Содержимое разработки
Цели:
продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;
воспитывать патриотическое отношение к природе.
Эпиграф:
«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество ее законов и незащищенность».
Ю.Нагибин
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
— Пересказ.
Аналитическая работа по второй части.
— Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
(«Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…»)
— Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).
— Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
— Как появляется в рассказе зимний дуб?
(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)
— Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?
(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
— Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
— Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?
(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)
— Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
(«Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!»)
— Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
— Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
— Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

(«…Робко шагнула» к нему, а «страж леса» тихо качнул ей навстречу ветвью.)
— Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?
(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)
— Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»;наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)
— Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как «чудесном и загадочном человеке»)
— Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)
— Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)
Содержимое разработки
Цели:
продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;
воспитывать патриотическое отношение к природе.
Эпиграф:
«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество ее законов и незащищенность».
Ю.Нагибин
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
— Пересказ.
Аналитическая работа по второй части.
— Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
(«Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…»)
— Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).
— Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
— Как появляется в рассказе зимний дуб?
(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)
— Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?
(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
— Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
— Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?
(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)
— Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
(«Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!»)
— Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
— Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
— Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

(«…Робко шагнула» к нему, а «страж леса» тихо качнул ей навстречу ветвью.)
— Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?
(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)
— Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»;наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)
— Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как «чудесном и загадочном человеке»)
— Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)
— Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)
Литературное
чтение 4 класс дата: 22.01.18
Тема: «Ю.НАГИБИН » Зимний дуб»»
Цели:
сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, :
умение принять решения, не боясь нести за него ответственность. Умение полно и
точно выражать свои мысли., сформировать умение работать с информацией
сформировать умение аргументировать свою точку зрения, обогащать опыт
эстетического восприятия окружающей действительности; развивать умение
формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; развивать речевые навыки
школьников, творческие речевые способности; воспитывать патриотическое отношение
к природе.
Эпиграф: «Постигнуть
мудрое
устройство природы,
ее силу и хрупкость, могущество
ее законов и незащищенность».
Ю.Нагибин
Ход урока:
Орг.момент:
худ.слово.
Актуализация
знаний: какая тема урока была на прошлом уроке? Какие чувства и желания вызвало
у вас произведение? Какую тайну хранит море? Что автор хотел рассказать
произведением? Что было задано на дом?
Проверка
д/з: рисунок к произведению 2.пересказ.
Итог.
Определение
темы урока: зачеркните повторяющиеся буквы: АЗАИОМОНРИУЙ ИДУИБЬ
Сегодня
мы с вами познакомимся с произведение Нагибина «Зимний дуб». Будем определять
тему произведения, героев, находить метафоры, делить на части.
Сформулируйте
цель урока.
Вступительное
слово учителя.
Писатель
Нагибин ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Надолго ли?
Это покажет время. Но очевидно одно – они нам интересны, мы их читаем с
удовольствием. И пример тому рассказ «Зимний дуб», о котором пойдет
сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться
в его идейном содержании.
Словарная
работа: работа в парах: найдите
определение слов.
Капор,
мириады, грот.
Итог.
Первичное
чтение: Понравилось ли вам
произведение? Чем? Какое настроение вызвало произведение? Почему?
Вторичное
чтение: работа в группах
1
часть:
Кто
главные герои ? когда мы встречаемся с героем? При какой ситуации? каким вы
себе его представляете? Почему Савушкин не захотел назвать существительным
только слово «дуб»? как произнёс Савушкин слова «зимний дуб»? поняла ли учительница
почему Савушкин отнёс к существительному целое словосочетание? Что решила
учительница? Расскажите о семье Савушкина?
2часть:
Опишите
путь по которому повёл Савушкин учительницу. Что сразу поразило её? На что
обращала внимание путники? Что интересовало учительницу? О каких чертах
характера говорит её интерес к жизни леса? Чего не знала учительница? Что
открыл ученик в лесу для учительницы? Что удивляло её? Найдите описание дубу,
как он открывается путникам? Что было необычного в зимнем дубе?
Защита
работ спикером от каждой группы.
Итог.
Кол.раб. какие изобразительные средства использованы при
описании дуба? Эпитеты, сравнения) почему дуб назван великодушным стражем
леса? Поняла ли учительница почему Савушкин опаздывал постоянно?
— Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой
рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в
заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её
взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть
необычное в обычном. Как можно ещё назвать рассказ?
— Зачем автор написал это произведение? (Чтобы понять, как красив мир, в
котором могут быть счастливы человек и природа, потому что это единое
целое. Чтобы понять, что есть мир другого
человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили
жизнь).
— Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями
стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».
Работа
в парах: карточка. Соотнеси синонимы с персонажами произведения Ю. Нагибина
«Зимний дуб»
Наблюдательный, |
|
Приют, |
Савушкин |
Прятать, укрывать, |
|
Разговорчивый, |
Дуб |
Старый, |
|
Прямодушный, |
|
Беречь, хранить, |
Взаимопроверка.
Итог: какая
тема урока? Кто главный герой произведения? Что автор хотел сказать этим
произведением?
Рефлексия
Вам
раздали рисунок Дуба ваша задача нарисовать на нем листья соответствующему
вашему настроению на уроке
Зел.- мне все понравилось
Желт.- не очень
Красн.- мне не понравилось
дз чтение по ролям2. сочинение
«Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»
Доклад: Система уроков по рассказу Ю.Нагибина Зимний дуб
Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».
(Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)
Цели:
продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;
воспитывать патриотическое отношение к природе.
Эпиграф:
«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество
ее законов и незащищенность».
Ю.Нагибин
Ход урока:
Проверка домашнего задания
— Пересказ.
Аналитическая работа по второй части.
— Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
(«Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…» )
— Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).
— Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
— Как появляется в рассказе зимний дуб?
(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)
— Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?
(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
— Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
( Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
— Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?
(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)
— Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
(«Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!»)
— Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
— Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
— Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
(«… Робко шагнула» к нему, а «страж леса» тихо качнул ей навстречу ветвью.)
— Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?
(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)
— Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)
— Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как «чудесном и загадочном человеке»)
— Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)
— Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)
— Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).
— Зачем автор написал это произведение?
(Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек
и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого
человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).
— Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».
Рефлексия
Домашнее задание: сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»
Литература: Цветкова Татьяна Михайловна. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина „Зимний дуб“. Фестиваль «Открытый урок».
Тема: Юрий Нагибин. Зимний дуб
Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;
развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.
Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.
Ход урока:
Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)
Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.
Совместное чтение рассказа.
Проверка первоначального восприятия
— Почему произведение называется «Зимний дуб»?
— Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?
— Что можете сказать о мальчике?
— Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?
— Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.
Аналитическая работа
— На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).
— Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.
— С чего начинается повествование?
(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)
— В литературоведении это называется… (Экспозицией)
— Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)
— Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?
(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).
— А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)
— Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)
— Перед нами образ идеального человека.
– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)
– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)
— Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)
— Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)
— Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)
— Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была „счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце“)
— Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?
(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)
— Читаем диалог между учителем и учеником.
— Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?
— В каких словах звучит голос автора? (»Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!»)
— Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.
— Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?
Рефлексия
Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.