1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Найди в сказке и выпиши в «Рабочую тетрадь»: присказку, зачин, сказочных героев и троекратные повторы.
См. готовый ответ в рабочей тетради
2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
Сказка «Конёк-Горбунок» изобилует волшебными, сказочными героями, которых не может быть в действительности: кобылица говорящая, чудо-юдо рыба-кит, жар-птица, конёк-горбунок.
А в реальной жизни могли присутствовать братья, своровавшие коней; царь, желающий стать молодым, а также кобылица, ворующая пшеницу.
3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках?
Братья Ивана нечисты на руку, они украли его коней и ночью повели их на ярмарку.
Да и не очень-то трудолюбивы и умны, ведь им не удалось найти вора из урожая, так как они просто спали на дежурстве.
А после обманули отца, желая получить незаслуженную похвалу.
4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
Старшие братья Ивана очень похожи друг на друга жадностью, ленью и желанием жить за чужой счёт.
А Иван другой человек, он добр, разумен, ловок, любит пошутить, посмеяться и попеть песни.
5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
Ленивые и вороватые братья объяснили победы Ивана незаслуженной удачей, так как считали его дурачком и недотёпой.
А на самом деле Иван — очень ловкий и умный молодой человек.
Он сумел выследить волшебную кобылицу и объехать её.
Кобылица наградила Ивана тремя чудесными конями за то, что он выполнил просьбу ухаживать за ней до самих родов.
6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать.
Мне нравится та часть сказки, где Иван видит волшебную кобылицу, получает чудесных коней, на ярмарке встречает коня и идёт к царю Афрону на службу.
7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.
1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
2. Посмотри каких красивых, двух коней золотогривых, наш дурак себе достал.
3. Царь раскланялся и вмиг, молодцом с повозки прыг… Глаз своих с коней не сводит…
4. Делать нечего, придётся во дворце тебе служить.
8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
- 1 часть: Как братья ходили на дозор? Как Иван ходил на дозор? Кто узнал вора? Что кобылица обещала Ивану?
- 2 часть: Что кобылица подарила Ивану? Кто украл коней? Как выглядел конёк-горбунок?
- 3 часть: Как Иван оказался на ярмарке? Откуда царь узнал про золотогривых коней?
- 4 часть: Почему царь назначил Ивана воеводой и оставил его во дворце?
9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
- Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
- Поимка кобылицы.
- Обещание кобылицы.
- Как братья украли коней.
- Перо Жар-птицы
- Конёк-горбунок и его помощь.
- Продажа царю золотогривых коней.
- На службе у царя.
Рассказ от лица Ивана, героя сказки «Конёк-горбунок» для 4 класса
Жил я, не тужил, с отцом и двумя братьями в одном селе.
Отец выращивал пшеницу, мы её продавали и жили себе припеваючи.
Но тут вдруг повадился к нам вор пшеницу воровать.
Послал отец братьев найти вора, только братья испугались злодея и вернулись ни с чем.
Тогда меня отец послал на дозор.
Пришёл я на поле, сел в засаду и вдруг вижу кобылицу, которая ворует пшеницу.
Я к ней, оседлал её и не отпускаю.
Взмолилась кобылица человеческим голосом, просила отпустить её да приглядеть за ней до родов.
Обещала мне коней златогривых подарить.
Пришёл я домой, сказал отцу, что поймал вора, но за кобылицу не рассказывал.
Пришло время, кобылица родила двух коней златогривых и третьего с двумя горбами на спине.
Двух велела продать, а конька-горбунка себе оставить.
Послушался я кобылицу, но продать коней не успел – кто-то их украл.
Бросился я их искать. Да конёк-горбунок рассказал, что братья моих коней украли и спешат в столицу на ярмарку, чтобы подороже их продать.
Отправился я за ними в погоню, но по дороге увидел диво дивное — перо Жар-птицы и с собою взял.
Ругал меня конёк-горбунок за это, говорил, что беда будет.
Но очень уж оно красивое! Не послушался я своего друга верного и поехал в столицу с пером волшебной птицы.
Через время догнал я братьев и уличил их в воровстве, они и признались.
Делать нечего, братья всё же, решил я с ними вместе коней продать и поделить выручку.
Как вдруг на базар приехал царь и купил моих коней.
