Почему в обломовке сказка играет такую важную роль

Гость:

Ивана Александровича Гончарова часто называли «рафинированным»
романистом, плохо знавшим народную жизнь. Он, в самом деле, не слишком
глубоко вникал в народный быт. Однажды он признался: «Я не знаю быта,
нравов крестьян… Я не владел крестьянами, не было у меня никакой
деревни, земли… Простой народ, то есть крестьян, земледельцев, я видел…
мимоездом: то из вагона железной дороги, то с палубы корабля». Но откуда
же тогда глубинное постижение национального характера в «Обломове»?
Ведь в его Илье Обломове отраженным светом светятся главные, коренные
мотивы русской волшебной сказки, былины о богатыре Илье Муромце и пр.
Гончаров сам разрешает этот парадокс: «Я немало потратил красок на
изображение дворовых людей, слуг… слуги, дворовые люди … – тоже «народ»…
Я… воспитанный среди слуг… жил сначала дома в провинции среди
многочисленной дворни… «.Очевидно, что не лакейская была для Гончарова
главным источником познания фольклора. Судя по всему, главную роль
сыграла здесь его няня. О ней романист упомянул в воспоминаниях «На
родине», а также в письмах к родным. Звали ее Аннушкой.
В отличие от Пушкина, автор «Обломова» не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в «Сне Обломова». Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня была первым учителем героя. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:
— Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? — спрашивал ребенок.
— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.
Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он «в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода». В «Сне Обломова» указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: «Она повествует ему.. .об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: «Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот». Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: «Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах.. .ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни».
Образ няни в «Сне Обломова» абсолютно верен реальности. В «Обломове» Гончаров перечислил, очевидно, лишь малую часть исполнительского репертуара Аннушки. Несомненно, в запасе у нее было бесчисленное множество не только сказок, но и песен, поговорок, былин.

Обновлено: 10.01.2023

В Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и в последующей жизни во многом определяющая черта характера Ильи Ильича — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в становлении характера Обломова, превратясь отчасти в черты 288

Обломов — лишь дитя своего времени. Царство крепостной России -вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая никакого труда, — основа всех поступков и действий Обломова.

Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

Деревня — это особый мир, чуждый суетности и потрясениям жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть нарушен никакими бурями и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся порядок. В природе присутствует гармония.

Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко.

Гончаров реалистично изобразил картину русской дворянской жизни, при которой лучшие ценности человека убиваются бездеятельностью. Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение.

Сон Обломова краткое содержание

Главные герои

Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни. Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам. Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Сон Обломова краткое содержание

Главные герои

Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни. Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам. Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

НЯНЯ ИВАНА ГОНЧАРОВА

№ 2006 / 14, 23.02.2015

Добавить комментарий Отменить ответ

Сон Обломова

И.А.Гончаров: русский герой и русская сказка

] Аксиоматично, что тяготение писателя к фольклорным образам, мотивам и пр. говорит не только о его вниманиии к национальным корням, но и о его попытке представить в своем творчестве определенную версию национального характера. Илья Ильич Обломов, несомненно, национальный персонаж. Смеем утверждать — самый национальный из великих литературных героев русской литературы XIX века. Ни Евгений Онегин, ни любимый Гончаровым Чацкий, ни Печорин, ни Пьер Безухов не идут в сравнение с Ильей Обломовым в этом смысле. И это сразу, кстати сказать, заставляет отказаться от примитивных трактовок образа Обломова, которыми грешили Аполлон Григорьев, Р. В. Иванов-Разумник и др.

— Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? — спрашивал ребенок.

— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.

Ясно, что Гончаров среди волшебных сказок (как типичный образец) особенно выделяет сказку «о нашем золотом руне — Жар-птице

, доктор филологических наук

Краткое содержание

Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.

Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

«Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом. «
(часть 1 глава V)

«У них, как и у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон. «
(часть 1 глава IX)

«

Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но
всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями,
обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так,
чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат
, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, – принести ли что, сбегать ли за чем. «
(часть 1 глава IX)

«. ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:

– Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?

Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас.

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому

для себя. «
(часть 1 глава IX)

«. Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара. «
(часть 1 глава VII)

«. а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки. «
(часть 1 глава IX)

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Московский университет

После долгих раздумий родители отдали сына учиться дальше. Он поступил на факультет права в Московском университете. Так продолжилось образование Обломова.

Надо отметить, что Обломов изначально учился с увлечением, его вдохновляли идеи Гете и Байрона, но потом он потерял интерес к учебе.

образование обломова в романе обломов

Воспитание Штольца

Воспитание и образование Обломова кардинально отличается от жизни Штольца. Деятельностный, живой Штольц получил образование за границей и постоянно стремился к самосовершенствованию, будь это гуманитарные или технические науки.

Отношение к образованию Обломова и Штольца, таблица

1 ответ

Отношение Обломова к образованию

Отношение Штольца к образованию

Учеба в пансионе Штольца — старшего

Учился отлично под руководством отца, который не баловал его. Штольц был репетитором в пансионе отца благодаря отличным знаниям в области разных наук.

Учеба в университете

Окончил университет без всяких проблем.

Учеба дала только теоретические знания, которые герой не смог применить на практике.

Относился к учебе как к наказанию, считал её бессмысленной тратой времени.

Учеба принесла большую пользу герою. Благодаря ей и огромному желанию учиться он смог получить хорошее образование и стать успешным человеком.

Оценка: 3.9 ( 16 голосов)

Судьба Штольца и Обломова

Обломов селится в доме Агафьи Пшеницыной, у них рождается ребенок. Обломов умирает, а его жизнь так и остается ничем не примечательной и тусклой.

У Штольца совершенно другая жизнь. Он женится на Ольге, они забирают на воспитание Андрюшу, сына Обломова, много путешествуют.

Таким образом, читатель видит, как воспитание и образование Штольца и Обломова повлияло на их дальнейшую жизнь. Обломов так и остался если не физически, то в мечтах в своей любимой деревне Обломовке, а Штольц начал строить новую, собственную жизнь.

Илья Ильич Обломов является единственным ребенком у своих родителей. Из-за этого супруги Обломовы всячески баловали сына:

«.. .в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков.» (об Илье Обломове, часть 1 глава VI)

Воспитание Обломова прошло в теплом семейном кругу, в домашней и уютной атмосфере в его родном имении Обломовка:

«Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом. « (часть 1 глава V)

Родители Обломова и другие его родственники были ленивыми людьми. От всех них Илья Ильич перенял свою лень и беспечность:

«У них, как и у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон. « (часть 1 глава IX)

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что родители не научили его трудолюбию, терпению и усердию. Родители мечтали, чтобы их сын Илья стал высокопоставленным чиновником или даже губернатором, но чтобы на пути к этому успеху он приложил как можно меньше усилий, не изнуряя душу и тело. Эта своеобразная «система воспитания» Обломовых абсолютно не нравилась их соседу господину Штольцу, который воспитывал своего сына Андрея Штольца в совершенно другом ключе:

« Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников, а они уклонялись от ударов вышесказанными и другими хитростями. » (часть 1 глава IX)

Родители Обломова не научили его быть самостоятельным человеком. Слуги приносили маленькому Илюше все, что ему могло понадобиться. Таким образом, он не научился сам себя обслуживать в повседневной жизни:

«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, – принести ли что, сбегать ли за чем. « (часть 1 глава IX)

Отец, мать и прочие родственники не давали маленькому Илье сделать какое-либо самостоятельное движение:

«. ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:

– Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас.

Маленький Илюша с детства привык к помощи своего верного слуги Захара. Без него он не мог ни одеться, ни обуться:

«. Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара. « (часть 1 глава VII)

Один из главных принципов воспитания Обломовых заключался, в том, чтобы не позволять ребенку шалить и исследовать окружающий мир. Эти ограничения негативно повлияли на личность Ильи Обломова:

Родители Обломова оберегали сына от всяческих невзгод и проблем. Мальчик рос, как цветок в теплице. Это, безусловно, вредило его развитию:

В маленьком Илье Обломове бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но все это не находило выхода. В результате ребенок рос медленно и вяло:

«А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь. » (часть 1 глава IX)

«. он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. » (часть 1 глава IX)

Иногда маленькому Илюше все же удавалось вырываться из домашнего плена и порезвиться на воле. Но такое случалось редко, потому что родители всячески пресекали подобные побеги:

«Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит, и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек. » (часть 1 глава IX)

Со временем маленький Обломов привык к вялой, ленивой жизни. Еще будучи ребенком, он научился кричать на слуг и приказывать им:

Очевидно, система воспитания, которой придерживались старики Обломовы, нанесла непоправимый вред их сыну. Родители не понимали, что своей безмерной опекой лишали сына самого главного – возможности шалить, резвиться и исследовать мир вокруг:

В результате воспитание, полученное Обломовым, сделало из него апатичного и слабого человека, не приспособленного к жизни.

Это были материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе «Обломов» Гончарова: анализ системы воспитания, ее проблем и принципов.

События юных лет оказывают значительное влияние на жизнь человека. Не стало исключением детство Обломова — литературного персонажа И. А. Гончарова. В детских годах следует искать причины, по которым главный герой одноименного романа вырос апатичным и ленивым. Его характер формировался под влиянием близкого окружения и родителей, которые не смогли привить сыну волевой характер и стремление к успеху.

  • Идея романа
  • Сюжет литературного произведения
  • Родина Обломова
  • Умственное развитие
  • Обучение мальчика
  • Близкие люди в детстве Ильи
  • Роль воспитания
  • Последствия событий юных лет

Детство Ильи Обломова

Идея романа

Сюжет литературного произведения

Знакомство с кратким содержанием и цитатами из произведения поможет понять его суть и выделить моменты из детства главного героя. Им выступает Илья Ильич Обломов, человек 30—32 лет, который со слугой Захаром живет в Петербурге на улице Гороховой. Он практически не встает с дивана, не ведет никакую деятельность. По описанию автора, это полный обрюзгший человек с выразительным серыми глазами. Его лицо можно было бы назвать привлекательным, если бы он весил намного меньше.

 Илья Обломов

Полнота для Обломова — великое дарование бога. Илья считает, что она дана свыше и предопределяет образ жизни, который он ведет. Внешний вид его не волнует — подобное отношение к внешности и гардеробу передалось от родителей. Сдвинуть с дивана апатичного Обломова не могут ни чувство к Ольге Ильинской, ни угроза разорения поместья.

Антиподом в произведении выступает Андрей Штольц, которому автор дает хорошую характеристику. Он помогает Илье на время очнуться от вымышленного мира и окунуться в реальность. После долгих размышлений Илья даже решается просить руки Ольги Ильинской. Поддавшись интригам Тарантьева, он переезжает в дом Агафьи Пшеницыной, который расположен на Выборгской стороне.

Постепенно все хозяйство лентяя оказывается прибрано к рукам Агафьи, сам же Обломов окончательно деградирует. В это время по Петербургу уже ходят слухи о его женитьбе на Ольге Ильинской. Обломов этому удивлен, ведь он еще ничего не решил. Ольга приходит в новую квартиру Ильи и убеждается, что он не может очнуться он мира фантазий, сочинений, размышлений. Она разрывает отношения, а на Обломова начинает претендовать Пшеницына.

Брат Агафьи старается прибрать к рукам дела Обломова, а сама она рожает ему сына. Вскоре девушка раскрывает планы брата и отрекается от него. Ольга выходит замуж за Андрея Штольца, который посещает Обломова, так и не способного покинуть диван и начать жить интересно. Илья просит не оставлять его сына. Спустя пять лет после инсульта он умирает, а опеку над его ребенком оформляют Андрей и Ольга.

Роль сына в жизни Пшеницыной стала главной. Слуга Захар пережил своего барина, он стал испытывать лишения и просить милостыню.

Родина Обломова

Обитатели редко выезжали за пределы усадьбы, практически не принимали у себя гостей. Единственным преступлением была кража урожая на огородах. Жители Обломовки хорошо знали друг друга в лицо и боялись чужаков. Когда слуга привез письмо из города, все вдруг чего-то испугались и четыре дня не решались его прочитать. Открыв, успокоились: в письме знакомый помещик просил рецепт варки пива.

Забота о пище — главное занятие обитателей поместья. При деревенском изобилии составить меню на каждый день было непросто. О том, что подать к столу на обед и ужин, совещались всем домом. Каждый предлагал свое блюдо, поэтому выбрать было сложно. После еды в усадьбе становилось тихо, все засыпали. В ожидании сна и еды проходило детство ребенка. В Обломовке не любили перемен, все незнакомое у ее жителей вызывало страх:

  1. Галерею не чинили. Однажды ее часть обрушилась, задавив наседку с цыплятами. При этом едва осталась в живых дворовая Аксинья.
  2. Крестьяне боялись подходить к упавшему от усталости страннику и думали, что это чудовище. В отсутствии стремления к лучшему заключалась жизнь обитателей Обломовки.

Умственное развитие

В сказках и историях, которые рассказывала мальчику няня, мир представал жестоким и полным опасностей. Обломовка на этом фоне казалась островком спокойствия и благополучия. Такой она и была, пока управление не было передано в руки апатичного Ильи Ильича. Из процветающего уголка, где ткали холсты, варили пиво, а в каждом домохозяйстве было все необходимое, произошло формирование имения в заброшенный мирок.

