Почему сказка о мертвой царевне называется сказкой

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

Потому что в произведении Пушкина присутствуют все признаки сказки:

1) Сказочный, вымышленный мир, не имеющий сходства с реальным миром.

2) Нет границ пространства и времени — тридесятое царство, долго ли коротко и тому подобное.

3) Троекратные повторы

4) Присутствие волшебных предметов — помощников.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них.

Главные герои сказки — это царица — мачеха, царевна, королевич Елисей и семь богатырей.

Царицу мачеху Пушкин описывает как высокую, стройную и красивую женщину.

Только характер у неё не под стать внешности.

Она завистливая, жадная, гордая, жестокая и своенравная женщина.

Она хочет быть первой и ради этого готова уничтожить всё, что ей мешает.

Царевна же наоборот — кроткая, милая, добрая, красивая и заботливая девушка.

Королевич Елисей — это храбрый и мужественных молодой человек, способный на подвиг ради любимой девушки.

То же можно сказать о семи богатырях, которые помогли девушке, попавшей в беду.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Автор по-разному относится к своим героям.

Он хвалит царицу за ум и красоту, но осуждает за гордость, гневливость и своенравие (см. стр. 71).

При этом Пушкин восхищается душевными качествами и красотой молодой царевны (см. стр. 71, 74,77), хозяйскими навыками девушки (стр. 78), её преданностью своему жениху (стр. 79) и немного грустит, когда молодая красавица засыпает вечным сном (стр. 85).

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.

Обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру можно прочитать на стр. 86 и 87 учебника.

Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

* * *

Солнце: Свет наш солнышко! Всех нас видишь пред собой!

Месяц: Месяц, месяц, мой дружок!, Позолоченный рожок!

Ветер: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!

  * * *

По обращению королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру, можно сказать, что герой уважает природные стихии, считает их очень могущественными и просит помочь ему.

Ответы солнышка, месяца и ветра можно прочитать с помощью повествовательной интонации, так как они спокойно рассказывают королевичу о том, что видели и знают.

5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части.

  1. Смерть царицы и рождение царевны;
  2. Новая царица;
  3. Волшебное зеркальце;
  4. Молодая царевна и её жених Елисей;
  5. Приказ царицы погубить молодую царевну;
  6. Царевна осталась одна в лесу;
  7. Царевна нашла в лесу дом семи богатырей;
  8. Жизнь молодой царевны у семи богатырей;
  9. Зеркальце говорит царице, что царевна жива;
  10. Посланница с отравленным яблоком;
  11. Молодая царевна в хрустальном гробу;
  12. Королевич Елисей ищет свою любимую;
  13. Елисей разбудил поцелуем мёртвую царевну;
  14. Смерть злой царицы
  15. Свадебный пир царевны и королевича Елисея.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Пример пересказа частей «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» смотри в ответах к рабочей тетради.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

У народной и пушкинской сказки много общего — это троекратные повторы, присказка, зачин, сюжет, стиль повествования и народная лексика.

Отличие состоит в стихотворной форме произведений, сложной композиции и поэтических эпитетах, присущих автору.

8. Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Думаю, Пушкин говорит читателям в своей сказке, что добро всегда победит зло, так как оно сильнее.

Ведь доброта, честность, мужество всегда побеждают злобу и коварство. А справедливость рано или поздно обязательно восторжествует!

И также важная мысль поэта состоит в том, что нельзя сдаваться, нужно просить помощи и идти за своей мечтой.

Тогда будет хорошо.

Подсказка:

  • Ответы к рабочей тетради Сказки А.С. Пушкина стр 27 — 30
  • Читательский дневник «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина для презентации

_______

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

Задание по литературе для 4 класса Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

3 ответа:



1



0

Сказка — это особый жанр народной и авторской литературы, в котором возможны самые необычные и волшебные события. Если мы прочитаем текст сказки»О мертвой царевне» Пушкина, то найдем в нем много таких событий, представить себе которые в реальной жизни невозможно.

Например отравленное яблоко, которое погрузило царевну в сон, но не убило ее. Хрустальный гроб, тоже очень сказочный предмет. Наконец пробуждение царевны тоже оформлено по всем канонам сказки.

И наконец самый волшебный предмет в этой сказке — зеркальце, которое говорило и показывало самую красивую девушку на свете.

Все это, наравне с языком, приближенным к языку русской народной сказки, делает произведение Пушкина именно сказкой, и сказкой волшебной.



0



0

истррия о царевне и семи богатырях названа сказкой т.к. сказка это народное творчество, выраженное рассказом. Эта история соответствует этому определению. Любая сказка это загадочный сюжет, в котором присутствуют сказочные предметы.



0



0

Мы можем ответить, что сам автор, Пушкин, назвал свои историю сказкой, но это будет конечно не полный ответ. Пушкин попытался написать историю о мертвой царевне народным языком, соблюдая многие каноны русских народных сказок, используя классические элементы сказок. Далее он ввел в сюжет волшебные предметы — зеркальце, которое могло говорить с хозяйкой и хрустальный гроб. В этой истории действуют богатыри, цари и царицы, королевичи и царевна. Мертвый сон также явление сказочное. Поэтому мы и относим данное произведение к жанру авторских волшебных сказок.

Читайте также

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.

Каждая сказка Пушкина имеет свои неповторимые особенности, но у неё всегда есть что-то общее с народными сказками, потому что их источник — устное народное творчество.

— От кого в детстве Пушкин слышал народные сказки?

От своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, дворового Никиты Козлова. Но больше всего — от няни Арины Родионовны Яковлевой. Вы знаете, что источником «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» послужила сказка народная, записанная поэтом со слов Арины Родионовны. Обратимся к тексту и докажем это.

— Есть концовка и зачин, как в народной сказке. (Зачитывает концовку «И я там был … ».)
— Поэт использует магические числа 3, 7. Три раза обращение к солнцу (интонация теплая, восхищённая), к месяцу (интонация задушевная, дружеская), к ветру (гимн ветру). Отсюда, соответственно, выбор глаголов: к солнцу обратился, за месяцем погнался, к ветру кинулся.
— Повторяются целые эпизоды, а иногда отдельные выражения, слова: ждёт-пождёт, в путь-дорогу снарядился.
— В сказке Пушкина, как и в народной, добро побеждает зло.
— В сказке Пушкина много разговорных слов и выражений: вертеться, подбочась, закрасневшись, молодцы честные, спрос не грех.
— Чем же отличается произведение Пушкина от сказки подлинно народной?
(Сказка Пушкина написана в стихотворной форме.)

Кто придумал их так ладно?
— Их придумал народ.

Почему Пушкин свою сказку назвал «Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях»?
— В тереме у богатырей происходят главные события. Царевна у них нашла приют, а потом съела отравленное яблоко и заснула «вечным сном».

— Наверное, Пушкин назвал сказку «О мёртвой царевне», чтобы читатель переживал. Потому что все, даже богатыри, подумали, что она мёртвая. Не поверил в её смерть только королевич Елисей.

— Семь богатырей положили в хрустальный гроб царевну, потому что думали, что она умерла. Они её не так любили, как королевич Елисей, даже забыли потом про неё. Но она не умерла, её оживил королевич Елисей.

— Если так, то сказка должна была бы называться «О спящей царевне и о королевиче Елисее». Что же это за семь богатырей? Ведь не только и не столько о них речь?

Помните русскую поговорку «у семи нянек дитя без глазу? Что- то общее есть в поговорке и в названии пушкинской сказки? (Как же так: рядом семь богатырей, а царевна — мёртвая?)

Подумайте, кто ещё, кроме лесных братьев, принимал участие в судьбе царевны. Ученики наперебой называют: мачеха, зеркальце, чернавка, Соколко, Елисей.

— Расскажите, какова их роль в судьбе царевны. Как они к ней относятся? Как она — к ним?

В ходе поиска ответов на эти вопросы и их обсуждения выписываем слова, которые характеризуют чувства героев сказки: любит (о Елисее и царевне), любит, как братьев, уважает (царевна богатырей), жалеет (чернавка царевну), завидует, ненавидит (царица царевну).

Вывод, к которому приходим как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.

— А теперь ещё раз обдумаем сказку и попытаемся понять, почему только Елисею удалось спасти царевну. Ведь и зеркальце было чесаным, и чернавка не злодейкой, и братья добрыми, и Соколко чутким.

Проблемная ситуация создана, возникла потребность в более тщательном анализе сказки.

Обращаемся к началу сказки:

— Что удивляет нас больше всего? Какое настроение создаётся вступлением к сказке — рассказом о царице?

Ученики отмечают, что сказка начинается печально, и здесь много странного: непонятно, почему умирает царица. Умирают обычно от тоски, а не от радости.

— Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

… молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

— Охарактеризуйте эту царицу. Чего в ней нет по сравнению с её предшественницей? (Нет теплоты, душевности, мягкости, любви, свойственных первой царице.)

Вторая царица красива, но в общении холодна, бездушна.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойства зеркальце имело:
Говорить оно умело.

— Это необыкновенный предмет. К нему царица благосклонна, ласкова. Почему?
— Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести, её ничего не интересует.
— Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

— Но в это время что происходит в сказке? (Подросла и расцвела молодая царевна.)
— Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених — королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито?

Оно сказало царице правду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось.

Далее смотрим инсценировку разговора царицы с зеркальцем.

— В этой сцене начинается борьба света и тьмы в сказке. царица поначалу «высока, стройна, бела», «всех румяней и белее», но при появлении кроткой царевны мачеха «чёрной зависти полна». Как проявляет себя зло?

Царица-мачеха принимает страшное решение: признаётся чернавке в том, что она хочет не просто избавиться от соперницы, но люто расправиться с ней.

— Обратимся к эпизоду «Чернавка и царевна в лесу». Почему чернавка не исполнила приказ царицы? Почему отпустила царевну?

Как Пушкин отвечает на этот вопрос? Найдите слова в тексте.

Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
А сама пошла домой.

— Но сочувствие царевне не доходит у чернавки до самоотвержения. Она не хочет пожертвовать своей жизнью и на словах исполняет злой приказ царицы. Когда зеркальце честно сказало царице, что царевна «живёт без всякой славы средь зелёной дубравы у семи богатырей», царица была так яростна, что чернавка призналась во всём и под угрозой пытки и смерти отступила от желания делать добро. Став «нищей черницей», она произносит добрые слова.

Самая трагичная сцена сказки — когда от откушенного яблочка царевна погружается в смертельный сон. Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь царевне. Яблоко отравлено. Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит её.

Что я имею в виду? (Помощь нищей чернице-монахине.)
— Кто больше всего волнуется за царевну? (Пёс Соколко.)
— Найдите строки, говорящие о его беспокойстве. (Залаял, хлопочет, лает, не пускает. Пёс предчувствует беду.)
— Как поэт называет чернавку? (Старушонка.) А царевна? (Бабушка.) Как в этих словах показано отношение автора и царевны к чернице?

Автор сердится на черницу, принёсшую кроткой царевне смерть под видом румяного яблочка, а царевна жалеет «нищую черницу».

— Ни правдивость (зеркальца), ни готовность помочь (чернавки) не только не спасают царевну, но скорее ведут её к гибели. Итак, царевна у семи богатырей.

— Почему царевна решила, что в тереме люди добрые живут?
— В чём их доброта ?
— Почему Соколко пропустил царевну в терем?
— Отчего «братья милую сестрицу полюбили?
— Как они восприняли отказ стать одному из них женой?

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
Конечно, здесь видно смущение «румяных усачей», но не горечь, не боль, не трепет чувств, как у Елисея. (Он нетерпелив, отчаянен.)

Смерть царевны поразила братьев:
Перед мёртвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И С молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить её хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили

— Но какое-то неверие в свершившееся заметно в их действиях?

Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили.

Осторожно при винтили, вероятно, не только оттого, что гроб был хрустальный. В
этом действии и любовь к царевне, и неверие в её смерть. И всё-таки братья смирились,
поверили.

— Почему же смог разбудить царевну лишь королевич Елисей?
— Елисей не унывает, а действует.
— Он неутомим в поисках.
— Он бесстрашный.
— Елисей не видит царевну «мёртвой», перед ним «спит царевна вечным сном». Он её любит, готов всё преодолеть) и потому именно он спасает царевну.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт.
— Какой вывод вы сделали, прочитав этот эпизод?
А царевич Елисей
Был царевне
Всех милей.
Он её от смерти спас.
И поэтому сейчас
В сердцах школьной детворы
Поселилися они. (Самоцкая.)
— и зло рассыпалось осколками разбитого мачехой зеркала. От тоски царица-мачеха умирает. Какова же главная мысль сказки?

Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают. Такой урок мы извлечём из сказки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему сказка не включается сказка
  • Почему мне дали такое имя сочинение
  • Почему сказка называется премудрый пескарь
  • Почему митрофана называют недорослем в рассказе недоросль
  • Почему сказка называется дремучий медведь рассуждение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии