ИК
Имран Кхан
Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины» , а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый» . Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы» , а Олеся — «ведьмака» , необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв… » Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса» .
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения —все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
SK
Sergey Kim
В своей ранней повести «Олеся» (1898) А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.
Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.
По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира – она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 69 человек из 39 регионов
- Сейчас обучается 95 человек из 32 регионов
- Сейчас обучается 135 человек из 44 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема любви в повести А.И. Куприна «Олеся»
-
2 слайд
История создания повести В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».
-
3 слайд
Черты романтизма в повести 1.Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни. 2.Общая пессимистическая направленность. 3.В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. В повести это Олеся. 4. «Двоемирие» (разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу). Реальный мир – это перебродские жители, Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой. 5. «Местный колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией).
-
4 слайд
Любовь в повести Тема любви — основная тема в повести «Олеся». Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Но писатель видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. А.И.Куприн мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси.
-
5 слайд
Образ Олеси Олеся: выросла в единении с природой и близка к ней; «оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть…”; главный герой рассказа убеждается в том, насколько девушка чиста, возвышенна, добра. Она обладает удивительным даром, но она никогда бы не употребила его во зло; у любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.
-
6 слайд
Какой цвет сопровождает образ Олеси? «Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега» (первая встреча). Красный кашемировый платок. Красные бусы – единственная вещь, оставшаяся на память об Олесе (последний эпизод).
-
7 слайд
Образ Ивана Тимофеевича Добрый, но слабый. «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». «Своему слову не господин». «Не властен над собой». Подавил в себе предчувствие беды.
-
8 слайд
«Наивная, очаровательная сказка любви» «Наивная, очаровательная сказка любви» заканчивается разлукой. И виной тому не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич, не сумевший бороться за свою любовь. А иногда и не хотевший бороться. Ему легче быть слабым, безвольным. Легче страдать, чем быть счастливым. Ведь в борьбе за счастье надо приложить усилия, волю, труд. А он просто безвольный, самовлюбленный…
-
9 слайд
Огонёк чистого естественного чувства… Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Каждая бусинка как огонек чистого естественного чувства.
-
-
-
12 слайд
Своеобразие цикла В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей.
Краткое описание документа:
Презентация предназначена для урока литературы в 11 классе при изучении творчества А.И.Куприна по теме «Тема любви в повести «Олеся» А.И.Куприна» .В начале презентации представлены материалы об истории создания повести, о романтической направленности произведения.Дана сравнительная характеристика главных героев — Олеси и Ивана Тимофеевича.Текстовый материал сопровождается фотографиями и иллюстрациями к повести, а также кадрами из кинофильма «Олеся» по одноимённой повести Куприна.В конце презентации даётся вывод по теме урока.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 663 материала в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 07.06.2014
- 764
- 0
- 07.06.2014
- 1588
- 6
- 06.06.2014
- 3721
- 1
- 06.06.2014
- 2603
- 3
- 06.06.2014
- 8619
- 9
- 06.06.2014
- 1994
- 2
- 06.06.2014
- 2032
- 2
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна («Олеся») Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна «Олеся»
Главный герой повести — Иван Тимофеевич, житель Петербурга, по воле судьбы оказался в небольшой украинской деревеньке в Полесье. Здесь он встречает необыкновенно красивую и благородную девушку Олесю, которая живет в маленькой избушке со своей бабушкой Мануйлихой. Все окрестные жители считают их ведьмами. Олеся и Иван Тимофеевич полюбили друг друга. Однако их счастье было недолгим: главный герой по долгу службы вынужден был уехать в Петербург, а Олеся со старой Мануйлихой должны были покинуть те места, так как жители деревни считали их причиной всех своих несчастий. Почему разрушилось счастье героев? Было ли будущее у их любви? Мы видим, что в повести, как и в жизни, существует конфликт между порывами сердца и доводами разума, между эмоциями и рассудком, между духовным и материальным. Герои принадлежат к разным мирам. Но разве Иван Тимофеевич и Олеся не любят друг друга, не хотят быть вместе, не согласны пожертвовать своими принципами ради другого? Да, они любят друг друга, но они живут в разных измерениях, в разных мирах, между которыми нет соприкосновения. Показательна фраза Иван Тимофеевича: «… службой пренебрегать нельзя…» Кто-то из двоих должен был оставить свой круг. Заметим, что Иван Тимофеевич представлял Олесю в своем мире, а она — нет. Олеся готова была уступить, но не представляла себя в городе — она не умела даже читать» и писать. Олеся — дитя природы, она и интересна герою своей природностью, неразгаданностью. Она понимает это сама и говорит Ивану Тимофеевичу, что как только перестанет быть тайной — он разлюбит ее. Каждый мир крепко держит того, кто ему принадлежит. Держит невидимыми нитями. Эти нити — круг друзей, дела, знакомые предметы, привычные понятия. Я думаю: как бы поступил я на месте Ивана Тимофеевича? Скажу честно: не знаю. Трудно смириться с мыслью, что надо расстаться с любимым человеком навсегда. Трудно понять, что счастье — это одно мгновение, и оно не может длиться долго. Было ли будущее у любви Олеси и Ивана Тимофеевича? Думаю, нет. И вспоминаются строки из тургеневской «Аси»: «У счастья нет завтрашнего дня». Будущего у любви героев не было. А любовь была.
Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.
Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни. Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи. Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.
Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья. Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке. Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.
Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась. Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна. Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.
Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов. Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих. Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.
Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина. Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать. Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.
Характеристика персонажей
Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.
Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья. Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой. Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.
Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.
Знакомы ли вы с – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?
Обратите внимание на известное произведение , изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.
Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.
Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.
В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.
Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.
Особенности характера
Жизнь в лесу закалила характер Олеси. Девушка отличается смелостью и может за себя постоять. Об этом свидетельствует цитата из повести:
Чего мне бояться? Ничего я не боюсь.
Героиня самолюбивая и уверенная в себе. Цитатная характеристика Олеси позволяет составить описание основных черт её характера:
- независимость;
- смелость;
- гордость;
- решительность;
- самоуверенность;
- любознательность;
- чуткость.
Не только внешность Олеси приковывает к себе внимание. Окружающих очаровывает её ясный, по-детски наивный ум. Несмотря на отсутствие образования и должного воспитания, героиня отличается тактичностью и деликатностью. Она не умеет читать, но говорит не хуже настоящей барышни. Девушка отличается любознательностью и обладает ярким воображением. Об этом говорит цитата из произведения:
Ты не подозреваешь даже, сколько в тебе врождённого ума и наблюдательности.
Символы в повести
Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.
Красный цвет как символ
Красный цвет – символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает её ещё смелее и прекраснее. Однако есть у красного цвета и другие значения: кровь, самопожертвование. Любовь заставляет девушку бросить вызов окружающим и пойти в церковь, куда она раньше зайти не решалась, опасаясь «расплаты». Дерзкий поступок привёл к несчастью (крови).
Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
«Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна».
А.И. Куприн
Гуманист и правдоискатель, чудесный мастер художественного слова, Александр Иванович Куприн был настоящим певцом возвышенной любви, подарившим читателям такие повести, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
Протест против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических проявлений» инстинктов подвигнул писателя на создание удивительных по красоте произведений. Куприн то отправляется в глубину веков («Суламифь»), то забирается в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), то заглядывает в каморку отшельника, последнего романтика в жестком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»).
Кто же его герои? Вот мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом издевательств и насмешек членов местного клана князей Шейных и Булат-Тугановских, не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, герой повести погибает. На память приходят строки поэта Надсона:
Научись беззаветно и свято любить,
Увенчай молодые порывы, —
И тепло тебе станет трудиться и жить
В этом мире борьбы и наживы.
Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».
Читая этот рассказ, я не раз задавалась вопросом: могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» — чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Хочется верить, чтобы такая любовь была, даже несмотря на ее трагический конец.
Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни тем более основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Мудрые слова! Как же они необходимы сегодняшнему читателю, любому, будь то молодой человек, или замужняя дама, или пожилой джентльмен.
Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего сословия», проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви. Автор показал, как буржуазный молох врывается в «святая святых» человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и естественность. Повесть «Гранатовый браслет» — демонстрация того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен.
Великий русский писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести — «Олеся».
События, изложенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых и бежит герой повести Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы», полесской девушкой Олесей. «Первобытное и яркое воображение, гибкий, подвижный ум» Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича. Но невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся и главные герои. Так, во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу:
«Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная». «Наивная, очаровательная сказка любви» заканчивается разлукой. И виной тому не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич, не сумевший бороться за свою любовь. А иногда, мне кажется, и не хотевший бороться. Ему легче быть слабым, безвольным. Легче страдать, чем быть счастливым. Ведь в борьбе за счастье надо приложить усилия, волю, труд. А он просто безвольный, самовлюбленный…
Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Каждая бусинка как огонек чистого естественного чувства. И мне показалось, что есть что-то общее между Олесиными «кораллами» и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым княгине Вере.
Высокое чувство любви воспето Куприным и в повести «Суламифь», созданной по мотивам библейской книги «Песнь Песней». В ней рассказывается о взаимной любви Суламифи и царя Соломона. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным. Любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но смерть не побеждает любовь.
Восхищение красотой мира, противопоставленной «мерзостям жизни», благодарность сердца за радость существования и счастье любви пронизывает лучшие страницы прозы Куприна. Образы «Гранатового браслета», «Олеси», «Суламифи» по-прежнему волнуют человеческое сердце.
А. М. Горький, который раннее критиковал Куприна за отход от реальной
действительности, был в восторге от этой повести. В одном из писем он называл
повесть «превосходной вещью», отмечал, что «начинается хорошая литература».
Повесть «Олеся» была написана почти сразу после знаменитого «Молоха», в
котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками.
События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине
Полесья, куда, казалось бы, не должны б.ыли проникнуть злоба и обман, от
которых бежит герой повести — Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент.
Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с полесской девушкой Олесей.
Не все безоблачно здесь, вдали от цивилизованного мира. Невежество,
стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке.
Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее
колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. На полярных
позициях, несмотря на взаимную любовь, находятся также Олеся и Иван Тимофеевич.
Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным
дыханием. Так, он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир
«дочери
природы» и его собственной. Он понимает невозможность их совместного
счастья. Понимает это, а вернее, догадывается об этом и Олеся. «Наивная,
очаровательная сказка» любви заканчивается разлукой. И виной тому, как уже
говорилось, не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич.
Великое чувство любви воспето Куприным еще в одной повести — «Суламифь»
(1908), созданной по мотивам библейской книги «Песнь песней». Суламифь —
воплощение чистой и жертвенной любви; она противопоставлена злой и завистливой
царице Асис, отвергнутой царем Соломоном. Царь-мудрец покорен чистотой любви
простой девушки.
Но горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь
заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но даже смерть не
может победить ее любовь. Пораженная мечом Элиава, которого подослала коварная
Асис, Суламифь благодарит своего возлюбленного за все: за любовь,- за красоту,
за мудрость, за счастье.
«Трудный талант – любить»
(концепция любви в повести А.И.Куприна «Олеся»)
Луканина Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №8
имени Н.Н.Рукавишникова г.Томск
От суматохи и шума городской жизни, от надвигающейся махины капитализма, пожирающей человека, Куприн нередко искал исцеления на просторах вольной, еще не тронутой цивилизацией, природы. Образ природы органичен для художественного мира писателя и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений, в которых природа занимает важное место. Таков живописный цикл о жизни Полесья.
Весна 1897 года, проведённая в Волынской губернии, в лесах и болотах этого края, беседы с рыболовами и охотниками, а затем зима и весна 1898 года в Рязанской губернии по-своему вдохновили писателя. В этих местах Куприн чуть ли не впервые открыл для себя проблески истинной поэтичности в простых людях Полесья. «Там я впитал в себя самые мощные, самые благородные, самые широкие, самые плодотворные впечатления. Да там же я и учился русскому языку и пейзажу», – писал Куприн.
Первой данью благодарности стал незавершённый «Полесский цикл»: «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей», «Оборотень», поздний рассказ «Болото». Считается, что «Лесная глушь» и «Олеся» наряду с военными рассказами и повестями писателя принадлежат к лучшим его произведениям 90-х годов XIX века. В них сильно, ненароком и ненавязчиво начала звучать мысль о взаимоотношении интеллигенции и народа, о поведении и судьбе миллионов, тех миллионов замученных Хлебниковых, о которых во весь голос скажет автор в «Поединке». В дневниках о повести «Олеся» Куприн будет писать: «Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В «Олесе» и «Поединке» больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Автор таким образом строит повествование, что мир чувств, самого сокровенного и личного, сочетается с красотой природы, с бытовыми картинами деревенского захолустья; романтика настоящей любви с жестокими нравами крестьян. Куприн впервые, по мнению современных критиков, « так полно и многоцветно захватывает жизнь, что она начинает поворачиваться разными гранями». Не случайно суровый деревенский быт дан глазами стороннего интеллигента Ивана Тимофеевича, потому что для Куприна важно найти идеал человека вне цивилизации, поэтому-то суровая нищета деревни с её пьянством, жалкими взятками, дикостью экзотичен для главного героя. Но этот естественный мир близок автору, потому что Куприн искал и утверждал естественного человека как образец нравственности, ведь он лишён пороков цивилизации. Иронично изображает автор весьма наивные попытки городского интеллигента Ивана Тимофеевича наладить общение с местными жителями, однако и «испытание любовью» ещё необходимо пройти. В письме к Ф.Батюшкову Куприн писал: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». Это высказывание наглядно показывает, как же будет проявляться характер главного героя, его мировосприятие, как будут развиваться его чувства.
Композиция повести проста, она организуется на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировосприятий. С одной стороны, образованный интеллигент Иван Тимофеевич, представитель городской культуры, гуманный человек. С другой – Олеся, «дитя природы», человек, которого влияние городской цивилизации не коснулось. Два героя, но насколько они разные, это будет ощущаться сразу. Да, Иван Тимофеевич – добрый человек, но сердце у него «слабое и ленивое», а способно ли оно любить и бороться за свою любовь? А способен ли влюблённый Иван Тимофеевич развиваться, совершенствовать себя? Ответ приходит сам собой, когда автор даёт описание Олеси: «… высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» со «свежим, звонким и сильным» голосом, с лицом, которое «нельзя позабыть,.. но трудно описать», а её глаза «большие, блестящие, тёмные», а в них «лукавство, властность и наивность». В отношениях с Олесей Иван Тимофеевич робок, нерешителен, движения его души скованны, и во многом это оттеняет свободу, смелость, благородство души главной героини. Безусловно, образ Олеси – художественное открытие Куприна. Известно, как много усилий тратили великие художники, создавая образ «положительно прекрасного человека», говоря словами Ф.М.Достоевского, Олеся в этом плане исключение. Свободно рисует автор её облик и характер, лишённый расчёта, хитрости, себялюбия. Настоящая полесская красавица сравнивается с молодыми ёлочками, которые выросли «в приволье старого бора», она неразгаданная тайна для всех, она самобытная и искренняя натура, очень глубокий человек. Для многих местных жителей Олеся – ведьма, потому что по-другому они не могут объяснить её таинственность, бескорыстную помощь нуждающимся людям, желание жить не в деревне, а в лесной чаще среди болота, их пугает её сила, сила духа и характера. Такой же силы и любовь Олеси, вот, у кого настоящий талант – любить. То, что чувствует Иван Тимофеевич к Олесе – это «наивная, очаровательная сказка любви», не случайно все детали, которые подчёркивают мощь чувства связаны именно с главной героиней: красная юбка Олеси, красный кашемировый платок, нитка дешёвых красных бус. Красный цвет – это и символ любви Олеси, и символ жизни, крови, тревоги, недостижимого счастья. Пророчески определяет героиня характер Ивана Тимофеевича: «…человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не любите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте». В этих словах ключ к пониманию того, в чём заключается различие внутреннего мира главных героев.
Сама же Олеся щедро одарена природой, её талантливость, оригинальность – это олицетворение красоты личности героини. По мысли Куприна, человек может быть прекрасен, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности; именно таким человеком является Олеся. Автор восхищается героиней, но загадкой остались условия формирования её личности, несмотря на богатство духовного мира, внутренние силы Олеси, любовь приносит лишь временное счастье, счастье с привкусом горечи. Это милый, но хрупкий идеал автора, который не выдержал напора изуродованного деньгами мира. Светлая, сказочная атмосфера повести тем не менее не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план сплетни и домыслы, унизительные преследования приказчика. Над всем ничтожным, мелким, злым одержала победу настоящая и большая любовь, о которой вспоминается без сожаления – «легко и радостно».
- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- Любовь в повести Олеся
Тема любви в русской литературе освещена довольно подробно. Многие писатели часто обращаются к созданию сюжетов, связанных с этим чувством в самых разных его проявлениях.
В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» любовь стала основой взаимоотношений главных героев — красавицы Олеси и приезжего барина, проверкой на чувства и в некотором смысле — примером для подражания.
Повстречавшись в избе ведьмы Мануйлихи, между Олесей и рассказчиком пробегает искра, которая очень скоро перерастает в страсть, позволяющую им забыть обо всем на свете. Несмотря на отсутствие опыта с мужчинами, Олеся мудра, но и одновременно решительна в этом вопросе. Чувства полесской колдуньи к гостю искренние, а любовь все поглощающая. Девушка представлена автором с качествами, напоминающими ребенка. Она наивна, игрива, верит в лучшее. Обособленная жизнь с бабушкой вдали от людей привела ее к тому, что она не знала о том, сколько зла существует на свете. Героиня вела себя непосредственно, каждое ее слово было откровенным, а жесты привлекательны. Именно это делало ее неповторимой в глазах писателя, готового находиться у ее ног и день, и ночь. Кроме того, умение приводить в исполнение заговоры разыгрывают воображение мужчины еще больше.
