Почему рассказ называется сгущенное молоко

Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Т.Шаламова.

Тема урока: Анализ рассказа В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко».

Цель: развивать умения анализировать художественные произведения через ТРКМЧП.

Задачи:

— познакомить учащихся с рассказом В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко», пробудить познавательную активность,

-работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений,

-расширять кругозор учеников, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное, развивать критическое мышление,

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь и уважение к близким.

Тип урока: получение новых знаний.

Используемые методы, технологии обучения:

-технология критического мышления через чтение,

-метод читательского прогноза.

Используемые приемы:

-словарно-лексическая работа,

— мозговой штурм, «Корзина идей»,

— прием «толстых и тонких вопросов»,

— прогноз,

— сравнение.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

— фронтальная,

— групповая.

Оборудование и основные источники информации:

проектор, экран, доска, компьютер, презентация, тексты, карты «Словарно-лексическая работа»

Прогнозируемые результаты(формируемые компетенции) :

Личностные УУД:

— эмоциональное отношение к поступкам героев литературного произведения эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному;

— умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

— умение принимать решение, основываясь на идеалах добра и справедливости;

— умение формулировать собственные ценностные ориентиры.

Метапредметные УУД

Регулятивные :

— формулирование вопроса (проблемы) урока, целей своей деятельности;

— умение контролировать и оценивать свои действия, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:

— способность высказывать свою точку зрения, выражать свои мысли в диалоге и монологе;

— способность слушать и понимать точку зрения собеседника, проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе,

— способность вести дискуссию.

Познавательные:

— строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

— поиск необходимой информации с помощью текста;

— переработка и преобразование информации из одного вида в другой;

— анализировать , сравнивать, делать выводы.

Информационные:

— владение методом читательского прогноза при анализе текста;

— умение формулировать собственные ценностные ориентиры.

Компетенции личностного самосовершенствования:

— уважительное отношение к чужой позиции;

— формирование гражданской позиции.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Сегодня мы постараемся освоить такой метод критического осмысления, как читательский прогноз. С ним мы познакомимся на примере рассказа В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко»

«Помните, самое главное:

лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно.

Человеку – ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть.

Но уже если ты его видел – надо сказать правду, как бы она ни была страшна».

В.Т. Шаламов

Слайд № 1.

Мы постоянно будем» отгадывать «- Что же там будет дальше в рассказе?» Кроме того,мы будем читать по частям , с остановками.(Учащиеся вспоминают те факты из лагерной жизни Шаламова, которые потрясли их , ставят цели урока).

Работа в группах.

— Попробуем собрать предположения,почему банка сгущенки стала названием рассказа?

— Попытайтесь спрогнозировать, запишите ваши предположения и поместите их в «Корзину идей».

— Попробуем спрогнозировать сюжет. Перед вами карточки «Фрагменты сюжета», где записаны основные эпизоды рассказа.

(Смотри приложение)

Слайд № 2.

А сейчас обратимся к карточке «Дерево ожиданий».

Ваша задача спрогнозировать- расположить обозначенные моменты произведения в соответствии с сюжетом. Запишите в облако слева последовательность эпизодов на ваш взгляд. Обозначим их просто цифрами.

Слайд № 3

«Дерево ожиданий» или «Перепутанные логические цепочки».

*Слово учителя: Прежде, чем начнем читать ,проведем словарно-лексическую работу. Возьмем в руки карточки с таким названием и соединим слова и выражения с их значением. Это нам нужно для того,чтобы вы не испытывали затруднения в их толковании.

Слайд № 4,№5.

Сравним результаты. Оцените свою работу.

Обратимся к тексту.

Читать его будем с остановками ,как я у же сказала раньше. По ходу чтения можете обращаться к своим карточкам словарно-лексической работы, если

Вы забудете значения выделенных слов.

2.Стадия осмысления.( Чтение с остановками и прием «толстых и тонких вопросов»)

Чтение отрывка №1.

Слайд №6.

Текст.

Прием «толстых и тонких вопросов». Обсуждение.

— Как вы считаете, где происходит описание действия?

— Какие ощущения у вас возникают?

— От какого лица ведется повествование? Кто Является главным героем?

— Почему в лагерном магазине продукты могли покупать только осужденные по бытовым статьям?

-Объясните ,почему наш рассказчик , зная , что ему не продадут в магазине, всё равно стоял у дверей

*Слово учителя: враги народа – политические, осужденные по ст.58 считались инакомыслящими, то есть не согласными с идеологией советского государства. Этот термин ввел Сталин и такие люди подвергались

Жесточайшим репрессиям.

