Почему за преступлением следует наказание сочинение старуха изергиль

(383 слова) Преступление всегда выходит за рамки частного конфликта интересов. Любое правонарушение вредит обществу: повышает уровень тревожности и напряжения, подает плохой пример, задевает чувства других граждан. Поэтому человек, создавший общественную проблему, неминуемо подвергается наказанию, ведь только так он поймет ошибочность своих действий и получит максимально эффективный урок хороших манер. Об этом писали многие авторы.

Например, А.П. Чехов в рассказе «Злоумышленник» приводит историю Дениса Григорьева — крестьянина, который воровал гайки с железной дороги. Герой совсем глуп и не понимает, что расшатанные крепления спровоцируют аварию, в которой погибнут сотни людей. Он аргументирует свои действия тем, что все так делают. Для него это неоспоримый довод. Как бы чиновник ни пытался донести до обвиняемого суть его деяния, Денис не осознает последствий. Но ведь незнание закона не освобождает от ответственности — таков непреложный принцип судопроизводства. Крестьянина сажают в тюрьму. Это жестоко, но необходимо, чтобы его пример был назиданием другим. Пока воров жалеют и отпускают, они не получают никакого урока и продолжают красть, разрушая государственную собственность. Но как только слухи об уголовном деле разнесутся по округе, желающих рисковать поубавится. Люди, наконец, поймут, что так поступать нельзя. Преступление должно быть наказано, иначе на железной дороге будут новые жертвы невежества крестьян и неуместной мягкотелости судебной системы.

Наказание не всегда бывает формальным, порой оно не судебное, а общественное. Но и такая санкция лучше, чем ничего, ведь она отрезвляет преступника и дает ему понять, что блага, приобретенные путем правонарушения, не стоят всеобщего презрения и статуса изгоя. Например, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра убил девушку и предстал перед народным судом. В общине не было тюрем и зала заседания, там отсутствовали четкие законы, однако старейшины все равно вынесли свой вердикт: герой был изгнан из племени. Эта страшная кара сначала лишь рассмешила Ларру. Гордый и высокомерный юноша думал, что не нуждается в обществе людей. Однако годы отшельничества переубедили его. Преступник желал смерти, ведь жизнь ему опостылела. Но Бог дал ему бессмертие, чтобы муки его усилились. И Ларра стал живым воплощением назидания для тех, кто его видел. Наказание было суровым, но необходимым: теперь никто не думал, что может презреть право на жизнь, принадлежащее другому человеку.

Таким образом, преступление всегда касается всех людей, всего общества, а потому влечет за собой наказание — естественную оборонительную реакцию социума на угрозу. Человек не вправе нарушать закон, за это он получает поражение в правах, что является справедливым исходом, ведь он пожинает то, что посеял сам.

Примеры итоговых сочинений на тему "Почему за преступлением следует наказание?"

­­Почему за преступлением следует наказание?

Преступление — это нарушение принятого в данном обществе закона, уголовного или морально-нравственного, когда человек ПЕРЕступает через установленные нормы. При этом есть люди, которых от совершения правонарушения сдерживает страх предполагаемого за него наказания, а есть те, которые никогда не совершат преступления в силу наличия у них «внутреннего голоса Бога в душе» — совести. В любом случае за преступлением неизбежно следует наказание, потому что по сути это единственный способ сохранить целостность общества, его единство и нравственное здоровье.

Посмотрим, как данная проблема раскрывается в художественной литературе. Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль» — легенда о Ларре. Преступлением сына орла и женщины стало нарушение принятых в обществе законов. Нельзя свои личные интересы и желания ставить выше общественных в ущерб последним — а Ларра хочет получать желаемое, ничего не отдавая взамен, будь то любовь девушки, пища, кров. Наказание, серьёзность которого Ларра осознал далеко не сразу, заключается в отторжении его обществом. Тем самым люди не стремились показать Ларре ошибочность его жизненных установок, скорректировать его мировоззрение, а охраняли законы своего племени как основу общественного существования.

А вот другая ситуация. В повести В. Быкова «Сотников» партизан Рыбак совершает преступление: чтобы сохранить свою жизнь, он предает своих же, переходит на сторону немцев, участвует в казни товарища по партизанскому отряду Сотникова. Формально он избегает наказания, но, оставшись в живых, вдруг начинает осознавать глубину своего нравственного падения. В душе ещё не умолк голос совести, поэтому Рыбак пытается наказать себя сам — повеситься в деревенском туалете. Но это ему не удаётся, и жить ему с ощущением преступности дальше… В этом и есть неизбежность наказания за преступление.

Так есть ли преступление без наказания? Как видим, нет. Наказание может быть отсроченным по времени, данным человеку обществом или им самим. В любом случае без наказания за совершённое преступление человеческое общество существовать не может.


Любое преступление должно быть раскрыто и преступник наказан

Как часто мы слышим, что преступление должно быть наказано. Безусловно, это так! Но даже суд при вынесении приговора учитывает не только доказательства, но и моральные качества подсудимого, обстоятельства, предшествовавшие случившемуся. Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» актуален и сейчас, и я хочу рассказать — почему…

С первых страниц этого произведения мы видим аналог социального кризиса, который с новой силой разгорелся в России в наше время. Нищета, болезни, плохие жилищные условия, деградация общества — все это отражает нестабильную ситуацию в стране.

Как следствие — прогрессирует преступность.

