Содержание
- Сюжет рассказа
- Смысл рассказа
- Почему рассказ назван «Загадка»?
Автор рассказа, Викентий Викентьевич Вересаев, родился и учился в Туле. Он из образованной семьи, отец был врачом, а мать открыла первый в Туле детский сад. Сам В. Вересаев отучился на врача, но всегда мечтал быть писателем. Он считал, что профессия медика лучше поможет понять окружающий мир и людей для того, чтоб писать действительно хорошие книги. Рассказ «Загадка» был первым, который писатель смог опубликовать в журнале, написал он его в возрасте 20 лет.
Сюжет рассказа
Рассказчик, желая спрятаться от шума праздничного города, уходит гулять в поля. Он пытается найти гармонию в уединении с природой, но не может: природа видится ему таинственной и недосягаемой. Ему не нравится кажущееся равнодушие ночи, герой раздражен.
Он доходит до сада местного студента-скрипача Ярцева. Оказалось, что студент дома и тоже не спит в столь поздний час. Он начинает играть на скрипке. Сначала музыка раздражает рассказчика, кажется ему «грубым оскорблением» окружающей их безмолвной ночи. Но он продолжает слушать, словно завороженный.
Сначала Ярцев играет робкую, неуверенную мелодию. Как будто с какой-то загадкой или намеком. Слушатель ждал, что вот-вот скрипач разыграется. Музыка полностью отразила его душевное состояние: ожидание чего-то нового, неясную тревогу перед предстоящим. Он был рад, что нашел в музыка скрипача понимание самого себя.
Но потом его музыка изменилась: стала громкой, торжественной. В этот момент автор испытал настоящий восторг и радость. С такой бодрой и сильной мелодией автор почувствовал в себе силы жить дальше, его тревогу как рукой сняло. Рассказчик после прогулки вернулся домой удовлетворенным и счастливым.
Смысл рассказа
Этот рассказ о целительном воздействии на человеческую душу природы и музыки. В какой-то момент рассказчик, житель большого города, начал испытывать усталость. Он пошел гулять ночью в поле, подальше от города. Возможно, на тот момент в его жизни происходило что-то, тревожащее его, в голове был хоровод непонятных мыслей.
Вначале настроение героя было раздраженным, нервным. Он пытался найти гармонию в душе в темной, молчаливой ночи, но природа не давала желаемого успокоения. Наоборот, ее равнодушие и загадочность усиливало внутреннее смятение и раздражение. Когда рассказчик услышал музыку, которую начал играть юный скрипач, его раздражение еще больше усилилось: как искусственный звук, созданный человеком, посмел вторгнуться в тишину ночи? Но, прислушавшись, герой понял, что скрипач полностью отразил в своей мелодии его душевное состояние: тревогу, нерешительность, сомнения.
В тот момент, когда Ярцев изменил мелодию, наш герой понял, что каждый человек обладает внутренней силой, которая позволяет ему справиться с проблемами, решить задачи, сделать правильный выбор. У каждого из нас есть периоды, когда мы сомневаемся, тревожимся, не может решить жизненных проблем. В этот момент надо постараться найти в себе внутренний ресурс. Что и пытался сделать рассказчик, выйдя на ночную прогулку. Неожиданно ему помог в этом студент, игравший на скрипке.
Человек — это создание природы, он не должен противопоставлять себя ей, напротив, должен находить с ней гармонию. Человеческое искусство очень близко к природе, оно позволяет выразить как настроение окружающей ночи, так и состояние человеческой души.
Почему рассказ назван «Загадка»?
В. Вересаев хотел показать читателю, что природа загадочна и полна тайн. Но не только природа. Человек — часть природы, его душа так же загадочна, как и темнота ночи. До сих пор врачи не разгадали все тайны человеческой психики, не поняли, что может дать человеку веру в свои силы, способность преодолевать трудности и жить дальше.
Конспект: Рассказ Загадка как выражение творческого стиля ВВ Вересаева
Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева
Введение
Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).
Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия – Смидович – прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.
Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».
Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.
Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».
Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.
Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.
Задачи исследования:
на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;
в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;
сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.
Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.
Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]
Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].
Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.
В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.
Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора – показать изменения в его душе, его внутренний рост.
Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.
Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.
Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.
Вначале автор указывает художественное пространство – город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.
Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.
Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.
Выбор ночного времени не случаен. Ночь – это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь – ключевой образ. Для него «день – суета, видимость; ночь – явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев – поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:
Природа не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.
Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.
Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».
Развитие действия – процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.
Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими – бешеными звуками, перебивающими друг друга».
Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.
Заключение
Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.
Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек – дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен
Список литературы
Бровман Г.А. В.В. Вересаев. – М.: Советский писатель, 1959. — 366 с.
Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2006. – 680 с.
Гейзер И.М. В.В. Вересаев. Писатель-врач. – М.; 1957. – 146 с.
Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. – М.;
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –
Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. – М.: МГУ, 1998.
Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева
Введение
Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).
Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия – Смидович – прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.
Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».
Возможно вы искали — Реферат: Рассказы Л.Н. Толстого
Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.
Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».
Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.
Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.
Задачи исследования:
Похожий материал — Курсовая работа: Тема дороги в творчестве Николая Рубцова
— на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;
— в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;
— сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.
Понятие «стиль », согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.
Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490 ]
Очень интересно — Реферат: Тема дороги в творчестве русских писателей и поэтов XIX века
Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка , — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы] .
Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.
В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.
Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора – показать изменения в его душе, его внутренний рост.
Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.
Вам будет интересно — Реферат: Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.
Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.
Вначале автор указывает художественное пространство – город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.
Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.
Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.
Похожий материал — Реферат: Реалистическое и фантастическое в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Выбор ночного времени не случаен. Ночь – это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь – ключевой образ. Для него «день – суета, видимость; ночь – явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14] . Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14] . Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев – поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:
Природа не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя »
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева
Введение Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).
Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия – Смидович – прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.
Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».
Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.
Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».
Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.
Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.
Задачи исследования:
на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.
Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.
Итак,
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя »
Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева
Введение
Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).
Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия — Смидович — прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.
Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».
Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.
Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».
Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.
Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.
Задачи исследования:
— на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;
— в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;
— сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.
Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников. 4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.
Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]
Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].
Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.
В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.
Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора — показать изменения в его душе, его внутренний рост.
Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.
Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя (11, «https://referat.bookap.info»).
Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.
Вначале автор указывает художественное пространство — город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.
Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.
Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.
Выбор ночного времени не случаен. Ночь — это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф. И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь — ключевой образ. Для него «день — суета, видимость; ночь — явление сущности, время Божественного откровения природы». [6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас». [6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев — поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:
Природа не слепок, не бездумный лик ;
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.
Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.
Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».
Развитие действия — процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.
Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими — бешеными звуками, перебивающими друг друга».
Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.
Заключение
Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.
Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек — дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен
1. Бровман Г. А. В. В. Вересаев. — М.: Советский писатель, 1959. — 366 с.
2.
Введение
в литературоведение/ Под ред. Л. В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2006. — 680 с.
3. Гейзер И. М. В. В. Вересаев. Писатель-врач. — М.; 1957. — 146 с.
4. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. — М.;
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. ;
6. Шайтанов И. О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. — М.: МГУ, 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
Министерство обороны Украины сообщило, что пророссийские сепаратисты на Донбассе отрабатывают стрельбы из крупнокалиберной артиллерии и систем залпового огня «Град».
Напряжение на российско-украинской границе продолжается уже несколько недель. Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос, может ли он дать гарантии ненападения на Украину, заявил, что никаких гарантий он давать не будет – и гарантии ему должны давать в НАТО.
Готовятся ли в Украине к возможным сценариям вооруженного противостояния с Россией и какие могут быть действия властей, Настоящему Времени рассказал экс-заместитель секретаря СНБО Сергей Кривонос.
— Как вы сейчас оцениваете вероятность вторжения России и когда оно может произойти?
— Вероятность сохраняется уже давно. Напомню, что с 2014 года уже идет война с Российской Федерацией. Все зависит от того, насколько Путин подготовит почву для оправдания эскалации своего вторжения на территорию Украины. Его задача – не столько осуществить это за счет своей армии, это уже как крайний вариант. Сейчас его задача – внести панику внутрь украинского общества и заставить украинское правительство и мировых лидеров пойти и играть по тем правилам, которые предъявляет Россия. Мы видим сейчас, насколько сильно сейчас давит Россия и на страны НАТО, и, кроме этого, еще давит на нашу страну, в первую очередь на наших политических лидеров.
