СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками, сближающими его и с стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной стадией между той и другой. Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе служит его небольшой размер. Так, редкое из стихотворений превышает четыре-пять печатных страниц. У И. Тургенева, признанного мастера этого жанра, из пяти десятков подобных пьес лишь одна достигает почти трех страниц («Два четверостишия»): остальные не достигают и двух. «Как хороши, как свежи были розы», «Конец света» — занимают около полутора, «Воробей», «Черепья» не занимают и страницы.
Небольшие размеры, естественно, влекут за собою более тщательную отделку словесной формы, которая игнорируется во многих крупных произведениях: там центральное положение принадлежит сюжетной композиции.
Художественная отделка — необходимый признак этого жанра. Наиболее пленительные примеры ее встречаем у Ш. Бодлера («Поэмы в прозе»), у Новалиса («Гимны ночи»), у И. Тургенева («Стихотворения в прозе»), стихотворения в прозе Леопарди.
Однако, ни небольшие размеры, ни художественная отделка — это еще не признаки, которые определяют данный термин. Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой (см. это слово), художественная же отделка свойственна не ему одному.
От миниатюры стихотворение в прозе отличается более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона (параллель этому, из стихотворных жанров, находим в балладе — см. это слово). Не случайно у Тургенева большинство эпических сюжетов фантастично: это дает больше возможностей для их лирической окраски. Вот почему Тургенев пользуется формой видения, сна, легенды. Любовь и голод являются ему в видении крылатыми гениями, неразлучно соединившими свои руки («Два брата»); в видении же товарищ-соперник является из загробного мира к своему неверующему другу — безмолвным призраком, покорно и печально качая головою («Соперник»); во сне — белый парус разубранной лодки несется по безбрежности моря под божественно — звонкий смех юности; во сне кромешная тьма надвигается на землю морозным вихрем, тысячегортанный, железным лаем, и гибнущая земля воет от страха («Конец света»); легенда рассказывает о мудром поступке великого Джиаффара, солнца вселенной; в легенде же говорится и о соперниках-поэтах — осмеянном толпою Юнии и Юлии, ею превознесенном. Если же сюжет не фантастичен, то он облекается в форму воспоминания, располагающего к лирической настроенности: «Повесть его» — воспоминание старого офицера, не только воскрешающее событие в его памяти, но и проступающее слезами на его старческих глазах; на лирике воспоминаний целиком держится и непревзойденное «Как хороши, как свежи были розы».
Характер и разработка темы, таким образом, подчеркивает в термине «стихотворение в прозе» первую его часть.
Та же близость к стихотворению — в особенностях формальной композиции. Строфическому делению здесь соответствует — всегда внимательное и ритмически обоснованное деление на абзацы (которое, обычно, так случайно и не осознано в прозаических произведениях — см. слово «абзац»). От стихотворных строф подобные абзацы отличаются меньшим единообразием, что, конечно же, находится в связи с более свободным ритмическим построением. Тургеневское «Как хороши, как свежи были розы» особенно подчеркивает строфический смысл абзаца, применяя слова заглавия, как лирический рефрен.
Композиционная близость к стихотворению подчеркнута бывает и тогда, когда одно и то же выражение дано в начале пьесы и в конце, как бы замыкает ее с двух сторон: так у Тургенева построено «Лазурное царство», «Восточная легенда», «Стой!».
В области ритмической стихотворение в прозе приближается к стихотворной речи: здесь мы встречаем все стихотворные стопы, лишь связь между ними более произвольна, чем это допустимо у стихотворца. Меньшая определенность ритма стирает очень резкую, внешне, границу между размеренной — стихотворной — и неразмеренной — прозаической — речью, делает эту границу почти неприметной. Это позволяет вводить стихотворение в прозе среди прозаических страниц повести или романа. Так делал Гоголь: отрывки «Знаете ли вы украинскую ночь?», «Чуден Днепр при тихой погоде» — могут быть рассмотрены как завершенные самостоятельные стихотворения в прозе.
Стихотворение в прозе близко к стихотворной речи еще и эвфоническим строем своим, блестящие многочисленные образцы чему — у Тургенева («И грохочет Финстерааргорн» — в самых звуках здесь грохотанье). Но и строфический смысл абзаца, и ритмический строй речи, и применение эвфонических эффектов характеризует всякую ритмическую прозу. Стихотворение в прозе следует поэтому считать одним из ее видов. Видовым признаком для данного вида служат, таким образом, лишь особенности тематической композиции, приближающие его к стихотворению.
В. Дынник.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,
1925
О «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева.
К уроку литературы в 7 классе
В конце 1870-х годов И. С. Тургенев вместе с семьёй Полины Виардо живёт во Франции. Зиму он проводит в Париже. Лето – в курортном городе Буживаль. Каждую весну И. С. Тургенев обязательно приезжает в Россию. Его ждут встречи с молодёжью, речи, обеды. Создатель «Записок охотника» радостно приветствовал новое, но одновременно автор «Отцов и детей» предупреждал о том, что молодёжи есть чему поучиться у стариков. Писатель чувствовал, что настало время подведения жизненных итогов.
И. С. Тургенев задумался о создании нового, более сложного жанра, такого, которого до сих пор не было в литературе. С 1877 года Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойдённым образцом этого своеобразного жанра. Выбор формы был подсказан писателю желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать «особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки увиденного, воспоминания о прошедшем, мимолётные впечатления, размышления о будущем»1.
В этих эскизах на самые разнообразные темы – философские, социальные, психологические – говорилось о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге, о дружбе.
И. С. Тургенев долгое время не помышлял вовсе о печатании их и не придавал им большого значения, рассматривая их лишь как предварительные наброски для будущих произведений. Говорил, что пишет их не для печати, и только изредка читал то или иное стихотворение друзьям.
Однажды, незадолго до смерти, Тургенев показал их, навестившему его в Буживале М. М. Стасюлевичу, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и 51 стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьском журнале за 1882 год. Вообще стихотворений было написано значительно больше, но в остальных слишком явно звучали автобиографические мотивы, и поэтому он не стал их публиковать. Эти стихотворения были опубликованы значительно позже, в 1930-1931 годах. Павел Васильевич Анненков писал Стасюлевичу: «Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благородной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе» …»2
Вопрос о заглавии решился не сразу. Стасюлевич предлагал назвать эти произведения «Зигзагами». Эти художественные создания «коротки, как молнии, и, как молния, внезапно освещают перед вами громадные перспективы»3, но Тургенев уже придумал два жанровых определения, которые взаимно дополняли друг друга. Писатель назвал свой цикл по латыни «Старческое – Senilia». Это говорило читателю, что перед ним рассказ о пережитом, перечувствованном, своеобразный итог жизни. Другое название – «Стихотворения в прозе» раскрывало оригинальную форму: сочетание лирического и прозаического, дотоле невиданное.
Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой. Казалось бы, такие разные стихотворения как: «Старуха», «Старик», «Собака», «Сон» связаны между собой мотивом о неотвратимости смерти. Эти стихотворения проникнуты грустным, порой даже трагическим настроением, потому что писались в тот период, когда безнадёжно больной и исстрадавшийся писатель, задумываясь о близости неотвратимой развязки, мысленно подводил итоги своего трудного и сложного жизненного пути. Не все стихотворения проникнуты пессимистическими настроениями. Мрачным тёмным стихотворениям Тургенев противопоставляет светлые, радужные. Обычно они о любви, красоте, её силе. Любовь занимала большое место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это отнюдь не интимнейшее чувство. Это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует только любовь – жертва, он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. В стихотворении «Воробей» Тургенев говорит об этом. Автор восхищается самоотверженным порывом маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет «огромное чудовище», собаку, отступить. Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому, философскому осмыслению увиденного: «Только ею, только любовью, держится и движется жизнь».
В стихотворении «Русский язык» с исключительной силой прозвучала проникновенная любовь писателя к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Стихотворение написано в дни русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. В нём отражена боль «при виде всего, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытаниями, которые выпали на его долю. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».4
Особое место занимает стихотворение «Порог», опубликованное только после смерти Тургенева. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создаёт благородный образ русской девушки-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. Она знает, что её ждёт «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Её не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она знает, что её подвиг останется безымённым, но и это не может остановить её. И она переступает через этот символический порог. Это стихотворение заставляет каждого читателя задуматься над своей жизнью и, если нужно, переосмыслить её.
В стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Выразительна портретная характеристика: «воспалённые, слезливые глаза», «посинелые губы», «шершавые лохмотья», «нечистые раны». Глаголы «стонал, мычал, вздрагивал» дополняют тягостную картину. Рассказчик говорит о том, что, не найдя ничего в карманах, просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – не только тот, кто не имеет материальных благ, нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.
Стихотворение «Разговор» можно отнести к философским творениям писателя, главная идея произведения – вечность природы и смертность человечества. Тургенев представляет нам происходящее, как диалог двух неприступных гор – великанов – Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но они очень отличаются от людей. Для гор одна минута – это тысяча человеческих лет. И что же происходит? Между горами ведётся разговор о том, что творится под ними. Так Тургенев эволюцию человечества. Сначала его не было. Но прошла минута – тысячелетие и среди чернеющих лесов камней и морей появились люди. Через некоторое время мы видим, что «сузились воды», «поредели леса», да и «козявок» – людей стало меньше; «опрятно стало везде, бело совсем». А человечество исчезло так же неожиданно, как и появилось. Только горы стоят, как и тысячи лет назад. В такой метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную мысль произведения: человечество может исчезнуть в любой момент. Его существование, как и жизнь любого человека, совсем не вечно и рано или поздно закончится.
В произведении «Собака» рассматривается вопрос жизни и смерти, мимолётности человеческой жизни, незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь автор сравнивает с «трепетным огоньком», который потухнет при первом же «налёте» бури. Человек, обладающий самосознанием, понимает трагическую участь всего живого на земле, а собака «немая, она без слов, она сама себя не понимает», но «одна жизнь жмётся пугливо к другой». В этом стихотворении прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и его собаки.
В стихотворении «Щи» Тургенев показывает нравственное превосходство людей из народа над представителями господствующих классов. Произведение строится на контрасте между барыней и вдовой-крестьянкой, потерявшей единственного сына. Барыня испытала подобное горе: несколько лет назад она лишилась девятимесячной дочери. Это материнское горе объединяет обеих женщин, но разделяет их отношение к своим страданиям. Барыня видит «тонкость своей натуры» в том, что после смерти дочери не поехала летом на дачу, а осталась жить в городе. Крестьянка же, на взгляд барыни, проявляет бесчувственность тем, что сразу после похорон хлебает щи. Контраст между персонажами подчёркнут авторской иронией по отношению к барыне и пониманием истинного смысла действий крестьянки. Тургенев отнюдь не считает её бесчувственной. «Вася мой помер… — плача говорит она. – Значит, и мой пришёл конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные». И последняя авторская реплика показывает, кому симпатизирует автор: «Ей-то соль доставалась дёшево», – замечает он о барыне. В этом произведении проявляется мастерство Тургенева – прозаика и лирика. С помощью нескольких строчек писатель создаёт трагическую картину крестьянской жизни на Руси.
В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разорённый домишко». Умиляясь поступкам богача, автор, тем не менее, замечает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее. В произведении писатель сравнивает два вида богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.
В произведении «Близнецы» автор наблюдает ситуацию, когда родные люди, похожие как две капли воды, и вдруг… необыкновенная ненависть по отношении друг к другу. Как такое возможно? Их лица «сверкали и грозились», слышались бранные слова, «произнесённые одинаковым голосом». Если не находят общий язык братья, то что же может произойти на свете? Тургенев признаётся, что, глядя на них, становится жутко и страшно.
В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство миниатюр отличается лиричностью, музыкальностью, выразительностью пейзажных зарисовок. До сих пор эти произведения остаются образцом мастерского владения русским слогом. Писатель умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мысли и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при глубине – все это есть в «Стихотворениях в прозе».
Литература:
1 Н. Богословский «Тургенев» М., 1959 г, стр. 397
2, 3 М. Стасюлевич и его современники в их переписке, в 5 томах 3т., переизд. СПб, 1963 г
4 И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»
Г. Винникова «Тургенев и Россия» М., 1959 г
П. Г. Пустовойт «Творческий путь Тургенева»
«Тургенев в школе» М., 2002 г
Л. А. Озеров «Тургенев И. С. «Стихотворения в прозе»» М., 1967 г
В. Афанасьев, П. Боголепетов «Тропа к Тургеневу»
РОМАНИСТ
ТУРГЕНЕВ И ЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
Создание литературного произведения – это
особенный, не поддающийся логическому мышлению творческий процесс. Настолько
творческий, что, порой, рождаются немыслимых форм творения, как то роман в
стихах или стихотворение в прозе. Я думаю, надо обладать незаурядным талантом,
чтобы произведения, созданные в непривычном для читателя виде, преодолели
время и приобрели статус классических.
В настоящее время произведения крупных форм не
пользуются спросом у читателей, их вытеснили детективы, беллетристика, блоги в
социальных сетях. Однако судьба книги волнует людей ХХΙ века.
«Стихотворения в
прозе» И.С.Тургенева – это собрание небольших лирических миниатюр, объединенных
общим замыслом автора. Написаны
они были в последние годы жизни писателя, которого волновали коренные вопросы
бытия, “вечные” вопросы жизни
Обращение к творчеству писателя значимо для
меня и актуально по нескольким причинам. Стихотворения из данного цикла мало изучаются,
а ведь они воспринимаются позитивно и оказывают положительное воздействие:
эмоциональное, эстетическое, психологическое, нравственное. В них много
грусти, но грусти светлой, что важно для юного читателя.
План:
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
|
I. |
«СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ» |
4 |
История создания |
||
Тематика |
||
Особенности |
||
II. |
ТУРГЕНЕВСКИЕ МИНИАТЮРЫ |
6 |
«Русский язык» |
||
«Два богача» |
||
«Близнецы» |
||
III. |
ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ МОТИВЫ «СТИХОТВОРЕНИИЙ В ПРОЗЕ» |
9 |
«Воробей» |
||
«Голуби» |
||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
12 |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Иллюстрация к стихотворению в прозе «Воробей» И.С.Тургенева |
13 |
ВВЕДЕНИЕ
Творчество
русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам
мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов. Ближе к концу
собственной жизни, Тургенев начинает все чаще обращаться к философским
вопросам. Умудрённый жизненным опытом писатель свое мнение на этот счет
выражает в виде миниатюр, которые в дальнейшем публикуются в сборнике под
названием «Стихотворения в прозе».
Все свои стихотворения
Тургенев не успел опубликовать при жизни – они
увидели свет позже. Автор
не сразу выбрал название, был вариант «Posthuma» (от лат. посмертное),
«Зигзаги», предложенный М. Стасюлевичем. Но выбор был сделан в пользу «Senilia»
(от лат. старческое). По-видимому, у немолодого уже писателя было искреннее желание
поделиться старческой мудростью в афористической, лаконичной форме. У цикла есть и подзаголовок «Стихотворения в прозе».
Тургенев дал в нем указание на жанр, использовав своеобразный оксюморон.
Что же такое
«стихотворение в прозе»?
Стихотворение в
прозе (фр. фр. Poème en prose,
petit poème en prose) — это литературная
форма, в которой прозаический принцип развёртывания речи сочетается с
относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственным поэзии.
Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к
языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно
прозаическому ритму — повышено.
К слову, при
дальнейшем повышении ритмической упорядоченности текста возникают такие смежные
со стихотворением в прозе формы, как версэ и ритмическая проза (в
русской традиции ассоциирующаяся, прежде всего, с именем Андрея Белого); по
другую сторону стихотворения в прозе лежат сверхкраткие прозаические жанры (в
частности, афоризм). Не следует путать стихотворение в прозе со свободным
стихом (верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана
стихоразделами.
Очевидно, что на протяжении всего своего
творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией. Устанавливая
равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями
поэтической речи.
«Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция
всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и
Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви,
молодости и старости властно овладевало душой Тургенева», — это высказывание Ю.Л.
Лотмана, на мой взгляд, наилучшим образом поясняет, почему Иван Сергеевич
выбрал именно эту форму лирического повествования, чтобы подчеркнуть
жизнеутверждающий смысл своих мыслей.
I.
«СТИХОТВОРЕНИЯ В
ПРОЗЕ»
История создания
Как я уже сказала, И.С. Тургенев писал
«Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале,
поэтому они носят подзаголовок
Zenilia — «старческое». Сам он называл их «…нечто вроде того, что
художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются,
когда пишут большую картину».
М.М.Стасюлевичу, который навестил его в
Буживале, Тургенев сказал: «Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я
взялся за большую работу…». Друг убедил Тургенева привести записи в порядок
и отдать в печать.
Так в декабрьском выпуске журнала «Вестник
Европы» за 1882 г. было опубликовано 51 стихотворение.
Вообще стихотворений было написано больше.
Часть стихотворений, в которых слишком явственно звучали автобиографические
мотивы (31стихотворение), была издана только в 1930-1931 гг.
Появление миниатюр было встречено с живейшим
интересом. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были
переведены на другие языки.
Тематика “Стихотворений в прозе”
Тематика стихотворений разнообразна.
Исследователи внимательно прочитали 77 стихотворений в прозе и
систематизировали их по принципу контрастности. Почему выбрали именно этот
принцип? Потому что контраст в произведениях Тургенева – это психологическая
деталь: контрастны мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим
людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и
смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и
вечность.
Было замечено, что среди основных мотивов
можно выделить:
Восхищение русским языком – «Русский язык».
Любовь и дружба – «Любовь», «Воробей» «Роза», «Лазурное царство», «Как
хороши, как свежи были розы», «Два брата», «Путь к любви».
Сострадание, жертвенность – «Порог», «Памяти Ю. Вревской», «Два богача»,
«Ты заплакал».
Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл
жизни, одиночество – «Фраза»,
«Монах», «Мы еще повоюем», «Разговор», «Маша», «Памяти Ю.
Вревской», «Насекомое», «Щи», «Нимфы», «Завтра! Завтра!», «Что я буду думать?»,
«Н.Н.», «Стой!», «Встреча», «Когда меня не будет», «Когда я один», «Песочные
часы», «У – А…У – А!», «Собака», «Голуби», «Без гнезда», «Старуха», «Два
четверостишия», «Необходимость, сила, свобода», «Двойник».
Все живые существа одинаковы перед матерью
природой – «Соперник», «Собака»,
«Дрозд 1», «Морское плавание».
Мораль, нравственность; человеческое
достоинство русского крестьянина –
«Довольный человек», «Нищий», «Последнее свидание», «Щи», «Житейское правило»,
«Дурак», «Восточная легенда», «Гад», «Писатель и критик», «Повесить его».
Противоречие мира: правда и ложь; счастье и слезы прошедшей
жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость – «О моя
молодость», «Камень», «Завтра! Завтра!», «О моя молодость»,
«Когда меня не будет», «Я встал ночью», «Когда я один», «Попался под колесо»,
«Милостыня», «Эгоист», «Пир у Верховного Существа», «Враг и друг», «Молитва»,
«Мне жаль», «Проклятие», «Житейское правило», «С кем спорить», «Истина и
правда», «Куропатки», «Мои деревья», «Соперник», «Черепа», «Кубок», «Роза»,
«Милостыня», «Посещение», «Я встал ночью», «Воробей», «Посещение», «Чья
вина?», «Старик».
Исследователями замечено использование И.С.
Тургеневым в миниатюрах контрастных описаний природы: неба, зари, моря,
солнца, облаков, туч. Так же пристальное внимание автор обращает на описание
глаз (в 12 стихотворениях) и внешность человека. В трех стихотворениях
художник, используя антитезу, описывает сны и изображение звуков. Настроение
помогают передать и растения (запахи, внешний вид) и представления читателя о
том, где растут эти цветы и деревья (полынь, ландыш, роза, резеда, липа,
тополь, рожь).
Особенности сборника «Стихотворения в прозе»
Цикл
«Стихотворения в прозе» вышел в свет в 1882 году. Он включал 51 стихотворение.
Выбранное название подошло сборнику как нельзя лучше.
И стихотворения и
проза несут глубокий смысл, а сочетание двух жанров дает усиленный эффект. Да, Тургенев
оперирует обычными словами, но он их мастерски объединяет между собой.
Что
делает тургеневскую прозу поэзией?
·
Краткость. От 3 («Житейское правило»), 4 ‒ 5 («Ты
заплакал», «Простота») строк до 1,5 ‒ 2 страниц («Дрозд»,
«Деревья» и др.).
·
Лиризм, автобиографичность. Отсутствие фабульной (событийной)
развернутости.
·
Обилие тропов, средств речевой выразительности (анафор, инверсий,
повторов).
Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
ü Лиризм, передающий настроение автора.
ü Повышенная выразительность голоса, передающая то
радость, то восторг, то смятение.
ü Характер исповеди.
ü Философские раздумья над основными вопросами бытия.
ü Острая наблюдательность.
ü Музыкальность.
Все вместе стихотворения звучат как
своеобразная музыкальная сюита.
Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных
миниатюр.
II.
ТУРГЕНЕВСКИЕ
МИНИАТЮРЫ
«Русский язык»
Одна из самых известных миниатюр сборника
– «Русский язык». С нее учителя начинают уроки учителя-словесники. «Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не
будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Как видим, писатель затрагивает
такую важную часть русской культуры и ее души, как язык. Тургенев призывает
современников беречь язык, который достался им от предков, потому что нет более
могучего и богатого, чем русский язык.
Сам писатель на
момент создания этого произведения находился далеко от родины. Язык –
единственное, что связывало тогда Тургенева с Родиной.
«Два богача»
Стихотворение в прозе «Два
богача» — это одна из самых маленьких миниатюр, по своему объему, но при таком
небольшом размере она обладает интересным смыслом.
«Когда при мне
превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые
тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и
умиляюсь.
Но, и хваля и
умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы
Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет
соли добыть, похлебку посолить…
— А мы ее… и не
соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Писатель в данном
произведении сравнивает людей разных по статусу и социальному положению.
Ротшильд – богатый человек, у которого есть все и он делится тем, что имеет, но
прекрасно понимает, что разумная трата средств не принесет ему вреда и убытка. А
крестьянская семья не может себе позволить вкладывать собственные средства в
помощь кому-либо, но, несмотря на это, берет на себя эту тяжелую ношу –
сиротку на воспитание.
Прочитав эту
миниатюру, я задумалась,– почему она называется «Два богача», если писатель
рассматривает богатых и бедных людей? А все гениальное просто: один человек богат,
так как у него есть деньги, которыми он делится, а другой человек беден, но
даже при этом он пытается помочь кому-то. Крестьянская семья отдает все ради
ребенка, пусть даже не будет соли, чтобы посолить похлебку. Они жертвуют большим,
нежели Ротшильд, который отдает лишь часть из того, что у него есть. Я уверена,
что он не способен отдать последнее!
В произведении «Два богача» отражена тема
социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении
действительно показаны два богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство
– доброту, бескорыстие.
Я уверена, что автор больше симпатизирует
«бедному богачу»: в обездоленном нищем мужике он подчеркивает благородство и
красоту души. Давая оценку поступкам богача, автор употребляет глаголы Хвалю и
умиляюсь. А про мужика он говорит «Далеко Ротшильду до этого мужика».
Итак, проанализировав это стихотворение, мы
пришли к выводу, что в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к
обездоленным людям.
«Близнецы»
Произведение «Близнецы»
рассматривает еще один аспект нашей жизни, а именно – отношение людей друг к
другу. Порою каждый из нас видит в другом врага, он не способен взглянуть на
себя. Тут будет уместно вспомнить старую пословицу: «В чужом глазу соломинку увидишь,
а в своем и бревна не заметишь». Так же и близнецы в этом произведении. Они
вечно спорят друг с другом, пытаются задеть один другого.
«Я видел спор двух
близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их
выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга
непримиримо.
Они одинаково корчились
от ярости. Одинаково пылали до странности схожие лица; одинаково сверкали и
грозились схожие глаза; одни и те же бранные слова, произнесенные одинаковым
голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял
одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим
зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко».
Автор не видит смысла
в том, чтобы осуждать человека, который, такой же, как ты. Нужно взглянуть на
себя, рассмотреть свои проблемы и изъяны, устранить их.
Близкие люди,
которые должны дорожить друг другом зачастую бранятся, ругаются и спорят.
Почему мы не делаем выводов? Или мы невнимательно читаем художественную
литературу? Зеркало очень часто выступает в различных произведениях, как
средство, которое помогает раскрыть истину, открыть глаза главному герою на
происходящее, уладить конфликты и Тургенев воспользовался этим в своей миниатюре.
«Зеркало всегда говорит правду» и в данном случае Тургенев пользуется этим
средством, чтобы показать родным людям, кем они являются на самом деле друг
другу.
Кроме указанных
выше произведений, в сборник входит множество других, не менее интересных
миниатюр, способных заставить читателя задуматься о смысле жизни и ее
жизнеутверждающем начале.
III.
ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ МОТИВЫ «СТИХОТВОРЕНИЙ
В ПРОЗЕ»
Тургеневская философская идея показать все
противоречия и преодолеть их отразилась в стихотворении «Молитва»: «Великий
боже, сделай так, чтобы дважды два – не было четыре!» А для того чтобы показать
мимолётность жизни, Тургенев сталкивает настоящее и прошлое — именно в такие
моменты, вспоминая прошлое, человек начинает ценить жизнь…(«Двойник»). Сталкивает
он и молодость со старостью. Великий мастер слова, Тургенев создаёт образ
ликующей молодости в стихотворении «Лазурное царство», в котором
противопоставляет «царство лазури, света, и счастья» «тёмным, тяжёлым дням,
холоду и мраку старости»…
«Воробей»
Тургенев написал это стихотворение в апреле 1878 года,
а опубликовал в “Русском вестнике” только в 1882-м, незадолго до своей смерти.
В этой миниатюре автор подводит итог своей жизни и творчества.
“Воробей” – история не пессимистичная, в ней
Тургенев поет гимн жизни и рассказывает о великой силе любви.
Стихотворение посвящается чувству, которое, по
мнению писателя, сильнее смерти. И это любовь — любовь родителя к ребенку. Главная
мысль стихотворения – самоотверженность в любви, которая способна победить даже
смерть.
Обратимся к композиции произведения. Тургенев
создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная
завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой.
Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца,
а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.
Важно заметить, что автор не показывает собаку
как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это воплощение
судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.
Наконец, развязка – и она очень оптимистична:
большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его
героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед
птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.
Это стихотворение в прозе написано очень
лирично и эмоционально. Чтобы создать накал, Тургеневу не нужна рифма и
особенная экспрессивная лексика: для этого он использует простые прерывистые
фразы. Они не только демонстрируют накал чувств, но и придают действию
динамизм.
Произведение написано белым стихом, что не
мешает ему быть невероятно поэтичным.
Для передачи эмоций Тургенев использует
разнообразные художественные средства. В основном это яркие эпитеты – «молодой
воробей», «едва прораставшие крылышки», «старый черногрудый воробей»,
«отчаянный жалкий писк», «зубастая раскрытая пасть», «маленькое тело»,
«безопасная ветка», «любовный порыв».
Выразительность произведению придают и метафоры – «ветер сильно
качал», «камнем упал», «голосок одичал и охрип», «сила сбросила его».
Как мы видим, стихотворение «Воробей» —
наиболее яркий и чудесный «этюд с натуры» — жизнеутверждающее и бодрое,
воспевающее вечно живую жизнь самоотвержение. Несмотря на небольшой объем, стихотворение
несет в себе огромное философское обобщение. Маленькая сценка заставляет автора
задуматься над вечным двигателем мира – Любовью. Любовный, самоотверженный
порыв маленькой птички, случайно увиденный русским писателем, позволяет
задуматься о мудрости и любви.
Любовь занимала исключительное место в
творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая
сила. Она способна противостоять всему, даже смерти: «Только ею, только любовью
держится и движется жизнь». Она может сделать человека сильным и волевым,
способным на подвиг. Для Тургенева существует только любовь — жертва. Он
уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Во всех
своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное
испытание, как проверку сил. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое
живое существо. Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось,
неизбежна, может спасти любовь. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и
жертвовать собой.
В данном стихотворении можно заметить
аллегорию. Собака здесь – «судьба», злой рок, могучая и, казалось бы,
непобедимая сила. Она так же медленно приближается к птенцу, как и пятно из
стихотворения «Старуха». И здесь опровергается фраза старухи «Не уйдёшь!».
Уйдёшь, ведь любовь сильнее, она «закроет» «зубастую раскрытую пасть». Даже это
чудовище может остановиться, попятиться …признать силу, силу любви…
На примере этого стихотворения мы можем подтвердить
слова, написанные ранее: «Стихотворения в прозе» – цикл жизнеутверждающих противопоставлений.
В данном случае сила любви противостоит силе зла, смерти. Автор стремится «преодолеть»
безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостную борьбу, настроение,
которое выражается фразой: “МЫ ещё повоюем!”. Я сделала иллюстрацию к
миниатюре, и мой Трезор получился очень «тургеневским». ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«Голуби»
Содержание стихотворения «Голуби» отличается эмоциональностью.
С первых строк «Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то
посеребренным морем – раскинулась и пестрела спелая рожь…» мы видим
единение человека с природой, восхищение ее красками и просторами.
По типу речи это – описание. Вы любите
наблюдать за природой? Я очень. Стихотворение «Голуби» открывает нам великую и
непостижимую тайну жизни природы. А ведь знает эту тайну не каждый. Это дано
только тем людям, которые умеют видеть и чувствовать природу, сливаться с ней,
становясь как бы единым целым.
Лирический герой стихотворения – И.С.Тургенев
– смотрит на окружающий его мир с вершины холма, томясь ожиданием грозы, как и
все, переживая за голубей, радуясь тому, что все хорошо закончилось.
Стихотворение имеет чётко выраженную сюжетную
форму. В завязке Тургенев пишет о том, что «назревала гроза великая». Эпитет
«великая», метафора «назревала» говорят о значительном событии для всей
природы.
В основной части лирический герой подробно
описывает грозу и поведение голубей во время стихии. Всё происходящее в
стихотворении живет единой жизнью с природой. Тёмно-синяя туча здесь –
самостоятельный герой: она «летала грузной громадой», «не двигалась»,
«по-прежнему давила», «пухла да темнела».
Сколько поразительных метафор и олицетворений
использует автор, чтобы показать нам то, что так сильно тревожит его душу. «Всё
притаилось», «… и смутно было на душе». Повелительные предложения: «…сверкни,
золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, прокатись, пролейся, злая туча…» —
подтверждают нетерпение автора. Ожидание стихии прерывается появлением «белого
платочка», «летел со стороны деревни белый голубь».
Иван Сергеевич с волнением наблюдал за полетом
голубя – тире и многоточие объясняют его беспокойство: «Летел, летал – всё
прямо, прямо… и потонул за лесом». А дальше читатель облегченно вздыхает вместе
с автором «…Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад…».
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «платочка», «комочка» и
метафора «несутся» еще раз убеждают в силе и мужестве птиц во время стихии.
Кульминацией этого стихотворения, я думаю,
является описание грозы. Герой не боится бури: «…и пошла потеха!». Автор
олицетворяет грозу: «ветер визжит», «мчатся облака», «захлестал… рьяный
ливень», «молнии слепят», «стреляет как из пушки гром…» — но ее никто не
боится, ее ждали: она обязательно принесет свежесть, новые яркие краски,
чистоту.
Заключительная часть стихотворения
подтверждает то, о чем я писала выше. Она начинается с союза но. Идет гроза,
«Но над навесом крыши… рядышком сидели два белых голубя…, чувствует каждый
своим крылом крыло соседа…»
«Спокойно на душе: если маленькие птички не
страшатся стихии, помогают друг другу, то и мне хорошо, глядя на них…
Хоть я и один, «один как всегда».
Многоточия позволяют понять каждому из нас,
что автор не случайно пишет о грозе. Она – символ нашей жизни, потрясений,
которые нас ждут. Гроза – это такой момент, в который мы будем обязаны сделать
выбор. Он будет нелегок. Кто-то убежит, оставив ближнего в беде, а кто-то, как
тот белый «платочек», несмотря на стихию, вернется за товарищем и поможет ему.
Птицы так похожи на людей! А может, мы на них!?
Я увидела в прочитанных стихотворениях
самое главное: нам всем надо научиться видеть свою жизнеутверждающую связь со
всем живым вокруг нас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
каков он, лирический герой цикла?
Умудренный
жизнью, во многом разочаровавшийся, но и влюбленный в жизнь, находящийся в
ожидании смерти, одинокий, но и умеющий любить, ценить красоту…
Все
это Тургенев, его душа!
«Живите. И любите людей, как я их всегда
любил» — эти слова вспоминаются после прочтения лирических миниатюр Тургенева.
Его умение кратко, объемно и эмоционально выражать свои мысли поражает и
притягивает. Наверное, если бы Иван Сергеевич жил в 21 веке, он был бы успешным
блогером. А к своим пользователям он обратился бы со словами: «Добрый мой
читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет
и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра –
другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.
Интернет-источники. Литература
http://www.100bestbooks.ru/files/Turgenev_Stihotvoreniya_v_proze.pdf
https://www.syl.ru/article/366917/kratkiy-analiz-stihotvoreniy-v-proze-turgeneva
https://studfiles.net/preview/5582288/page:13/
Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. // В кн.:
Творческий путь И.С.Тургенева/ под ред. Бродского. – 2003.
Головко В.М. Художественно-философские искания
позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.
Краткая литературная энциклопедия. – М., 2004.
– Т.1-8.
«Стихотворения в прозе» — последнее слово И. Тургенева в русской литературе. Всего было написано 83 произведения, и, скорее всего, Тургенев не думал их печатать. Позднее, поддавшись на уговоры, он опубликовал к 1882 г. 50 стихотворений в журнале «Вестник Европы». Все 83 стихотворения увидели свет только в 1931 г.
Произведения имеют два названия (оба даны Тургеневым). Первое – Senilia (лат. «старческое»), второе «Стихотворения в прозе». В одном из писем 1882 г. Иван Сергеевич так объясняет название: «Собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи (вежливо выражаясь) старика». Он не рассчитывал на долгую жизнь своих стихотворений, но они полюбились читателю.
Стихотворения в прозе Тургенева — глубоко личные произведения. В них высказалось самое сокровенное — то, что пережито, передумано и перечувствовано. Первые читатели стихотворений сразу уловили «личное» в них и откликнулись. По сути, стихотворения в прозе — это взгляд человека на своё прошлое в конце пути. Рассмотрим некоторые из произведений.
Содержание
- История создания «Стихотворений в прозе» И. Тургенева
- Анализ стихотворения «Порог» Тургенева
- Анализ стихотворения «Русский язык» И. С. Тургенева
- Анализ стихотворения в прозе «Голуби»
- Анализ стихотворения в прозе «Два богача»
- Особенности стихотворений в прозе Тургенева
История создания «Стихотворений в прозе» И. Тургенева
В конце 1870‑х годов скитальческой жизни писателя приходит конец. Семья Виардо, а с ней Тургенев обосновались во Франции. Зиму он проводит в Париже, летом поселяется в курортном Буживале за городом. И каждую весну Тургенев обязательно осуществляет новую встречу с Россией.
Его ждали восторженные приветствия молодежи, речи и обеды. В ответной речи московскому студенчеству в марте 1879 года Тургенев заявил: “Сочувствие ваше относится ко мне не столько как к писателю, успевшему заслужить ваше одобрение <…>, – оно относится к человеку, не изменившему до конца ни своим художественно-литературным убеждениям, ни <…> либеральному направлению”. В этих словах слышна сдержанная гордость зрелого мужа, который, подводя итоги, убеждается, что жизнь прожита достойно.
Юным слушателям Тургенев пояснил, что в пору его молодости слово “либерал” “означало протест против всего темного и притеснительного <…>, уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству, и наконец – пуще всего – означало любовь к народу, который, находясь еще под гнетом крепостного бесправия, нуждался в деятельной помощи своих счастливых сынов”.
Создатель “Записок охотника” радостно приветствовал новое и признавал, что в “сравнении с нами молодое поколение сделало много шагов вперед…”. Одновременно автор “Отцов и детей” предупреждал о том, что молодежи “есть чему поучиться и у нас, стариков”. Тургенев называет себя представителем иного поколения, “старым либералом”, “старым художником”. Итак, писатель почувствовал: настало время подведения жизненных итогов.
Признанный романист, Тургенев счел роман пройденным этапом. Писатель почуял возможность создания нового, более сложного жанра. Такого, которого до того не было в литературе. До поры об этом экспериментальном труде никто не знал.
Летом 1882 года Ивана Сергеевича навестил его старинный приятель, редактор журнала “Вестник Европы” Михаил Матвеевич Стасюлевич. В беседе с писателем он полюбопытствовал, верен ли разошедшийся по Европе слух. Русские и даже английские газеты сообщали о том, что Тургенев трудится над новым большим романом. Стасюлевич желал узнать, соответствует ли истине это “приятное известие”.
Иван Сергеевич категорически отверг вести о том, что якобы напишет большое произведение. В доказательство обратного он “достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков, разного формата и цвета”. Тут любопытство гостя дошло до крайнего предела. Тургенев пояснил, что набрасывал “нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры”. Однако писатель не хотел, чтобы эти записи увидели свет при его жизни. Под влиянием вырвавшегося дружеского признания Иван Сергеевич окончательно решил: “Запечатаю все это и отдам вам на хранение до моей смерти”.
Такое предложение никак не устраивало Стасюлевича. Он успел услышать из уст Тургенева несколько отрывков. Наибольшее впечатление на него произвела “Маша” – короткий рассказ извозчика о смерти любимой жены. “Не нужно было ничего к этому присоединять”, – вспоминал Стасюлевич. Он понял, что в руках его оказался настоящий шедевр. Любопытство его, скажем прямо, было небескорыстно.
Как журналист, он мечтал получить новое создание прославленного писателя для своего издания. Благодаря упорству редактора “Вестника Европы”, после многолетних уговоров Гончарова, русский читатель познакомился с “Мильоном терзаний”. В споре с Тургеневым Михаил Матвеевич убедил его одним шутливым замечанием: “Нет, Иван Сергеевич <…>, если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этою прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорей умерли”. В конце концов писатель сдался на просьбы “напечатать все это теперь же”. Он вручил редактору “Вестника Европы” сорок тщательно отобранных “Стихотворений в прозе”. Затем прислал еще десять – “для укомплектования”.
В 1883 году создания Тургенева были напечатаны в “Вестнике Европы”. Павел Васильевич Анненков, выражая чувства всех читателей, написал Стасюлевичу: “Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородной мужской мысли, которая называется “Стихотворения в прозе”…” Редактор запросил у Тургенева новую часть, но писатель обошел просьбу молчанием.
Много позднее, уже в 1920‑е годы наследники Виардо дали наконец разрешение на просмотр рукописей писателя. К работе в архивах приступил французский литературовед Андре Мазон. И о чудо! Сразу нашел еще тридцать стихотворений, никому не известных. Очевидно, писатель счел их слишком личными и оставил у себя. Только в 1931 в России полностью был напечатан цикл “Стихотворений в прозе”.
Вопрос о заглавии тоже решился не сразу. Ведь приходилось определять сущность жанра, которого ранее в литературе не существовало. Стасюлевич предлагал Тургеневу назвать эти маленькие произведения “зигзагами”. По его мнению, эти художественные создания “коротки как молнии и как молния внезапно освещают пред Вами громадные перспективы”.
Однако Тургенев уже придумал два жанровых определения, которые взаимно дополняли друг друга. Одно касалось внутренней сути содержания. Писатель назвал свой цикл по-латыни “Старческое” – “Senilia”. Оно говорит читателю, что перед ним своеобразные итоги жизни, рассказ о пережитом и перечувствованном. Другое название – раскрывало оригинальную форму. Тургенев точно охарактеризовал ее. Это сочетание лирического и прозаического начала, дотоле невиданное. Это – “Стихотворения в прозе”.
Анализ стихотворения «Порог» Тургенева
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
— О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?
— Знаю, — отвечает девушка.
— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
— Знаю.
— Отчуждение полное, одиночество?
— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?
— Да… и от них.
— Хорошо. Ты готова на жертву?
— Да.
— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!
— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
— Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову…
— И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
— Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
— Святая! — принеслось откуда-то в ответ.
Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог — пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.
Тургенев удачно облек в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины-революционерки. Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения – проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.
В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» — эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.
Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода. У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего-то».
Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб. Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.
Анализ стихотворения «Русский язык» И. С. Тургенева
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Иван Сергеевич Тургенев – истинно русский автор ХIХ столетия, умевший в нескольких строках раскрыть житейскую мудрость. Несмотря на дворянское происхождение, Тургенев был близок простому народу. Он глубоко переживал за судьбу крепостных, не боялся уличить в излишней жестокости и скупости помещиков. За такую правдивость Тургенев побывал в ссылке, вынужден был выехать за границу. Но при этом он никогда не забывал о Родине, важной частью которой считал русский язык. Ведь язык народа – это его духовная сила.
Лирика Ивана Сергеевича Тургенева не всегда привязана к рифме, есть у него и стихотворения в прозе. Это философские миниатюры, написанные прозой, но по эмоциональности, душевности они не уступают лирическим произведениям.
Наиболее ярким примером является стихотворение, написанное прозой — «Русский язык». В данном произведении автор раздумывает о сути и предназначении родного языка. Тургенев признается, что пишет миниатюру в тяжкие и смутные для его народа дни. Даже находясь в другой стране, он переживает за судьбу Родины. Поддержку автор находит в русском языке, правдивом и свободном. Родной язык – это сила и нравственность народа. Не будь его – не осталось бы надежды на лучшее будущее. Писатель точно знает, что судьба людей тесно связана с развитием языка. В конце стихотворения звучит вера в то, что только великому народу в дар был дан такой язык.
Данное стихотворение в прозе не имеет сюжета, но оно понятно всем благодаря своей композиции и четко обозначенной позиции автора. Искренность чувств, глубина мысли, эмоциональная окраска – вот чем ценно произведение.
Стихотворение можно разбить на несколько значащих частей:
— время и причина обращения автора к родному языку, как к нравственной опоре;
— высокая оценка русского языка, что подтверждается эпитетами «великий, могучий, правдивый и свободный»;
— вера в то, что только великий народ может обладать таким языком.
Стихотворения в прозе можно назвать творческой кульминацией Тургенева. Он их писал уже будучи опытным автором, повидавшим жизнь. Несмотря на краткость формы, лирические миниатюры отражают искрометность мысли, глубину чувств, искренность переживаний автора за судьбу народа. Иван Тургенев также был талантливым переводчиком, благодаря чему многие иностранцы могут ознакомиться с русской литературой, а значит приобщиться к русской культуре.
Анализ стихотворения в прозе «Голуби»
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — всё прямо, прямо… и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…
Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.
Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.
Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.
Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь…
Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!.. Двинься, покажись, пролейся, злая туча…
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении “развлечение”, а в смысле “неразбериха”.)
Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась; визжит, мечется (ветер), мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень); (молнии) слепят, стреляет (гром)…
Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья, разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки…
Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила (“…запахло серой”, — говорит он)…
Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: “… я один… один, как всегда”. (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?
Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит, как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем — спрятавшимися под навесом крыши…
Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:
Но под навесом крыши, на самой краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — чувствуют каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…
При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда…), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом “Голуби”.
Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения — светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом “но” (но под навесом крыши).
Анализ стихотворения в прозе «Два богача»
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник «Посмертное», затем написал на латыни Senilia, что означает – «Стариковское». Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название «Стихотворения в прозе».
Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – «Два богача». Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.
Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об «убогом крестьянском семействе», которое принимает в свой «разоренный домишко» сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.
В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.
Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.
Характерно, что оба говорят «мы», осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.
Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений «Два богача».
Особенности стихотворений в прозе Тургенева
Восемьдесят три стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это горькие слёзы и высокие мысли мудрого человека. Он думал и писал о своём, но для тех, кто был, есть и ещё будет. Основные особенности стихотворений в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Русский язык» следующие:
- использование элементов разных жанров (раздумье, ода, личное воспоминание, философский этюд, беседа);
- прозаическая речь;
- разнообразие ритмов, их связь со смыслом стихотворений;
- антитеза — как способ выражения идеи;
- наличие прозаических строф;
- символичность;
- обобщение мыслей, образов;
- воссоздание мира чувств и мыслей лирического героя;
- тема гражданского подвига русских женщин;
- утверждение русского языка как национального символа.
———————————————————————
В последние годы жизни И.С.Тургенев
создаёт цикл «Стихотворений в прозе»
,который он пишет с 1877 года.В печати
стихотворения появляются в 1882 в
двенадцатом номере « Вестника Европы»…
Вообще эти произведения для печати не
предназначались ,слишком уж интимны
были переживания в некоторых из них .
Однако Стасюлевичу, близкому другу
Тургенева и редактору журнала,во время
одного из последних свиданий с Иваном
Сергеевичем, удалось уговорить последнего
напечатать часть «Старческих раздумий»(так
их называл сначала сам Тургенев) …
Но всё-таки почему же именно стихотворения
в прозе?А не просто – философские
рассказы?Наверное потому ,что слишком
уж гармонично сочетаются звуки,мелодично
сливаются они в слова и фразы … “это
сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма
,отмеченные печатью необыкновенного
стилистическкого изящества”.
“Стихотворения в прозе”-это сборник
оригинальных философских высказываний
,жизненных выводов …Это своеобразный
итог ,черта ,точка,которую Тургенев
ставит в конце всех своих произведений
в конце своей жизни
главные и преобладающие темы:
-воспоминания о давней любви
-размышления о неотвратимости смерти
-раздумья о ничтожности человеческой
жизни перед вечностью природы
Своим мрачным ,тёмным, “пасмурным”
стихотворениям (“Старик”)Тургенев
противопоставляет светлые ,радужные
стихотворения, проникнутые оптимистическими
настроениями(“Лазурное царство”)
.Обычно они всё о той же любви,красоте,её
силе .В этих стихотворениях чувствуется
,что автор всё же верит в силу прекрасного
в счастливую жизнь которой у него ,к
сожалению,не было.(“Воробей”)
все произведения Тургенева объединяет
рассмотривание вечных проблем ,которые
впринципе волнуют общество и в данное
время . Л.Озеров: “ В сборнике имеется
множество так называемых вечных тем и
мотивов ,стоящих перед всеми поколениями
и объединяющие людей разных времён ”
Этот цикл лирических миниатюр явился
своеобразным прощанием Тургенева с
жизнью, родиной и искусством. Последняя
книга Тургенева собрала в себе главные
темы и мотивы его творчества. Книгу
открывало стихотворение в прозе
«Деревня», а завершал ее «Русский язык»,
лирический гимн, исполненный веры
Тургенева в великое предназначение
своей страны: «Во дни сомнений, во дни
тягостных раздумий о судьбах моей родины
– ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя — как не впасть
в отчаяние при виде всего, что совершается
дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык
не был дан великому народу!»
20. Тургеневский герой и тургеневская девушка в творчестве Тургенева (Тетрадь)
————————————————————————
Произведения И.
С. Тургенева — одни из самых лиричных
и поэтичных произведений в русской
литературе. Особенное очарование им
придают женские образы. “Тургеневская
женщина” — это какое-то особое измерение,
некий идеал, воплощающий в себе красоту
как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским
женщинам” присущи и поэтичность, и
цельность натуры, и невероятная сила
духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам
раскрывает все хорошее или плохое, что
есть в его героях.
Часто именно
героини в его произведениях вынуждены
принимать решения, делать нравственный
выбор, определять свою судьбу.
В романе “Отцы и
дети” представлена целая галерея
женских образов — от простой крестьянки
Фенечки до великосветской дамы Анны
Сергеевны Одинцовой.
Первое же появление
Фенечки оставляет в душе ощущение
чего-то мягкого, теплого и очень
естественного: “Это была молодая женщина
лет двадцати трех, вся беленькая и
мягкая, с темными волосами и глазами, с
красными, детски пухлявыми губками и
нежными ручками. На ней было опрятное
ситцевое платье, голубая новая косынка
легко лежала на ее круглых плечах”.
Надо отметить, что
Фенечка появилась перед Аркадием и
Базаровым не в первый день их приезда.
В тот день она сказалась больной, хотя,
конечно, была здорова. Причина же очень
проста: она страшно стеснялась. Базаров,
живя у Кирсановых, с удовольствием
общался только с Фенечкой: “Даже лицо
его изменялось, когда он с ней разговаривал.
Оно принимало выражение ясное, почти
доброе, и к обычной его небрежности
примешивалась какая-то шутливая
внимательность”. Я думаю, дело тут не
только в красоте Фенечки, а именно в ее
естественности, отсутствии, какого бы
то ни было жеманства и попыток строить
из себя барыню.
Образ Фенечки
подобен нежному цветку, имеющему, однако,
необычайно крепкие корни. Мне кажется,
что из всех героинь романа она наиболее
близка к “тургеневским женщинам”.
Прямой
противоположностью Фенечки является
Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична
Кукшина. Образ достаточно интересный
и, скорее, карикатурный, но не случайный.
Вероятно, в середине XIX века эмансипированные
женщины появлялись все чаще, и это
явление не просто раздражало Тургенева,
но вызывало у него жгучую ненависть
Подтверждением
тому является описание быта Кукшиной:
“Бумаги, письма, толстые номера русских
журналов, большей частью неразрезанные,
валялись по запыленный столам. Везде
белели разбросанные окурки папирос”,
а также ее внешности и манер: “В маленькой
и невзрачной фигурке эмансипированной
женщины не было ничего безобразного,
но выражение ее лица неприятно действовало
на зрителя”, ходит она ”несколько
растрепанная, в шелковом, не совсем
опрятном платье, бархатная шубка ее на
пожелтелом горностаевом меху”. В то же
время почитывает кое-что из физики и
химии, читает статьи о женщинах, хоть с
грехом пополам, а все-таки рассуждает
о физиологии, эмбриологии, о браке и
прочих вещах. Все ее мысли обращены на
предметы более серьезные, чем галстуки,
воротнички, снадобья и ванны. Она
выписывает журналы, за границей общается
со студентами. И чтобы подчеркнуть
полную ее противоположность Фенечке,
я приведу следующую цитату: “…что бы
она ни делала, вам постоянно казалось,
что именно это-то она и не хотела сделать.
Все у ней выходило, как дети говорят —
нарочно, то есть не просто, не естественно”.
На образе Кукшиной
мы видим женское молодое поколение того
времени, эмансипированное, с прогрессивными
стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает
ее стремления, которые бы заслуживали
поощрения и одобрения со стороны всякого
благомыслящего человека.
У Одинцовой сильный
характер, и она даже в чем-то подавила
свою младшую сестру Катю.
Катя — славная
девушка, и, хотя в первый момент она
воспринимается как бледная тень
Одинцовой, у нее все-таки тоже есть
характер. Темная брюнетка с большими
чертами лица и небольшими задумчивыми
глазами. В детстве была очень дурна
собой, к 16 годам стала поправляться и
сделалась интересной. Кроткая, тихая,
поэтическая и стыдливая. Мило краснеет
и вздыхает, боится говорить, всё вокруг
замечает. Музыкантша. Любит цветы и
составляет из них букеты. В комнате у
неё удивительный порядок. Терпелива,
нетребовательна, но в то же время упряма.
Постепенно раскрывается ее индивидуальность,
и становится ясно, что в союзе с Аркадием
она будет главной.
Образ Одинцовой
интересен как раз своей неоднозначностью.
Её нельзя назвать ни положительной, ни
отрицательной героиней, не погрешив
при этом против истины. Анна Сергеевна
– живой и яркий человек, со своими
достоинствами и недостатками.
“Тургеневские
женщины” — сильные женщины. Пожалуй,
они гораздо сильнее духом окружающих
их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой
заключается в том, что она, сама того не
желая, помогла Базарову сбросить маску,
которая так мешала ему, и способствовала
становлению личности этого незаурядного
человека. Кто же из этих женщин оказывается
милее и ближе сердцу писателя? Конечно,
Фенечка. Именно ее Тургенев одарил
счастьем любви и материнства. А
эмансипированные женщины, в их худших
проявлениях, ему глубоко несимпатичны.
Одинцова отталкивает своей холодностью
и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины
заключается в умении любить и жертвовать
собой ради любимого. Все эти героини,
конечно, очень разные, у каждой из них
своя жизнь, свои переживания, но всех
их объединяют любовь и желание быть
счастливыми.
Ася — один из самых
поэтичных женских образов Тургенева.
Героиня повести — открытая, самолюбивая,
пылкая девушка, с первого взгляда
поражающая своей необычной внешностью,
непосредственностью и благородством.
Трагизм жизни Аси в ее происхождении:
она дочь крепостной крестьянки и
помещика. Этим объясняется ее поведение:
она застенчива, не умеет вести себя в
обществе. После смерти отца девушка
оказывается предоставленной самой
себе, она рано начинает задумываться
над противоречиями жизни, над всем, что
ее окружает. Ася близка к другим женским
образам в произведениях Тургенева. С
ними ее роднит нравственная чистота,
искренность, способность к сильным
страстям, мечта о подвиге.
Ася дана в повести
через восприятие господина Н.Н., от лица
которого ведется повествование. Н.Н.
встречается с ней во время путешествия
по Германии, где Ася живет со своим
братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает
в нем любовь. Сама Ася впервые в своей
жизни сталкивается с таким чувством.
Н.Н. представляется ей необыкновенным
человеком, настоящим героем. Любовь
окрыляет героиню, придает ей новые силы,
внушает веру в жизнь, но ее избранник
оказывается человеком безвольным и
нерешительным, он не может достойно
ответить на ее пылкие чувства. Решимость
Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая
любовь героини оказывается несчастной.
21. Типология
героев И.С. Тургенева (на материале
повестей и романов) в свете концепции
типов-характеров,
изложенной в статье «Гамлет и Дон Кихот».
(В тетради
+ чит. дневник)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #