Почему в рассказе так подробно описывается мир вокруг героя

Эта статья является логическим продолжением статьи об описании персонажа и в ней я хочу обратить внимание начинающих и не очень авторов на такой немаловажный аспект, как описание окружающего мира. Не хочу зацикливаться исключительно на природе, ибо обычный городской человек редко сталкивается с ней в чистом виде. Поэтому возьму более широко: природа, города (любые населенные пункты), строения. Как раз эти три части и будет содержать статья.

Первая часть посвящена непосредственно ПРИРОДЕ. Природа — это не только леса, горы, море, цветы… Это и пение птиц, и лучи рассвета, и закатное небо, и ветер. Так как же описать что-то, что порой даже потрогать нельзя, чтобы у читателя сформировался четкий образ? Тут нам на помощь приходят выразительные средства языка.
Не зря говорят, что словарный запас очень важен для человека. И еще важнее он для человека, который решил стать автором. Каждую вещь можно описать множеством способов. Но какой бы способ вы, уважаемый автор, ни выбрали, необходимо помнить: читатель видит описанный мир через призму вашего восприятия. Своим описанием вы должны показать настроение, отношение к тому или иному описываемому явлению. Как же это осуществить на практике?

Она задумчиво смотрела в окно. По стеклу бежали потоки дождя. Казалось, что сверху кто-то открыл кран на полную мощность. Но такая погода была подстать ее настроению. Само небо плакало, вторя ее слезам. Деревья за окном поникли, печально склонив кроны. Птицы попрятались от дождя. Свинцовые тучи нависли над городом, не давая солнцу ни единого шанса. Неправду говорят, что тоска зеленого цвета. Она серая. Такая же, как это небо.

Дождь начался неожиданно. Просто в какой-то момент небольшая туча закрыла солнце, и первые капли упали на землю. Уже через несколько секунд дождь вовсю барабанил по всем поверхностям, будто отбивая ему одному известный ритм. Крупные, теплые капли, ударяясь о препятствия, разбивались на тысячи крохотных брызг, бриллиантами сверкая на солнце, которое выглянуло из-за тучи, вновь воцаряясь на небосклоне.
Дождь закончился так же внезапно, как и начался. После оглушительной барабанной дроби дождевых капель наступила тишина. Но продлилась она недолго. Птицы, которые спрятались при первых каплях, снова завели свои неумолчные песни. А ручейки, образовавшиеся после дождя, журча, рассказывали о своих мечтах стать полноводной рекой.

Два отрывка, оба о дожде. Но в одном настроение печальное, а в другом — несмотря на дождь — позитивное. И через описание выражается настроение героев (как в первом примере). Слова «под стать», «вторя» говорят о том, что настроение героини такое же грустное, как и у дождя за окном.
Обратите внимание, что для описания использованы сравнения и слова, которые помогают ярче представить картину. «Открыл кран», «небо плакало», «деревья печально склонили кроны», «свинцовые тучи». Согласитесь, что это добавляет образности. Можно было ведь написать и так:

Она задумчиво смотрела в окно, за которым лило как из ведра. Листья деревьев намокли, и кроны опустились. Птицы спрятались от дождя. Серые тучи заслонили солнце. На душе у нее была такая же серая тоска.

Какой пример более образный? Где картинка ярче предстает перед глазами читателя? В первом не только описание природы, но и указание на созвучие настроения героини и погоды за окном. Это создает особую атмосферу, позволяет приоткрыть завесу над внутренним миром героя.
Думаю, не стоит перечислять все возможные варианты описания дождя — поверьте, сие невозможно в принципе. Нужно просто определить, какую эмоцию вы хотите «вложить» в это природное явление.
То же самое касается любого подобного явления, будь то гроза или радуга, закат или рассвет.

С помощью описания можно показать отношение героя к самому явлению. Нравится ему больше яркий летний день или вьюжный зимний вечер. Чтобы не быть голословной, приведу пример.

— Опять метет, — констатировал Олег, взглянув в окно, и поморщился.
— Что, не любишь метель? — Славик посмотрел на друга.
— Нет. Я вообще зиму не люблю, а тут такое. — Олежек вновь бросил взгляд сквозь стекло. Вьюга разыгралась не на шутку. Завывая и свистя во всех щелях, она напоминала зверя, запертого в клетке и рвущегося наружу. Сугробы были уже приличные, выше колена, но конца метели видно не было. Снежные комья бились в стекло, ветер стонал и гнул голые ветви деревьев. Видимость была практически нулевая.

На следующее утро солнечные лучи ворвались в комнату, скользнули по лицу и отправились в путешествие по комнате. Она неохотно открыла глаза, встала и подошла к окну, как делала это много раз. И тут же замерла от восхищения: все сверкало и искрилось. Она будто оказалась в сокровищнице короля. Каждая веточка на дереве за ее окном была словно обсыпана алмазами. Даже нетронутый снег сиял так, что было больно глазам. И все эти сокровища принадлежали ей одной. Она счастливо рассмеялась…

Прежде чем описывать природу и ее явления, стоит задуматься, с какой целью это делается. Нельзя просто взять и вставить описание чего-либо. Оно всегда несет смысловую нагрузку.
Если описание нужно для того, чтобы придать образности, разбавить текст, то оно не должно быть затянутым. Не нужно подробно описывать каждую деталь. Достаточно пары емких фраз.
Если же от этого описания зависит сюжет, то это совсем другая история. Здесь важно то, на чем автор сделает акцент: на конкретной детали или же на картине в целом.

Если у вас никак не получается образно описать какой-то вид, я бы посоветовала несколько способов:
1) найти описания в других произведениях (желательно, нескольких) и сложить из них какое-то свое. Оговорюсь, что речь не идет о плагиате. Я говорю о том, чтобы на основе прочитанного понять, какими выразительными средствами пользовались авторы и попытаться создать что-то похожее.
2) взять несколько фотографий и попробовать на их основе составить рассказ.
3) к каждому виду, который необходимо описать, подобрать как можно больше эпитетов. Например, нужно описать небо. Какое оно? Сначала записываем цвета: голубое, синее, лазурное, серое, сизое, свинцовое. Потом переходим к качественным прилагательным: прозрачное, ясное, высокое, низкое, тяжелое, холодное, студеное, теплое, ласковое. Далее, словосочетания: барашки облаков, рукой подать и т.п. Такой список составляется для всего: горы, море, дерево, лес, поле, луг, звезды, солнце, луна. Список можно продолжать почти до бесконечности. Когда вы записали все возможные варианты слов и сочетаний, которые пришли вам в голову (не грех еще и в словарях порыться), выбираете те, которые подходят в данном конкретном случае. И уже после этого связываете все это в текст, сочетая с описанием других явлений.
Сложно? Да, не спорю. Но кто сказал, что писательский труд легок?

Что касается природы фэнтезийной, то на мой взгляд, разница заключается только в «подведении обоснуя» под описание. Как это выглядит на практике?

Джордан оглянулся. Позади него из-за гор поднималось огромное зеленое солнце этого загадочного мира. Ник говорил, что зеленый цвет ему придают какие-то содержащиеся в атмосфере газы, само по себе оно такое же, как и Солнце их родной Земли. Но сейчас, глядя на гигантский изумрудный шар, зависший над горизонтом, ему было все равно, о чем там рассказывал Николас. Вид этого громадного светила, бросающего на все вокруг призрачный, пугающий свет, поражал воображение. Оно придавало всему зеленоватый оттенок, что было неудивительно. По этой причине странные «растения», обильно покрывавшие почву, казались Джордану обычной земной лужайкой. В первые дни они еле подавляли желание броситься в эту «траву», пока не усвоили — это не безобидные травинки, а опасные для человека существа, которые являются каким-то странным гибридом растений и животных. Они не были похожи на известные на Земле хищные растения. Эти странные создания обладали коллективным разумом, что роднило их с животными, но всю жизнь проводили на одном месте и размножались и росли, как растения. Их природу за все два месяца пребывания на Галаксии они так и не разгадали.

Казалось бы, зачем так подробно описывать мелочи в случае с фэнтeзийным миром? Ведь это всего лишь выдумка автора и не более. Природа там может быть абсолютно любая. А вот в этом-то все и дело. Если для описания нашей с вами привычной окружающей действительности не нужно объяснять, почему небо голубое, а трава зеленая — они такие и все тут, — в случае с выдуманным миром все гораздо сложнее. Почему солнце зеленое? Почему трава фиолетовая? Все имеет свое объяснение, свой «обоснуй». Нельзя просто назвать цвета и не объяснить причин. Ведь читатель не может заглянуть в вашу, уважаемый автор, голову и додумать все то, что вы ему не рассказали. Ваша задача — предельно ясно «нарисовать» тот мир, который вы придумали. Нарисовать не красками на холсте, а словами на бумаге. С одной стороны, это легче, ведь если ты что-то неправильно написал, то это можно стереть и переписать. А с другой, это сложнее, т.к. необходимо описать все те мелочи, о которых художник и не задумывается — придумать названия оттенкам, описать каждую травинку, цветочек, камешек, если есть необходимость.

Думаю, с описаниями природы все более-менее понятно, и не стоит приводить примеры описаний всего на свете. Поэтому плавно перейдем ко второй части.

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
Казалось бы — что сложного в том, чтобы описать город? Однако и здесь есть свои сложности. Да и не только в городах живут люди, но и в деревнях, коттеджных поселках и пр. Кроме того, сами города бывают разные: огромные мегаполисы и маленькие городки, где все друг друга знают.
Так с чего начать описание населенного пункта? Как всегда — с идеи. Как я упомянула в первой главе, нельзя просто взять и вставить описание в текст. Всегда надо задавать себе вопрос: какова цель этого описания и почему именно в этом месте? Смогли ответить — все здорово. Не смогли — у вас проблема.
Стоит, наверное, рассмотреть разные случаи описания в зависимости от вида населенного пункта. Итак, первый — это ГОРОД. И в этом пункте мы рассмотрим две разновидности.

Большой город, мегаполис
Допустим, по сюжету главная героиня впервые попадает в большой город. Что она испытывает? Восторг? Страх? Неуверенность? Разумеется, все зависит от сюжета. И задача автора в этом случае показать чувства героини через описание. Как? Задействуйте выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения, даже гиперболы.