На фоне нетронутой природы отношения Ивана Тимофеевича и Олеси строятся идеальными. Писатель становится на путь самообмана , не желая верить в предсказания своей возлюбленной. Его страшит разлука, связанная с болезнью. Подобное состояние становится проявлением скуки, страсти и любви мужчины. Однако он сдается, отказываясь от своего счастья в одно мгновение. Поведение влюбленных на протяжении произведения полностью соответствует их внутренним переживаниям. Они не замечают ни времени, ни то, что о них думают окружающие люди.
Таким образом, любовь в произведении А. И. Куприна «Олеся» — страстная, взаимная, все поглощающая. Но исходят эти эмоции от каждого из них по-своему. Неподдельное чувство девушки восхитительно и достойно уважения, так как она полностью посвящает себя любви, не задумываясь о последствиях связи с приезжим человеком. Она проявляет себя как человек, способный на самоотречение, готова пойти против воли окружающих людей. Таков идеал девушки писателя этого произведения. Для главного героя — барина же любовь — это не пройденное испытание, хотя он так же отдался ему полностью. Мужчина, с самого начала заинтересованный в способностях девушки-колдуньи, наслаждаемся ее необыкновенной красотой, статным видом, умение держать себя, несмотря на удаленность от людей.
Тема любви является в повести главной. Вокруг нее происходят разные события. Это встречи, из которых читатель узнает обо всех героях более подробно, знакомится с бытом местных жителей. Честность девушки, открытый взгляд на мир, отношение к природе и всему живому — все это ново для влюбленного с первых минут в Олесю мужчины, поэтому привлекает его все больше. От встречи с этой девушкой рассказчик получает опыт, однако он не в силах справиться с ситуацией и остаться с девушкой такой, какой она предстала перед ним.
Куприн олеся сочинение на тему любви
1. Образ Олеси, особенные черты ее характера. 2. Чувство, возникшее у Ивана Тимофеевича к Олесе. 3. Жертвенность и решительность девушки из Полесья. … Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья… А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы? А. И. Куприн Олеся — рослая двадцатичетырехлетняя девушка из Полесья Волынской губернии сразу поразила рассказчика, Ивана Тимофеевича, своей необыкновенностью, неотразимостью, прирожденной природной красотой и естеством. Она была намного прекраснее местных девчат, потому что не прятала своей красы: «Высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Внучка колдуньи Мануйлихи жила вместе с бабушкой в лесной избушке и была очень внимательна к окружающей ее природе. Более того, Олеся была неотъемлемой частью этой живой, почти первозданной, не испорченной пагубной человеческой деятельностью, природы. В их с бабушкой хате жили скворцы и зяблики. Олеся ненавидела сам вид ружья, потому что знала: с его помощью люди убивают беззащитных животных и птиц: «Зачем бить пташек или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие…». У Олеси были уверенность в своих силах, независимость и неподдельное чувство собственного достоинства, некоторое благородство и «врожденная изящная умеренность». Девушка, выросшая в лесу и редко выходившая в деревню для того, чтобы купить мыло и чаю, обладала живым, гибким и проницательным умом. Несмотря на некоторую наивность и необразованность, у Олеси была превосходная врожденная интуиция и некоторые сверхъестественные способности потомственной целительницы и ведьмы. И особенно Ивана Тимофеевича привлекала в Олесе «ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины». Весной, когда главный герой произведения ощущал «грусть, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий», познакомился с Олесей, Они стали вместе проводить вечерние часы, много разговаривая на разные темы. Постепенно это все переросло в особенную привязанность. Впервые Иван ощущает любовное чувство к Олесе перед своей болезнью, когда девушка словно охладела к нему: «Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, — все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце». Полумесячная разлука еще больше разожгла любовь Ивана Тимофеевича к молодой жительнице леса и, к счастью, чувство его оказалось взаимным. И до середины июня влюбленные наслаждались «наивной, очаровательной сказкой своей любви». Но что Иван сделал для того, чтобы удержать это счастье, чтобы стать для любимой защитником и надежной опорой на всю жизнь? Он задумывался о том, чтобы жениться на Олесе, но у крепкого образованного мужчины все не хватало решительности рассказать возлюбленной