Почему важны оправдательные приговоры сочинение итоговое сочинение

Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения на тему: «Почему важны оправдательные приговоры». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева.

Сочинение

Нужно ли оправдывать людей за совершенный ими проступок? Достойны ли люди, однажды переступившие черту закона, на второй шанс? Подобными вопросами неоднократно задавались многие люди, которые столкнулись с подобной проблемой.

Вот тут мнения и разделились, поскольку одна часть людей уверена в том, что однажды преступивший закон не заслуживает второго шанса и оправдывать его не за что, поскольку такие люди не меняются. Другие же уверены в том, что если присутствуют хот какие-то сомнения в виновности человека, то его необходимо оправдать.

Так какое же из этих мнений является правильным? Чтобы не ошибиться с выбором и вынести оправдательный приговор, без которого порой просто невозможно обойтись, правильным будет обратиться к примерам из художественной литературы.

Хорошим примером является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор рассказывает читателю историю о том, как Петра Гринева обвинили в государственной измене, и в том, что он нарушил присягу.

Петра Гринева подозревали ещё и по той причине, что его несколько раз помиловал самозванец-Пугачев. В конечном итоге молодой человек и вовсе ушел из армии в неизвестном направлении.

На самом деле Петр отправился на помощь своей возлюбленной Марии, которая попала к Швабрину и находилась в неволе. Многие решили, что он изначально преданно служил императрице, собрал ценные сведения, а после этого сбежал. Благодаря Швабрину его тут же поймали.

В то время его ждала горькая участь, поскольку к предателям относились с особой строгостью. Но на помощь молодому человеку пришла его невеста, которая не побоялась отправиться к Екатерине II в Петербург, и просить помиловать её возлюбленного. Девушка была настроена решительно и планировала поведать о том, что она испытала в Белогорской крепости. Так же она хотела рассказать о том, на что пошел Петр Гринев. Своим рассказом девушка планировала доказать невиновность своего возлюбленного. Но все её попытки не увенчались бы успехом, поскольку вряд ли ее допустили к императрице, когда услышали бы цель её визита. Но девушке улыбнулась удача, и она встретила императрицу, даже не подозревая, кто перед ней.

Мария рассказывает женщине все то, что накопилось у неё на душе. Она настолько тронула императрицу своим рассказом, что Екатерина II прониклась и приказала помиловать Петра Гринева.

Из этого становится ясно, что благодаря оправдательному приговору, удалось сохранить жизнь и честное имя Петру Гриневу.

В качестве другого примера можно привести рассказ из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева.

Автор знакомит читателя с крестьянином, который рубил деревья в лесу у барина. Даже непогода, которая разыгралась не на шутку, не остановила лесника. Он поймал вора благодаря своему опыту и многолетней службе.

Первым желанием лесника было наказать злоумышленника по всей строгости. Но тот поведал ему свою историю жизни, которая разжалобила лесника, что тот сжалился и отпустил мужика. Лесник понял, что мужик отправился в лес не для наживы. Его вынудила на воровство жизнь. Его семья очень сильно нуждалась. Если бы лесник отправил вора на заслуженное наказание, своим поступком он лишил бы жизни и всю семью бедного мужика. Ведь тот был единственным кормильцем и добытчиком.

Из этого всего можно сделать вывод, что оправдательные приговоры необходимы в нашей жизни. Ведь не всегда и все в жизни решает закон, иногда стоит проявить милосердие и сострадание. Подобный гуманизм обязательно должен иметь место в современном обществе.

       

   

Запомни!

Пиши с одной Н:

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

От чего должны зависеть судебные приговоры?

Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)

15.04.2021 14:17:39

Автор: Наталья Бостоногова


Что важнее в вынесении приговора: очевидные улики или вера в невиновность человека? Над этим вопросом размышляем А. П. Чехов в представленном для анализа тексте.

Рассуждая о теме оправдательных приговоров, персонажи рассказа делятся своими мнениями. Так, например, Михаил Карлович, садовник, утверждает, что оправдательные приговоры всегда доставляют ему удовольствие – они показывают, что в мире ещё есть вера в человечность души. «Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?»  

Подтверждая свои мысли, он рассказывает легенду, услышанную им от покойной бабушки. Главный герой этой легенды – доктор, который старался помочь всем жителям деревни, при этом не беря никакой платы за это. Никто и не мог подумать, что однажды этот человек будет найден убитым в овраге. Ни один житель не верил, что кто-то мог быть настолько жестоким и бесчеловечным, чтобы так обойтись с «их доктором». К их удивлению, подозреваемый вскоре нашёлся. Пусть он и отрицал все обвинения, найденные улики указывали на него. Но во время вынесения приговора, не выдержал даже судья: «Нет! Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но клянусь, подсудимый не виноват!». Народ был с ним согласен, и обвиняемого «отпустили на все четыре стороны».

Оба эти примера дополняют друг друга. Они показывают, что даже несмотря на улики, вера в невиновность человека побеждает.

Авторская позиция понятна. А. П. Чехов считает, что вера в человека более весома, чем неопровержимость улик.

Я согласна с мнением автора и тоже думаю, что улики не всегда способны доказать вину человека, а вера в нравственность может его спасти.

Для подтверждения своей мысли приведу пример из литературы. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», после убийства старухи-процентщицы в первую очередь подозрения падают на маляра Миколку, так как у него обнаруживается её имущество, а именно коробочка с серьгами. Когда даже сам юноша приходит в полицию с повинной, проницательный следователь Порфирий Петрович, а также другие работники не верят ему. Миколка был знаком всем, как «дитя», невинный и восприимчивый молодой человек «с сердцем». Поэтому, несмотря на чистосердечное признание, все были уверены в его невиновности, так как знали, что на такой жестокий поступок он просто не способен.