Возьмите карточку «Фрагменты сюжета»

— Какой из предложенных вы бы выбрали первым? Почему?

(притупление живых чувств, бессилие от голода).

Запишите его в карте «Дерево ожиданий » в правом облаке.

Итак, мы видим, что прогнозировали, а напротив –оправдался ли наш прогноз.

-Интересно узнать, что хотел сказать Шестаков? Тогда давайте читать дальше.

Чтение отрывка №2.

Слайды №7, №8. Текст.

Прием «толстых и тонких» вопросов.Обсуждение.

-Кто такой Шестаков?

-Почему рассказчик называет его «счастливцем»?

-Что предложил Шестаков? О чем шел разговор?

— Почему рассказчик обращает внимание на носки Шестакова? Почему именно шахматные носки?

— Какие у вас возникают ассоциации?

Найдите в тексте слова и словосочетания, которые характеризуют моральное и физическое состояние героев рассказа.

Слайды №9,№10 (фотографии Колымы).

*Слово учителя: Колыму часто сравнивают с Освенцимом, но без печей и газовых камер. Здесь убивало другое – мороз, голод, непосильный труд. По официальным данным, с 1932 по 1953 годы 130 тысяч умерли от голода, холода и болезней.

— Мог ли наш герой согласиться? Почему?

*Слово учителя: Это произведение входит в цикл «Колымские рассказы», который создавался Шаламовым на протяжении 20 лет. Самыми страшными лагерями были Колымские: не выполнил норму-

Оставляли со второй сменой, лишали пайки, а после этого- снова работа в вечной мерзлоте работали по 16 часов в сутки. Все мысли только о лишней миске баланды.

— Вы знаете, что такое баланда?

Баланда- это суп из камбалы. Эту камбалу прямо из бочки, неочищенную, с кишками вываривали с солью,

Шаламов неоднократно был доходягой, неудивительно, что мысли о еде затмевали его разум.

Человек в таких условиях превращался в животное, в бессловесную скотину.

Слово учителя, ответы учеников.

Прием сравнения.

-Посмотрите, я взяла лист. Охарактеризуйте его. Мну лист.

-Как теперь вы можете охарактеризовать его.

А если представить, что лист – это человек…Что произойдет с ним после внешнего воздействия? Грубого,

безжалостного… Возможно ли ему возродиться?

Колыма и была издевательством над человеческой личностью.В таких условиях и находились наши герои.

-Какой из предложенных фрагментов мы запишем вторым? Почему?

-Не забудьте в правом облаке записать название второго отрывка.

— Вы заинтересованы,что будет происходить дальше? Что вам хочется узнать? Тогда продолжаем читать!

Чтение отрывка №3.

Слайды№11,№12.ТЕКСТ.

Прием «толстых и тонких» вопросов. Обсуждение.

-Объясните , почему рассказчик вдруг испугался Шестакова?

— Согласны ли вы , что его страх не заблуждение? Почему?

— Мог ли действительно Шестаков достать консервы? Почему?

-Попытайтесь представить мотивы поведения Шестакова. Почему он пытался уговорить своего же на побег?

— Что чувствовал наш герой в тот момент, когда вспоминал о сгущенном молоке?

— Перед каким выбор он стоит?

-Как озаглавим этот отрывок? (Сгущенное молоко . Мутится разум.)

— Предположите, что будет дальше – согласится он на побег или нет?

-Каким вам хочется видеть финал рассказа?

— Давайте проверим наш прогноз.

Чтение отрывка № 4.

Слайды№ 13,№14. ТЕКСТ.

Прием «толстых и тонких» вопросов.Обсуждение.

— Неожиданный поворот… Верно ли , что наш персонаж сожалеет о своем отказе?

— Почему Шестаков так спокойно отреагировал на отказ рассказчика?

— Дайте 3 объяснения, почему рассказчик отказался от побега?

— Согласны ли вы , что он поступил правильно?

— Какое название для этого отрывка ? (Спектакль окончен).

Запишите его.

— Как вы считаете, как сложится дальнейшая судьба этих героев? Какой прогноз вы даете?

— Читаем последний отрывок.

Чтение отрывка № 5.

Слайд№ 15. ТЕКСТ.

Прием «толстых и тонких» вопросов. Обсуждение.

— Почему Шестаков не отомстил? Не донес на него начальству?

