- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Платонова Песчаная учительница
Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.
Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.
Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.
Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.
В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую. Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе.
Литературное направление и жанр
Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.
Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.
Темы, проблемы и ценности, затронутые автором
Главные герои «Песчаной учительницы» послужили Платонову для передачи главной идеи — ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию — давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.
Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.
Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности — дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.
Тема и проблематика
Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.
Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.
Прообраз платоновской учительницы
Рассказ Платонова «Песчаная учительница», краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны…
Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова «Первая учительница» была невеста автора — Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.
Сюжет и композиция
Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.
Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.
Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.
Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.
Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.
Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.
Личность Платонова
Понимание смыслов, заложенных в анализируемом тексте, требует обращения к личности автора. Проблематика и темы, затронутые писателем, заставляют проводить параллели между этим произведением и платоновским творчеством 1920-х годов. В тот период автор только встал на путь литературы. Критики, учтя особенности творчества молодого автора, назвали Платонова «мечтателем». Писатель представлялся литературоведам в роли «эколога всей планеты».
Произведение «Чевенгур» считается утопическим социально-философским романом, единственным завершенным произведением в платоновском творчестве. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Платонов рассуждает о жизни людей на планете. Автор размышляет о непригодных местах для проживания человека. Таких мест на Земле хватает. Тогда Платонов обращает внимание на Россию, на свою родину. Писатель изображает тундру, болота, сухие степи, пустыни – все места, в которых людям трудно выживать. Автор делает вывод, что жить можно и в таком пространстве, но его нужно изменить, адаптировать под свои нужды. В этой адаптации людям поможет наука, революция, достижения энергетики.
Тема электрификации страны, процессов мелиорации, озеленения, строительства, применения гидротехники периодически встречается в платоновском творчестве. Это лейтмотив произведений автора. Впрочем, ключевой ресурс перемен – это не техника, а «маленький человек». В анализируемом тексте таким «маленьким человеком» является учительница.
Из истории написания произведения
Дата рождения анализируемого текста – 1926-й год. Публика ознакомилась с платоновским творением год спустя – в 1927-м. Рассказ вышел на страницах сборника, который назывался «Епифановские шлюзы». Известное в то время периодическое издание – «Литературные среды» – тоже напечатало платоновское произведение в своем 21 номере.
Писатель основал сюжетный костяк произведения на реальных фактах из биографии женщины по имени Мария Кашинцева.
Прототип учительницы
История с выбором прототипа для произведения настолько интригует, что на этом моменте следует остановиться детальнее. Девичья фамилия женщины – Кашинцева. Мария Александровна в период написания текста была невестой автора, позже стала женой Платонова. Об этом, в частности, пишет историк литературы Алексей Варламов.
Автор произведения обращает свой взор к 1921-му году. В это время Мария занималась ликвидацией безграмотности в воронежских селах. Кашинцева уезжает за шестьдесят километров от города. Причина кроется не только в благородных побуждениях женщины. Марию волновали отношения с Платоновым, сложности во взаимодействии с писателем. Отъезд был бегством от этих отношений.
Жизнь Марии Кашинцевой
В 1921-м девушка училась в университете. Мария решает принять участие в программе, нацеленной на ликвидацию безграмотности.
В связи с этим девушка уезжает в деревню под названием Верхнее Волошино. Село располагалось недалеко от Воронежа. Позже Мария издала мемуары, воспоминания, которые озаглавила «Историей молодого человека и молодой девушки ХХ-го века».
В этой книге Мария писала, что желала убежать от чувств, поэтому и решилась на участие в программе. Девушка переживала, что писатель слишком прочно вошел в ее жизнь, заняв там слишком большое пространство. Чувства беспокоили Марию, и Кашинцева страшно хотела заглушить свою любовь. В результате девушка отправляется подальше от Воронежа и от Платонова.
Андрей Платонов и Мария
Как же в этой ситуации поступил «молодой человек ХХ-го века»? Платонов не отступился от своих чувств. Бегство от любви провалилось: писатель жаждал встречи с девушкой, посылал Марии письма, ездил в деревню. Первая брошюра, которую издал автор, содержала такие строки: «Марии. Вся моя жизнь была только предчувствием Вас. Андрей». Образ Марии отразился почти на каждом платоновском творении. Писатель вдохновлялся пешими походами из города в деревню, жизнью в селе. Эти впечатления позже стали основой платоновских произведений («Данилюк», «Бучило», «Песчаная учительница»).
