Почему в известной сказке репка ее персонажи только собравшись все вместе смогли вытащить репку

Тема.
Решение задач. Сложение сил.

Цель модуля. Освоить
навыки
 графически изображать силы, находить их равнодействующую.
Систематизировать знания и самоконтроль учебных достижений по теме, выявить и
откорректировать ошибки.

Учебный
материал

Проверка домашнего задания

АОЗ. Вопросы

Ответьте
на вопросы:

  1. Какие
    характеристики силы вы можете назвать?
  2. Какое
    направление имеют сила тяжести, сила упругости, сила трения?
  3. Какая
    сила называется равнодействующей нескольких сил?
  4. Как
    найти равнодействующую двух или нескольких сил, действующих на тело
    вдоль одной прямой в одну сторону?
  5. Как
    найти равнодействующую двух или нескольких сил, действующих на тело
    вдоль одной прямой в противоположные стороны?
  6. Как
    будет двигаться тело, если силы, приложенные к нему, равны по модулю, но
    противоположны по направлению? Чему будет равна их равнодействующая?
  7. Почему
    в известной сказке «Репка» ее персонажи, только собравшись все вместе,
    смогли вытащить репку?

Проверьте
себя, просмотрев ответы на вопросы в конце модуля.

Разбор решений задач

Задача 1. На
тело вдоль одной прямой действуют силы, равные 15 Н и 20 Н. Изобразите эти
силы графически, когда сначала они действуют в одном направлении, а затем – в
разных направлениях. Найдите их равнодействующие.

Решение:

Сhttps://gigabaza.ru/images/5/8208/2ac4be2e.gifилы
действуют в одном направлении. Их равнодействующая равна:

F =
F1 + F2

F =
15H+20H = 35H

Ответ: 35Н.

Решение:

Силы
действуют в разных направлениях. Их равнодействующая равна:

F =
F1 – F2

F =
20H–15H = 5H

Ответ: 5Н.https://gigabaza.ru/images/5/8208/1d675242.gif

Задача 2. Автомобиль
движется равномерно и прямолинейно по шоссе. Изобразите силы, действующие на
него.

Решение:

Если
автомобиль движется равномерно, то равнодействующая всех сил, приложенных к
нему, равна нулю. На автомобиль действуют: сила тяжести FT, сила
упругости Fупр, сила тяги Fтяги, сила сопротивления Fсопр.

https://gigabaza.ru/images/5/8208/1a31b6c7.gif

Задача 3. Электровоз
развивает силу тяги 320кН. Сила сопротивления движению – 180кН. Вычислите
равнодействующую этих сил.

Решение:

На электровоз действуют: сила
тяжести FT, сила упругости Fупр, сила тяги Fтяги,
сила сопротивления Fсопр. F – равнодействующая сил.

Fтяги=320000H

Fсопр=180000H

F=Fтяги-Fсопр

F=320000-180000=140000H=140кН

Ответ:
140кН.

Задача 4. При
каких условиях скорость тела сохраняется неизменной? Как ведет себя при этом
тело?

Решение:
Если силы, действующие на тело, скомпенсированы, т.е. их равнодействующая =0,
то тело сохраняет скорость постоянной (υ=0 или υ=const).

Задача 5. Что
покажет динамометр, изображенный на рисунке?

https://gigabaza.ru/images/5/8208/70c3f64c.png

Решение:

F=F1+F2+F3=(m1+m2+m3
g

F=(0,2+0,3+0,3)·
10=8H

Ответ: 8Н.

Задача 6. Масса
автомобиля m=1000кг. Двигатель автомобиля развивает силу тяги F1=15Н.
Скорость автомобиля при такой силе тяги увеличивается на ∆υ=1 м/с за
промежуток времени ∆t=1с. Определите силу сопротивления.

Решение:

На
автомобиль действуют 2 противоположно направленные силы: сила тяги F1 и
сила сопротивления Fс. Модуль равнодействующей силы: F=F1+Fс,
отсюда Fс= F-F1.

Вспомним
определение силы. Чтобы изменить скорость тела массой 1кг на 1 м/с, требуется
сила 1Н.

Тогда,
чтобы изменить скорость тела массой 1000кг на 1 м/с, требуется сила F=1000Н,
и Fс=1500Н-1000Н=500Н=0,5кН.

Ответ:
0,5кН.

Самостоятельная
работа

  1. Изобразите
    графически силы, действующие на брусок, подвешенный к пружине
    динамометра.
  2. Масса
    подвешенного к тросу груза m=15т. Определить модуль силы упругости,
    возникающей в тросе.

Домашнее задание

Повторить:
п. 13, № 376

Подведение итогов

Вы можете сделать все, что угодно, если вы
верите в то, что вы действительно можете это сделать.

Колин Тернер

Вhttps://gigabaza.ru/images/5/8208/4fc21d92.pngыполните
устно вычисления:

Задача
1.
 На тело вдоль одной прямой действуют силы, равные 35 Н и
15 Н. Найдите их равнодействующие, когда сначала они действуют в одном
направлении, а затем – в разных направлениях.

Задача 2. Паровоз
развивает силу тяги 220кН. Сила сопротивления движению – 120кН. Вычислите
равнодействующую этих сил.

Задача
3. 
Чему равна масса одного бруска, если динамометр
показывает силу 10Н? Все бруски одинаковы.


9

Какой смысл в сказке «Репка»?

сказка репка

13 ответов:



7



0

Смысл в сказке «Репка» очень простой. В одиночку всегда трудно. А когда мы вместе, то и дело делается. В сказке Репка как вы заметили проблема решилась только совместным участием. Автор хочет донести до читателя, что любые сложности преодолеваются быстрее в командной работе. Взаимопомощь очень сильный фактор в работе.

В сказке показан наглядный пример коллективной работы.



5



0

Можно долго говорить о том, что простая детская сказка учит взаимопомощи, коллективному труду и прочим полезным для выживания привычкам, но на самом деле она этому… не учит. Вернее, перед нами классический образец кумулятивной сказки, которая в принципе учит совсем другому.

Русские «Репка», «Теремок» и «Курочка Ряба», английский «Дом, который построил Джек» и многие другие у разных народов мира относятся к древнейшим. Их изначальный смысл был неоднократно заменён на более поздние додуманные. Призыв «давайте работать дружно» — такая поздняя подмена. Изначально кумулятивные сказки и стишки учат вербальному мышлению, языку:

  • знакомят ритмикой и фразовой мелодией языка;
  • вводят понятие «актуальное членение предложения», то есть объясняют на самом простом примере логику оформления мысли в предложении;
  • развивают память.

Даже самые древние люди, хоть и «университетов не кончали», дураками не были, ибо придумали принципиальный подход к решению всех задач, которые стоят перед человеком, переставшим быть просто обезьяной.

Но если вопрос задаёт ребёнок или училка в школе требует ответ, то нужно непременно сказать, что необходимость работать вместе — главный урок, который можно извлечь из «Репки».



4



0

Смысл сказки «Репка» в том, что никогда поодиночке трудную работу выполнить не получится, а вот объединившись, можно и горы своротить. И ведь даже смысл не в том, что чтобы вытащить репку понадобилась сильная мышка, а в том, что даже маленький участник не будет лишним в общей работе. Ведь если бы мышка не пришла помогать, репку бы не вытащили. Хотя она и маленькая, но даже её сила приложенная к общим усилиям принесла свои плоды. Так что, нужно сообща работать. Как говорится — «Вместе мы — сила!». Поодиночке ни дед, ни бабка, ни внучка, ни Жучка, ни кошка, ни мышка не вытащили бы репку, а объединив свои силы легко вытащили её.

Тут подходят такие пословицы: «Один в поле не воин», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела».



3



0

Давайте предположим, что репка, это урожай в поле, который созрел и его пора собирать. Одному этот урожай не осилить. Поэтому нужна рабочая сила. И для того чтобы убрать поле, следует прилагать усилие. Только всеми, всей семьей, даже мышка (она тоже член семьи), семья деда убрала урожай.

Также эта сказка учит о том, как важно помогать в семье родителям, особенно в наше сейчас время. Ведь дети сейчас порой эгоистичны, не любящие родителей, а только любящие деньги, развлечения и удовольствия. ( 2 Тим. 3:1-5). Здесь мы также находим урок в воспитании детей и для родителей. Чтобы вырастить из детей порядочных людей, также следует применять усилие.



2



0

Такая простая на первый взгляд сказка, несет довольно серьезный позыв читателю. Какими бы сильными не были дедушка, бабушка их внучка и домашние питомцы, по одному вытащить корнеплод у них ни за чтобы не получилось. Только когда они собрались все вместе и дружно взялись за сбор урожая, дело пошло на лад. На мой взгляд смысл сказки отлично отражает пословица

YieZvRWHDox6b3BZDCQ7fHrHyfHD2g4l.png



1



0

Дед из сказки «Репка» даже не подозревал, что овощ вырастет невероятного размера. Конечно, в одиночку он со сбором богатого урожая не справился и не смог вытащить репку, пришлось позвать на помощь всех обитателей дома. И только когда все герои взялись тянуть репку, то она им поддалась.

Сказка учит нас тому, что только сплотившись, можно выполнить тяжелую работу. Здесь даже помощь мышки оказывается вовсе не лишней. Каждому найдется дело по силам, главное — единство и желание добиться цели.

Сказка «Репка» очень поучительная, особенно для тех родителей, которые ограждают своих детей от посильной работы. Если ребенку доверить какое-либо дело, то он с удовольствием внесет свой вклад в решение общей проблемы.



0



0

Смысл в сказке «Репка» следующий.

Когда берётесь дружно всей семьёй, любая работа ладится.



0



0

Всё просто, смысл в том, что одному сложно чего-то добиться. А с кем то, тогда все получится. Любое дело лучше делать сообща!



0



0

Смысл на мой взгляд один, это коллективный труд.

