Почему в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях добро побеждает зло

­Пример сочинения 1

Как известно, сказки любят за то, что в них добро всегда побеждает зло. Эта тема является главной и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» великого русского поэта А. Пушкина.

Олицетворением зла в этом произведении предстает мачеха, которая специально делала много зла юной царевне. Она все время пыталась уничтожить бедную девушку. Чего мачеха только не придумывала: и в лес отправила, чтобы ее волки съели, и яблоко дала отравленное.

Но злая ведьма не учла того, что любовь королевича Елисея оказалась сильнее любых злых чар. Кроме того, королевич оставался верным царевне, а любовь и верность — это очень мощная сила, которую разрушить не под силу злым чарам.

Человеческая доброта семи богатырях, их порядочность в отношении к царевне, любовь, для которой нет преград, — это та мощная сила, которая способна победить зло. И это не сказочные чудеса, а реальность, в которую верит каждый читатель.

Так литературная сказка воплощает вековую мечту народа о том, что правда и добро всегда побеждают зло. И человечество испокон веков верит в добрую силу, а сказки это наши древние друзья, которые учат добру.


Пример сочинения 2

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Добро
и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают
нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и
поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно
исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать –
вот главная задача морального поведения человека.

Русские
народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь
еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между
добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут
разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и
добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие
и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто
оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто
несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро,
наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и
больше

В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок.
Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка,
утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и
человечности.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи —
царицы.

Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже
пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок,
которые остались без матери.

Новая жена царя была «высока,
стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она
затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица,
черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти
полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала
служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной
оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь
богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего
зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти,
что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.  

Но
Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски
царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось
постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать
пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и
преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна
ожила.А царица умерла от тоски и злости.

В своей сказке Пушкин не
только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и
заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать
счастью царевны и королевича Елисея.


Пример сочинения 3

Однажды Александр Сергеевич Пушкин восклик­нул: «Что за прелесть русские сказки! Каждая есть поэма». Он с детства полюбил их. Множество старинных сказоч­ных сюжетов рассказала ему любимая няня Арина Роди­оновна. Наверно, одним из них был тот, который поэт ис­пользовал в «Сказке о мёртвой царевне и семи богаты­рях». И у него действительно получилась прекрасная поэма!

 ]В этой сказке, как во множестве других, происходит борьба сил добра и зла. Добрых героев в сказке немало. Это и сама царевна, и семеро богатырей, и королевич Елисей. И даже собачка, которая пыталась спасти царев­ну от отравленного яблока.

 А зло воплощено в образе жестокой и завистливой царицы, ставшей мачехой главной героини. Ей захоте­лось остаться единственной красавицей на свете. Чёрная зависть грызла её оттого, что зеркальце не соглашалось признать её первенство, пока царевна была жива. И я ду­маю, что зависть является причиной многих преступле­ний в жизни. Мачеха добилась своей цели путём пре­ступления.

 Но любящая душа королевича Елисея сумела побо­роть зло. Он не захотел смириться с потерей любимой, решил отыскать её во что бы то ни стало. Он ездил по све­ту, обращался за помощью к солнцу, к месяцу. Но только ветер, который «всюду веет на просторе», помог короле­вичу в его поисках. И оказалось, что царевна не умерла, а только заснула долгим сном. А может быть, сила любви жениха воскресила царевну. Точно мы этого не знаем. Да это и не так важно. Таким концом своей сказки А. С. Пуш­кин показывает, что в итоге добро всегда побеждает, а любовь сильнее самой смерти.

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Словно зеркало русской стихии,

Отслужив назначенье свое,

Отразил он всю душу России!

И погиб, отражая её…

(Н. Рубцов)

Добро и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше

В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок. Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи — царицы. Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок, которые остались без матери.

Новая жена царя была «высока, стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица, черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти, что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.  

Но Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила.А царица умерла от тоски и злости.

В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея.

Цели:

  • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина,
    рассмотреть категории добра и зла на примере
    “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
  • продолжить обучение элементам анализа
    художественного текста, умению сравнивать,
    обобщать;
  • формирование прочной нравственной позиции,
    положительных ориентаций на распознавание
    истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ
эпизодов, выразительное чтение.

Оборудование: текст “Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке,
слайды, мультипликационный фильм по сказке.


Ход урока

1. Организационный этап.

2. Слово учителя.

Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы
познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях”

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее
героях?

(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных
героях, о противоположных образах царицы и
царевны. )

Учитель: Сегодня на уроке мы будем
беседовать о героях “Сказки
о мертвой царевне
и семи богатырях”;

Цель нашей работы – раскрыть значение
терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.


3. Подготовка к активному и сознательному
усвоению
нового материала. Проверка
индивидуального домашнего задания.

Учитель: Нам всем знакомо выражение “В
сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это
такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов.


(Ученик зачитывает определения терминов из
толкового словаря )

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и
обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье” (Школьный
философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно
и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий
зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого
русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро
и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные
понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили
не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”.

На первом уроке по этой сказке мы с вами
сделали вывод, что она близка к народным
(фольклорным ) сказкам.

4. Этап проверки знаний.

Беседа

Учитель: В народных сказках всех героев можно
распределить на положительных и отрицательных.
Назовите положительных героев народных сказок
(они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич,
Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло –
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель: Можем ли мы так же четко
разграничить положительных и отрицательных
героев в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и
приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ
Чернавки невозможно отнести ни к положительным,
ни к отрицательным )

Учитель: Подумайте, в образах каких
героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того, чтобы представить
образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко
второй части вашего домашнего задания – устному
словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.


(Учащиеся представляют словесные портреты
Царевны и Царицы )

Учитель: Необходимо было также выписать
определения, характеризующие героинь. Посмотрим,
что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и
сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда)





  Царица Царевна
Внешность высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет черный белый

красный


Учитель: Почему царица решила погубить
царевну? В чем суть конфликта между ними?


Ученики: Царица-мачеха считает себя самой
красивой, а царевна становится ее соперницей,
потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.


Учитель: Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне?


Ученики: Ненависть, зависть.


Учитель: Обладает ли добрый человек такими
чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для
злых людей.


Учитель: А как относится царевна к царице,
которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не
пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне
красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого
не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему
красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают.


5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ
текста)

Учитель: Мы составили словесные портреты
героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям
сказки и сравним образы Царицы и Царевны.


(Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только
иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из
мультипликационного фильма “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”.


Просмотр эпизодов

1. “Царица и зеркало”(комментарии )

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая”(комментарии. )


Учитель: С чем сравнивает автор царевну,
говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?


Ученики: С цветком. Она так же прекрасна,
как роза.


Учитель: Как вы считаете, правильно ли
представил режиссер образы Царицы и Царевны?

(Учащиеся сравнивают свои представления об
образах героинь с представлением режиссера
фильма)

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая
характеристика образов героинь.


Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в
тереме “люди добрые живут”?


Ученики: Есть иконы, в горнице чисто,
светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая,
скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в
духе народно-сказочной традиции, когда в первую
очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела,
только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.


Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз
царевна молодая”

Учитель: Кто приходит к царевне с целью
погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?


Ученики: Соколко пытается помочь Царевне,
он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.


Учитель: Получается, что Зло победило.
Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись
к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту.


Учитель: В сказках у добра всегда много
помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних
минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:


“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”


Учитель: Пять раз в сказке царица названа
злой. И она действительно причиняет зло тем, кто
рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и
царевны, согласиться с высказыванием поэта
Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а
царевна оживает. Значит добро победило.


6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы
отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе
каждого человека наблюдается противостояние
добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки,
и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка
А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.

7. Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся
отрывок. (Границы отрывка определите
самостоятельно).

Выучите его.

8. Итог.

  • Почему в сказке летучий корабль старичок помог младшему брату
  • Почему в сказке курочка ряба дед и баба плачут
  • Почему в сказке андерсена гадкий утенок главный герой сбежал от своей семьи
  • Почему в сказках щедрин прибегает к иносказанию приведите примеры эзоповой речи из знакомых сказок
  • Почему в сказках часто близких родственников называют ласково батюшка матушка сестрица братец