Почему рассказ размазня называется размазня

Урок
внеклассного чтения в 7 классе.

Тема:
Рассказ А. П. Чехова «Размазня».

Цель: углубить
представление о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов;

         показать
мастерство писателя в раскрытии психологических персонажей;

        развивать
навыки анализа литературного текста;

      
способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих
способностей обучающихся.

Методические
приёмы:
выразительное
чтение, элементы анализа текста, работа с кластерами, таблицами.

Ход
урока:

1. Организационный
момент.

2. Слово
учителя.

— Сегодня мы
проводим заключительный урок по творчеству Антона Павловича Чехова. На этом
занятии я предлагаю вам познакомиться с ещё одним удивительным рассказом
писателя, на примере которого мы вновь убедимся в мастерстве чеховского юмора.
Но сначала, давайте ещё раз вспомним всё, что мы узнали о писателе.

3.
Повторение и систематизация материала.

Стадия вызова.

Составьте
небольшой кластер по теме «А.П. Чехов», включив в него все сведения о жизни и
творчестве писателя, которые вы запомнили.

Безымянный123 

Примерный кластер
учащихся, составленный после определенной работы:

Копия Безымянный123

4. Эмоциональная разминка.

Игра «Моё».

— Способны ли вы удержать то, что имеете?
Способны ли защитить своё? Попробуем смоделировать жизненную ситуацию. Один из
учеников по парте старается во чтобы то ни стало выпросить у другого учащегося
что-то, убеждая, что это принадлежит ему. Другой – твёрдым голосом говорит:
«Моё», внушая партнёру, что это не может быть чьим – то. (игра длится 1 мин.)
Партнёры меняются ролями (1мин.) Обсуждение, обмены впечатлениями (1мин.)

— Что нужно: сила или убеждение?

Примерные ответы детей:

— Смотря, с кем споришь. Некоторые легко
поддаются убеждению, а другие кричат и не отдают.

— Если нужно, можно позвать кого-нибудь,
чтобы помогли.

5. Работа над заглавием рассказа
«Размазня». (Вопросы предтекстового типа).

1.Стадия
вызова.

— Наш рассказ
называется «Размазня». Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Примерные
ответы учащихся:

— Какое-то месиво,
грязь, каша, слякоть.

— Непонятный,
небрежный детский рисунок.

— Слабак,
неудачник, тюфяк.

— Неудачная работа
художника.

— Получается, размазня – это тот, кто не в
состоянии сказать «моё». В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегов даёт
следующее толкование: Размазня – жидкая каша. Вялый, нерешительный человек.
Какой смысл в это слово вкладывает А.Чехов, мы узнаем в течение урока.

— Что должно отражать заглавие? Тему или
основную мысль?

(ответы детей)

— По мнению Чехова, заглавие – это
смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно
кратким и …скромным. Вот как рассуждал сам Чехов: «Название рассказа «Жестокий
урок» — неудачно. В нём нет простоты… Надо назвать рассказ каким-нибудь одним
словом: «Гувернантка», нет, точнее – «Размазня».

— Можно ли по
этому названию определить, о чём пойдет речь в чеховском рассказе?

2.
Составим корзину идей на доске.

Запомните,
пожалуйста, свои версии.

6. Диалог
с текстом (развитие рефлексивных ожиданий). Чтение текста учителем.

Прочитаем
вступление (завязку).

На днях я пригласил к себе в кабинет
гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

СТОП

1.     Стадия
осмысления

— Что нового
узнали? Кто герои рассказа?

— Какова ситуация?

— Кто такая
гувернантка? (лексическая работа)

— Найдите
слово-опору, которое помогает нам догадаться о том, какой характер примет
диалог между хозяином и гувернанткой.

— Что означает слово «посчитаемся»? (лексическая
работа)

2. Стадия
осмысления



Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное
нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с…
Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

— По
сорока…

— Нет, по
тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с,
прожили вы два месяца…

— Два
месяца и пять дней…

— Ровно
два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей…
Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а
гуляли только… да три праздника…

СТОП

— В чём будет суть
дальнейшего разговора?

Как
понимаете выражение «Вы такая церемонная»?

— Как можете
охарактеризовать автора повествования?

3.     Стадия
осмысления

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила
оборочку, но… ни слова!..

— Три праздника… Долой, следовательно,
двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы
занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена
позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать.
Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?

СТОП

— Как отреагирует
на такой счёт гувернантка?

— Вы уже
догадались, почему рассказ называется «Размазня»?

4.     Стадия
осмысления

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и
наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась,
но — ни слова!..

СТОП

— Как вы думаете, за что хозяин может ещё
вычесть деньги?

5. Стадия
осмысления

— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком.
Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где
наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал
себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у
Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит,
долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть… хорошо.

— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется
четырнадцать…

СТОП

— Возразит ли Юлия
Васильевна, что она не отвечает за поступки других людей?

6.     Стадия
осмысления

Оба глаза
наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная
девочка!

— Я раз
только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля…
Больше не брала…

— Да? Ишь
ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется
одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один…
Получите-с!

И я подал
ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Merci, —
прошептала она.

СТОП

— Как ведет себя
хозяин, работодатель?

— Как вы думаете,
какова его цель?

— Какую
характеристику вы дадите рассказчику сейчас?

— Какие чувства у
вас вызывает Юлия Васильевна?

— Давайте понаблюдаем,
как ведёт себя хозяин и как реагирует на его слова и поступки гувернантка,
заполнив следующую таблицу:

Хозяин

Гувернантка

После работы
учащихся таблица может выглядеть примерно так:

Хозяин

Гувернантка

тридцать
рублей

сорок

два
месяца

два
месяца пять дней

девять
воскресений и три праздника вычесть

вспыхнула,
затеребила кофточку, но… ни слова

долой
двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль

левый
глаз покраснел

— Как считаете,
что произойдёт дальше? Или на этом рассказ закончится?

7.     Стадия
осмысления

Я вскочил и заходил по комнате. Меня
охватила злость.

СТОП

— Почему Юлия
Васильевна готова покорно снести несправедливость?

— Как вы думаете,
почему автор повествования так разозлился? Что вывело его из себя?

— Предположите
причину его злости.

Примерные
ответы учащихся:

— Не хотел давать
деньги.

— Не был
удовлетворен работой гувернантки.

— Разозлила
реакция Юлии Васильевны на его слова и поступки.

8.     Стадия
осмысления


— За что же merci? — спросил я.

— За деньги…

— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь
я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали…

— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами,
жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте
для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не
протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно
быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей,
к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я
поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

СТОП

Особенность стиля
Чехова в элементе неожиданности, в стремительном финале.

— Ожидали ли вы
такую развязку?

— Для чего хозяин
преподал жестокий урок гувернантке?

— Почему автор
повествования извинился за вынужденную жестокость?

— Подтвердилось ли
ваше мнение о рассказчике?

— Подтвердилась ли
ваша версия о предмете повествования чеховского рассказа?

— Давайте
обратимся к нашей «корзине идей» и ответим всё-таки на вопрос: Почему
так называется рассказ — «Размазня»? О чём он?

7. Работа
над текстом (вопросы текстового типа)

1.
Упражнения, контролирующие умения находить конкретную информацию

— Найдите слова, выражения, создающие
портрет неуверенного в себе человека.

(Гувернантка лепетала, вспыхнула,
покраснела, глаза наполнились влагой…)

— Найдите предложения, которые передают
состояние человека, имеющего отношения с размазнёй.

(Он вскочил, его охватила злость).

— Какое слово, произнесённое героем,
является синонимом «размазни»?

(Это слово «кислятина»).

— Какое слово более обидное? Почему?

(Слово «кислятина» связанно с запахом,
значит, неряха. Оно более обидное).

— В развязке найдите слова-образы,
передающие эмоции гувернантки после разговора.

(Кисло улыбнулась, удивилась).

— Таким образом, по Чехову, размазня – это
… (закончить конструкцию).

— Найдите антоним слову размазня, которое
поизносит герой. Что оно обозначает?

(Слово «зубастая» обозначает умеющая дать
отпор).

2.Упражнение, контролирующее умение
правильно толковать информацию.

— Перечитаем вновь последнее предложение:
«Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным».

— Раскроем смысл предложения. Сколько
слов-опор в предложении.

ЕЙ ВСЛЕД – ЛЕГКО – БЫТЬ СИЛЬНЫМ.

— Таким образом, если ты сильный, то тебе
легко жить. О чём нам «кричат» слова «ей вслед»?

(Ей – слабой, размазне).