Выйдя на улицу, Элис в замешательстве остановилась — ее оглушил несмолкаемый рев двигателей, шум проспекта, крики и разговоры идущих мимо людей, свистки полицейских… Подняв голову, она увидела высокие здания, в буквальном смысле достающие до облаков. Их металлические конструкции и сверкающие на солнце окна приводили ее в трепет. Она совершенно одна в этом городе, полном опасностей и сюрпризов. Справится ли она? Сможет бросить вызов себе? Время покажет…

Прижавшись лбом к оконному стеклу, Джина задумчиво смотрела вниз. Прямо под ней раскинулся громадный город. Панорама была величественной и захватывающей. Приоткрыв створку окна, девушка вдохнула воздух, в котором к запаху выхлопных газов, осенней листвы, гари, мокрого асфальта примешивался особый аромат — свободы. Она явственно ощущала его, вдыхая полной грудью.
Ночной мегаполис был прекрасен. Множество автомобилей, снующих в разные стороны, создавали впечатление муравейника. Огни их фар сливались в две сверкающие ленты: белую и красную. Неоновые вывески всех цветов радуги светились на каждом углу. А наверху, над городом, сияли звезды.

В первом случае героиня чувствует неуверенность и даже страх перед городом с большим количеством людей и машин. Во втором — восторг и предвкушение чего-то нового.

Небольшой городок
Герой родился и вырос в маленьком городке далеко от столицы. Или же попал в него волею судьбы. Что он там видит?

— Привет, Линда. Как сегодня мама? — Миссис Трент приветливо помахала девушке.
— Спасибо, Лайза, немного получше. — Идя вдоль небольших домиков, Линда явственно ощущала запах свежескошенной травы. Видимо, Лукас Радвински приводил в порядок свой газон. Подтверждением служил тихий стрекот газонокосилки. Она выросла в этом маленьком городке, все вокруг было ей знакомо с детства. Она любила свой тихий городок, где никогда ничего не происходит, и могла бы ходить здесь с закрытыми глазами. Вот сейчас она свернет налево и увидит старый дом мистера Бранса — такой же древний, как и его хозяин, изредка сидящий на веранде с неизменной трубкой в зубах. Когда Линда смотрела на этот дом, то еще видела в нем признаки былого величия. Когда-то он был светлым и гордым аристократом. Сейчас же он стал обветшалым и поникшим, с облупившейся краской и трещинами в стенах, будто морщинками на лице старца. Его окна и покосившиеся от времени рамы напоминали прикрытые от усталости глаза. А напротив стоял милый и уютный домик Диззи Крауни. Диззи была сорокалетней пышечкой, румяной, круглолицей. От нее всегда пахло домашней выпечкой. И дом у нее был такой же, как она: с занавесками в цветочек на окнах, стенами, выкрашенными в не слишком яркие, но и не угрюмые цвета. Вокруг расположились клумбы с цветами всех форм и размеров…

Дастин шел по узкой улочке этого богом забытого городка. За каким чертом понадобилось Лукасу сюда его посылать? Какие интересы могли быть у фирмы в этом месте? Он огляделся: на всем была печать скуки и провинциальности. Небольшие дома, обветшалые и облупленные, по большей части выглядящие непрезентабельно, убогие клумбы с подвявшими цветами в них, самодельные бордюрчики из разрисованных вручную камешков, покрышки, подвешенные к деревьям на толстых веревках в качестве качелей, скрип кресла-качалки… Все это вызывало у него неприятные ассоциации. Поэтому он опустил голову и быстрым шагом пошел прочь, пытаясь как можно скорее дойти до конца улицы и стараясь не смотреть по сторонам…

Из описания одного и того же маленького городка мы тоже видим абсолютно противоположные чувства, которые вызывает окружающая действительность. У девушки, выросшей в маленьком городке, это любовь и нежность. У человека из большого города — презрение и негатив.

В любом случае, описания должны содержать ощущения и чувства того, чьими глазами мы смотрим на то, что вокруг. Они не должны быть просто описаниями и все. Они не должны быть равнодушными. Чем больше средств выразительности вы используете, тем более явственно проявляется отношения героя к описываемому.
Даже слова типа «облезлый», «обветшалый», «облупившийся» могут нести абсолютно разную смысловую нагрузку. Это может быть печаль или грусть, а может быть презрение или ненависть. Всегда вкладывайте те чувства, которые необходимы, расставляйте акценты. Если вы сделаете это правильно, вам не придется потом объяснять, почему именно такое отношение было у героя. Делайте это сразу, так, чтобы читателю было понятно отношение героя к окружающему.

Ну что ж, с городами и городками мы разобрались, поэтому переходим к более мелким населенным пунктам. Зачем это нужно, спросите вы? Но согласитесь, деревня и маленький городок — все-таки не одно и то же.

Итак, ДЕРЕВНЯ. Нужно принимать в расчет, что деревня в России и, например, ранчо в США — это абсолютно разные вещи. Поэтому и рассматривать их надо немного в разном ключе.