Достоевский в своем произведении повествует о жизни и терзаниях «маленького» человека — Родиона Раскольникова. Безысходность приводит к изменению моральных ценностей и Родион решает проверить, кто он есть?! Презирая людей другого социального уровня, он берет на себя роль Бога — вершителя человеческих судеб. Вот только теория главного героя романа «о праве сильного» оказалась не только ошибочной, но и губительной для него самого. «Я не старуху убил, я себя убил», — признается он Сонечке Мармеладовой, и оказывается прав! Вправе ли мы судить его? Думаю, что нет! Кто и как из нас поступил бы на его месте — неизвестно.

Описывая жизненный путь Раскольникова, автор ненавязчиво знакомит нас с другими персонажами романа. Так сестра Роскольникова — Дуня, готова ради получения братом достойного образования пожертвовать своим счастьем и молодостью, выйдя замуж за обеспеченного дельца. Желание выбраться из нищеты любой ценой, стремление помочь близким, побуждение покарать недостойных… Цели у всех разные, но насколько благородными они бы не были, далеко не всегда они оправдывают средства и могут привести к страшным последствиям.

Помните, если есть преступление, значит последует и наказание!


За преступлением обязательно последует наказание

Преступление и наказание — вечная тема в человеческом обществе. В связи с ней возникают сотни вопросов: что движет человеком, совершившим преступление? Какова соразмерность наказания и преступления? Возможно ли преступление без наказания? И возможно ли наказание без преступления?

Конечно, причины, толкающие на совершение преступления разные. Это личный эгоизм,алчность,зависть ,ревность,месть и другие. И преступление может оказаться без наказания в нашем продажном, лживом мире, когда преступник просто откупается от него. Но я попытаюсь ответить на вопрос: возможно ли наказание без преступления? И это возможно в этом мире, когда правоохранительные органы не дорабатывают в расследовании, и часто списывают на человека не совершенное им преступление, используя подтасовки и нечестные методы работы. Но все же,даже за преступлением, которое физически не совершено, а является только намерением, вынашиваемым планом, обязательно должно следовать наказание. И оно является справедливым.

Эту мою мысль хорошо доказывает фантастическая новелла Р. Брэдбери » Наказание без преступления»

Здесь герой рассказа Хилл, съедаемый ревностью, жаждет убить любимую жену за её измену. Но он не может реально выполнить своё желание,а обращается в специальную фирму, помогающую таким людям: они изготавливают кукол — копии жертв, над которыми мечтают поиздеваться потенциальные преступники- избить их , даже убить, избегая при этом реального наказания. И Хилл заказывает куклу- копию жены. Он восхищается ею, вспоминая счастливые годы с ней, умоляет вернуть любовь жены, но, когда она насмехается над ним и хвалится своим новым мужчиной, отвергнутый муж утверждается в своём намерении убить её.  Он стреляет в куклу, и она умирает,истекая кровью.  Сам Хилл, уже не чувствует гнева, ревности.  Он чувствует очищение от своего желания. Он свободен теперь от жажды смерти своей неверной жены, ведь он не сделал реально этого убийства!

Но по выходу из здания этой » замечательной» фирмы  его тут же арестовывают  за убийство жены,и суд назначает ему смертную казнь. Хилл пытается возразить- ведь он не убивал жену! Перед казнью его приходит навестить живая жена, но он не верит этому, и опять в нем  кипит это желание ей смерти. То есть герой не раскаивается в своих намерениях, совесть его не мучает, а значит наказание за вынашивание плана справедливо!

Здесь писатель показывает, что реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Поэтому и наказание тут справедливо. И хотя в произведении использованы приёмы гротеска и фантастики,   я согласен с автором в целом. Ведь даже по религиозным законам нельзя в мыслях желать зла ближнему, проклинать за что- то, ревновать,  мстить. За этим обязательно последует наказание, и человек даже не сразу поймет- за что это с ним Вселенная так несправедлива!


В чём различие между ошибкой и преступлением?

Каждый из нас время от времени ошибается. Сложно представить жизнь без ошибок, ведь невозможно знать практически все. Опыт приходит с годами, вместе с ним за плечами оказывается немало очевидных промахов.

Последствия совершенных поступков могут дать знать о себе через многие годы. И хотя человек пытается предугадать исход определенного события, он не в силах прогнозировать встречающиеся на пути случайности. В итоге кажущееся тщательно продуманным и взвешенным действие может обернуться существенным просчетом.

Со временем мы учимся заранее учитывать возможные случайности. Ошибки учат человека – как собственные, так и чужие, но того, кто упорно топчется по граблям сложно назвать мудрым и рассудительным. В этом случае человек либо не способен критически мыслить и анализировать ситуацию, либо упрям и просто не желает поступаться взглядами, даже понимая ошибочность суждений. Умный оценивает ситуацию с разных точек зрения, поэтому ему проще принять иную точку зрения и признать неправоту. А вот ограниченного невозможно переубедить, он срастается с личным видением настолько, что отбрасывает даже железные факты и аргументы.

Бытовые ошибки влияют на судьбы окружающих, а профессиональные способны обернуться трагедией. Если врач поставит неверный диагноз и будет настаивать на определенном методе лечения, его настойчивость может привести к летальному исходу. Ошибка полицейского может обернуться тюрьмой для невиновного, а просчет водителя – серьезным ДТП.

У каждого из нас есть право на ошибки, но их нельзя повторять. Любое поражение требует тщательного анализа и взвешенного решения. Не стоит отстаивать собственную правоту везде и во всем – по меньшей мере, это глупо. Умение признавать ошибки присуще лишь сильным личностям, не боящимся здоровой критики.

