к Дюйшену как по мне они относились не серьёзно, никто не понимал и не знал всю ценность его вклада в детей этого аула и он остался недооценённым как и его труд.

Что заставило Дюйшена построить школу в Куркуреу?

1-Стремление пробудить в детях своего аила жажду знаниям 2-Возможность получать жалование 3-Возможность построить карьеру в родном аиле

Что символизирует образ тополей в произведении?

первый учитель символ любви к родным местам воспоминание о первой любви символ открытия новых знаний …

Почему рассказ называется Красное яблоко?

Красное яблоко — олицетворение естественного природного начала. Только возвращение к истокам способно возродить угасшие чувства и спасти души людей. ahlukileoi и 322 других пользователей посчитали ответ полезным!

В чем подвиг учителя Дюйшена?

Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. … Учитель Дюйшен это борец за справедливость, строитель нового цивилизованного мира, которые исповедует нормы гуманности, доброты и честности.

Какому литературному жанру принадлежит произведение Чингиза Айтматова Белый пароход?

Пояснение: Произведение Чингиза Айтматова «Белый пароход» написано в жанре повести.

Что символизирует красное яблоко?

«Красное яблоко» – одно из самых пронзительных произведений раннего Чингиза Айтматова. … Напоенное соками земли и солнечными лучами, красное яблоко являет собой лирический символ счастья и гармонии. Ибо только возвращение к истокам способно возродить угасшие чувства и спасти человеческую душу.

Что символизирует яблоко для героя рассказа красное яблоко?

В рассказе Айтматова красные яблоки— символ прозрения взрослого мужчины. Словно фонарь они освещают его чувства. Только первое приносит прозрение, что вымышленная любовь может развиться о равнодушие и непонимание, а второе- позволяет понять, что истинная любовь в том человеке, что долгие годы был рядом.

Чему учит рассказ красное яблоко?

Рассказ красное яблоко учит нас тому что надо радоваться тому что у нас есть например дочь оставила красное яблоко своей маме а отец думал что она съесть его сома так же и мы должны беречь то что у нас есть главное в жизни это семья а у девочки был токо папа ведь папа с мамой были на гране развода.

Какая проблема поднимается автором в рассказе красное яблоко?

В рассказе Айтматова поднимается проблема отношений в семье. В отрывке из рассказа говорится о том, как девочка находит в саду яблоко. Это нашедшееся яблоко напомнило отцу, что когда-то девушка не приняла от него яблока. Но он понимает, что надо помириться с женой, она всегда будет принимать его яблоки.

Какая проблема поднимается автором красное яблоко?

В рассказе Айтматова поднимается проблема отношений в семье. В отрывке из рассказа говорится о том, как девочка находит в саду яблоко. Это нашедшееся яблоко напомнило отцу, что когда-то девушка не приняла от него яблока. Но он понимает, что надо помириться с женой, она всегда будет принимать его яблоки.

Кто главный герой рассказа красное яблоко?

Главным героем рассказа является Исабеков, его жена Сабира и дочь Анара. apsiganocj и 12 других пользователей посчитали ответ полезным!

Почему герой рассказа Астафьева фотография?

ОТВЕТ: Герою рассказа «Фотография, на которой меня нет» так дорога фотография, потому что ему важно хранить в своем сердце память о прошлом. Со школой его связывают воспоминания о детстве, о своем народе, о его истории. … Глядя на него, герой вспоминает своих учителей, быт школы, одноклассников.

Кто автор рассказа красное яблоко?

Айтматов Чингиз Сборник повестей и рассказов, а также пьеса. Иллюстрация на обложке А. Искакова.

Какие произведения Чингиза Айтматова вам известны?

Произведения Чингиза Айтматова. Библиографическая справка

  • «Первый учитель» (1962) — повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. …
  • «Верблюжий глаз» (1962) — действие повести происходит в степи, в маленьком коллективе целинников, оторванных от большой жизни. …
  • «Материнское поле» (1963) — повесть о материнской любви.

Skip to content

Главная » Литература — 5 — 9 классы

Почему произведение Ч. Айтматова называется » Первый учитель» ? Аргументируйте свой ответ при помощи

двух цитат.​

Ответ №1

Ответ: В повести “Первый учитель” Ч. Айтматов ставит перед собой задачу большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением. 

    Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны. Ч. Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аула Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену. Эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел. Куркуреу — аул небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. “В ней вся сила”,— говорят аульчане. Дюйшен страстно берется за дело. Чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай. Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего. 

Объяснение:

книга Чингиза Айтматова
Кадр из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

Повесть «Первый учитель», краткое содержание которой представлено читателям, затрагивает трепетные струны человеческой души. При прочтении порой наворачиваются слезы, стоит ком в горле, но светлое чувство любви и безграничной веры в добро в конце повествования окрыляет. С подробным анализом гениального сочинения можно познакомиться в статье.

«Первый учитель»: краткое содержание

Произведение «Первый учитель», краткое содержание которого знакомо каждому школьнику, вошло в историю классической литературы как пример силы человеческого духа и гуманизма. Его автор — киргизский писатель Чингиз Айтматов. Он приобрел первую славу благодаря этому произведению. Книга описывает:

  • непростой для Киргизии период становления социализма;
  • трудности общественной организации, отрицание, с которым столкнулась новая власть;
  • борьбу с устаревшими традициями жесткого патриархата;
  • стремление молодежи к развитию и постоянному движению вперед.

Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:

Экспозиция

Повесть «Первый учитель» начинается с ностальгических воспоминаний главного рассказчика — Художника. Творческий человек находится в кризисе: сюжет нового полотна не приходит на ум.

Красочные воспоминания художника о родном крае изложены в главе «Два тополя». Здесь описан холм возле селения, в котором прошло детство рассказчика. На месте этих деревьев ранее была первая сельская школа, которую организовал комсомолец Дюйшен. Волна ностальгии не оставляет в покое художника, и вскоре мастер получает телеграмму с приглашением посетить родные края.

Завязка

Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.

Чингиз Айтматов и его произведение «Первый учитель»

Эпизод из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн«Мосфильм»

В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:

  • малограмотный чудаковатый старик;
  • часто и без причины улыбается;
  • добродушен и наивен, как ребенок.

Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.

Развитие событий

Краткое содержание «Первый учитель» будет неполным без пересказа телеграммы академика Алтынай, которая поведала новому знакомому свою историю. В 1924 году, когда в аиле только установилась советская власть, Дюйшен (на тот момент амбициозный юноша) решил открыть небольшую школу.

Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.

Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.

Кульминация

Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.

Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.

Развязка

Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь

Эпизодический момент фильма «Первый учитель»

Эпизод фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

Эта повесть — ода гуманизму, как говорил сам Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — знаковое произведение, прославляющее силу человеческой воли и веры в лучшее, которые способны сломать даже самую жесткую укоренившуюся систему.

«Первый учитель»: анализ произведения

Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:

История создания

Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.

Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.

Тема и конфликт

Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.

Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:

  • конфликт поколений и мировоззрений;
  • энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
  • отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
  • борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.

Особенности композиции и жанр

Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:

Экранизация произведения Айтматова

Экранизация книги Айтматова: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
  • прозаический жанр, который схож с коротким романом;
  • в сюжете задействовано небольшое количество героев;
  • фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.

Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.

Характеристика главных героев

Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.

Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:

  • амбициозный, инициативный энтузиаст;
  • бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
  • не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
  • настойчивый и любознательный;
  • со сложной, но красивой судьбой;
  • он гуманист.

Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.

По своему романтичному описанию, повесть «Первый учитель» можно было бы отнести к балладе, но писать намеренно ушел от этого, чтобы повесть не ассоциировалась с каким-то одним геройским поступком, а характеризовала людей в целом. В описаниях природы, мы видим зашифрованные поступки людей, своеобразные метафоры.

Главный герой – первый учитель – Дюйшен поражает своей сложной, витиеватой и красивой судьбой. В самом начале повести мы начинаем его узнавать из рассказов односельчан. Они не придают ему значения, отмахиваются и сообщают какие-то незначительные детали – чем он занимается, как он выглядит. Мы не видим не героя, а видим обычного человека. Но вместе с тем, из рассказов односельчан мы понимаем, что главный герой не похож на обычных деревенских людей – чертами лица, одеждой.

Дюйшен принимает решение, после своей службы в Красной Армии вернуться к себе в село и работать педагогом. Действие происходит в 1924 году. А что мы знаем об этих временах? Сплошная безграмотность среди деревенского населения. Даже сами учителя были полуграмотными. Поэтому в поступке Дюйшена мы видим настоящий героический поступок. Он взял обучение в свои руки – отремонтировал помещение конюшни, чтобы оно было пригодно для занятий. Оборудовал скамей, столы. Затем он стал собирать учеников. Многие смотрели на него как на сумасшедшего и отмахивались, а кто-то и руганью прогонял со двора.

Постепенно, Дюйшен находит своих первых учеников. Не смотря на все тяготы, дети тянутся к знаниям, им приходится добираться в школу через каменистую речку, которая зимой становится ледяной и обжигает ноги. Учитель на руках переносит малышей через реку. На это смотрят самодовольные наездники в овечьих шубах и усмехаются поступкам учителя.

Также мы видим героический поступок учителя, когда он спасает маленькую девочку, практически вырывая её из лап общественных устоев, традиций и бедности.

Все эти поступки наталкивают местных жителей на мысль, что их устои уже давно устарели, и нужно идти вперед, что то менять. Дюйшен постепенно приобретает союзников, которые согласны менять жизнь.

Мы видим, как главные герой становиться своеобразным мостиком для местных жителей на пути к будущему. Он жертвует ради своих принципов многим, практически готов пожертвовать свою жизнь, если это повлияет на разум местных жителей и их устои.

Обычное село преображается под действием всего одного человека, для которое главными в жизни является – справедливость и стремление к прогрессивному будущему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Популярные сегодня темы

  • Описание картины Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского сочинение

    Больше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.

  • Гости Обломова и цель их прихода

    Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване

  • Сочинение по сказке Щелкунчик Гофмана

    Сюжет сказки знаменитого немецкого писателя Гофмана переносит нас в удивительный волшебный мир Кукольного царства. Действия сказки приходятся на канун Рождества, поэтому автор во всех подробностях описывает всё

  • Анализ произведения Тургенева Малиновая вода

    У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.

  • Сочинение Чему учит сказка Андерсена «Снежная королева»? 5 класс

    Я люблю читать сказки. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» описана история дружбы между мальчиком и девочкой. Злой Троль разбил свое волшебное зеркало и осколками от него замораживал сердца людей и делал их жестокими и эгоистичными.

  • Почему рассказ называется любовь захар прилепин
  • Почему рассказ называется легкое дыхание бунин
  • Почему рассказ называется красное яблоко
  • Почему рассказ называется капитанская дочь
  • Почему рассказ называется капитанская дочка 8 класс