— У украинцев есть родственники в России. Я слышу много разговоров о том, как родственники из России звонят в Киев, звонят в Одессу, звонят во Львов и говорят, что Украина собирается напасть на Россию. Как вы считаете, не подготовлена ли уже почва, чтобы оправдать для Путина вторжение в Украину?
— Путин давно уже готовил эту почву. Это фишка России – исторически всегда кто-то виноват и всегда кто-то хочет на нее напасть. Поэтому россияне свыклись с этой мыслью, их информационно уже к этому готовят. Но не все такие тупые и верят зомбоящику. Многие, которые умеют думать, прекрасно понимают, что, как говорят мои знакомые: «Наших там нет, но почему-то их постоянно хоронят».
— В целом как вы оцениваете ситуацию в Украине, есть ли в Киеве паника?
— Нет, паники нет.
— А готовность есть?
— Что касается готовности, народ готов, но пока проблемы с правительством, потому что правительство за счет своей непрофессиональности, потому что люди, которые там руководят и отвечают за безопасность страны, извините, дилетанты во многих случаях, что касается ведения войны и подготовки к войне.
— Что нужно сделать сейчас: нужно отправлять на восток воинские части или что-то еще?
— В первую очередь нужно сплотить общество, чтобы каждый знал свой маневр. Самое простое, если будет активизация и эскалация агрессии, то нужно подготовить население к тому, кто что должен делать. Потому что если знаешь, что делать, не будет паники. На войне самое страшное – паника. Это первое.
Второе – нужно четко понимать, что на войне уровень твоих мечтаний всегда опустится до уровня твоей тренированности. Поэтому в первую очередь это касается нашего правительства. У них хорошие мечты, но нужно опускаться на землю.
Что касается вооруженных сил и людей, которые прошли горнила московско-украинской войны за эти годы, то эти люди составят серьезную угрозу попыткам российской армии захватить нашу землю.
— Сейчас в украинском обществе очень обсуждается вопрос по поводу того, что женщин собираются ставить на воинский учет. И в соцсетях, мне кажется, достаточно [сильная] паника. Как вы считаете, что необходимо делать? Возможно, нужно оглашать частичную мобилизацию, как это было в 2014 году, возможно, нужно срочно тренировать отряды территориальной самообороны. Что нужно делать конкретно?
— Что касается непосредственно постановки женщин на воинский учет – это просто грамотная толковая информационная манипуляция, дабы сбить внимание к аресту Порошенко, не более. Потому что военные прекрасно понимают: сейчас задача не женщинами заниматься, а в первую очередь довести до ума воинский учет мужчин. А для того, чтобы провести постановку женщин на учет, это займет не один год, так как женское население на три миллиона больше, чем мужское. Поэтому давайте сначала сделаем одно дело. Параллельно делать два дела спустя рукава – толку не будет. Поэтому по женщинам – это нужно, но не в это время и не такими темпами, какие [они] себе ставят.
Что касается подготовки частей войск территориальной обороны, то пока это лишь вызывает улыбку и пока это называется чистой воды показухой, и, к сожалению, те, кто занимается этим вопросом, не сделали выводов с 2014 года, когда батальоны территориальной обороны, слабо подготовленные и слабо оснащенные, использовались как войсковые подразделения. Задача территориальной обороны – не воевать на фронте. Территориальная оборона поддерживает порядок в тылу. Потому что если в тылу будет порядок, тогда боевые части на востоке или там, где они будут воевать в случае открытой агрессии, своевременно будут получать боеприпасы, технику, продукты. И это самое главное. В тылу будет порядок, не будет паники, каждый будет заниматься своим делом.
— На прошлой неделе Алексей Данилов – секретарь СНБО – рассказал о том, что около 122 тысяч российских военных находятся в 200 километрах от украинской границы и еще 143 тысячи российских солдат – на расстоянии 400 километров. Как вы оцениваете такие цифры? Это достаточно для предполагаемого вторжения в Украину?
— И вы, и Алексей Данилов подходите взглядами Второй мировой войны. В современной войне уже никто не воюет людскими массами. Современная война – это высокоточное оружие, это радиоэлектронная разведка, это радиоэлектронная борьба, это авиация, противовоздушная оборона – это самое главное. И нанесение точечных ударов высокоточным оружием достигает иногда большего эффекта, чем действие бригады или батальона. Поэтому не считайте батальонами и ротами, а считайте достижение результатов неожиданностью нападения и нанесением ударов по критическим объектам государства и созданием паники.
— Если мы сейчас говорим об этом, что есть какие-то ожидания предполагаемого вторжения, то, скорее всего, этого вторжения не будет, потому что будут ждать, когда это будет неожиданным?
— Естественно. Никто не начинает войну и при этом заявляет, как, знаете, в мультфильме – Сара говорит: «Марио идет тратить бабки, все об этом знали». Нет, так оно не работает. И в первую очередь, я думаю, абсолютно не учитывается способность действий специальных операций Российской Федерации, не учитывается возможность действий их диверсионно-разведывательных групп не только с территории России, но и с территории Беларуси. Вот на что бы я обратил внимание, плюс это работа пятой колонны внутри страны. В первую очередь на это надо обратить внимание. А война масса на массу – надо реально опуститься на землю и не витать в облаках. Что вы хотите, если люди, возглавляющие процессы безопасности государства, до этого занимались [совсем другими вопросами] – посмотрите их предыдущее образование.
Краткое содержание «Загадка»
Всего получено оценок: 38.
О произведении
Рассказ «Загадка» Вересаева был написан в 1897 году. Произведение представляет собой размышления автора о психологии человека, духовных процессах, связи живой природы и сознания. Внутренний конфликт героя раскрывается при помощи пейзажных зарисовок.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Загадка» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Рассказчик отправился гулять за город. Отойдя на приличное расстояние, он слушал лишь обрывки звуков городской жизни: смутный шум, музыку, взрывы ракет и римских свечей. За городом пространство наполняли совсем иные звуки: тихие трели перепелов, волнение бескрайнего ржаного поля, дуновение тёплого летнего ветерка.
« Ночь была удивительно хороша », но рассказчика терзала тоскливая неудовлетворённость. Он хотел в полной мере насытиться очарованием этой ночи, но по опыту он знал, что даже самая длительная прогулка не избавит его от печальных мыслей.
Рассказчик всегда критически относился « к одухотворению природы поэтами и старыми философами » и воспринимал её как неживой объект. Он считал, что в природе « нет души, в ней нет свободы ». Но в такие удивительные ночи как эта, разум рассказчика замолкал, и он считал, что попросту не в состоянии воспринимать в полной мере красоту окружающего мира.
Прогуливаясь, рассказчик подошёл к усадьбе старухи-помещицы Ярцевой. С ней жил только её сын, юный студент. Говорили, что он прекрасно играет на скрипке, и пользуется большой популярностью у местных барышень.
Из распахнутых настежь окон лились звуки музыки — « значит, молодой Ярцев дома… Музыкант стал играть ». Рассказчик жадно вслушивался в музыкальную импровизацию. Ему стало понятно, что для музыканта « эта ночь стояла такою же мучительною и неразрешимою загадкой », как и для него самого.
Затаив дыхание, рассказчик наслаждался чарующей музыкой, которая наполняла эту ночь, делая её ещё более прекрасной. Рассказчик огляделся вокруг — ночь была по-прежнему хороша, но она уже перестала быть загадкой. Теперь « все было осмысленно, все было полно глубокой, дух захватывающей, но родной, понятной сердцу красоты », и рассказчик впервые вернулся « в такую ночь домой счастливым и удовлетворённым ».
Заключение
Произведение учит лучше понимать себя, чтобы определить своё место в этой жизни. Кроме того, автор напоминает, какую важную роль играет искусство, способное привнести в жизнь удивительную гармонию и красоту.
