Урок
литературного чтения
Тема: К. Паустовский «Дремучий медведь»
Цель: работа с текстом рассказа К.
Паустовского «Дремучий медведь», воспитание любви к природе.
Задачи:
— закрепление знаний о творчестве К. Паустовского,
знание содержания рассказа; — воспитание чуткого
и бережного отношения к родной природе;
— развитие способности языкового анализа
художественных произведений и мышления, связной речи, творческого воображения;
умения находить и использовать выразительные средства языка в собственных
высказываниях, анализировать прочитанное, находить ответы на поставленные
вопросы.
Оборудование: карточки
для индивидуальной работы, аудиозапись, «Рефлексия».
Ход
урока
1. Организационный
момент.
— Умеете ли вы слушать и слышать природу?
— Как нужно строить свои отношения с ней?
Послушайте отрывок из рассказа и назовите автора и название
рассказа.
Слушание отрывка из произведения.
2. Сообщение
темы и формулирование задач урока.
— Из какого произведения отрывок вы прослушали? Кто автор?
— Знакомы ли вы с этим произведением?
Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.
— Какие задачи поставим перед собой? (заслушиваются ответы )
3. Словарная работа.
— Какие непонятные слова встретились нам в
тексте, что они обозначают?
Крутояр – крутой, обрывистый берег.
Осокорь – разновидность тополя.
Шпенек — тонкий стержень.
— Какие слова вам показались необычными, какое значение они
имеют?
* Почему Паустовский назвал рассказ «Дремучий медведь»?
— Какое толкование этого словосочетания вы можете предложить?
— Как называется этот литературный прием? (Метафора.)
4. Работа с текстом произведения.
Анализ.
— Назовите главного героя рассказа. Кто он? Чей внук?
— Чем занимался Петя?
— Как Петя относился к родной природе?
— Кто жил на берегу реки?
Докажите, что Петя — любознательный и вежливый мальчик. Кем он
интересовался?
— Как
животные и растения относились к Пете? Найдите доказательства в тексте.
—
Какая беда приключилась с Петей?
— Как
реагировала природа на появление медведя?
—
Испугался ли Петя? Найдите отрывок, описывающий этот момент.
—
Справился бы он один с медведем?
— Как
природа заступилась за Петю?
— Как
поблагодарил Петя природу? Прочитайте этот отрывок.
—
Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было
интересно читать? (эпитеты, олицетворение)
Работа
над композицией.
— На какие части можно разделить рассказ?
Экспозиция. Знакомство с Петей, бабкой
Анисьей и местом событий — рекой Высокой. Завязка. Между Петей и
обитателями реки складываются дружеские отношения.
Развитие действия. Но в лесу живет злой и голодный
медведь Дремучий, который хочет съесть телят.
Кульминация. Медведь старается переплыть на
другой берег. Природа защищает своего друга, доброго и уважительного пастушка
Петю от злого медведя.
Развязка. Медведю пришлось вернуться в
дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.
Самостоятельная работа с текстом. (по
карточкам)
Ф.И. учащегося __________________________
1. Найди строчки с ошибками.
Исправь их.
а) Берега крутые, все в колосистых травах, в деревьях.
б) В иных местах даже в полдень было хмуро от старых ив.
(пасмурно)
в) Рощицы молодых осин растут на берегу, и все осиновые листья
вместе блестят на солнце. (толпятся, дружно)
г) В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно.
д) Там щебетали разные птицы, а дятел колотил и колотил со
всего размаху клювом по сухому осокорю. (хлопотали)
е) Пониже птиц, над всякими цветами летали ворсистые шмели, пчёлы
и стрекозы.
2. Укажи стрелочками пропущенные
слова.
а) Старый пастух Семён-чаёвник
подарил
Пете рожок, и Петя трубил в него над
ре- 1) скликал
кой, …
телят.
2) созывал
б) Ежевика на крутоярах так крепко хватала 1)
сопел Петю за ноги, что он долго возился и …
от 2) кряхтел натуги,
прежде чем мог отцепить колючие
плети.
в) Но никогда он, …, не хлестал ежевику
пал- 1) разозлясь кой и не
топтал ногами, как все остальные
2) осердясь
мальчишки.
г) Сначала они привыкли к Пете, а потом
по- 1) не озоровал любили
его за то, что …: не сбивал
папками 2) не баловался гнёзд,
не связывай стрекоз за лапки ниткой,
не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.
д) Петя …, руки у него затряслись, и уронил он
1) поднялся свой рожок в траву — посредине реки
плыл, 2) вскочил загребая
когтистыми лапами, старый медведь, отплёвывался и рычал.
е) Закричал Петя, …, схватил длинный
свой 1) заплакал кнут,
размахнулся.
2) засвистел
ж) Тогда Петя … шапку и низко
поклонился 1) стащил деревьям,
шмелям, реке, рыбам, птицам и 2)
снял
бобрам.
з) — Звери за тебя не зря заступились,
…! 1)Петя
2) Петруша
3. Восстанови последовательность событий. Запиши цифры в ряд.
3-1-2-5-4-7-8-6
1) Старая ива наклонила самую могучую ветку и
начала изо всех сил хлестать ею медведя по худым бокам.
2) Взвыл медведь, испугался насмерть, воет и
собственного воя не слышит, слышит один хрип.
3) Но не успел он это подумать, как ежевика
вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни
рвался, она его не пускала.
4) Медведь начал кататься по земле,
отбиваться лапами, закричал истошным голосом и полез обратно в реку.
5) Чихнул медведь, шмели вылетели, но тут же
налетели пчёлы и начали язвить медведя в нос.
6) Он рванулся над водой изо всех сил,
ободрал бока, замутил всю реку, но всё-таки вывернулся и выплыл.
7) Как только медвежий хвост окунулся в воду,
окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил
медведя в омут.
И так ловко рассчитали бобры, что ольха
самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к
иловатому дну.
4. Где автор использует метафоры?
а) Однажды Петя видел, как бобёр вылез из воды, сел па берегу
и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить.
б) Думал медведь, думал, нюхал воду, скрёб
в затылке и наконец решился — прыгнул в воду, ахнул и
поплыл.
в) Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит
стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается.
г) А медведь нырнул, выплыл и пошёл махать сажёнками к
своему берегу.
д) У бобров расчёт всегда верный, потому что они
единственные звери, что умеют строить разные хитрые вещи — плотины,
подводные ходы и шалаши.
е) Они
мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за
ухом.
Взаимопроверка
работ. Сдают работы на проверку.
1. Итог.
Рефлексия.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету (отвечают устно),
которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную
оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
• Материал урока мне был понятен / не понятен;
полезен /
бесполезен;
интересен /
скучен.
• Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
• На уроке я работал активно / пассивно.
• За урок я не устал / устал.
7. Домашнее задание:
нарисовать иллюстрацию и подготовить пересказ к изображённому
моменту.
Сказка Дремучий Медведь была написана известным русским писателем Паустовским, ее цель — познакомить детей с животным миром, а также показать, насколько важна дружба. Герои сказки — это мальчик Петя, он очень добрый и он очень любит природу, он не ломает деревья, дружит с птицами, с бобрами, он всегда старается помочь животным, а не навредить им.
Дремучий Медведь – старый, голодный и злой. Также в сказке есть главная героиня – бабушка. В определенное время Петя становится пастухом и постоянно находится на природе. Он рассуждает о зверях, птицах, деревьях, он очень любит их. Но он решает напасть на телят Пети и переплывает на другой берег. Он решил украсть одного из телят. Однако когда он попадает на берег, ему начинает мстить природа — его хлещет ива, ежевика его схватила, так как он зацепился за нее. Птицы пытаются вырвать у него шерсть, вокруг летают шмели, которые хотят ужалить его, также дятел долбит по его голове. Тогда медведь решает, что лучше всего спрятаться в реке, однако здесь его начинает тащить в омут окунь, его уколол ершик, а бобры уронили на медведя дерево.
Медведь так испугался, что упал в свою берлогу и решил оттуда больше не высовываться. Что касается Пети, то он узнал об этом и отблагодарил всех своих друзей помощников. Посыл сказки состоит в том, что очень важно дружить с природой, любить ее, уважительно к ней относиться. Следует ценить все, что вокруг тебя — животные и птицы, разные растения. Все в природе необходимо для полноценного цикла жизни, все они по-настоящему живые, и поэтому не стоит разорять гнезда, таким образом можно навредить птицам и птенчикам. Важно не топтать лишний раз траву, нельзя уничтожать насекомых, также не стоит пугать бобров, детей, они выполняют свою особую миссию, они необходимы для полноценного оборота в природе.
Сказка очень поучительная, потому что, во-первых, автор показывает, как надо любить природу в образе мальчика Пети, а потом показывает, как природа может помочь вам в нужный момент. Когда Пете угрожала опасность, природа и ее обитатели пришли ему на помощь, при этом ему помогали не только животные, такие, как бобры, птицы или шмели, но и даже деревья и кустарники. Все они постарались защитить Петю от медведя и защитить его стадо, за которое он был в ответе. Они помогали ему как могли, использовали свои умения и возможности, но спасли стадо маленького пастуха от посягательств злобного медведя.
Данную сказку следует прочитать в раннем детстве, чтобы дети поняли, что очень важно заботиться о природе. На самом деле Петя был очень милым добрым мальчиком, он остался без родителей, когда ему было два года, его мать умерла, а отец погиб на войне и он жил с одной бабушкой. Именно бабушка научила его бережно относиться к природе, также она его определила в пастухи. Петя любил пасти коров, наслаждаться природой, следить за бобрами, он любил наблюдать за их работой, также он любил наблюдать за птицами. Звери и птицы привыкли к Пете, потому что он не причинил им вреда, они дружественно к нему относились и даже были рады его видеть.
метки: Паустовский, Дремучий, Медведь, Природа, Рассказ, Вслух, Мальчик, Использовать
Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»
Цель: обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.
Задачи:
— формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;
— учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;
— развивать речь;
— воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Проблема: Как нужно строить отношения с природой?
Ход:
1. Психологический настрой.
— Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.
2. Мотивация.
— Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести нас эта мелодия?
3. Составление кластера «Природа».
— Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.
4. Самостоятельная работа
— Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.
(Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу)
— Кого нет на нашей картине? Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему? Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой? Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского.
3. Биографическая справка о писателе
— К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя. Чему посвящены рассказы Паустовского? А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения? Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.
3 стр., 1183 слов
Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
… людьми? Ответ на этот вопрос Александр Исаевич дает в рассказе «Матренин двор». Сюжет этого произведения … человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению «Матренин двор»: … где живет Матрена. Её простая житейская история не лишена трагизма – судьба … что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась …
— Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?
(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)
4. Словарная работа.
— Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.
Крутоя´р — крутой, обрывистый берег.
Осоко´рь – вид тополя
Шпенёк — тонкий стержень
5. Чтение с остановками
— И так, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.
— Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?
Самостоятельное чтение (отрывок 1)
— Что же произошло с Петей? Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).
— Кто может жить на берегах реки?
Чтение вслух (отрывок 2; часть 1)
— Так кто жил на берегу реки?
— Как животные и растения могут относиться к Пете? А как мальчик может относиться к ним?
Чтение вслух (часть 2)
— Как животные и растения относились к Пете? Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? Почему он это делает? Какие черты характера мальчика мы можем назвать? Какие чувства у вас возникают? Каким цветом вы их обозначите?
— Что произойдет дальше?
Самостоятельное чтение про себя (часть 3)
— Какое чувство у вас возникло? Каким цветом вы бы его обозначили? Каким был медведь? Почему его назвали дремучим? Чего он хотел? Почему медведь был сердитым? Как реагировала природа на появление медведя? Почему?
6. Физминутка
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
4 стр., 1595 слов
Урок чтения. Рассказ « » Пивоваровой И.М
… рассказа Ирины Михайловны Пивоваровой «Сочинение» и дадим оценку ее стараниям. -Какие умения нам необходимы? (слайд 2) Умение выразительно читать;, Умение выявлять авторское отношение к изображаемому;, Умение передавать настроение при чтении;, …
Облизывает лапу,
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
— Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Чтение учителем (начало отрывка 3).
— Неужто все испугались и никто не поможет? Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? Как же она это сделает?
Чтение вслух.
— Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?
(4 отрывка).
— Что случится с Петей?
(2 часть; 4 отрывок).
— Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?
— В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?
7.Рефлексия.
— Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?
— Давайте выстроим композиционную линию рассказа.
8. Работа в группах., Экспозиция.
Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.
Кульминация.
Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.
— Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?
9. Домашнее задание.
— Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка. — Докажите свою точку зрения.
Урок литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/dremuchiy-medved-paustovskogo/
К. Г. Паустовский «Дремучий медведь»
Автор-составитель: Мусабекова С. В.
КГУ «Школа-лицей п. Жезкент»
2013-2014 учебный год