Почему в сказке сестрица аленушка и братец иванушка их называют сестрица и братец

­­Что ты узнал об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки?

Из первых строк сказки мы узнаем, что сестрица Аленушка и братец Иванушка остались сиротами, потому что их отец и мать умерли.

Прочитайте с другом по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

Слова, показывающие, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда: “ Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает”. Эти слова повторяются несколько раз, потому что троекратные повторы являются непременным атрибутом и характерной особенностью русских народных сказок.

Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. Объясни почему. Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

С Иванушкой и Аленушкой по ходу сюжета сказки случалось много несчастий. Сначала у них умерли родители, и дети вынуждены были трудиться, для того чтобы заработать себе на хлеб. Затем Иванушка превратился в козленочка. Далее злая ведьма утопила Аленушку, а козленочка — Иванушку чуть не зарезала. Но герои во всех несчастьях повели себя мужественно, искренне заботясь друг о друге. Аленушка после смерти родителей не оставляла братца без присмотра и брала его с собой, когда шла на работу. Когда Иванушка превратился в козленочка, сестра так же не бросила его, а выйдя замуж, оставила при себе. И Иванушка, в свою очередь, не забыл сестру, когда ту утопила злая ведьма. Он прибегал к ней за помощью, и, благодаря ему, Аленушка была спасена.  

О том, что дети любили друг друга говорится на протяжении всей сказки. Сначала это выражалось в заботе сестры о здоровье младшего братца: “Не пей, братец, теленочком (жеребеночком, козленочком) станешь”. Когда Иванушка не послушался сестры, напился из козьего копытца и превратился в козленочка, то Аленушка “залилась слезами”, а когда ведьма утопила Аленушку, то Иванушка постоянно бегал к речке и просил сестру вернуться к нему: “Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок”.

Перечитай слова козленочка. Как он звал свою сестрицу: весело, жалобно, печально? Как отвечала Аленушка? Обсуди с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда.

Иванушка звал свою сестру жалобно:
 “Аленушка, сестрица моя!  
Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,  
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!”
А Аленушка ему печально отвечала:
“Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,  
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.”

Беда с Иванушкой случилась потому, что он не послушался старшую сестру, а непослушание обычно несет за собой плохие и порой даже опасные последствия. При помощи сказок народ учил детей не совершать ошибки.

Кто хотел погубить Аленушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?

Аленушку и Иванушку захотела погубить злая ведьма для того, чтобы занять их место в богатом доме купца. Она утопила Аленушку и приняла ее обличье, а для того, чтобы ее обман не раскрылся, решила избавиться от козленка, но ей это не удалось, потому что козленок убежал к реке и стал громко и жалобно звать на помощь сестру. Его слова услышал слуга купца, и обман ведьмы был раскрыт.

Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

Ведьме не удалось достичь своей цели, Иванушка принял свой обычный вид, а Аленушка стала еще краше. Так добро победило зло.

Расскажи об Аленушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая? Объясни. Приведи примеры из сказки.

Аленушка в сказке представлена доброй, ласковой, доверчивой и преданной девушкой. Она заботилась о младшем братце, жалела его и не бросала в трудные минуты. Аленушка доверяла людям и видела в них только хорошее. Так она не смогла заподозрить в ведьме человека, способного на зло, и ее доверчивость сыграла с ней злую шутку, когда Аленушка поддалась уговорам ведьмы и пошла с ней купаться на реку.

Обсудите с другом. По каким признакам можно назвать сказку волшебной?

Сказку можно назвать волшебной, так как невозможно, напившись воды, превратиться в животное, которое может разговаривать, а затем, перекувыркнувшись через голову, опять стать человеком. Также невозможно, утонув, ожить.

Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их. Запиши в “Рабочую тетрадь”.

Сказку можно разделить на несколько смысловых частей:

  • Аленушка и Иванушка — дети-сироты.
  • Трудный путь.
  • Превращение Иванушки.
  • Неожиданное замужество Аленушки.
  • Зло, совершенное ведьмой.
  • Жалобный плач козленка.
  • Спасение Аленушки.
  • Счастливое завершение сказки.


Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой.

Умерли родители Аленушки и Иванушки. Брат и сестра остались сиротами.
Иванушка не послушался Аленушку, напился из козьего копытца и превратился в козленочка.
Ведьма обманом выманила Аленушку купаться на реку и утопила ее.
Ведьма приказала зарезать козленочка-Иванушку.


Как проявили себя герои в трудных ситуациях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

В трудных ситуациях герои проявляли заботу друг о друге, держались вместе, искали друг у друга поддержку.

О том, что брат и сестра любили друг друга, говорят строки сказки. Когда Иванушка превратился в козленочка, «залилась Алёнушка слезами, …плачет, а козлёночек возле неё скачет.»

Когда купец позвал Аленушку замуж, она не бросила брата, а взяла с собой и заботилась о нем. «…козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки».

Когда ведьма утопила Аленушку, козленочек-Иванушка очень переживал, «повесил голову, не пьёт, не ест». Он все время приходил на берег и звал сестру: «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…».

Аленушка даже из-под воды отвечала брату: «Ах, братец мой Иванушка!…»

Когда Аленушка была спасена и ожила, Иванушка «…от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком».

Как козлёночек звал свою сестрицу: весело, жалобно, нежно? Выразительно перечитай этот эпизод со слов: «Побежал козлёночек на речку…». Как отвечала Алёнушка?

Козленочек звал сестрицу жалобно: «…и жалобнёхонько закричал…».

Аленушка отвечала брату ласково, но печально: «Ах, братец мой Иванушка!».

Обсудите с другом, почему именно с Иванушкoй случилась беда. Какие черты характера проявил Иванушка в начале сказки, а какие — в конце?

С Иванушкой случилась беда, потому что он не послушался Аленушку и напился из козьего копытца.

В начале сказки Иванушка проявил беспечность и непослушание, а в конце — любовь к сестре и радость за нее.

Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Какая была причина?

Брата и сестру хотела погубить ведьма. Она была злая и хотела вместо Аленушки стать женой купца. Иванушку она решила погубить, когда узнала, что он разговаривает с сестрой на берегу реки. Ведьма боялась разоблачения.


Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Перескажи этот эпизод.

Обман ведьмы помог раскрыть слуга купца. Ведьма послала его найти козленочка. Слуга пошел на реку и услышал, как козленочек зовет Аленушку, а она ему отвечает со дна реки. Тогда слуга пошел к купцу и все рассказал ему.

Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая? Объясни. Приведи примеры из сказки.

Аленушка добрая, заботливая и преданная. Она любит своего брата Иванушку и не хочет оставлять его одного. В сказке говорится, что «пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла». Когда она вышла замуж за купца, Иванушка стал жить с ними: «…козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки».

Аленушка относится к брату тепло и ласково. В сказке она разговаривает с ним очень мягко, с любовью, называет его братцем: «Ах, братец мой Иванушка!».

Но Аленушка оказалась слишком доверчивой и поэтому попала в беду. Она поверила ведьме, которая обманула ее. «…приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и … ласково начала звать её купаться на реку. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду».

Найди в сказке описания событий, которые повторяются три раза.

Иванушка трижды хочет напиться воды из коровьего, конского и козьего копытца. «Шли-шли — солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает».

Иванушка-козленочек трижды разговаривает с погибшей сестрой, стоя на берегу реки: «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…». Первый раз об этом узнала ведьма. Второй раз козленочек рассказывает Аленушке, что его хотят зарезать. Третий раз разговор брата и сестры подслушивает слуга.

В конце сказки Иванушка снова становится мальчиком после того, как «от радости три раза перекинулся через голову».


Прочитай первое предложение сказки. Как называется эта часть?

Эта часть сказки называется зачин.


Понаблюдай за языком волшебной сказки. Найди красочные определения и сравнения.

Широкое поле;
красная девица;
костры высокие;
котлы чугунные;
ножи булатные;
тяжел камень;
шелкова трава;
желты пески;
сети шелковые;
ключевая вода.

Перечитай конец сказки. Можно ли сказать, что добро побеждает зло?

Да, можно. Аленушка была спасена и ожила, «стала краше, чем была». А Иванушка от радости снова стал человеком. Злые чары ведьмы были разрушены, ей не удалось погубить брата и сестру.

