Смысл названия рассказа «Русский характер»
На чтение 3 мин Опубликовано 09.11.2021
Обновлено 09.11.2021
Алексей Толстой написал рассказ «Русский характер» в период, когда Великая Отечественная война еще не закончилась. Произведение в определенной степени носило пропагандистский характер, но по- другому в это тяжелое для страны время и быть не могло. Тем не менее, рассказ не лишен и художественных достоинств. «Русский характер» является классическим образцом социалистического реализма, когда происходит не противостояние добра и зла, а борьба хорошего с лучшим. Типичными признаками этого литературного стиля являются отсутствие отрицательных персонажей и финал happy end.
Сюжет рассказа заключается в следующем. Во время битвы на Курской дуге в танк, командиром которого является Егор Дрёмов, попадает вражеский снаряд. Боевая машина загорается. Водитель с риском для собственной жизни спасает командира. Егор остается в живых, но лицо его обгорает настолько, что становится неузнаваемым. Дрёмов считает, что в таком виде ему лучше не показываться родителям, невесте и закадычному другу, чтобы не травмировать их психику. Это одно из проявлений русского характера, когда человек думает не о себе, а о родных ему людях.
Все же он возвращается на свою малую родину и приходит к родителям, не говоря, что он их сын. С болью в сердце он покидает отчий дом. Мать Дрёмова не узнает сына, но позже понимает, кем был незнакомец. Материнское сердце не обманешь. Чувствует это и отец Егора. Он оправдывает поступок сына, хотя считает, что во время такой беспощадной войны обгоревшее до неузнаваемости лицо – признак не уродства, а героизма. Мать все же отправляет Дрёмову письмо, в котором просит его вернуться. Невеста, в свою очередь, признается, что для нее главное не внешность, а душа, которая осталась прежней – доброй и отзывчивой. Егор возвращается и просит у всех прощения. Его друг, который в данном произведении выступает в роли рассказчика, говорит, что внешность Егора свидетельствует о том, через какие чудовищные испытания тот прошел ради спасения Родины, и его героизм является примером для подражания.
В одном рассказе Толстой показывает разные черты русского характера: способности к самопожертвованию и всепрощению, несгибаемую волю, благородство, любовь к близким, которая соседствует с ненавистью к врагу. Все эти черты присущи не только главному герою, но и большинству представителей русского народа. Если бы не русский характер, неизвестно, чем бы закончилась страшная война. Известно, что руководство страны вело себя исключительно бездарно, особенно в первые месяцы войны. Что бы там не говорили, войну выиграл не Сталин, а русский народ. Это обошлось ему в гигантские потери.
Назвав свой рассказ «Русский характер», Толстой хотел показать на примере простых людей, что совокупность черт, отличающих коренную нацию страны, может разгромить любого врага, а затем восстановить из пепла промышленность и наладить жизнь, несмотря на то, что те, кто руководят государством не ставят ни в грош ни народ, ни его характер. Когда-нибудь они поймут, что сильно ошибались, считая народ бессловесным стадом, способным мобилизоваться только в самые трудные для страны периоды.
5
Почему рассказ Русский характер назвали так
1 ответ:
0
0
<span>Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер» называется так, потому что в центре рассказа находится проблема русского национального характера, которая была необычайно актуальна в те годы. О «таинственном» и «загадочном» русском характере на Западе слагались легенды, о мужестве русских людей, сумевших остановить дотоле непобедимые фашистские полчища, писали многие поэты, писатели, журналисты в нашей стране и за рубежом. А. Н. Толстой обратился к этой проблеме не только потому, что она была злободневна, но и потому, что проблема русского национального характера волновала его на протяжении всего творческого пути. При этом следует иметь в виду, что само понятие «русский характер» он толкует прежде всего как характер советского человека. Писателя интересует, какие именно черты советского человека особенно проявились в годы войны, что помогло ему не только выстоять, по и победить. В своем рассказе А. Н. Толстой говорит о жизнелюбии советского человека, о его силе и красоте, о его героизме, о том, как он может любить и ненавидеть. Следует отметить также, что о героическом характере русского человека писали не только Русские писатели, но и великие художники прошлого. В качестве примера можно привести уже хорошо известные произведения: поэму А. С. Пушкина «Полтава» , повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».</span>
Читайте также
Подкормка, делать кормушки
звери рыскучие
белые лебеди
птицы летучие
девица красная
добрый молодец
красное крыльцо
у самого синего моря
буйну голову повесил
столы дубовые скатерти узорчатые
найти,разыскать
<span>тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце</span>
<span>Метафоры: пожар небес, цепи гор. </span>
Я думаю, что учительница поступила героически. Ей пришлось пожертвовать работой ради мальчика, его могли выгнать из школы или наказать на линейке перед всеми, за то что он играет в «чику» на деньги. Лидия Михайловна знала о том,что он играет, и решила с ним заниматься французским, чтобы отвлечь его от игры. И она также заботилась о нём,кормила его и даже присылала посылку. Мое отношение к ней хорошее.
Потому что Ася была загадочным человеком и она любила незнакомца так, что даже долго ни о чём не говорила Гагину
Цели урока: познакомиться с жизнью и
творчеством писателя; рассмотреть тему и главную
мысль рассказа, изучить эпизод из истории страны
и жизни целого народа; проанализировать главных
героев произведения и понять, кто же такой
русский человек; развить речь учащихся;
воспитать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: доска с записями,
презентации, иллюстрации, тетради, текст
произведения.