Особенности литературного направления текста
Литературное направление, в рамки которого вмещается платоновское произведение, – это реализм. Текст пережил несколько редакций. В частности, вторая редакция содержала реалистическое объяснение появления в деревне русских. Автор уведомляет, что эти жители – переселенцы. Писатель предполагает, что переселенцы оказались в этих землях из-за реформы Столыпина. Реализм обусловил изменение интервала появления в крае переселенцев: автор смещает акцент с пяти лет до пятнадцати. Специалисты, впрочем, сомневаются, что какие-либо причины могли заставить кочевников (по своей природе) остановиться и осесть.
История про укрощение песков отличается бо́льшим реализмом. Воронежская область славится наступающими песками. Эта особенность края часто заставляла переселенцев мигрировать с места на место. Деревни, станицы периодически меняли свою дислокацию.
О жанре произведения
Сам автор определил жанровую принадлежность своего творения к очеркам. Об этом свидетельствует беловой автограф произведения. Очерк обусловил практическую направленность текста. Это не только художественное творение, но также конкретная инструкция о борьбе с наступающими песками. Литературоведы и критики, между тем, подчеркивают, что произведение относится к рассказам. Платоновская «Учительница» – это основа, составляющая роман-воспитание. Идея – показать, раскрыть динамику становления героя.
Тематика прозы
В центре повествования – эволюция личности. Писатель детально останавливается на проблеме выбора. Автор доносит до аудитории ключевую мысль: чтобы достичь цели, необходимо совместить решимость с мудростью. Этот рецепт также требует смирения перед трудностями жизни. Платонов обращается к философским вопросам:
- жертва и воздаяние;
- благодарность;
- вдохновение и воодушевление;
- мудрость;
- ответственность и недальновидность.
Пятая часть произведения посвящается решению философского вопроса о двух образах жизни. Первый – оседлый, второй – кочевой. Мария вникает в суть замысла советского работника. Героиня радостно и добровольно соглашается быть песчаной учительницей всю жизнь.
Проблемы произведения
Автор поднимает важные проблемы социальной жизни:
- пренебрежение, которое власти выказывают по отношению к людям (в этом контексте важен эпизод, когда героиню слушают, жмут руку, завершая разговор; но результат разговора – обычный совет, без действия);
- невыносимо высокие требования к людям, принуждение к самопожертвованию (власть пренебрегает людьми, не стесняясь просить человека отдать жизнь на служение обществу).
Композиция текста
Формальная структура произведения – пять частей. Первая часть – это вступление, экспозиция. Здесь автор дает информацию о героях, об обстоятельствах, в которых оказываются персонажи. Во второй части повествуется о переезде героини в деревню.
Рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности, хотя в нем есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения… Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
В третьей части рассказывается о попытках девушки бороться с безграмотностью. События четвертой части посвящаются изменениям, которые произошли в селении за последние два года. Наконец, кульминация – пятая часть – драматический конец, демонстрирующий бесполезность тяжелой работы героини.
Сюжет рассказа
События первой главы
Начало произведения – ретроспектива. Автор обращает свой взор к детству, к годам учебы Марии. О портрете героини читатели узнают из уст отца девушки. Постепенно писатель перемещает читателей в настоящее время. Героиню зовут Марией Никифоровной Нарышкиной. Девушка – учительница. Смелая женщина принимает решение участвовать в мерах по ликвидации безграмотности в селах. Мария едет в Хошутово – отдаленную деревню, которая граничит со среднеазиатскими пустынями.
События второй главы
Мария проводит в деревне три дня. Девушка наблюдает бессмысленный и тяжелый крестьянский труд. Жители села расчищают дворы, которые постоянно заносит песком – так чувствуется близость пустыни.
События третьей главы
Эта часть посвящается попытке героини обучить жителей грамоте. Девушка особенно беспокоится о детях. Вокруг Мария видит ошеломляющую бедность, нехватку ресурсов первой необходимости (вещей, еды, обуви…). Приходят холода. Зима уносит жизнь двоих ребятишек. Мария – благородная девушка, умная и мудрая. Нарышкина понимает: крестьяне не нуждаются в науке. Только одно учение имеет смысл в этих краях – наука о борьбе с песком, о противостоянии пустынной стихии.
Существуют ли учителя, способные в песчаной науке? На этот вопрос власти отвечают девушке так: следует научить крестьян песчаному делу самостоятельно. Тогда учительница обращается к книгам.
События четвертой главы
В этой части рассказывается о трансформациях деревни в последующие два года. Проходит шесть месяцев. Учительница находит способ бороться с песками – это массовое озеленение региона.
Крестьяне медленно принимают нововведения. Потребовалось полгода, чтобы жители деревни принялись высаживать растения. Каждые полгода в деревне отводился месяц на озеленительные работы. Эффективный метод – это высадка шелюги (кустарника). Растение хорошо защищало огороды, сады, колодцы. Деревня начала обрастать соснами.
События пятой главы
Это кульминация произведения. Проходит три года. В этот период случается непоправимое – пески принудили кочевников среднеазиатских пустынь пройти через деревню. Нашествие переселенцев уничтожило результаты труда Марии и крестьян. Растения были вытоптаны, вода из колодца – выпита. Учительница обратилась к главарю переселенцев. Оказалось, что каждое пятнадцатилетие кочевники совершают такую миграцию. Мария также обратилась к властям. Власти предложили учительнице посетить Сафуту – отдаленное селение. В этих краях жили кочевники-переселенцы, которые когда-то осели здесь. Цель учительницы – донести до жителей Сафуты песчаную науку. Мария грустила, но смиренно поехала в село.
Итоги рассказа
Композиция произведения включает этапы процесса развития личности:
- героиня учится, мечтает о будущем, о применении своих знаний, умений;
- Мария начинает работать – реальность не имеет ничего общего с радужными мечтами первого периода;
- усилия дают свои плоды;
- надежды рушатся, героиня разочаровывается в своей деятельности;
- Мария осознает свое настоящее предназначение, смиряется, приносит себя в жертву, молчаливо принимает судьбу.
Герои и образы
Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.
Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.
Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.
Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.
Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.
Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.
Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.
В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.
Художественное своеобразие
В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо
.
В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.
Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.
Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».
Сюжетная линия рассказа
«Песчаная учительница», краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.
У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.
Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.
Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.
Отзывы о «Песчаной учительнице»
Многие читатели сравнивают рассказ Платонова с романом Кобо Абе «Женщина в песках». Там женщина также борется с песчаной пустыней, но потом смиряется и приживается. А героиня Платонова изо всех сил стремится к победе над природным явлением. В некоторых школьных программах для изучения в 6 классе включён рассказ «Песчаная учительница». Краткое содержание ученикам прочитать не помешает. Дети на уроках задаются вопросом: «Как сберечь результаты своего труда?».
Читатели отмечают, что рассказ учит протягивать руку помощи окружающим людям. Не каждый может отказаться от личной жизни ради общего дела. Учительница отдала пустыне самое главное — свою молодость, но судьба целых народов её беспокоит больше.
Образ учителя — покорителя природы
А. С. Пушкин писал:»Наставникам за благо воздадим». Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге «Песчаная учительница». Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.
1
Платонов «Песчаная учительница»? — почему так рассказ называется?
1 ответ:
3
0
Название рассказа описывает главную героиню, Марию Никифоровну. Это молодая учительница, которая после курсов отправляется в село Хошутово на краю пустыни. Село бедное, постоянно его заносят пески, люди голодают и даже умирают. На первом же году работы учительница понимает, что прежде всего надо обучить людей борьбе с песками.
И это становится ее главным предметом. Уже через два года село не узнать — Мария Никифоровна подняла людей на общественные работы, они насадили сосны и пески прекратили разрушать жизнь села.
Но девушка не остается почивать на лаврах, а после недолгих раздумий соглашается переехать в другое село, еще более запущенное — там живут ставшие оседлыми кочевники. Там она и продолжит свою деятельность.
Интересно, что прототипом «песчаной учительницы» стала невеста автора. А в 30-е годы по сценарию Платонова даже был снят фильм «Айна», по мотивам нескольких рассказов, в том числе и этого.
Читайте также
Виктор Астафьев в своём рассказе «Зачем я убил коростеля» повествует о поступке, который он совершил, ещё будучи мальчишкой, и который всегда им вспоминался с сожалением. Сам автор, рассказав читателю ситуацию, при которой он убил беззащитную птицу, не может понять- зачем он это сделал. Охотничий азарт мальчишки, с которым он бросился за оставленной своими сородичами убогой птицей, сразу же прошёл, когда он рассмотрел уже умершего коростеля. Птица была с одной лапкой и поэтому не смогла улететь с другими на юг, не смогла она убежать и от догонявшего её мальчишки. И это вызвало у рассказчика щемящую жалость, но увы… осталось только похоронить в борозде «сдуру загубленную живность». Этот поступок Астафьева-охотника послужил к тому, что он больше никогда не стрелял необдуманно и всегда летом с виной ждал возвращения коростелей в русские края.
Потрясающий монолог собаки, описанный или «подслушанный» гениальным Куприным… Но, будем писать свой отзыв.
