Почему важно приобщаться к искусству с детства сочинение аргументы из литературы

Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Искусство

Автор: ·
Опубликовано 22.07.2020
· Обновлено 22.07.2020

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас аргументы из литературы к ЕГЭ про искусство. Она поможет освежить в памяти эпизоды из произведений, которые послужат примерами для экзаменационных сочинений на тему, связанную с искусством. Это очень широкая тема, которую можно раскрыть по-разному. В зависимости от тезиса, от того, как Вы сузили тему, следует выбирать и иллюстрации из книг. Так что ниже приводим подборку разнообразных эпизодов. Каждый подзаголовок отражает популярную проблему искусства, которая часто фигурирует в экзаменационных заданиях.

Содержание:

  • 1 Роль искусства в жизни человека
  • 2 Особенности искусства
  • 3 Влияние искусства на человека
  • 4 Роль искусства на войне
  • 5 Отношение к искусству

Роль искусства в жизни человека

  1. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». «…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек», — говорит Дагни, главная героиня рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Эти слова относятся к музыке композитора Эдварда Грига, которого девочка встречает однажды в лесу. Мужчина хочет сделать подарок юной Дагни, но в тот момент у него ничего нет с собой. Тогда Э. Григ обещает, что свой подарок обладательница корзины с еловыми шишками получит через десять лет. Спустя десятилетие девушка слышит на концерте симфонической музыки композицию, «посвящённую дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен, по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет». Это и был подарок Эдварда Грига. Мелодия пробуждает в душе героини множество разнообразных эмоций и воспоминаний. Таким образом, искусство пробудило в девушке чувство прекрасного, вдохновило её на жизнь и радость, заставило испытать неизвестные до этого сильные чувства.
  2. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». «…Искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования», — пишет Б.Л. Пастернак. Главный герой романа «Доктор Живаго» — Юрий Живаго — пишет стихи. Поэт — это не его профессия. Это дело, которым он занимается для души. Стихотворения помогают ему выразить внутренние переживания, осмыслить происходящие в жизни события, запечатлеть значимые моменты. Мгновения творчества для Юрия Живаго были чем-то особенным, невероятным и замечательным. «После двух-трёх легко вылившихся строф и нескольких его самого поразивших сравнений работа завладела им, и он испытывал приближение того, что называется вдохновением», — так пишет автор о своём герое. Таким образом, искусство неразрывно связано с внутренним миром человека, творца. Оно помогает поделиться эмоциями и впечатлениями, приоткрыть завесу тайны, которой закрыта человеческая душа от внешнего мира. Только настоящая и высокоорганизованная личность способна как создавать искусство, так и воспринимать и глубоко чувствовать его.
  3. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Знаменитая фраза «Рукописи не горят» принадлежит именно М.А. Булгакову. Её можно найти на страницах романа «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич затрагивает проблему искусства, которое стремится донести до людей правду. И приведённая в начале цитата — это метафора, которая значит, что истину невозможно скрыть. Роман Мастера о Понтии Пилате не приняли его современники, потому что в нем было много лишней информации, которая никак не вписывалась в идеологию пролетарской диктатуры. Однако роль искусства в жизни человека и общества никак не ограничить, никак не умалить, поэтому правда, воспроизведенная на страницах произведения, все равно выходит наружу: многие советские люди уверовали в то, что суд над Иешуа состоялся, как и казнь, как и последующее за ней воскрешение. Примечательно, что после бесед с Мастером и пересказа его романа Иван Бездомный, советский поэт, меняется и отрекается от ложных ценностей, ложного искусства. Несмотря на цензурные запреты и давление на автора, роман остался в целости и сохранности. Его воскрешение из пепла оставляет читателю надежду на то, что великая книга найдет своего читателя, пусть и после смерти Мастера. 

Особенности искусства

  1. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». В романе  поднимается вопрос о реальной цели искусства. М.А. Булгаков рисует сатирический образ литературной ассоциации — МАССОЛИТ. Писатели там стремятся получить бесплатную путёвку, квартиру, заработать больше денег, вкусно и много поесть. И ни слова о творчестве, о том, чтобы оставить след в искусстве и обществе после себя, о том, чтобы попытаться изменить что-то в стране, в мире с помощью своих произведений, донести правду до людей, рассказать о проблемах, предложить варианты их решения. М.А. Булгаков ни разу не проиллюстрировал то, как писатели МАССОЛИТа пишут, творят, создают. При этом читатель регулярно наблюдает эпизоды, где герои едят, даже объедаются, и борются за награды и привилегии. Председателем МАССОЛИТа был Михаил Берлиоз. Не случайно он погибает в самом начале романа. Это яркое подтверждение тому, что праздный образ жизни под предлогом мнимого искусства ведёт только к гибели — умирает душа, а вслед за ней и тело. Вместе с тем настоящие творцы, настоящие писатели оказываются в психиатрической больнице, потому что они преследуют подлинные цели искусства — донести до людей проблески истины, изменить общество к лучшему, дать публике пищу для размышления и повод для рефлексии. Именно поэтому их творчество не принимают чиновники: оно заставляет людей думать и анализировать то, что происходит вокруг.
  2. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». В произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» упоминание сонаты Л. Бетховена встречается ещё в эпиграфе. Однако в самой повести эта мелодия звучит лишь в конце. Музыка становится символом настоящей самоотверженной любви, которую был способен испытать Желтков — безответно полюбивший Веру Николаевну и погибший от собственных рук. Желтков в своём письме просит героиню послушать сонату Л. Бетховена. Читателю неизвестно, как именно ушёл из жизни Желтков, мы знаем лишь то, что это было самоубийство. Герой не выдержал страданий, не выдержал отказа возлюбленной. После смерти Желткова Вера Николаевна попросила свою подругу Женни Рейтер — хорошую пианистку — сыграть что-нибудь на фортепиано. Прозвучала та самая соната немецкого композитора, о которой писал некогда Желтков. Услышав эти ноты, Вера Николаевна почувствовала, что упустила истинную любовь, но вместе с тем ощутила, что Желтков простил её. Таким образом, искусство помогло человеку почувствовать нечто неподдельное, искреннее, осознать то, что раньше было непонятно, скрыто, избавиться от заблуждений. Музыка словно стала переводчиком с языка чувств и эмоций, помогла донести их до адресата.
  3. А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». А.С. Пушкин в своём произведении «Моцарт и Сальери» проиллюстрировал разницу между настоящим искусством и ремеслом, между творцом, который стремится изменить мир и повлиять на людей, и тем, кто желает прославиться и заработать. Героями пьесы стали два музыканта, два композитора — Моцарт и Сальери. Первый — гений, талантливый творец, его сочинения имели небывалый успех. Второй — жаждет славы, завидует, постоянно стремится обогнать соперника, но у него ничего не получается. Он пишет неплохие мелодии, но не гениальные. Тогда, отчаявшись, Сальери решает убить коллегу. Он подсыпает яд Моцарту. Но смерть оппонента, конечно же, не помогла Сальери стать более успешным, более талантливым. Дело было не в Моцарте, а в отношении самого Сальери. Он изначально пытался превзойти кого-то, сравнивал своё творчество с чужим, хотел прославится. Целью его искусства было не радовать слушателей, не создавать нечто прекрасное, не вдохновлять людей. Блеск славы и богатства ослепил Сальери. Его музыка исходила не из его души и сердца, она не служила живительной силой для людей, в отличие от композиций Моцарта. 