Некоторые люди даже при осознании неправоты продолжают настаивать на своем. Им просто не хватает храбрости, они не готовы чувствовать вину и меняться. Упрямство – неплохое качество, но не всегда уместное. Греческий философ Аристотель еще в древности заметил, что «каждому человеку свойственно ошибаться, но никому кроме глупца, не свойственно отстаивать ошибочное мнение».

Как был наказан герой Ларра рассказа М.Горького?

Тематическое направление: Гордость и смирение

13.10.2019 22:04:26

Автор: валентина


Легенда о Ларре раскрывается в первой главе рассказа Горького «Старуха Изергиль». Через героя Ларры автор раскрывает тему гордости и смирения. Гордость – это проявление чувства собственного достоинства, нередко обретающая негативное значение, становясь гордыней, душевным пороком. Человек с гордыней не сможет обрести признание в обществе, вместе с тем душевное спокойствие и счастье. По Максиму Горькому он обрекает себя на отчаяние.
Ларра – сын женщины и орла. Он отличался гордостью, презрением к людям, считает себя первым на земле. Своё имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени. Он совершает преступление: убивает красивую девушку за то, что она оттолкнула его. В этом сюжете раскрывается индивидуальность Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен, отвергает и то, что за всё человеку приходится жертвовать своим умом и силой, а иногда – жизнью. Желание «сохранить себя целым», уверенность в своих суждениях и отрицание мысли и оценки племени становятся главными чертами его гордыни. Не смерившись с поведением и натурой Ларры, племя изгоняет героя из их общества.
Ларра во всём проявляет свою гордость, со смехом принимая своё наказание. Он становится подобным своему отцу. Но наказание для Ларры — его свобода. Гордость обрекает героя на полное одиночество. Жизнь без других людей оказывается невыносимой. Герой жаждет смерти, но не может умереть. Его каменная плоть символизирует эгоистичную душу, которая так и не сможет найти своё место среди людей. Главный герой не способен познать дружбу, любовь, жертву во благо. Гордыня Ларры и есть его истинное наказание, с которым герой обречён существовать вечно в образе тени, мелькающей в степях.
Максиму Горькому удалось передать индивидуальное своеобразие Ларры, изображение чувств главного героя. Благодаря легенде о Ларре понимаешь, что «каменное сердце», высокомерие и эгоистичность – это черты антиидеала, которые осуждает автор. Горький обращает наше внимание на то, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Количество слов — 295


В тексте немало стилистических ошибок, мешающих понять смысл; местами встречаются орфографические и логические.

Легенда о Ларре раскрывается (рассказывается!) в первой главе рассказа Горького «Старуха Изергиль». Через героя образе? рисуя образ?) Ларры автор раскрывает тему гордости и смирения (ничего такого автор не раскрывает; это задача пишущего сочинения «раскрыть» что-нибудь по теме путем анализа произведения). Гордость – это проявление чувства собственного достоинства, нередко обретающая (обретающЕЕ) негативное значение (окраску?), становясь гордыней, душевным пороком. Человек с гордыней не сможет обрести признание в обществе, вместе с тем (а также?) душевное спокойствие и счастье. По Максиму Горькому он обрекает себя на отчаяние.

Вообще, тут лишними являются попытки дать определение гордости и гордыни — по крайне мере, в таком виде. Тема же не об этом. А если и об этом, то следовало четко сказать: Ларра был наказан за гордыню тем, что обрек себя на одиночество и отчаяние. Этого не сделано.

Желание «сохранить себя целым», уверенность в своих суждениях и отрицание мысли и оценки племени становятся главными чертами его гордыни (правильно либо чертами характера«, либо «проявлениями гордыни»). Не смИрившись с поведением и натурой Ларры, племя изгоняет героя из их общества (во-первых, это безграмотно, во-вторых достаточно просто: племя изгоняет).

Автор не определился с основной мыслью — что же все-таки есть наказание для Ларры?

Но наказание для Ларры — его свобода. Гордость обрекает героя на полное одиночество….Гордыня Ларры и есть его истинное наказание, с которым герой обречён существовать вечно в образе тени, мелькающей в степях.

Так что есть наказание для героя? Отчаяние как во вступлении или свобода и гордыня, как тут? За что он наказан — за гордыню или гордость? За все сразу? Автор запутался.
Заключение (и, подозреваю, не только оно) откуда-то явно списано, поскольку имеет только формальное отношение к теме:

Максиму Горькому удалось передать индивидуальное своеобразие Ларры, изображение чувств главного героя. Благодаря легенде о Ларре понимаешь, что «каменное сердце», высокомерие и эгоистичность – это черты антиидеала, которые осуждает автор. Горький обращает наше внимание на то, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Понимает ли автор, что такое «передать …изображение чувств»? Это значит, Горький передал чье-то изображение чувств, а не сам их изобразил.

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 0; К5: 1;

Итоговый балл — 3 Зачёт

На чтение 3 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено 27 декабря, 2021

Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения на тему: «Почему за преступлением следует наказание?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: А.П. Чехова, М. Горького.

Сочинение

Любое преступление всегда влечет за собой негативные последствия, которые отражаются не только на злоумышленнике и жертве, а, зачастую, вредят и всему обществу. Люди начинают жить напряженной жизнью, постоянно находятся в тревоге. Любое преступление всегда негативно сказывается на душевном состоянии общественности. Именно поэтому человека, преступившего закон и решившегося на преступление, обязательно наказывают, тем самым давая ему возможность осознать всю тяжесть содеянного, а так же на живом примере показать другим, что любое зло наказуемо. Подобные темы поднимались многими авторами в литературных произведениях.