Умственное развитие мальчика нельзя назвать нормальным. Любознательный от природы, он часто расспрашивал мать и няньку о вещах и явлениях, которые его интересовали. Однако невежественные женщины давали ребенку бестолковые ответы:

Няня рассказывает обломову

  1. На вопрос, почему в одном месте темно, а в другом светло, няня ответила, что солнце идет навстречу месяцу. Если оно не видит луны, то хмурится, а как увидит — сразу посветлеет.
  2. Идеальный край по представлению няни был в медовых реках и кисельных берегах. Там ничего не делают, лишь празднуют и гуляют. Сказки о богатырях, колдунах, Милитрисе Кирбитьевне посеяли в душе ребенка ложную надежду на то, что все проблемы могут решаться сами собой. Они же породили у повзрослевшего Ильи страх перед жизнью, от которой он спрятался в петербургской квартирке на Гороховой улице, а впоследствии — в Выборгской стороне.

Обучение мальчика

Обломовка навсегда осталась в воспоминаниях Ильи Ильича райским местом. В распорядке дня Обломова в детстве находилось место шалостям и играм. Он обожал убегать из дома к роще и оврагу, прогуливаться по галерее, следил за делами старших жителей имения, внимал их рассуждениям и беседам.

Обломов и андрей

Единственным другом Обломова был сын его учителя — Андрей. В детстве у мальчиков были похожие характеры, они увлекались многими вещами и все хотели познать. Однако родительское воспитание дало разный результат. Под опекой родителей и нянек Обломов стал апатичным юношей, Андрей же вырос активным молодым человеком.

Если бы Верхлёво располагалось дальше от Обломовки, то из обучения мальчика вышел бы толк. Однако родители жалели Илюшу, часто забирали домой из пансиона, чтобы он не перетрудился. Все искренние желания и порывы мальчика не находили поддержки у близких.

Из подвижного жизнерадостного ребенка, который смотрел на мир восторженным взором, он вырос в бездельника, не приученного к труду и обучению.

Близкие люди в детстве Ильи

Из сна Обломова становится понятно, что он был единственным ребенком в семье. Близкие его ласкали и баловали, а слуги не позволяли ничего делать самому. Илья постоянно вспоминает нежный голос и руки матери, объятия друзей и близких.

Родители мальчика были беспечными и ленивыми владельцами имения, не желали уделять внимания хозяйственным вопросам. Больше всего их заботила еда, и ее культ прививался ребенку. Переедание отразилось на внешности Обломова — он рос полным мальчиком. Близкие и родители Обломова хорошо описаны в романе:

Отец Илья Иванович.

  1. Отец Илья Иванович. Добрый и искренний человек, который при этом абсолютно ленив и безынициативен. С детства Илья замечал, что его отец целыми днями сидел у окна и делал пустые замечания дворовым или ходил по дому, заломив назад руки. Его не занимали дела, а жизнь была посвящена лишь созерцанию действительности. Все, что нужно было для благоустройства поместья, откладывалось на последний момент. В результате дом пришел в запустение, но исправлять недостатки никто не спешил. Отец мальчика читал только газеты, делая это скорее автоматически, чем в стремлении узнавать что-то новое. Для обычных людей газета — источник свежей информации, однако старший Обломов находил удовольствие в прочтении новостей трехлетней давности.
  2. Имя матери осталось неизвестным, она покинула этот мир намного раньше отца. Илья горячо ее любил и часто вспоминал во взрослом возрасте. Известно, что мать постоянно хлопотала о еде. Хозяйство она не вела и создавала видимость своего участия в делах.
  3. Штат приживалок и дальних родственников. Близкие ребенка предавались только еде и сну. Привычка спать после обеда передалась и мальчику.

Роль воспитания

Будучи единственным ребенком в семье, Илья был обласкан со всех сторон и не привык ничего делать самостоятельно. Без помощи слуг он одевался, выполнял гигиенические процедуры. Если же Илья был не в духе, он мог ударить слугу в лицо ногой. Это было в порядке вещей, ведь слуги существовали для угождения господам.

Илья одевался при помощи слуг

Беготня и подвижные игры запрещались родителями, поэтому Илье часто приходилось тайком уходить из дома. Однако из-за усиленной слежки совершить побег с каждым днем становилось все труднее. В скором времени природная активность и любознательность угасли, уступив место апатии и лени.

Стремление родителей уберечь дитя от тягот мира было естественным, однако оно не принесло пользы главному герою романа. Детство промелькнуло, а воспитание Обломова не помогло ему обрести даже элементарных навыков самообслуживания. Он вырос несамостоятельным и безынициативным молодым человеком. Конечно, родители мечтали о блестящей карьере для ребенка, но без денежных затрат и усилий со своей стороны.

Последствия событий юных лет

Воспитание Обломова в детстве серьезно повлияло на его судьбу. Переняв манеру и стиль жизни близкого окружения, он стал ленивым и апатичным. При этом никакие доводы на взрослого Илью не действовали: он коротал время на диване, не заботясь о выполнении даже самых необходимых дел.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову стать великой личностью, реализовать себя в карьере, успешном управлении поместьем, семейной жизни. Из-за лени, которую в романе описывают как обломовщину, он упустил все возможности, которые давала молодость. В итоге любовь и успех прошли стороной, а в реальности остались пустые фантазии.

Читайте также:

      

  • Что такое часовые пояса география 8 класс определение кратко
  •   

  • Приемы педагогической техники в начальной школе
  •   

  • Почему некоторые полихеты поселяются на теле губок на морских звездах и рыбах кратко
  •   

  • Какими типами анализа учебно воспитательного процесса больше всего пользуются руководители школ
  •   

  • Скачать бесплатно план урока обж 5 класс если вы водитель велосипеда

Трудно переоценить значение фольклорных образов и мотивов для Гончарова, постоянно размышлявшего о национальном русском характере, его достоинствах и недостатках. Впитывая художественный опыт мировой классики, разрабатывая «мировые» вопросы жизни человека и человечества, писатель исходной точкой своих размышлений всегда делает национальную жизнь в ее устойчивых моментах. Он как бы «накладывает» свои культурные и цивилизационные разработки на «плато» русского национального характера, русской жизни. Для него чрезвычайно важны — не как фоновый, но как объясняющий фактор — и сказочный Емеля, и былинный Илья Муромец. В конечном счете воздействие национального фольклора на личность и творчество писателя не поддается точной оценке и учету — и все равно окажется (несмотря на сравнительно небольшое количество прямых следов влияния и «реминисценций») гораздо более важным, чем какое-либо другое «влияние». Недаром Ф. М. Достоевский сказал: «Вспомните Обломова, вспомните «Дворянское гнездо» Тургенева. Тут, конечно, не народ, но все, что в этих типах Гончарова и Тургенева вековечного и прекрасного, — все это от того, что они в них соприкоснулись с народом; это соприкосновение с народом придало им необычайные силы. Они заимствовали у него его простодушие, чистоту, кротость, широкость ума и незлобие, в противоположность всему изломанному, фальшивому, наносному и рабски заимствованному». [1]

Аксиоматично, что тяготение писателя к фольклорным образам, мотивам и пр. говорит не только о его вниманиии к национальным корням, но и о его попытке представить в своем творчестве определенную версию национального характера. Илья Ильич Обломов, несомненно, национальный персонаж. Смеем утверждать — самый национальный из великих литературных героев русской литературы XIX века. Ни Евгений Онегин, ни любимый Гончаровым Чацкий, ни Печорин, ни Пьер Безухов не идут в сравнение с Ильей Обломовым в этом смысле. И это сразу, кстати сказать, заставляет отказаться от примитивных трактовок образа Обломова, которыми грешили Аполлон Григорьев, Р. В. Иванов-Разумник и др.