Джейк объезжал свои владения на Громе — любимом жеребце игреневой масти. Несмотря на статус хозяина ранчо, он любил работать наравне со своими людьми. Он не гнушался никакой работы: пас лошадей, собирал сено, чистил конюшни. Он любил свое ранчо, каждый его уголок: и дворовые постройки, которые состояли из курятника, овчарни, коровника, конюшни, амбаров, зернохранилища, небольшой мельницы и кучи мелких сарайчиков; и животных, вольготно гуляющих по большой территории; и своих работников, с которыми успел тесно подружиться за долгое время; и свой дом, в котором родился и вырос. Сеновал рядом с домом с детства был его любимым местом. Туда приходил он ребенком. Днем слушал шелест ветра, стрекот кузнечиков, а ночью — смотрел на звезды. Часто он и засыпал там же, на охапках сладко пахнущего сена…
Он въехал на территорию дома. Зайдя в курятник, чтобы собрать свежих яиц к ужину, он улыбнулся: ничего не менялось. Все те же привычные звуки, летающие в воздухе перья, недовольный клекот наседки. Он точно знал, что при входе в конюшню его встретит специфический стойкий запах лошадей, Красавица тихо заржет и мягко ткнется ему в плечо, выпрашивая яблоко, а Гром будет бить копытом в стойло. В овчарне его ждут несколько ягнят, родившихся совсем недавно. В коровнике пахнет молоком, а у поленницы — хвоей и смолой. По двору всегда бегала стая собак, кошки нежились на солнышке, забравшись на дерево или крышу. Не потому, что боялись собак — все жили дружно, — а потому что так к солнцу ближе…
Джейк любил такую жизнь. Это был его дом. И он бы ни за что на свете не променял его на квартиру в городе, тихую и «мертвую»…

Как мы видим из этого примера, герою очень нравится жить на природе. Его окружают знакомые с детства вещи, люди, животные. Обратите внимание, что постройки не описываются как таковые — все видится глазами героя. Его трепетное отношение к окружающему, любовь к животным.
А если герой не любит сельскую жизнь? Каким будет описание?

— Черт возьми, как мне все это надоело… Опять завтра рано вставать.
— А что случилось? — поинтересовался Влад у друга.
— Да к бабке надо ехать. Видите ли, кроме меня, некому помочь картошку выкопать. — Антон состроил недовольную гримасу.
— Подумаешь. Поможешь, а потом махнешь на речку. Совместишь приятное с полезным.
— Какое там. Стоит мне приехать — и начинается: сено убрать, свинарник почистить, крышу подлатать. Давно пора этот сарай либо продать, либо снести.
Влад пожал плечами. Ему казалось, что после городской суеты здорово вырваться на свободу, подышать свежим воздухом.
На следующее утро, чертыхаясь, Антон сел в автобус, который шел мимо бабушкиной деревни. От трассы нужно было пройти еще пять километров по пыльной дороге. Добравшись, наконец, до деревни, он устало завалился в дом.
— Ба, — окликнул он, обводя глазами еще больше обветшавший со времени его последнего приезда дом. Вытертые коврики, связанный собственными руками плед на кресле, выцветшие фотографии на стене. Бабушки нигде не было видно. «Наверное, вышла на огород или кур покормить». Парень сбросил сумку с плеча, переобулся в старые кроссовки и вышел во двор. Снаружи вид был не лучше, чем внутри. Сараюшка покосилась, того и гляди, рухнет, крыша курятника нуждалась в починке, в самом доме из щелей торчала солома, в них по ночам свистел ветер. Антон вздохнул — придется либо производить тут капитальный ремонт, либо уговаривать бабку переехать в город. Но разве ж она переедет?..

В этом примере показано легкое презрение к сельской жизни, недовольство героя тем, что ему приходится делать то, что он делать не хочет. Он просто не считает это необходимым. И отношение у него к такой жизни, разумеется, абсолютно другое.
Конечно, описание могло быть и другим.

Двор был заполнен постройками: курятник, сарай, поленница. Рядом стояла конура, в которой спал старый пес. Дом был старым, обветшалым. Антону он никогда не нравился. А теперь приходилось сюда ездить и помогать бабушке.

Если описывать так, то нет практически никакой «картинки» перед глазами, описание такое же унылое, как настроение рано утром в метель, когда надо идти на работу. Думаю, что оно мало кому понравилось. Я очень на это надеюсь.
В рамках описания деревни можно привести и вот такое.

С соседнего холма деревня была видна как на ладони: небольшие, ладные домики со свежеокрашенными заборами, веселыми занавесками на окнах. Был слышен лай собак, гоготанье гусей, крики и веселые визги детей, купавшихся на речке рядом с деревней. Все дышало покоем и умиротворением.
И лишь один дом, стоящий на небольшом пригорке в стороне от других, выбивался из общей картины. Это был старый дом, изо всех щелей которого вылезала солома. Во дворе стоял покосившийся сарай с полусгнившими дровами внутри. Крыша курятника почти провалилась. Все говорило о том, что дом давно заброшен, хозяева уехали и оставили его на произвол судьбы. И вот притулился он на холмике, открытый всем ветрам. Давно не шел дым из трубы, по двору не бегали, квохча, куры, конура пустовала. Даже мышам нечем было поживиться. Дом напоминал старика, присевшего отдохнуть после долгой дороги.

Вроде похожее описание на предыдущий пример. Но в этом случае у нас главный герой — дом. Описание со стороны, но чувствуется, что дом этот сыграет не последнюю роль в повествовании. Ведь не зря его описали так подробно, а остальные — вскользь. Также это может быть историей самого дома, а не людей, живущих в нем. Чем не начало сказки или фантастической истории? Что автоматически приводит нас к описаниям мира фэнтези.

Ну и последний подраздел, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГОРОДА. Описывать здесь можно бесконечно, все зависит от фантазии автора, какую реальность он создает. Будут ли это города инопланетян с высокоразвитой инфраструктурой или же населенных пунктов не будет вообще. Попробую привести пример одного и другого.