Хорошим примером является рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник». Автор рассказывает читателю о Денисе Громове, который совершил на первый взгляд не такое уж и тяжкое преступление. Он промышлял тем, что крал гайки с железной дороги. В силу своей глупости он не понимал, что своими действиями он провоцировал аварию, из-за которой погибнет огромное количество людей.

Главным его аргументом было то, что подобными действиями занимаются все, поэтому в этом нет ничего плохого. Как бы не пытались объяснить Денису всю катастрофичность его действий, он был твердо уверен, что не совершил ничего плохого.  

Но как бы Денис не был уверен в своей правоте, это не освобождало его от ответственности. Его посадили в тюрьму, что было необходимо. Данный пример должен был научить остальных, что их действия являются неправомерными и наказуемыми.

Если преступника не наказывать за его злодеяния, преступность начнет расти в геометрической прогрессии. Люди не будут выносить никакой урок из своих поступков, и поэтому вновь и вновь будут совершать преступления. А вот если они узнают о том, что кого-то сурово наказали за подобные действия, они задумаются, прежде чем совершить преступление. Стоит ли оно того. Чтобы на несколько лет лишиться свободы.

К сожалению, очень часто люди понимаю только силу кнута. За любым преступлением обязательно должно следовать наказание, потому что это единственный выход для того, чтобы преступности в нашем мире стало как можно меньше.

Но не всегда наказание заключается в тюремном заключении. Бывает и так, что наказание выносит общественность. Но и такое наказание имеет благоприятный исход, поскольку преступник начинает осознавать тяжесть своего поступка.

Хорошим примером является рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Ларра убивает девушку, которая отказала ему в близости. Он так же не осознает, что поступил не правильно. Он считает свой поступок нормой. Его не заключают в тюрьму, но он предстает перед народным судом. Старейшины решают изгнать Лару из племени.

С самого начала Ларра лишь рассмеялся от подобного наказания. Из-за своей гордости и высокомерия он был уверен в том, что общество ему совершенно не нужно. Но спустя продолжительную жизнь отшельника, он начал осознавать всю суровость наказания. Больше всего он хотел умереть, потому что так жить он был больше не в силах. Но к наказанию он получил от Бога бессмертие. Ларра стал примером наказания для тех, кто его видел.

Подобная мера наказания была очень сурова, но благодаря ей, другим стало отчетливо видно, что никто не имеет права отнимать жизнь у другого человека.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что для любого преступления наказание является необходимостью. Благодаря суровым, но справедливым наказаниям, люди учатся не нарушать закон.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.

Человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

О влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир.

О «плюсах» и «минусах» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества

«Преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

О произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

О понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни.

Многих жителей ночлежки характеризует бездействие, которое в свою очередь тесно связано с жизненным путем человека.
М. Горький показывает, что жители ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались. Они ничего не делают для того, чтобы вырваться со «дна» жизни. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью, но есть и те, которые раньше жили весьма неплохой жизнью, однако даже они не хотят ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Ни один из людей «дна» не встает на путь изменений, хотя у некоторых из них и были мысли и мечты об этом. Актер мечтает о том, как он окажется в лечебнице для зависимых от алкоголя, но толком ничего не делает для того, чтобы действительно изменить свою жизнь к лучшему. Он думает о дороге, но не начинает свой путь и вовсе лишает себя возможности изменить жизнь, совершая самоубийство. Васька Пепел, отец которого основную часть своей жизни провел в тюрьмах, был уверен, что его ждет тот же путь. Даже Клещ, который стремился выбраться из ночлежки, продает свои инструменты и мирится со своим нищенским положением, поняв, что окружающие его люди, к которым до этого он относился с презрением, являются такими же людьми, как и он. Жизненные пути героев горьковской пьесы по-настоящему трагичны, однако во многом они сами виноваты в этом, поскольку они не предприняли реальных попыток по изменению жизни к лучшему, считая, что все эти попытки будут тщетными.

Особое внимание автор уделяет людям «дна» жизни, среди которых есть и тюремщики, и воры, и убийцы. Сатин, Барон, Васька Пепел – три ночлежника, которые отбывали наказание в тюрьме. Барон оказывается там в результате траты казенного имущества. С рождения «окрещенный» вором Васька Пепел уже дважды побывал в тюрьме, а в финале произведения отправляется в тюрьму за убийство Костылева. Сатин почти пять лет сидел в тюрьме за то, что, заступившись за родную сестру, «убил подлеца в запальчивости и раздражении».
Однако еще большими преступлениями М. Горький считает деятельность так называемых «хозяев жизни» – Костылева и его жены Василисы, которые управляют ночлежкой, где живут люди «дна» жизни. Васька Пепел дважды оказывается в тюрьме по той причине, что его выдавал полиции Костылев. Васька Пепел – лишь исполнитель преступления, заказанного Костылевым. Василиса на протяжении всей жизни избивает свою сестру Наташу, что также является преступлением. Однако Костылев и его жена чувствуют свою безнаказанность, поскольку дядя Василисы закрывает глаза на избиения Василисой Наташи, с его же молчаливого согласия идут воровские дела Васьки Пепла по заказу Костылевых. Автор показывает, что Василиса обладает еще большей жестокостью, чем ее муж. Она пытается уговорить Ваську Пепла избавиться от Костылева, предлагая ему взамен дать уйти вместе с Наташей. Несмотря на отказ Васьки Пепла, Василиса делает все возможное для того, чтобы исполнить желаемое: Пепел убивает Костылева, за что его и отправляют в тюрьму.
М. Горький показывает, что за свои преступления получают наказания не только ночлежники Барон, Сатин и Васька Пепел, но и «хозяева жизни». Василиса оказывается в тюрьме как соучастница Васьки Пепла, а Костылев получает наказание в виде смерти.