Весьма характерно письмо И. С. Аксакова к М. Ф. Де Пуле от 6 июля 1859 года: «Вы называете Обломова поэтической превосходной натурой, «поэтом — народным» [2]. Разве дворянским? Вы не объясняете нигде, что именно поэтического в этой натуре? Что общего между Обломовым и народными песнями, напр<имер>, «Вниз по матушке, по Волге»? Звучит ли этот бодрый мотив в натуре Обломова? Нисколько. Он возрос не на народной, а на искаженной дворянской почве… Он чует что-то…» [3] Славянофил И. С. Аксаков ограничивает мироощущение народа одним только «бодрым мотивом». Однако при всем своем отрицательном отношении к фольклоризму Гончарова, по его мнению, фольклоризму неорганичному, ущербному, — все же вынужден был признать, что Гончаров «чует что-то». А. Ф. Кони правильно обозначил национальный акцент в творчестве автора «Обломова»: «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». [4]

Считалось, что Гончаров не знает русских пословиц и поговорок. Однако произведения, статьи, письма Гончарова показывают как раз обратное. «Кто старое помянет, тому глаз вон», «Кто на море не бывал, тот Богу не маливался», «Не в пору гость хуже татарина», «На грех мастера нет», «Велика Федора, да дура», «Если б не бы, да не но, были бы мы богаты давно», «На воре шапка горит», «Всем сестрам по серьгам», «Рад бы в рай, да грехи не пускают» (письма к Е. В. Толстой. Pour и contre), «Ни Богу свеча, ни черту кочерга» (письмо к Е. В. Толстой от 3 ноября 1855 года) — вот лишь некоторые из пословиц и поговорок, цитируемых Гончаровым.

К сожалению, научная биография Гончарова пока еще не написана, причем особенно темным периодом для исследователей является детство Гончарова. В частности, мы почти ничего не знаем о том, как шло соприкосновение будущего писателя с устным народным творчеством в этот чрезвычайно важный период его жизни. Ведь именно в детстве писатели, как правило, органично усваивают «золотой запас» народного творчества. В автобиографиях писатель никак не акцентирует знакомство с фольклором, но все-таки отмечает в одной из них, что находил «в лакейской дома у себя сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие, читал и их» (VIII. 221). [5] Сказки эти были чрезвычайно популярны в то время. Брат Ф. М. Достоевского А. М. Достоевский вспоминал: «В наше время, т. е. во время нашего детства, были очень распространены так называемые лубочные издания сказок: про «Бову королевича», «Еруслана Лазаревича» и т. п. Это были тетради в четвертушку, на серой бумаге, напечатанные лубочным способом или славянскими, или русскими буквами, с лубочными картинками вверху каждой страницы. Таковые тетрадки и у нас дома не переводились». [6] Очевидно, с этими изданиями имел дело и мальчик Гончаров. Между прочим, сказка о Еруслане Лазаревиче эхом отзовется в романе «Обломов»: «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит» (Ч. 1, гл. VI).

Ясно, что лакейская никогда не была для писателя единственным или, тем более, главным источником познания народного творчества. Несомненно, главную роль в этом сыграла его няня. О ней романист упомянул в воспоминаниях «На родине», а также в письмах к родным. Звали ее Аннушкой, Анной Михайловной. Она оказала на маленького Ваню Гончарова огромное влияние, о чем, к сожалению, совершенно умалчивает академическая наука. Именно она открыла для будущего писателя сокровищницу русского фольклора. На всю жизнь Гончаров сохранил к няне сердечную любовь. Это глубокое благодарное чувство к Анне Михайловне отмечают мемуаристы. Так, племянник писателя М. В. Кирмалов пишет: «Иван Александрович нежно любил свою няню Аннушку. Я хорошо помню эту старушку, нянчившую и меня и жившую в то время на покое у бабушки моей Александры Александровны в Хухореве. В ее слабом, иссохшем теле жила кристально чистая душа ребенка, полная до краев любовью к детям и ко всем домашним…». [7] Перед нами вполне классический со времен Арины Родионовны образ своеобразной «литературной няни»: чем-то оказалась она слишком дорога писателю, помнившему ее до конца своей жизни. И это «что-то», думается, верно обозначено в воспоминаниях Г. Н. Потанина: «волшебные сказки»! В отличие от Пушкина, автор «Обломова» не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в «Сне Обломова». Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:

— Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? — спрашивал ребенок.

— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.

Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он «в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода». В «Сне Обломова» указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: «Она повествует ему… об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: «Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот». Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: «Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах… ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни».

Ясно, что Гончаров среди волшебных сказок (как типичный образец) особенно выделяет сказку «о нашем золотом руне — Жар-птице» (IV. 123). Маленький Илюша Обломов слушал «о преградах и тайниках волшебного замка» (IV. 123).

В творческом сознании писателя сказка присутствует постоянно и проявляется порою очень неожиданно. Как ассоциативный фон она ясно ощущается в описании кругосветного путешествия в книге «Фрегат «Паллада»». Так, при посещении Японии Гончаров восклицает: «9-го августа, при той же ясной, но, к сожалению, чересчур жаркой погоде, завидели мы тридесятое государство… Вот этот запертой ларец, с потерянным ключом…» (Ч. 2, гл. I). Или: «Мне не верилось, что всё это делается наяву. В иную минуту казалось, что я ребенок, что няня рассказала мне чудную сказку о неслыханных людях, а я заснул у ней на руках и вижу всё это во сне. Да где же это я в самом деле?» (Ч. 2, гл. III). Гончаров может вспомнить сказку и в дружеском письме: «… Я духом не смутился, а только, обращаясь мысленно к автору, вспомнил одно место из древних сказок: «дурень ты, дурень, неразумный ты бабин, то же бы слово, да не так бы молвил»…» [8]

Еще Н. Д. Ахшарумов, несколько сузивший образ Ильи Обломова параллелью с Емелей-дурачком, призывал читателей вглядеться попристальнее в Обломова: «… и вы увидите, что он недалеко ушел от Емели-дурачка… Обломов больше развит, и потому идеал его гораздо сложнее; но если внимательно сверить его с идеалом Емели, то едва ли окажется какое-нибудь существенное различие». [9] Разговор о бессильном богатырстве Ильи Обломова окрашен в романе в сказочные тона. То же касается и Тарантьева: «В петербургской службе ему нечего было делать с своею латынью и с тонкой теорией вершить по своему произволу правые и неправые дела; а между тем он носил и сознавал в себе дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить» (Ч. 1, гл. III).