Эпиграф:
Бедствия всего более открывают силы в
характере русского народа. (Н.М. Карамзин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы собрались на необычный урок, это
урок-память, урок-посвящение тем, кто более шести
десятилетий назад боролся с фашизмом за свободу
и независимость нашей страны. И победил, победил,
несмотря на тяжелейшие 4 года жестокости и
ненависти, крови и бедствий, но также любви и
милосердия. Что же помогло нам, русским, победить
фашистскую орду, выжить в тылу и остаться самой
сильной и мужественной страной. А это то, что есть
в русском человеке, это наш характер,
удивительный и непредсказуемый, когда надо —
жесткий, когда надо — милосердный. Но всегда
стойкий и мужественный.
И вот сегодня пойдёт речь о нашем русском
характере, ведь рассказ А.Н. Толстого так и
называется «Русский характер».
(Презентация о жизни и творчестве А.Н. Толстого)
2. Комментарий учителя.
Итак, мы знаем, что автором рассказа является
А.Н. Толстой, но ведь есть еще один автор,
рассказчик истории о Егоре Дрёмове. Кто же он?
(Рассказ об Иване Судареве) Готовит учащийся по
материалам произведения.
3. Вопросы по тексту.
— Когда был написан рассказ, где впервые
напечатан?
— Кто же является главным героем произведения?
— Что случилось с Егором Дрёмовым? Почему он
оказался уродом? В какой битве он получил увечья?
(Ответы с применением текста)
(Презентация о Курской битве)
— За эту битву Егор получил звание Героя
Советского Союза. За что давали это звание?
(Сообщение учащегося о звании Герой Советского
Союза)
4. Комментарий учителя.
Курская битва явилась для Егора границей между
той жизнью, где он -молодой, отважный, красивый
внешне, и другой, где он — молодой, отважный, но
уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает
себя при этом?
5. Работа с текстом
— Вот состояние Егора. Мы видим, и медсестра, и
генерал отводят глаза от лица героя. А что же
близкие? Кто ждёт его дома?
(Сообщение о семье героя)
— Поехал ли Егор домой? Как его встретили?
(Работа по тексту) -Почему Егор не признался
родителям и невесте, что это он?
Комментарий учителя.
Трагически окончилась встреча Егора в родном
доме. А что же дальше? Так и не смог наш герой
огорчить близких, или всё-таки смог пересилить
себя?
(Чтение письма от матери)
— А что же после письма? (Встреча с матерью и
Катей, см. текст.) -Какими предстают здесь герои?
Что помогло им встретиться вновь?
(Ответы учащихся)
6. Обобщение материала.
— Сегодня на уроке мы много раз употребляли
слово «характер». А что же оно обозначает? (см.
слайд)
— А что же такое русский характер?
— А как об этом говорит сам Толстой? (см. слайд и
текст)
— Давайте вернёмся в начало урока и посмотрим на
эпиграф, слова историка и писателя 18 века о
русском народе. Как вы понимаете их? (Обращение к
эпиграфу)
— А кто же это простой русский народ?
Вот они на ваших иллюстрациях к данному
рассказу. (Обращение к иллюстрациям)
Комментарий учителя.
Сегодня мы познакомились с рассказом «Русский
характер», с главным героем Егором Дрёмовым. Но
ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших
в танках, летчиков, горевших и погибавших в
самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов,
героев, которые отдали свою жизнь за наше
счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем
героя Великой войны. Минута памяти.
(Слайд Вечного огня. Песня из
кинофильма «Офицеры»)
7. Домашнее задание.
Выбрать и посмотреть любой фильм о Великой
Отечественной войне, определить главную мысль
фильма, охарактеризовать героев.
(Прилагаются презентации,
сообщения учащихся)
Семья Егора Дрёмова. Катя Малышева.
Семья Егора Дрёмова жила в приволжском селе
Саратовской области. Сам Егор так говорил о своём
отце: «Отец мой — человек степенный, первое — он
себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь
на свете и за границей побываешь, но русским
званием — гордись…». О матери мы можем сказать,
что она была простой крестьянской женщиной,
которая всю свою любовь и страдание, своё горе
излила в письме к Егору.Мы видим, что мать не обманешь, и Марья
Поликарповна материнским сердцем почувствовала,
что это её сын. Это настоящая русская женщина,
вынесшая на своих плечах все тяготы и невзгоды
войны. И, конечно же, Катя Малышева — единое целое
с семьёй Егора. Девушка, которая любит не за
красивую внешность, не за богатство, а за
душевную красоту. Она верна своему жениху, каким
бы он ни был — красивым или уродливым. И у этих
людей, живших в тылу и приближавших победу, свой
стойкий мужественный характер, настоящий
русский. В них тоже ядро, о котором говорил Иван
Сударев.
Рассказчик Иван Сударев в произведении А.Н.
Толстого «Русский характер»
Иван Сударев, автор истории о Егоре Дрёмове,
друг Егора, такой же боец, человек, на которого
можно положиться. Он и является соучастником
этой истории. Многие события Иван Сударев
комментирует, даёт оценку, в рассказе он
повествует не только о Егоре Дрёмове, но и о самом
себе. Например, он рассуждает о жизни людей на
фронте и говорит о том, что «…вертясь постоянно
около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха
с них слезает, как нездоровая кожа после
солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро.
Разумеется — у одного оно покрепче, у другого
послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся,
каждому хочется быть хорошим и верным
товарищем».Из этого сразу видно, что и Иван Сударев — человек
с ядром. Да и мнение Сударева об истории с Егором
дома, (когда Егор рассказывает ему все, говорит о
многом: «Дурень ты, дурень, пиши скорее матери,
проси у неё прощенья, не своди её с ума… Очень ей
нужен твой образ! Таким-то она тебя еще больше
станет любить».)А вот размышление о русском характере, которым
заканчивается рассказ, показывает нам, что
настоящим русским характером обладает и автор
Толстой, и рассказчик Иван Сударев. Такие
произведения в русской литературе носят
название рассказ в рассказе.