Так ночлежники посмеиваются над тем, что Настя читает книги о любви. Чтение для героини – способ хоть на какое -то время оказаться в мире, в котором царствуют светлые, добрые, искренние чувства. Но как грубо говорят ей о том, что не было у неё настоящей любви, а Бубнов открыто иронизирует над её увлечением книгами о «роковой любви».

Герои пьесы А.М. Горького оказались в одинаковом положении – на социальном «дне» общества. У каждого до того, как они попали в ночлежку Костылёвых, была своя жизнь, разными путями они опустились на эту ступеньку социальный лестницы. Но на данный момент все они – ночлежники, которых не уважают, могут унизить по любому поводу, не считают за людей.Казалось бы, тяжёлая судьба, трудности должны были как-то сблизить, сплотить этих людей, ведь они все испытывают примерно похожие чувства, понимают свою ненужность в обществе. Однако происходит обратное: герои озлобляются, становятся жестокими друг к другу. Равнодушие к судьбе другого, стремление сделать ему ещё больнее, унизить, оскорбить, высмеять – всё это стало обыденным для многих из них.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу? Данко вырос в кругу любящих людей, он предан им и своей цели- сделать всех счастливыми. Но вот, племя героя оказалось в затруднительном положении: другой народ выгнал их в жуткий лес, который свои смрадом потихоньку убивал их. Данко пытался вывести своё племя из тёмных зарослей, но люди, под натиском страха, решили убить его. Герой, теряя последнюю надежду, вырывает своё сердце из груди, тем самым воодушевляя народ следовать за ним. В конце, выведя оставшихся людей он, с чувством выполненного долга, умирает. Эта история доказывает, что выбор дороги в жизни героя целиком зависит от его характера. Таким образом на примере Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» читатель может сделать вывод, как характер человека отражается на его дальнейшем пути и как не надо слепо следовать за зов своих чувств.

Тема преступления и наказания наблюдается в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Автор показывает, что Ларра находится вне социума, так как с рождения его окружал только один человек – его мать. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень. В финале легенды говорится о том, что Ларра был наказан за свою гордость, которая и явилась его главным преступлением.
Ларра предпринимает многочисленные попытки встретить смерть, однако все они оказываются тщетными, поскольку он не имеет возможности умереть. М. Горький показывает, что сама Вселенная поддерживает то наказание, которое дали Ларре представители племени. Именно она не дает Ларре умереть от старости, именно с ее помощью наказание приобретает вечный характер. Это заставляет задуматься над тем, что главным наказанием для человека является не те меры, которые были приняты по отношению к нему другими людьми, а те душевные страдания, которые испытывает преступник до самого конца своих дней.

Кто счастлив на Руси?
Размышляя о счастливых людях, нельзя не вспомнить героя произведения Максима Горького «Старуха Изергиль» Данко. Он жил с людьми. Ради них, исполнив свой долг, умер счастливым. Народ Данко оказался в лесу, в темноте, среди болот, которые своими испарениями убивали людей. Видя это, юноша, испытывающий искреннюю любовь к людям, решил взять на себя ответственность и вывести свой народ из леса. Люди пошли за ним, но путь оказался трудным. Племя начало жаловаться и обвинять Данко. Но он не разозлился на них, а пожалел измученных. Его сердце загорелось желанием помочь им. Данко вырвал свое горящее сердце из груди и осветил путь людям. Когда все спаслись, вышли из леса, он понял, что не зря повел их. Умер он счастливый, так как благородная цель была достигнута, народ был спасён. Таким образом, чтобы стать счастливым, нужно найти своё место в жизни. На примере Данко мы видим, что он нашел смысл жизни в помощи народу, чувствовал себя нужным людям.

Преступление всегда выходит за рамки частного конфликта интересов. Любое правонарушение вредит обществу: повышает уровень тревожности и напряжения, подает плохой пример, задевает чувства других граждан. Поэтому человек, создавший общественную проблему, неминуемо подвергается наказанию, ведь только так он поймет ошибочность своих действий и получит максимально эффективный урок хороших манер. Об этом писали многие авторы.

Например, А.П. Чехов в рассказе «Злоумышленник» приводит историю Дениса Григорьева — крестьянина, который воровал гайки с железной дороги. Герой совсем глуп и не понимает, что расшатанные крепления спровоцируют аварию, в которой погибнут сотни людей. Он аргументирует свои действия тем, что все так делают. Для него это неоспоримый довод. Как бы чиновник ни пытался донести до обвиняемого суть его деяния, Денис не осознает последствий. Но ведь незнание закона не освобождает от ответственности — таков непреложный принцип судопроизводства. Крестьянина сажают в тюрьму. Это жестоко, но необходимо, чтобы его пример был назиданием другим. Пока воров жалеют и отпускают, они не получают никакого урока и продолжают красть, разрушая государственную собственность. Но как только слухи об уголовном деле разнесутся по округе, желающих рисковать поубавится. Люди, наконец, поймут, что так поступать нельзя. Преступление должно быть наказано, иначе на железной дороге будут новые жертвы невежества крестьян и неуместной мягкотелости судебной системы.