— Таким образом, легко быть сильным на
фоне слабых, за счёт слабых, покорных и беззубых.

3. Упражнения на присвоение новых знаний
(вопросы послетекстового типа).

— Какими чертами характера должен обладать
сильный человек, по мнению героя?

(Сильный человек – это смелый, хитрый,
сдержанный, уверенный человек).

— Согласен ли автор с мнением своего
героя? В каких словах выражается авторское мнение?

(Автор говорит с иронией, так как герой
себя ведёт самоуверенно).

— Чем отличается уверенный человек от
самоуверенного?

(Самоуверенность иногда подводит людей. Самоуверенный – больше
отрицательное качество).

— Самоуверенный человек, по толкованию
С.Ожегова, слишком уверенный в самом себе, в своей непогрешимости.

— Можно ли такими уроками перевоспитать
неуверенных в себе людей? При затруднении найдите ответ в тексте.

(Перевоспитать таких людей нельзя, так как
гувернантка уже несколько раз сменила работу, каждый раз её обманывали).

8. Рефлексия.

— Как бы вы поступили на месте хозяина, на
месте гувернантки?

(Если бы мне не дали денег за работу, я бы
доказывал, что я выполнил те условия, о которых договаривались).

— Были ли случаи в вашей жизни, когда вам
нужно было отстаивать своё мнение?

— Как вы отстаиваете своё мнение со
старшими? С одноклассниками?

— Как бы вы
ответили на вопрос «Разве можно на этом свете не быть зубастой?»

— Современна ли
тема сегодня?

— Принес ли пользу
урок? Над чем заставил задуматься?

— Какие качества
нужно воспитать в себе, чтобы искоренить раба?

9. Вывод.

— Тема, поднятая в
чеховском рассказе, актуальна и в наши дни. Каждый из нас должен протестовать
против любой несправедливости, отстаивать своё мнение и свои права, уважать
себя. В любой жизненной ситуации вести себя достойно, без гордыни и
самовлюбленности, оставаясь настоящими людьми.

Тема маленького человека находит отклик в творчестве русских писателей на протяжении всего XIX века. Прослеживается она и в рассказе «Размазня» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет учащимся 7 класса глубже вникнуть в замысел писателя, получить навыки аналитического чтения и беседы-дискуссии, научиться рассуждать и логически мыслить. Все это поможет в написании сочинения и подготовке к ЕГЭ.

«Размазня» - анализ рассказа Антона Павловича Чехова

Краткое содержание

Произведение «Размазня» Чехова русские читатели могли прочитать в феврале 1888 года, когда оно было напечатано в одном из номеров юмористического журнала «Осколки». Неизвестно, были ли прототипы у участников этой истории, но на месте героини могла оказаться любая девушка, вынужденная работать прислугой или воспитательницей в доме богатых людей. Как тонко заметил М. Горький, никто до Чехова не мог так правдиво и точно изобразить «трагизм мелочей жизни», «позорную и тоскливую картину» мещанского бытия.

«Размазня» - анализ рассказа Антона Павловича Чехова

В основе повествования лежит «жестокий урок», другими словами, злая шутка, сыгранная над беззащитной гувернанткой. Рассказ начинается с того, что состоятельный и уверенный в своей силе и власти хозяин приглашает в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, чтобы выдать ей положенное жалованье за два месяца. Он начинает с упрека, что она такая «церемонная», сама не попросит. Прежде чем отдать ей причитающуюся сумму, хозяин подсчитывает расходы, якобы произведенные гувернанткой.

Не слушая робких оправданий несчастной жертвы, он причисляет к ее тратам время, когда у нее болел зуб, и хозяйка разрешила ей отдохнуть. Одним словом, хозяин приписал в расходы девушки все существующие и несуществующие грехи.

Не смея возразить и не оправдываясь, испуганная Юлия Васильевна начала благодарить за одиннадцать рублей, которые в результате подсчетов были начислены ей вместо положенных восьмидесяти. Хозяин, возмущенный такой жертвенной безропотностью, признается в розыгрыше и отдает девушке заранее приготовленный конверт с ее полным жалованьем.

Главные герои

«Размазня» - анализ рассказа Антона Павловича Чехова

При анализе рассказа Чехова «Размазня» следует подчеркнуть, что в нем всего два героя — хозяин и гувернантка. Они имеют разные статусы, взгляды на жизнь и характеры. Повествование ведется от имени хозяина. Это властный и знающий свою силу человек. Персонаж считает, что если у него есть деньги и власть над подчиненными, тогда их можно унижать и поучать. Он гордится своим общественным положением.

