Из истории создания
Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.
Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.
Жанровое своеобразие
В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».
Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.
Краткое содержание
Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.
Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.
Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.
Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.
Элементы сказки
Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:
- Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
- Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
- Животные наделены человеческими чертами.
- Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
- Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
- Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
- Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
- Счастливый конец.
В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.
Моменты реальности
Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.
В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.
Композиционные особенности
Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:
- Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
- Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
- Выбор пути.
- Нарастание напряжения. Дети расходятся.
- Эпизод с собакой Травкой.
- Рассказ о Сером помещике.
- Кульминация. Митраша увяз в болоте.
- Собака спасает мальчика.
- Настя и Митраша сходятся.
- Развязка. Мальчик убивает старого волка.
Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.
Секрет названия
Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.
Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.
Урок
литературы в 6 классе по теме:
«Сказка и быль в «Кладовой
солнца» М.Пришвина»
Обучающие
цели: 1) научить определять
жанр сказки – были «Кладовая солнца»; 2 )уметь понять и объяснить смысл
произведения.
Развивающие
цели: 1 ) уметь найти в
тексте элементы сказки и были;2) уметь инсценировать эпизод из произведения;3)
уметь описать иллюстрацию к произведению.
Воспитывающие цели:1) воспитать в детях любовь к родной природе и
бережное отношение к животным;2 )воспитать внимательность к близким людям и
готовность помочь в трудной ситуации.
Оборудование: 1) иллюстрации учеников к «Кладовой солнца»; 2)
определения слов «сказка» и «быль» из словаря С.Ожегова (на доске); 3) эпиграф
к теме урока.
Никакой правды не бывает без
выдумки!
Выдумка
спасает правду, для правды только и существует
Выдумка. (М.М.Пришвин).
1.Проверка домашнего задания.
вопросы:
1)Почему произведение называется «Кладовая солнца»?
Что вы понимаете под словом «Кладовая»? (Зачитайте строчки в тексте-с.
«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами
горючего ,торфа ,есть кладовая солнца
,как торф, достается человеку в наследство»).
Вывод: Кладовая – потому что хранит запасы торфа,
запасы горючего, которые «достаются человеку в наследство», а солнца- потому
что рождены эти запасы солнцем.
2) Только ли торфом богаты эти места?
( Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа
(богатая палестинка тоже кладовая).Природа здесь очень добрая, она сочувствует,
помогает людям, переживает за них .Вспоминаем ель и сосну. Происшествие с
Настей на палестинке, Травку и т.п.)
Вывод: Природа- тоже кладовая, а так как она рождена
солнцем и живет благодаря его теплу
Беседа по вопросам
,то природа- кладовая солнца.
3) О ком еще с такой теплотой рассказывает автор?
( О людях- Насте ,Митраше, их соседях, родителях,
Антипыче. Все они щедры на добро ,трудолюбивы, мудры .А разве это не богатство
земли? Вспоминаем ,как помогали соседи осиротевшим детям и беспокоились о
невернувшихся домой к утру брате и сестре; о родителях, научивших детей своих
заботиться друг о друге и любить трудиться, о самих детях; об Антипыче., мудрые
советы которого помогают всем в жизни).
Вывод: Кладовая солнца- это и богатство земли(торф),и
добрая и мудрая природа, и сами люди.
2.Вступительное слово учителя (слова Пришвина
о сказках).
-Пришвин в предисловии к книге «Весна света» писал:
«Содержание нашей любой сказки это борьба человека-героя с представителем зла
(Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение должна быть победа, и
сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго
начала над злым. Я всегда стремился писать современные сказки без традиционных
Иванов-царевичей, но с тем же оптимистическим сказочным содержанием…»
Беседа по вопросам:
— Почему же «Кладовая солнца» — сказка-быль?
Прочитайте , пожалуйста, определение «сказки» и «были» на доске.
Сказка- 1.Повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием
волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь.
Быль- То, что было в действительности, действительное
происшествие, в отличие от небылицы.(Из словаря С.Ожегова).
— Что относится к были?
Рассказ о жизни детей, оставшихся в войну без
родителей; об отношении к ним соседей, об их трудолюбии, поход детей за
клюквой, история Травки и Антипыча.
Все это могло быть в действительности, значит , это
быль.
А теперь обратимся к сказке и сказочным мотивам в
«Кладовой солнца».
-Ребята, из каких элементов состоит обычно любая
сказка? (Зачин, нонцовка, препятствия, мотив запрета, действие волшебных сил).
Сейчас мы с вами попробуем найти все эти элементы и в
сказке Пришвина.
Зачин- начало повести (зачитать).
«Жили-были», «В одном селе , возле Блудова болота.»
Испытания, препятствия- болото, Слепая елань.
Мотив запрета- ссора Насти с Митрашей.
Концовка- победа добрых сил над злыми. (Возвращение
детей домой, спасение Митраши.)
Волшебные, фантастические силы- природа.
Вы знаете, что в сказках животные, растения помогают
или вредят героям. А в «Кладовой солнца»?
Разбор эпизодов (желательно чтение и анализ).
1) Сосна и ель- с.
Помогают эти деревья или вредят Митраше и Насте? С.
Когда Настя и Митраша поссорились, как повели себя эти
деревья? (зарычали, завыли, застонали.) Вспомните, каким приемом пользуется
писатель .(олицетворением).
То есть они как бы подсказывали детям неверность их
решения, сочувствовали им. Конечно. Это помощь.
2) Елочки- старушки. С.
Проследите , как они ведут себя на тропе, по которой
направляется Митраша.
Чтение отрывка.
Вывод: тоже препятствуют ему, предупреждают об
опасности.
3)А кто из животных, наоборот ,радуется тому, что
Митраша заблудился?
Черный ворон, сороки.
Чтение отрывка на с.
4) «Настя на палестинке».
Вспомните , что происходит на этом месте с
Настей.(Пересказ)
Вывод: Настя ползала и собирала клюкву, забыла о еде,
о брате, о себе. Она потеряла человеческий облик. И лось не принял ее за
человека. Лишь столкнувшись со змеей, Настя опомнилась и приняла свой прежний
вид. То есть и лось, и змея помогли Насте вспомнить, что она человек.
Вывод: Природа тоже является главным действующим
лицом в сказке и помогает человеку преодолеть препятствия, которые возникают на
пути Насти и Митраши. Все это вполне реально, но то, как эта помощь описывается,
напоминает сказку.
Слово учителя:
В «Кладовой солнца» все можно назвать сказкой и
одновременно былью. Поэтому, когда говорится о чем-то волшебном , Пришвин
осторожно заметит «кажется», « как будто», «похоже» , а если речь идет о
реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и
трудолюбия. Сказка для Пришвина- это путь в небывалое, в страну, где в
трудностях и испытаниях реальной жизни добро всегда побеждает зло. Мир полон
чудес, которые надо научиться видеть.
Прочитайте эпиграф на доске к теме урока. Как вы
понимаете его смысл? Объясните, как «выдумка спасает правду» в этом
произведении М.Пришвина.
Вывод: ученики, помогает учитель.
3. Демонстрация иллюстраций к сказке- были «Кладовая
солнца» и защита их учениками по плану:
1) что я пытался изобразить; 2) какие цвета
использовал; 3) с какой целью.
4. Инсценирование эпизода «Ссора Насти с
Митрашей» .(герои- рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
5.Домашнее задание: сочинение на одну из тем:
1) «Смысл названия сказки-были Пришвина «Кладовая
солнца».
2) «Почему «Кладовая солнца»- это сказка-быль?»
В произведении «Кладовая солнца» тема природы раскрывается особым образом. М. М. Пришвин показывает взаимоотношения человека с окружающим миром путем применения метода олицетворения всего, что находится вокруг персонажей. Благодаря деревьям, траве, изменениям погоды передается состояние детей, которые отправились в лесную чащу. Без всего этого сказка была бы неполной.
Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»
Цель
: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;
2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;
4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.
Оборудование
: художественный текст, иллюстрации к произведению
Тип:
контрольно- обобщающий
Вид:
урок – анализ художественного текста
Метод:
частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа
А) Приветствие и посещаемость;
Б) Готовность к уроку;
В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)
2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу — активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.
— Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?
— Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.
«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.
Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.
Сказка – быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них – благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и сказка, начинается зачином ( рассказ о жизни детей), по – сказочному занятны прозвища ребят — «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке»; как и в сказке дети выбирают одну из двух дорог, опасность, помощь Травки. Кроме того, природа одухотворена : деревья стонут, рычат, крик тетерева, косача или ворона переводится на человеческий язык.. Лось, сороки, лисичка, волк рассуждают, как люди. Но тут есть секрет пришвинской прозы: он не приписывает животным мысли и переживания людей, а лишь предполагает, что за мысли могут скрываться за поведением и повадками птиц и зверей.
Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.
—
Какое историческое время описывается в произведении?
— Что вам о нем известно?
— Кто является главным героем в произведении и почему?
Действующие лица
Главные герои рассказа — Настя и Митраша. Они являются сестрой и братом. Насте 12 лет, она очень умная и хозяйственная девочка. На ней лежит следующая работа:
- уход за скотиной;
- уборка и приготовление пищи;
- отправка коровы на пастбище.
Дети рано осиротели, поэтому Насте пришлось стать главой семьи. Она очень любит брата, и он всегда готов ей помочь. Митраше всего 10 лет, он любознательный и трудолюбивый мальчик, но в силу возраста немного торопливый. Брат Насти мастерит деревянную утварь и выполняет мужскую работу по дому. Митраша немного безрассудный, но очень решительный.
В рассказе есть и второстепенные герои:
- старик Антипыч — умный и мудрый человек, лесник, все относятся к нему с особым уважением;
- Травка — собака Антипыча;
- Серый помещик — волк, который убил немало людей и животных.
Повествование ведется от лица рассказчика. Он исследователь болотных ресурсов. Именно он помог найти сироток. Пришвин написал произведение в жанре сказка-быль и в нем переплетаются правда и вымысел.
Краткое содержание «Кладовой солнца» для читательского дневника знакомит только с основными событиями сюжета. Для лучшего понимания произведение лучше прочитать самостоятельно.
почему рассказ называется кладовая солнца?
Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.
Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»
Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.
Враг или друг человека
В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.
Также в тексте есть два самодостаточных персонажа из животного мира — собака Травка и волк Серый помещик. Если первая выступает примером дружбы между людьми и животными, то второго автор показывает истинным врагом рода человеческого.
Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.
Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.
Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.
Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.
Читайте также
2) Смешным или грустным вам показался рассказ Толсты и Тонкий ? Ответить почему 3) От чего умер Экзекутор Червяков ? Почему рассказ называется Смерть чиновника ?
думаешь почему писатель назвал кладовую солнца сказкой -былью?объясни как «выдумка спасает правду»в этом произведении м.м пришвина.ПОЖАЛУЙСТА. зараннее благодарю ВАС.))
сказки-были «Кладовая солнца.» Объем сочинения- 1 стр.
1.Кто выступает в роли рассказчика? 2.Как в сказке-были описана Травка?Как к ней относится автор?3.Какой смысл вкладывает писатель в заглавие «Кладовая солнца «? 4.Почему «Кладовая солнца»называется сказкой-былью? 5(последнее) Вспомните факты биографииМ.Пришвина.Что помогло писателю так ярко и верно изобразить жизнь природы? (ПЖ.Ответьте на эти вопросы ) (28 баллов)
Название: Приключения «Мужичка в мешочке и Золотой курочки» План: 1. Главные герои сказки «Кладовая солнца» 2. Поход Насти и Митраши на сказочную полестинку за клюквой а) Рассказ о ели и сосне растущих вместе б) Ссора детей у лежачего камня в) Опасный путь «Мужичка в мешочке» г) Трудные испытания «Золотой курочки» д) Великая сила любви 3. Отношение автова к «умным детишкам» Помогите пожалуйста, второй день думаю, написать не могу. Пожалуйста напишите, но по плану
Спасение Митраши
В это время Травка услышала тихое тявканье. Она знала, что так тявкает лисица по зайцу, и решила поймать зверька. Но тот обманул ее и помчался на слепую елань, где в это время тонул Митраша. Травка полетела за зайцем, но лишь прибежав туда, она увидела в болоте Митрашу и остановилась, как вкопанная. Она смотрела на мальчика и думала, что это Антипыч.
Митраша вспомнил, как старик приходил в их село с собакой Затравкой (так изначально звали Травку) и назвал ее по имени. У мальчика в голове созрел план спасения. Травка ползла все ближе к болоту и мальчику. Вскоре она подошла так близко, что мальчик уцепился за ее ногу. Она дернулась, и Митраша освободился из болота. Выйдя на землю, мальчик властно позвал ее. Теперь ее сомнениям пришел конец, перед ней стоял Антипыч.
Травка спасла Митрашу, но не поймала зайца. Поэтому она продолжила свою погоню. Травка побежала к кусту можжевельника на ту палестинки, где должен быть заяц, но там уже ждал ее Серый помещик. Едва Митраша увидел морду волка, он выстрелил почти в упор. Серый помещик окончил жизнь быстро и без мучений. Травка поймала русака и принесла его Митраше. Они развели костер и приготовили зайца.
На следующее утро в селе соседи услышали крик голодной скотины, и сразу поняли, что с детьми что-то случилось. Соседи уже хотели отправиться на поиски, но вскоре из леса показались охотники с огромной корзиной клюквы и собакой Травкой. Они рассказали о своем путешествии в подробностях. Но многие не поверили тому, что мальчик смог убить старого волка.
Те, кто поверили, взяли веревки и сани, поехали на указанное место и привезли мертвого Серого помещика. А Настя всю свою ягоду отдала больным детям.
почему рассказ называется кладовая солнца?
Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.
Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»
Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.
Поход за клюквой
Однажды собрались дети за клюквой. Митраша прихватил с собой ружье и компас. Также он помнил, что отец рассказывал ему о том, что есть в лесу палестинка (тайная полянка), где клюквы видимо-невидимо. А Настя в это время, как настоящая хозяйка, собирала еду.
Немного пройдя по лесу, охотники за клюквой начали класть себе в рот ягоды. А потом вдруг заспорили, куда идти — по большой тропе, где все люди ходят, или на север, где, по словам отца, и находилась эта палестинка.
В итоге Настя пошла по известной дорожке, а Митраша по своей тропке, к таинственной полянке.
Персонажи-животные и их роль в повествовании
Параллельно миру людей в сказке существует другая реальность. Ее представляют животные, которых автору удается представить живыми и одухотворенными, со своими мыслями, логикой, благородными порывами, потребностью в любви.
- Серый помещик — в лесу и на селе все хорошо знали этого волка, ужасно его боялись, но никто не мог его убить. Считалось, что это невозможно. И именно сейчас Серый помещик начал жалобно выть. Митраша объяснил это тем, что все волки на Сухой речке убиты, и остался только он один.
- Травка — гончая собака Антипыча, лесного сторожа. Старик умер уже давно, но верная помощница все равно ждет его появления.
Антипыча уже нет, и домик его зарос. Но Травка так и жила в картофельной яме на месте его заросшего жилища. Для умной собаки жить в лесу, как дикому зверю, было нелегко. Так как в прежние времена она помогала Антипычу охотиться, гоняла дичь для хозяина, но не для себя.
А теперь, когда его не стало, ей пришлось, как и всякому дикому зверю, жить для себя. И скучая по нему, она все чаще и чаще начинала выть. Этим воем она звала к себе Антипыча. И к нему уже давно прислушивался Серый помещик, ведь сторожка находилась совсем недалеко от Сухой речки, где обитал волк.
Но, к счастью для Травки, сильный голод заставил ее прекратить свой вой. Она пошла на поиски пищи, намереваясь поймать зайца. Но, выслеживая зверя, Травка неожиданно увидела следы ребенка, а именно Насти.
Добрая собака решила добыть еду именно для этих детей, чтобы получить в награду за это кусок хлеба и ласку человеческих рук, чтобы обрести в них вновь хозяина, Антипыча.
Затерянный в болоте
А тем временем Митраша пробирался по своей тропке. Земля у него под ногами становилась не просто мягкой, а полужидкой, с каждым шагом становясь все тоньше и тоньше. Природа, зная, чем может закончиться поход на болото, предупреждала об этом Митрашу. Но мальчик, хоть и слышал все эти предупреждения, не обращал на них внимания. Он просто шел прямо, время от времени поглядывая на компас.
Недалеко он увидел высокую траву белоус. Она росла около чистой хорошей поляны. Это показывало, что он шел по правильному пути. И он смело двинулся вперед, пересекая чистую полянку. Вначале Митраша довольно твердо ступал по елани (так называется топкое место в болоте). Однако постепенно его нога стала утопать все глубже, гиблая топь засасывала его.
Митраша, уже почуяв опасность, все равно пробирался вперед. Но настал момент, когда он увяз так сильно, что при малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик успел сообразить, что в таких случаях надо отдыхать и беречь дыхание, чтобы не выбиться из сил. Откуда-то издалека до него донесся крик Насти: «Митраша!». Он ей ответил, но ветер унес его голос в другую сторону.
Настя находит палестинку
Девочка шла по лесу, на ходу собирая клюкву. Ей так хотелось ягоды, что она не думала ни о чем другом. И так, собирая ощупью клюкву, девочка сошла с набитой тропы. Увидев это, она сначала бросилась в одну сторону, потом в другую, и вдруг увидела ту саму палестинку, к которой так стремился Митраша. Девочка, видя это изобилие клюквы, начинает без промедления ее собирать. Она не заметила ни лося, стоявшего посередине палестинки, ни змеи, свернувшейся кольцом на клюкве. Поэтому она дернула за ту самую плеть, где лежала змея.
Гадюка подняла голову и зашипела. И в этот самый момент, Настя очнулась. Оглянувшись, Настя увидела, что совсем недалеко от нее стоит Травка. Девочка знала эту собаку — Антипыч не раз приходил с ней в село. Настя позвала ее и хотела дать ей хлеба, как вдруг резко вспомнила, что голодный Митраша в этот момент где-то заблудился. И она пронзительно закричала: «Митраша!». Этот крик и услышал ее брат.
Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в щеку, а потом встала и громко завыла.
И этот вой услышал Серый помещик. Поняв местоположение собаки, он быстро помчался на палестинку.
Главные герои
Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.
Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Кладовая солнца»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Кладовая солнца»
- для самых компанейских — Главные герои «Кладовая солнца»
Отзывы читателей
Увлекательная и эмоциональная сказка-быль. Когда я читала текст, искренне переживала за героев. Особенно я волновалась за Митраша, когда он провалился в болото. Его спасла собака, а потом он смог убить волка. Серого хищника не одолели опытные охотники, но мальчику удалось это сделать. Поучительное произведение.
Марина
Интересная и необычная работа Пришвина. Она привлекает внимание необычным названием. Повествование ведется от лица рабочих, которые готовили болота для добычи торфа. Главная мысль текста — всегда важно поддерживать друг друга. Только это помогло брату с сестрой выжить.
Инна
Пришвин умело описывает природу, показывая, какой красивой она может быть. С особой теплотой он описывает сирот в своем произведении. Это трогательная и интересная сказка-быль. Да, брат с сестрой поссорились, но они смогли осознать свои ошибки и все исправить. Это произведение можно читать не только детям, но и взрослым.
Маргарита
АК
Анаттолик Короткевич
Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер» .
В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа.
Как писал сам автор, люди — «хозяева природы» , а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни» . Но не так-то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина «…ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился» . Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика» .
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка.. . Оба семечка легли в одну ямку.. . С тех пор.. . ель и сосна вместе растут.. . Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.. . Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья.. . стонали и выли на все Блудово болото» .
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца» . Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных.
Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца» . Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.
Тема: Сказка и быль в повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Цель: помочь учащимся определить в повести реальное и сказочное, развивать представление об аллегории и олицетворении; создать условия для целостного (гармоничного) восприятия повести; формировать читательский вкус; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Ориентационно-мотивационный этап.
III. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по вопросам из домашнего задания
— Расскажите историю Травки.
— Что удивительного в этой собаке вы заметили? Как надо понимать её любовь к Антипычу? (Удивительное то, что Травка была очень умной собакой. Она и Антипыч понимали друг друга. А всё это потому, что он обращался к ней по-дружески, с теплом и доверием в глазах.(гл.5).Травка следует только тем правилам жизни, которые внушил ей Антипыч, поэтому она понимает только доброе слово, ласковое.)
— Как вы думаете, какую правду, о чём ей перешепнул Антипыч? (Ей он перешепнул своё отношение к природе, которое заключается в единстве человека и природы, внимании, любви и бережном отношении к природе).
— А что значат слова правда вековой суровой борьбы людей за любовь? (Люди всегда стремились покорить природу. Относились к ней как к неживой и легко доступной. За бездумное отношение к ней природа часто наказывала людей. Веками люди завоёвывали её любовь. Только тем, кто всем сердцем стремился видеть в ней надёжного друга, прекрасного спутника, она открывала свои тайны).
— Как вы думаете, в чём мудрость старого лесника? (Мудрость старого лесника в том, что он понимал, как важно человеку быть ЧЕЛОВЕКОМ в отношении с природой).
— Почему он ничего не говорит людям напрямую, а всё иносказанием: «В чём правда?», «Перешепну Травке» и т.д.? (Он ничего не говорит людям напрямую, а всё иносказанием, потому что хочет, чтобы люди САМИ открывали тайны природы. Добытые самостоятельно знания объединяют людей с окружающим их миром, помогают понять этот мир. Это делает человека мудрее и опытнее. А мудрость добывается тяжёлым трудом, трудным опытом, который каждый человек должен приобрести САМ. В готовом виде эта мудрость не может быть усвоена. Она накапливалась тысячелетиями, к ней надо прислушиваться, но осваивать её приходится каждому самостоятельно).
IY. Работа над темой урока.
— Назовите героев повести. (Настя, Митраша, Антипыч, Травка, Рассказчик, жители деревни…)
— И… ПРИРОДА. Это ещё одно действующее лицо.
— Как вы думаете, почему природа является одним из героев повести? (Природа у Пришвина одухотворена. Она чувствует, понимает).
—Докажите. (Мы не раз слышим разговор птиц, деревьев.) (Н-р, вспомним строки от слов «Пока дети так говорили…» до « им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать»;
Когда героев ждут сложные ситуации, природа чувствует беду, она пытается предупредить детей. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла солнце… Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прогкалывая друг друга сучьями,… зарычали, завыли, застонали.; гл.8. «Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика… Одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек». Чёрный ворон закричал, предвкушая скорую поживу) и др.
— Да. Эти и многие другие эпизоды показывают нам, что природа – это такой же реальный герой, как Настя и Митраша.
— М.М.Пришвин определил жанр своего произведения как сказка-быль. Нам с вами предстоит выяснить, почему «Кладовая солнца» называется сказка-быль.
— Я вас просила вспомнить значение понятий БЫЛЬ, СКАЗКА.
-
БЫЛЬ – 1) То, что было в прошлом.
2) То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы. (Словарь Ожегова).
-
СКАЗКА – 1) повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2) Выдумка, неправда, ложь (Словарь Ожегова).
— Что в «Кладовой солнца» является былью?(т.е. реальным?). (Повествование о жизни рано осиротевших детей, о каждодневных заботах и делах (гл.1,2), о походе за клюквой, о спасении Травкой Митраши).
— А что, на ваш взгляд, является сказкой, чудом в повести? (Вспомните характерные черты сказки как литературного жанра). Чем начало произведения напоминает сказку?). (Сказочный зачин (гл.1); есть добрые(Травка) и злые (волк) герои; есть сказочные герои: старушка-ель, злой ветер, драчливые ель и сосна; счастливый конец: Травка спасает Митрашу. Антипыч перешепнул Травке любить людей, помогать им. Истосковавшись по Антипычу, Травка увидела в Митраше нового хозяина и спасла его. Это счастливая случайность, что Травка оказалась рядом, спасла Митрашу и признала в нём своего хозяина).
— Быль и сказка в произведении сливаются воедино. Этот приём слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свою мечту о сильных и мужественных людях, способных понимать природу, преумножать её богатства, разумно к ней относиться и беречь её.
Y. Обобщаем, делаем выводы. Работа с учебником (стр.47, вопрос 11).
— Давайте попытаемся раскрыть смысл названия повести. Автор прямо говорит, что Блудово болото, со всеми запасами горючего торфа – это кладовая солнца.
Это в прямом смысле. А в переносном, аллегорическом?
(Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живёт в природе, является её другом. Природа является для человека настоящей кладовой, которую всегда должны беречь люди и разумно распоряжаться её запасами. Только хорошему хозяину природа дарит любовь и открывает свои богатства).
YI. Творческая работа учащихся.
Всё в этом мире, как считал Пришвин, не случайно: человек, лес, трава и листья в этом лесу. Мы не раз с вами обращали внимание на то, с какой любовью описывает автор природу, людей и характеры этих людей. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Это и есть секрет стиля М.М.Пришвина.
Задание. Попробуйте написать продолжение повести «Кладовая солнца 5 лет спустя» (5-6 предложений), следуя стилю Пришвина.
— О каком главном герое вам нельзя забыть? (О природе).
YII. Чтение творческих работ.
YIII. Оценки за урок.
IX. Домашнее задание.
Найти цитаты из прочитанных вами книг, газетные сообщения, высказывания великих людей о братьях наших меньших.
Содержание
- Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»
- Смысл произведения «Кладовая солнца»
- Смысл финала произведения «Кладовая солнца»
М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.
Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»
Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.
Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.
Смысл произведения «Кладовая солнца»
События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.
Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.
Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.
Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.
Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.
Смысл финала произведения «Кладовая солнца»
Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.
В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.
Работа учащейся 7 класса
МОУ СОШ с. Еделево
Зининой Александры,
представленная на районный
этап конкурса сочинений.
Руководитель: учитель русского языка
Нарушева Н.В.
«Сказка и быль в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца».
Известный писатель М. Пришвин знал и любил природу. Эту любовь и перенес он во многие свои произведения, в том числе в сказку-быль «Кладовая солнца». Это произведение удивительно, так как сразу и не поймешь – быль это или всё-таки сказка. В ней переплетаются вымысел и правда, легенды и действительность. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Зелесского, осиротели двое детей…» (наподобие «жили-были»). Но в тоже время мы понимаем, описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по — соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было «давным — давно» и происходило оно «в тридевятом царстве, тридесятом государстве».
Настя и Митраша – главные герои произведения. «Золотая курочка» и «Мужичок в мешочке», как ласково их называли соседи. После смерти родителей всё крестьянское хозяйство легло на их детские плечи. Настя, занимаясь женскими делами, «хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежали все мужские обязанности. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку – чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои «Кладовой солнца» оказываются в ситуации, когда они должны противостоять злу и опасностям. Злой герой в этой сказке – волк, а добрый – собака.
У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: плотная тропа вела направо, другая, слабенькая, налево». Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором (еще говорят «На распутье»). Наши герои тоже делают выбор.
Реальность «Кладовой солнца» подтверждает сам рассказчик. Точные названия города, лесного болота, указание маршрутов лесных тропинок не позволяет нам усомниться в том, что все произошедшее в рассказе – истинная правда.
Одушевленная природа в произведении М. Пришвина живет своей жизнью, которую может заметить только писатель. Поэтому, дочитав до конца «Кладовую солнца», мы всё же убеждаемся, что перед нами сказка-быль, как ее правильно определил автор. Здесь гармонично соединено поэтическое видение мира с научной достоверностью. Ведя Настю и Митрашу по лесу, М. Пришвин открывает перед нами богатство и прелести родной природы. И мы вместе с писателем начинаем понимать язык птиц и зверей, язык деревьев и трав.
«Кладовая солнца» — это путь в небывалое, в страну, где каждая строчка, каждый образ хранят тепло и любовь к человеку, к природе.