То есть то что не под силу одному, под силу коллективу.

Дружная семья, хорошие отношения в семье, ещё один смысл этой сказки.

То есть большая и дружная семья это хорошо.



0



0

В данной сказке, воспиваются оды коллективному труду, ведь ее герои, смогли достичь нужного для них результата, а именно вытащить репку, только за счет совместных отлаженных усилий. Плюс этот труд их сплотил и еще больше, поспособствовал семейному счастью.



0



0

Сказка учит дружно и слаженно работать. То, что не под силу одному человека, сможет одолеть целый трудолюбивый коллектив. Нужно помогать другим, тогда и тебе помогут тоже.И еще это целая ода семье. В дружной семье любое дело спорится легко. https://text.ru/anti­<wbr />plagiat/5b96faba751a8



0



0

Смысл в этой старой детской сказке в том, что в одиночку очень сложно что-то сделать или чего-то добиться, то есть один в поле не вони, а вот если всё делать сообща, вместе, то абсолютно любая работа или любое дело под силу, со всем можно справиться, один никогда не справишься с каким-то сложным делом, так что нужно дружить и помогать друг другу, тогда и всякая работа будут казаться гораздо легче, да и сделать её можно гораздо быстрее.



0



0

Как там? Все тянули-тянули, вытянуть не могли, а пришла маленькая мышка и вытянули. Все лавры маленькой мышке, которая если и помогла, то ну очень слабо. Просто остальные старались-старались и наконец получилось. Но лавры мышке. Так и в жизни бывает. И не только положительные лавры на голову сваливаются.

Читайте также

По старшинству или по ранжиру. Сакральный смысл искать в последовательности участников действия не будем. Просто сказка слагалась во времена патриархата.

В семье главным был мужчина, поэтому дед первым взялся за репку. Кто был дальше, всем известно. Дедке с бабкой, по традиции, всегда должны были помогать представители младшего поколения. А вот почему после внучки идёт собака, а не кошка, это вопрос. Значит, важнее в хозяйстве была помощь гавкающего сторожа, чем мышеловки. Именно кошка и взялась за репку предпоследней.

Чтобы узнать за кем тянула репку мышка,посмотрим сказку и кто там за кем находился).

Всего в русской народной сказке «Репка» было шесть персонажей:

Дед,бабка,внучка,жучка, кошка,мышка.

Первый пришел тянуть репку дед, вытянуть не смог,позвал бабку,с бабкой тоже у них ничего не получилось,бабка позвала внучку(втроем они тоже с задачей по сбору урожая не справились),внучка позвала жучку(в четвертом они тоже с задачей не справились),жучка позвала кошку(но и пятерых им репка оказалась не под силу) тогда кошка позвала мышку и вот тогда они и вытянули репку.

Значит мышка была за кошкой

В русской народной сказке под названием » Репка » главными героями являются три человека и три животных и один овощ, который тянули в огороде из земли.

  1. Дедка, трудолюбивый старый человек, который посадил семена репки и сам же определил, что репка созрела и попытался ее самостоятельно вытянуть, но силы не те — не смог.
  2. Бабка — это бабушка, которая вечно хлопочет по хозяйству, готовит вкусные обеды для деда с внучкой и часто помогает деду в его начинаниях. например тянуть репку.
  3. Внучка — это самая большая помощника бабушки и дедушки, добрая и хорошая девочка.
  4. Жучка — это собака обычной дворовой породы, но тем ни менее очень умная и отзывчивая, всегда прибежит к хозяину, если требуется ее помощь.
  5. Кошка, ласковый и мурлыкающий комочек.
  6. Мышка, именно ее силы для вытягивания репки из земли и не хватало. Мышка помогла всем вместе вытянуть репку.
  7. Чудо репка, выросла в огороде такой большой, что ее пришлось тащить так сказать » всем миром «. Именно она объединила работать всю семью.

В тяжелом процессе вытягивания репки из земли, согласно тектсту сказки «Репка», участвовали следующие персонажи:

Первый персонаж — Дед (человек);

Второй персонаж — Бабка (человек);

Третий персонаж — Внучка (человек);

Четвертый персонаж — Жучка (домашнее животное)

Пятый персонаж — Кошка (домашнее животное);

Шестой персонаж — Мышка ( дикое животное).

Проанализировав вышепреведенные данные, можно сделать вывод, что в трудоемком процессе сбора урожая репы принимало участие ТРОЕ людей и трое представителей фауны, один из которых, хоть и проживает в доме, является диким грызуном.

Сексисты могут возразить, что Бабка и Внучка не являются человеками, а относятся к совершенно отдельному виду живых существ под названием «женщины». Возражаю, так как женщины тоже человеки

Итак, ответ на вопрос — ТРОЕ человек тянули репку.

Героиня эта — Жучка из сказки «Репка». Данная сказка известна широким кругам в пересказе для детей, потому что в том виде, в каком её записали собиратели, она могла вызвать брови домиком и выражение «эпик фейл» не только у детей, но и у взрослых, и главный вопрос там был вовсе не в «именитой» собаке (да, я знаю значение слова «именитый», мне просто пошалить созвучиями и смыслами захотелось, ситуация настраивает)..