Хозяин даже не догадывается о безнравственности своего поступка. Для него такие розыгрыши в порядке вещей, он не задумывается, что обижает людей и унижает их человеческое достоинство. Главный герой «Размазни» Чехова специально в течение двух месяцев не выплачивал девушке деньги за ее работу, чтобы разыграть эту комичную историю и разозлить ее. В итоге он злится сам за ее бесхребетность («Как же можно быть такой размазней!»).

Принимая безропотно издевательства и молчаливо смиряясь с обвинениями, молодая женщина даже не пробует возмутиться. Загадкой для читателя остается одно: сделала ли она для себя какие-либо выводы из этого жестокого урока.

Хозяин считает себя сильным человеком, полагая, что статус и деньги позволяют ему это. Но беда его в том, что на самом деле сильный человек никогда не обидит и не унизит слабого.

Идея и проблематика произведения

Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.

Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:

«Размазня» - анализ рассказа Антона Павловича Чехова

  • Рабство личности — одна из самых важных проблем, стоящих перед обществом.
  • Социальная несправедливость. Женщина из низов в России XIX века имела возможность получить работу, но в случае несправедливого отношения или проблем с оплатой не могла защитить себя.
  • Бессилие и смирение. Унижение женщины появилось в результате сложившихся условий. Это явление стало для нее постоянным, она устала бороться и примирилась, что привело ее к духовному рабству.
  • Сила и слабость. Хозяин в чеховском рассказе считает себя сильным, так как с помощью денег решает все проблемы. На самом деле на истинную силу может претендовать гувернантка Юлия Васильевна, которой для этого не хватает характера.
  • Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.

    Гувернантку Юлию Васильевну сильной не назовешь, так как она даже за себя постоять не сможет. Но у нее есть все предпосылки для того, чтобы стать такой. Ей только нужно победить свою слабость.

    Изучение рассказа на уроке

    При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:

    «Размазня» - анализ рассказа Антона Павловича Чехова

  • Почему так названо произведение?
  • О чем оно должно быть?
  • На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:

  • «Мерси», — прошептала она.
  • «По сорока».
  • «Два месяца и пять дней».
  • Левый глаз ее стал влажным, но не было произнесено ни слова в ответ.
  • Оба глаза наполнились слезами.
  • Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Финист — ясный сокол» — краткое содержание сказки А.П. Платонова

    Следующая

    Краткое содержание«Сердце не камень» — краткое содержание пьесы А.Н. Островского

    А. П. Чехов известен короткими юмористическими историями, в которых высмеивает различные человеческие пороки. В его творчестве незначительные эпизоды из жизни поднимают многие серьёзные нравственные вопросы. Анализ «Размазни» Чехова показывает, что в этом рассказе на примере небольшой ситуации автор порицает излишнюю слабохарактерность главной героини и её неспособность дать отпор власть имущим, что позволяет и ей, и читателям вынести для себя урок.

    Оглавление:

    • История создания
    • Краткое содержание
    • Характеристика главных героев
    • Жанр, направление и композиционные особенности
    • Тема, проблематика и идея

    Рассказ Чехова «Размазня»

    История создания

    Произведение «Размазня» Чехов написал в 1888 году, оно было впервые опубликовано 19 февраля того же года в журнале «Осколки», № 8. Это тот период, когда писатель начал отходить от «мелких» работ в жанре юморески и переходить к более серьёзным и сложным рассказам с тонким психологизмом.

    Прототипы персонажей «Размазня»

    Прототипы персонажей неизвестны, но в то время на месте робкой и забитой гувернантки могла оказаться любая девушка без средств, вынужденная работать. Автор передал характерные черты переходного периода, когда многие люди, а особенно женщины, ещё в полной мере не осознавали свои права трудящегося человека и не умели их отстаивать. Они покорно сносили всю несправедливость от господ, считая, что не имеют права голоса.

    Чехов всегда старался дать произведению название, которое бы отражало его главную мысль, было простым, понятным и ёмким. Изначально он хотел назвать рассказ «Жестокий урок», но посчитал его довольно сложным. Вторым вариантом было «Гувернантка», но оно не в полной мере отражало его смысл. В итоге он выбрал для названия слово, лучше всего характеризующее главную героиню — «Размазня».