Сам Гончаров, судя по «Сну Обломова», в детстве выслушал от няни Анны Михайловны немало волшебных сказок. Впрочем, упомянул здесь писатель всего несколько: сказку «о Емеле-дурачке» («Емеля-дурак», «По щучьему велению»), сказку «о Жар-птице» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»), сказку «о медведе с деревянной ногой» («Медведь»). Последнюю сказку о медведе Гончаров подробно цитирует, приводя из нее слова медведя, отправившегося на поиски своей ноги: «Скрипи, скрипи, нога липовая; я по селам шел, по деревне шел, все бабы спят, одна баба не спит, на моей шкуре сидит, мое мясо варит, мою шерстку прядет». Судя по этой цитате, романист не пользовался сборником сказок Афанасьева, а скорее всего просто хорошо помнил сказки своего детства, приводя какой-то поволжский вариант текста сказки о медведе на липовой ноге.

Тема волшебной сказки входит в роман «Обломов» еще в первой части. «Сон Обломова» буквально пропитан атмосферой русской волшебной сказки. Стоит только вспомнить избушку «на курьих ножках» [10] Онисима Суслова: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом«. Вспоминается сказка и тогда, когда автор начинает характеризовать своего героя и главную его черту — мечтательность (гл. VI): «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит…» Судя по всему, именно из сказки о Бове-королевиче попадает в «Сон Обломова» столь важное для всей концепции романа, и в особенности для женских центральных его образов, имя Милитрисы Кирбитьевны. Правда, ни в сказке о Еруслане Лазаревиче, где действует дочь Кербита Кербитовича, ни в «Бове-королевиче», где героиня прямо названа Милитрицей Кирбитьевной [11], этот женский персонаж вовсе не похож на ту сказочную волшебницу (своего рода волшебную щуку), которая призвана дать герою покой, негу и ласку (что в романе достается на долю Агафьи Матвеевны): в первом случае перед нами мать Еруслана Лазаревича [12], во втором — мать, обрекшая на смерть отца, неверная жена и т. п. Не совсем подходит для сопоставления и вариант сказки о Кащее Бессмертном из сборника Афанасьева (Т. 1. № 158), где упоминается Василиса Кирбитьевна: «Когда царевич был мал, то мамки и няньки его прибаюкивали: «Баю-баю, Иван-царевич! Вырастешь большой, найдешь себе невесту: за тридевять земель, в тридесятом царстве сидит в башне Василиса Кирбитьевна — из косточки в косточку мозжечок переливается»…». Скорее всего, и здесь следует говорить о каком-то поволжском варианте сказки, поведанной все той же Анной Михайловной.

Волшебная сказка для автора «Обломова» — несомненно, символ. Феномен волшебной сказки — это, по Гончарову, феномен русского национального сознания. Это сознание принципиально мифилогизированное, в котором, как известно, «нерасчлененность материального и идеального являет себя в мифологической теме жизни- сна. Сон (идеальное) поясняет и направляет жизнь (материальное). Жизнь — продолжение и расшифровка сна». Сон-жизнь Ильи Обломова в своих фундаментальных характеристиках предопределен именно мифологизированным сознанием, вынесенным из нежного детства. В Обломовке «терялся слабый человек, с ужасом озираясь в жизни, и искал в воображении ключа к таинствам окружающей его и своей собственной природы» (Ч.1, гл. IХ). Населив воображение утопическим мечтами «о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где… хорошо кормят и одевают даром» — (Ч.1, гл. IХ) и суевериями («странными призраками»), человек подпадает под абсолютную власть сказки. Жизнь и сон смешиваются в нечто единое: «Сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» (Ч.1, гл. IХ).

Впрочем, волшебная сказка и ее главный герой инстинктивно оцениваются Гончаровым неоднозначно: как с негативной, так и с позитивной стороны. Негативная оценка ясно сформулирована — и вся на виду: сказка о Емеле-дурачке, например, названа прямо «злой и коварной сатирой на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих». Романист дает уничтожающую характеристику и интерпретацию волшебной сказки: «Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его, ни с того, ни с сего, разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь красавице Милитрисе Кербитьевне» (Ч.1, гл. IХ). Однако если принять проводимую самим автором параллель между Ильей Обломовым и Иванушкой-дурачком, то не все будет столь одназначно. Обломов не только лентяй (как и Иван-дурак), но и «золотое сердце». Гончаров в 1-й части романа слишком прямо и категорично судит «обломовщину», забывая об Обломове. Эта часть слишком «социальна», — недаром писатель не советовал Л. Н. Толстому читать ее: «Не читайте первой части «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте вторую часть и третью: они писаны после, а та в 1849 году и не годится» (VIII. 303).

Почти все, писавшие об отношении Гончарова к волшебной сказке, отмечали лежавшее на поверхности негативное отношение к ней как к источнику «обломовщины». Позитивная же сторона дела не столь явна, — и ускользала от взоров исследователей. Если «сон» погубил Илью Обломова, то он же является источником и лучших качеств его души, о чем почти прямо, но по другому поводу сказал еще Ф. М. Достоевский. [13] В образе Ильи Обломова явно проглядывают черты, характерные для героя не только русской сказки, героя «обиженного, обездоленного, гонимого и униженного представителя семьи, рода, селения» [14]. Как и Иван-дурак, Илья Обломов все делает «не так», он не может, как другие, устроиться в жизни, приспособиться к ней, а если и устраивается, то лишь чудом, по принципу: «Бог дурака поваля кормит», «дуракам везет». Но обязательное условие такого везения в русской сказке — незлобливость или прямая доброта героя, — что и подчеркнуто в образе Обломова. Иван-дурак в сказке часто чудесным образом превращается в Ивана-царевича. В Илье Обломове мелькают черты и того, и другого, ибо свою чудесную «награду» Илья Ильич тоже получает в романе (спокойная, сну подобная, жизнь с Агафьей Матвеевной — Милитрисой Кирбитьевной). В этом смысле имена Еруслана Лазаревича и Бовы Королевича упомянуты в романе не даром: на Выборгской стороне герой находит совершенно случайно, без каких-либо усилий жизнь покойно-сказочную, волшебную, тихую, без перемен, жизнь Ивана-царевича, которая в сказке не изображается, а лишь достигается в финале: «И стали они жить-поживать»… Вот это «жить-поживать» и изображает в своем романе Гончаров, разоблачая сказку, но и утверждая исключительность нравственной чистоты героя.