текст при наведении - Репка, текст

Это чтобы сразу закрыть тему о том, что там за собака такая особенная, которую запомнили по имени, оставив всех людей анонимными. Сами понимаете, какое слово — не для печатного издания XIX века, и в наше время тоже не приветствуется.

Меня вот больше ноги занимают — их странное количество.

K0Nn3RJYeWhUu7hioUf9BBc6mnDvGIP.png

*

Я тоже думаю, что если разобраться в этих ногах, то вопросы мироздания как-то сами по себе разрешатся.

Русская сказка про Репку и Ноги: настоящий текст оригинала Афанасьева, идейно-тематический и психологический анализ сказки, воспитательный и сакральный смысл.

Дата обновления статьи: 16.01.2023

Современный вариант сказки про «Репку», который тиражируется в детских книжках сегодня — это творческая переработка оригинала известным педагогом Константином Ушинским, созданная им для учебника «Родное слово» в 1864 году. Результат в ней достигается совместными усилиями разных персонажей, в том числе таких традиционных «антагонистов» и неприятелей как кошка с собакой. Таким образом, смыслом сказки становится взаимопомощь и объединение ради общего дела.

Сказка про Репку. Иллюстрации Елизаветы Бем

Рисунки Е.Бем — читать подробнее про первую русскую женщину иллюстратора, знаменитую своей техникой силуэтов.

Однако, в оригинале не было ни кошки, ни мышки. Зато было пять «ног», которые приходят по очереди. А, значит, и смысл изначальной истории, по всей видимости, совершенно иной.

Для начала приведем оригинал текста сказки про Репку, в том виде, в котором он был опубликован в сборнике «Русские народные сказки А. Н. Афанасьева» (под номером 89) в 1863 году. Насколько известно — это первое печатное издание данной сказки. Его текст был записан А.Харитоновым в Архангельской губернии.

Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!

Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла, но́га(?). Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру́га, но́га; дру́га, но́га за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой, но́ги).
Пришла пя́та, но́га. Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!



Репа в земле, корнеплоды

Здесь обращают на себя внимание два факта (помимо сбивающего с толку наличия неких «ног»):

  • Слово «нога» пишется с ударением на первый слов, то есть именно нОга, а вовсе не ногА.
  • А. Н. Афанасьев, вероятно, сам не понимал какой смысл стоит за «нОгой», так как в скобках поставил знак вопроса.

Вполне возможно, что исконный смыл этого слова не знал уже и сам рассказчик, со слов которого собирателем и была записана сказка. Возможно, он просто передал то, что запомнил с детства, нечто, что было рассказано ему отцом или дедом, а тому — его дедом…

При этом важно заметить, что речь здесь НЕ идет о какой-то ошибке, опечатке, случайной нелепице, насмешке рассказчика над городским грамотеем или чем-либо еще из этой серии. Дело в том, что связь вытягивания репки с ногами крайне устойчива — сказки и присказки точно такого же содержания впоследствии фиксировались и в других регионах, записывались со слов других рассказчиков.

Например, известен текст П. А. Бессонова 1868 в поэтической форме:

«Прилетела Нóга,

Прилетела дрýга,

Прилетела третья…»



Еще вариант: 

«Один сядет Репой: другой тащит за ногу, не стащит тащит третий, тащит четвертый, всё не стащут. Соберутся побольше: вытянули репку Побегут и закричат, с радости».

Мы попробовали обобщить все существующие на сегодняшний день версии и гипотезы касательно загадочных «ног», развить их и/или предложить некоторые свои. Итак, начнем.

Взаимопомощь + мудрость старших

Некоторые исследователи пытаются трактовать сказку в том же ключе, что и ее позднюю переработку с кошкой и мышкой. Мол, чего не может сделать один или двое, то получится если взяться за дело скопом. То есть под «ногами» можно понимать каких угодно индивидов, спешащих на помощь — соседи, родственники, друзья.

Впрочем, тут сбивает с толку то, что «ноги» являются на помощь НЕ попарно (1 человек = 2 ноги), а по одной. «Пришла нОга… , тянут-потянут, вытянуть не можут!… Пришла дру́га, но́га» — то есть согласно такой логике получается, что «один человек = 1 нога».

Так же странно выглядит то, что человек в данной трактовке ассоциируется именно с ногой, а не с головой, душой — что было бы более в духе нашей традиции, либо с рукой — что более актуально с учетом сюжета сказки.

Существует версия, что вся соль истории заключается в последней пятой ноге. Якобы, первые две пары ног, приходящих на помощь — это все-таки некоторые люди (остается открытым вопрос почему они являются не сразу с двумя ногами, возможно, речь о внимании и усилиях — сначала человек трудился как бы наполовину (=одно нога»), потом в полную силу (= «друга нога»). А вот последняя пятая нога — это тот, кто и помог достичь желанного результата. То есть сказку можно рассматривать как определенную загадку. Кто этот одноногий, благодаря которому, удалось то, что не смогла осилить сделать целая компания (дед, бабка, внучка, сучка, и двое двуногих)? Вероятный ответ — это некий хромой старец, старик, а старость традиционно ассоциируется с мудростью. Получается, что смысл сказки в том, что именно мудрость, а не физическая сила помогает добиться результатов в любом деле (даже таком простом, как вытащить репку). Без нее успех просто невозможен.