— Как вы считаете – виноват ли автор , что не предупредил других о побеге?

— Можно ли это назвать местью?

Запишите в правое облако заглавие последнего фрагмента сюжета. (Расплата).

— Как вы считаете о какой расплате идет речь? Кто расплатился и кто поплатился?

— Какой мир изобразил автор , по каким законам этот мир существует?

-На какие качества героев рассказчик обращает внимание?

Слайд № 16. (Эпиграф урока).

— Обратимся вновь к эпиграфу нашего урока. Как вы считаете,он подошел к нашему уроку?

— Какую мысль Шаламов хотел донести до читателя?

Делаем выводы, что :

    • Лагерь – школа зла ,поскольку в нем человека пропускают через мясорубку и освобождают от всего слишком человеческого;

    • Лагерь – отмена всякого земного человеческого порядка.

— Почему Шаламов выбрал такое название для своего рассказа?

-Какие чувства вы испытали за время прочтения рассказа?

— Можно ли , на ваш взгляд, общественно-историческими условиями оправдать человеческую жестокость?

Слайд № 17.

Писатель учит оставаться в нечеловеческих условиях людьми , помнить о человеческой боли , чтобы не очерствели сердца. Хотя Шаламов и отмечал , что лагерь – это отрицательный опыт , однако свою историю надо знать , чтобы удержать человечество от ошибок в будущем.

3. Стадия рефлексии.

(выведение знаний на уровень применения и понимания , систематизации полученных знаний)

Слайд № 18( Дерево ожиданий).

— Возьмите ,пожалуйста, лист »Дерево ожиданий». Сравните. Оправдались ли ваши прогнозы?

— Поделитесь вашими мнениями.

— Обратимся вновь к «Корзине идей».

— Что бы вы еще дополнили?

— Что дал нам такой прием анализа , как читательский прогноз?

— Помог ли он нам критически осмыслить текст?

— Где мы можем применять полученные знания?

— Актуально ли в наши дни это произведение?

(Произведение актуально и сегодня, так как в нем поднимается вечная проблема жизни и смерти, свободы и рабства, истины и лжи, добра и зла)

— Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые ставили в начале урока?

Заполните, пожалуйста, листы самооценки.

(Смотри приложение)

4. Домашнее задание. (по выбору)

1.Написать отзыв на рассказ.

2.Подготовить презентацию на тему «Жизнь по ту сторону…» (о лагерях в период сталинских репрессий)

3. Используя прием «Пирамида», дайте оценку произведению

-О чем рассказ? (одно слово)

— Характер рассказа (два слова)

-Место, время действия (три слова).

— Главные события в рассказе (четыре слова).

— Главные герои, какие они? (пять слов ).

— Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (шесть слов).

— О чем этот рассказ? (дополните первую строчку семью словами).

— Ваша реклама (антиреклама, рекомендации (восемь слов)

Приложение.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке было трудно….

Сегодня на уроке было интересно…..

Сегодня на уроке я повторил….

Сегодня на уроке я закрепил

Фрагменты сюжета.

  1. Сгущенное молоко! Мутите разум!

  1. Притупление живых чувств, бессилие от голода.

  1. Расплата.

  1. Заманчивое предложение.

  1. Спектакль окончен.

«Перепутанные логические цепочки»

Барак

Поверхность отбитой горной массы, которая перемещается в процессе горных работ

Нары

Кусок ткани размером приблизительно 35-90 см. для обматывания ноги

Прииск

Временное, быстро возводимое дешевое строение. Как правило, одноэтажное здание

Махорка

Болезнь, вызываемая острым недостатком витамина С, приводящая к потере прочности соединительной ткани

Забой

Место, где найдено и разрабатывается драгоценное ископаемое

Портянки

Курительный табак низшего сорта, приготовленный из измельченных листьев и стеблей этого растения

Цинга

Примитивное приспособление, предназначенное для сна, обычно представляет собой настил из досок.

Варлаам Шаламов – писатель, прошедший три срока в лагерях, переживший ад, потерявший семью, друзей, но не сломленный мытарствами: «Лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. <…> Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».

Содержание:

  • 1 Основные темы в сборнике «Колымские рассказы»
  • 2 Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»
  • 3 Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачева»

Основные темы в сборнике «Колымские рассказы»

Сборник «Колымские рассказы» — главное произведение писателя, которое он сочинял почти 20 лет. Эти рассказы оставляют крайне тяжелое впечатление ужаса от того, что так действительно выживали люди. Главные темы произведений: лагерный быт, ломка характера заключенных. Все они обреченно ждали неминуемой смерти, не питая надежд, не вступая в борьбу. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя. Все герои несчастны, их судьбы безжалостно сломаны. Язык произведения прост, незатейлив, не украшен средствами выразительности, что создает ощущение правдивого рассказа обычного человека, одного из многих, кто переживал все это.

Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»

Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.

Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения,  просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.

Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачева»

Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно для чего, то в рассказе «Последний бой майора Пугачева» ситуация иная. После окончания Великой Отечественной войны в лагеря хлынули бывшие военные, вина которых лишь в том, что они оказались в плену. Люди, которые боролись против фашистов, не могут просто равнодушно доживать, они готовы бороться за свою честь и достоинство. Двенадцать новоприбывших заключенных во главе с майором Пугачевым организовали заговор с целью побега, который готовится всю зиму. И вот, когда наступила весна, заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофёра и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Несмотря на силу воли и решительность героев, лагерная машина их настигает и расстреливает. Один лишь Пугачев смог уйти. Но он понимает, что скоро и его найдут. Покорно ли он ждет наказания? Нет, он и в этой ситуации проявляет силу духа, сам прерывает свой трудный жизненный путь: «Майор Пугачев припомнил их всех – одного за другим – и улыбнулся каждому. Затем вложил в рот дуло пистолета и последний раз в жизни выстрелил». Тема сильного человека в удушающих обстоятельствах лагеря раскрывается трагически: его или перемалывает система, или он борется и гибнет.

«Колымские рассказы» не пытаются разжалобить читателя, но сколько в них страданий, боли и тоски! Этот сборник нужно прочесть каждому, чтобы ценить свою жизнь. Ведь, несмотря на все обычные проблемы, у современного человека есть относительная свобода и выбор, он может проявлять другие чувства и эмоции, кроме голода, апатии и желания умереть. «Колымские рассказы» не только пугают, но и заставляют взглянуть на жизнь по-другому. Например, перестать жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло несказанно больше, чем нашим предкам, отважным, но перемолотым в жерновах системы.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»

Литература

Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»

Вопросы-суждения к рассказу В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко» (II курс, 11класс)

подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Азарова Светлана Васильевна

г. Зеленогорск

2015

1.Чем объяснить, что заключённые завидовали Шестакову?

2.Как доказать, что герой постоянно испытывает голод?

3.Когда герой рассказа познакомился с Шестаковым?

4.В каком случае заключённый мог получить в лагере работу по специальности?

5.Каким образом Шестаков отрабатывает своё «тёплое» место?

6.Вследствие чего герой отказался от предложения Шестакова совершить побег?

7.Почему герой вначале съел сгущенное молоко, а потом отказался от побега?

Ответы:

1.«На прииске Шестаков не работал в забое. Он был инженер-геолог, и его взяли на работу в геологоразведку, в контору». Заключённые завидовали тем, кому «удалось попасть на работу в контору, в больницу, в конюшню – там не было многочасового тяжёлого физического труда». Рабочий день длился шестнадцать часов, выдержать могли немногие заключённые.

2.Герой постоянно испытывает голод. Стоя у продуктового магазина, не имея возможности купить, он не может «отвести глаз от хлебных буханок шоколадного цвета». Он стоит, смотрит на хлеб, и у него нет сил уйти в барак. «Задыхаясь от счастья», герой «заказывает» Шестакову молочных консервов, а ночью видит во сне огромную банку сгущенного молока. «Огромная, синяя, как ночное небо, банка была пробита в тысяче мест, и молоко просачивалось и текло широкой струёй Млечного Пути. И легко доставал я руками до неба и ел густое, сладкое, звёздное молоко». В ожидании герой не помнил, что делал и как работал в этот день. Получив обещанную сгущёнку, он съел сразу две банки.

3.Герой познакомился с Шестаковым ещё на «Большой земле», в Бутырской тюрьме, он сидел с ним в одной камере.

4.Чаще всего заключённый получал работу по специальности, «в конторе», если соглашался выполнять все требования начальства: собирать и сообщать необходимую информацию, устраивать провокации среди заключённых и т.п. «…И вдруг я испугался Шестакова-единственного из нас, кто устроился на работу по специальности. Кто его туда устроил и какой ценой? За всё ведь надо платить. Чужой кровью, чужой жизнью».

5.Шестаков уговорил пятерых заключённых совершить побег. «…Двоих убили недалеко от Чёрных Ключей, троих судили через месяц». Шестакова перевели на другой прииск. «Дополнительного срока за побег он не получил-начальство играло с ним честно».

6.Герой отказался от предложения Шестакова совершить побег, потому что понял его замысел, «просчитал» его. «Думать было больно, но думать было надо. Он соберёт нас в побег и сдаст-это совершенно ясно. Он заплатит за свою конторскую работу нашей кровью, моей кровью. Нас или убьют там же, на Чёрных Ключах, или приведут живыми и осудят-добавят ещё лет пятнадцать. Ведь не может он не знать, что выйти отсюда нельзя».

7.Герой сделал вид, что согласен на предложение Шестакова, но поставил условие: две банки сгущённого молока. Съев обе банки сгущёнки, герой отказался от побега. Это была его месть предателю. «Это было, конечно, ничтожной местью, слабой, как все мои чувства. Но что я мог сделать ещё? Предупредить других-я не знал их».

Список использованной литературы

1.Шаламов В.Т. Колымские рассказы: Кн.1.-М.: Русская книга (Сов. Россия), 1992.-592с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/170642-analiz-rasskaza-vtshalamova-sguschjonnoe-molo

Анализ сборника Шаламова «Колымские рассказы»

Автор: Guru · Опубликовано 05.06.2017 · Обновлено 08.10.2017
Варлаам Шаламов – писатель, прошедший три срока в лагерях, переживший ад, потерявший семью, друзей, но не сломленный мытарствами: «Лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».

Действующие лица

Главный герой рассказов — Андреев. До заключения он был писателем. В некоторых рассказах повествование ведется от третьего лица, но это не лишает сборника автобиографического характера. Андреев знакомится с разными людьми:

  • Наумов — настоящий представитель блатного мира;
  • Севочка — шулер и вор;
  • Шестаков — бывший геолог, подлый и нечестный человек.

Андреев обретает и друзей в заключении. Например, он знакомится с Фризоргером, который работал столяром, в прошлом — немецким пастором. Примечательны и работники лагеря. Среди них можно выделить конвоира Назарова. Он отличался особой жестокостью, пристрелил собаку. Начальник Штеменко задушил свою любовницу.

Но были в лагере и добрые люди. Например, тетя Поля всегда старалась помочь землякам-украинцам, а Андрей Михайлович был доктором и спас жизнь главному герою.

Основные темы в сборнике «Колымские рассказы»

Сборник «Колымские рассказы» — главное произведение писателя, которое он сочинял почти 20 лет. Эти рассказы оставляют крайне тяжелое впечатление ужаса от того, что так действительно выживали люди. Главные темы произведений: лагерный быт, ломка характера заключенных. Все они обреченно ждали неминуемой смерти, не питая надежд, не вступая в борьбу. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя. Все герои несчастны, их судьбы безжалостно сломаны. Язык произведения прост, незатейлив, не украшен средствами выразительности, что создает ощущение правдивого рассказа обычного человека, одного из многих, кто переживал все это.

Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»

Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.

Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.

Краткое содержание

В произведении Шаламова множество рассказов. Каждый из них посвящен тяжелому быту заключенных. Им приходилось трудиться в дождь, от тяжелых нагрузок люди заканчивали жизнь самоубийством или намеренно калечились. Когда главный герой сломал ногу, он познакомился с местным доктором, который в прошлом служил пастором.

Первый рассказ посвящен тому, как люди прокладывают дорогу по глубокому снегу. Они плотно идут плечом к плечу. Делать это нужно только в безветренный день. В следующей истории заключенные играют в карты. Их вырезали из книги, а вместо стола использовали подушку. Партия была между Наумовым и Савочкой. Выиграл шулер, после чего он получил костюм. Наумов предложил сыграть в долг и потребовал свитер у Гаркунова, но тот отказал. Блатной взбесился и заколол его.

Ночью 2 заключенных отправились к свежей могиле. Они раскидали камни, сняли с трупа одежду, захоронили его обратно. Вещи потом обменяли на хлеб.

В эпизоде «Плотники» рассказывается о рабочем Поташникове. Заключенные выходили работать в любую погоду. На улице стояло —55°С, жара была изнуряющей. Поташников решил вызваться на работу в мастерскую. Он не был плотником, но мечтал побыть хоть немного в теплом помещении. В «Одиночном замере» идет речь о заключенном Дугаеве. Он физически не может выполнить норму. В итоге его расстреляли, и он только сожалел, что промучился последний день.

Как-то главный герой получил посылку от жены. В ней были бурки и чернослив. Обувь пришлось продать, а на вырученные деньги он купил масло и хлеб. Но продукты сразу забрали другие заключенные.

Во время работы в лесу один из заключенных собирал ягоды. Он так увлекался этим, что пересек запретную зону. В итоге его застрелили. Позже Шестаков предложил Андрееву сбежать. Главный герой сразу понял, что геолог сдаст их. Он попросил только сгущенное молоко. Через несколько дней забрали группу заключенных, которые хотели уйти. А Шестаков продолжил ходить довольным.

Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачева»

Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно для чего, то в рассказе «Последний бой майора Пугачева» ситуация иная. После окончания Великой Отечественной войны в лагеря хлынули бывшие военные, вина которых лишь в том, что они оказались в плену. Люди, которые боролись против фашистов, не могут просто равнодушно доживать, они готовы бороться за свою честь и достоинство. Двенадцать новоприбывших заключенных во главе с майором Пугачевым организовали заговор с целью побега, который готовится всю зиму. И вот, когда наступила весна, заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофёра и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Несмотря на силу воли и решительность героев, лагерная машина их настигает и расстреливает. Один лишь Пугачев смог уйти. Но он понимает, что скоро и его найдут. Покорно ли он ждет наказания? Нет, он и в этой ситуации проявляет силу духа, сам прерывает свой трудный жизненный путь: «Майор Пугачев припомнил их всех – одного за другим – и улыбнулся каждому. Затем вложил в рот дуло пистолета и последний раз в жизни выстрелил». Тема сильного человека в удушающих обстоятельствах лагеря раскрывается трагически: его или перемалывает система, или он борется и гибнет.

«Колымские рассказы» не пытаются разжалобить читателя, но сколько в них страданий, боли и тоски! Этот сборник нужно прочесть каждому, чтобы ценить свою жизнь. Ведь, несмотря на все обычные проблемы, у современного человека есть относительная свобода и выбор, он может проявлять другие чувства и эмоции, кроме голода, апатии и желания умереть. «Колымские рассказы» не только пугают, но и заставляют взглянуть на жизнь по-другому. Например, перестать жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло несказанно больше, чем нашим предкам, отважным, но перемолотым в жерновах системы.

Михаил Михеев. Как сделан рассказ «По снегу»

О заглавной Шаламовской притче, или возможном эпиграфе к «Колымским рассказам»

I О миниатюре «По снегу»

Миниатюру-зарисовку «По снегу» (1956), открывающую собой «Колымские рассказы», Францишек Апанович, на мой взгляд, очень точно назвал «символическим введением в колымскую прозу вообще», считая, что она играет по отношению ко всему целому роль своеобразного метатекста1. Я совершенно согласен с этой трактовкой. Обращает на себя внимание загадочно звучащая концовка этого самого первого текста в Шаламовском пяти