Влияние искусства на человека

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Брат Наташи Ростовой — Николай — проиграл очень большие деньги в карты своему товарищу Фёдору Долохову. Ему было стыдно, но он не решался рассказать правду родителям, ведь для них эта сумма была огромной. Придя домой, Николай был в раздражении на всех членов семьи, потому что чувствовал себя виноватым. Но вдруг он услышал, как Наташа поёт, пока Соня играла на фортепиано. Это пробудило в нём душевные силы, желание жить и исправлять ошибки. Если раньше он всерьез задумывался о суициде, то теперь он смог признаться в совершённом отцу. Таким образом, искусство воодушевило героя, помогло ему остаться честным и верным семье. Этот эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого — ещё один яркий пример живительной силы искусства, которая толкает людей на верные и смелые поступки, помогает преодолевать страх, признать свои ошибки и исправить их.
  2. В.Г. Короленко, «Слепой музыкант». В произведении В.Г. Короленко «Слепой музыкант» искусство выступает как живительная сила для человека. Неслучайно слово «музыкант» даже вынесено автором в название повести. Главный герой — Пётр. Читатель встречает его совсем юным мальчишкой и на протяжении всей книги наблюдает его взросление — в буквальном смысле и в переносном. Пётр и есть тот самый слепой музыкант, о котором сообщает заголовок. Музыка становится для маленького пятилетнего Петруси другом, который помогает знакомиться с внешним миром. Именно тогда мальчик слышит, как играет на дудке конюх Иохим. В итоге именно музыка спасает Петра, он учится играть на фортепиано, становится профессиональным и весьма успешным музыкантом. В конце повести у него появляется любящая и любимая жена, рождается сын. Но если бы не искусство, Петрусь замкнулся бы в себе ещё в раннем детстве, продолжил испытывать страх и отчуждённость перед окружающим миром, жалеть себя самого, сокрушаться о своём бедственном положении и страшном недуге. Музыка оказалась настоящим вдохновителем и живительной силой для героя. Искусство наполнило смыслом жизнь Петра.

Роль искусства на войне

  1. А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин». Главный герой — оптимистичный солдат Василий Тёркин. Зима. Идёт война. Василий Тёркин возвращается из госпиталя обратно на фронт, вылечив раненую руку. По пути он встречает грузовик. Шофёр предложил подвезти героя. Едут. Остановились. Водитель жалуется, что «во всей колонне» нет гармони. Выясняется, что музыкальный инструмент есть. Только хозяин той гармони уже погиб на войне. Тогда Василий сыграл на гармони — и от музыки солдатам стало теплее на душе. Мелодия и песня о трёх танкистах подбодрили бойцов, подняли дух, придали сил двигаться дальше, а в ком-то пробудили воспоминания о близких людях — например, о погибшем недавно хозяине гармони. Играющего на инструменте начали окружать товарищи — всем хотелось послушать, насладиться музыкой. Таким образом, искусство способно подбадривать, наделять людей силами двигаться дальше и совершать новые подвиги.
  2. К.Г. Паустовский, «Струна». В произведении описывается героическая оборона советских солдат, которые в 1941 году приняли страшный удар и не были к нему готовы. Автор изображает одно из таких героических мест, где бои были наиболее ожесточенными. Война застала на Эзеле труппу актеров и музыкантов. Один из них, скрипач Егоров, был вынужден играть на одной струне своей скрипки, потому что остальные страны порвали осколки снарядов, а другие достать было негде. Но даже так, на одной струне, музыкант погрузил публику в восторженный трепет. Солдаты были растроганы, их души были охвачены ликованием. Искусство вселило в них уверенность в завтрашнем дне и усилило их веру в себя. Такая поддержка была незаменима в минуты опасности.

Отношение к искусству

  1. Н.В. Гоголь, «Портрет». Главный герой повести — художник Чартков. Он стремится заработать как можно больше денег, мечтает о богатстве и славе. Главным поворотом в его судьбе стала покупка магического портрета ростовщика, в котором он чудом нашел спрятанные деньги. С этого момента для него живопись — не искусство, не любимое дело, не отрада для души. Для него это лишь ремесло, способ заработать и прославиться. Алчность губит героя. Чартков выбирает безнравственный жизненный путь. И в конце умирает — как морально, духовно, так и физически. Ему противопоставлен другой художник, чьё полотно — портрет — он покупает. Автор этой картины ушёл в монастырь, отказавшись от материальных ценностей. Однако перед этим успел написать зловещий портрет ростовщика, и за это он раскаивался в течение многих лет. Таким образом, Н.В. Гоголь напоминает о том, что истинное искусство исполнено морали и нравственности, истинный художник ставит духовное развитие и пользу обществу выше, чем стремление к известности, к славе, к богатству. 
  2. А.П. Чехов «Чайка». В пьесе А.П. Чехова «Чайка» стоит обратить внимание на героиню Нину Заречную. Девушка мечтала о сцене, стремилась стать актрисой. Даже играла в провинциальном театре, где режиссёром был Константин Треплев. Он тоже жил театром — вернее, написанием пьес, сценариев. Молодые люди были влюблены друг в друга. Но жизнь сложилась так, что они расстались, — Нина полюбила другого писателя, Тригорина. Тригорин же относился к творчеству не как к чему-то прекрасному и вдохновляющему, а как к ремеслу, которое служит лишь средством заработка и славы. Вскоре Тригорин бросит Нину и вернётся к матери Треплева — Аркадиной. Та тоже актриса. Но она абсолютно не верит в сына, в его талант, в его успех. Ей не нравятся нововведения, которые использует Треплев в создании своих пьес. Таким образом, это пример того, как люди относятся к искусству и как разнится это отношение. Есть те, кто по-настоящему в него верят и «горят» любимым делом. Но эту веру губят люди, которые оказались рядом — Аркадина и Тригорин, циничные и чёрствые, они гонятся за блеском славы и богатства. Нина не стала актрисой. Треплев покончил жизнь самоубийством. Зато Аркадина и Тригорин продолжили наживаться на своих устаревших достижениях, делая одно и то же — то, что так нравится неразборчивой публике.

Автор: Мария Сербина

Метки: 11 классаргумент из литературыЕГЭ по литературеЕГЭ по русскому языкупример из литературыпроблема искусства

Читайте также:

Тезисы

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой «Альберт». В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский «Старый повар». Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил  только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь «Портрет». Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета — невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея — лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко «Слепой музыкант». Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда». Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

На чтение 18 мин Просмотров 2.7к.
Обновлено 22 января, 2021

Читателям нашего интернет-журнала мы предлагаем аргументы из жизни и литературы на тему «Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?»  Данная работа поможет не только при написании итогового сочинения, но и при работе над сочинением-рассуждением на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Одним из самых важных критериев для  сочинений является аргументация собственного мнения, поэтому использование данных примеров из художественной литературы и реальной жизни принесет дополнительные баллы.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову воспитывать
  5. Синонимы к слову культура
  6. Синонимы к слову человек
  7. Эпитеты к слову культура
  8. Эпитеты к слову человек
  9. Аргументы из литературы
  10. Аргументы из жизни
  11. Аргументы из народной мудрости
  12. Афоризмы

Проблема

Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?

Отношение автора к проблеме

Культура – это совокупность не только духовных и нравственных ценностей, но и достижений в сфере интеллектуальных и производственных отношений. Воспитание культуры человека необходимо, так как приводит к увеличению интеллектуального богатства и развитию нравственных ценностей в человеке.      

Аргументы

  1. Слово «культура» многозначно. Оно произошло от латинского «cultura», что значит возделывание, воспитание, развитие, почитание, образование.
  2. Культура проявляется в поведении людей, искусстве, религии, а также в традициях.
  3. Культура находится внутри каждого человека и выражается в нравственных ценностях и поведении личности.  
  4.  Воспитание культуры в человеке расширяет его кругозор.
  5. Культура человека – это связь с предками, их традициями.
  6. Если не воспитывать в человеке культуру, то он вернется к первобытному состоянию.
  7. Воспитание культуры ограждает людей от безнравственных поступков.

Синонимы к слову воспитывать

Поднимать, муштровать, развивать, школить, выращивать, растить, взращивать, подготавливать, прививать, пестовать.

Синонимы к слову культура

Просвещение, образованность, воспитание, образование, развитие.

Синонимы к слову человек

Смертный, муж, лицо, индивидуум, особа, индивид, лицо, персона.

Эпитеты к слову культура

Общечеловеческая, самобытная, европейская, африканская, украинская, тибетская, русская, татарская, индийская, древнерусская, дворянская, исконная, тысячелетняя, еврейская, исламская, музыкальная, сельскохозяйственная, античная, высокоразвитая, патриархальная, арийская, специфическая, древнерусская, вековая, физическая, эзотерическая, индустриальная, технологическая, отечественная, мировая, всемирная, египетская, современная, древняя, бытовая, христианская, ведическая, языческая, рыцарская, господствующая, визуальная, альтернативная, управленческая, сценическая, языковая, духовная, музыкальная, развитая, буржуазная, пролетарская, крестьянская, поведенческая, народная, клеточная.

Эпитеты к слову человек

Талантливый, галантный, творческий, понимающий, умный, глупый, голубоглазый, чужой, свой, родной, близкий, любимый, любящий, мыслящий, отчаявшийся, аккуратный, неряшливый, высокий, низкий, сварливый, скромный, робкий, правдивый, честный, лживый, скучный, веселый, грозный, строгий, тихий, светский, замкнутый, городской, сельский, деревенский, иностранный, русский, современный, отсталый, древний, культурный, бескультурный, невежественный, вежливый, странный, активный, ненавистный, грязный, грузный, незнакомый, знакомый, таинственный, загадочный, стеснительный, трусливый, бесстрашный, храбрый, мужественный, смелый, одинокий, коммуникабельный, ответственный, целеустремленный, вежливый, благородный, великодушный, никчемный, высокообразованный, гостеприимный, доброжелательный, законопослушный, добропорядочный, бережливый, угрюмый, дисциплинированный, симпатичный, заводной, задиристый, эрудированный, эмоциональный, восхитительный.

Аргументы из литературы

  1. Н.В. Гоголь «Мертвые души». Отсутствие культуры не позволяет человеку двигаться дальше. Он останавливается в своем духовном и нравственном развитии. Ярким примером, подтверждающим данную мысль, является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души». Желая «показать Русь хотя бы с одного боку», автор отправляет читателей в путешествие по одной из губерний. Вместе с Чичиковым, главным героем поэмы, мы знакомимся с помещиками, чьи образы поражают нас отсутствием всякой культуры и какой-либо новой мысли. Им не интересны ни книги, ни образование. Они далеки от того, что именуется культурой. Манилов, который старается произвести впечатление своей образованностью, на самом деле тоже далек от просвещения. Он давно уже ничего не читал, о чем говорит книга, раскрытая на одной и той же странице уже который год. Коробочка – коллежская секретарша – тоже не привлекает внимание особой культурой и манерами. Полностью зацикленная на приумножении своего богатства, она не задумывается об образовании и науках, умеет писать только жалобы и ходатайства. Буйного авантюриста Ноздрева тоже нельзя назвать культурным человеком. Главное в его жизни — гулянки, ярмарки, драки. Он не задумывается о манерах, воспитанности, образованности, не уделяет должного внимания своим детям, воспитание которых доверил гувернантке. Грубый, неотесанный, похожий на медведя Собакевич ругает город  и просвещение, считая их источником зла. Он не видит никакой пользы в образованности, воспитанности, культуре. Его больше заботит финансовая сторона жизни, поэтому он живет мыслями о том, как бы пополнить свою казну. Глядя на Плюшкина, опустившегося до того, что походил на нищего, невозможно даже представить, что когда-то он был похож на настоящего барина, имеющего дом, семью, имя, богатство, умеющего принимать гостей и вести умные беседы. Таким образом, в произведении мы не видим ни одного «живого» помещика, поэтому автор верно назвал их «мертвыми душами», отмечая, что без культуры и образованности душа человека застывает, а затем умирает.
  2. М. Горький «В людях». Максим Горький – один из немногих писателей, кто на себе испытал важность и нужность воспитания культуры. Выросший в семье деда, он много работал, помогал родным и поэтому почти не имел возможности учиться. Никто не занимался его воспитанием, не прививал ему культурные навыки, кроме бабушки, Акулины Ивановны. Она приобщала его к миру народной культуры, рассказывала о народной жизни, традициях, пела народные песни. Но для любознательного, активного мальчика этого было недостаточно. Его тянуло к знаниям, а источником этих знаний он видел книги. Оказавшись «в людях», Алеша не забывает тянуться к культуре, к литературе. Он использует любую возможность взять в руки новое произведение и окунуться в волшебный, чарующий мир. По-настоящему его пристрастил к чтению повар Смурый на теплоходе «Добрый». Узнав, что Алеша обучен грамоте, он заставляет мальчика читать вслух книги Николая Васильевича Гоголя, Генри Филдинга. Алеша был поражен мастерством этих писателей. Их захватывающие произведения расширяли для него границы мира, развивали его воображение, воспитывали в нем любовь к красивому слогу, правильной речи, прививали культурные нормы. Меняя места работы, он не меняет свое отношение к чтению, всегда ищет возможность почитать. Служа у Матрены, бабушкиной сестры, он сначала берет книги у молодой закройщицы, потом — в лавке, куда задолжал сорок семь копеек, так как платил за прочтение одной книжки одну копейку. Хозяин расплатился с лавочником и, видя огромное желание своего подмастерья читать и узнавать новое, он начинает выписывать газету, которую мальчик читает всей его семье. Благодаря книгам Алеша смог сохранить свою чистую, добрую душу, не опуститься, а остаться глубоко нравственным человеком. Еще будучи подростком Алеша понимал, что воспитанный, культурный  человек имеет больше возможностей в жизни. По мнению М. Горького, культура – это своеобразный пропуск в новый мир. Воспитывая в себе культурные черты, мы создаем для себя возможность построить лучшее будущее.
  3. М.А. Булгаков «Собачье сердце». Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — произведение, интерес к которому не остывает с момента его появления. Писатель рассказывает невероятную историю превращения собаки в человека в результате операции. Профессор Преображенский, известный в научных кругах светило, пересаживает бродячей дворняжке Шарику семенные железы и гипофиз вора, алкоголика и преступника Клима Чугункина, и в результате эксперимента появляется Полиграф Полиграфович Шариков – существо злобное, наглое, бескультурное. Это личность, не поддающаяся ни воспитанию, ни образованию. Он прыгает по квартире, душит соседских котов, рвет краны, бросает на пол окурки, пугает людей на лестнице, плюет на пол. Шариков хамоват, завистлив, не имеет ни капли уважения к окружающим, в том числе и к профессору Преображенскому, хотя сам требует к себе немалого внимания и уважения.  Все высокие понятия, такие, как дружба, благодарность, почтение, для него ничего не значат. Старания профессора по воспитанию культуры в Шарикове оказались тщетными: Полиграф Полиграфович упрямо ничему не желал учиться. Отсутствие культуры сказывалось и в неумении поддержать светскую беседу, и в манере одеваться, в постоянной лжи и грубости. Казалось, в одном человеке заключаются все отрицательные качества, которые только могут быть. Он держится ближе к власти, понимая, что получит от нее поддержку и помощь, пытается притеснить в его же квартире профессора, намереваясь привести туда невесту. «Рожденный» от бескультурного, необразованного человека, он сохраняет все качества своего «родителя». Все больше и больше узнавая Шарикова, мы убеждаемся в том, что он только по виду похож на человека: имеет, как и все люди, две руки, две ноги, голову. У него есть имя, фамилия, документы, удостоверяющие его личность,  но человеком он в большей степени не является, так как для этого нужно иметь не только паспорт, но и хоть немного культуры, воспитанности и  вежливости.  
  4. Рэй Бредбэри «451 градус по Фаренгейту». Пустых, бездушных людей, зацикленных на развлечениях и телесериалах, показывает в своем романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери. Автор рисует мир будущего, в котором нет места культуре и книгам, а есть только Луна-парк с аттракционами и бесконечные сериалы. Под их воздействием люди перестают быть людьми и превращаются в запрограммированных роботов, не способных самостоятельно мыслить, рассуждать, размышлять, чувствовать. В этом обществе безжалостно уничтожаются все книги и наказываются люди, которые осмелились читать, не утратили способность мыслить, то есть не смирились с курсом правительства и пытаются ему противостоять. Главный герой романа – Гай Монтэг. Он пожарный, но в его обязанности входит не тушение пожаров и спасение людей от них. Герой сжигает книги, так как они считаются главными врагами, дающими знания. В течение десяти лет Гай ни разу не задумался о том, правильно ли он поступает, так как обычным представителям общества не принято самостоятельно думать, нужно только исполнять законы, предписанные государством, но встреча с Клариссой, не похожей на других, изменила героя. Видя, что она не такая, как все, умеет любоваться окружающим миром, умеет чувствовать, рассуждать, герой начинает чаще думать о мире, в котором он живет, о смысле жизни и счастье. В душе Гая происходят изменения, он уже не способен жить так, как раньше. Он тянется к книгам, а однажды даже рискнул принести их к себе домой, чем навлек на себя гнев начальства и потерял доверие. Но книги не перестают возбуждать в нем тягу к размышлениям о жизни, окружающем мире, отношениях. Знакомство с профессором Фабером, одним из защитников книг, беседы с ним полностью меняют его мировоззрение. Он становится другим человеком, которого ждут непростые испытания, заставившие понять одну истину: книги – источник знаний, кладезь культуры. Без них, а значит без знаний и культуры, человек теряет свою индивидуальность, перестает быть самим собой, вот поэтому и нужно воспитывать в каждом человеке культуру.
  5. Д.И. Фонвизин «Недоросль».  Одна из главных тем комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина – воспитание и образование подрастающего поколения. Эта тема раскрывается автором на примере семьи Простаковых. Шестнадцатилетний молодой дворянин Митрофан – единственный сын Простаковых, юноша избалованный, капризный, ленивый, грубоватый. Мать любит его слепой, безумной любовью, поэтому и избаловала его, потакая всем его желаниям и капризам. Сына она считает еще ребенком, дитем малым, которого нужно жалеть, лелеять, опекать, оберегать от всего, поэтому Митрофанушка растет бессердечным, неблагодарным, жестоким человеком. Он обижает Еремеевну, свою няню, называя ее «старой хрычовкой». Ему ничего не стоит обидеть и своих учителей: Цыфиркина он обзывает «гарнизонной крысой», намекая на то, что он был отставным сержантом. У юноши нет никаких забот, обязанностей, которые могли бы развить в нем дисциплину, ум, ответственность. Все его занятия – поесть вкуснее и больше, погонять голубей на крыше. Он не желает учиться, утруждать себя, поэтому за несколько лет  научился читать только по слогам и еле-еле считает до трех. Особенно смешным он выглядит в сцене экзамена, когда не может определить, какой частью речи является слово «дверь», искренне считая, что принадлежность к определенной части речи зависит от того, приложена ли дверь на свое место или пока нет. Он не понимает, что такое география и зачем нужна история. Такое отношение к наукам и культуре идет от матери. Госпожа Простакова не видит пользу в знаниях и культуре, она груба и невежественна, а сын берет с нее пример. Такое воспитание ни к чему хорошему не приводит. Поэтому, читая комедию Д. Фонвизина, читатель делает вывод о том, что воспитание культуры необходимо человеку для того, чтобы развивать в себе нравственные качества, необходимые для того, чтобы жить в мире с другими людьми и самому развиваться, двигаться вперед.
  6. К.Г. Абрамов «Пургаз». Талантливый мордовский писатель К.Г. Абрамов известен как автор, которого интересовала история и культура народа, поэтому к теме исторического прошлого он часто обращается в своих произведениях. Один из самых известных романов писателя – «Пургаз». Это своеобразный экскурс в далекое прошлое, которое позволяет современному читателю задуматься об этнических корнях, истоках мордовского народа. Главный герой произведения – Инязор (князь) Пургаз. В самом начале произведения мы видим его семилетним ребенком, который искренне любит деда Обрана, мудрого, рассудительного, доброго. Мальчик мечтает быть таким же, как он, продолжить его дело. Глава рода выделяет внука среди всей своей семьи и пророчит ему славное будущее. Наблюдательный, целеустремленный, талантливый Пургаз юношеские годы посвятил образованию и наукам, так как понимал, что помочь своему народу, вывести его из беспросветной жизни он сможет, только имея знания. Юноша учится в булгарском Великом городе, а вернувшись на родину, обучает местных мастеров производству стекла, изготовлению железного оружия и других предметов, необходимых в быту и на войне. На булгарской земле будущий Инязор изучал иностранные языки, чтобы самому, без переводчиков, общаться с русскими и булгарами. Живя вдали от дома, он не забывает о культуре и традициях своих предков, носит одежду как булгарскую, так и свою, мордовскую, нисколько не стесняясь национального наряда. Он глубоко уважает культуру и традиции булгарского народа, изучает их и перенимает для своего народа только то, что будет полезно и нужно для него. Пургаз – человек наблюдательный и мудрый, он понимает, что нужно дружить с соседями, поддерживать связь с ними, объединяться в борьбе против половцев. Поэтому с огромным интересом изучает все то, что поможет ему наладить отношения с ними: язык, культуру, традиции, историю. Инязор, как передовой человек своего времени, понимал, что культура – это мостик между людьми, помогающий устанавливать связи, поэтому тянется к культуре, старается ее воспитать в себе и своем народе.

Аргументы из жизни

  1. Воспитание культуры играет огромную роль. Согласитесь, что с человеком, обладающим изысканными манерами, нормами поведения, широким кругозором, приятно общаться. Такой человек сразу располагает к себе, его интересно слушать, интересно беседовать с ним. Он много знает, может поддержать разговор. Общаясь с таким человеком, мы получаем интересную информацию, душевное удовлетворение, наслаждение, бесценный опыт. А к человеку, который не может связать и двух слов, интерес как к собеседнику сразу пропадает. Такие люди не только отталкивают от себя других, но и, на мой взгляд, даже заражают окружающих плохим настроением. Говоря о бескультурном человеке, сразу вспоминается байка, которая «путешествует» по социальным сетям. В маршрутке девушка попросила женщину сделать замечание дочери, которая, сидя на маминых коленях, пинала сидящую напротив девушку, пачкала ее светлые брюки своей обувью. На эту просьбу женщина ответила, что она воспитывает своего ребенка без запретов. Тогда молодой человек, вынув изо рта жвачку, приклеил ее на лоб девочки. Мать, естественно, стала возмущаться, кричать, угрожать. А парень, выходя из маршрутки, сказал, что его тоже воспитывали по ее методике. То есть ничего не запрещали. Я думаю, что однажды эта маленькая девочка вырастет и обратит все свое невежество на мать, которая воспитала ее такой. А чтобы получить спокойную старость, быть окруженной заботой и вниманием, нужно воспитывать с детства в ребенке культуру поведения и отношений.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Вещи моют водой, человека воспитывают поучением», — говорил русский народ в пословице. В ней имеется в виду то, что поучение для человека – это то же самое, что и вода для вещей. От воды вещи становятся чище, а человек от поучений – умнее и культурнее.
  2. «Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается», — утверждает русская пословица. Она сравнивает ребенка с молодым деревцем. Как молодое деревце можно легко согнуть, так и ребенка можно воспитать, привить ему культуру.
  3.  «Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно», — говорится в русской пословице. В ней народ утверждает, что даже камень можно отшлифовать без особых усилий, а человека тем более можно воспитать, просветить.
  4. «Вежливость ничего не стоит, но приносит много», — гласит русская пословица. Она утверждает, что вежливость – это проявление культуры, и хотя она ничего не стоит, но приносит человеку очень много.
  5. «Спасибо тому, кто на ноги поставил, да спасибо и тому, кто на ум наставил», — так говорили наши предки о культуре в пословице. Они утверждали, что в развитии человека одинаково важны люди, которые его поставили на ноги, то есть вырастили, и люди, которые воспитали его, наставили на ум.
  6.  «К чему ребенка приучишь, то от него и получишь», — считали наши мудрые предки. Они советовали приучать ребенка с малых лет  культуре поведения, прививать ему уважение к традициям, потому что к чему ребенка приучишь, то от него и получишь. 
  7. «Ум не имеет цены, а воспитание — предела», — делился своими наблюдениями русский народ в пословице. Он считал, что ум человеческий не имеет цены, а для воспитания нет предела. Учиться хорошим манерам, развивать в себе культурные качества можно в любом возрасте. 
  8. «Детушек воспитать — не курочек пересчитать», — утверждает русская пословица. В ней говорится о том, что воспитание детей – непростое дело, которое можно сравнить с пересчитыванием курочек в курятнике. Воспитание требует от воспитателя терпения и понимания.
  9. «И к худу и к добру приучаются смолоду», — гласит русская пословица. Она советует смолоду быть готовыми в жизни ко всему: и к добру, и к трудностям.
  10. «За худую привычку и умного дураком обзывают», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что, если умный человек имеет плохие привычки, его все равно обзывают дураком.

Афоризмы

  1. «Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем», — утверждал древнекитайский философ и мыслитель Конфуций.  Он имел в виду, что в любом человеке естество и воспитанность должны находиться в равновесии, так как если естество затмевает культуру, то получается дикарь, а если верх берет воспитанность, человек становится просто знатоком писаний.
  2. «Культурный человек… Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант», — говорил известный советский кинорежиссер, сценарист, актер и писатель  Василий Макарович  Шукшин. По его мнению, культурным человеком можно назвать того, кто обладает горьким и мучительным талантом – умеет сострадать.
  3. «Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт», — считал русский писатель, поэт, журналист и издатель Александр Васильевич Круглов. Он был убежден, что культура – это единственное, что отличает человека от других живых существ и тот опыт, который сохраняется и передается из поколения в поколение.
  4. «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых», — писал Фазиль Абдулович Искандер, абхазский и русский сценарист, поэт, прозаик и журналист. Он считал, что культурным можно назвать не человека, который прочитал рекордное количество книг, а того, кто умеет размышлять над прочитанным.
  5. «Тот, кто так озабочен просвещением других, никак не выберет времени для собственного просвещения. Истинным идеалом для человека является рост его собственной культуры», — писал английский писатель, поэт и драматург Оскар Уайльд. Он был убежден, что каждый человек должен стремиться к росту собственной культуры, а не быть озабоченным просвещением других.
  6. «Хорошее воспитание — это умение скрыть, что вы очень высокого мнения о себе и очень невысокого о своем собеседнике», — говорил американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель Марк Твен. По его мнению, культура – это хорошее воспитание, которое заключается в умении скрыть от собеседника, что вы о себе высокого мнения, а о нем, наоборот, невысокого.
  7. «Хорошие манеры требуют времени, и нет ничего более вульгарного, чем спешка, — утверждал американский писатель, поэт, эссеист, философ и общественный деятель Ралф Уолдо Эмерсон. Он утверждал, что хорошие манеры не появляются сразу, для них нужно время, поэтому нет ничего вульгарнее, чем спешка в этом деле.
  8. «Если культура — это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно», — считала французская актриса и писательница Надин де Ротшильд. По ее мнению, воспитание и культура – настоящее богатство. Человек не расстается с ними даже тогда, когда все остальное забыто или потеряно.
  9. «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», — писал русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов.  Он утверждал, что признаком воспитанного человека, который уважает человеческую личность,  являются снисходительность, мягкость, вежливость и уступчивость.
  10.  «Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в её продвижении от животного к человеку», — писал Александр Круглов, русский поэт, писатель, журналист и издатель.  Он сравнивал культуру с руслом, которое в свое время проложили предки и которое предлагают личности, чтобы оно не остановилось в своем развитии, а продвигалось от животного к человеку. 

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Искусство

Многие авторы говорят об искусстве, ведь это их призвание. Поэтому проблемы, связанные с творчеством, часто фигурируют в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Мы собрали наиболее популярные из них, подобрав литературные аргументы к каждой проблеме.

Содержание:

  • 1 Роль искусства в жизни человека
  • 2 Влияние искусства на жизнь человека
  • 3 Понимание ценности искусства
  • 4 Взаимодействие формы и содержания в искусстве
  • 5 Взаимодействие искусства и власти

Роль искусства в жизни человека

  1. Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант», с детства чуток к миру звуков, потому что для него это единственная возможность ощутить мир (он родился слепым). Для Петруся искусство – отдушина, способ самовыражения. Герой слушает игру конюха Иохима на дудочке, а вскоре сам начинает играть на фортепьяно. Ему пришлось пройти через многие испытания, чтобы добиться признания. Петрусь не просто играет, он чувствует музыку, передает в ней жизнь и народные чаяния.
  2. Яков, герой рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», относится безразлично к искусству, видя в нем лишь работу. Но он ощущает силу искусства, когда на него наваливается тоска о прожитой зря жизни. Тогда у Якова выходит настолько жалобная и прочувствованная мелодия, что он плачет. Герой умирает, а свою скрипку и музыку передает еврею Ротшильду, на которого постоянно нападал при жизни. И композиция продолжает жить.

Влияние искусства на жизнь человека

  1. Нина, героиня пьесы А.П. Чехова «Чайка», увлечена театром, мечтает стать актрисой. Но ее родители категорически против такой карьеры для дочери. Нина идет против семьи, уезжает из дома, играет много, но плохо, «с завываниями». Однако после перенесенных трагедий: разрыва с любимым, смерти ребенка – героиня решает изменить свою жизнь, едет в провинцию, чувствуя в себе способность играть совершенно по-новому. Искусство для Нины – вся жизнь, с ее радостями и трагедиями.
  2. Николай Ростов, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», проиграл в карты крупную сумму. Приехал домой он в ужасном состоянии: где найти столько денег, как сказать о проигрыше бедной семье? Но когда молодой человек услышал пение сестры Наташи, то оно захватило его и избавило от гнетущего состояния, потому что все эти карты, деньги, шулеры – все это приходит и уходит. А искусство вечно, оно остается навсегда.

Понимание ценности искусства

  1. Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», обладает удивительным музыкальным чутьем. Она не только поет сама, но и слышит подлинное искусство в музыке других. Девушка пускается в пляс под народную мелодию, потому что ее переполняет восторг от удивительного мира звука. Наташа видит в музыке целый мир, она сближается с народом в его понимании. Именно эта чуткость и делает Ростову любимой героиней автора.
  2. Василий Теркин, герой одноименной поэмы А. Твардовского, в главе «Гармонь» играет на этом инструменте. От звуков музыки будто стало теплее холодной зимой, повеяло домом, родными местами. И уже не чувствовалась боль в отмороженных пальцах, а ноги сами пускались в пляс. Музыка разогнала тягостные мысли, в этом небольшой эпизоде бойцы отдохнули от трагических военных событий, хотя бы на миг забылись, отодвинув страх и усталость. Именно поэтому Тёркину гармонь и подарили, он песней согрел сердца людей.

Взаимодействие формы и содержания в искусстве

  1. А. Михайлов в книге «Маяковский» описывает биографию великого поэта. Знаменитого футуриста постоянно порицали по различным причинам за форму его произведений, будто бы не видя подлинного масштаба их содержания. Рваные строчки, неологизмы, желтая кофта как основа эпатажных выступлений – все это не так важно, главное – смысл и поднимаемые проблемы. Владимир Маяковский был футуристом, но, в отличие от других коллег по цеху, он не замыкался в этой форме, поэтому и стал классиком.
  2. Сальери, герой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «алгеброй искусства». Однако гением он не был, в отличие от Моцарта, потому завидовал, считал, что Моцарт ведет себя неподобающе. Для последнего же главное содержание: творить можно где и когда угодно, главное – то, что получится, а каких-то правил и рамок не существует. Из-за зависти Сальери отравил своего удачливого коллегу, но так и познал тайны его совершенства.

Взаимодействие искусства и власти

  1. Мастер, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», написал гениальный роман. Однако этот роман идеологически не соответствовал государственному курсу, так как включал в себя библейские мотивы. Роман Мастера начали травить критики, а он сам оказался в каких-то темных застенках, о которых автор умалчивает. Все эти страдания привели героя в сумасшедший дом, из которого он вышел только благодаря заступничеству возлюбленной Маргариты перед Сатаной. Таким образом, в нашей стране власть неоднократно норовила подчинить искусство своей воле и навязать творцам свои интересы.
  2. А. Ахматова в поэме «Реквием» правдиво рассказывает о сталинских репрессиях: тысячи арестованных, которые ни в чем не виноваты, их матери и жены, которые стоят в тюремных очередях, ожидая хоть какой-то информации о любимых людях. По мнению Анны Андреевны, ее долг как поэта – отразить эти трагические события. Она считает, что если ей когда-то будут устанавливать памятник, то это необходимо сделать здесь, где она простояла долгие семнадцать месяцев, ожидая весточки от сына и права вручить ему «передачу». Даже после развенчания культа Сталина, когда в СССР началась «оттепель», ее правдивый крик об участи тысяч репрессированных соотечественников так и не был опубликован. Его напечатали лишь за границей, и поэтессе пришлось оправдываться, что это была не ее инициатива, ведь за такое творчество ей грозили серьезные последствия. Достаточно того, что ее в 1946 году публично оскорбил чиновник А. А. Жданов на съезде писателей, назвав ее «взбесившейся барынькой». С тех пор Ахматову прекратили печатать, даже стихи, далекие от политики, партийные деятели считали вредными. Таким образом, Анна Андреевна пережила нападки, издевательства и даже семейный драмы, расплачиваясь за свою честную позицию в искусстве.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • ЕГЭ по русскому языку
  • пример из литературы
  • проблема искусства
  • сочинение к ЕГЭ

Читайте также:

Все мы с детства привыкли считать, что искусство очень тесно связано с человеческой жизнью и это неудивительно, ведь оно чаще всего очень положительно влияет на нашу жизнь. Но мало кто из нас задумывается, как происходит эта тесная связь, а ведь она прорисована тонкой красной линией. Культура облагораживает личность людей, делает их более осознанными. Для того чтобы в этом убедиться, предоставим примеры из художественной литературы, ведь русские классики очень хорошо описывали истинную природу искусства. Также не упустим привести пример из собственной жизни.

По приезде в Москву я сразу же по Пушкинской карте отправился в Третьяковскую галерею. До этого я слышал о ней только от своих друзей и знакомых. Картины же известных художников мне доводилось увидеть в интернете или на репродукциях. Поэтому я один пошел смотреть на картины наших известных художников. Сказать, что Третьяковская галерея вдохновила меня — значит не сказать ничего, в каком-то плане она меня окрылила. Это настоящая кладезь сокровищ искусства. Когда ты смотришь на оригинал, то понимаешь, что именно в этом месте была рука мастера, который и создал данный шедевр, в котором он оставил частичку своей души. Особенно меня потрясло огромное полотно под названием “Явление Христа народу”. До этого я читал о ней, мне интересно было узнавать сюжет. Однако я не знал, что она такая гигантская по размерам. Поход в Третьяковскую галерею подарил мне вдохновение.

Теперь же приведем примеры из художественной литературы.

Н.В. Гоголь “Портрет”

Бедный молодой художник Чартков начинает писать картины на заказ. Он становится невероятно популярным, пишет полотна богатому сословию. Благодаря этому он мог позволить себе квартиру на Невском проспекте, различные безделушки и помады. Однако впоследствии он встретился со своими старыми знакомыми художниками. Они показывают ему свои полотна и его начинают обуревать негативные эмоции. Он понимает, что потерял весь свой потенциал, растратил его на мелочные картины ради какой-то выгоды. В ярости он разбивает все свои полотна, ему противна мысль о том, что он, самый перспективный студент, так дешево разменял свой талант. Также есть другой пример в данном произведении. На последние деньги Чартков приобретает очень странный и загадочный портрет. У него есть кое-какая специфическая особенность. Те, кто его приобретает, сходят с ума. Все дело в каких-то странных глазах. История у данной картины очень специфическая. Оказывается, ее отличительной особенностью является то, что она была написана по просьбе какого-то ростовщика. Он вложил все усилия в глаза, потом понял, что это глаза дьявола.

Л.Н. Толстой “Альберт”

В самом начале произведения происходит светское мероприятие. Огромное количество людей разговаривают на отвлеченные темы. Люди литрами выпивали шампанское. Делесов со своей компанией был очень недоволен данным вечером, поэтому он уже хотел отправиться домой. Однако открылась дверь и зашел очень странный горбатый мужчина. Он был очень грязный, напоминал бездомного. И тут он решается выйти на сцену и сыграть на скрипке. Его музыка начинает трогать сердца людей. Все сразу же начали воспринимать его по-другому. Теперь в их глазах он был выдающимся и талантливым, а не грязным и бездомным. Все слушатели очень внимательно наблюдали за ним. Делесов же был настолько тронут, что по его глазам начали идти слезы. Эта музыка помогла ему вспомнить свою молодость и свой первый поцелуй. После этого он решается взять музыканта на собственное иждивение. Однако впоследствии он полностью в этом разочаровывается, он видит, как хамское поведение, алкоголь тесно связаны с этим музыкантом, он чуть не разрушил его семью. Данный рассказ написан как попытка задуматься об искусстве и тех, кто непосредственно является творцом. Да, Альберт является пьяницей и дебоширом, однако автор говорит, что никто больше не слышал того, что слышал именно он, поэтому у музыканта получилось настолько красиво и великолепно играть на своем собственном инструменте.

Л.Н. Толстой “Война и мир”

В данном произведении есть огромное количество примеров того, как благотворно искусство влияет на чувства людей. Николай Ростов, любимец семьи, к огромному сожалению проигрывает огромное количество денег в карты. Он не знает, что делать, ведь эта сумма полностью разорит всю его семью. Естественно, его обуревают страхи, ведь он не знает, как сказать об этом своей семье. Его отец мягкий человек, но он все равно не хочет подводить его, стать обузой, человеком, который полностью разорит свое семейство. Впоследствии он приходит домой и слышит прекрасную музыку и пение Наташи Ростовой. В его душе появляется тепло и уют, он понимает, что голос сестры успокаивает его. Коля понимает, что в жизни почти что нет никаких забот и нет ничего важного. Искусство помогло Николаю собраться с силами и рассказать все не стесняясь своему отцу. Его папа очень сильно расстроился, ведь сын проиграл огромное состояние. Однако он смог понять его, ведь молодость бывает только один раз и по глупости он совершил данный проступок.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”

Сальери решил отбросить всю свою праздную жизнь и стать выдающимся музыкантом. Он очень много работал, старался и вот его игра стала идеальной, он вышел на определенное плато. Однако его начинает обуревать очень сильная зависть, потому что у Моцарта, которого он считает праздным гулякой, получается все и сразу. Моцарт приводит слепого старика, который играет на скрипке несколько его музыкальных эскизов. Ему это кажется забавным, однако Сальери так не кажется. После этого он начинает играть свои самые простые наброски, которые сразу же поражают всех. Когда Моцарт покидает помещение, Сальери понимает, что он призван остановить молодого гения, иначе он разрушит все искусство. Впоследствии он добавляет ему яд. Моцарт садится за фортепиано и играет одну часть своего Реквиема, что очень символично. Ему становится нехорошо и он покидает всех, надеясь проспаться. Данное произведение показывает, что люди, которые нераздельно связаны с искусством, могут заплатить большую цену, ведь искусство иногда требует жертв. Даже человеческих, что показал нам автор в своем произведении. Возможно, это была попытка показать, что нельзя настолько поверхностно и легкомысленно относиться к своему же таланту и растрачивать его.

В. А. Жуковский “Невыразимое”

В данном произведении идет монолог лирического героя, так называемая элегия. Сначала автор рассуждает о красоте этого мира, которую нельзя передать словами. Мир абсолютно свободен и автор понимает, что невозможно передать все его величие. Впоследствии главный герой переходит в своих строках к мыслям об искусстве. Даже вдохновение не может передать всю силу и все мысли о природе, которые люди описывают в своих произведениях. Но, даже если невозможно их передать словами, то сердце может все это почувствовать. И даже если можно выразить все это словами, все равно выразить чувства невозможно. В конце автор уже говорит об ощущениях тех, кто природу создал и вырастил. Понять то, что чувствует природа, можно только в тишине и лично, где-то в уголке своего сердца. Для описания силы и мощи искусства автор использует огромное количество метафор и эпитетов, также присутствуют сравнения. Данное произведение позволяет нам понять, что искусство очень тесно связано с нашей душой, однако даже оно не поможет нам понять и познать весь окружающий мир, потому что не мы его создали и не нам же его описывать. 

Б.Л. Пастернак “Доктор Живаго”

Главный герой романа Юрий Живаго переживает огромное количество страданий, которые выпали на его бренную жизнь. Поэт видит огромное количество вещей, он видит то, чего не могут увидеть другие. Он пытается созидать, создает живую действительность, в которой нам же всем и жить. Еще в ранней молодости он понял, что он соучастник живой и создатель природы искусства. Образ Юрия Живаго был задан сразу. Он может мгновенно облекать свою мысль в некое политическое слово, для него это не является чем-то тяжелым. Еще с детства он взял на себя роль проповедника, все пытались узнать от него некие проповеди и то, чего не знают другие. Он был полностью погружен в жизнь, для него не существовало понятия снобизма. Даже в каких-то мелочах и соринках он способен замечать нечто красивое. Автор считает, что поэт — человек от бога, а его ремесло богоравное дело. Процесс поэтического творчества изображается как божественный акт. Появление поэта сравнимо с Рождеством. В своих творениях поэты могут стать вечными и способны увековечить жизнь абсолютно разных людей. Роман Пастернака не заканчиваются вместе со смертью Живаго, они заканчиваются стихами. А стихи умереть не могут. Как мы с вами знаем, поэт есть образ самого автора, образ героя он списывал с себя. Искусство вечно, оно не может умереть даже вместе со смертью создателя. 

Н.С. Лесков “Левша”

Искусством в данной повести является ремесло человека. Человек при помощи желания, таланта, выдержки и труда может создать нечто такое, что будет радовать следующие поколения. Даже если это создание одного и того же произведения, все равно человек при этом получает какие-то знания и опыт. Сначала англичане хвастались перед Александром I пистолетом собственного производства. Однако донской казак смог разобрать его, на нем была надпись на русском языке, что оружие было создано в Туле. Это очень оконфузило англичан. Потом рассказывается, как три русских мастера работали над созданием английской блохи. Две недели не покладая рук они старались и старались, бились над этой блохой мизерного размера. Они очень сильно старались, потому что хотели удивить всех, доказать, что она будет ничем не хуже английской. Левша же ковал специальные гвозди для подковы, которые нельзя было заметить невооруженным глазом. К сожалению, всю его работу смогли оценить только в Англии, но он не захотел там оставаться, ведь он был настоящим патриотом и любил свою Родину. В итоге, вернувшись в Россию, он был никому не нужен. Никто не заметил, что он умер. Его слова о том, что нельзя чистить оружие кирпичом также не были восприняты, а ведь все это могло изменить ход войны. Произведение говорит о том, что русские люди очень талантливые, могут создавать выдающиеся произведения искусство. Однако их труд может быть не оценен, что очень прискорбно.

В. Г. Короленко “Слепой музыкант”

Главный герой музыкант Петруся сделал музыку смыслом своей жизни. Он не видел себя больше нигде, музыка стала дополнять его, дарила истинное вдохновение и раскрывала наружу его душу. Ведь он был слепой с рождения, поэтому он более остро воспринимал все звуки. Еще когда главный герой был ребенком, его очень привлекала мелодия дудки. Именно поэтому мальчик стал тянутся к творчеству. Можно сказать, что искусство стало единственным смыслом его жизни. Он не мог представить себя в другом виде деятельности. Мечта мальчика потихоньку приближалась к нему и впоследствии он стал известным пианистом. О его таланте уже знал почти что весь мир. О его таланте очень много говорили. Данный пример очень хорошо нам показывает, что настоящий талант может скрываться даже за самым невзрачным человеком. Искусство полностью наполняет его жизнь. Многие на его месте уже давно бы смирились со своей участью, но не он. Он смог найти в себе силы и стал известным человеком. Сила духа позволила ему справиться со всем, не слушать то, что говорят окружающие и двигаться к своей силе. Искусство спасло человека.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”

В Бергене великий композитор Эдвард Григ встречает дочку лесника. Общение с ней побудило композитора написать музыку о Дагнии. Однако он понимает, что это не может удивить маленькую девочку сейчас, поэтому обещает сделать ей великий подарок на ее день рождения. Это и произошло. Через десять лет Дагния слышит произведение, которое посвящено ей. Она сразу же вспоминает блеск и шум моря, красоту своего леса, в котором она выросла. Это произведение вызывает у нее целую бурю эмоций, она начинает плакать. Она очень благодарна композитору. Ведь он смог открыть для нее свой мир, в котором она и должна жить. Ее слезы были искренни. Это слезы человека, который познал всю красоту искусства. Таким образом, в данном произведении автор открыто дает нам понять, что искусство невозможно измерить ничем, оно способно вызвать в человеке искренние чувства и эмоции. Поэтому важно уметь своими произведениями достучаться до своих поклонников. 

А.Т. Твардовский “Василий Тёркин”

Даже в самое тяжелое военное время искусство может согреть душу человека. Главный герой произведения Василий Тёркин играет на гармошке убитого врага. Музыка делает людей более мягкими, они раскрываются и стараются быть более позитивными. Это позволяет всем забыть о трудностях и несчастьях. Впоследствии они отдают гармонь Василию, чтобы он регулярно мог веселить всех. Таким образом, в этом произведении автор пытается нам сказать, что музыка может согревать людей, которые находятся на грани отчаяния. Даже самые простые, но веселые мелодии под хорошую компанию веселят и дарят теплоту и уют на душе.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

Определение искусства

Сложно сформулировать однозначное определение. Сколько существует словарей, столько и человеку известно определений понятия искусство. Для художника это выражается в написании картин — он показывает свое искусство миру, так как в словах часто невозможно что-либо выразить. Для писателя — в работе над художественной книгой.

Важно! Также это можно назвать процессом познавания окружающего мира или желанием человека повлиять на мир лучшим образом в результате творческого процесса. Оно является даром, где человек смотрит дальше горизонта.

С другой стороны, оно приобщается к социальным процессам. Здесь человек взаимодействует как с окружающими людьми, так и с самим собой. Искусство присутствует как в повседневной жизни человека, так и в каких-то профессиональных сферах жизни. Оно объединяет многие поколения, привлекая своей подлинностью.   

Рис. 1. «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи. 1498 год

Рис. 1. «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи. 1498 год

Влияние искусства. Аргументы

Когда люди говорят об искусстве, первое, что приходит на ум, это живопись, театр, кино, рукоделие, музыка, архитектура, то есть умение делать что-то прекрасное. Человечество, как известно, не стоит на месте, стремительно растет и развивается. Следовательно — появляются новые виды искусства. Искусство влияет на жизни людей в различных проявлениях. Этому сопутствуют определенные аргументы:

  • Во-первых, выражается любовь к сказкам. Литература здесь играет важную роль. Многим в детстве читали сказки, в которых можно увидеть плохих и хороших героев. Развязка этих рассказов учит хорошей морали. Когда ребенок подрастает, у него меняется интерес к книгам. В школе или университете задают уже более сложные произведения, которые заставляют учащегося думать более глубоко, задавая себе вопросы о морали, чести, правильном жизненном пути. Чтение делает человечество более коммуникабельным. Однако в разных видах искусства ставятся разные цели.
  • Во-вторых, искусство способно подтолкнуть человека на восхитительные подвиги. Например, прослушивание слов любимой песни. Проникновенная музыка дарит чувствительным личностям вдохновение.
  • В-третьих, влияние можно увидеть в активном развитии хенд-мейда. Бог заложил в человека желание творить. Невозможно встретить человека, который бы не любил что-то делать своими руками. Например: рукодельницы вышивают, жены устраивают уютную клумбу, мужья делают тумбочки, инженеры создают, строители строят и т.д. Дети готовы сделать все вышеперечисленное и сразу. Любовь к прекрасному есть в каждой личности и ее может заглушить только сам человек.

Рис. 2. "Алжирские женщины". Пабло Пикассо. 1955 год

Рис. 2. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо. 1955 год

Единый государственный экзамен (ЕГЭ): аргументы

В литературе существуют аргументы, согласно которым можно увидеть колоссальное влияние на общество. Вот некоторые аргументы ЕГЭ:

  1. Из произведения Льва Николаевича Толстого “Война и мир” нам известна история Николая Ростова, который проиграл значительную сумму денег, играя в карты. Из-за этого он был сильно расстроен. Он должен признаться родителям, но ему очень тяжело это сделать. Однако под влиянием прекрасного пения Наташи Ростовой герой переполняется светлыми эмоциями и решается рассказать всю правду отцу.
  2. Антон Павлович Чехов “Скрипка Ротшильда”. Здесь литературный герой Яков Матвеевич представляется не совсем приветливым человеком. Люди его воспринимают как мрачного и грубого. Такой Яков Матвеевич был до того момента, пока его слуха не коснулась мелодия, случайно попавшая к нему. Услышав пленительные ноты, Яков переосмыслил свои поступки и пожалел о том, что так грубо относился к людям. В результате — он понял, что мир намного лучше, если в нем нет ненависти и злости.
  3. Владимир Короленко “Слепой музыкант”. Творчество главного героя Петруся, а именно музыка, является смыслом его жизни. Петрусь был слепым с самого рождения. Однако это не помешало ему стать музыкантом. В дальнейшем он стал очень известным пианистом. А все началось с того, что будучи ребенком он услышал мелодию дудки.
  4. Константин Георгиевич Паустовский “Старый повар”. В произведении говорится о старом поваре, который находился при смерти. Он просит свою дочь, чтобы та позвала первого встречного для исповедания грехов, так как священников повар не любил. Дочь встречает на улице молодого музыканта и передает последнюю просьбу умирающего отца. Музыкантом оказывается всем теперь уже известный Моцарт. Он заходит в дом и начинает играть на клавесине. Музыка очаровывает старика, приносит ему счастье и облегчает его страдания.

Влияние искусства на творческих личностей

Нельзя не отметить Александра Сергеевича Пушкина, который с раннего детства был окружен заботой своей няни Арины Родионовны, читавшая ему сказки, пословицы и поговорки. Это коренным образом отразилось на его творчестве. Впоследствии искусство в судьбе А. С. Пушкина сыграло значимую роль. Это повлияло на выбранные им жанры, например: ода, элегия, эпиграмма, лирические стихотворения. В поэзии Ю. В. Бондарева говорится о юном возрасте, где происходит формирование мировоззрения. Поэт убежден, что самым страшным для человека является его духовная пустота. Данным утверждением Бондарев побуждает человека думать о самом важном. В романе “Свидание с Нефертити” В. Ф. Тендряков рассуждает о том, как искусство влияет на общность. По словам автора, оно помогает воспитать душу. Человек должен учиться и стремиться делать добрые поступки безвозмездно.

Рис. 3. "Свобода, ведущая народ". Эжен Делакруа. 1830 год

Рис. 3. «Свобода, ведущая народ». Эжен Делакруа. 1830 год

Искусство и интеллект

Нейробиологи определили, что искусство положительно воздействует на работу мозга, готового в следующий момент заняться точными науками. В основном такое влияние производит выступление на сцене. Во время рассматривания картин, вне зависимости от жанра, в человеческом мозге активируется часть, находящаяся в затылочной части. Другим влиянием на людей является прослушивание музыки, когда стимулируются височные доли. Если человек владеет инструментом, при это еще сам поет, держит внимание публики, то его мозговая деятельность охватывает ряд важных процессов. При чтении есть возможность размяться сетям лобных долей. Когда человек не просто с уважением относится к творчеству, но сам им занимается, будь то пианино или сочинение стихов, работа мозга производит еще больше действий. Ученые определили, что если человек исполняет, сочиняет или просто прослушивает музыку, то в мозгу задействованы все когнитивные механизмы. Всякие виды искусства, в особенности предназначенные для работы на сцене, стимулируют познавательное внимание. Искусство и точные науки, несомненно, идут вместе. Доказательством этому являются следующие личности:

  • Леонардо да Винчи, который на протяжении своей жизни не только прекрасно рисовал, но и хорошо справлялся с математикой, механикой, анатомией.
  • Известный физик-теоретик из Америки Ричард Филлипс Фэйнман является одним из создателей квантовой электродинамики. Несмотря на любовь к точной науке, он любил играть на барабане, а также увлекался живописным искусством.
  • Микробиолог Копровский известен тем, что стал основателем вакцины против полиомиелита, занимался музыкальным искусством.
  • Становление одного из основателей физики А. Эйнштейна начиналось еще в возрасте четырех лет, когда он занимался на скрипке. Также Альберт играл на фортепиано. Музыка являлась помощницей в его теориях. Время от времени он шел для того, чтобы поиграть, а потом возвращался к науке.

Рис. 4. "Мона Лиза". Леонардо да Вінчі. 1503—1519 год

Рис. 4. «Мона Лиза». Леонардо да Винчи. 1503—1519 год

Правильный выбор искусства

Искусство является неотъемлемой частью человека. Оно помогает постигать вершины, если только назначение его является правильным. Оно открывает другой мир или показывает его цельным. Сила искусства способна изменить человека.

Важно! Несмотря на все плюсы, искусство может ранить человека, если подходить к выбору необдуманно. Например, почти все современные фильмы пропитаны насилием, войнами, стрессами, что приводит к духовной проблеме человека. Под исключение не попадают и мультфильмы, во время просмотра которых подсознание ребенка нередко видит то, что не способно увидеть сознание.

Искусство является неоднозначным предметом для обсуждения. Человек должен внимательно подходить к выбору того или иного искусства, ведь самое главное, как оно будет благоприятно влиять на наше духовное становление как личности. Предлагаем вам также просмотреть познавательное видео, в котором приведены аргументы, доводы и факты о том, как влияет искусство на подсознание.

>

  • Почему важно приобщаться к искусству с детства итоговое сочинение
  • Почему важно поступать по совести сочинение
  • Почему важно помогать тем кому трудно итоговое сочинение
  • Почему важно помогать людям сочинение рассуждение по паустовскому
  • Почему важно помнить прошлое итоговое сочинение аргументы