    Краткое содержание

    Повествование ведётся от первого лица: рассказчик одновременно является и персонажем — хозяином дома. Он собирается вызвать к себе в кабинет кроткую и тихую гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, чтобы с ней посчитаться. Интересно, что слово «посчитаться» в итоге принимает и второе значение.

    Хозяин и гувернантка

    Когда она приходит и садится, хозяин начинает высчитывать ей жалованье за 2 месяца. Он говорит, что она такая церемонная, что за это время даже не попросила свои деньги сама. Сначала он утверждает, что они договорились по 30 рублей в месяц, так записано у него в книжке, хотя на самом деле — по 40. Гувернантка не перечит ему. Затем он заявляет, что она прожила у них ровно 2 месяца, у него так записано, хотя она прожила у них ещё 5 дней, и вновь она не говорит ни слова протеста.

    После этого рассказчик вычитывает 9 воскресений, 3 праздника, а также дни, в которые гувернантка не занималась с детьми из-за их болезни. А затем он начинает вычитывать из жалования девушки сумму за суммой, придираясь по любому поводу: за разбитую чашку, за порванный сюртучок своего сына… В итоге остаётся всего 11 рублей. На глазах Юлии Васильевны выступают слёзы, но, к его удивлению, она берёт деньги и даже говорит «мерси».

    Тогда хозяина охватывает злость. Он рассказывает, что на самом деле провёл над ней психологический эксперимент, решив проучить её и показать, что нельзя на свете быть такой мямлей и размазнёй, нужно отстаивать свои права и быть «зубастой». Он нарочно вычитывал деньги из её жалования по любому пустяку, ожидая, что она будет протестовать, но она только поблагодарила его, ведь в других местах ей денег и вовсе не давали.

    В итоге хозяин отдаёт ей все 80 рублей, приготовленные ей в конверте, и надеется, что произошедшее станет для неё уроком.

    Характеристика главных героев

    Главных героев «Размазни» Чехова всего двое. Их описание и характеристика:

    Рассказчик, он же хозяин дома

    1. Рассказчик, он же хозяин дома — довольно богатый человек, семьянин, отец двоих детей, Коли и Вари. Его внешность в произведении не описывается. По натуре он сильный, но не бессердечный и не жестокий, а довольно добродушный и справедливый. Увидев, что гувернантка столь бесхребетна, он просто не может смириться с этим, а хочет преподать ей суровый урок. По сути, он не имел права так жестоко поучать её, но, с другой стороны, он проявил неравнодушие к её судьбе и действовал из лучших побуждений.
    2. Гувернантка Юлия Васильевна — скромная, застенчивая, тихая, неуверенная в себе молодая девушка. Её портрет рисуется с точки зрения рассказчика. Она милая, добрая, честная и искренняя, но рискует так и остаться жертвой: она не имеет собственного мнения, робкая, не может сказать и слова в свою защиту. Сразу производит впечатление настоящей рохли. Она не осознаёт себя как человека, достойного лучшей участи, не может потребовать своё, поскольку не имеет внутреннего стержня. Она только шмыгает носом и теребит оборку юбки, когда хозяин обкрадывает её.

    При этом в тексте произведения главный герой сначала намеренно изображается бессовестным человеком, нагло обсчитывающим гувернантку, из-за чего читатель, до конца не знающий о его психологическом эксперименте, может испытывать к нему антипатию. Лишь в конце рассказа повествователь извиняется перед девушкой и отдаёт ей всю заработанную ею сумму, показывая себя как честный человек.

    Для описания образа Юлии Васильевны же автор использует выразительную художественную деталь: о её характере можно судить даже по таким словам и фразам, как:

    • «церемонная»;
    • «дрожащим голосом»;
    • «шепнула»;
    • «дрожащими пальчиками»;
    • «замерсикала».

    Жанр, направление и композиционные особенности

    Жанр произведения — юмористический рассказ, поскольку здесь присутствуют все его особенности: короткое название, небольшое вступление, ситуация из жизни, история основана на диалоге, портрет героини создан при помощи художественной детали. Направление — реализм, к которому относится и всё творчество А. П. Чехова: подобная ситуация вполне могла произойти и в реальной жизни.

    Композиция произведения:

    Жанр произведения

    1. Экспозиция: хозяин приглашает гувернантку в кабинет, чтобы дать жалованье.
    2. Завязка: «Давайте посчитаемся».
    3. Развитие действия: из суммы за каждый пустяк снова и снова вычитаются деньги.
    4. Кульминация: гувернантка говорит: «Мерси», что заставляет повествователя разозлиться и раскрыть тайну своего сурового эксперимента.
    5. Развязка: хозяин извиняется, ругает девушку за бесхребетность и отдаёт ей положенную сумму.

    Тема, проблематика и идея

    Проводя анализ рассказа Чехова «Размазня», можно сделать вывод, что в нём автор затрагивает тему слабости в большом несправедливом мире. Тема «маленького человека» прослеживается во многих произведениях русской литературы и рассматривается в сочинениях на ЕГЭ. Снося все превратности судьбы, бедные люди привыкают к своей рабской доле и не могут дать отпор более сильным и обеспеченным. Но человек не должен принимать неудачи как должное, нужно иметь чувство собственного достоинства и выступать за справедливость.

    Гувернантке повезло, что произошедшее оказалось всего лишь экспериментом хозяина, в другой раз её действительно могли бы обобрать, а она не сказала бы ни слова. Однако она не виновата в своём поведении: в этом можно винить только социум и установившиеся в нём за долгое время несправедливые порядки.

    Таким образом, можно выделить проблемы, затронутые в произведении:

    Отчаяние и бессилие

    1. Духовное рабство личности: люди привыкают к унижениям и сносят любые обиды, только бы получить хоть какие-то деньги. Они отказываются бороться, считая, что это всё равно бесполезно, но это позволяет сильным использовать их.
    2. Социальное неравенство: слабохарактерность человека зачастую находится в прямой зависимости от его материального состояния и положения в обществе.
    3. Отчаяние и бессилие: возможно, гувернантка не всегда была размазнёй, а к этому привели постоянные жизненные неудачи и унижения, из-за чего она отчаялась и перестала бороться.

    Все эти проблемы актуальны и по сей день: в настоящее время некоторые люди тоже боятся отстаивать свои права перед кем-либо, кто имеет большее влияние и силу, чем они сами.

    Произведение заканчивается восклицанием рассказчика: «Легко на этом свете быть сильным!». Но, если посмотреть с другой стороны, сильный никогда не будет потешаться над слабым, не станет своими экспериментами и суровыми нравоучениями ставить себя выше других.

    Кроме того, хозяину дома легко порицать героиню и принуждать её быть сильной, ведь сам он, будучи состоятельным, вряд ли сталкивался с такими жизненными трудностями, с какими сталкивалась она.

    Главная идея произведения — нужно уметь отстаивать свои права, не молчать, не сносить обиды, а иметь характер и чувство собственного достоинства. Если «маленький человек» не будет этого делать, то только внесёт свою лепту в произвол этого мира, основанный на безнаказанности.

    Антон Павлович Чехов знаменит своими короткими юмористическими рассказами, в которых прослеживаются основные пороки человечества. Рассказ «Размазня» — один из таких. В маленьком тексте можно увидеть огромную проблему слабых людей. 

    Содержание:

    • 1 История создания
    • 2 Жанр, направление 
    • 3 Суть: о чем рассказ?
    • 4 Главные герои и их характеристика 
    • 5 Темы
    • 6 Проблемы
    • 7 Основная идея
    • 8 Чему учит?

    История создания

    Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году. 

    Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.

    Жанр, направление 

    Творчество Антона Чехова относится к реалистическому направлению, поэтому текст написан в направлении реализма. 

    Жанр произведения – юмористический рассказ, так как в тексте сочетаются все особенности: короткое название, такое же вступление, случай из жизни, основа – диалог, художественная деталь вместо портрета. 

    Суть: о чем рассказ?

    Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами. 

    Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.

    Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.

    Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании рассказа «Размазня» . Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

    Главные герои и их характеристика 

    Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

    Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой. 
    Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой. 

    Темы

    Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?

    1. Тематика произведения «Размазня» проста: слабый человек в огромном мире несправедливости. Чехов показывает «маленького человека», в котором навсегда поселилось рабство. Юлии очень повезло, что эта была всего лишь шутка, и хозяин отдал ей все деньги. Но в другой раз ее просто оберут. Юлия не может противостоять всему миру, она слаба и беззащитна. Автор призывает людей быть сильными и отстаивать свою правду. В противном случае человек так и останется бесхребетным рабом. 
    2. Еще одна основная тема — гордость и смирение. Автор противопоставил эти качества друг другу, чтобы показать: кротость — не всегда благо, а умение постоять за себя — не всегда гордыня. Человек должен иметь чувство собственного достоинства и стремиться к справедливости, а не принимать неудачи как должное.

    Проблемы

    Проблематика рассказа «Размазня» тоже будет дополнена, если Вы напишете о необходимости этого в комментариях.

    1. Духовное рабство личности — это основная проблема рассказа «Размазня». Люди настолько привыкли к унижению, что уже перестали бороться за свои права. Они готовы сносить любые обиды, лишь бы получить хоть какие-то деньги. С одной стороны, это не их вина, но с другое такая приниженность развязывает руки сильным мира сего.
    2. Социальная несправедливость — еще одна проблема, затронутая в книге. девушки могут найти работу, но никто не поручится, что там с ними обойдутся честно. Судебная практика по таким делам была не развита, профсоюзов не было, да и денег у гувернанток было в обрез, и никакие судебные тяжбы они бы себе не позволили. 
    3. Отчаяние и бессилие. Юлия не всегда была такой приниженной и бессловесной. Просто суровые условия жизни научили ее терпеть несправедливость, а не восставать против нее. Она привыкла к подлости и отчаялась побороть ее. С этого и началось ее внутреннее рабство.
    4. Сила и слабость. Завершающая фраза рассказа — «Легко на этом свете быть сильным». Данное утверждение, которое произносит сам повествователь, отражает проблематику текста. Такой ли он сильный, как кажется на первый взгляд? Да и так ли слаба Юлия? Если разбираться со всех сторон, то сильный человек никогда не будет потешаться над слабым. И несмотря на то, что хозяин все же вернул деньги, он мог бы не использовать в качестве эксперимента злую шутку. Хозяин показал гувернантке, кто из них сильнее в этом мире. Но сильный человек и так это знает без всяких доказательств. По-настоящему силен тот, кто не слаб духом и может выдержать все испытания. Он никогда не будет ставить себя выше других, а тем более показывать это на публику. Он скорее поможет слабому собеседнику тайно, чем поставит его в неловкое положение. Вот и получается, что на самом деле, хозяин не такой уж и сильный человек, каким кажется на первый взгляд. А вот Юлия имеет все характеристики, чтобы претендовать на место сильного, только характера ей не хватает. 

    Основная идея

    Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.

    Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.

    Чему учит?

    Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.

    Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня». 

    Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.

    Автор: Полина Цимкина

    размазня3

    Хочу заранее честно предупредить: то, что вы собираетесь читать – не зрелый плод размышлений с самых первых строчек (вроде спелого яблока). Это – движение, ход моих мыслей, который запустился поздно вечером после встречи, посвященной дню рождения А. П. Чехова, когда у меня в памяти всплыл рассказ «Размазня». Центр тяжести в конце концов оказался не там, где мне вначале показалось.

    Рассказ «Размазня» не давал мне заснуть, все крутился и крутился в голове.  Мне стало казаться, что наше обсуждение во время встречи сфокусировалось на другой проблеме, а совсем не на той, которую имел в виду Чехов.

    Это вовсе не рассказ о женском бесправии и положении гувернанток в XIX веке, клеймящий пороки общества. Иначе Чехов не назвал бы его так хлестко — «Размазня». И не завершил бы его, в общем-то, справедливо — в том смысле, что гувернантка получила свое заслуженное жалованье.

    Сперва мне подумалось, что этот рассказ – об одной из черт человеческого характера. Он – о мужчинах, о женщинах, о взрослых, о детях – о всех тех, кто в любом обществе позволяет обходиться с собой как с «размазней».

    Дело ведь не в том, что героине некуда было пойти и жаловаться, что ей не дали бы рекомендацию и так далее. Дело в том, что на несправедливость можно внутренне  реагировать по-разному – и это отражается на лице. Один кипит от справедливого гнева, еле сдерживаясь, потому что все-таки с начальником говорит — но ведь это все равно видно по лицу! А другой, как героиня рассказа, молча плачет, считает себя во всем виноватым и принимает на себя навязанную роль жертвы. (Сразу повторим, что это и не смирение в христианском понимании — смирение от слова «мир», когда человек способен, в том числе, принять все несправедливости, происходящие с ним, именно что мирно,  не расстраиваясь).