-книжии. «По снегу» следует признать своеобразным эпиграфом ко всем циклам «Колымских рассказов»2. Самая последняя фраза в этом первом рассказе-зарисовке звучит так: А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели. ## («По снегу»)3 Как так? В каком смысле? – ведь если под
писателем
Шаламов разумеет себя, а к
читателям
относит нас с вами, то как
мы
задействованы в самом тексте? Неужели он полагает, что мы тоже поедем на Колыму, будь то на тракторах или на лошадях? Или же под «читателями» имеются в виду – обслуга, охрана, ссыльные, вольнонаемные, начальство лагеря и т.п.? Кажется, что эта фраза концовки резко диссонирует с лирическим этюдом в целом и с предшествующими ей фразами, объясняющими конкретную «технологию» вытаптывания дороги по трудно проходимой Колымской снежной целине (но вовсе не – взаимоотношения читателей и писателей). Вот предшествующие ей фразы, из начала: # Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той же головной пятерки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след4. Т.е. на долю тех, кто едет, а не идет, достается жизнь «легкая» а тем, кто топчет, тропит дорогу, приходится основной труд. Вначале в этом месте рукописного текста первой фразой абзаца читателю давалась более внятная подсказка – как понимать следующую за ней концовку, поскольку начинался абзац с зачеркнутого: # Вот так идет и литература. То тот, то другой, выходит впередпрокладывает путь, а из идущих по следу даже каждый, даже самый слабый, самый маленький должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. Однако в самом конце – без всякой правки, будто уже заготовленная заранее – стояла финальная фраза, в которой сосредоточен смысл иносказания и как бы суть целого, загадочный Шаламовский символ: А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели.5 ## Однако собственно про тех, кто
ездит на тракторах и на лошадях
, до этого в тексте «По снегу», да и в последующих рассказах – ни во втором, ни в третьем, ни в четвертом («На представку» 1956; «Ночью»6 1954, «Плотники» 1954) – вообще-то не говорится7. Возникает смысловая лакуна, которую читатель не знает, чем заполнить, а писатель, по-видимому, и добивался этого? Тем самым как бы явлена первая Шаламовская притча – не прямо, но косвенно выраженный, подразумеваемый смысл. Я благодарен за помощь в ее истолковании – Францишеку Апановичу. Ранее он уже писал обо всем рассказе в целом: Возникает впечатление, что здесь нет рассказчика, есть только этот странный мир, который вырастает сам по себе из скупых слов рассказа. Но и такой – миметический – стиль восприятия опровергается последним предложением очерка, совершенно непонятным с этой точки зрения если понять [его] дословно, надо бы прийти к нелепому выводу, что в лагерях на Колыме вытаптывают дороги только писатели. Абсурдность такого вывода заставляет реинтерпретировать это предложение и понять его как своего рода метатекстовое высказывание, принадлежащее не рассказчику, а некоему другому субъекту, и воспринимаемое как голос самого автора8. Как мне кажется, текст Шаламова дает тут намеренный сбой. Читатель теряет нить рассказа и контакт с рассказчиком, не понимая, где кто из них. Смысл загадочной финальной фразы можно истолковать и как некий упрек: заключенные пробивают дорогу, в
снежной целине
, – намеренно
не идя
друг за другом в след, не топчут
общую
тропу и вообще поступают
не так
, как
читатель
, который привык пользоваться уже готовыми средствами, установленными кем-то до него нормами (руководствуясь, например, тем, какие книги сейчас модны, или какие «приемы» в ходу у писателей), а – поступают именно как настоящие
писатели
: стараются ставить ногу отдельно, идя каждый
своим путем
, пролагая путь для тех, кто идет за ними. И только редким из них – т.е. той самой пятерке избранных первопроходцев – доводится на какое-то короткое время, пока они не выбьются из сил, пробивать эту нужную дорогу – для тех, кто едет следом, на санях и на тракторах. Писатели, с точки зрения Шаламова, и должны – прямо обязаны, если, конечно, они настоящие писатели, двигаться по целине («своей колеей», как позже споет об этом Высоцкий). То есть вот они-то как раз, в отличие от нас, простых смертных, не ездят на тракторах и лошадях. Шаламов приглашает еще и читателя – на место тех, кто торит дорогу. Загадочная фраза превращается в насыщенный символ всего Колымского эпоса. Ведь как мы знаем, у Шаламова деталь – мощнейшая художественная подробность, ставшая символом, образом («Записные книжки», между апрелем и маем 1960). Дмитрий Нич заметил: на его взгляд, этот же текст как «эпиграф» перекликается еще и с первым текстом в цикле «Воскрешение лиственницы» – гораздо более поздней зарисовкой «Тропа» (1967)9. Вспомним, что там происходит и что стоит как бы за кадром происходящего: рассказчик находит «свою» тропу (здесь повествование – персонифицировано, в отличие от «По снегу», где оно безлично10) – тропу, по которой он ходит в одиночестве, в течение почти трех лет, и на которой у него рождаются стихи. Однако как только оказывается, что эта приглянувшаяся ему, исхоженная, взятая как бы в собственность дорожка открыта еще и кем-то другим (он замечает на ней чей-то чужой след), она лишается своего чудотворного свойства: В тайге у меня была тропа чудесная. Сам я ее проложил летом, когда запасал дрова на зиму. (…) Тропа с каждым днем все темнела и в конце концов стала обыкновенной темно-серой горной тропой. Никто, кроме меня, по ней не ходил. (…) # Я по этой собственной тропе ходил почти три года. На ней хорошо писались стихи. Бывало, вернешься из поездки, соберешься на тропу и непременно какую-нибудь строфу выходишь на этой тропе. (…) А на третье лето по моей тропе прошел человек. Меня в то время не было дома, я не знаю, был ли это какой-нибудь странствующий геолог, или пеший горный почтальон, или охотник – человек оставил следы тяжелых сапог. С той поры на этой тропе стихи не писались. Итак, в отличие от эпиграфа к первому циклу («По снегу»), тут, в «Тропе», акцент смещается: во-первых, само действие не коллективно, а – подчеркнуто индивидуально, даже индивидулистично. То есть эффект от топтания самой дороги другими, товарищами, в первом случае – только усиливался, упрочивался, а здесь, во втором, в тексте, написанном через более чем десяток лет, – пропадает из-за того, что на тропу вступил кто-то другой. В то время как в «По снегу» сам мотив ‘ступать только на целину, а не след в след’ перекрывался эффектом «коллективной пользы» – все муки первопроходцев и нужны были только для того, чтобы дальше, уже вслед за ними, ехали на лошадях и тракторах читатели. (Автор не вдавался в подробности, ну, а нужна ли вообще эта езда?) Теперь же как будто никакой читатель и альтруистическая польза уже не просматривается и не предусматривается. Здесь можно уловить определенное психологическое смещение. Или даже – намеренный уход автора от читателя.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”. Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки. . . В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них — рецензируемый мною рассказ. Стланик — таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик — единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес? Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны. Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек — редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”. Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства! Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы проникнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочитав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробивающемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы. Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость. Рецензия — исследование, содержащее критическую оценку. Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.
.

