Почему в рассказе крысолов герой не может позвонить девушке

Воссоздающее воображение в психологии понимается как воображение, направленное на создание образов, соответствующих словесному описанию, карте, чертежу и т.п1. На его основе можно приблизиться к пониманию художественных текстов, трудных для детей и подростков. Покажем, как это сделать, на примере рассказа А.С. Грина «Крысолов».

Урок начинается с небольшой беседы.

— Как, по-вашему, чего больше в рассказе «Крысолов» — добра или зла?

— Можно ли считать этот рассказ мистическим? Фантастическим? Психологическим? Сказочным?

— Чем мотивированы в рассказе видения героя?
Вместе с учащимися приходим к выводу, что видения героя мотивированы голодом, болезнью, температурой, то есть имеют реальную основу. Вместе с тем

всё, что происходит, очень таинственно, и это привлекает читателя. Галлюцинации героя основаны также на предчувствии беды, которая может произойти с близким ему человеком. Хотя в рассказе много фантастического, но само явление — предчувствие — имеет вполне реальную основу. Мы знаем, что люди иногда предчувствуют беду, происходящую с дорогим человеком, находясь за много километров от него. Это явление — явление психологическое — привлекало А.С. Грина, как привлекает оно сегодня и нас.

Даже эта небольшая беседа даёт возможность представить многогранность гриновского рассказа. Задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся, как по-разному, с разных точек зрения можно смотреть на художественное произведение и открывать в нём всё новые и новые грани, даже если это небольшой рассказ. Для этой цели мы используем приём “постановка фильма по рассказу”. Учащиеся будут в течение обсуждения выступать в роли художников, композиторов, сценаристов.

Сначала мы попытаемся создать декорации для фильма. На доске вывешивается несколько листов бумаги, где на разном цветовом фоне изображено одно и то же: улица города, дома и одинокая фигура, бредущая вдаль. Классу предлагается задание: выбрать цветовой фон для изображения событий (чёрный, серый, жёлтый, многоцветный) и пояснить свой выбор. Выполняя такое задание, каждый воссоздаёт в своём воображении описание героев, погоды, времени суток и сопоставляет свою “картинку”, свои наглядные образы со зрительной опорой. Ответы могут получиться разными, но они должны соответствовать словесному описанию, тексту, так как именно текст управляет читательским воображением. Чем более верными и точными являются зрительные образы, тем лучше работает воссоздающее воображение.

Интересно, что более интересные ответы дают учащиеся художественно-графического отделения: видимо, чувство цвета у них развито лучше. Большинство выбирает серый фон для декораций — именно такие психологические ощущения вызывает рассказ. Детям кажется, что зла в рассказе больше, всё плохо в жизни героя, поэтому и жизнь его должна протекать на сером фоне.

После всех ответов учителю необходимо сделать вывод: “Конечно, каждый ощущает рассказ по-своему, в своей цветовой гамме. Но если читать рассказ Грина внимательно, то можно увидеть, что события происходят на серовато-беловатом фоне. Действие происходит в марте, стоит промозглая погода, идёт сырой снег; персонажи на рынке одеты в старую рваную одежду. Наступает вечер, холодный, мрачный, серый; потом мы видим на рынке героя в банке, плохо освещённом, тоже мрачном; потом ранним утром, когда ещё не взошло солнце. Солнца в рассказе, таким образом, вообще нет. Поэтому общий фон серый. Но в конце рассказа фон меняется, из серого, холодного становится более тёплым, радостным”.

На следующем этапе урока учащиеся выступят в роли композиторов. Теперь им нужно представить рассказ с точки зрения звукового оформления: на фоне каких звуков будет протекать действие нашего фильма, какая музыка будет сопровождать его.

Обычно одни учащиеся говорят, что это звук шагов по лестницам, другие, что главные звуки — это шуршание бумаги под ногами героя, третьи услышат писк крыс, скрип открываемых дверей. Таким образом, мы понимаем, что рассказ буквально переполнен разнообразными звуками. Теперь осталось пофантазировать о музыке, которая будет сопровождать блуждание героя по этажам банка. Все ученики обычно сходятся на том, что это должна быть таинственная музыка, вызывающая страх.

Хорошо, если учитель сможет подобрать что-то подходящее к данному рассказу и прослушать вместе с детьми фрагменты инструментальных пьес. Можно взять для контраста и совсем не подходящую музыку. Пусть ученики выскажут своё мнение о том, соответствует ли эта музыка нашему фильму.
На следующем этапе урока сделаем вывод о том, какое ощущение создаётся от рассказа: светлое, радостное, мрачное, тоскливое? И как вызывает это ощущение у читателя автор?

При беседе обратим внимание детей на место действия произведения — Петербург. Можно вспомнить стихотворные строки, посвящённые Петербургу и совпадающие по настроению (А.А. Блок, Н.А. Некрасов и др.). Обязательно нужно акцентировать внимание на времени действия: война, разруха, голод. Тоска, которую вызывает рассказ, связана и с безысходностью положения героя, с его одиночеством.

Итак, мы создали цветовой и звуковой фон фильма. Теперь нужно выяснить, чего больше в рассказе — описаний или действий, и сделать вывод о сюжетной линии рассказа, о последовательности происходящих событий. То есть теперь мы выступим в роли сценаристов. В результате у нас получится последовательность действий героя. Герой на рынке знакомится с девушкой и берёт её телефон; продаёт книги и номер телефона вместе с ними; встречает знакомого; идёт ночевать в здание заброшенного банка и бродит там по коридорам и комнатам; находит шкаф с едой; звонит девушке по отключённому телефону (соединение происходит чудесным образом); идёт на чей-то голос и чуть не падает в пролом в полу; подслушивает разговор, из которого узнаёт, что девушке угрожает опасность, бежит спасать её, сам спасается от погони, вылезает на крышу и спускается по водосточной трубе, успевает добежать до квартиры девушки, предупреждает её; хозяин ловит чёрную крысу; герой остаётся с этими людьми.

При перечислении действий напомним о том, чтобы ученики воссоздали в своём воображении эту последовательность событий, цепочку действий. Приходим к выводу, что сделать это совсем не сложно. Значит, сложность рассказа не в сюжете, а в чём же? Вывод сделают сами учащиеся: сложность рассказа заключается в большом количестве описаний. Описания создают настроение рассказа и вызывают у нас определённые ощущения. В то же время благодаря описаниям мы можем понять, что за человек главный персонаж, что он думает о жизни, о себе. Зададим следующий вопрос: “Если бы мы снимали фильм, что бы сделали с рассуждениями героя? Ведь их показать нельзя”. Обычно ученики предлагают такой вариант — голос за кадром. Реже — разговор героя с самим собой или бред героя, связанный с его болезнью.

Итак, фильм снят. Осталось сделать вывод: о чём он? Ответы будут примерно такие: это произведение об одиночестве; о человеке, выброшенном из жизни. И кто-нибудь обязательно добавит: о любви.

На лицах учеников можно прочитать удовлетворение — вот какие молодцы: текст поняли, фильм снять по нему готовы, выводы об идее сделали. В этот момент слово берёт учитель: “В начале нашего разговора о произведении я сказала, что мы попытаемся посмотреть на рассказ с разных сторон, постараемся увидеть все его грани. Объясните, почему автор поместил своего героя в банк, а не в какой-нибудь сарай или заброшенную квартиру? Почему герой всю ночь бродит по бесконечным этажам и коридорам и не может найти выход из этого лабиринта? Что символизируют эти этажи и коридоры? Ещё раз прочитайте их описание и постарайтесь представить себе, как они выглядят”.

Ответы учеников порой могут порадовать:

— Блуждание героя по бесконечным коридорам символизирует его блуждание по жизни, незнание, какой выбрать путь; в конце сюжета путь этот найден — найден выход из здания.

— Банк — это символ прошлого — богатства, денег. Он разрушен, потому что для революции важны другие идеалы.

— Банк — это символ разрухи, всё брошено, запущено.

Учитель.

А есть ли скрытый смысл (подтекст) в рассказе о крысах? И о крысах ли идёт речь?

Анализируя отрывок, посвящённый крысам, учащиеся обычно делают вывод о том, что под крысами автор подразумевает людей, которые живут только ради себя и даже во время войны наживаются на горе других людей.

И ещё один момент рассказа не должен остаться без внимания: Крысолов говорит, что герой был окружён крысами. Как можно понять эту фразу? После всего сказанного учащиеся уже готовы сделать вывод, что эту фразу можно понять по-разному: буквально и в переносном смысле. Переносный смысл заключается в том, что герой связал свою жизнь с людьми, похожими на крыс, и поэтому чуть не погиб.

Теперь можно подводить итоги. Совместными усилиями мы пришли к тому, что, во-первых, рассказ передаёт психологическое состояние героя, измученного болезнью, голодом, не знающего, как жить дальше; указано на загадки человеческой психики; во-вторых, автором воспеты чудеса, которые творит любовь; в-третьих, конфликтом рассказа является конфликт добра и зла, который разрешается победой добра; в-четвёртых, автор критически показывает людей, которые наживаются на чужих бедах, и даже на войне.

Проведённая работа даёт возможность учащимся понять, что любое произведение — это тайна, загадка, но разгадать её можно, если суметь увидеть текст с разных точек зрения. И искать эту разгадку — интересно! А мне, преподавателю литературы, также понятно, что найти разгадку, глубже понять текст, создать фильм по рассказу А.С. Грина нам помогло воссоздающее воображение.

Примечание

1 См.: Психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2006. С. 78–79.

Обновлено: 10.01.2023

Один из лучших символистских рассказов автора — последняя ода старому Петербургу, превращающемуся в Петроград. Реалистичное, детальное описание полупустого города, раздавленного революцией, естественно сочетается с противостоянием Крысолова и гигантской разумной крысы, которая именует себя Освободителем.

Здесь проявляется уникальная черта прозы Грина: фантастические и чудесные явления он описывает так ярко и рельефно, что в них невозможно не поверить. Это своеобразная тонкая месть наступающему вместе с советской властью засилью реализма в искусстве: летающий человек у Грина более реален, чем картонные персонажи производственных романов.

Грин — мастер чудесных акварельных красок, полупрозрачных, пронизанных солнцем, как сны. И убедительных настолько, что читатель может ощутить морской бриз.

Полеты столетиями были заветной мечтой человечества. Что может быть прекраснее, чем парить над землёй свободно и легко, как птица? Но тяжкие последствия ждут одного человека, которому достался такой дивный дар.

Мир, каким видел его Александр Грин, необыкновенно сложный, непредсказуемый и прекрасный в своем буйном цветении. Мир непознаваем, только обыватели без фантазии могут думать иначе и стараться уничтожить все, что выходит за рамки их понимания.

Жизнь Грина не была ни долгой, ни легкой: до революции он вступил в партию эсеров, и когда партия большевиков установила свою безраздельную власть, писателя отправили в ссылку. Он бежал, долго добирался до родной Феодосии, жил впроголодь, болел и скрывался от полиции. Вскоре был снова арестован. Александр Грин прожил всего 51 год, публиковаться начал после 35 лет. Но за недолгий период творческого расцвета он создал прекрасные книги, настолько пронизанные солнцем и счастьем, что не поверить в него невозможно. Страдания и горести описывали многие, но кому по силам описать совершенное счастье?

Всем доброго дня! Сегодня я хотел бы с вами поговорить о рассказе, который стал одной из вершин творчества знаменитого автора «Алых парусов» . Этот рассказ сделал одно из самых страшных, безумных и одновременно с этим, простых открытий в мире литературы. «Крысолов» просто взбудоражил всю общественность того времени своей изящностью, грозностью и прямотой и, пожалуй, стал одним из лучших рассказов Александра Грина.

Эта история повествует нам о юноше, который 22 марта 1920 года встретился с юной, милой девушкой в тот момент, когда и он и она продавали книги в тёмненьком переулке голодного Петрограда.

Он взял её телефон, но потерял его, из-за чего, как он долгое время думал, неизвестная милая девушка в длинной юбке, исчезнет из его жизни навсегда. оставив после себя лишь беленькую английскую булавку.

Но вскоре главный герой сильно заболевает, из-за чего лишается квартиры и оказывается на улице.Один знакомый помогает ему устроится на ночлег в заброшенный банк, где герой блуждает по огромным лабиринтам, засыпанных бесчисленным количеством канцелярской бумаги, выискивая себе место, где можно приклонить голову и, в конце концов, каким то чудом находит боле-менее пристойный кабинет, где стоит огромный шкаф, телефон и стол. Ради любопытства герой отпирает шкаф и замирает от увиденного.

Огромные глубокие полки наполненные едой! Для человека, пробывшего несколько месяцев в голоде и всю свою жизнь в недоедании — это самое настоящее счастье. И именно в этом моменте автор начинает нагнетать атмосферу. Каким-то неимоверным образом в заброшенном здании, в затхлом кабинете, главный герой ради забавы подносит к уху здешний телефон и нажимает кнопку. Телефон срабатывает.

Дальше персонаж пытается вспомнить порядок цифр, который был ему дан миленькой девушкой в длинной юбке, но у него ничего не получается и он, практически наугад шепчет число, которое неправильно поняли на том конце провода и в итоге звонок попал туда, куда ему нужно.

Несколько минут юноша говорил с девушкой, он узнал её адрес, после чего аппарат замолчал, а откуда-то послышались голоса.

Голоса крыс, чей разговор, чудом услышанный героем, говорил о том, что в город приходит Освободитель, который убьёт Крысолова. Тут юноша вспоминает, что отец той самой девушки — крысолов и поняв это он начинает искать выход, он убеждён в том, что должен успеть предупредить Его.

По дороге к тому адресу, который он узнал от девушки происходят две встречи, которые очень сильно бьют в мозг. Я не буду их описывать, потому что даже если вы читали рассказ, эти моменты стоит перечитать, они заслуживают того.

В конце концов уставший юноша забегает домой и из последних сил предупреждает девушку и её отца об опасности, после чего падает в глубокий сон.

Проснувшись он видит перед собой крысолова, сжимающего в своих руках крысоловку, в которой с перебитым хребтом лежала здоровенная чёрная крыса. Юноша засуетился и стал судорожно говорить о том, что ему, крысолову, стоит остерегаться, что сюда идёт.

Но Крысолов прервал его и произнёс следующее:

«Всё было сказано; и были приняты меры. Если я назову эту крысу словом «Освободитель», вы будете уже кое что знать».

Самый конец я также не буду вам пересказывать, так как это то, что нужно читать и перечитывать самому.

В этой повести, которую называют отчасти автобиографической, рассказывается о голодном, бездомном, простуженном интеллигенте, который в разорённом гражданской войной Петрограде начала 1920-х годов устраивается на ночлег в огромном, пустующем здании банка. Неожиданно ночью он слышит какие-то голоса и вскоре становится свидетелем пиршества, в котором участвовали крысы, принявшие человеческое обличье. Крысы громко обсуждали план убийства некоего Крысолова и, чтобы предотвратить преступление, главный герой бежит из банка и успевает предупредить будущую жертву. В доме Крысолова главный герой излечивается от своей простуды и находит свою любовь.

Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

Очень непростая сказка, даже скорее притча, о том как Бог забирает маленьких детей к себе.

Андерсен «Ангел» краткое содержание таково:

Когда умирает ребенок, ангел забирает его на небо, но по пути еще собирает цветы. Вот ангел спустился за одним ребенком и они все высматривали, какие же цветы взять с собой. Ребенок предложит куст роз, который сломали, чтобы тот расцвет на небесах.

Ангел же искал другой цветок. Они отправились в очень узкую улочку, где на тротуаре после переезда валялся всякий хлам и среди него горшок с засохшим цветком.

Ангел рассказал историю этого цветка. Когда-то в подвале жил мальчик, больной, на костылях он никуда не выходил. Его друг как-то принес ему букет цветов, где один был с корнями. Болеющий мальчик посадил его и стал ухаживать. Когда мальчик умирал, он смотрел на свой цветок.

Этим мальчиком был ангел, что нес малыша теперь на руках (мальчик умер ровно год назад).

5onUwHyEc7TuhsKIdqzczRpouEQ3mpdd.jpg

Эта сказка перекликается со сказкой «Пятеро из одного стручка». В ней также цветок, точнее проросшая горошина спасла девочку от смерти, своей зеленью и жизнелюбием вылечила ее. Вот краткое содержание «Пятеро из одного стручка». У нее концовка веселее, нежели у «Ангела».

libking

Александр Грин — Крысолов краткое содержание

Крысолов — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

На лоне вод стоит Шильон, Там, в подземельи, семь колонн Покрыты мрачным мохом лет.

Весной 1920 года, именно в марте, именно 22 числа, — дадим эти жертвы точности, чтобы заплатить за вход в лоно присяжных документалистов, без чего пытливый читатель нашего времени наверное будет расспрашивать в редакциях — я вышел па рынок. Я вышел на рынок 22 марта и, повторяю, 1920 года. Это был Сенной рынок. Но я не могу указать, на каком углу я стоял, а также не помню, что в тот день писали в газетах. Я не стоял на углу потому, что ходил взад-вперед по мостовой возле разрушенного корпуса рынка. Я продавал несколько книг — последнее, что у меня было. Холод и мокрый снег, валивший над головами толпы вдали тучами белых искр, придавали зрелищу отвратительный вид. Усталость и зябкость светились во всех лицах. Мне не везло. Я бродил более двух часов, встретив только трех человек, которые спросили, что я хочу получить за свои книги, но и те нашли цену пяти фунтов хлеба непомерно высокой. Между тем, начинало темнеть, — обстоятельство менее всего благоприятное для книг. Я вышел на тротуар и прислонился к стене. Справа от меня стояла старуха в бурнусе и старой черной шляпе с стеклярусом. Механически тряся головой, она протягивала узловатыми пальцами пару детских чепцов, ленты и связку пожелтевших воротничков. Слева, придерживая свободной рукой под подбородком теплый серый платок, стояла с довольно независимым видом молодая девушка, держа то же, что и я, — книги. Ее маленькие, вполне приличные башмачки, юбка, спокойно доходящая до носка — не в пример тем обрезанным по колено вертлявым юбчонкам, какие стали носить тогда даже старухи, — ее суконный жакет, старенькие теплые перчатки с голыми подушечками посматривающих из дырок пальцев, а также манера, с какой она взглядывала на прохожих, — без улыбки и зазываний, иногда задумчиво опуская длинные ресницы свои к книгам, и как она их держала, и как покряхтывала, сдержанно вздыхая, если прохожий, бросив взгляд на руки, а затем на лицо, отходил, словно изумясь чему-то и суя в рот «семечки», — все это мне чрезвычайно понравилось, и как будто на рынке стало даже теплее. Мы интересуемся теми, кто отвечает нашему представлению о человеке в известном положении, поэтому я спросил девушку, хорошо ли идет ее маленькая торговля. Слегка кашлянув, она повернула голову, повела на меня внимательными серо-синими глазами и сказала: «Так же, как и у вас». Мы обменялись замечаниями относительно торговли вообще. Вначале она говорила ровно столько, сколько нужно для того, чтобы быть понятой, затем какой-то человек в синих очках и галифе купил у нее «Дон-Кихота»; и тогда она несколько оживилась. — Никто не знает, что я ношу продавать книги, — сказала она, доверчиво показывая мне фальшивую бумажку, всученную меж другими осмотрительным гражданином, и рассеянно ею помахивая, — то есть, я не краду их, но беру с полок, когда отец спит. Мать умирала. мы все продали тогда, почти все. У нас не было хлеба, и дров, и керосина. Вы понимаете? Однако мой отец рассердится, если узнает, что я сюда похаживаю. И я похаживаю, понашиваю тихонько. Жаль книг, но что делать? Слава богу, их много. И у вас много? — Н-нет, — сказал я сквозь дрожь (уже тогда я был простужен и немного хрипел), — не думаю, чтобы их было много. По крайней мере, это все, что у меня есть. Она взглянула на меня с наивным вниманием, — так, набившись в избу, смотрят деревенские ребятишки на распивающего чай проезжего чиновника, и, вытянув руку, коснулась голым кончиком пальца воротника моей рубашки. На ней, как и на воротнике моего летнего пальто, не было пуговиц, я их потерял, не пришив других, так как давно уже не заботился о себе, махнув рукой как прошлому, так и будущему. — Вы простудитесь, — сказала она, машинально защипывая поплотнее платок, и я понял, что отец любит эту девушку, что она балованная и забавная, но добренькая. — Простудитесь, потому что ходите с расхлястанным воротом. Подите-ка сюда, гражданин. Она взяла книги подмышку и отошла к арке ворот. Здесь, с глупой улыбкой подняв голову, я допустил ее к своему горлу. Девушка была стройна, но значительно менее меня ростом, поэтому, доставая нужное с тем загадочным, отсутствующим выражением лица, какое бывает у женщин, когда они возятся на себе с булавкой, девушка положила книги на тумбу, совершила под жакетом коротенькое усилие и, привстав на цыпочки, сосредоточенно и важно дыша, наглухо соединила края моей рубашки вместе с пальто белой английской булавкой. — Телячьи нежности, — сказала, проходя мимо, грузная баба. — Ну вот. — Девушка критически посмотрела на свою работу и хмыкнула. Все. Идите гулять. Я рассмеялся и удивился. Не много я встречал такой простоты. Мы ей или не верим или ее не видим; видим же, увы, только когда нам плохо. Я взял ее руку, пожал, поблагодарил и спросил, как ее имя. — Сказать недолго, — ответила она, с жалостью смотря на меня, — только зачем? Не стоит. Впрочем, запишите наш телефон; может быть, я попрошу вас продать книги. Я записал, с улыбкой поглядывая на ее указательный палец, которым, сжав остальные в кулак, водила она по воздуху, учительским тоном выговаривая цифру за цифрой. Затем нас обступила и разъединяла побежавшая от конной облавы толпа. Я уронил книги, когда же их поднял, девушка исчезла. Тревога оказалась недостаточной для того, чтобы совсем уйти с рынка, а книги через несколько минут после этого у меня купил типичный андреевский старикан с козьей бородой, в круглых очках. Он дал мало, но я был рад и этому. Лишь подходя к дому, я понял, что продал также ту книгу, где был записан телефон, и что я его бесповоротно забыл.

Вначале отнесся я к этому с легкой оторопью всякой малой потери. Еще не утоленный голод заслонял впечатление. Задумчиво варил я картофель в комнате с загнившим окном, политым сыростью. У меня была маленькая железная печка. Дрова. в те времена многие ходили на чердаки, — я тоже ходил, гуляя в косой полутьме крыш с чувством вора, слушая, как гудит по трубам ветер, и рассматривая в выбитом слуховом окне бледное пятно неба, сеющее на мусор снежинки, Я находил здесь щепки, оставшиеся от рубки стропил, старые оконные рамы, развалившиеся карнизы и нес это ночью к себе в подвал, прислушиваясь на площадках, не загремит ли дверной крюк, выпуская запоздавшего посетителя. За стеной комнаты жила прачка; я целыми днями прислушивался к сильному движению ее рук в корыте, производившему звук мерного жевания лошади. Там же отстукивала, часто глубокой ночью как сошедшие с ума часы — швейная машина. Голый стол, голая кровать, табурет, чашка без блюдца, сковородка и чайник, в котором я варил свой картофель, — довольно этих напоминаний. Дух быта часто отворачивается от зеркала, усердно подставляемого ему безукоризненно грамотными людьми, сквернословящими по новой орфографии с таким же успехом, с каким проделывали они это по старой. Как наступила ночь, я вспомнил рынок и живо повторил все, рассматривая свою булавку. Кармен сделала очень немного, она только бросила в ленивого солдата цветком. Не более было совершено здесь. Я давно задумывался о встречах, первом взгляде, первых словах. Они запоминаются и глубоко врезывают свой след, если не было ничего лишнего. Есть безукоризненная чистота характерных мгновений, какие можно целиком обратить в строки или в рисунок, — это и есть то в жизни, что кладет начало искусству. Подлинный случай, закованный в безмятежную простоту естественно верного тона, какого жаждем мы на каждом шагу всем сердцем, всегда полон очарования. Так немного, но так полно звучит тогда впечатление. Поэтому я неоднократно возвращался к булавке, твердя на память, что было сказано мной и девушкой. Затем я устал, лег и очнулся, но, встав, тотчас упал, лишившись сознания. Это начался тиф, и утром меня отвезли в больницу. Но я имел достаточно памяти и соображения, чтобы уложить свою булавку в жестяную коробку, служившую табакеркой, и не расставался с ней до конца.

Читайте также:

      

  • Новогодние дидактические игры для детей 3 4 лет в детском саду
  •   

  • Положение об информационной открытости школы 2021
  •   

  • Спортивное развлечение ко дню народного единства в доу подготовительная
  •   

  • Посадка картофеля в доу
  •   

  • Рисовый штурм краткое содержание

«Петербургу быть пусту» (Петербургу пусту быти) — пророчество (заклятие)
о гибели новой столицы, будто бы изречённое царицей Евдокией Лопухиной
перед насильной отправкой её в монастырь: «Месту сему быть пусту!».

«Но страннее всего происшествия,
случающиеся на Невском проспекте.

О, не верьте этому Невскому проспекту!
Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим,

когда иду по нем, и стараюсь вовсе
не глядеть на встречающиеся предметы.

Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!…

Он лжет во всякое время, этот Невский проспект,
но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою
наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов,
когда весь город превратится в гром и блеск,
мириады карет валятся с мостов,
форейторы кричат и прыгают на лошадях
и когда сам демон зажигает лампы для того только,

чтобы показать все не в настоящем виде.»

Николай Гоголь «Невский проспект»

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Александр Блок

Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище
Марсово пастбище, Зимнее кладбище.
Отпрыск России, на мать не похожий
Бледный, худой, евроглазый прохожий
….
Мсье Ленинград, революцией меченный,
Мебель паливший, дом перекалеченный.
С окнами, бабками, львами, титанами,
Липами, сфинксами, медью, Аврорами.
Сэр Ленинград, Вы теплом избалованы,
Вы в январе уже перецелованы жадной весной.
Ваши с ней откровения
Вскрыли мне вены тоски и сомнения.
Пан Ленинград, я влюбился без памяти
В Ваши стальные глаза…

ДДТ — Ленинград, Петербург, Петроградище

Санкт-Петербург — необыкновенный, единственный в России город, о котором можно с полным основанием сказать — да, вот она — Столица Империи, и при этом — столица европейская.
Идеальное существование самого образа этого города, с самого начала, со взгляда Петра Первого, озирающего залив, устье Невы и болотца этого медвежьего уголка Ингерманландии — и воплощенное в гранит  трудами, усилиями и жертвами народа — не закончилось с появлением новой столицы.
Вот он, образ и воплощение судьбы этого города — блестящее, холодное и беспощадное, при всей своей красоте — Лезвие Копья.
И — Копья, направленного, демонстративным и властным жестом Петра Первого —  в сторону Европы, в попытке заявить о переходе России на новый исторический путь.
А вот — Медный Всадник, символ Имперской России, «поднятой на дыбы» императором Петром — перед прыжком через пропасть…

«Самый умышленный город» — так сказал Достоевский о Петербурге. И этот умысел получил Воплощение — Город, который прославил и имя Петра, и имена архитекторов, и саму Россию — навеки.
Крепости, каналы, соборы, дворцы, великолепие Петергофа и Зимнего дворца, мечтательный Летний сад, Кунксткамера и Петербургская Академия Наук, Васильевский остров и Ростральные Колонны Биржи, а любимая мною Арка Генерального Штаба — пройди сквозь неё и взгляни на космический простор Дворцовой площади, а затем —  да! — Александрийский столп —  вот она, наша память об истинно Народной Победе в войне 1812 года.

Великолепный город на западном краю зимней, сонной, медленной страны — как воплощенная мечта для одних и значительный, но нарушающий исконные традиции казус — для других, Санкт-Петербург не мог не стать для литературы, поэзии, искусства России тем, чем он и стал — вдохновением, вызовом, мучительной загадкой, странной красотой — словом, тем, что можно назвать кровью, текущей в жилах российского искусства.

Можно вспомнить, пусть и кратко, произведения классической литературы и поэзии, имеющие отношение к Городу.
Вот стихи Пушкина о Петербурге, прохладные и легкие, как воздух:

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

А петербургские повести Гоголя, полные печального юмора, пронизанного страхом и отчаянием, так не похожие на жизнелюбивые, теплые «Вечера на хуторе близ Диканьки»…

Невероятен и гениален по воплощению в языке Петербург Достоевского — он похож на тонкий, минималистский рисунок, черно-белый, я беру его в руки, и вот — взгляните: Раскольников, подняв воротник, медленно идет по грязному глухому двору; в трактире умирает нищий старик; маленькая девочка, кутаясь в рваную шаль, просит милостыню на углу; ясный теплый день, набережная, прозрачный золотистый воздух — Свидригайлов, помахивая тростью, поднимается в комнатушку Раскольникова, и —  они будут говорить о вечности…
Единственная экранизация Достоевского, соответствующая визуально этому образу Города — черно-белый фильм «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова, с начальными кадрами — судорожным бегом Раскольникова от преследователей вдоль Крюкова канала, с мучительной беседой Порфирия Петровича и Раскольникова в крошечной, мерзкой и давящей комнатушке… словом — это идеальное попадание в стиль и дух романа гениального классика.

Львиный мостик с прохожим_1982.jpg

Итак, образ Петербурга, загадочный и жестокий — проходит через всю литературу и поэзию и 19 века, и начала 20 века.
И одним из самых удачных литературных произведений, затрагиващих эту тему,  по моему мнению, является рассказ Александра Грина «Крысолов».
Этот рассказ —  вершина творчества Грина, созданный в 1924 году, очень реалистичен, хотя и повествует о странных, полумистических событиях, произошедших, как писал Грин —  весной 1920 года.

Это время — тот самый период жесточайшего перелома в судьбе нашей страны, период гражданской войны, нищеты, разрушения всех привычных человеческих связей, голода, расстрелов, болезней, мучительного холода, от которого не спасения.
Переломы в судьбах России — явление, увы, повторяющееся.
Быть может, нам всем следует иногда задумываться об этом — и попытаться, хотя бы на примерах из прошлого, найти опору, которая поможет нам устоять на ногах в будущих потрясениях, на которые так щедра российская история?

В этом рассказе нет дальних, романтических и чудесных стран — там только голодный, замерзающий и полупридушенный Петербург — Петроград, и всего три героя — сам Грин — или его alter-ego, девушка, как пишет от лица своего персонажа автор: сделавшая так мало — всего лишь застегнувшая воротник замерзшего героя рассказа булавкой, и отец девушки — Крысолов.

И фоном событий рассказа, придающий всему смыслу повествования исторический объем и вызывающий у читателя трепет перед беспощадностью Истории — является сам Город, Петроград, уже не Петербург, нет  — грозный, беспощадный к своим жителям, потерявший свой имперский лоск и говорящий всем и каждому — «Оставь надежду, всяк сюда входящий» …

Кратко о событиях этого повествования: герой рассказа пытается продать то, что у него осталось — несколько книг, на барахолке. Там он знакомится с девушкой, но тут же теряет надежду вновь её увидеть — номер телефона записан на обложке книги, которую он продал. Осталась только булавка.
Затем — тяжелая болезнь, три недели в больнице, потеря жалкого жилья — сырой комнатушки, мучительная бессонница, попытки выжить — и случайное попадание в заброшенное здание громадного банка, где можно пристроиться бездомному и как-то просуществовать — а что там дальше, кто знает…
Но не только герой рассказа борется за жизнь — жители полупустого Петербурга страдают не меньше:
«Я спал на полу и диванах, на кухонной плите и на пустых ящиках, на составленных вместе стульях и однажды даже на гладильной доске. За это время я насмотрелся на множество интересных вещей, во славу жизни, стойко бьющейся за тепло, близких и пищу. Я видел, как печь топят буфетом, как кипятят чайник на лампе, как жарят конину на кокосовом масле и как воруют деревянные балки из разрушенных зданий.»

И вот — волею судьбы герой попадает в «пустующие палаты Центрального Банка, где двести шестьдесят комнат стоят как вода в пруде, тихи и пусты».
Именно в этом здании и происходят все дальнейшие полумистические события, которые герой сначала принимает за бред, вызванный бессонницей.
Но нет — все эти странные события имеют объяснение, и в пустынном на первый взгляд лабиринте банка, где его окружают невидимые ему, но явно влиятельные и злобные существа, герой случайно узнает, что девушке, столь много значащей для него — грозит смертельная опасность…

Герой рассказа с трудом выбирается из ловушки, в которую превратилось здание банка и, преследуемый, добирается до дома, где живет девушка и её отец, успевает вовремя предупредить их, они спасены — а он нашел то, что может быть якорем спасения в этом тонущем мире, если не для всех — то хотя бы для этих троих…
«Я должен завоевать доверие…И более – ни слова об этом.»

А теперь — несколько моих «мыслей по поводу»…

Удивительно, как великолепен, своеобразно метафоричен язык этого рассказа Грина. И само повествовательное мастерство этого писателя — бесспорно. Его текст создает яркую, насыщенную и вместе с тем — полную интересных деталей, глубокую картину.

Какая прекрасная компьютерная игра получилась бы — на основе этого рассказа! :)
Думаю, что это мог бы быть квест, с элементами хоррора, к примеру. В самом деле, в рассказе есть сцены и «декорации», идеально подошедшие бы для этих жанров компьютерных игр.
Один только лабиринт комнат, залов и лестниц банка — чего стоит!
А та ключевая сцена — первое появление странного существа, точнее — звуков его легких шажков:  «…послышались неведомые шаги. Как можно было установить, шел кто-то один, ступая проворно и легко, знакомой дорогой среди тьмы и, возможно, освещая путь ручным фонарем или свечой».
Но герой рассказа очень ошибается — он имеет дело отнюдь не с человеком…
Затем — случайное спасение из смертельно опасной ловушки, в которую заманило его это существо — и вот — наш персонаж прячется, пытаясь не попасться на глаза этим невидимым «дьяволам»…
А финал — стремительное, наперегонки с таинственным и всесильным ужасом, окружающим его, бегство по чердаку, крышам и далее — по улицам Петербурга — к спасению… Словом, рассказ так и просится — в игру! :)

По моему мнению, соединение традиций литературных шедевров с современными методами компьютерных технологий, при соблюдении чувства меры и при наличии знаний по истории и по литературе России — у талантливых и опытных разработчиков компьютерных игр — может дать на выходе незаурядные результаты.

Барельеф на стене музея Александра Грина в Феодосии, август 2021 г. (фото автора)

Барельеф на стене музея Александра Грина в Феодосии, август 2021 г. (фото автора)

Отель «Алые паруса» (4 звезды) в Феодосии для зажиточных россиян, август 2021 г. (фото автора)

Отель «Алые паруса» (4 звезды) в Феодосии для зажиточных россиян, август 2021 г. (фото автора)

Бассейн для богатых постояльцев отеля «Алые паруса» в Феодосии, август 2021 г. (фото автора)

Бассейн для богатых постояльцев отеля «Алые паруса» в Феодосии, август 2021 г. (фото автора)

1 мая 1930 г. в Феодосии был открыт памятник Айвазовскому. Справа от монумента писатель Александр Грин. (фото из Интернета)

1 мая 1930 г. в Феодосии был открыт памятник Айвазовскому. Справа от монумента писатель Александр Грин. (фото из Интернета)

В этом саманном домике с земляными полами в Старом Крыму А. Грин умер (фото 1958 г. из Интернета)

В этом саманном домике с земляными полами в Старом Крыму А. Грин умер (фото 1958 г. из Интернета)

Я уже описывал в «Живом журнале» наше с женой Раисой Ивановной пребывание в Феодосии по социальным путевкам в конце августа – начале сентября 2021 года (Крымская Феодосия – курортный город жутких контрастов!: klasson — LiveJournal). И к сей реплике тогда же добавил коммент:
В Феодосии имеется музей Александра Грина (http://feomuseygrina.ru/). Мы несколько дней не могли попасть в него, поскольку музей открыт до 17 часов, а мне надо было после обеда доспать. Наконец отправились туда, тут оказалось, что у кассирши не работает система безналичной оплаты билетов – подсоединение к Интернету далеко не всегда доступно. Пришлось заплатить «наличкой», в суматохе мы не узнали, что за экскурсионное обслуживание надо платить отдельно. Об этом жене Раисе Ивановне сказала сотрудница при входе, а я не услышал и никак не мог понять, почему она не хочет узнать подробности от экскурсовода и отделилась от группы, которая только что вошла. А я добросовестно слушал сего экскурсовода, не зная что за это надо платить!
Экспозиция музея и объяснения экскурсовода были весьма познавательны. Потом я еще самостоятельно все обошел и с удивлением увидел, что на одной из ранних книг написано послание жене Вере: типа, посвящаю тебе, любимой, сию книгу, как и все остальные, которые выйдут в будущем. А на более позднем издании было написано посвящение уже второй жене Нине: типа, эта книга, как и все будущие, это тебе любимой!
По прибытии в санаторий «Восход» пошел на 3-й этаж, где как я случайно увидел ранее на полках стояли-лежали россыпи книг из бывшей библиотеки (значит, какое-то время назад в целях экономии средств новые хозяева санатория сократили библиотекаря, а помещение библиотеки очистили для каких-то других целей). С трудом, после сплошного перебора, нашел книгу с произведениями Александра Грина, где были вмонтированы фрагменты биографического характера. Интересны были и фотки: на одной из них был обозначен Александр Грин, который 1 мая 1930 года присутствовал на открытии памятника Ивану Айвазовскому рядом с музеем-галереей в Феодосии.
Ну а по возвращении в Москву отправился в «районную библиотечку», где со второй попытки (при первой попытке мне было заявлено, что книги серии «ЖЗЛ» пока лежат в пачках неразобранными – после ремонта) получил замечательную книгу Алексея Варламова «Александр Грин» (
https://www.litmir.me/br/?b=98888&p=1). И вполне согласился с автором:
<…> Такая история [(перед этим описывался рассказ «История одного убийства», «о неуставных отношениях» в русской царской армии)]. Тут нет плоской революционной агитации, как в рассказе «Слон и Моська», где также создан образ замордованного и протестующего солдата из крестьян; нет тут еще ни Зурбагана, ни Лисса, ни «Алых парусов» – это ранний, не слишком известный Грин, только нащупывающий свою манеру, но в то же время удивительно зрелый. И что бы ни говорили и ни писали о будущих достижениях Грина-романтика, жаль, что он с этого пути свернул. Из Грина вышел бы первоклассный писатель-реалист. Он мог пойти по традиционному пути психологической русской прозы, мог оказаться в ее – как теперь говорят – «мейнстриме», с Куприным, Буниным, Горьким, Андреевым – но не захотел и выбрал путь, где его ждали непонимание, обвинения, насмешки, упреки в подражательности и даже прямая клевета, что он-де убил капитана английского судна, украл у него рукописи и стал печатать под своим именем (потрясающая рифма к будущей судьбе Шолохова и «Тихого Дона»), а потом и вовсе обвинили в космополитизме. <конец цитаты>
Конечно, жаль, что Александр Грин от реалистических рассказов свернул на «романтическую хрень» типа «Алых парусов» (которые в черновике носили название «Красные паруса»)!
А в конце мая 2022 года решил во второй раз взять замечательную книгу Алексея Варламова «Александр Грин» (более позднее, 2008 года, издание?) И вот какая мне там попалась другая «романтическая хрень», в главе XIII «Охота на крыс» (Читать «Александр Грин» — Варламов Алексей Николаевич — Страница 70 — ЛитМир (litmir.me)):
У Грина никакой Гринландии в «Крысолове» нет, а есть Петроград 1920 года.
Об истории создания гриновского «Крысолова» рассказывают очень многие мемуаристы.
Стояло рядом с Домом искусств на Фонтанке огромное здание банка. Один фасад его выходил на улицу Герцена, другой на Невский проспект, третий на Мойку. Как пишет Вера Павловна Калицкая, которую однажды Грин повел на экскурсию в этот дом, «банк занимал несколько этажей и состоял из просторных светлых и высоких комнат, но ничего особенного, красивого или таинственного, что отличало бы его от других банков средней руки, не было. Когда позднее Александр Степанович читал нам „Крысолова“, я была поражена, как чудесно превратился этот большой, но банальный дом в настолько зловещее и фантастическое помещение».
По воспоминаниям Вс. Рождественского, обитатели Дома искусств спускались в нижние этажи этого здания для того, чтобы брать там бумагу для топки печей. «В то время было плоховато не только с едой, но и с пищей для „буржуйки“ – приходилось довольствоваться щепками и бревнышками, приносимыми с улицы, с окраин города, где еще существовали недоломанные заборы. Выдавались, правда, дрова, но не столь уж часто и не в достаточном количестве. Большим подспорьем служили нам толстенные, облаченные в толстые переплеты конторские книги, которые в изобилии валялись в обширных сводчатых комнатах и переходах пустого банка, находившегося в нижнем этаже нашего огромного дома. Путешествия в этот лабиринт всеми покинутых, заколоченных снаружи помещений были всегда окружены таинственностью и совершались обычно в глубоких сумерках. Грин любил быть предводителем подобных вылазок. Мы долго бродили при свете захваченного нами огарка, поскальзываясь на грудах наваленного всюду бумажного хлама, подбирая все годное и для топки и для писания. Помещение казалось огромным, и в нем легко было заблудиться. Не без труда мы потом выбирались наружу. Когда я читаю один из лучших рассказов А. С. Грина, „Крысолов“, мне всегда вспоминается этот опустевший лабиринт коридоров и переходов в тусклом мерцающем свете огарка, среди груд наваленной кучами бумаги, опрокинутых шкафов, сдвинутых в сторону прилавков. И я поражаюсь при этом точности гриновского, на этот раз вполне реалистического описания».
<…> Именно в этом здании и происходит основное действие рассказа, хотя начинается оно на Сенной площади, с конкретного указания времени:
«Весной 1920 года, именно в марте, именно 22 числа, – дадим эти жертвы точности, чтобы заплатить за вход в лоно присяжных документалистов, без чего пытливый читатель нашего времени наверное будет расспрашивать в редакциях – я вышел на рынок. Я вышел на рынок 22 марта и, повторяю, 1920 года».
<…> «Крысолов» – рассказ не о крысах, не о любви, не о революции и голоде, хотя все это тут есть. «Крысолов» – рассказ об одиночестве, о его «холодной пустыне». Описание громадного дома, по которому ходит, перефразируя самого Грина, страдающий бессонницей «человек неизвестного звания», завораживает, в нем есть что-то глубоко мистическое, подготавливающее читателя к тем событиям, которые здесь должны произойти.
А впрочем, вот вопрос: что более всего могло бы поразить жителя Петрограда в 1920 году? Какое чудо должно было случиться, чтобы измученный болезнью и вынужденным ночным бдением человек «вздрогнул и не закричал только потому, что не было сил»?
Он был готов закричать, потому что увидел… еду: «склад ценной провизии – шесть полок, глубоко уходящих внутрь шкафа под тяжестью переполняющего их груза. Он состоял из вещей, ставших редкостью, – отборных продуктов зажиточного стола, вкус и запах которых стал уже смутным воспоминанием».
«Крысолов» – удивительный рассказ. И гриновский, и не гриновский. Иногда кажется, что человеку, а особенно такому упертому романтику, как Грин, необходимо было пройти через тюрьму, солдатчину, тиф, голод, чтобы не только одни «Алые паруса» после него остались. И описание сыров, «от сухого зеленого до рочестера и бри», окороков, колбас, копченых языков и фаршированных индеек, «восемь голов сахара, ящик с чаем; дубовый с медными обручами бочонок, полный кофе; корзины с печеньем, торты и сухари» – все это звучит такой же песней, что и самые волшебные виды Лисса или все оттенки красного цвета, от алого до багряного.
«Пусть не говорят мне, что чувства, связанные с едой, низменны, что аппетит равняет амфибию с человеком. В минуты, подобные пережитым мной, все существо наше окрылено, и радость не менее светла, чем при виде солнечного восхода с высоты гор».
Это было написано тогда, когда голод миновал, и обеспеченный, ненадолго благополучный Грин мог позволить себе любую покупку в нэпманском Петрограде, но если вспомнить о том, что будет ждать этот город двадцать с небольшим лет спустя, в блокаду, то на страницы «Крысолова», этой совершенной русской готики и гофманиады советского времени, ляжет еще более зловещий пророческий отблеск.
Насытившись, неизвестный человек начинает думать о том, кому может принадлежать это богатство, и приходит к выводу, имеющему отношение к юности его создателя:
«По-видимому, здесь собиралось общество, преследующее гульливые или конспиративные цели, в расчете изоляции и секрета, может быть, могущественная организация с ведома и при участии домовых комитетов».
<…> Грин предпочел мистику. На первый взгляд – еще один пример ухода от революционной действительности. На самом деле – приближение к ней. Только с другого конца.
Итак, начинается мистика. Человек в пустом доме слышит чьи-то легкие шаги. Он гасит свет и затаивается, но шаги неумолимо приближаются. Как в детской страшилке. Или в рассказах Э. По, но уже безо всяких оскорбительных намеков на подражание.
Ну и так далее. Оригинал рассказа Александра Грина «Крысолов» можно прочитать, например, по ссылке (Читать «Крысолов» — Грин Александр Степанович — Страница 1 — ЛитМир (litmir.me)). И «ненаучность фантастики» писателя заключается, на мой пристрастный взгляд, не в мистике и в бреде героя повествования, а в том, что крысы и другие обитатели голодного Петрограда 1920 года – мыши, одичавшие собаки и кошки не могли не обнаружить столь замечательного источника пищи как заброшенный «склад ценной провизии»! И не насытиться там еще до появления героя повествования!! То есть последнему остались бы одни крошки и огрызки!!!
Алексей Варламов поясняет:
И только теперь, в конце рассказа становится понятно, что все, что с ним происходило, все, кого он слышал и даже видел, включая ребенка и девушку на Конногвардейском бульваре, похожую на дочь старика[-крысолова], – все это были крысы, которые хотели его уничтожить, а эта, зловещая, черная и есть тот самый Освободитель, о котором говорили двое неизвестных в коридоре старого банка.
История как война крыс и людей – вот что такое написанный в 1923 году «Крысолов». Но крысы важны не сами по себе, а как примета и суть времени.
К сожалению, Алексей Варламов не заметил ляпсуса с якобы уцелевшим заброшенным «складом ценной провизии» в жестоко голодавшем Петрограде 1920 года. В то же время он цитировал Александра Грина: „Фантазия всегда требует строгости и логики. Я менее свободен, чем какой-нибудь бытописатель, у которого и ляпсус сойдет, покрывшись утешением: «Да чего в жизни не бывает!». У меня не должно быть так. Это не происходило, на взгляд обывателя, но произошло, и именно так, единственно так, как должно было, для читателя, в душе которого звучит то же самое, что и в нашей душе. Всякий выход за пределы внутренней логики даст впечатление карамельности или утопичности или просто «врет как сивый мерин». О голоде и разрухе в Петрограде начала 1920-х годов см. (Демографические потери Петербурга в годы Гражданской войны // ОПТИМИСТ (oppps.ru)). А вот некоторые акварели Ивана Алексеевича Владимирова из Гуверовского архива ((9) Бытописатель революции. Часть 2: e11enai — ЖЖ (livejournal.com)):

Waiting to receive an eighth of a pound of bread (1919). В ожидании осьмушки фунта хлеба (1919).

Waiting to receive an eighth of a pound of bread (1919). В ожидании осьмушки фунта хлеба (1919).

Hungry days in Petrograd — hungry people of all classes eating their portions at the doors of a "Communal dining room" (1919). Голодные дни в Петрограде — голодные люди разных классов съедают свои порции у дверей «Коммунальной столовой» (1919)

Hungry days in Petrograd — hungry people of all classes eating their portions at the doors of a «Communal dining room» (1919). Голодные дни в Петрограде — голодные люди разных классов съедают свои порции у дверей «Коммунальной столовой» (1919)

Hungry ones in Petrograd dividing a dead horse in the street (1919). Голод в Петрограде. Разделка павшей лошади на улице (1919)

Hungry ones in Petrograd dividing a dead horse in the street (1919). Голод в Петрограде. Разделка павшей лошади на улице (1919)

Hungry times in Petrograd (1919). Вариант этого рисунка из брауновского собрания подписан самим художником как "Поиски съедобного в помойной яме" (1919)

Hungry times in Petrograd (1919). Вариант этого рисунка из брауновского собрания подписан самим художником как «Поиски съедобного в помойной яме» (1919)

Hungry days in Petrograd. A lady and her daughter searching for potato peelings and herring-heads to eat. Drawn from nature (1919 January). Голодные дни в Петрограде. Дама с дочерью собирают на помойке картофельные очистки и селедочные головы. Нарисовано с натуры (Январь 1919 г.)

Hungry days in Petrograd. A lady and her daughter searching for potato peelings and herring-heads to eat. Drawn from nature (1919 January). Голодные дни в Петрограде. Дама с дочерью собирают на помойке картофельные очистки и селедочные головы. Нарисовано с натуры (Январь 1919 г.)

A man dead of hunger — a prey for hungry dogs. Drawn from nature (Petrograd, 1919 January). Человек, умерший от голода, становится добычей голодных собак. Нарисовано с натуры (Петроград, январь 1919 г.)

A man dead of hunger — a prey for hungry dogs. Drawn from nature (Petrograd, 1919 January). Человек, умерший от голода, становится добычей голодных собак. Нарисовано с натуры (Петроград, январь 1919 г.)

Burial of a workman who was not a communist. Communists are always buried magnificently (1920 January). Похороны рабочего, который не был коммунистом. Коммунистов всегда хоронят по высшему разряду (Январь 1920 г.)

Burial of a workman who was not a communist. Communists are always buried magnificently (1920 January). Похороны рабочего, который не был коммунистом. Коммунистов всегда хоронят по высшему разряду (Январь 1920 г.)

Miserable life of Russian nobles and persons of high rank during the revolution (drawn from nature in the home of General Buturline, 1919). Бедственное положение бывших дворян и высокопоставленных лиц (нарисовано с натуры в доме генерала Бутурлина, 1919)

Miserable life of Russian nobles and persons of high rank during the revolution (drawn from nature in the home of General Buturline, 1919). Бедственное положение бывших дворян и высокопоставленных лиц (нарисовано с натуры в доме генерала Бутурлина, 1919)

Requisition of firewood (Заготовка дров). Женщины впряглись в сани вместо лошадей, которые съедены.

Requisition of firewood (Заготовка дров). Женщины впряглись в сани вместо лошадей, которые съедены.

Free trade in Petrograd. Military helping themselves in a market place (1922 December). Свободная торговля в Петрограде. Военные помогают себе на рынке (Декабрь 1922 г.). Здесь тоже, по-видимому, время действия ранее 1922 года.

Free trade in Petrograd. Military helping themselves in a market place (1922 December). Свободная торговля в Петрограде. Военные помогают себе на рынке (Декабрь 1922 г.). Здесь тоже, по-видимому, время действия ранее 1922 года.

A distinguished general (Prince Vasiltchikoff) in his present position. Sic Transit Gloria Mundi (Petrograd, 1922 June). Заслуженный генерал (князь Васильчиков) в своем нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Петроград, июнь 1922 г.)

A distinguished general (Prince Vasiltchikoff) in his present position. Sic Transit Gloria Mundi (Petrograd, 1922 June). Заслуженный генерал (князь Васильчиков) в своем нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Петроград, июнь 1922 г.)

Russian family in 1923 (Русская семья в 1923 году). Здесь художник изобразил самого себя и свою семью с продовольственной помощью от АРА. На рисунке дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)

Russian family in 1923 (Русская семья в 1923 году). Здесь художник изобразил самого себя и свою семью с продовольственной помощью от АРА. На рисунке дарственная надпись: «To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923.» (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)

24 ноября глава Следственного комитета Александр Бастрыкин обвинил Моргенштерна в торговле наркотиками в соцсетях. До этого против рэпера выдвигали обвинения в экстремизме, незаконной торговле алкоголем, создании и распространении вредного для несовершеннолетних медиаконтента.

Пока следователи СК детально изучают клипы Алишера Моргенштерна на предмет пропаганды запрещённых веществ и паразитического образа жизни, «Собеседник» вспомнил, кто ещё в истории отечественной музыки исполнял песни о наркотиках.

«Лошадка» Найка Борзова

«Мы когда-нибудь за это в адском пламени сгорим,

Но всё это потом, а данный момент – кокаин»

Про маленькую лошадку-драгдилера мы впервые услышали в 1996 году, когда эта песня вышла в альбоме группы «Инфекция» под названием «Возьми свою суку на руки». Но радиостанции не горели желанием ставить в эфир трек со словом «кокаин». Пока однажды Евгений Маргулис в гостях программы «Соки-воды» на радио 101 не попросил ведущего Кирилла Кальяна поставить песню Найка Борзова, которая ему понравилась. После эфира на радио звонили возмущённые слушатели и требовали запретить композицию за открытую пропаганду наркотиков. Тогда некоторые радиостанции нашли компромисс и просто запикивали слово «кокаин».

По словам самого Найка Борзова, песня совсем не про драгдилеров, это поверхностный уровень. Это метафора о простых и несчастных людях, которые живут и работают, как лошади. А тележку они везут не с коксом, а со своими иллюзиями.

«Марихуана» Линды

«Ма-ма-ма-марихуана

Это не крапива, не бери ее»

Альбом «Ворона» 20-летней Светланы Гейман вышел в 1997 году тиражом более 1,5 млн экземпляров. В восторге от творчества Линды были как слушатели-неофиты, так и профессиональное сообщество музыкальных критиков. В ноября 2010 года журнал «Афиша» включил этот диск в список «50 лучших русских альбомом всех времён».

Песня «Марихуана» из этого альбома без ограничений транслировалась на всех радиостанциях. Трек стал громким хитом и долго держался на верхних строчках хит-парадов. Для продвижения композиции продюсер Максим Фадеев специально распустил слух, что вокалистка страдает от наркотической зависимости. Сама Линда вспоминала, как на концертах к ней часто подходили агрессивные родители, обвинявшие певицу в том, что её песни подсадили их детей на наркоту.

«Дельфины» Ильи Лагутенко

«Тонешь, тонешь, не потонешь,

Ты сломаешься однажды,

Может выпьешь яда, слижешь дважды»

Песня «Дельфины» Мумий Тролля была очень популярна в 1990-х. Автор текста Илья Лагутенко вдохновился фразой на английском «I’ve got you under my skin» и перевел ее на русский. Строки «мне под кожу бы», «обалдевшие вены» недвусмысленно намекают, что дельфины – это метафора наркотиков. На концертах фанаты запускают в воздух надувные шарики в форме дельфинов. В клипе на эту песню участвуют типичные герои 90-х: бандиты с оружием, невеста и красивые полуобнаженные девушки. Кавер-версии «Дельфинов» записывали многие популярные исполнители, в том числе Земфира.

«Капитан Немо» группы «Химера»

«Я пропал в большой тайге.

встретил бога на игле.

завязал узлом живот.

снег украл мой тёплый след»

Питерская альтернативная группа «Химера» была популярна в 1990-х. Фронтмен Эдуард Старков славился своими эпатажными перформансами. Как-то на выступлении Эдик опрыскал зрителей из шприца собственной кровью, набрав её из вены прямо на глазах ошарашенной публики. В своем творчестве Старков неоднократно упоминает запрещённые вещества. Прямым текстом об этом говорится в «Капитане Немо», где лирический герой песни «встретил бога на игле». В феврале 1997 года лидер группы повесился. Есть версия, что к самоубийству артиста подтолкнуло употребление наркотиков.

«Когда ты вернёшься» Дельфина

«Когда ты вернешься, я не буду больше пить,

себе последний косяк я позволю забить.

Когда ты вернешься, капли крови с иглы

Упадут в последний раз на руки мои»

Песня «Когда ты вернёшься» была записана в 1991 году группой «Дубовый Гаайъ». В романтической композиции в исполнении Дельфина звучит призыв завязать с вредной зависимостью, так как эйфория от наркотиков фальшива. Лирический герой обещает своей девушке соскочить с иглы.

«Кто не бахался», «Убей барыгу», «Жизнь и Свобода» группы «Многоточие»

«Баян»-бабаян, вот открытие 90-х

Подростков давно уже не цепляет план

Бокс сменяет стакан, открывая в рай мостик

Христа на кресте заменил демон-герман.

…Кто не бахался – тот мало чего понял,

тот, кто бахался – не понял ни ***»

В нулевые в рэпе было принято осуждать наркоманию. В творчестве «Многоточия» героинщиков сравнивают с Фаустом, продавшим душу дьяволу. Кроме того, в песнях есть намёк, что продажа тяжёлых наркотиков выгодна элитам, поэтому важно самому нести ответственность за свою жизнь и быть «независимым от системы». Трек «Жизнь и Свобода» записан в жанре плача-монолога на могиле погибшего от передоза брата. Рэп красочно описывает историю падения и деградации личности наркозависимых.

На чтение 8 мин. Просмотров 109 Опубликовано 08.03.2021

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

«После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

 В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

Содержание:

История создания и идея

В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

Основные герои повести

В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

  1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
  2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
  3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим сочинение декабрьское
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим сочинение горе от ума
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим сочинение вступление
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим сочинение аргументы
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим итоговое сочинение