После ознакомления с кратким пересказом «Загадка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источник
Смысл рассказа «Загадка» Вересаева
Автор рассказа, Викентий Викентьевич Вересаев, родился и учился в Туле. Он из образованной семьи, отец был врачом, а мать открыла первый в Туле детский сад. Сам В. Вересаев отучился на врача, но всегда мечтал быть писателем. Он считал, что профессия медика лучше поможет понять окружающий мир и людей для того, чтоб писать действительно хорошие книги. Рассказ «Загадка» был первым, который писатель смог опубликовать в журнале, написал он его в возрасте 20 лет.
Сюжет рассказа
Рассказчик, желая спрятаться от шума праздничного города, уходит гулять в поля. Он пытается найти гармонию в уединении с природой, но не может: природа видится ему таинственной и недосягаемой. Ему не нравится кажущееся равнодушие ночи, герой раздражен.
Он доходит до сада местного студента-скрипача Ярцева. Оказалось, что студент дома и тоже не спит в столь поздний час. Он начинает играть на скрипке. Сначала музыка раздражает рассказчика, кажется ему «грубым оскорблением» окружающей их безмолвной ночи. Но он продолжает слушать, словно завороженный.
Сначала Ярцев играет робкую, неуверенную мелодию. Как будто с какой-то загадкой или намеком. Слушатель ждал, что вот-вот скрипач разыграется. Музыка полностью отразила его душевное состояние: ожидание чего-то нового, неясную тревогу перед предстоящим. Он был рад, что нашел в музыка скрипача понимание самого себя.
Но потом его музыка изменилась: стала громкой, торжественной. В этот момент автор испытал настоящий восторг и радость. С такой бодрой и сильной мелодией автор почувствовал в себе силы жить дальше, его тревогу как рукой сняло. Рассказчик после прогулки вернулся домой удовлетворенным и счастливым.
Смысл рассказа
Этот рассказ о целительном воздействии на человеческую душу природы и музыки. В какой-то момент рассказчик, житель большого города, начал испытывать усталость. Он пошел гулять ночью в поле, подальше от города. Возможно, на тот момент в его жизни происходило что-то, тревожащее его, в голове был хоровод непонятных мыслей.
Вначале настроение героя было раздраженным, нервным. Он пытался найти гармонию в душе в темной, молчаливой ночи, но природа не давала желаемого успокоения. Наоборот, ее равнодушие и загадочность усиливало внутреннее смятение и раздражение. Когда рассказчик услышал музыку, которую начал играть юный скрипач, его раздражение еще больше усилилось: как искусственный звук, созданный человеком, посмел вторгнуться в тишину ночи? Но, прислушавшись, герой понял, что скрипач полностью отразил в своей мелодии его душевное состояние: тревогу, нерешительность, сомнения.
В тот момент, когда Ярцев изменил мелодию, наш герой понял, что каждый человек обладает внутренней силой, которая позволяет ему справиться с проблемами, решить задачи, сделать правильный выбор. У каждого из нас есть периоды, когда мы сомневаемся, тревожимся, не может решить жизненных проблем. В этот момент надо постараться найти в себе внутренний ресурс. Что и пытался сделать рассказчик, выйдя на ночную прогулку. Неожиданно ему помог в этом студент, игравший на скрипке.
Человек — это создание природы, он не должен противопоставлять себя ей, напротив, должен находить с ней гармонию. Человеческое искусство очень близко к природе, оно позволяет выразить как настроение окружающей ночи, так и состояние человеческой души.
Почему рассказ назван «Загадка»?
В. Вересаев хотел показать читателю, что природа загадочна и полна тайн. Но не только природа. Человек — часть природы, его душа так же загадочна, как и темнота ночи. До сих пор врачи не разгадали все тайны человеческой психики, не поняли, что может дать человеку веру в свои силы, способность преодолевать трудности и жить дальше.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 8
Источник
«Загадка» краткое содержание рассказа Вересаева – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «Загадка»
Рассказ «Загадка» Вересаева был написан в 1897 году. Произведение представляет собой размышления автора о психологии человека, духовных процессах, связи живой природы и сознания. Внутренний конфликт героя раскрывается при помощи пейзажных зарисовок.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Загадка» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Рассказчик — философ, тонко чувствующий, мыслящий человек.