    Героиня и не могла протестовать — но не потому, что ее сдерживали внешние рамки! У нее не было внутреннего протеста, не было уверенности в себе (не путать с самоуверенностью), потому что она слепо верила чужому мнению о себе и зависела от этого мнения.

    Все это сплошь и рядом встречается вокруг. Это бывает в школе, когда травят и изводят очень часто тех детей, у которых по лицу видно — они зависимы от чужого мнения (часто чужое мнение выражается в похвалах и брани), доверяют этому чужому мнению больше, чем себе; неуверенны в себе и не дадут достойный отпор (потому что боятся). Помните, в «Гарри Поттере»? — «Он и так втаптывает всех в грязь, а ты еще и сам ложишься в нее и облегчаешь ему работу». Так и собаки или кошки  чувствуют, кто их боится и не даст отпора, и потому безнаказанно нападают.

    К сожалению – и, наверное, поэтому я не любила его произведений – Чехов, великолепно описывая симптомы и ставя диагноз, тем не менее не предлагает никакого лечения, не дает надежды. Словно выхода из ситуации как бы и нет. Я была в школе размазней, и если бы мне этот рассказ попался лет 10-15 назад, то наверняка бы очень меня обидел. Ведь невозможно понять из рассказа, как именно человек становится размазней. А только зная причину болезни, можно было бы поработать над тем, чтобы ее устранить или сгладить и тем самым облегчить или вовсе исцелить болезнь. (К счастью, к нашему времени уже написаны тонны психологических трудов на эту тему, и желающий понять, что с ним происходит и почему, всегда может к ним обратиться.)

    А может быть, рассказ вовсе не адресован тем, кто чувствует в себе «размазню», и совсем не для них он писался? Любой врач знает, как мучительно бередить чужие раны, если помочь ничем не можешь – а Чехов был врачом, и уж раз он не выписал рецепта, значит и адресат – не «размазня». Тогда кто же?

    В конце рассказа, по тексту Чехова (к сожалению, в экранизации этот поистине ключевой момент не отражен) герой думает: «Легко на этом свете быть сильным!» Слова эти переворачивают все восприятие «Размазни», они как пощечина. Ведь сильным-то герой ощущает себя именно на фоне слабого характера своей гувернантки,  самоутверждаясь за ее счет.

    Рассказ Чехова, таким образом, адресован каждому, кто вдруг увидел в ближнем какую-то слабость, и потому почувствовал себя сильным и «право имеющим». (Ведь сразу возникает огромное искушение – либо начать явно унижать («хоть кто-то меня боится»!), либо начать учить, как правильно жить и «не быть размазней». А это тоже унижение, замаскированное благовидным предлогом). Чехов заставляет каждого заглянуть прежде всего к себе в душу, с тем чтобы понять – когда, в каких отношениях: с младшими ли, с подчиненными, с теми, кто мягче или слабее характером, я позволяю себе перейти установленные совестью границы.  Когда, почувствовав вкус власти и безнаказанности, я нахожу удовольствие в том, чтобы открыто издеваться над ближними, унижать и оскорблять. Или, что еще хуже (ведь тогда это не так явно), благонамеренно поучать их, презирая в душе. Как важно выдернуть эти ростки, пока они еще не стали баобабами, и научиться по-человечески сначала, а потом и действительно по-христиански относиться к людям.

    Как хорошо, что я все-таки ошиблась. Название «Размазня»  – диагноз автора не героине, а герою, у которого душа действительно всерьез больна. Ведь любое слово характеризует прежде всего того, кто его произносит, а в слове «размазня» явно видны презрение и уничижительное отношение героя к гувернантке своих детей.

    Рассказ «Размазня» не о людях со слабым характером, как я писала вначале, а о сильных, которые пользуются своим положением. А такими в худшие моменты своей жизни бываем, наверное, мы все. И как чудесно, что доктор Чехов все-таки дает нам подсказку, где найти надежду и как выздороветь.

    Ксения Литвина

  • Почему рассказ пушкина называется капитанская дочка
  • Почему рассказ называется рукавички
  • Почему рассказ называется профессор кислых щей
  • Почему рассказ называется первый учитель
  • Почему рассказ называется очарованный странник