Наказание не всегда бывает формальным, порой оно не судебное, а общественное. Но и такая санкция лучше, чем ничего, ведь она отрезвляет преступника и дает ему понять, что блага, приобретенные путем правонарушения, не стоят всеобщего презрения и статуса изгоя. Например, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра убил девушку и предстал перед народным судом. В общине не было тюрем и зала заседания, там отсутствовали четкие законы, однако старейшины все равно вынесли свой вердикт: герой был изгнан из племени. Эта страшная кара сначала лишь рассмешила Ларру. Гордый и высокомерный юноша думал, что не нуждается в обществе людей. Однако годы отшельничества переубедили его. Преступник желал смерти, ведь жизнь ему опостылела. Но Бог дал ему бессмертие, чтобы муки его усилились. И Ларра стал живым воплощением назидания для тех, кто его видел. Наказание было суровым, но необходимым: теперь никто не думал, что может презреть право на жизнь, принадлежащее другому человеку.

Таким образом, преступление всегда касается всех людей, всего общества, а потому влечет за собой наказание — естественную оборонительную реакцию социума на угрозу. Человек не вправе нарушать закон, за это он получает поражение в правах, что является справедливым исходом, ведь он пожинает то, что посеял сам.

Предыдущая

СочиненияИтоговое сочинение: Может ли прогресс навредить человеку?

Следующая

Сочинения307. Что такое преступление против самого себя?

Тема «преступления и наказания» в обществе вечна. Думаю, её даже можно назвать одной из тех, кто никогда не утратит свою актуальность, вроде «конфликта отцов и детей». Сколько бы врёмен и веков не прошло, сколько бы воды не утекло, в мире всё ещё царит преступность и беззаконие. Ни смертная казнь, ни тюрьма, ни каторга не способны остановить некоторых людей от греха.

Причины на совершение преступления бывают разные: одержимость, интерес, обида, месть, отчаяние… Их сотни, на самом деле; тяжело вот так вот вспомнить все возможные варианты.

Причиной, по которой Родион Раскольников, герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, убил старуху-ростовщицу, являлась нищета и обострённое чувство несправедливости этой жизни. Погрязнув в вечной пытке бедности, он возомнил себя Богом, который вправе вершить судьбы других людей. Путём размышлений, он пришёл к теории о том, что есть люди «право имеющие» и «твари дрожащие», в которой первые представляли собой судей, а вторые — жалких бесполезных людишек, без которых мир станет лучше. Однако теория оказалась не просто ошибочной, а в корне неверной, в чём признаётся и сам Раскольников. «Я не старуху убил, я себя убил», — раскаивается он перед Соней. Совершенный им же грех изводил его до самого самораскрытия в полиции, практически довёл до безумия и помешательства! А ведь изначально у него была «благая цель», которой он желал восстановить справедливость во всём мире. Убийство не сделало его жизнь легче, а, наоборот, стало тяжкой ношей на плечах.

В романе зарубежного писателя Оскара Уайльда «Потрет Дориана Грея» за убийством тоже следует неминуемое наказание. Уйма грехов, совершенных главным героем Дорианом, в которые входят смерть юной Сибиллы Вейн, и жестокое убийство своего некогда близкого друга Бэзила Холлурода, в конечном счёте, воздаются ему заслуженным возмездием. Причиной ужасных поступков Дориана стало помешательство на собственной красоте и помутнение разума из-за искажения портрета — отражения его совести и души. Он не раскаивается перед народом и Богом, как это делает Раскольников, а потому и наказание ему предписано куда хуже и страшнее, чем Родиону — верная смерть.

В нашем мире существуют не только юридические законы, но и закон бумеранга. Неважно, узнает кто-то о твоём грехе или нет, тебе всё равно всё воздастся по заслугам. Почему? Да просто иначе никак. За свои проступки нужно всегда отвечать, а потому за преступлением и следует наказание.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • По рассказу Старуха Изергиль

Сочинение по рассказу Старуха Изергиль Горького

Гениальное произведение под названием «Старуха Изергиль» написано русским и советским писателем Максимрм Горьким. Не мало смысла заложено в нем.

Но какова же основная идея и мысль произведения? В течении повествования Максим Горький уместил в две истории, из которых состоит произведение. Первая – это история о Ларре, вторая – о Данко. Каждая из них участвует в раскрытии авторской мысли.

Старуха лежит на горячем песочке и греет свои уставшие от жизни косточки. Тут она начинает рассказывать автору истории из своей молодости, тот в свою очередь, доносит их к читателю.

Повествование о Ларре начинается с того, что был гордый орел и он прилетел в деревню. Выбрал самую красивую девушку и сделал ее своей женой. Скоро она родила сына и через время вернулась в деревню уже со взрослым парнем. Это был гордый юнец, с красивым телом и глазами. У него отсутствовало уважение ко старшим людям, да и вообще он брал все, что хотел, даже если это было неправильно. Однажды он убил девушку, оттолкнувшую его. Такой поступок достоин жестокого наказания, и он получил его. Ларра за гордость был обречен на бессмертное одиночество. Чему учит эта история? Не быть гордецом, уважать старших, иначе можно обречься на страшную кару.

История о Данко иная. В ней отрицательные персонажи – глупые и неблагодарные люди. Люди жили на землях, но пришло другое племя, сильнейшее за них. Оно прогнало их. Те ушли в лес с ядовитыми газами и умирали постепенно. Многие начали подумывать, что лучше им вернуться и подчиниться. Тут из толпы возник прекрасный отважный юноша, Данко. Он вызывался вести люд на новые земли. Они шли через густые леса и умирали многие. Вскоре они начали винить юношу, что все это происходит из-за него. Они хотели сгруппироваться и лишить Данко жизни. Тут юноша поглядел на них, и ему стало настолько жалко этих несчастных существ, что внутри его что-то воспламенило. Это было сердце. Данко вырвал свое пламенное сердце из-за желания помочь этим неразумным существам. Умер. Но мир был освещен этим прекрасным пламенем. Вот о чем история о Данко.

Великий писатель Максим Горький дает ярчайшее словесное описание двух видов людей, их поступков и последствий. Необходимо после прочтения произведения делать определенные выводы. Особенно после прочтения книг великого творца слова Максима Горького.

2 вариант

Максим Горький большую часть жизни провел странствуя. Во время одного из таких поездок по южной Бессарабии ему пришла мысль написать рассказ «Старуха Изергиль».

Главными героями в рассказе у М. Горького выступают: Ларра, Данко и сама старуха Изергиль. В этом рассказе три повести: предание о Ларре, рассказ Изергиль о себе и придание, о Данко. В романе М.Горького «Старуха Изергиль» чувствуется тонкая нотка романтики. Сюжет этих легенд не связан друг с другом, но есть общая идея о ценности человеческой жизни.

Старуха Изергиль – цыганка, которая рассказывает истории о Данко и Ларре путнику.

Первый рассказ о Ларре — сыне орла и обычной женщины. Он  своенравный, грубый, эгоистичный. Он считает себя лучше всех, презирая людские законы. Когда дочь старейшины отказала ему в любви он убивает её. За такой поступок его наказывают изгнанием и бессмертием. Но его это не пугает, он свободолюбив. В конце он иссыхает и превращается в тень. 

Второй рассказ автобиографичен. Старуха Изергиль повествует путнику о своей молодости. В этом рассказе можно прочувствовать близость с первым рассказом. В молодости Изергиль была красива, беспечна и много путешествовала. Но за её красотой скрывалась легкомысленность. Она пользовалась чувствами людей. Множество мужчин были отвергнуты ею. Её ничто не могло остановить, когда она любила, а когда бросала, то бросала окончательно и бесповоротно. А когда Изергиль влюбилась, то была отвергнута. Она рисковала жизнью ради своего любимого, но он предложил ей свою любовь в качестве благодарности, ей этого было мало. Ей не нужна была любовь за благодарность.      

Вся её жизнь, которая была легкомысленной и пустой,  прошла так же быстро, как и молодость, но Изергиль уверенна, что провела жизнь не зря. Слушая этот рассказ задумываешься о том, что она провела эту жизнь как Ларра не найдя истинной любви.

Третий рассказ о Данко, он отважен и самоотвержен. Ценой своей жизни он спас племя. Вырвав сердце, он осветил дорогу людям. Но его подвига не оценили, и затоптали огоньки горящего сердца. Данко, в отличие от Ларра и Изергиль постиг смысл бытия. Он был действительно счастлив.

Произведение написано в жанре рассказ в рассказе. Читая произведение, понимаешь, что молодость не вечна и человека помнят по поступкам. И каждый выбирает как прожить свою жизнь.

Сочинение 3

Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из трех разных историй – из двух легенд и одного рассказа.

В легенде о Ларри автор знакомит нас с нетипичным персонажем, с юношей, отцом которого является орел. Через его образ автор осуждает такие пороки как нарциссизм и эгоизм. Ларра считал себя настолько особенным, что не задумываясь лишил девушку жизни, только за то, что ее отказ оскорбил его, за то, что она отказалась выполнить его каприз.

Соплеменники были настолько возмущены случившимся, что решили немедленно наказать самовлюбленного юношу. Наказанием его стали одиночество и свобода. Выслушав свой приговор и не увидев в нем наказания он лишь рассмеялся. Позже он понял какая это ужасная кара тысячи лет жить в одиночестве и напрасно искать смерти. Тем самым Горький наводит читателей на мысль, что когда ты одинок свобода ничего не стоит, жизнь превращается в каторгу.

Персонаж следующей легенды антипод Ларры. Он готов пожертвовать собой ради других. Данко жил в лесной глуши среди племени. Он был красив собой и смел. Однажды он пообещал соплеменникам, что выведет их из топких болот и темных лесов к свету. Путь был долог, люди начали сомневаться, что смогут выбраться и начали ругать Данко за столь безответственное решение. И тогда, чтобы осветить путь Данко вырвал свое пылающее, как солнце, сердце. Несмотря на то, что он ценой своей жизни вывел соплеменников из болот они так и не смогли по достоинству оценить его поступок. Один из них «по неосторожности» даже наступил на тлеющие угольки его самоотверженного сердца, чтобы совсем ничего не напоминало о подвиге Данко.  О нем очень быстро забыли, ведь если бы люди продолжали помнить о Данко им пришлось бы помнить и о собственном малодушии.

В перерыве между легендами автор повествует историю старухи Изергиль, которая всю свою жизнь провела в плену страстей. Многие мужчины любили ее, а многие из – за нее даже погибли. Но непонятно любила ли сама Изергиль хоть кого – то из них по – настоящему. Подобно Ларра она считала, что ей все должны потакать и использовала людей исключительно в своих интересах.  Она не думала не о ком, кроме себя, ее не заботили чувства других. Но однажды настал ее черед платить за свои поступки. Она полюбила, но чувство это не было взаимно. Она оказалась на месте тех, кого использовала. Она поняла, что в жизни всегда должно быть место подвигу и что она может быть полноценной только если человек живет не ради удовлетворения собственных потребностей, а во имя близких людей.

Вариант 4

Максим Горький – русский и советский классик, чьи произведения до сих пор изучаются, читаются и цитируются. В чем причина? Она довольно очевидна. Волнующие сюжеты, интересные образы, индивидуальный стиль написания. Помимо этого, автор затрагивал некоторые эпические элементы в своих произведениях, в частности, в  рассказе «Старуха Изергиль».

Структурное подразделение состоит из двух частей: о Ларре, и о Данко.  Поучительных истории зачинает пожилая женщина.

Часть о Ларре начинается со следующих событий.  В деревушку прилетает огромный орел с весьма тривиальной целью. Похитить одну из местных девиц и сделать ее своей женой. Плодом их связи стал молодой красавец, с которым «птичья жена» вернулась в свою обитель. Он выглядел как Аполлон, но вместе с красотой в нем умещалось много гордости.  Как-то он умертвил девушку, отвергшую его. Наказание было суровым: Ларра был отлучен от цивилизации и обречен на вечное уединенное скитание.

Следующая часть посвящена некому Данко. В мире Данко люди невежественны и неблагодарны. Враждебное племя погнало его с занятых территорий. И тут является герой. Данко. Он предлагает двигаться на неизведанные земли, чтобы и дальше племя могло существовать. Путь был нелегок. Многие умирали в дороге. Рос ропот, направленный против юноши. Возникла идея убить молодого поводыря и вернуться на старые занятые территории. Данко был по-настоящему взбешен пассивностью окружающего общества и решил пойти на кардинальные меры; вырвать себе сердце и осветить дорогу идущим свои пламенным светом.

Часть о Ларре учит тому, что никогда нельзя отворачиваться от общества, нужно служить ему верой и правдой, отвергнув личные мотивы, продиктованные гордостью и эгоистичностью. В противном случае, индивид обречен на вечное одиночество.

Вторая часть о жертвенности. Она диктует то, что для общего блага нужно уметь пожертвовать собой. Личное не так важно, как общественное. Только общими жертвенными усилиями можно достигнуть больших результатов. Здесь стоит вспомнить и о героях войны, и героях труда, которые жертвовали личное время, здоровье, а порой жизнь ради общей победы.

Сочинение по произведению Старуха Изергиль

Не мало звезд блестит на небе русской литературы, и одна из них – это известный гениальный писатель по имени Максим Горький (Алеша Пешков). За свою достаточно долгую жизнь автор много событий исторических пережил и написал большое количество произведений, что почитаются и пользуются непритворным уважением даже у современных критиков.

Одним из знаменитых творений Горького, которое изучается в средних классах школы, является произведение под названием «Старуха Изергиль». Сочинение-рассуждение по этому творению представлено в данном тексте.

Что же это за произведение? Почему оно так называется? Какие мысли желал донести Максим Горький к своим верным читателям?

Повествование начинается с того, что автор лежит на берегу моря, отдыха от тяжелой работы. В этот момент он знакомится с женщиной по имени Изергиль. Она весьма стара, потому-то он имеет право назвать ее старухой. Благодаря своему возрасту, старуха имеет большой жизненный опыт и знает очень много интересных и поучительных историй.

Она делится с автором двумя из них, каждая из которых может быть достаточно полезна и интересна его читателям. Каждая из них несет глубокий смыл и чему-то учит или подталкивает на размышления.

Герой одно из историй – это сын птицы и человеческой женщины, который вырос существом самодовольным, напыщенным, не привыкшим к отказам. Из-за этого он пострадал. Он убивает девушку, что не ответила юноше взаимной любовью. Местные старейшины решают не убивать и не закидывать камнями преступника на обречь его на бессмертное одиночество. Мне кажется, что это действительно более жесткое наказание, чем лишение жизни. И герой это понимает. Поучительность данной истории заключается в том, что за горделивость, самодовольство и неуважение к старшим можно быть справедливо наказанным. Также поднимаются проблемы здоровой гордости, чести и горделивости.

Вторая история повествует о юноше с горящем сердцем, что вырвал его из себя, дабы осветить путь другим людям. Жаль, что те в силу своей глупости не смогли того оценить и понять. Юношу звали Данко. Эта история учит тому, что иногда приходится жертвовать собой, своей жизнью на благо всего общества.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Старуха Изергиль

По рассказу Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

  • Герои книги Властелин колец (Персонажи)

    Книга Дж.Р.Р.Толкина Властелин колец, которая стала любимой для нескольких поколений читателей, имеется большое количество персонажей как главных, и второстепенных. К

  • Сочинение Может ли человек изменить мир?

    Может ли человек изменить мир? Я думаю, что этот вопрос волновал людей во все века. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Попробуем разобраться в этой теме на примерах.

  • Сочинение Анализ рассказа Дом с мезонином Чехова

    В произведении описана жизнь русской интеллигенции конца позапрошлого века. Разговоры героев, как и большинства представителей этой социальной прослойки, в то время вращаются вокруг нужд народа

  • План рассказа Моя родина Пришвина

    Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.

  • Сочинение по Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс

    Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

  • Почему мальчики решились на побег из рассказа мальчики чехова
  • Почему за преступлением следует наказание сочинение декабрьское
  • Почему мальчик золотой хохолок и девочка золотая коса это сказка запиши ее сказочные приметы
  • Почему мальчик герой рассказа распутина в уроки французского оказался в райцентре
  • Почему мальчик весной не выходил в сад в сказке о жабе и розе