Другие персонажи
Ярцев — студент, молодой человек, талантливый скрипач, чья игра пробудила в рассказчика высокие чувства.
Краткое содержание
Рассказчик отправился гулять за город. Отойдя на приличное расстояние, он слушал лишь обрывки звуков городской жизни: смутный шум, музыку, взрывы ракет и римских свечей. За городом пространство наполняли совсем иные звуки: тихие трели перепелов, волнение бескрайнего ржаного поля, дуновение тёплого летнего ветерка.
«Ночь была удивительно хороша», но рассказчика терзала тоскливая неудовлетворённость. Он хотел в полной мере насытиться очарованием этой ночи, но по опыту он знал, что даже самая длительная прогулка не избавит его от печальных мыслей.
Рассказчик всегда критически относился «к одухотворению природы поэтами и старыми философами» и воспринимал её как неживой объект. Он считал, что в природе «нет души, в ней нет свободы». Но в такие удивительные ночи как эта, разум рассказчика замолкал, и он считал, что попросту не в состоянии воспринимать в полной мере красоту окружающего мира.
Прогуливаясь, рассказчик подошёл к усадьбе старухи-помещицы Ярцевой. С ней жил только её сын, юный студент. Говорили, что он прекрасно играет на скрипке, и пользуется большой популярностью у местных барышень.
Из распахнутых настежь окон лились звуки музыки — «значит, молодой Ярцев дома… Музыкант стал играть». Рассказчик жадно вслушивался в музыкальную импровизацию. Ему стало понятно, что для музыканта «эта ночь стояла такою же мучительною и неразрешимою загадкой», как и для него самого.
Затаив дыхание, рассказчик наслаждался чарующей музыкой, которая наполняла эту ночь, делая её ещё более прекрасной. Рассказчик огляделся вокруг — ночь была по-прежнему хороша, но она уже перестала быть загадкой. Теперь «все было осмысленно, все было полно глубокой, дух захватывающей, но родной, понятной сердцу красоты», и рассказчик впервые вернулся «в такую ночь домой счастливым и удовлетворённым».
Заключение
Произведение учит лучше понимать себя, чтобы определить своё место в этой жизни. Кроме того, автор напоминает, какую важную роль играет искусство, способное привнести в жизнь удивительную гармонию и красоту.
После ознакомления с кратким пересказом «Загадка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Источник
Краткое содержание рассказа «Загадка» Викентия Вересаева
Рассказчик живет обычной жизнью. Но иногда бывают ночи, когда его тянет из городского шума на природу. Но и там он «одинокий и чуждый всему». Природа мертва, загадочна, холодна, всегда сама по себе. Она не лечит душу. Ей нет дела до человека, его бед и радостей, его жизни и смерти.
В одну из таких ночей, летом, в какой-то городской праздник, он идет через поле ржи к старой барской усадьбе помещицы Ярцевой. Сейчас у нее гостит сын-студент, одаренный скрипач. Рассказчик входит в липовый сад Ярцевых. Ночь спокойна, а рассказчику грустно. Все вокруг шуршит, дышит, пищит, мерцает. А он лишь наблюдатель этой непонятной тайной жизни.
А тут еще Ярцев начинает играть. Рассказчик хочет уйти: человеческая музыка – фальшь на фоне природы. Но Ярцев играет не популярную мелодию. Он импровизирует. Он хочет выразить загадку природы, понять ее. Звучит неземная музыка – и тут же обрывается. Ничего не получается. И тогда Ярцев играет по-другому: яростно, звонко, ликующе. С верой в себя, с надеждой. И ночь удивилась, заслушалась. И стала фоном для «человеческой красоты». Пусть природа загадка, но человек не слаб, не потерян в этом мире. Он борется, живет, страдает.
После такой ночи рассказчик впервые вернулся домой счастливым, успокоенным.
Читательский дневник по рассказу «Загадка» Вересаева
Сюжет
Устав от города, рассказчик летней ночью идет на природу. Но и природе он чужой. Он не может разгадать загадку ее красоты, тайной жизни. Он слышит, как студент Ярцев играет на скрипке. Вначале в его музыке звучит попытка выразить природу. А потом – мощный гимн человеку, красоте его сердца, борьбе, мечте, надежде. Рассказчику вновь хочется жить.
Отзыв
Обычно, если человеку плохо среди людей, за новыми силами он идет на природу. В рассказе все не так. Природа для рассказчика сфинкс, загадка, а не друг. Все примиряет музыка. И все встает на свои места. Красоты, смысла и тайны в человеческой жизни не меньше, чем в природе.
Тема противопоставления города и природы, силы искусства, таланта. Рассказ учит задумываться о себе и своем месте в мире. Учит верить в свои силы, не опускать руки, помнить, что ты не один, люди придут на помощь, а после горя еще будет радость.
Источник
Викентий Вересаев — Загадка:
Краткое содержание
Рассказчик живет обычной жизнью. Но иногда бывают ночи, когда его тянет из городского шума на природу. Но и там он «одинокий и чуждый всему». Природа мертва, загадочна, холодна, всегда сама по себе. Она не лечит душу. Ей нет дела до человека, его бед и радостей, его жизни и смерти.
В одну из таких ночей, летом, в какой-то городской праздник, он идет через поле ржи к старой барской усадьбе помещицы Ярцевой. Сейчас у нее гостит сын-студент, одаренный скрипач. Рассказчик входит в липовый сад Ярцевых. Ночь спокойна, а рассказчику грустно. Все вокруг шуршит, дышит, пищит, мерцает. А он лишь наблюдатель этой непонятной тайной жизни.
А тут еще Ярцев начинает играть. Рассказчик хочет уйти: человеческая музыка – фальшь на фоне природы. Но Ярцев играет не популярную мелодию. Он импровизирует. Он хочет выразить загадку природы, понять ее. Звучит неземная музыка – и тут же обрывается. Ничего не получается. И тогда Ярцев играет по-другому: яростно, звонко, ликующе. С верой в себя, с надеждой. И ночь удивилась, заслушалась. И стала фоном для «человеческой красоты». Пусть природа загадка, но человек не слаб, не потерян в этом мире. Он борется, живет, страдает.
После такой ночи рассказчик впервые вернулся домой счастливым, успокоенным.
Читательский дневник по рассказу «Загадка» Вересаева
Сюжет
Устав от города, рассказчик летней ночью идет на природу. Но и природе он чужой. Он не может разгадать загадку ее красоты, тайной жизни. Он слышит, как студент Ярцев играет на скрипке. Вначале в его музыке звучит попытка выразить природу. А потом – мощный гимн человеку, красоте его сердца, борьбе, мечте, надежде. Рассказчику вновь хочется жить.
Отзыв
Обычно, если человеку плохо среди людей, за новыми силами он идет на природу. В рассказе все не так. Природа для рассказчика сфинкс, загадка, а не друг. Все примиряет музыка. И все встает на свои места. Красоты, смысла и тайны в человеческой жизни не меньше, чем в природе.
Тема противопоставления города и природы, силы искусства, таланта. Рассказ учит задумываться о себе и своем месте в мире. Учит верить в свои силы, не опускать руки, помнить, что ты не один, люди придут на помощь, а после горя еще будет радость.
Источник
Обновлено: 10.01.2023
Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).
Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия — Смидович — прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.
Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».
Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.
Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».
Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.
Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.
Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.
Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]
Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].
Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.
В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.
Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора — показать изменения в его душе, его внутренний рост.
Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.
Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.
Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.
Вначале автор указывает художественное пространство — город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.
Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.
Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.
Выбор ночного времени не случаен. Ночь — это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь — ключевой образ. Для него «день — суета, видимость; ночь — явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев — поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:
Природа не слепок, не бездумный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.
Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.
Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».
Развитие действия — процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.
Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими — бешеными звуками, перебивающими друг друга».
Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.
Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.
Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек — дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен
Список литературы
1. Бровман Г.А. В.В. Вересаев. — М.: Советский писатель, 1959. — 366 с.
2. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2006. — 680 с.
3. Гейзер И.М. В.В. Вересаев. Писатель-врач. — М.; 1957. — 146 с.
4. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. — М.;
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. —
6. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. — М.: МГУ, 1998.
Сюжет рассказа
Рассказчик, желая спрятаться от шума праздничного города, уходит гулять в поля. Он пытается найти гармонию в уединении с природой, но не может: природа видится ему таинственной и недосягаемой. Ему не нравится кажущееся равнодушие ночи, герой раздражен.
Сначала Ярцев играет робкую, неуверенную мелодию. Как будто с какой-то загадкой или намеком. Слушатель ждал, что вот-вот скрипач разыграется. Музыка полностью отразила его душевное состояние: ожидание чего-то нового, неясную тревогу перед предстоящим. Он был рад, что нашел в музыка скрипача понимание самого себя.
Но потом его музыка изменилась: стала громкой, торжественной. В этот момент автор испытал настоящий восторг и радость. С такой бодрой и сильной мелодией автор почувствовал в себе силы жить дальше, его тревогу как рукой сняло. Рассказчик после прогулки вернулся домой удовлетворенным и счастливым.
Следующая загадка
Коллизия произведения в том, что персонаж противопоставлен окружающему миру, природе. А также чувства противопоставляются рассудку. Город — природе. Герой перемещается из города в мир природы, в связи с полученными впечатлениями, меняется и сам. Не случайно, в рассказе есть символ дороги (путь, перемена).
Ночная прогулка в поле — это то время, когда меняется сознание повествователя. И время «ночь» дается не случайно. Это время таинственности и загадки.
Между тем, как чувства переполняют персонажа, когда он сближается с природой, его разум отрицает идею ее одухотворенности, которую в своих стихах передавал Тютчев. Он ведет внутренний диалог-спор с лирическим героем произведений Тютчева.
Далее герой перемещается в сад, где через звуки природы ему показано все ее разнообразие. Художественное пространство сужается.
В итоге, герой через услышанную музыку, надо отметить, что вначале он ее воспринял как оскорбление окружающему, приобщается к природе. Это и является кульминацией рассказа.
Смысл рассказа
Этот рассказ о целительном воздействии на человеческую душу природы и музыки. В какой-то момент рассказчик, житель большого города, начал испытывать усталость. Он пошел гулять ночью в поле, подальше от города. Возможно, на тот момент в его жизни происходило что-то, тревожащее его, в голове был хоровод непонятных мыслей.
Вначале настроение героя было раздраженным, нервным. Он пытался найти гармонию в душе в темной, молчаливой ночи, но природа не давала желаемого успокоения. Наоборот, ее равнодушие и загадочность усиливало внутреннее смятение и раздражение. Когда рассказчик услышал музыку, которую начал играть юный скрипач, его раздражение еще больше усилилось: как искусственный звук, созданный человеком, посмел вторгнуться в тишину ночи? Но, прислушавшись, герой понял, что скрипач полностью отразил в своей мелодии его душевное состояние: тревогу, нерешительность, сомнения.
Следующая загадка
Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).
Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия — Смидович — прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.
Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».
Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.
Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».
Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.
Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.
Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.
Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]
Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].
Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.
В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.
Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора — показать изменения в его душе, его внутренний рост.
Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.
Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.
Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.
Вначале автор указывает художественное пространство — город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.
Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.
Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.
Выбор ночного времени не случаен. Ночь — это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь — ключевой образ. Для него «день — суета, видимость; ночь — явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев — поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:
Природа не слепок, не бездумный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.
Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.
Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».
Развитие действия — процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.
Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими — бешеными звуками, перебивающими друг друга».
Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.
Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.
Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек — дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен
Список литературы
1. Бровман Г.А. В.В. Вересаев. — М.: Советский писатель, 1959. — 366 с.
2. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2006. — 680 с.
3. Гейзер И.М. В.В. Вересаев. Писатель-врач. — М.; 1957. — 146 с.
4. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. — М.;
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. —
6. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. — М.: МГУ, 1998.
Следующая загадка
Смысл книги
Читайте также:
- Загадка про родник для детей
- У матери 4 сына север юг восток загадка
- Загадка 22222 15 решить
- Творчество загадки иллюзии правда
- Загадка в белом сарафане встала на поляне