Таким образом, вера в нравственность человека может и должна играть большую роль в вынесении судебных приговоров.

Количество слов — 376


Здравствуйте, Наталья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 2 балла

Пример 1 (позиция Михаила Карловича) в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 (легенда о докторе) указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Вряд ли Чехов был столь наивен, чтобы так считать. Садовник — комический персонаж, его высокопарные слова ничем не подтверждаются, кроме легенды, которую рассказала покойная бабушка. Чехов — один из великих мыслителей ХХ века — с иронией и даже сарказмом относится к пустым словам малообразованного садовника, который радуется, что преступник, убивший доктора, оказался на свободе (а значит, скорее всего, убьет еще кого-нибудь). Жаль, что этой иронии вы не почувствовали, читая текст. Подробный разбор текста сделан преподавателем нашего сайта Наталией Климентовной Ягинцевой, можете посмотреть в бесплатном доступе.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Пример хороший, но балл теряется из-за обнуления по К3. Обратите внимание: Порфирий Петрович оправдал Миколку не потому, что верил в невинность его души, а потому, что понял: признание ложное. Порфирий Петрович был проницательным и опытным следователем, и вера в человека тут ни при чем.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки:

Таким образом, вера в нравственность человека может и должна играть большую роль в вынесении судебных приговоров.

Наталья, вы сами-то в это верите? Зачем тогда система правосудия существует? Может быть, отпустить всех преступников на волю — пусть и дальше делают что хотят? Это же абсурд. Балл не снижаю, т.к. допускаю, что это ваше нравственное убеждение. Однако советую подумать над этим.

K6 — Точность и выразительность речи + 2 балла.

Ошибки: нет

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», после убийства старухи-процентщицы в первую очередь подозрения падают на маляра Миколку, так как у него обнаруживается её имущество, а именно коробочка с серьгами.

Лишняя запятая.

Они показывают, что ЗПТ даже несмотря на улики, вера в невиновность человека побеждает.

Оборот с «несмотря на» обособляется.

Но во время вынесения приговора, не выдержал даже судья

Лишняя запятая

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Рассуждая о теме оправдательных приговоров

Правильно: рассуждая об оправдательных приговорах, рассуждая на эту тему…

«Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?»  

Повисшая цитата без авторских слов — грамматическое нарушение.

Над этим вопросом размышляем А. П. Чехов в представленном для анализа тексте.

опечатка.

K10 — Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Рассуждая о теме оправдательных приговоров, персонажи рассказа делятся своими мнениями.

В тексте представлено мнение только одного персонажа. Балл сохраняю с натяжкой.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста. Удачи!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 0

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 0

K2 — Указание на связь между примерами: 0

K2 — Анализ связи между примерами: 0

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 0

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 2

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 1

K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

K10 — Соблюдение речевых норм: 2

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 16

Возврат к списку

Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Список произведений «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель»,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстой
  • «Дубровский» А.С.Пушкин
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А. Островский «Гроза»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И. Тургенев «Муму»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»,»Моцарт и Сальери»

Короткие произведения

  • Л. Андреева «Предстояла кража»
  • О. Генри «Родственные души»
  • А.П. Чехова «Злоумышленник»

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Из комментариев ФИПИ

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.



Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

Обратите внимание на структуру сочинения!

1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.

2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.

3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)

4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..

Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.

Список всех аргументов из литературы «Преступление и Наказание — вечная тема»

«Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью. Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.

Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней, снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления. Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное. Это – раскаяние, на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Есть ли оправдание преступлению?

Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.

Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.

Каждый преступник – плохой человек?

Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.

Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?

Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.

Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду. Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого. Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?

«Идти по головам» на примере Раскольникова

«Цель оправдывает средства», «идти по головам» – в языке много конструкций, которые означают достижение результата любыми способами. Можно сказать, что герой Достоевского идет к своей цели, не видя препятствий, но это – то, что лежит на поверхности. На самом деле Раскольников прекрасно видит, на что он идет и что совершает, но вступает в сделку с самим собой, доказывая, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта теория заглушает голос совести, опьяняя его в минуты слабости и страшной нужды.

Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.

Теория о сверхчеловеке

Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.

Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.

Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.
Какова цена человеческой жизни?

Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.

Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.

Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.

«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»

Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.

Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.

Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.

Нравственность и преступление

Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…

Свидригайлов, литературный «двойник» Раскольникова не мучается от угрызений совести, найдя оправдание всему злу, что нанес другим. Мармеладов переступает через жизнь родных. Его жена переступает через Бога. А его дочь Соня переступает через себя. Все они, как и Родион, простые люди, оправдывающие слабости и пеняющие на судьбу.

Но все-таки, сквозь каждую строку романа сквозит мысль, что остаться человеком можно в любой ситуации, даже самой трудной, но для этого нужна твердость характера, которой нет у «обыкновенных» людей.

Муки совести

Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это. Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими. Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.

Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.

Вывод

Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/argumentyi-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

  • Почему важны оправдательные приговоры итоговое сочинение аргументы
  • Почему володя рассказывал свои сказки шепотом ответ
  • Почему героям из рассказа а приставкина фотографии важно было пересматривать фотографии
  • Почему важно читать книги в 21 веке сочинение
  • Почему волки воют на луну сказка