Но не смог их удержать и пригласил меня на службу в царский дворец за его конями следить.
Хорошо мне было на царской службе, пока царь не прознал про моё перо Жар-птицы.
10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее?
Думаю, что честных людей не так много, как хотелось бы.
Поэтому не все люди так могут о себе сказать.
11. Обсудите с другом, как вы понимаете слово «честность»?
Честность — это искренность и правда.
Честный человек не обманывает ни других, ни себя.
12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов.
- Против — напротив;
- Недалече — недалёко;
- С набитою сумою — полная сумка или рюкзак;
- Соглядать — наблюдать;
- Смекнули — разобрались что к чему;
- Сенник — стог сена;
- Сонные тетери — сони;
- Несподручно — неудобно;
- Малахай — фуфайка;
- Улуча — найдя;
- Очью — глазами;
- Три вершка — маленький размер роста;
- Аршинными ушами — длинные уши;
- Кровля — крыша;
- Мочи было — силы;
13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.
Сказочная история про Рыбу — кит для 4 класса
На море, на океане жила огромная Рыба-кит.
Из-за своей величины и мудрости стала она царицей морской.
Все рыбы служили ей, приносили вкусные водоросли и рассказывали свои беды.
Справедливо правила Рыба-кит, за что её любили поданные.
Как-то раз Рыба-кит поплыла погулять по океану и так устала, что заснула прямо возле берега.
Проснулась рыба и стала зевать, да и не заметила, что к ней в рот тридцать кораблей заплыло.
Чувствует, что отяжелела вся и не может больше плыть.
Так и осталась Рыба-кит возле берега. Со временем люди стали на Рыбу-кит ходить, потом дома строить, а после и огороды завели.
Плохо стало рыбе, но не знает она, что делать.
Прошло много времени, и вдруг пришёл к ней за помощью Иван-царевич.
Он искал перстень Царь-девицы, который она уронила в океан.
Рыба хотела помочь, но не могла.
Тогда Иван-царевич отправился к волшебнику за помощью.
Волшебник рассказал царевичу, что Царь-рыба проглотила тридцать кораблей, когда зевала, поэтому отяжелела и плыть не может.
Молодец вернулся к морской царице и рассказал ей про корабли.
Рыба-кит обрадовалась, открыла свой огромный рот и выпустила тридцать кораблей наружу.
Корабли уплыли, а люди, увидев такое чудо, быстро убежали с рыбы на берег.
Стало легко морской владычице, захотела она отблагодарить царевича.
Иван-царевич попросил найти её перстень на дне океана.
Рыба-кит поплыла в своё царство, созвала своих подданных и рассказала что с ней произошло.
Рыбы соскучились по своей царице и очень обрадовались её возвращению.
Каждая рыба захотела найти перстень и отблагодарить Ивана-царевича за возвращение морской владычицы.
Поплыли они на поиски, долго искали, но нашли перстень.
Рыба-кит отдала его Ивану и помогла быстрее добраться до своей любимой.
Посадила она себе на спину Ивана и его коня, и быстро домчала их к Царь-девице.
Царевна обрадовалась, и сыграли они весёлую свадьбу с Иваном царевичем, детишек наплодили и Чудо-юдо Рыбу-кит к себе в гости пригласили.
Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Подсказка:
- Читательский дневник «Конек-Горбунок»
- Ответы к рабочей тетради 4 класс «Чудесный мир классики» стр. 23 — 25
- Краткая биография Павла Ершова для презентации
________
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 59-61.
УКМ «Школа России»
1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения.
Ершов назвал своё произведение русской сказкой, потому что в ней отражены все особенности народной волшебной сказки — присказка, зачин, троекратные повторы. Герои этой сказки также напоминают героев народных сказок, например Иван-дурак.
Автор использовал для написания очень простой, народный язык, что также сближает его произведение с народными сказками.
2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
Волшебное в сказке: говорящий конёк-горбунок, говорящая кобылица.
Могло быть в действительности: потоптанная пшеница, нечестные братья, продажа коней, служба у царя.
3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так из жадности, скупости, желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?
Старший брат Данило был умным, средний Гаврила — так и сяк. Они были старшими братьями Ивана. Они спали, вместо того, чтобы караулить, попытались украсть коней у Ивана.
Так поступали они от жадности и скупости. Они всё время обманывали, чтобы получить для себя выгоду.
Я думаю, они были глупыми и искали самый лёгкий путь, мечтали ничего не делать, а иметь всё.
4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
Оба старших брата были корыстными и лживыми. Они были эгоистами и думали только о себе.
Иван был простой, добрый и честный.
Он оказался очень хорошим человеком, который знает, в чём его выгода, но не станет обманывать ради достижения своих целей.
5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
Иван честно сторожил отцовское поле. Он увидел кобылицу, сумел на неё заскочить и усидеть в седле.
За это кобылица отдала ему трёх коней.
Братья объяснили появление коней везучестью, которой обладают дураки.
6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, чтобы всем было интересно слушать.
Я бы выбрала для инсценировки эпизод с продажей коней царю. Там всего два героя — Иван и царь. Но читать, как торговался Иван очень смешно.
7. Самостоятельно раздели произведение на части. Озаглавь каждую часть словами из текста.
План пересказа сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса
- Старик и три сына. «У старинушки три сына».
- Старшие братья в дозоре. «Как стало лишь смеркаться».
- Иван ловит кобылицу. «Вишь, какая саранча».
- Старшие братья и кони.»Лишь дурням клад даётся».
- Объяснения братьев. «Привезти тебе обнову».
- Городничий и царь. «Надо коней поглядеть».
- Покупка коней. «Два-пять шапок серебра».
8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
Вопросы к сказке «Конёк-Горбунок» для всего класса.
- Как звали сыновей старика? — Данило, Гаврило и Иван.
- Где провёл ночь Данило? — Под сенником.
- Где провёл ночь Гаврило? — У соседки под забором.
- Что обещали Ивану за дозор? — Лубков, горох и бобов.
- Какого цвета была кобылица? — Как снег бела.
- Что сказал Иван дома про свой дозор? — Что поймал дьявола.
- Кто рассказал Ивану про кражу коней? — Конёк-Горбунок.
- Чем объяснили кражу братья? — Неурожаем.
- Кто рассказал царю про коней? — Городничий.
- Почему царь взял Ивана на службу? — Кони никому не давались и рвали уздечки.
9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в рабочую тетрадь.
Пересказ сказки «Конёк-Горбунок» от лица Ивана для 4 класса
Слышал я, что какой-то негодяй стал топтать батькину пшеницу. Ходили старшие братья, ловили злодея, да ничего у них не вышло.
Мне не хотелось идти ночью в поле, но отец пообещал мне лубков, да гороху, вот я и пошёл. Ждал, ждал, почти весь каравай съел, вдруг вижу белую кобылицу. Стала кобылица топтать пшеницу, а я на неё заскочил.
Поносила она меня не слабо, но усидел я. Уморилась кобылица. Обещала наградить двумя конями богатырскими, да каким-то коньком горбатеньким.
Дома я сказал, что прогнал дьявола, и не будет никто поле топтать. А когда кобылица пригнала коней, запер их в балаган.
Но братья тайком угнали коней. Пришлось мне с Коньком-Горбунком их догонять и стыдить. Согласился я продать коней, ведь и впрямь неурожай вышел, тяжеленько отцу приходится.
Пригнали мы коней в город, а там сам царь идёт. На коней любуется, хозяина спрашивает. Выхожу я, руки в боки, серебро за коней требую. Не торгуясь царь покупает коней, а тут незадача — не даются кони никому в руки, обратно ко мне бегут.
Пришлось царю меня на службу нанимать. Так вот я из огорода стал почти что воеводой! Чем не карьера?
10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван: «Хоть Ивана вы умнее, да Иван-то вас честнее»?
Так о себе может сказать лишь честный человек, который признает, что у него есть недостатки, но есть и достоинства. Такой человек не хвастает умом, но живет по совести.
11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.
Честность — это умение всегда говорить правду, никогда не обманывать.
12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в рабочую тетрадь, где ты будешь искать необходимую информацию.
Словарь устаревших слов из сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса
Против — напротив.
Недалече — рядом.
С набитою сумою — с полной сумкой.
Соглядать — обнаружить, раскрыть.
Смекнули — догадались.
Сенник — сарай для сена.
Сонные тетери — засони.
Несподручно — неудобно.
Малахай — шапка.
Саранча — вредитель.
Улуча — выбрав момент.
Очью — глазами.
Три вершка — 14 сантиметров.
Аршинными ушами — очень длинными, 70 сантиметров.
Кровля — крыша.
Мочи было — силы было.
Порука — обещание.
Опояски — пояс.
13. Рассмотри иллюстрацию Кочергина к сказке. придумай свою сказочную историю про рыбу-кит.
Сказочная история про рыбу-кит для 4 класса по рисунку Кочергина.
В синем море-океяне кит лежал уж много лет, в берег врос его хребет. Кит не мог пошевелиться, только булькать мог и злиться. На спине его стояли и деревни и леса, у фонтана раздавались молодые голоса.
Но однажды приехал к киту Иван. Посмотрел на его страдания и сказал, что поможет, если кит ему достанет со дна моря сундучок.
Кит пообещал помочь и Иван поскакал на спину кита. Там он объявил людям, что царь решил обложить их тройным налогом, потому что живут они, как на курорте.
Испугались люди, собрались и уехали, бросив и деревню, и пашни, и фонтан.
Вернулся Иван на берег и повелел киту повернуться. Крякнул кит, поднатужился, вырвался из берега и поплыл. Смыли волны с его спины деревни и леса. Стал кит свободным.
Но слово своё не забыл и Ивана наградил. Кит нырнул в глубины моря и сундук из них достал. Он отдал его Ивану, с ним Иван и ускакал.
Своё произведение Ершов называет русской сказкой ,потому что как и в русских сказках есть сказочные герои,добро побеждает зло,главный герой проходит испытания,есть присказка,зачин,мораль,сказочные слова ,выражения и герои,счастливая концовка.
Присказка:
«Начинается сказка сказываться.
За горами, за лесами,
За широкими морями
,Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.»
Вторая присказка;
Скоро сказка сказывается,
А не скоро дело делается.
Третья присказка:
Доселева Макар
огороды копал,
А нынече Макар
в воеводы попал.
Как у наших у ворот,
Муха песенку поет.
Зачин:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Второй зачин:
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
Третий зачин:
Это присказка велася,
Вот и сказка началася.
Сказочный герои:Конёк-Горбунок,Жар-птица,кони златогривые,прекрасная царь-девица,Чудо-юдо Рыба-кит,муха-песни пела, Месяц Месяцович,царь морской,говорящие рыбы,
Троекратные повторы:В сказке три части,три присказки и три зачина,три сына,три службы для царя,трижды перекрестился,три котла,три дня в дороге,три ночи караулят,в тексте много повторов начальных слов,например:
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?
Вопросы:
-Сколько частей в сказке Ершова?-Три части.
-Сколько было братьев?-Три брата.
-Как звали старшего и среднего из братьев Ивана?-Данило старший,Гаврило-средний.
-Что обещала кобылица Ивану,за свободу?-Двух златогривых коней и Конька-горбунка,друга для Ивана.
-На что Иван обменял коней царю?-На два-пять шапок серебра,десять шапок серебра.
-Кем стал Иван на службе у царя.-Конюхом.
-Кто такой спальник?-Спальник-прежний конюших начальник.
-Что Иван заворачивал в три тряпицы и прятал?-Царский клад-перо Жар-птицы.
-Сколь Жар-птиц прилетело в стае?-С десятков с пять.(50)
-Кого приказал найти царь Ивану?-Жар-птицу и Царь-девицу.
-Сколько дней ехал Иван к океану?-Едут целую седмицу; в день осьмой,-через лес.Восемь дней.
-Сколько лет страдала Рыба-кит?-Десять.
-Кто отдыхает в тереме Царь-девицы?-По ночам здесь Солнце спит,А полуденной порою,Месяц входит для покою.
-Кто они для Царь -Девицы?-Месяц-отец,Солнце-мать.
-Сколько лет Царь-девице?-пятнадцать только лет.
-Что в трёх котлах,где предстоит искупаться Ивану?-В одном молоко-кипяток,в другом-студёная вода,в третьем-варённая вода.
-Что случилось в царём?-Сварился в котле.
-Что стало с Иваном?-Он стал царём и мужем Царь-девицы.