Николас поднял голову: высоко в оранжевое небо чужого мира взмывали причудливые конструкции из странного материала, по прочности напоминающего металл, а по внешнему виду — пластик. Материал был легкий, но очень прочный. Он пытался сломать небольшую деталь, сделанную из него, и не смог. Самое удивительное было в том, что постройки из этого материала были настолько легкими, что колыхались от ветра, будто колосья на поле. Жители этой необычной планеты, видимо, не замечали того, что здания шатаются под их ногами. Но, учитывая низкую гравитацию этой планеты, все было в порядке вещей. Николас и сам постепенно стал привыкать к реалиям этого мира. Он даже начинал ему нравиться…

Джордан с опаской вступил в этот необычный «лес». Живые формы Галаксии все больше поражали его воображение. Эти переплетенные между собой «ветви» были ничем иным, как своеобразным «городом». Коллективный разум этих существ, представлявших собой разумные растения, позволял им создавать такие «поселения», в которых они могли общаться между собой. Каким образом Джон это выяснил — осталось для Джордана загадкой. Но на то Джон и биолог. Это его работа, для этого он сюда и прилетел. Такие «города» были разбросаны по всей территории небольшой планетки примерно через равные расстояния. Видимо, так «города» могли общаться друг с другом. В приборе, созданном специально для прослушивания их «разговоров», были слышны какие-то щелчки, хрипы и другие странные звуки, названий которым они не могли придумать. Прибор фиксировал также ультраволны, которые повторялись с четкой периодичностью. В первый раз, когда они оказались в этом «городе» в момент начала распространения этих волн, они увидели нечно невообразимое: все ветви распрямились и вытянулись вверх как антенны, будто пытались уловить их, и находились в таком состоянии до тех пор, пока «сеанс связи» не закончился. После этого они вновь вернулись в первоначальное положение, мгновенно переплетясь. Природу этого странного явления еще предстояло выяснить…

Описание населенных пунктов в фэнтезийном мире не ограничено никакими условностями, это огромный плюс для автора. Но есть и огромный минус, про который я упоминала в предыдущей главе: обоснуй. Автору придется объяснять, почему все именно так, а не иначе. Но если автор четко представляет себе тот мир, который описывает, если у него есть продуманный сюжет, то проблем с этим возникнуть не должно. А вот если он просто пишет, что было «вот так» и добавляет «а почему — не знаю», то у автора большие проблемы с сюжетом, и, как следствие, с обоснуем. Продумывайте свой мир до мельчайших подробностей. Описания нашей планеты можно отдать на откуп читателям, описания фэнтезийного мира — никогда.

Осталось рассмотреть только описания отдельных зданий, чем мы и займемся в последней части.

ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ)

Ранее уже были приведены описания домов в городах и деревнях, но остались еще неохваченными иные сооружения, которые порой незнакомы городскому или деревенскому жителю.
И опять возвращаемся к тому, что описание обязательно должно быть связано с героем. Фокал никто не отменял даже в работах от третьего лица. Часто его трудно соблюдать, но стремиться к этому нужно.
Итак, представим себе городского жителя, который первый раз попал в деревню. Он не знает, как выглядят дворовые постройки, что для чего предназначено. И видит странные, на его взгляд, сооружения.

— Блин, погляди, что это за фигня стоит? — Игорь показывал в сторону невысокой башенки со своеобразным утолщением наверху.
— Так это резервуар. — Сергей ухмыльнулся и похлопал друга по плечу.
— И зачем он?
— На случай, если вдруг воды не будет.
— Как так?
— Темный ты человек, Игоряша. Ну представь, прорвет трубу, и в колонке воды не будет. Что делать?
Игорь пожал плечами — ему, жителю столицы, сложно было представить, как поступить в этом случае. В городе вызывали мастеров, быстро устраняли поломку. В крайнем случае можно было сходить к родителям, чтобы воспользоваться душем. Да и питьевая вода в магазине продается.
— То-то и оно. Тут одна труба на всю деревню. Сантехников нет, аварийную службу неделю придется ждать. А так взял ведро, открыл кран, налил воды и пошел домой. Понятное дело, что экономить ее надо.
— И кто ее туда заливает?
— А никто. Раньше тут колодец был, оттуда вода закачивалась, а потом он пересох. Сейчас дождевая вода собирается. Есть у нас дядя Ваня, смотрителем его назначили. Он в случае дождя заслонку открывает, резервуар наполняется. А как воды доверху будет, закрывает отверстие.
— А зимой как?
— А что зимой? Там стенки многослойные, утепленные. Летом водичка всегда прохладная, а зимой не замерзает.
— Ну и чудно у вас тут, — протянул Игорь, придя к выводу, что жить в деревне он не смог бы.
— Ничего не чудно, очень даже нормально. Зато все натуральное, вкусное, воздух чистый. Привыкнешь.

А если наоборот — истинно деревенский житель в городе окажется? Примет ли он все как должное или будет удивляться? Повторюсь — все зависит от сюжета.

Дэмиен нетерпеливо вглядывался вдаль, вытягивая шею и стараясь увидеть как можно больше. Но ему это не удавалось — вагоны загораживали весь обзор. Пареньку хотелось скорее выйти из душного поезда, чтобы своими глазами увидеть то, о чем так много рассказывал отец. Большие здания, фонари, сверкающие магазины. Но пока он видел лишь старое, потемневшее от времени и копоти здание вокзала. Перрон был весь покоробленный, спрыгивать с подножки пришлось аккуратно, чтобы не упасть и не разбить ноги. Запах, ударивший в нос Дэмиену, заставил его поморщиться — даже в стойле у коров пахло лучше. «И как тут люди живут, дышать невозможно», — думал паренек, пробираясь через людскую толпу. Зажимая нос, он стремился уйти подальше от железного монстра, который изрыгал из себя клубы вонючего черного дыма. И лишь выбравшись на оживленную улицу, он позволил себе нормально вздохнуть. По сравнению с запахами вокзала смрад от выхлопов автомобилей показался ему незначительным. Поначалу Дэмиен его даже не заметил и ощутил, только когда у него внезапно закружилась голова.

Хочу обратить внимание, что описание запахов и реакция на них тоже является частью описания. Звуки, запахи или их отсутствие неотделимы от внешнего вида. Попробуйте описать шоколад без упоминания вкуса и запаха. Плитка коричневого цвета. Так ведь спрессовать можно все что угодно, даже навоз. Он тоже коричневый. Поэтому забывать об этом при описаниях не стоит. Иногда нет вкуса или запаха. Тогда можно добавить тактильные ощущения.

Джордан провел рукой по сплетению ветвей, настолько густому, что оно казалось практически монолитной стеной. Рука была в перчатке, но даже так он ощутил необыкновенную гладкость. Создавалось впечатление, что ветви отполированы. Дотрагиваться до этих существ без какой-либо защиты биолог запретил. Вся поверхность их была покрыта тончайшем слоем вещества, напоминающего кислоту, которое разъедало человеческую кожу практически моментально. Восстановить поврежденные участки не представлялось возможным. На Земле, возможно, был бы шанс, но здесь… Рисковать не хотел никто. Главное заключалось в том, что кислота реагировала лишь на органику. Еще Джон сказал, что эти существа не пахнут, не имеют вкуса и боятся воды. В размокшем состоянии они напоминают нечто среднее между картоном и туалетной бумагой, обильно смоченными водой.

Если вы хотите описать что-то, чему нет аналогов в современном мире (реалии другой планеты или будущего), всегда помните: описать надо так, чтобы читатель смог представить себе то, что вы себе «нарисовали» в своей голове. Но при этом не нужно перегружать текст описаниями. Лучше он от этого не станет, лишь вынудить читателя пропускать куски текста.
Не увлекайтесь, всего должно быть в меру. И описаний, и рассуждений, и диалогов. Запомните: текст — это как человеческий организм, все должно быть на своем месте и работать так, как задумано. Если что-то не так, человек заболевает. Тексты тоже могут «болеть». И тогда их нужно либо лечить, либо усыплять.

Желаю вам, чтобы ваши тексты не «болели». Удачи и вдохновения.

Литература, как и любой вид искусства, условна. Её условность проявляется, например, в том, что писатель в художественном произведении не просто копирует окружающую действительность, но выбирает из потока жизни отдельных героев и события, отвлекаясь от всего остального многообразия мира. Так, желая показать своего современника — молодого столичного дворянина Евгения Онегина, Пушкин из огромного числа знакомых и родственников героя, просто людей, встречающихся ему в жизни, подробно изображает только двух приятелей Евгения (Ленского, автора) и одну из множества девушек, на которую герой бросил усталый взгляд дамского угодника, (Татьяну). Из всего многообразия человеческих отношений автор описывает только историю дружбы и любви Онегина. Таким образом, Пушкин сознательно ограничивает широкую картину жизни, выбирая только то, что ему нужно для раскрытия характера героя, для художественного воплощения идеи произведения. Но, чтобы роман не превратился в скучную схему, Пушкин насыщает его множеством реальных подробностей, точно и остроумно описанных. Схема жизни и поведения героя насыщается конкретными деталями, которые создают «иллюзию правдоподобия». Причём все эти живописные детали выполняют служебную роль по отношению к сюжету, характеру героя, то есть к содержательному ядру произведения. У Пушкина в центре романа стоит герой, а предметная изобразительность «повёрнута» на него, должна помочь раскрыть его характер.

Обычно предметная изобразительность составляет фон для изображения героя, а если автору изменит чувство меры и он начнёт очень подробно описывать второстепенные детали, то литературное произведение потеряет цельность, что затруднит понимание текста. Бунин в своих рассказах переворачивает традиционную схему повествования: у него в центре оказывается не герой, а окружающий мир, многообразный в деталях, но цельный; сам же герой (человек) становится лишь частью этого мира, причём равноправной частью, а не привилегированной. Иными словами, в рассказах Бунина изображена свободная, непредсказуемая жизнь, состоящая из множества человеческих судеб, представленных более-менее полно: либо эпизодически (через несколько деталей), либо только мельком (через единственное упоминание). Герои действуют в разных природных условиях, в разных интерьерах, в разновременных обстоятельствах — всё это тоже фиксируется в рассказах. В результате вся пёстрая картина отражает сложный и неповторимый «поток жизни», который несётся мимо автора и читателя.

Для примера можно привести описание утра на Капри, когда тело господина из Сан-Франциско в ящике из-под содовой воды младший портье гостиницы везёт к пристани. В мире ничего не изменилось, несмотря на смерть богатого американца. Бунин описывает просыпающуюся природу, светлеющий воздух и восходящее солнце. Далее подробно показана дорога, которая серпантином сбегает к морю, затем следует изображение одноконной повозки и извозчика. В это утро настроение у извозчика плохое, потому что он целую ночь пил и играл в кости. Он проиграл все деньги, которые у него были, и теперь корил себя за беспутную жизнь, но одновременно радовался, что судьба послала ему неожиданный заработок — отвезти тело какого-то господина из Сан-Франциско к пристани. Подробно описывается лошадь, запряжённая в повозку и украшенная, по обычаю местных извозчиков, бубенцами, помпонами и даже аршинным птичьим пером в подстриженной чёлке; море, нежно-голубое в чистом утреннем воздухе; пароходик, похожий на чёрного жука, гудящий на весь остров и сразу зашумевший своим колесом, как только семья из Сан-Франциско взошла на палубу.

В рассказе «Антоновские яблоки» примеров предметной изобразительности особенно много. Картинки осенней природы, осенние занятия крестьян, осенние развлечения помещиков без конца сменяют друг друга, а изображаются они так тщательно, с таким множеством подробностей и деталей, как будто каждый эпизод является главным в рассказе. На самом деле все они важны одинаково, так как являются для автора приметами прежней русской жизни, дорогой его сердцу. В четвёртой главке описывается, например, молотьба: по кругу, разгоняя барабан молотилки, идут лошади; погонщик покрикивает на них, а кнутом бьёт «только одного бурого мерина, который ленивее всех и совсем спит на ходу, благо глаза у него завязаны». Этот хитрый мерин становится таким же важным героем эпизода, как и мелкопоместный барин, что по-хозяйски стоит в воротах риги, наблюдая за работой.

Поручик из «Солнечного удара» бродит по незнакомому городку, и его взвинченное (после ночного любовного приключения) состояние проявляется в том, что он воспринимает окружающий мир в отдельных кусках-осколках, которые никак не складываются в целую картину. Бунин подробно описывает каждое отдельное впечатление поручика: торговки на базаре; блюда, из которых состоял обед героя; пыльная улица, фотографическая витрина с разными портретами. Один портрет привлекает внимание героя: на нём изображён какой-то военный «в густых эполетах, с выпуклыми глазами, с низким лбом, с поразительно великолепными бакенбардами и широчайшей грудью, сплошь украшенной орденами…». Таким образом, предметная детализация в этом рассказе помогает передать напряжённую работу в душе поручика: он решает для себя, как жить дальше.

В «Чистом понедельнике» герой-рассказчик вспоминает своё былое счастье — вечера, проведённые с таинственной и прекрасной курсисткой. Как-то на масленичной неделе они заехали поужинать в трактир. Героиня весь вечер была необычно разговорчива, призналась, что любит читать древние тексты и летописи, любит посещать монастыри, слушать церковное пение. Эти откровения исподволь подготавливают драматическую развязку в истории любви и поэтому важны для сюжета рассказа. Однако писатель так же подробно, как беседы героев, описывает трактир: называет точный адрес (заведение Егорова на Охотном ряду), рисует посетителей (извозчики в зале на первом этаже, солидные купцы в верхних комнатах) и перечисляет блюда меню (блины, залитые маслом, сметаной, — у простых посетителей; блины с икрой и замороженным шампанским — у богатых). Благодаря этой вроде бы излишней предметной детализации в рассказе создаётся неповторимое впечатление широкого, обильного, «вкусного» московского быта накануне неожиданного краха в личной жизни рассказчика, накануне мировой войны и революций, совершенно изменивших русскую действительность.

Подводя итог вышесказанному, следует повторить, что Бунин представил в своих рассказах весьма оригинальный взгляд на мир. Обычно в литературных произведениях кульминационные сцены чередуются со спокойными периодами действия, ярко эмоциональные моменты — с проходными эпизодами, глубокие философские рассуждения — с бытовыми подробностями. Эти чередования отражают, как говорил Л.Н.Толстой, «дыхание бытия»: «вдохи» и «выдохи» литературного произведения — это подъёмы и спады напряжения в сюжетном повествовании.

Вот, например, как построен роман «Евгений Онегин». Рассказывая в первой главе о светской жизни главного героя, А.С.Пушкин «нагнетает» эпизоды и факты: Онегин без устали посещает балы, рестораны, театры, успешно волочится за дамами, развлекается в кругу светской молодёжи. «В вихре света» он испытал, кажется, всё, о чём может мечтать молодой светский человек. На этом пике напряжённости интенсивность повествования начинает спадать, происходит, так сказать, «разряжение» действия: Онегин разочаровывается в светской жизни, сидит дома, лениво читает книги, потом возвращается в свет, но живёт уже без интереса, кстати получает письмо о болезни дяди, едет в деревню и продолжает лениво скучать там. С этого момента действие романа опять начинает постепенно нагнетаться: Онегин знакомится с Ленским, их дружба крепнет; Онегин заезжает в гости к Лариным, знакомится с Татьяной; она влюбляется, пишет письмо и признаётся в своей любви. Наступает очередной пик действия. Он сменяется спадом, так как Онегин долго не отвечает на послание Татьяны, а паузу в истории любви Онегина и Татьяны автор заполняет картинами «счастливой любви» Ленского и Ольги.

Рассказы Бунина в этом отношении совершенно необычны, в них присутствует неослабевающее напряжение, нагнетание деталей и подробностей жизни, которые, по убеждению писателя, надо сохранить, так как жизнь невозвратимо уходит, приближаясь к своему трагическому исходу — к смерти. Поэтому так жадно-любопытно смотрит автор на мир, отмечая все его черты и даже чёрточки, не отделяя важные от неважных.