Сам роман многое позаимствовал у поэтики сказки. Как и в волшебной сказке, в романе показаны повторяющиеся циклы жизни героев. Время, изображаемое в романе, не просто охватывает несколько исторических периодов (в отличие от романа о лишних людях, где временной диапазон значительно уже и принципиально историчен) — оно фольклорно, устойчиво, незыблемо. Все изменения событий, пространства, героев происходят как бы внутри устойчивых родовых признаков, циклично: Обломовка — Выборгская сторона, Илья Иванович — Илья Ильич, Милитриса Кирбитьевна, няня и матушка (женщина-хранительница) — Агафья Матвеевна. Из сказочного времени выпадают лишь такие герои, как Штольц и, впоследствии, Ольга. Это люди линейного времени и несказочного пространства, они вполне историчны, с их образами ассоциируются конкретные исторические события, реалии и проблемы: реформы, постройка железных дорог, устройство концессий, проблема эмансипации женщин и пр. Остальные герои живут в том времени, которое в сказке обозначается формулой: «Жили-были…». Подобно тому, как в волшебной сказке герой нарушает запрет — и теряет свою невесту, Илья Обломов не выполняет указаний своей невесты Ольги Ильинской — и утрачивает ее. В романе Гончарова разоблачение сказки, демифологизация сочетаются с явным тяготением к нравственному ядру русской волшебной сказки, с ее поэтизацией «дурака», не обычного, заурядного ленивца, но с «золотым сердцем».

Е. Трубецкой в свое время писал: неведение, «неделание» сказочного героя есть не только отрицательные свойства его характера, но прежде всего — особая установка, включающая в себя недоверие к обыденным, традиционным представлениям о правде и смысле жизни: «В отрицательных свойствах сказочного героя, в его немощи, неведении… обнаруживается некоторое отрицательное определение искомого им «нового царства». Оно есть запредельная человеку сила и мудрость… С мыслию об «ином царстве» связывается мечта о полном преображении законов естества, о… совершенном одухотворении мира». [15]

Емеля-дурак, а вместе с ним и Обломов делают установку не на здравый смысл, не на «земное» разрешение проблем жизни, а на «запредельное», на «Божий промысел». И в этом главную роль играет то обстоятельство, что сказочный дурак живет не умом, а сердцем. Им-то, сердцем и постигается запредельное, внелогичное, неземное. Кто из умных братьев Емели поверил бы обещаниям щуки и отпустил ее?

Известно, что «мудрость в сказке олицетворяется преимущественно двумя женскими типами — вещей старухой и вещей невестой». [16] В романе Гончарова есть своя «вещая старуха», ориентирующая героя на мудрость сердца, а не ума. Это нянюшка, передающая Илюше недосягаемый, утопический идеал счастья: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Есть у Обломова и «вещая невеста». Это Агафья Матвеевна Пшеницына (Милитриса Кирбитьевна). «Мудрая жена» (вспомним, например, царевну-лягушку) в сказке руководит всей жизнью героя, как бы ограждает его жизнь от «земной логики». У Агафьи Матвеевны то же бескорыстие (т. е., по сказке — «дурь»), что и у Обломова (история с жемчугами). Встретились дурак и дурочка. Ольга же для Обломова слишком умна, но при этом не мудра. Ее духовность раздваивается. Огражденность от мира земных забот сказочного героя в «Обломове» выражается в том, что «Илья Ильич жил как будто в золотой рамке жизни» (Ч. 4, гл. IХ).

Е. Трубецкой пишет, что в русской сказке «в числе искателей «иного царства» есть люди низшего, высшего и среднего духовного уровня». [17] Низший уровень — «мечта о богатстве», которое «само собою валится в рот человеку без всяких с его стороны усилий». Высший — «уровень несогласия с установившимися законами здравого смысла». С этой точки зрения, Обломов представляет оба уровня. Там, где он ищет «покой-праздник», он изображается автором почти сатирически («Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на… нас самих»). С другой стороны, в его «неделании» заключен запрос искания «иного царства», живущего вековечными законами «сердца». Это, по Трубецкому, «средний» уровень духовности. Но Обломов не дорастает до «высшего» уровня, как герой сказки, жертвующий птице части своего тела ради того, чтобы она вынесла его к свету. Обломов не способен на жертву, как и другие герои романа. Не потому ли в «Обломове» звучит ностальгическая нота о прожитой «не своей» жизни?

Таким образом, в «Обломове» мы сталкиваемся с оригинальным, ранее не известным видом романа, который не подходит под привычные определения («социальный», «исторический», «психологический» и пр.). Это «роман-сказка», в котором доминирует хронотоп волшебной сказки и действуют герои сказочного типа,- в них важны не столько индивидуальные особенности, сколько родовые черты. Вглядываясь в своего героя, Гончаров писал о русском человеке и русском национальном характере как таковом, — во всей его драматической неоднозначности. Романист прекрасно видит борьбу в русской душе мечты о «даровом богатстве» и мечты о высшей духовности, не досягаемой в земном пределе.

Многомощные фольклорные слои пронизывают романное сознание Гончарова не только в «Обломове». В «Обрыве» опора на фольклор, конечно, не столь очевидно выражена, как во втором романе, но не менее ощутима. Достаточно сказать, что центральная сюжетная линия, связанная с именами Веры, Марка Волохова, Тушина, Райского, играет фольклорными обертонами совершенно открыто и даже акцентированно. Совершенно очевидно, что образ Веры спроецирован в том числе и на славянский миф о русалке. [18] Образ русалки нередко встречается в произведениях русской и мировой классики, прежде всего в произведениях европейских романтиков. В русской литературе это и «Ундина» В. А. Жуковского, и «Яныш-королевич» А. С. Пушкина из цикла «Песни западных славян», «Майская ночь или утопленница» Н. В. Гоголя, «Русалка» М. Ю. Лермонтова, стихотворения «Русалка» и «Наяда» Д. П. Ознобишина [19]. У русалки есть набор признаков, в том числе тех, что важны для автора «Обрыва»: притягивающая красота, ночная активность, таинственность. Если Марфенька дана в солнечном свете, то Вера — в лунном. Если Марфенька вся понятна с первого взгляда, то в Вере мерцает какая-то тайна, которую не сразу разгадал Райский. Вера в «Обрыве», «пропадая куда-то на глазах у всех, в виду, из дома, из сада, потом появляется, будто со дна Волги, вынырнувшей русалкой, с светлыми, прозрачными глазами, с печатью непроницаемости и обмана на лице, с ложью на языке, чуть не в венке из водяных порослей на голове, как настоящая русалка!» (Ч. 3, гл. Х). [20]

Весь сюжет духовного соблазнения Веры Марком Волоховым напоминает мотивы волшебной сказки о похищении Царевны-девицы злым колдуном. Есть и добрый молодец — Тушин. Овраг (обрыв) предстает как место обитания злого волшебника. В XIII главе 3-й части романа между Верой и Тушиным состоялся такой разговор: » — Когда у вас загремит гроза, Вера Васильевна, — спасайтесь за Волгу, в лес: там живет медведь, который вам послужит… как в сказках сказывают. [21]
— Хорошо, буду помнить! — смеясь, отвечала Вера, — и когда меня, как в сказке, будет уносить какой-нибудь колдун — я сейчас за вами!»

Лишь в первом своем романе (и в раннем творчестве вообще) Гончаров упускает шанс использования столь богатых возможностей фольклора. «Обыкновенная история» скорее построена на основе евангельской притчи о блудном сыне. Но уже в 1840-е годы, сразу после «Обыкновенной истории» пишется «Сон Обломова», в котором Гончаров как бы «подключается» к мощным слоям народного фольклорного мышления, обогащая евангельскую основу своих романов (неизменную во всей трилогии) и вводя еще один важный «вектор измерения». Дело в том, что «Обыкновенная история» — роман сравнительно «космополитичный». Как только Гончаров начинает осмысливать национальную жизнь в ее глубине (а это не только «Обломов», но и «Фрегат «Паллада»» и «Обрыв»), на уровне особенностей национального характера, он с неизбежностью обращается к тем жанрам, в которых наиболее рельефно выразились черты этого характера (волшебная сказка и былина). В результате меняется сам жанровый код гончаровского романа в «Обломове». Былинные черты характера главного героя даны в противопоставлении со «сказочными» его чертами. Отношения героев, развитие характера в «Обломове» во многом строются по сюжетной канве волшебной сказки. В итоге роман приобретает новые жанровые признаки, в нем господствует атмосфера волшебной сказки. Роман «Обрыв» в этом смысле строится несколько иначе, в нем заложены структурные элементы сказки о злом волшебнике и красавице. Марк Волохов очаровывает Веру, одурманивает ее — точно так же, как нигилизм, это новое учение, пришедшее в Россию с Запада, одурманивало русскую молодежь 1860-х гг. Роман полон «чудовищ». Кроме злого волшебника Марка, там в Марфинькином сне мы встречаемся с гоголевским Вием, с языческими богами (Геркулес и пр.). Вера сравнивается с хищной птицей, страсть, ее гложущая, с тигром. Такой набор не случаен. Все это «лики» страшного чудовища, или злого вошебника, пытающегося отобрать душу у красавицы Веры. Благодаря фольклорному фону, роман «Обрыв» наполняется фольклорным же временем: современная история, с ее злободневными вопросами, сочленяется в романе с внеисторичной, метафизически осмысленной судьбой России, в основе которой — национальный характер русского человека, отраженный различными гранями в образах бабушки Татьяны Марковны, Райского, Марка Волохова, Веры, Марфиньки, «доброго медведя» Тушина. Наряду с героями «обломовского» типа, связанного с волшебной сказкой (Райский и Волохов), в романе есть герои, показывающие, сколь большую роль сыграло в становлении национальных основ жизни Православие (Бабушка, Вера, Марфинька). Роман ставит вопрос об исторической судьбе России — в зависимости от судьбы православной веры. У Гоголя Вий вошел в церковь, у Гончарова в «Обрыве» — злой волшебник Волохов посягает на всю Россию, на ее Веру.

Богатства русского фольклора достались Гончарову «даром» — и мощно питали его творчество на протяжении всей его жизни. Ведь одним из главных объектов его писательского интереса является русский национальный характер. Недаром однажды романист заметил: «Я терпеть не могу видеть себя переведенным: я пишу для русских…» (VIII. 388).
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук

Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант 08-04-00079а «И.А.Гончаров и мировой литературный процесс».

Примечания:

1 — Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Л., 1981. Т. 22. С. 44.
2 — Очевидная ориентация на точку зрения А. В. Дружинина.
3 — И. А. Гончаров в неизданных письмах, дневниках и воспоминаниях современников (Публикация Н. Г. Розенблюма) // Русская литература. СПб., 1969. N 1. С. 165-166.
4 — И. А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 240.
5 — Сказку о Еруслане Лазаревиче (полное название: «Сказка полная о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче, о его храбрости и невообразимой красоте царевны Анастасии Вахрамеевны»), по указанию Д. А. Ровинского, была издана в 1810-1820-х гг. и выдержала до 1839 года четыре издания» (Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 1. Стб. 203-204). Полная редакция сказки о Бове королевиче была издана в 1790 или 1791 гг. и многократно переиздавалась в первой трети XIX века (Кузьмина В.Д. Рыцарский роман на Руси. Бова, Петр Златых Ключей. М., 1964. С. 65-66).
6 — Достоевский А.М. Воспоминания. Л., 1930. С. 51.
7 — И. А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 40-41.
8 — М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке. СПб., 1912. Т. 4. С. 139.
9 — Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991. С. 147.
10 — Недаром автор говорит, что в избу Онисима Суслова «курице страшно войти».
11 — Там же. С. 516-524.
12 — Телегин С. М. «Слышать» умолкнувший звук божественной эллинской речи…» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. N8. С. 59.
13 — Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Т. 22. Л., 1981. С. 44.
14 — Мифы народов мира. Изд. 2-е. М., 1988. С. 422.
15 — Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба. М., 1990. Кн. 2. С. 113.
16 — Там же.
17 — Там же. С. 102.
18 — Хотя, возможно, для Гончарова важнее была литературная традиция (это надо еще выяснять), ведь как пишет Э. В. Померанцева, образ русалки «корнями своими к древним верованиям, однако укреплен и уточнен в представлениях человека не мифологическими рассказами, а профессиональным искусством — живописью и литературою. С течением времени сложный фольклорный образ блекнет, стирается, верование уходит из народного быта. Литературый же образ русалки, чеканный и выразительный, живет как явление искусства и способствует жизни образа» (Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. С. 91).
19 — См.: Иванова Т. Ф. Образ русалки в творчестве Д. П. Ознобишина // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы VI Международной конференции. Т. 1. М., 2007. С. 72 — 75.
20 — См.: Жужанна Зельдхейи-Деак. К проблеме реминисценций в лейтмотивах романа И. А. Гончарова «Обрыв» // И. А. Гончаров. Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 1994.

21 — Подобный мотив встречается в сказке о Кащее бессмертном (Афанасьев, № 157): «Бежит медведь: «Ах, Мишка косолапый! Я тебя убью да сырком съем» — «Не ешь, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь! «

Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова «Обломов». Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. «Обломов» стал для русского общества «книгой итогов». Именно поэтому Добролюбов приветствовал произведение Гончарова. Роман раскрыл страшную силу традиции, показал такое существование, при котором «норма жизни была готова и преподана… родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадедушки…». Творение Гончарова убеждало читателей, что для живой жизни мало одной преемственности — ей необходимо обновление.

Лучшее, что могла породить помещичья среда, — это Обломов с его «золотым сердцем». В личных проявлениях Илья Ильич чист и благороден, но он весь спрятан только в них. Не случайно Ольга Ильинская все время ждет от героя выхода в мир общественный. Девушка, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» — «Есть… Обломовщина», — отвечает герой. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба не только главного героя романа, но и многих других персонажей. События, описываемые в произведении, обычны для общественной жизни 1855 — 1862 годов. В этом заключается трагизм романа, в котором описана уходящая в прошлое патриархальная Русь.

Итак, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Покой — идеал жизни героя, «его нормальное состояние».