описание

Виктор Корольков. Царство Бабы Яги

С другой стороны, одноногим персонажем может быть и некое потустороннее существо — например, «Баба-Яга — костяная нога» . Ведь именно несимметричность внешнего облика (одноногость, одноглазость) нередко в самых разных индоевропейских культурах указывает на того, кто стоит на перекрестке миров: частично — здесь, а частично — там.

Подсчет ног и поиск соответствий

Есть и еще один вариант трактовки, который в своем объяснении прибегает к теме одноногости. В нем «ноги» НЕ являются кем-то самостоятельным, а как бы соответствуют уже перечисленным персонажам:

  • Сначала приходит одна нога — это хромой дед;
  • Затем «две ноги» — это бабка;
  • Затем «три ноги» — это внучка (подразумевается маленький ребенок, который еще неуверенно ходит и порой помогает себе рукой, то есть находится на промежуточной стадии между ползаньем на четвереньках и прямохождением. Или — в иной версии — это ребенок в ходунках из трех опорных ног);
  • Затем «четыре» ноги — сучка;
  • Затем «пять ног» — загадочный персонаж, объяснения которому нет.

Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!



Детские ходунки с тремя ногами - дореволюционное фото

Фото Дмитрия Багаева, начало XX в.

Впрочем, такая версия в целом кажется не слишком убедительной, ведь текст явно говорит о том, что дед, бабка, внучка и сучка совместными усилиями НЕ смогли вытянуть репку, и только потом — когда пришел некто еще (те самые «ноги») — это наконец им удалось. Поэтому вряд ли «ноги» являются дублями изначальных героев.

Кроме того, в этой версии самый главный вопрос пятой наги остается никак не раскрытым. Хотя наводит на ассоциации с поговоркой «как собаке пятая нога».

Сельскохозяйственный календарь

Интересную версию опубликовала литератор Мара Рушева (на proza.ru) — она считает что в знаменитой сказке речь идет об осенней уборке репы для зимнего хранения, а «ноги» соответствуют счету в днях.

Так, традиционно уборка корнеплодов начиналась на Руси на Куприяна — это 13 сентября (или 31 августа по старому стилю). Читать подробнее про перевод дат из старого стиля в новый и календари на Руси
. Длится она ровно 15 дней до так называемого дня «репореза», который приходится на 28 сентября (или 15 сентября по старому стилю). Именно к «репорезу» нужно полностью завершить всю уборку урожая.

Урожай репы

Если сложить все дни — то есть «ноги» в сказке про Репку (5 ног за 4, 4 ноги за 3, 3 ноги за 2, две ноги за 1: 5+4+3+2+1 = 15) — мы получим 15 дней, то есть как раз разницу между Куприяновым днем и репорезом — или общий срок на протяжении которого ведется уборка этих корнеплодов.

Соответствие дней «ногам» из сказки объясняется следующим образом: в словаре В. И. Даля, есть следующие устаревшие слова:

«надысь» — нареч. ногдась, намедни, онамедни, ономнясь. (Толковый словаря Даля)

«оногда» — «недавно, на днях», диал. оногды́, оноды́, курск., воронежск., (о)ногды́сь, казанск. (Даль), укр. о́ногда, о́ногди, чеш. оnеhdу, оnаdу «недавно». От он аналогично всегда́, иногда́, тогда́, когда́ или с помощью суф. -ды, ср. польск. kiedy и т. д. Относительно конечного -сь ср. се.



То есть вполне возможно, что в каких-то местных говорах и диалектах (напомним, сказка была записана в Архангельской губернии) «нога» могла соответствовать «дню», так как определенные параллели со счетом времени явно прослеживаются.

«Золотые» принципы строительства

Лектор Сергей Данилов, знаменитый своими нестандартными глубокомысленными трактовками исконных русских слов, приводил в свое время такое объяснение сказки про «Репку» — по его версии речь идет о расчете правильных углов ската крыши при строительстве в зависимости от назначения помещения.

Так, он предлагает нарисовать круг с 16 точками (считается, что именно шестнадцатеричная система счета существовала на Руси в древности и применялась в строительстве), далее за нулевую точку принять вершину и вести отсчет «ног» следующим образом:

  • Нулевая точка соединенная с первыми отстоящими от нее точками = первая нога;
  • Нулевая точка соединенная со вторыми = вторая нога;
  • Нулевая точка соединенная с третьими = третья нога;
  • Нулевая точка соединенная с четвертыми = четвертая нога;
  • Нулевая точка соединенная с пятыми точками = пятая нога.

Данилов связывает получившиеся углы ската крыши с энергетическими потоками и говорит, что именно «пятая нога» соответствует параметрам комфортным для проживания людей. Он считает, что крыши жилых помещений на Руси соответствовали этому углу (на рисунке ниже — это последние фиолетовые линии).

описание

Расчет углов скатов крыш по С.Данилову

Чем более крутой скат — тем выше токи энергий. Поэтому «первая нога» (почти пологий скат) применялась в крышах амбаров для хранения продуктов, вторая — для птичников, третья — для хлевов, где находились животные, четвертая — для пристроек к дому, пятая — для непосредственно изб и теремов, а седьмая (наиболее острая, устремленная ввысь кровля) использовалась в различных культовых, сакральных постройках (что в принципе верно и по сей день — все религиозные строения как бы вытянуты вверх, как и знаменитые пирамиды Александра Голода, в которых, согласно некоторым исследованиям, например, наблюдается эффект самозатачивания лезвий).

Версия интересная и красивая, но не совсем понятно для чего такие сложные расчеты закодированы в детскую сказку. Можно предположить, что некоторые истины должны быть усвоены с детства на подсознательном уровне, однако, получается, что в самом тексте сказки нет самого важного — указаний на значения «ног». Кажется, что «пятая» — самая важная, но, как видим есть же и «седьмая» (еще более насыщенная энергией), почему же сказка «Репка» делает акцент не на ней?

Санскрит?

Нередко для трактовки определенных древнерусских слов прибегают к санскриту (древний язык Индии, на сегодняшний день «мертвый» — аналогично латыни), так как корневые основы наших языков удивительно близки, что является доказанным фактом для значительного количества русских и индийских лингвистов.
Проверим, какие смыслы может дать нам санскрит по слову «нога».

К сожалению, именно в транскрипции «но-га» соответствий НЕ находится. Однако, в санскрите есть слово НА-ГА (नग /naga/ /naga/ m.), смысл которого выводится из составляющих его слогов: «на» = отрицание; «га»=движение (сравните русские слова телеГА, дороГА, ГАть, кочерГА, вьюГА, ГАрмонь, ГАрпун). НА-ГА = НЕ ДВИЖУЩИЙСЯ/ НЕ ХОДИТ.

Иллюстрация Рикки-Тикки-Тави

Иллюстрация из книги Редьярда Киплинга The two jungle books, 1895 г.

Словом «НА-ГА» в санскрите может обозначаться:

1. гора
2. дерево
3. змея (вспомним известные с детства имена змей в истории Р.Киплинга про мангуста Рикки-Тикки-Тава — это были Наг и Нагайна/Нагена)

Впрочем, к сказке про «Репку» полученные значения применить не удается, или же отсутствуют какие-то необходимые для понимания логические связи. Можно, конечно, предположить, что репку помогают вытащить змеи, но в таком случае нужно было бы доказать что в определенных регионах Руси «нага» означала змею. Кроме того, это не проясняет нам суть сказки — почему змеи? Что это символизирует? В чем заключается мораль истории?

Магия числа 9

Существует предположение, что до принятия христианства на Руси неделя считалась НЕ как 7-дневный период (аналог 7-дневного божественного творения), а как 9-дневный. Так, косвенное подтверждение этому есть в том же словаре В. И. Даля:

«Встарь вели счет у нас сороками и девяностами».



Интересно, что 360 градусов в круге ровно делятся на 9, что в результате дает 40. Можно переложить это годовой календарь, который сам представляет собой круговое движение Земли вокруг солнца (=360 дней, что может быть как ошибкой древних астрономов, так и последующим замедлением вращения, приведшему к тому, что теперь дней уже стало 365), при этом если длина месяца составляет 40 дней (как указано у Даля), то месяцев в году получится как раз 9.

Движение Земли, космос

Соответственно, число 9 на Руси приобретает некий особый сакральный смыл — и оно действительно нередко фигурирует в разных подсчетах, отметках и поговорках:

Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Девять человек — все равно что десяток.


У храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять — ловкость.


Кошку девятая смерть донимает.


Девять дней, девять верст — как сокол летел.


За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.


Охотника девятая заря кормит.


Девятка — хорошая загадка.


Квас молодой, да налит девятой водой.


Что хитро, то и просто: девятью десять девяносто.



Исходя из всего вышесказанного получается, что девятка символизирует некое завершение, полноту. Девятка — это уже нечто переходящее в новое качество, на новый уровень — «девять человек — все равно что десяток».

Некоторые авторы рассматривают эту числовую гипотезу глубже — на сакральном уровне чисел и взаимодействия различных вибраций, миров Яви, Прави и Нави. Так, первые четыре персонажа — проявленные:

  • Дед и Бабка (мир богов и/или предков) — то, что должно быть, мир богов и/или предков, мир Прави. Олицетворяют силу мужского (Дед/Сварог) и женского (Бабка/Мать Лада) начала.
  • Внучка и сучка — то, что есть, мир Яви. Олицетворяют всех ныне живущих людей и животный мир.

А пять «ног» — это некие непроявленные еще потусторонние силы Нави (темная материя?), которые также участвуют в формировании событий физического плана на Земле. Они представляют собой вибрации, намерения, непроявленную энергию.

описание

Координация усилий первых четырех трактуется как создание порядка из хаоса, а пятерка невидимых «ног» представляет собой единство пяти стихий, что вместе (девятка) дает полноту и завершенность — то есть вибрации космоса, проявленные через конкретных творцов реализуются в Яви.

Напомним, что именно девять персонажей потребовалось для того, чтобы вытащить Репку: дед, бабка, внучка, сучка и пять ног. Однако, опять же в данной версии мы не видим никакого объяснения собственно «ног», кроме того, есть некоторые сомнения касательно того всегда ли героев в сказке именно девять, или это так лишь в версиях записанных А. Н. Афанасьевым и П. А. Бессоновым.

Бесконечный стих для засыпания

Вполне возможно, что «ног» может быть совершенно любое количество! Например, в детском игровом стихотворении, записанном в песенных сборниках XX века ног уже десять!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,


Сеяли репу…


Пришел репу рвати,


Пришел одноногий:


Ножка — за лапку,


Лапка — за бабку,


Бабка за дедку,


Дедка за репку,


Не вытянули репку!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Пришел репу рвати,

Пришел двухногий:

Две ноги за ножку,

Ножка за лапку,

Лапка за бабку,

Бабка -за дедку,

Дедка -за репку,

Не вытянули репку!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Пришел трехногий:

Три ноги — за две,

Две ноги — за ножку

и т. д.

до «десятиногого».

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,


Сеяли репу…


Пришел репу рвати,


Пришел десятиногий:


Десять — за девять,


Девять — за восемь,


Восемь — за семь,


Семь ног — за шесть,


Шесть ног — за пять,


Пять — за четыре,


Четыре ноги — за три,


Три ноги — за две,


Две ноги — за ножку


Ножка за лапку,


Лапка за бабку,


Бабка — за дедку,


Дедка — за репку,-


Вытянули репку!.



Остается только гадать — могло ли в сказке число ног быть совершенно любым (то есть оно не принципиально для понимания ее сути) или же это поздний вариант переработки, созданный на базе оригинала сказки, когда люди уже не понимали ни смысла «ног», ни смысла собственно числа 9.

Мать качает дитя в люльке. Картина Ф.Н.Рисс

Ф.Н.Рисс, Колыбельная песня. Ранее 1886 г.

Отсюда, возникает еще одна версия. Может быть, сказка — это просто некий бесконечный стих для засыпания? Или для обучения детей счету? В таком случае многократное повторение того какое число идет за каким помогает как выучить их порядок, так и усыпить монотонными повторениями.

Впрочем, открытым остается вопрос почему именно «ноги»? Почему не кто-то простой и понятный, известный детям с рождения — лошади, мышки, курочки?

Сказки Тартарии

Напоследок — одна из наиболее удивительных трактовок. Забудем на время про «магическую девятку» и сконцентрируется на самом слове «нОга» и его значении, ведь именно оно повторяется во всех старых вариантах «Репки», будь то сказка, стих, или присказка, и независимо от того, сколько именно «ног» приходит на помощь. Отсюда напрашивается вывод, что смысл слова «нога» куда важнее, чем количество этих самых ног.

Птица ногай или грифон - символ Тартарии

Итак — «ног», «ногай», «ногуй» — это никто иной как грифон, то есть мифическое существо с головой и крыльями хищной птицы и туловищем льва. В издании сказок А. Н. Афанасьева 1938 года прямо указывается на это: в тексте «Репки» есть соответствующая сноска и пояснение что таинственная нога — это «ногай-птица».

Грифон на флагах Тартарии

Грифон на флагах Тартарии: слева — американский сборник флагов 1865 года, справа — перечень морских флагов 1709 г., снизу — К.Алярд, Книга о флагах.

Но, пожалуй, самым интересным «совпадением» является то, что именно грифон-ногай является символом Тартарии — государства которые многие до сих пор считают мифическим, хотя на подавляющем большинстве карт до начала XVIII века оно обозначено и занимает бОльшую часть Евразии (читать разбор карты Яна Янсона 1640-1650 гг). Упоминания о Тартарии есть не только на картах, но и в энциклопедии «Британника» 1771 г., испанской и французской «Всемирной географии» 1676 г., в многочисленных заметках путешественников («Путешествие по северной и восточной Тартарии Николаса Витсена» 1692 года, зарисовки жителей Тартарии в книге Сигизмунда Герберштейна, путешествие Адама Олеария в Московию, и проч.), на бесчисленных гравюрах (изображающих внешний вид, города, костюмы таРтар), в газетных статьях. Есть портрет правителя Тартарии Великого Кама во французской книге с портретами всех правителей мира (Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin) 1688 года). Существует перечень морских флагов 1709 года, где среди прочих «всем известных» государств представлены и флаги Тартарии — грифон и сова черные на желтом фоне. Более того — флаг Тартарии с грифоном есть даже в американском сборнике с флагами 1865 года!