о том, что скоро ему надо уезжать. Молодой лесной жительнице приходится догадками вызнавать эту печальную весть у Ивана Тимофеевича. И он, делая ей предложение, выражает свое согласие на предложение Олеси пойти в церковь. Почему-то Иван мало задумывается о том, будет ли это «что-то очень Для него приятное» также радостно и для самой девушки? Будет ли это безопасно для молодой колдуньи? К сожалению, Иван Тимофеевич не придает особого значения беспокойству своего внутреннего голоса, не спасает любимую от рокового шага и, в результате, теряет ее. Внутренние переживания Олеси не описываются на страницах повести, но ее любовь видна нам через ее слова, выражения лица, жесты, поступки. Лесная девушка более сильная, бесстрашная и решительная, чем ее возлюбленный. Ведь с самого начала, уже после гадания на картах, она точно знала, что эта любовь принесет ей беду. Узнала, что Иван — «человек хотя и добрый, но только слабый». Но она не могла отказаться от своего счастья, ни от счастья любимого Вани. И, вообще, Олеся верила в то, что судьбы не избежать. Ее смелость и независимость выражаются не только в гордом заявлении бабушке Мануйлихе «Мое дело, мой и ответ», но и в других ее поступках. Именно она, Олеся, склоняет Ивана Тимофеевича к близким отношениям, говоря на его опасения: «Сегодня наш день, и никто у нас его не отнимет…». Иногда возникает ощущение, что Олеся отдала всю себя, все лучшее, что в ней есть своему возлюбленному. И сам Иван Тимофеевич чувствует ее высокую самоотдачу: «…И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви… Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний, все свое существо». Но не все было гладко в разговорах молодой лесной ведьмы и Ивана: у них возникали противоречия по поводу религии. Ваня был верующим христианином, а Олеся чувствовала, что и ей, и ее бабушкой, и ее матерью всегда руководили темные силы, дьявол. Почувствовав горечь предстоящей разлуки, девушка самоотверженно решила сделать любимому приятное и сходить ради него в церковь. Она не услышала от любимого ни слов предостережения, ни сопротивления. Наоборот, Иван поддержал это столь опасное для молодой ведьмы намерение словами: «Женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту Бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное». Знала ли Олеся на что идет? Скорее всего да.. Но она, в отличие от Ивана Тимофеевича, умела жертвовать собой ради любимого человека. И всю вину, всю ответственность за страшные последствия этого шага она взяла на себя. Значит, Олеся по-настоящему сильная, волевая и независимая женщина. Молодой ведьме жаль, что у нее нет ребенка от любимого, но, превозмогая физическую и душевную боль, она сама становится инициатором окончательной разлуки с Иваном. В конце концов Олеся счастлива, что сумела доставить радость любви Ивану Тимофеевичу. У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Иван Тимофеевич и Олеся
Встреча с Олесей становится для героя светом во мраке бесконечных скучных дней (она ему погадала на картах и предсказала судьбу). Девушка сразу привлекает внимание Ивана Тимофеевича, как личность незаурядная, кардинально отличающаяся от любого, с кем ему приходилось общаться ранее.
Он стремиться понять, как в глуши, без грамоты и этикета мог вырасти такой тонкий, чуткий и тактичный человек. Как можно объяснить то, что в глазах местного населения эта девушка воплощение зла? На деле её такт и мягкость даст сто раз фору любому из крестьян или крестьянок грубых и неотёсанных по своей натуре. Почему религиозно воспитанные люди искренне боятся и ненавидят милую и добрую Олесю, которая в ответ не питает к обидчикам злобы и не желает никому ничего плохого?
Задаваясь этими вопросами, главный герой всё ближе узнаёт прелестную лесную жительницу, привязывается к ней и начинает осознавать, что разлука станет для него невыносимой мукой.
Он искренне желает свататься к Олесе, увезти её с собой в город и прожить долгую совместную жизнь. Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.
На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины.
Страстное желание приручить чудо природы сыграло с Иваном Тимофеевичем злую шутку. Желания, местами похожие на глупые капризы, необдуманные поступки и эгоизм главного героя привели к трагедии. И трагедия эта безвозвратно отразилась на судьбах самого героя, бедной девушки и воспитавшей её бабушки.
Олесю он потерял навсегда. На память ему остались лишь красные бусы, горечь сожаления и бесконечное чувство вины за причиненную боль самому невинному из существ на земле.