Кто записал сказку

Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.

Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:

Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).

Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.

Сестрица и братец – образ полноты друг в друге

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.

Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)

Нравственный проступок Иванушки

Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.

В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:

«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.

Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.

Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.

Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».

Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.

Роль колдуньи

Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…

Исправление Иванушки

Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…

Подоплека

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».

Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…

Прочтений: 2 146

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 79

УКМ «Перспектива»

1. Назови персонажей сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Трудная ли судьба была у Иванушки с Алёнушкой? Как они относились друг к другу? А как относится к ним рассказчик? Из каких строк это видно?

Персонажи сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. Алёнушка. Сестра-красавица. Добрая, доверчивая, трудолюбивая.
  2. Иванушка. Маленький брат. Непослушный.
  3. Купец. Богатый и красивый.
  4. Ведьма. Злая и жестокая.

У сестры с братом судьба была нелёгкой. Они остались сиротами и Алёнушке приходилось много работать, чтобы обеспечить себя и брата.

Алёнушка очень любила брата. Когда он превратился в козлёночка, она сильно плакала.

Иванушка тоже любил сестру. К ней он бегал на берег жаловаться, просил спасти его.

Рассказчик очень хорошо относится к детям. Он называет их ласково Алёнушка и Иванушка. И переживает за судьбу героев. Это видно по жалобным словам козлёночка.

2. Как Иванушка превратился в козлёночка? Почему с ним случилась беда?

Иванушка очень хотел пить. Они  с сестрой долго шли по полю и стояла сильная жара. Он выпил из козлиного копытца и превратился в козлёночка.

Беда с ним случилась оттого, что он не послушался Алёнушку.

3. Что могло быть в жизни, а что можно считать вымыслом, фантазией?

В жизни могло быть:

  1. Дети могли остаться сиротами.
  2. Им приходилось работать.
  3. В дороге им могло хотеться пить.
  4. Алёнушка могла выйти замуж.
  5. Злая ведьма могла утопить Алёнушку.
  6. Ведьму могли наказать.

Вымыслом является:

  1. Превращение Иванушки в козлёночка.
  2. Превращение ведьмы в Алёнушку.
  3. Зов козлёночка на берегу, разговор козлёночка с купцом.
  4. Оживление Алёнушки, обратное превращение козлёночка.

4. Расскажи сказку, используя сказочные выражения: ножи булатные, шёлкова трава, одни-одинёшеньки, жили-были.

Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 2 класса со сказочными выражениями

Жили-были старик со старухой и были у них сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Но старики умерли и дети остались одни-одинёшеньки.

Вот раз пошли дети через поле. Стояла сильная жара. Иванушка захотел пить, но Алёнушка запрещала ему пить из копытца. Но Иванушка не послушался, выпил и стал козлёночком.

Алёнушка слезами заливалась, но ничего сделать не могла. Её увидел купец и позвал замуж. Алёнушка согласилась. А козлёнок стал с ними жить, с одного блюда есть.

Однажды уехал купец, а Алёнушку обманула злая ведьма и утопила. Превратилась ведьма в Алёнушку и никто её не признал. Только козлёнок бегал на берег и просил Алёнушку выплыть.

Узнала о том ведьма и велела козлёнка зарезать. Не хотел этого купец, но не стал противиться молодой жене. Развели костры высокие, наточили ножи булатные, хотели козлёночка зарезать.

А тот отпросился у купца на берег и снова Алёнушку умоляет выплыть, про костры рассказывает.

А Алёнушка отвечает, что не пускает её трава шёлкова, да пески жёлтые.

Услышал про то слуга, рассказал купцу. Собрал купец народ, вытащили Алёнушку, в ключевой воде искупали, в платье нарядили, и ожила она. Стала ещё краше прежнего.

А козлёночек от радости три раза перекувыркнулся и стал мальчиком Иванушкой.

Ведьму же привязали к лошадиному хвосту и пустили в чисто поле.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

  • Почему в сказке репка нет родителей
  • Почему в сказке про репку имя было только у собаки
  • Почему в сказке принцесса на горошине именно 20 перин
  • Почему в сказке о царе салтане отсутствует зачин это говорит о том что действие происходит
  • Почему в сказке о рыбаке и рыбке менялось море пушкина