Анализ сборника Шаламова Колымские рассказы

Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.

Сборник представляет собой достаточно тяжелое произведение, повествующее об реальной действительности в виде лагерного быта, ломки человеческих характеров, выживания в нечеловеческих условиях.

Отличительной особенностью рассказов, включенных в сборник, является изображение голода, измождения, мучительных смертей, нравственного унижения и деградации путем применения простого, незатейливого языка, без использования средств художественной выразительности, создавая ощущение правдивого, честного произведения от лица человека, испытавшего все в собственной судьбе.

Один из рассказов сборника под названием «Ночью» является повествованием о двух заключенных, представленных в образах Багрецова и Глебова, лишившихся моральных и этических принципов, поскольку решаются на раскопку могил с целью поиска белья на трупе и его последующей продажи. При этом автор изображает яркую картину надломленности человеческого характера, который уже не дорожит собственной жизнью, но при этом стремится к выживанию любыми путями.

Следующий рассказ «Сгущенное молоко» раскрывает в своем сюжете проблему, связанную с предательством и подлостью. Главным героем произведения является инженер-геолог Шестаков, который в заключении оказывается в более лучших условиях по сравнению с другими арестантами. Для получения дополнительных привилегий и льгот Шестаков решает организовать побег группы заключенных, предварительно уведомив об этом администрацию лагеря. Один из арестантов узнает о плане инженера и за свое молчание требует выдачи сгущенного молока, которое затем съедает в присутствии товарищей по несчастью. План Шестакова реализовывается, доказывая в реальность растления человека лагерными условиями.

Основные рассказы сборника отличаются изображением несчастных, равнодушных к собственной судьбе и окружающим людей. Однако рассказ «Последний бой майора Пугачева» резко контрастирует с остальными новеллами. Сюжетная линия рассказа повествует о заполнении лагерей бывшими участниками военных событий, осужденных за пребывание в немецком плену. В лагерь прибывает группа новых заключенных в количестве двенадцати человек, которую возглавляет майор Пугачев. Бывшие военные не желают равнодушно умирать в нечеловеческих условиях, не забывая о своей чести и достоинстве, поэтому решают организовать побег, который им удается. Однако спустя время беглецов настигают в тайге, а сбежать удается лишь майору, прекрасно осознающему развитие дальнейших событий, но не желающему покорно дожидаться прибытие тюремщиков. Пугачев решается самостоятельно прервать свой жизненный путь. Тем самым автор раскрывает в рассказе тему сильного человека, находящегося в удушающих условиях лагерного быта, который в любом случае заканчивается трагедией либо в ломке системой человеческого характера, либо борьбой с системой и последующей гибелью.

Своеобразием сборника является не попытка автора вызвать со стороны читательской аудитории жалость к происходящим событиям, а изображение человеческих страданий, тоски, горя и боли под воздействием давящей жестокой системы.

Писатель представляет на суд читателя произведение, являющееся частично автобиографичным, поскольку сам автор представляет собой человека, прошедшего через ад лагерной жизни, не сломленного деспотичной системой, сохранившего в себе истинные жизненные идеалы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему рассказ называется свеча горела майк гелприн
  • Почему пушкин считал чацкого неумным человеком сочинение рассуждение
  • Почему рассказ называется русский характер
  • Почему пушкин писал сказки
  • Почему рассказ называется рождественская ночь чехова

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии