Почему в сказках иван всегда дурак

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Автор:

25 апреля 2020 13:34

Как все мы хорошо знаем с детства: было у отца три сына, Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Только в конечном итоге в дураках оказывается кто угодно, но только не Младший. Он как раз по ходу сказки демонстрирует недюжую смекалку и находит нестандартные решения.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Сказки, главным героем которых является Иван-дурак можно условно разделить на два типа. В одних Иван поступает исключительно умно и рационально, в других совершает глупые поступки, но в конечном итоге все равно оказывается умнее всех.
При этом описанные глупости носят скорее юмористический характер и призваны развеселить слушателя. Иван то мухоморов вместо нормальных грибов наберет, то реку посолит, то шапки на горшки наденет, что бы ни замерзли.
Все это никак не влияет на сюжет и выглядит поздними вставками, призванными добавит в повествование остроты.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

В канонических вариациях сказок Иван ничего странного не делает. Если обобщить эти сюжеты то вырисовывается вполне себе распространенный у разных народов образ ловкого и удачливого младшего сына, который в конечном итоге превосходит старших братьев.

Младший брат стал сказочным героем не без причины. Самый младший из братьев практически лишен шансов, заполучить в наследство отцовское имущество, и вынужден как то крутиться. Героем сказки может стать младший сын царя, купца или крестьянина, социальный статус здесь из-за отсутствия перспектив наследования не принципиален. Иногда у героя есть сказочный помощник как Кот в сапогах или Серый волк.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Так почему же умный Иван в сказках Дурак?

Дело в том, что на Руси имена имели особое значения, и у каждого человека их было несколько. Крестильное имя, давалось при крещении. Этим именем человек венчался, причащался, молился, и под этим именем его отпевали. Крестильное имя старались по возможности лишний раз не разглашать, так как скрывали от нечистой силы.
Потому было еще одно имя, которым человека называли друзья, соседи, знакомые. Если крестильное имя в обязательном порядке привязывалось к соответствующему святому теске, который становился покровителем.
То второе имя бралось чаще всего от отца, деда, или какого то другого предка. Самым распространённым таким именем было имя Иван.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Так же были имена прозвища, из которых впоследствии получились фамилии. И имели место имена-обереги, как защита от сглаза. Такие имена носили весьма оскорбительное содержание.
Например, Василий Косой или Василий Грязной. Был еще такой Упырь Лихой, этому точно никакой сглаз не страшен. Существовало среди имен оберегов имя Дурак. Например, известен такой князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин из ярославских Рюриковичей.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Если ребенок рождался, красив лицом, дабы обмануть нечистую силу, его могли назвать Рыло, а если с рождения проявлял признаки смышлености Дураком. По сути имя Дурак в русских сказках означает прирожденную смекалку.
Но с тем как имена-обереги отходили в прошлое, это прозвание начали воспринимать буквально. И гордое имя Иван Дурак, сменилось снисходительным прозванием Иванушка-дурачок.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

В русских народных сказках есть один герой, которого обожают все дети без исключения. Речь об Иване-дураке или, как его ласково называют, об Иванушке. Кто же он, этот юноша, которого все любят, оказывают помощь, а царевна даже выходит за него замуж? Читайте в материале, что в старину означало слово «дурак» и почему не слишком сообразительный и активный герой заслужил такую народную славу.

Бесправный бессребреник, который побеждает сильных мира сего

Образ младшего брата Иванушки отражает состояние дел в старинной крестьянской семье. /Фото: 1.bp.blogspot.com

Образ младшего брата Иванушки отражает состояние дел в старинной крестьянской семье. /Фото: 1.bp.blogspot.com

Сказки люди придумывали с древних веков. Их рассказывали детям, а немного усложнив сюжет и добавив пикантные ситуации, и взрослым. Итак, обычно Иван в сказках — это младший братик в большой крестьянской семье. Он бесправный, «зашуганный» человек, который живет по привычке. И вот в сказке у Ивана открываются неведомые силы, которые помогают ему победить тех, кто выше его по социальной лестнице. Он побеждает противных чиновников, показывает свою силу старшим братьям, оставляет с носом принцев и даже самого царя. Вроде бы торжествует социальная справедливость?

Но если разобраться, то сказки про Ивана-дурака отражают уклад крестьянской семьи в средние века. Достаточно вспомнить наследственное право — да, основная часть хозяйства по наследству переходила к младшему сыну, однако если наследники жили все вместе, то главой семьи становился старший брат. Он же был наделен большими правами в семье. Потому в сказках так часто случались конфликты между братьями, после которых Иван уходил неизвестно куда, в поисках лучшей жизни и справедливости. И это ему удавалось, что неизменно вызывало радость тех, кто сказку слушал.

Читайте также: Как детская поэтесса Агния Барто соединяла людей и сумела прожить 50 лет с мужем, ни разу не поссорившись.

Смешной клоун старой Руси, у которого печь ездит а дубинка сама людей колотит

Ивана-дурака можно назвать скоморохом, веселящим людей.

Ивана-дурака можно назвать скоморохом, веселящим людей.

Литературный герой «младший брат» встречается не только в русском фольклоре. Его можно найти в сказке любой страны мира. Просто имя будет другим, н на деле это такой же простодушный, добрый, совершенно беспомощный во многих делах человек, который кажется недотепой. А на деле он решает такие проблемы, с которыми никто до этого не мог справиться. И все это весело, со смешками да прибауточками. Интересно, что лишь в России к Иванушке относятся так благосклонно.

Иван-дурак популярен, поэтому он невероятно смешной. Это совершенно нормально, ведь люди рассказывают сказки и различные истории именно с целью посмешить слушателя, доставить ему удовольствие. Конечно, все происходящее очень смешно — всё-то у Ивана не так как надо. То печка сама поедет куда-то, то палки начинают колотить злых персонажей, то ведра сами в воду прыгают. Сложно представить такие ситуации, если бы рассказ велся об умном, расчетливом человеке. А дураку всё можно! Похождения Иванушки вызывают смех, и это прекрасно. В какой-то степени этот персонаж является старинным комиком, то есть скоморохом, потому и дети, и взрослые с огромным удовольствием слушают рассказы про такого простого на первый взгляд Ивана.

Ленивый юродивый, у которого невероятное чутье

У Ивана-дурака невероятна развита интуиция, и это помогает ему решать самые сложные задачи. /Фото: numerolog8.ru

У Ивана-дурака невероятна развита интуиция, и это помогает ему решать самые сложные задачи. /Фото: numerolog8.ru

Итак, героя русских сказок звали Иван-дурак. Если открыть словарь Даля и найди слово «юродивый», то можно увидеть, что оно имеет синоним. И это ни что иное как «дурачок». Таким образом, Иванушка в какой-то степени юродивый. Если обратиться к исследованиям, то станет ясно, почему это именно так. Например, герой очень странно рассуждает. Он думает, что, если у стула четыре ноги, и у коня четыре ноги, значит, стул может бегать. Именно так поступали юродивые, когда пытались донести до людей истины, которые они постигали. Разные загадки их речи порой оказывались интересными выводами.

С точки зрения этимологии слово юродивый близко к уроду. А это означает что-то безобразное, некрасивое. Именно так и выглядит Иван, который описывается в сказках: неухоженный, грязный, валяется он на печи и сопли текут из носа. Он ленив, ничего не хочет делать. То ли дело его братья: трудятся, трудятся, да только вот почему-то ничего у них не получается. А Иванушка и не собирается даже пальцем шевелить. За него все делают волшебные помощники. Кажется, что здесь хорошего? Лень же не должна ставиться во главу угла. А дело в том, что здесь весь смысл в невероятном чутье Иванушки. Его то ноги сами ведут, то он бредет, куда глаза глядят. В результате он даёт фору своим практичным братьям. Интуиция побеждает, а это означает, что герой, который не использует полностью свой глупый мозг, полагается на волю Господа Бога.

Читайте также: Чем в Древней Руси выделялся Новгород: Почему его называют городом олигархов и «древней демократии».

Человек, который может общаться с потусторонним миром

Иван-дурак способен налаживать связь с потусторонним миром и таким образом решать возникающие проблемы.

Иван-дурак способен налаживать связь с потусторонним миром и таким образом решать возникающие проблемы.

Интересна такая особенность Ивана-дурака, как возможность общаться с потусторонним миром. Если вспомнить, то в его делах ему помогают чудесные животные. А ведь в самые старые времена они были тотемами. А ещё есть печь, которую на Руси считали предметом важнейшим, магическим. Это и центр избы, и центр мира, и связь с ушедшими людьми, и кормилица, и лекарь. А Иван без малейшего сомнения лежит именно на этом предмете, на печке, на ней же он и ездит порой.

В некоторых сказках Иван болтает вовсю (правда говорит какую-то ерунду), а вокруг все молчат. Молчит и печь, молчат волшебные животные, молчат вёдра и другие предметы. Но помощь приходит вовремя и по делу. Отсюда вывод: Ивана можно считать жрецом, человеком, который может общаться с небесами. А так как он может найти общий язык с потусторонним миром, то и помощь оказывается своевременно. Потому и побеждает Иван своих братьев, а также злых людей, жадность, несправедливость и так далее. Поэтому так и любит Ивана в народе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как все мы хорошо знаем с детства: было у отца три сына, Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Только в конечном итоге в дураках оказывается кто угодно, но только не Младший. Он как раз по ходу сказки демонстрирует недюжинную смекалку и находит нестандартные решения.

Сказки, главным героем которых является Иван-дурак можно условно разделить на два типа. В одних Иван поступает исключительно умно и рационально, в других совершает глупые поступки, но в конечном итоге все равно оказывается умнее всех. При этом описанные глупости носят скорее юмористический характер и призваны развеселить слушателя. Иван то мухоморов вместо нормальных грибов наберет, то реку посолит, то шапки на горшки наденет, что бы ни замерзли. Все это никак не влияет на сюжет и выглядит поздними вставками, призванными добавит в повествование остроты.

В канонических вариациях сказок Иван ничего странного не делает. Если обобщить эти сюжеты то вырисовывается вполне себе распространенный у разных народов образ ловкого и удачливого младшего сына, который в конечном итоге превосходит старших братьев.

Младший брат стал сказочным героем не без причины. Самый младший из братьев практически лишен шансов, заполучить в наследство отцовское имущество, и вынужден как то крутиться. Героем сказки может стать младший сын царя, купца или крестьянина, социальный статус здесь из-за отсутствия перспектив наследования не принципиален. Иногда у героя есть сказочный помощник как Кот в сапогах или Серый волк.

Так почему же умный Иван в сказках Дурак?

Дело в том, что на Руси имена имели особое значения, и у каждого человека их было несколько. Крестильное имя, давалось при крещении. Этим именем человек венчался, причащался, молился, и под этим именем его отпевали. Крестильное имя старались по возможности лишний раз не разглашать, так как скрывали от нечистой силы. Потому было еще одно имя, которым человека называли друзья, соседи, знакомые. Если крестильное имя в обязательном порядке привязывалось к соответствующему святому теске, который становился покровителем. То второе имя бралось чаще всего от отца, деда, или какого то другого предка. Самым распространённым таким именем было имя Иван.

Так же были имена прозвища, из которых впоследствии получились фамилии. И имели место имена-обереги, как защита от сглаза. Такие имена носили весьма оскорбительное содержание. Например, Василий Косой или Василий Грязной. Был еще такой Упырь Лихой, этому точно никакой сглаз не страшен. Существовало среди имен оберегов имя Дурак. Например, известен такой князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин из ярославских Рюриковичей.

Если ребенок рождался, красив лицом, дабы обмануть нечистую силу, его могли назвать Рыло, а если с рождения проявлял признаки смышлености Дураком. По сути имя Дурак в русских сказках означает прирожденную смекалку. Но с тем как имена-обереги отходили в прошлое, это прозвание начали воспринимать буквально. И гордое имя Иван Дурак, сменилось снисходительным прозванием Иванушка-дурачок.

См.также:

Слова и выражения, которые имеют интереснейшую историю происхождения

Кто такие «Иваны, не помнящие родства» и почему их боялись

Про фамилии

Имена, ставшие нарицательными словами

Откуда пошли ругательства русские

Прежде всего, они герои. Замечательно сказано у Проппа в книге «Русский героический эпос»: «Герой прежде всего характеризуется своими поступками, но так как поступки эти всегда одинаковы, то для каждого народа герои его эпоса будут однородными…

В нивхском эпосе герой не имеет даже имени… герой эпоса не обладает здесь никакими индивидуальными особенностями. Он весь в своих подвигах. Герои всех песен не только похожи друг на друга, они по существу представляют одно и то же лицо» (1).

То же можно сказать и о сказках. Герои в них у любого народа – суть функции, а не личности. Поставьте в сюжет змееборства вместо Ивана Иржи и будет чешская сказка, Фет-Фрумоса – румынская.

Особенность главного героя в русских сказках

В русских сказках имя Иван встречается чаще других. Само имя и производная от него фамилия очень распространены у русского народа. Казалось бы, вывод напрашивается сам собой: в сказку имя попало как наилюбимейшее. Но этот ответ влечет за собой новые вопросы: почему имя Иван стало любимым? и как звали героя сказок до христианизации Руси? – ведь сказка гораздо древнее христианских имен. Можно предположить, что и в русской сказке герой не имел конкретного имени, как и у многих других народов.

[ads2]

Как же его называли? В фольклоре многих этносов мы видим такую картину: «… он (герой) именуется «наш гиляк», что надо понимать как наш человек» (2). То же и с именами: Герман – человек из Германии, Франсуа – из Франции и т.д. Но в сказках нет Руса, есть Руслан литературных сказок, более поздних, а мы сейчас ищем имя дохристианское. Следовательно, имя героя, как жителя Руси не подходит.

Вообще, все герои русской волшебной сказки, как и эпоса – добры молодцы. Так к ним обращаются другие персонажи, таковы они и по своей основной функции: искатели невест (женихи, молодцы) и защитники обиженных (добрые).

В русском языке слово молодец перешло в молодец и воспринимается с оттенком лихачества, удальства (качеств молодости). Но по сути это определение возрастной категории. Молодец = юноша. У Даля: «юноша… юнак, юный или юнок…- человек от 15 до 20 лет и более, в поре возмужалости… Юнец и юница – молодой и молодая, новобрачные» (3).

О возрасте молодых людей

Похоже, что молодыми (молодцом и молодкой) становились после свадьбы до рождения первенца, а перед свадьбой были юнцом и юницей. У Даля это выражено не четко, а он отражает языковые особенности XIX века. То есть уже тогда различия между юношей и молодцем стерлись. Но следы остались, например в пословицах: «с вечера девка, со полуночи молодка…», «кто любит девушек на мучение души, кто любит молодушек на спасение души» (4).

Рассмотрим возрастные группы по Далю:

  • 0-3 года – младенчество;
  • 3-7 лет – детство;
  • 7-15 лет – отрочество;
  • 15-20 лет – юность (молодость).

Разумеется, они условны и зависят от индивидуального физического и психического развития. Например, детство кончалось, когда молочные зубы заменялись постоянными (около 7 лет).Почему в русских сказках царевич и дурак – Иваны? 1

Молодость и младенчество – однокоренные слова. Младенчество – первая стадия жизни. Давно отмечено, что супружество это начало новой жизни после свадьбы. В этимологическом словаре Фасмера молодой – мягкий, изнеженный, приятный, что хорошо отражает состояние младенчества и молодоженства. Если же быть совсем точным, то речь должна идти не о женитьбе, а о вхождении в «пору», о приобретении новых качеств – потенции у мужчин, менархе у женщин. Но это не приблизило нас к Ивану.

В статье «юный» Фасмер пишет, что Ю заменило исконное У – древнерусское УНЪ и приводит родственные древнеиндийскому yuvan-, авестийское Yuvan – молодой, юноша (5). Язык авесты относится к иранской ветви языков. К ней же относится и скифский. А славянский, контактировавший со скифским на рубеже нашей эры, бытовал на территории нынешней Украины. В современном украинском языке, как и в славянском, перед начальным У ставят В, то есть возможен славянский вариант УНЪ – ВУНЪ.

Откуда взялся Иван?

Не правда ли, очень похоже на Ваню, как и yuvan на Ивана? Возможно, мы нашли слово, обозначавшее сказочного героя. Оно означало возрастную категорию, а звучало похоже на Иоан. Именно поэтому народ переделал христианское имя Иоан не в Иогана, не в Джона, а в Ивана, Ваню, юношу-жениха.

В этом смысле такие противоположные в социальном плане категории как «царевич» и «дурак» становятся равными. «Царевич» есть младший, не женатый представитель царской семьи. В настоящее время титул «царевич» можно носить до старости, обрастая в течение жизни жёнами, детьми и внуками, дожидаясь своей очереди на престол, но это явление сравнительно недавнее. В древности женитьба автоматически переводила сына правителя в разряд королей, впрочем, иногда без королевства. Вот и в сказках женившийся герой всегда становиться царём и получает свои «пол царства».

Понятие же дурости до сих пор в русском языке прочно связано с молодым возрастом и безбрачием. Вспомним хотя бы выражение, описывающее ощущения жениха на собственной свадьбе: «сижу, как дурак с мытой шеей» (мытьё, в том числе и шеи, обязательный предсвадебный ритуал), «пусть гуляет – жениться, образумиться», то есть женившись, наберётся ума, которого в данный момент нет. Или: «он ещё мал и глуп», «он ещё зелен», то есть незрелый, в том числе и в умственном отношении, и т. д. и т. п.

Но вот что еще интересно. Этимология слова «юный» во многих индоевропейских языках кроме «молодой неженатый дурачок»» включает значения «бычок», «телка». Возможно, отсюда и Иван Коровий сын, Иван Быкович, ведь сын коровы – бычок, но и УНЪ – бычок (6). «Иван» и есть – «коровий сын», так же, как «мурава» есть «трава» (в некоторых индоевропейских языках), так же, как в выражении «красная рожа», второе слово относиться к обширной группе индоевропейских слов с корнем «руж- руд- род- роз», передающим все оттенки красного цвета, так же, как и многие другие устойчивые словосочетания русского фольклора, являющиеся своеобразными тавтологиями. К стати невесту в свадебном обряде называют «телка», то есть народная память подтверждает схему

невеста = юница = телка;

жених = уне = бычок = Иван.

Мы приходим к тому, что в народной культуре, в частности в сказках, слова, маркирующие героя: «царевич», «дурак», «Иван», «Коровий сын» кодируют его семейно – возрастное положение (а вовсе не реальное отставание в умственном развитии или происхождение от коровы), которое в конце сказки повышается через брак. По большому счёту, никем иным, кроме царевича, дурака и Ивана Быковича (с вариантами), герой сказки, заканчивающейся женитьбой, быть не может. Все другие наименования молодца в предбрачном поиске, типа «Сученко», «Бова — королевич», «Покатигорошек», «Медвежье ушко» — есть более позднее изменение данной основы, не исключающее реальных имён собственных.

1 Проппп В.Я. Русский героический эпос. М. Лабиринт, 1999. С. 45;

2 Пропп, там же, С. 48;

3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Терра, 1995. Т.4, С. 667;

4 Даль В. там же, ст. молодой, т. 2, стр. 332;

5 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Спб., Азбука, 1996;

6 Фасмер М. Там же, Т. 4, С. 531.

Источник http://slavtradition.com 

March 17 2022, 07:01

Category:

  • Литература
  • Cancel

Почему герой русских сказок Иван-дурак и в чем секрет его популярности

Самый известный и любимый герой русских народных сказок — Иван-дурак или как его называют ласково — Иванушка. Несмотря на неказистое имя, еще менее престижное прозвище, а также невысокие интеллектуальные способности, герой этот вполне успешен. Он справляется с самыми сложными задачами, находит новых друзей и, как правило, женится на царевне. Как появился этот необычный герой и почему он дурак?

Никто не знает, когда появились первые сказки. Истории с фантастическими сюжетами, густо замешанные на языческих верованиях, предназначались не только детям, но и взрослым. Некоторые из них имели пикантные детали и были рассчитаны только на взрослую аудиторию.
Почему Иван всегда младший сын?
Иван в русских сказках — младший сын в крестьянской семье. Это самый бесправный, забитый ребенок, живущий как бы по инерции. Старшие братья, а иногда и отец, над ним подшучивают, а иногда и обижают беднягу. История жизни Ивана-дурака отражает средневековые семейные порядки Руси.

По праву хозяйство переходит от отца по наследству младшему сыну. Но есть один нюанс — если братья жили вместе, то главой семьи становился старший. Он же всем и управлял. Следующим по правам был средний сын, а младший, которому вроде и причиталось все, оказывался не хозяин своему наследству. Поэтому в жизни, как и в сказке, младший сын часто уходил из дома. Иногда уделом добровольного изгнанника становилась государева служба. В сказке Иванушка получал от царя самые невероятные задания и с честью с ними справлялся. Но в реальной жизни таких Иванов успех ждал далеко не всегда.

Гораздо больше у младшего сына было шансов не жениться на царевне, а сложить голову на чужбине. Но не будем о грустном, ведь истории сказочных Иванов всегда заканчивались хеппи-эндами. Деревенский дурачок побеждает колдунов и разбойников, разоблачает коварных бояр, спасает девушек и убивает нечисть. Справедливости ради нужно сказать, что находчивый и отважный младший сын воспет не только в русских сказках. Почки у каждого народа мира есть свои истории о бесправном отпрыске многодетной семьи, добившемся всего своим трудом и смекалкой.

Но не везде герой абсолютно положительный — в других культурах он часто имеет и отталкивающие черты, например, склонность к вранью или вороватости. Только на Руси Иван-дурак — абсолютное добро, бескорыстное и безраздельно честное даже с врагами.
Смешной культист
Фольклористы считают, что феноменальную популярность Иван получил из-за того, что он смешной. У него все идет наперекосяк, по крайней мере, до середины сказки. На Руси испокон веку любили юродивых и обычных простофиль. В словаре Даля «юродивый» — это и есть дурачок, поэтому все совпадает. Иванушка-дурачок, вдобавок, еще выходец из народа, что обеспечивает дополнительную симпатию аудитории.

Хотя в начале сказки Иван обычно не вызывает позитивных эмоций. Он глуп, ленив и неопрятен, а вместо того, чтобы работать, как это делают старшие братья, лежит на печи. В сказках хорошо видно, что этот герой не привык думать, а полагается на удачу и интуицию. Он даже идет «куда ноги понесут» или «куда глаза глядят». Все сложные и не очень дела за Ивана-дурака делают волшебные помощники. Их использование — главная и единственная суперспособность героя. Он разговаривает с животными, которые были в дохристианскую эпоху тотемами. Более того, он может общаться даже с неодушевленными предметами, например, растениями, избушками и печками. Специалисты в области народного творчества считают, что Иванушка-дурачок — это персонаж-жрец. Он достался нам в наследство от языческой веры и сохранил многие способности, приписываемые служителям древних славянских божеств. Он без труда попадает в потусторонний мир, а если нужно, то и обретает нечеловеческую силу. Случается, что Иван даже воскресает при помощи живой и мертвой воды.

Конечно, эдакий супермен в лаптях не может не быть любимцем народа. Поэтому и стал Иван-дурак центральной фигурой русского фольклора. Да и олицетворяет он древнюю мечту многих — жить, не утруждая себя, а потом получить все блага сразу. Ведь известно, что вступает в сказку дурачок нищим и притесняемым юродивым, а к завершению получает царскую дочку, почет и половину царства.
А вы знаете, что почти у всех сказочных героев и даже предметов есть свои секреты?
источник

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Почему главный герой русских народных сказок – Иван-дурак

Ох, этот Иван: дурак и лентяй. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?

Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён.

Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX-го века).

Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.

Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.

Если братья руководствуются разумом, то Иваном движет чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и так далее. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными.

Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Читайте наши статьи
на Дзен

  • Почему в русских сказках иван дурак
  • Почему в русских народных сказках особое место занимает медведь 5 класс литература
  • Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает над злом
  • Почему в рассказе чехова ионыч происходит превращение дмитрия старцева в ионыча
  • Почему в рассказе так подробно описывается мир вокруг героя