Почему васнецов рисовал сказки

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. 

1024px-Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_003.jpg

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет , 1873 г.

Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.

Детские годы в деревне Рябово 

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае  в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи.  Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух. 

Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.

Академия художеств в Петербурге

Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.

Vasnetsov_Moving_House.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876

Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей. 

В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

Сказочный мир Васнецова

«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»  
Виктор Васнецов о себе

1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.

Витязь Vasnetsov.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.

Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу. 

vasnecov-posle-poboyscha.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.

Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти. 

Три царевны подземного царства.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.

Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.

Аленушка

Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г. 

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы,  ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии. 

«Думаю,  не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования  бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»

В.М. Васнецов о своем творчестве

Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_004.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г. 

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. 

Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.

Viktor_Vasnetsov_-_Богатыри_-_Google_Art_Project.jpg

Виктор Михайлович Васнецов,  Богатыри,  18811898

Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин. 

Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой. 

Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.

Спящая_царевна.jpg

Виктор Михайлович Васнецов,  Спящая царевна, 1926 г.

Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».

Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои. 

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни. 

Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». 

В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru

Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.

В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.

В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.

В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.

В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru

Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».

В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru

Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.

Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru

Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru

«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: profi-news.ru

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: profi-news.ru

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: travel.rambler.ru

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: travel.rambler.ru

«Без поэзии, без мечты ничего нельзя сделать в жизни», – утверждал художник и воплощал этот принцип в своем творчестве. Его полотна символичны и содержат немало секретов. «Богатыри» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. «ПОЭМА СЕМИ СКАЗОК»

         На рубеже 19-20 веков в русском искусстве было немало художников, работавших в рамках так называемого неорусского стиля, который, в сущности, был одной из вариаций модерна. Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников. Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве еще в начале 1880-х годов, хотя до этого он был вполне типичным для представителя своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире», этакая помесь Перова с Мясоедовым.

         Впрочем, некоторый задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».

         Первой работой соответствующего жанра явилась картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанная в 1880 году на VIII Передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы литературного «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.

         Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, публика, похожн, осталась в недоумении, и внятного ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.

         Через год появилась хрестоматийная «Аленушка», затем почти сказочный «Витязь на распутье», а далее «Иван Царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов происходио из семьи священника.

         С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года, Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».

«Сказочный» цикл Васнецова состоит из следующих картин:

         • «Спящая царевна»;

         • «Царевна-лягушка»;

         • «Царевна-Несмеяна»;

         • «Ковер-самолет»;

         • «Сивка-бурка»;

         • «Баба-яга»;

         • «Кощей Бессмертный».

         Несомненно, одним из основных источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и

впечатлений и некоторых специфических соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А.Н.Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным, в 1873 году.

         Это было значительным событием русской культурной жизни того времени, которое оказало мощное воздействие на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить так сказать, богатство русского фольклора.

         Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями для конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания (ничего не напоминает?)

         В сказках, опубликованных для взрослой аудитории, действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг. Его баба-Яга или Кощей бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами.

         Первой работой цикла является «Спящая царевна». Царство юной красавицы, погруженное в волшебный сон, художник поместил в глухом темном лесу. К пестрым разномастным теремам плотно подступают темные ели и трепещущие осины, деревья, символизирующие границу загробного мира. Царевна спит не в одиночестве в хрустальном гробу, а в окружении своих придворных: шута и музыканта, служанок, а также ручного медведя. Самой симпатичной героиней холста можно считать маленькую босоногую девочку, прикорнувшую на огромной древней книге.

         Следующие полотна, «Царевна-лягушка» и «Царевна-несмеяна», довольно точно иллюстрируют прекрасно известный всем текст афанасьевских сказок. Наиболее интересна здесь Несмеяна, поскольку Васнецов совершенно неожиданно для такого жанра довольно правдоподобно изображает главную героиню как человека явно страдающего депрессией, с нечёсаными длинными волосами и трагическим (а вовсе не скучающим) выражением лица.