Конечно, образцы особой предметной изобразительности можно найти и у других русских писателей. И.А.Гончаров, например, подробно описывает халат Обломова, его домашние туфли и диван. У Л.Н.Толстого в «Войне и мире» самоценное описание имеет небо Аустерлица, которое видит раненый князь Андрей, или старый дуб, с которым князь Андрей мысленно спорит о смысле жизни, или лиловая собачка Платона Каратаева.

В стихотворении К.М.Симонова «Родина» (1941) советский солдат в критическую минуту боя думает в Родине. Русский человек в первый момент воспринимает это слово как сложное общее понятие, соединяющее сразу несколько простых смыслов: огромная территория, разнообразная природа, многомиллионный народ, древняя история, неповторимая культура, выразительный язык и т.д. Но в следующий момент понятие Родины сужается и возникает образ «малой Родины», которая вспоминается во многих конкретных деталях, то есть поэт использует здесь средства предметной изобразительности:

…Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный береге низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Благодаря названному художественному приёму стихотворение приобретает лирическую взволнованность и оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя. Одним словом, предметная изобразительность используется многими писателями и поэтами от случая к случаю, а у Бунина это одно из главных изобразительных средств.

Школьный этап 2021 ВОШ олимпиады по литературе задания и ответы 5-11 класс

ПОДЕЛИТЬСЯ

Всероссийская олимпиада школьников школьный этап 2021 по литературе задания и ответы (критерии) для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса 2021-2022 учебного года, официальная дата проведения олимпиады в Республике Татарстан: 27.09.2021 (27 сентября 2021 года)

Задания и ответы для 5-6 класса: задания | ответы

Задания и ответы для 7-8 класса: задания | ответы

Задания и ответы для 9 класса: задания | ответы

Задания и ответы для 10 класса: задания | ответы

Задания и ответы для 11 класса: задания | ответы

Интересные задания с олимпиады 2021 года

1)Прочитайте рассказ. Мы специально не называем его автора. Придумайте, каким должен быть финал рассказа. Напишите его. Потом объясните, почему финал мог быть именно таким, как он вытекает из особенностей рассказа (система образов, позиция автора и пр.)

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке. Котька пришел домой радостный: — Мама, я тебе огурцов принес! Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца. — Где ты их взял? — говорит мама. — На огороде. — На каком огороде? — Там, у реки, на колхозном. — Кто ж тебе позволил? — Никто, я сам нарвал. — Значит, украл? — Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял. Котька начал вынимать огурцы из карманов. — Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама, — Почему? — Сейчас же неси их обратно! — Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут. — Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал. — Ну, я их выброшу. — Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать. Котька стал плакать: — Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали. — Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас? — Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка. — Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

2)Благодаря новым технологиям интеллектуального анализа проанализировали тексты тысяч романов и выявили шесть основных типов историй представляющих собой базовые структурные блоки для построения более сложных сюжетов: 1. «Из грязи в князи» — постепенное улучшение положения от плохого к хорошему. 2. «Из князи в грязи» — падение от хорошего положения к плохому, трагедия. 3. «Икар» — взлет и падение. 4. «Эдип» — падение, взлет и снова падение. 5. «Золушка» — взлет, падение, взлет. 6. «Человек, загнанный в угол» — падение и взлет. Приведите примеры произведений, которые можно отнести к каждому из этих типов сюжетов с кратким обоснованием.

3)Прочитайте рассказ. Мы специально не называем его автора. Придумайте, каким должен быть финал рассказа. Напишите его. Потом объясните, почему финал мог быть именно таким, как он вытекает из особенностей рассказа (система образов, позиция автора и пр.)

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я. Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул. Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли. Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать: — Э-э-э! Я в шкафу! Помогите! Прислушался — тишина кругом. Я опять: — О! Товарищи! Я в шкафу сижу! Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то. — Кто здесь горланит? Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу. Я обрадовался, кричу: — Тётя Нюша, я здесь! — Где ты, родименький? — В шкафу я! В шкафу! — Как же ты, милый, туда забрался? — Я в шкафу, бабуся! — Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь? — Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся! Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла. Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч… Пал Палыч постучал в шкаф пальцем. — Там нет никого, — сказал Пал Палыч. — Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша. — Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу. Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул: — Я здесь! — Кто ты? — спросил Пал Палыч. — Я… Цыпкин… — Зачем ты туда забрался, Цыпкин? — Меня заперли… Я не забрался… — Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин? Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч. — Не знаю… — Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро. Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый: — Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу? Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

4)Напишите целостный анализ рассказа писателя Анны Игнатовой «Джинн Сева». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет повествование от первого лица? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыла для себя (или в себе) повествовательница? 4. Какую роль играет фантастическое в рассказе?

5)Напишите целостный анализ рассказа Елены Долгопят «Рожественский рассказ». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Какую роль играет фантастическое в рассказе? 2. Какую роль в жизни героя сыграло путешествие? 3. Почему в рассказе так подробно описывается мир вокруг героя? 4. Как Вы понимаете название рассказа?

Источник

  • Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью предложения 14 27
  • Почему в рассказе несколько временных пластов белый квадрат
  • Почему в рассказе недоросль так актуальна тема воспитания
  • Почему в рассказе крысолов герой не может позвонить девушке
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим сочинение декабрьское