Держава Мономаха, шлем князя Ярослава Всеволодовича

Держава Мономаха, шлем князя Ярослава Всеволодовича

Но далеко не одними только флагами ограничиваются изображения грифона. Грифон является распространённым героем золотых изделий из скифских курганов (в том числе на территории Крыма, Тамани, Кубани), находят его в большинстве алтайских захоронений, а если говорить о европейской части нашей страны — то образ грифона также пронизывает буквально все как минимум до эпохи Ивана Грозного — деревянные наличники, рисунки на сундуках, медальоны, каменные барельефы первых христианских соборов (Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Покрова-на-Нерли в Суздале), Суздальские врата, чаши, браслеты, иллюстрации в книгах, узоры на шлемах русских князей (см. выше — шишак Ярослава Всеволодовича XIII в.). Наконец, изображение грифона есть даже на державе Мономаха и оно же «венчает» двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей, наряду со львом. Кстати, не потому ли трон двойной, что в некотором смысле символизирует объединение тех, чьим символом был грифон, с теми, чьим символом был лев? И не потому ли короновано на царство было одновременно два царевича, чего до сих пор не случалось никогда?

Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей с грифоном

Реконструкция использования двойного трона. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля. Грифон — слева, справа — лев. 

Есть указания на то, что на личном знамени Ивана Грозного было изображено сразу несколько грифонов, также тройное изображение грифона — это официальный герб Малой Тартарии или Крымского ханства. Совершенно иной смысл приобретает название Ногайская орда = «орда Ногая», то есть войско под знаменем грифона-ногая.

описание

Изображения грифонов: скифское золото, барельефы Дмитриевского собора во Владимире, Суздальские врата, барельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Так, может быть, поэтому в той самой сказке про «Репку», смысл которой ускользнул даже он А. Н. Афанасьева, говориться о «нОге» — то есть о «ногай-птице»? Просто потому что на момент создания этой сказки — чем бы она не являлась (детская считалка или колыбельная, история о взаимопомощи, магия девятки и проч.) — такой персонаж как «ногай» был естественным и понятным. Представьте, что это, скажем, китайская народная сказка — и в ней на помощь неким героям прилетает сначала один дракон, потом второй… третий… пятый. Будут ли ученые ломать голову — почему же речь о драконе? Нет, это же Китай. Что может быть естественнее дракона в сказке? Дракон появляется везде. Он просто есть. Он пронизывает душу этой культуры. Китай — это дракон. Так, может быть, ровно то же самое верно для нашего прошлого с символом в виде птицы-ногая?

В подтверждение озвученной версии хочется еще раз обратиться к тексту сказки П. А. Бессонова 1868 года в стихах:

…тянут, тянут — 
Вытянуть не могут.
Прилетела Нога,

Прилетела друга,


Прилетела третья,


За третьей четверта,


За четвертой пята;


Пять за четыре,


Четыре за три,


Три Ноги за две,


Две Ноги за Ногу…


Тянут, тянут, — 

Вытянули репку.



Как видим, «Нóги» — по крайнем мере в одном из оригиналов, НЕ приходят, а еще и прилетают, а величают их с заглавной буквы, как имя собственное, или нечто важное, официальное, НЕ равное по статусу «бабке», «дедке» и «внучке».

описание

Трудно отделаться от мысли, что в ногае (грифоне) заключен какой-то глубокий, многогранный символизм, созвучный с самим самосознанием нашего народа — есть в нем нечто исконное, величественное, всеобъемлющее, имперское. Он словно простирает свои крылья во времени — от скифов к славянам и алтайским народам, и в пространстве — объединяя европейскую часть России с сибирской и дальневосточной… Меняются очертания границ на «окраинах» и названия этой страны — Федерация, Союз, Империя — но глубинная суть остается прежней. Сердце Евразии. Империя Севера. Возрождающаяся из пепла как феникс вновь и вновь. Все мы и все наши предки. И мы считаем, что НЕ нужно отказываться от своего прошлого, когда все буквально кричит о нем — НЕ нужно сужать «исконную» доромановскую Русь до Москвы, Новгорода, Киева и Золотого кольца. Все это мы — но мы еще и Тартария и скифы, а ногай (грифон) — это нить, связующая нас с этой забытой, но еще живой былью.
____________________

Мы постарались озвучить все известные версии трактовки сказки про «Репку». Возможно, одновременно отчасти правдивы несколько из них — а, может, и вовсе ни одна, а смысл сказки еще только предстоит отыскать. Напишите в комментариях какая версия кажется вам наиболее убедительной. Или, может, у вас есть совсем другая — своя?

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

  • Почему в заключительных строках светланы автор говорит здесь несчастье лживый сон сочинение
  • Почему в жизни человека важна мама сочинение
  • Почему в древнем китае говорили не дай вам бог жить в эпоху перемен сочинение
  • Почему в волшебных сказках добро всегда одерживает победу над злом
  • Почему в английском языке не читается так как пишется