         Далее в рамках цикла был написан «Ковер-самолет». Это был третий вариант сюжета, который уже использовал Васнецов, самый лирический среди прочих. На картине изображена пара влюбленных, Иван-Царевич со своей суженой Еленой Прекрасной (Премудрой) (в другом варианте – Василисой Прекрасной (Премудрой)). Ковер-самолет несет их над условно-русским пейзажем. Действие происходит на фоне фантастического закатного неба. Ковер движется спокойно и плавно, направление его движения почти не обозначено. В сущности, сцена повторяет сюжет 1889 года из картины «Иван-Царевич на Сером Волке», с изменением не только транспортного средства, но и общего настроя картины. Мрачная тревожная таинственная атмосфера дремучего леса  в «Иване-Царевиче на Сером Волке» сменяется полным покоем и гармонией в «Ковре-самолете» 1919-1926 гг. Возможно, только слегка завернутый край ковра придает сцене некоторую динамику.

Основную темуэтого «Ковра» можно обозначить как «покой и воля». И это может показаться довольно странным, поскольку картина писалась в первые годы революции, но в ней совершенно невозможно найти никаких революционных аллюзий, даже намеков.

         Зато тему полета Васнецов в определенном смысле продолжает в следующей картине, «Сивке-бурке», где можно увидеть довольно целомудренную встречу двух разлученных возлюбленных (они даже не целуются!) на изрядной высоте на фоне очередного сказочного терема с кокошником, весьма напоминающем картуш с декором в виде Солнца (Ярилы-Солнца).

         Две последние картины представляют двух основных злодеев русских сказок – Кощея Бессмертного и Бабу-Ягу. Кощей проказан жестоким сластолюбцем, который явно домогается до своей несчастной пленницы-царевны и при этом не выпускает из руки жуткий меч, обагренный кровью. Мрачный интерьер кощеева дворца дополняют многочисленные сундуки, очевидно полные всевозможных ценностей, которые Кощей отнял у поверженных врагов. Ценное барахло свалено по углам парадной залы, его можно увидеть и через приоткрытые двери, ведущие в другие помещения (с уборкой он явно не заморачивался).

         Бабе-Яге посвящена отдельная картина. Жуткая полуголая старуха, наряженная в алый сарафан на голое тело, только что похитила где-то симпатичного светловолосого мальчика, загрузила его в ступу и несет теперь в свою избушку на курьих ножках, чтобы приготовить  из него обед. Ребенок в ужасе, как был бы в ужасе любой, оказавшийся на его месте. Скорость полета ступы подчёркивает даже то, что Яга где-то потеряла один из своих лаптей. Ее сопровождают птицы – сорока и сова. Действие происходит в самой глухой лесной чаще, где фантастические стволы и ветви деревьев, выступающие из болота, кажутся подобными человеческим костям. Даже месяц, помещенный у нижнего края горизонта, окрашен в тревожный розоватый цвет.

        Так что в общем, сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Стоит обратить внимание, что ни одного христианского символа художник в своих картинах не использовал, так что это действительно может быть только языческая Русь.

         Очень может быть, что Васнецов сознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, что язычество – это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.

         Васнецов особенно интенсивно писал свою «Поэму» после 1917 года, и напрашивается вывод, что языческая стихия этих полотен в определенном смысле перекликается со стихией революционной. Васнецов, идейный участник «Союза русского народа», разумеется, не принял революцию, но покидать страну не пожелал. И свое мнение о переменах, происходящих в стране, смог выразить в виде сказочных аллюзий (Баба-Яга как образ революции, пожирающей своих детей)…

  • Почему васнецов выбрал именно этот эпизод сказки иван царевич на сером волке
  • Почему главные герои рассказа уха без соли не стали мстить бывшему полицаю
  • Почему васнецов выбрал именно этот эпизод сказки иван царевич и серый волк
  • Почему главную героиню рассказа а и солженицына матренин двор родственники считали глупой женщиной
  • Почему всем не нравится мятная сказка