Для читательского дневника по рассказу «Сапсан»
- Рассказ Куприна «Сапсан» — это монолог породистого пса (собаки), размышляющей о своей жизни, о своем предназначении. Сапсан вспоминает некоторые эпизоды, связанные со своим Хозяином, его дочерью, другими собаками. В монологе раскрывается характер этого сильного духом и справедливого по натуре пса, который чувствует себя ровней Хозяину. В этом рассказе хорошо показаны такие качества, как благородство, преданность, любовь, забота, верность ближнему. Возникает ощущение, что Сапсан — это не животное, а человек, истинный друг, которым он по сути и является.
- Чему меня научило это произведение? Лучше понимать окружающих меня людей, животных. Ведь и многим людям свойственно не слишком много говорить. Но, молчание — это еще не значит, что человек не имеет чувств или своего мнения, надо просто уметь прислушиваться к тишине или молчанию рядом находящихся существ.
Главные герои/персонажи рассказа «Сапсан»:
- Собака, кличка Сапсан: породистый пес, с медалями, о чем говорит фраза «надели желтый блин», т.е. повесили очередную медаль на какой-то выставке; с чувством собственного достоинства, т.к. гордится своими предками и с удовольствием рассказывает о них; трезвомыслящий и рассудительный, о чем свидетельствуют его слова про Хозяина и Человека, вообще; сильный, мощный, не драчливый, а справедливый, т.к. слабых собак он не трогает; добрый и ласковый, где примером служит его отношение к дочке Хозяина, впрочем можно сказать, что Сапсан — сентиментальная собака, т.к. он восхищенно вспоминает о шалостях и говорке своей Маленькой хозяйки. Сапсан — философ по жизни, т.к. он анализирует поступки, нравственные стороны жизни. А последние его мысли-рассуждения о смерти, раскрывают еще одно сильное качество — это беззаветную преданность своему … другу-Хозяину.
Для краткого содержания составляем план рассказа «Сапсан», например:
- Сапсан представляется: кто он, как выглядит, кто его родичи/предки
- Сапсан представляет своего Хозяина
- Взаимоотношения собаки и человека: честолюбие Хозяина, снисходительность Сапсана
- История: Сапсан и тигровый дог
- Зависть, ненависть человека — собаки не такие…
- Меньшая дочка Хозяина, любимица Сапсана
- Вывод Сапсана: дети не похожи на взрослых
- Размышления о косточке
- Сапсан и пушистая Катя (кошка)
- Рождение котят у Кати
- Сапсан в гостях, удивление маленькой злобной собачонкой
- Воспоминание: маленькая Хозяйка и бешеный пес, где Сапсан спасает девочку
- Мысли о вечности, смерти, преданности…
Комедия «Ревизор» являет собой образец тончайшего юмора и обличия многих пороков тогдашней, да и сегодняшней, России. Главным героем комедии сам Гоголь определил смех. Идею, как известно, подсказал А.С.Пушкин. Гоголь изобразил произвол власти, взяточничество, хамство. Основа сюжета — переполох, вызванный известием о том, что едет ревизор, и стремление чиновников скрыть свои «грешки». Все крутится вокруг «ревизора», поэтому и комедия справедливо названа так.
Составим план для пересказа рассказа Носова «Леденец»:
- Один дома. Мальчик Миша остается дома один и ему за хорошее поведение обещан леденец
- Красный леденец. Мальчик Миша находит леденец в сахарнице и успокаивает себя тем, что ему все равно этот леденец отдадут.
- Остаток леденца. Миша решает съесть и последний остаток, но сахарница разбивается
- Обман. Миша ставит разбитую сахарницу в буфет
- Я себя хорошо вел. Мама обнаруживает разбитую сахарницу и пропажу леденца, а Миша оправдывает свое поведение.
В рассказе Толстого «Кавказский пленник» говорится о трогательной дружбе девочки Дины и русского офицера Жилина. После неудачного побега Жилина и Костылина помещают в яму, откуда убежать без посторонней помощи уже не реально.
Дина узнает, что Жилина решено убить и говорит Жилину об этом. Жилин просит помочь ему и Дина отвечает, что все дома и пока нельзя. Но видно, что девочка уже решила помочь Жилину. И ночью она дает ему шест, с помощью которого Жилин выбирается из ямы.
Почему Дина так поступила? Потому что Жилин ничего плохого ей не сделал, потому что она понимала, что он просто человек, и человек добрый. Потому что она испытывала симпатию к этому русскому, который делал такие забавные куклы и игрушки и хорошо к ней относился.
А что грозило Дине неизвестно, но наверное ее самое малое бы высекли, если бы узнали о ее роли.
Цель урока: создать условия для формирования
у учащихся целостного видения проблем рассказа
“Песчаная учительница”.
обучающая: познакомить обучающихся с
проблематикой, композиционными и сюжетными
особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и
образного мышления;формирование диалогических
умений;
воспитательная: на примере образа
главной героини формировать активную жизненную
позицию, гражданское мужество.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-диалог, один учебный час с
использованием компьютерных слайдов.
Межпредметные связи: история и литература,
изобразительное искусство и литература.
Методы и приемы: частично-поисковый;
наглядный, словесный, практический.
Оборудование: раздаточный материал: карточки
для индивидуальных заданий, информационные
листы.
Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова,
текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд –
презентация, репродукция картины “Христос в
пустыне”.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Слово учителя.
В рассказе А.П.Платонова “Песчаная
учительница” повествуется о жизни молодой
учительницы, принадлежащей поколению честных,
целеустремленных, верящих в светлое будущее
людей, настоящих энтузиастов своего дела,
стремящихся преобразовать мир и посвятить себя
строительству новой жизни, новых отношений между
людьми, между народами в эпоху ликвидации
неграмотности.
II. Определение темы, постановка цели.
1. Как проявляются качества героини рассказа?
1) Почему рассказ называется “Песчаная
учительница”?
2) Чему подчинена композиция рассказа?
3) Какие проблемы поднимаются в произведении?
- Как, исходя из этого, можно сформулировать тему
урока? (слайд 1) - Сформулируйте свои цели.
- Работа с эпиграфом (слайд 2):
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,
а на сердце и разум придет, а от разума и трудное
легким станет.
Из сборника сказок А.Платонова
Чтение, выделение основной диалогической пары
“сердце – разум”
III. Исторические справки (работа с
информационными листами).
- Насколько в рассказе отражены особенности
времени? - Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927
годы (информационный лист 1)
Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие
проблемы, чем конкретно исторические. Но он не
абстрагируется от своего времени, а пытается
раскрыть свое понимание жизни человека в
условиях современной ему исторической ситуации.
IV. Работа в режиме диалога.
Анализ основных проблем в режиме диалогических
пар философии А.Платонова (слайд 3).
Ознакомление детей с основной схемой (приложение 1).
Составить схему диалогических пар на основе
посылок из текста. (Слайд 4).
|
|
Работа по исследованию текста.
События рассказа “Песчаная учительница”
происходят в пустыне. По мнению
западноевропейского ученого, знатока символов
Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые
сильные качества. Иисус Христос, согласно
библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок
дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.
— Работа с картиной “Христос в пустыне” (
информационный лист 2)
Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина
“Пророк” вдохновение в образе Серафима также
является в пустыне:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Изображение пустыни.
- Проследите за тем, как автор описывает пустыню,
и какой она, предстает в разное время года?
- Астраханская пустыня и среднеазиатская
пустыня: в чем их отличие. - Причины использования терминов “ландшафт”,
“солонцы”, “лессовая пыль”, “барханы” - Роль выразительных средств: сравнения (пылающие
костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты
жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок,
“дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный
воздух, наполненный песком, буря в пустыне,
“когда яркий день кажется мрачной ночью”.
- Почему страшная картина опустошающей бури в
мертвой среднеазиатской пустыне завершается
описанием другой, “наполненной звоном жизни”
земли, которая чудилась путнику за морем
барханов? - Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в
двух описаниях пустыни первое высказывание не
содержит негативной оценки, которая есть во
втором эпизоде. - Соотнесите описание зимней пустыни с душевным
настроем героини. - Найдите и опишите пустыню, преображенную
стараниями жителей села и молодой учительницы. - Сообщение: изображение душевного состояния
героини:
- в начале рассказа – “пейзажный характер
описания” - душа героини, как возрожденная степь, победила в
этой борьбе.
Проведите мини-исследование по
предложенным вопросам и предложите вопрос
другой группе.
- Заслушивание индивидуального задания (анализ
образа главной героини по заданной схеме)
схеме (слайд 5)
В начале повествования мы видим
героиню и ее окружение таким:
Пустыня |
Душа |
Мечты |
Дела |
Прикаспийская |
“Треплет ветер и |
О счастливой, спокойной жизни, |
Учеба |
Затем к ней приходит первая настоящая печаль,
связанная с крушением ее мечты о будущем. Она
постигает противоречия жизни, связанные с
трудностями жизни в пустыне, встречей с
аборигенами, постижением их правды жизни.
Героиня меняется, встречает трудности,
добивается восстановления земли
Среднеазиатская |
Душа |
Мечты |
Дела |
Целые сугробы мельчайшего |
… и еще больше заневестилась |
О лучшей жизни в пустыне |
Зеленели посадки |
Каждый ученик выбирает себе траекторию, по
которой строит свое продвижение на уроке
- В чем заключается Поступок героини?
Отдать свои молодые годы и всю жизнь на
служение людям, добровольно отказавшись от
личного счастья.
- Выделение “Ценности” – служение людям.
Обучающиеся выделяют свое (современное)
понимание данной ценности, а также то, другое
понимание.
(Пафос и ирония.)
- Работа обучающихся в диалоговом окне “Диалог с
Героем” (приложение 2).
Вопрос: В чем смысл служения людям?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя
служению людям, его жизнь имеет смысл.
- Мария поняла, что необходимо помочь людям в
борьбе с пустыней - Не растеряла всей своей силы, стойкости и
все-таки добилась своего собственными силами. - Решила пожертвовать собой ради спасения своего
села.11. Ответ: Смысл служения людям в
бескорыстном выполнении работы, улучшающей
жизнь окружающих.
Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова
Н.А. Некрасова:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру —
Заглохла б нива жизнь…
Героиня достигает результатов, но какой ценой?
“Вернулась 70-лет старухой, но…”
Примириться с пустыней | Принять идеи кочевников | Изменить себе | Попытаться изменить окружающее общество |
– Оцените поступок героини. Ваша задача –
попытаться встать в позицию героини, как бы
поступили вы?
Предложите другое развитие сюжета, например,
- Героиня не соглашается ехать на новый подвиг
- Развитие действия, поиск иного смысла
“служения человечеству” - Заполните пустые клетки таблицы.
V. Региональный компонент.
1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в
школах работали приезжие учителя. Они так же, как
и “песчаная учительница”, были направлены к нам.
Их заслугой является обучение и подготовка
местных кадров, приобщение к культуре и т.д.
V. Подведение итога урока, оценки.
VI. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя
на селе”.
Урок внеклассного чтения в
11-м классе.
Тема: «Место человека в
жизни» (по рассказу А. П. Платонова «Песчаная учительница»)
Цели урока:
— формировать представление учащихся об идейном
своеобразии рассказа «Песчаная учительница»; создать условия для формирования у
учащихся целостного видения проблем рассказа;
— развить навыки анализа текста, развивать
художественное мышление, развивать логически связанную речь, формировать
читательскую позицию;
— на примере образа главной героини формировать
активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого
поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.
Метод обучения: частично-поисковый; приемы: эвристическая
беседа по вопросам, анализ текста, комментированное чтение
Ход урока
…Главное – сеять души в
людях…
Трудно тебе будет, да сердце
у тебя есть,
а на сердце и разум придет,
а от разума и
трудное легким станет.
А.Платонов
I.Организационный момент.
II.Постановка целей урока.
Слово ученика. (Биографическая справка)
Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа
1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря
железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской
школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.
В 1918г. поступил в Воронежский
железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на
историко-филологический факультет университета. Работал инженером,
мелиоратором, журналистом.
В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице
М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная
учительница» .
Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был
опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР.
Его произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он
работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на
военную тему. После публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова
опять было вычеркнуто из советской литературы.
Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо»
и другие сказки были изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации
произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными
ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951. Для него очень важны были
темы семейного счастья, радости общения между родными людьми.
Художественный мир произведений Платонова обращен к
вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В
чём смысл жизни человека?
К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым
гениальным писателем XX века”.
III. Слово учителя.
Действительно, в рассказе А.П.Платонова «Песчаная
учительница» повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению
честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих
энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя
строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху
ликвидации неграмотности.
IV. Беседа по выявлению восприятия художественного
текста.
Прием: Верные-неверные утверждения.
Мария выросла в Прикаспийской пустыне
Отец Марии был известным рабочим
Марию назначили учительницей в село Хошутово
Село Хошутово было красивым и цветущим
Мария Никифоровна учила жителей строить заводы и
фабрики
Через год после приезда Марии село опустело
Кочевники истребили все, что с трудом выращивали
жители села
Молодая учительница не выдержала жизненных испытаний и
вернулась в родной город.
V. Работа с текстом рассказа.
1. Как проявляются качества героини рассказа?
2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
3. Чему подчинена композиция рассказа?
4.Какие проблемы поднимаются в произведении?
-В чем заключается подвиг нашей героини-Марии
Нарышкиной- как учителя и как человека?
(Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение
людям, добровольно отказавшись от личного счастья, ввела предмет «Обучение
борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных природных условиях).
-Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению
людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не
растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради
спасения своего села.
Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы,
улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как Мария, нужны всегда и везде.
Главная ценность – служение людям.
-Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа?
У героини рассказа был прототип. Вам знакомо это
слово?
Лексическая работа.
Обращаемся к Большому толковому словарю русских
существительных.
(Прототип (греч) первообраз, основной образец,
начальный.)
Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя Мария
Александровна, тоже учительница.
-А наша героиня – учительница не простая, а «песчаная».
Почему?
-Найдем в тексте описание пустыни, прочитаем
выразительно, какое настроение оно создает? Выпишите в тетрадь символические
детали, помогающие создать образ пустыни (Работа с текстом в группах по 4
человека)
Словарная работа .ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ.
Раскаленные барханы – пылающие костры (сравнение)
Саван солонца (метафора)
Стонущий песок (олицетворение)
День=ночи
Верхушки барханов дымятся (олицетворение)
-Что напоминает такое описание пустыни? Каков же
замысел автора?
(Не просто пустыня – ад! Нет жизни и радости, есть
муки и ужас! Зачитать примеры!)
Мы рассмотрели образ пустыни. Так почему же главная
героиня «песчаная» учительница?
(Она уезжает в дальнее село, где пустыня. Ей выпало
ехать в дальнее село, которое погрязло в песках).
-Как же жилось и работалось героине?
(Трудно, тяжело).
—В чем трудность? (Сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор).
—А был у героини выбор? (Да, был).
Мария Никифоровна преодолевает все трудности, несмотря
на молодость. Андрей Платонов совершенно не случайно дает своей героине имя
Мария, он использует прием «говорящие имена».
Обращаемся к словарю личных имен.
Мария (древнееврейское) горькая, любимая, упрямая.
Никифор (древнегреческое) победитель, жизнерадостен,
энергичен.
(Комментарий ученика, как имя героини помогает в
раскрытии ее характера).
Итак, для героев А. Платонова трудность даже не в том,
что приходится преодолевать трудности, а в том, как это происходит, важно
сделать правильный выбор.
-В чем же видит смысл жизни героиня рассказа? Нашла
свое место в жизни Мария Никифоровна?
(Место в жизни человек определяет для себя сам. Для
героев Платонова, которые занимают активную жизненную позицию, смысл жизни – в
служении людям. И это высшая ценность!).
—Для чего человек живет? В чем смысл жизни?
Ответы детей:оставить добрый след на земле; для других
людей; чтоб разбогатеть; продолжить свой род; добиться славы, успеха,
известности и д.р.
Учитель : Весь смысл жизни заключается в бесконечном
завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше . Эмиль
Золя.
Слово психолога. Роль профессии в жизни человека
Выбранная профессия играет огромную роль в жизни
человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в
отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа.
Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.
Каждый человек
стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной,
открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если
кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый
настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то
жертвовать, несмотря на свои желания.
VI. Обобщение:
Письменно по схеме ответить на вопрос:
нужны или обществу такие люди как Мария Никифоровна,
героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»?
Я считаю, что….
…, потому что …
Я могу доказать это на примере…
Исходя из сказанного, делаю вывод, что…
По желанию прочитать вслух свои ответы.
VIIДомашнее задание: Напишите
мини-сочинение на тему :“Какую пользу я могу принести людям”.
РАССКАЗ А.П.ПЛАТОНОВА «ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА»
Цели урока:
— формировать представление учащихся об идейном своеобразии рассказа «Песчаная учительница»; создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа;
— развить навыки анализа текста, развивать художественное мышление, развивать логически связанную речь, формировать читательскую позицию;
— на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке
Ход урока
…Главное – сеять души в людях…
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,
а на сердце и разум придет, а от разума и
трудное легким станет.
А.Платонов
I Организационный момент.
II Повторение ранее изученного материала.
Литература 20 века многогранна и богата именами. Назовите писателей и поэтов 20 века.
Заполнение таблицы:
Русская литература 19-20 вв. |
писатели |
поэты |
драматурги |
романы |
стихотворения |
пьесы |
III. Слово учителя.
В литературе 20 века есть имя писателя, чье творчество отличается постоянной заботой о счастье человека, о его душевном равновесии в сложном и меняющемся мире. Это – Андрей Платонович Платонов. В двадцать три года Платонов писал: «теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…».
Андрей Платонов говорил: «Писать надо не талантом, а «человечностью» – прямым чувством жизни. Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях».
— Как вы понимаете эти слова А.Платонова?
— Каким выгладит идеальный порядок жизни для него?
( В этих словах автора звучит увлеченность работой, сила человеческого характера, желание помочь всем, в постоянной заботе об окружающих смысл всей деятельности человека, по мысли автора, также как и в рассказе «Песчаная учительница»)
Действительно, в рассказе А.П.Платонова «Песчаная учительница» повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
IV. Беседа по выявлению восприятия художественного текста.
Прием: Верные-неверные утверждения.
- Мария выросла в Прикаспийской пустыне
- Отец Марии был известным рабочим
- Марию назначили учительницей в село Хошутово
- Село Хошутово было красивым и цветущим
- Мария Никифоровна учила жителей строить заводы и фабрики
- Через год после приезда Марии село опустело
- Кочевники истребили все, что с трудом выращивали жители села
- Молодая учительница не выдержала жизненных испытаний и вернулась в родной город.
V. Работа с текстом.
1. Смысл названия
— Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?
— В названии автор дает нам подсказку о главных героях рассказа. Кто они?
(учительница и пустыня)
2. Изображение пустыни в рассказе. События рассказа происходят в пустыне.
Выступление ученика-географа:
Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью. В пустыне редко встречается или отсутствует флора, фауна здесь специфическая. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки (Сырдарья, Амударья, Нил). Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо, характеризуются преобладанием в почвенном растворе водно-растворимых солей над органическими веществами. Расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более.
Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.
Выступление ученика-лирика:
Какое-то неприятное, даже пожалуй, страшное само слово пустыня. Она не оставляет никакой надежды, решительно объявляя — здесь ничего нет и быть не может. Здесь пустота, пустыня.
А.С.Пушкин писал: «В пустыне чахлой и скупой/ На почве, зноем раскаленной…». На многие сотни километров тянется пустыня, сколько, казалось бы, ни идти, ни ехать, все одна и та же безжизненная земля.
Но для людей, выросших в пустыне или рядом с ней, земля эта действительно величественна и прекрасна, как и всякая земля, по которой ходит человек, на которой он живет.
— Проследите за тем, как автор в рассказе описывает пустыню.
Астраханская пустыня |
Среднеазиатская пустыня |
Волнующаяся от легчайшего ветра Караваны верблюдов, уходящих в Персию Загорелые купцы Песчаная пудра Пустыня-родина героини География поэзия |
Солнце исходило зноем Высота жуткого неба Раскаленные барханы, как пылающие костры Песчаная буря Яркий день кажется мрачной ночью Неухоженные колодцы |
— С чьим восприятием тесно связаны картины пустыни в начале рассказа? (Марии Нарышкиной)
— Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде? (в первом случае пустыня показана как часть природы, живущая по своим законам, не всегда понятным и прекрасным, во втором случае пустыня связана с ненужным тяжким трудом людей, сломленных пустыней).
3. Изображение душевного состояния героини.
— В чем различие между описаниями пустыни? (одна пустыня знакома героине, это ее родина, а другая – чужда и непонятна ей).
Сравним душевное состояние героини в первых главах:
Астраханская пустыня (часть 1) |
Среднеазиатская пустыня (Часть 2,3) |
Ни война, ни революция ее не коснулась; Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство; С восторгом читает книги по географии; Пустыня для нее поэзия; Неясно осознает свое предназначение |
Тоскливое чувство охватило путешественницу; первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в пустыне; долгие вечера думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание; крепкая, веселая натура Нарышкиной стала теряться и потухать |
итог |
|
Оберегалась родителями от невзгод, не готова к настоящей жизни |
Столкнулась с настоящими трудностями жизни в пустыне |
4. Работа над исследованием гипотезы: в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества.
Задание для 1 группы: Найдите и опишите Хошутово в первые месяцы работы молодой учительницы
Задание для 2 группы: Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы
Представление результатов поиска в виде схемы:
Итог исследования: В начале повествования мы видим героиню и ее окружение отчужденными от настоящей жизни, непонимающими ее. Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли.
Душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.
5. Вопросы:
— Почему жители села не смогли проявить свою силу в борьбе с пустыней?
— Как можно оценить деятельность героини?
— Могла ли Мария Нарышкина поступить по-другому в ситуации с нападением кочевников?
— Какие мысли вызвал финал рассказа? Прочитайте впечатлившие вас строки.
— В чем смысл служения людям? (Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих).
6. Обобщение: Письменно по схеме ответить на вопрос: нужны или обществу такие люди как Мария Никифоровна, героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»?
Я считаю, что….
…, потому что …
Я могу доказать это на примере…
Исходя из сказанного, делаю вывод, что…
По желанию прочитать вслух свои ответы.
VI. Подведение итога урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”.
VII.Рефлексия.
– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– Мое настроение…