Илья Ильич Обломов — русский помещик, живший в Петербурге на доходы от своего имения. Это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, получил принятое в дворянском обществе образование, когда-то мечтал о службе, о путешествиях, увлекался поэзией. По уму и развитию он стоит выше своих знакомых -Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева. Обломов обладает многими положительными качествами. «Это хрустальная, прозрачная душа», — говорит о нем Штольц. Попытки друга пробудить героя к жизни ни к чему не приводят. Многие ответы на вопросы автор дает в «Сне Обломова» в девятой главе романа.

В Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и в последующей жизни во многом определяющая черта характера Ильи Ильича — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в становлении характера Обломова, превратясь отчасти в черты 288

«обломовщины». Но эти же устои позволят герою сохранить естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца. В обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий героя. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно в «Сне Обломова».

Сказка из «Сна Обломова» переходит в жизнь героя и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, «настоящее и прошлое слились и перемешались». И вловь герой погружается в «сонное царство», только оно уже именуется «жизнь». Не случайно в романе Гончарова герой попадает из обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург — город полурусский, полуевропейский, холодный, чиновный, полный суеты. Все здесь противоположно нравам в Обяомовке: обременительная служба, неискренние отношения между людьми, даже погода — пасмурная и унылая. Образ Ильи Ильича- это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о своем прошлом, которое всегда кажется лучше настоящего.

Обломов — лишь дитя своего времени. Царство крепостной России -вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая никакого труда, — основа всех поступков и действий Обломова.

В своем произведении Гончаров создал обобщенный образ. Это литературный тип, система пороков дворянского общества. В образе Обломова воплощены типичные черты русского характера. Автор показал русского барина — ленивца с широкой душой и добрым сердцем, высокими чувствами. В отличие от окружающих его людей, Обломов осознает свою непригодность для новой жизни, при этом мучается, сегодняшняя жизнь его также не устраивает: «Стоит ради такой жизни вставать с дивана». Превратившись в ненужное и горькое прозябание, жизнь Обломова заканчивается, так и не завершившись чем-нибудь значимым. Будущее страны не за такими людьми, как Илья Ильич.

В своем романе, который можно назвать центральным в творчестве писателя, Гончаров сумел реалистически отразить все те сложные процессы, которые проходили в русском обществе во второй половине XIX столетия. В лице Обломова, с одной стороны, воспроизведен образ русского барина, а с другой, — пороки современной автору действительности — «обломовщины».

Захар, слуга Ильи Ильича, как бы повторяет собой своего хозяина. И если дорогой восточный халат Обломова «засалился», то у Захара- постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на лени барина, и для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. «Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он только желал, чтоб это делалось как-нибудь незаметно, само собой, а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т. п…»

Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг Андрей Штольц говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но эти черты дополняются такими качествами, как безволие и лень. «Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием».

Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. «А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…» «Однако… любопытно бы знать…, отчего я такой?» — задает себе вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос Гончаров дает в IX главе первой части «Сон Обломова», которая переносит читателя в пору детства Илюши, в деревню Обломовка, где происходит формирование характера героя, к истокам такого явления, как «обломовщина».

Деревня — это особый мир, чуждый суетности и потрясениям жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть нарушен никакими бурями и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся порядок. В природе присутствует гармония.

Точно так же была устроена и жизнь в Обломовке, где и хозяева, и слуги жили в «сонном царстве», где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность» Любая попытка и инициатива Илюши к самостоятельному действию пресекалась, так как для этого был «Захар и еще триста Захаров». «Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить». Покинув Обломовку, «этот рай на земле», Илья Ильич оказался несостоятельным к жизни, далекой от мира детства. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений. Попав на службу, он пасует перед теми проблемами, с которыми сталкивается. Испугавшись ответственности за допущенную ошибку (отправляет письмо с документами вместо Архангельска в Астрахань), Обломов сказывается больным, а после уходит в отставку.

Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко.

Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит в Обломове его доброту, его нежное сердце и тонкую душу. Она верит в него, верит в то, что он способен возродиться к новой жизни, что именно ее любовь изменит его. «Поэма любви» с ее страстями, взлетами и падениями показалась Обломову «претрудной школой жизни». Он пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги, пугается тех бытовых трудностей, которые возникают вокруг него. А преодолеть, устранить их он не может — не знает как.

Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего не требует от него, как Ольга, а просто слепо любит его, потакая ему во всем. Такая любовь не только не способна возродить Обломова к новой жизни, а, наоборот, губит и уничтожает окончательно. Ольга «сняла» с него халат, Агафья же снова «надела». Но именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.

Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни Обломова неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Первоначально он даже хотел назвать роман «Обломовщина». «Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое… ядовитое». Автор видит также и причины, породившие это явление, — условия такой поместной жизни позволили помещику не заботиться о «хлебе насущном». Привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила лучшие начала личности.

Гончаров реалистично изобразил картину русской дворянской жизни, при которой лучшие ценности человека убиваются бездеятельностью. Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение.

Ивана Александровича Гончарова часто называли «рафинированным»
романистом, плохо знавшим народную жизнь. Он, в самом деле, не слишком
глубоко вникал в народный быт. Однажды он признался: «Я не знаю быта,
нравов крестьян… Я не владел крестьянами, не было у меня никакой
деревни, земли… Простой народ, то есть крестьян, земледельцев, я видел…
мимоездом: то из вагона железной дороги, то с палубы корабля». Но откуда
же тогда глубинное постижение национального характера в «Обломове»?
Ведь в его Илье Обломове отраженным светом светятся главные, коренные
мотивы русской волшебной сказки, былины о богатыре Илье Муромце и пр.
Гончаров сам разрешает этот парадокс: «Я немало потратил красок на
изображение дворовых людей, слуг… слуги, дворовые люди … – тоже «народ»…
Я… воспитанный среди слуг… жил сначала дома в провинции среди
многочисленной дворни… «.Очевидно, что не лакейская была для Гончарова
главным источником познания фольклора. Судя по всему, главную роль
сыграла здесь его няня. О ней романист упомянул в воспоминаниях «На
родине», а также в письмах к родным. Звали ее Аннушкой.
В отличие от Пушкина, автор «Обломова» не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в «Сне Обломова». Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня была первым учителем героя. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:
— Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? — спрашивал ребенок.
— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.
Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он «в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода». В «Сне Обломова» указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: «Она повествует ему.. .об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: «Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот». Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: «Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах.. .ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни».
Образ няни в «Сне Обломова» абсолютно верен реальности. В «Обломове» Гончаров перечислил, очевидно, лишь малую часть исполнительского репертуара Аннушки. Несомненно, в запасе у нее было бесчисленное множество не только сказок, но и песен, поговорок, былин.

  • Почему в названии рассказа челкаш автор вынес имя только одного героя
  • Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом итоговое сочинение
  • Почему в любом деле надо быть профессионалом сочинение
  • Почему в конце сказки египеча просит у аннушки прощения
  • Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания сочинение 8 класс на тему по литературе