Олимпиадные задания
Школьный этап. 6 класс
Тестовая часть
Инструкция по выполнению работы
При выполнении работы не разрешается пользоваться школьными атласами.
Внимательно прочитайте каждое задание. Запишите не только ответы на поставленные вопросы, но и весь ход ваших рассуждений, если это указано в задании.
Ответ записывайте разборчиво. Тестовые задания оцениваются в 1 балл.
1. Какому направлению соответствует направление А – В на карте Европейской части России?
1)север |
||
|
2) северо-восток |
|
2.У какой планеты Солнечной системы есть спутник, который называется Европа? 1) Юпитер 2) Сатурн 3) Нептун 4) Уран
3.Эту планету называют «утренней звездой»: 1) Венера 2) Земля 3) Марс 4) Меркурий.
4. Как называется форма Земли?1) шар 2) эллипсоид; 3) параболоид; 4) геоид
5.За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? 1) за одни год 2) за месяц 3) за сутки 4) за один час
6. Как называется международный запад? 1) вест 2) ост 3) зюйд 4) норд
7. Какой газ преобладает в земной атмосфере?
1) кислород 2) азот 3) водород 4) углекислый газ
8.Какой океан граничит только с двумя другими океанами? 1) Атлантический 2) Индийский 3) Северный ледовитый 4) Тихий 5) Южный
9.Причина образования приливов и отливов:
1) ветер; 2) притяжение вод океана Луной;
3) землетрясения; 4) течения
10. Азимут на юг равен: 1) 900 2) 450 3) 3600 4) 1800
11.Небольшую высоту можно измерить с помощью: 1) компаса 2) нивелира 3) микроскопа 4) тонометра.
12.На планах и картах абсолютная высота указана цифрой. Такие обозначения называются: 1) отметками 2) точкой отсчета 3) отметками высоты 4) средним уровнем.
13.От уровня какого моря в России отсчитывается абсолютная высота? 1) Белого 2) Черного 3) Баренцева 4) Балтийского
14.Создателем первого глобуса является:1) М.П.Лазарев 2) Геродот 3) Аристотель 4) М. Бехайм
15.Первым европейцем, достигшим Китая, был: 1) Х.Колумб 2) М.Поло 3) Ф.Магеллан 4) А.Никитин
16.Линии равных высот суши:1) изотермы 2) изобары 3) изогипсы 4) изоляции.
17.Как определить абсолютную высоту гор и равнин по физической карте? 1) по шкале глубин 2) по меридианам 3) по шкале высот 4) по азимуту.
18.Самый крупный масштаб: 1) 1:32000 2) 1:2000 3) 1:2500 4) 1:25000
19.Государство, через столицу которого проходит нулевой меридиан: 1) Испания 2) Ирландия 3) Великобритания 4) Франция
20.Какое кругосветное путешествие будет короче? 1) по экватору 2) 100 с.ш 3) 250 с.ш. 4) 800 с.ш.
21.Площадь поверхности Земли:1) 510 млн.км2 2) 602 млн.км2 3) 355 млн.км2 4) 40 тыс.км2
22.Выберите правильный ответ. 1) все меридианы равны 2) экватор имеет разную длину 3) меридианы Северного и Южного полушарий различны 4) параллели все одинаковы
23.Какой материк пересекают все меридианы? 1) Африка 2) Австралия 3) Евразия 4) Антарктида 5) Северная Америка 6) Южная Америка
24.В мультфильме «Зима в Простоквашино» машина Дяди Федора застряла в яме. А как такую форму рельефа показывают на топографических картах?
1)
2)
25. Приведите соответствие элемент погоды – измерительный прибор:
1. температура а) флюгер
2. атмосферное давление б) осадкомер
3. влажность воздуха в) гигрометр
4. количество осадков г) термометр
5. направление ветра д) барометр 6.скорость ветра е) анемометр
26. Установите соответствие между путешественниками и географическим открытием:
1) Фернан Магеллан а) путешественник, совершивший «Хождение за три моря»
2) Христофор Колумб б) открытие морского пути в Индию
3) Васко да Гама в) открытие Америки
4) Афанасий Никитин г) первое кругосветное плавание
Аналитический тур
Внимательно прочитайте каждое задание. Запишите не только ответы на поставленные вопросы, но и весь ход ваших рассуждений, если это указано в задании.
Ответ записывайте разборчиво.
Задание 1
Машина выехала по азимуту 120º из поселка Шаим в город Урай. По дороге она двигалась со скоростью 68 км/ч, до города доехала за 1 час. Координаты старта автомобиля 61º с.ш. и 64º в.д., время выезда 12 ч 32 м. Определите, по какому азимуту будет возвращаться водитель назад, чтобы вернуться в исходную точку по кратчайшему направлению.
Критерии оценивания. За ответ – 2 балла.
Задание 2
На карте расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб карты 1: 100 000? Вычисления запишите. Переведите данный вид масштаба в именованный и линейный.
Критерии оценивания. За ответ – 4балла.
Задание 3
Прочитай внимательно отрывок из сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и ответь на вопрос.
«Построю дом поближе к солнцу, пусть оно меня греет» — решил Тролль и принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. На камнях он решил построить дом, но чем выше он лез, тем больше замерзал. Тролль построил дом, стал близко к Солнцу, но холод пробирал его до костей. Так Тролль и замёрз».
Объясни, почему замёрз упрямый Тролль. Чего он не знал?
(4 балла)
Задание 4
В 2016 году Лена смогла отметить свой день рождения именно в тот день, когда она родилась. Но сделала она это всего лишь 3-й раз за всю жизнь, хотя учится девочка в 5-м классе. Как называется год, в который родилась Лена? Сколько лет девочке? Какого числа родилась Лена?
(8 баллов)
Максимальное количество баллов 49
Ключи к заданиям
География 6 класс
Тестовая часть
Тестовые задания оцениваются в 1 балл.
1. Какому направлению соответствует направление А – В на карте Европейской части России?
1)север |
||
|
2) северо-восток |
|
2.У какой планеты Солнечной системы есть спутник, который называется Европа? 1) Юпитер 2) Сатурн 3) Нептун 4) Уран
3.Эту планету называют «утренней звездой»: 1) Венера 2) Земля 3) Марс 4) Меркурий.
4. Как называется форма Земли?1) шар 2) эллипсоид; 3) параболоид; 4) геоид
5.За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? 1) за одни год 2) за месяц 3) за сутки 4) за один час
6. Как называется международный запад? 1) вест 2) ост 3) зюйд 4) норд
7. Какой газ преобладает в земной атмосфере?
1) кислород 2) азот 3) водород 4) углекислый газ
8.Какой океан граничит только с двумя другими океанами? 1) Атлантический 2) Индийский 3) Северный ледовитый 4) Тихий 5) Южный
9. Причина образования приливов и отливов:
1) ветер; 2) притяжение вод океана Луной;
3) землетрясения; 4) течения.
10.Азимут на юг равен: 1) 900 2) 450 3) 3600 4) 1800
11.Небольшую высоту можно измерить с помощью: 1) компаса 2) нивелира 3) микроскопа 4) тонометра.
12.На планах и картах абсолютная высота указана цифрой. Такие обозначения называются: 1) отметками 2) точкой отсчета 3) отметками высоты 4) средним уровнем.
13.От уровня какого моря в России отсчитывается абсолютная высота? 1) Белого 2) Черного 3) Баренцева 4) Балтийского
14.Создателем первого глобуса является:1) М.П.Лазарев 2) Геродот 3) Аристотель 4) М.Бехайм
16.Первым европейцем, достигшим Китая, был: 1) Х.Колумб 2) М.Поло 3) Ф.Магеллан 4) А.Никитин
17.Линии равных высот суши:1) изотермы 2) изобары 3) изогипсы 4) изоляции.
18.Как определить абсолютную высоту гор и равнин по физической карте? 1) по шкале глубин 2) по меридианам 3) по шкале высот 4) по азимуту.
19.Самый крупный масштаб: 1) 1:32000 2) 1:2000 3) 1:2500 4) 1:25000
21.Государство, через столицу которого проходит нулевой меридиан: 1) Испания 2) Ирландия 3) Великобритания 4) Франция
22.Какое кругосветное путешествие будет короче? 1) по экватору 2) 100 с.ш 3) 250 с.ш. 4) 800 с.ш.
23.Площадь поверхности Земли:1) 510 млн.км2 2) 602 млн.км2 3) 355 млн.км2 4) 40 тыс.км2
24.Выберите правильный ответ. 1) все меридианы равны 2) экватор имеет разную длину 3) меридианы Северного и Южного полушарий различны 4) параллели все одинаковы
25.Какой материк пересекают все меридианы? 1) Африка 2)Австралия 3) Евразия 4) Антарктида 5) Северная Америка 6) Южная Америка
26. В мультфильме «Зима в Простоквашино» машина Дяди Федора застряла в яме. А как такую форму рельефа показывают на топографических картах?
1)
2)
27. Приведите соответствие элемент погоды – измерительный прибор:
1. температура а) флюгер
2. атмосферное давление б) осадкомер
3. влажность воздуха в) гигрометр
4. количество осадков г) термометр
5. направление ветра д) барометр 6. скорость ветра е) анемометр
Ответ: 1г 2д 3в 4б 5а 6е (Всего 3балла)
28. Установите соответствие между путешественниками и географическим открытием:
1) Фернан Магеллан а) путешественник, совершивший «Хождение за три моря»
2) Христофор Колумб б) открытие морского пути в Индию
3) Васко да Гама в) открытие Америки
4) Афанасий Никитин г) первое кругосветное плавание
Ответ: 1г 2в 3б 4а (всего 2 балла)
Итого 31 балл
Аналитический тур
1. Машина выехала по азимуту 120º из поселка Шаим в город Урай. По дороге она двигалась со скоростью 68 км/ч, до города доехала за 1 час. Координаты старта автомобиля 61º с.ш. и 64º в.д., время выезда 12 ч 32 м. Определите, по какому азимуту будет возвращаться водитель назад, чтобы вернуться в исходную точку по кратчайшему направлению.
Ответ: Обратный азимут вычисляется как 120° + 180°= 300º
Критерии оценивания. За ответ – 2 балла.
Задание 2
На карте расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб карты 1: 100 000? Вычисления запишите. Переведите данный вид масштаба в именованный и линейный.
Рассуждения: Численный масштаб 1:100 000 соответствует соотношению в 1 см 100 тыс. см или 1 км. ( 1балл)
Вычисления: 5,2 см х 1км =5,2 км (1балл)
Именованный в 1 см – 1 км (1балл)
Линейный (1балл)
Критерии оценивания. За ответ – 4балла.
Задание 3
Прочитай внимательно отрывок из сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и ответь на вопрос.
«Построю дом поближе к солнцу, пусть оно меня греет» — решил Тролль и принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. На камнях он решил построить дом, но чем выше он лез, тем больше замерзал. Тролль построил дом, стал близко к Солнцу, но холод пробирал его до костей. Так Тролль и замёрз».
Объясни, почему замёрз упрямый Тролль. Чего он не знал?
(4 балла)
Ответ: Тролль не знал, что воздух нагревается от земной поверхности – (2 балла), поэтому, чем выше над ней, тем холодней – (2 балла).
Задание 4
В 2016 году Лена смогла отметить свой день рождения именно в тот день, когда она родилась. Но сделала она это всего лишь 3-й раз за всю жизнь, хотя учится девочка в 5-м классе. Как называется год, в который родилась Лена? Сколько лет девочке? Какого числа родилась Лена?
(8 баллов)
Ответ: Год в котором родилась Лена называется високосным(1 балл), бывает он через 4 года (1 балл), состоит из 366 дней (1балл). Девочке 12 лет (1 балл), родилась она в 2004 году (1 балл), 29 февраля (1 балл).
Расчеты (2 балла) 2016: 4 = 4 *3 = 12 лет 2016 – 12 = 2004 год
Максимальное количество баллов 49
? с. 54
— Что случилось с мальчиком Нильсом Хольгерсоном: что он потерял и что приобрёл?
Почему Нильс наказан именно так? Почему после своего превращения он начал понимать язык животных?
Нильс потерял нормальные человеческие размеры, став крошечным, но, перейдя в другое измерение, стал понимать язык животных и птиц. Преимущества в росте и физической силе, которыми обладал Нильс до превращения, давали ему возможность издеваться над всеми, кто меньше и слабее его. (Найдите в тексте сведения о том, кто из обитателей двора и как именно пострадал от Нильса.) Нильс на собственной шкуре должен почувствовать, что значит быть меньше и слабее другого.
С какими опасностями Нильс уже столкнулся? Предположи, подстерегают ли его новые опасности?
Найдите в тексте и зачитайте те места, где говорится об отношении к Нильсу воробья, петуха, гусей, кота, — это круг тех опасностей, с которыми Нильс уже столкнулся. Потом необходимо найти в тексте и зачитать или пересказать то место, где говорится о переживаниях Нильса по поводу реакции родителей и соседей на его превращение, об опасности быть украденным и осмеянным приятелями-мальчишками.
Тебе жалко Нильса? А может, гном прав, и Нильс получил по заслугам?
? с. 55
Как ты думаешь, обрадуется ли Мартин, когда обнаружит Нильса? Тебе уже понятно, что Нильса и Мартина ждёт много приключений? Есть ли в характере Нильса такие черты, которые могут сослужить ему хорошую службу в трудных обстоятельствах?
Важно, чтобы, отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, обрадуется ли Мартин, когда обнаружит Нильса», строить свои гипотезы, опираясь на конкретные факты. Что является в данном случае фактами? Сведения о том, как Нильс относился к обитателям двора, пока был большим, мог ли он заслужить любовь хоть кого-нибудь из них. Вот исходя из этого и выскажетесь.
Нильс — чрезвычайно храбрый мальчик. Именно эта бесшабашная смелость послужила одной из причин его несчастья. Прекрасно зная о всемогуществе гномов («Захотят гномы — зимой на снегу цветы зацветут!»), он, тем не менее, безобразничает и издевается над гномом. Забыв, что стал уже маленьким, Нильс угрожает коту. Не думая об опасности, Нильс пытается задержать Мартина, повиснув на нём. Но Нильс не только храбрый, но и умный и сообразительный мальчик, стремящийся найти выход из трудной ситуации: он не плачет от отчаяния, став маленьким, но старается сделать всё, чтобы найти гнома. Кроме того, Нильс, судя по всему, довольно ловкий: несмотря на крошечный рост, он сумел забраться на стол по ножке стула; сумел запрыгнуть на спину разбегающемуся гусю Мартину.
? с. 62
— Как внешне выглядят дикие гуси (в том числе и Акка)? Почему они испытывают чувство превосходства перед домашними гусями? Что позволяет Акке Кнебекайзе быть предводителем стаи?
Смысл вопросов в том, чтобы сделать очевидным противопоставление домашних гусей диким гусям. Более крупные и упитанные, белые и красивые домашние гуси вместе с тем являются неповоротливыми, ленивыми и лишёнными основного качества, которым гордится любая настоящая птица: они плохо летают. Будучи водоплавающими птицами, они к тому же ещё и плохо плавают и ныряют. Дикие же гуси, не отличаясь внешней привлекательностью (зачитайте описание их и Акки), обладают огромными преимуществами: они могут летать на огромные расстояния (они — настоящие путешественники), умеют оберегать себя от опасностей в пути, прекрасно плавают. Всё это даёт им основание относиться с превосходством к домашним гусям.
Вопросы о характере и качествах Акке Кнебекайзе рассчитаны не только на то, чтобы мы нашли нужный отрывок текста на с. 59–60, где дана оценка Акки как великолепного предводителя стаи (от слов «Сто раз уже водила она гусей…» до слов «… подстерегавших гусей в пути»). Это было бы слишком просто. Вопросы рассчитаны ещё и на перечитывание двух фрагментов текста. В первом фрагменте (с. 56) дикие гуси три раза пытаются найти в Акке сочувствие по отношению к Мартину, и Акка три раза отказывает в этом сочувствии. Важно обнаружить в поведении Акки два момента. 1. Акка не просто отказывает Белому в помощи, она каждый раз ещё и учит: сообщает, как легче лететь (лететь быстрее; лететь выше). Лишь в третий раз она безжалостно говорит, что надо было Белому остаться дома, раз он не умеет летать. Заметьте, что рухнувший на дерево Мартин, «разозлившись», в конце концов, воспользовался советами Акки и нагнал стаю. 2. Акка действительно ничем, кроме советов, не может помочь Белому: на ней лежит ответственность за жизнь и сохранность всей стаи, поэтому она не имеет права ни менять маршрут, ни делать непредвиденные остановки: ведь на ночёвку гуси должны попасть в определённое место и в определённое время.
Второй фрагмент (где Акка устраивает Мартину «собеседование» (с. 60)) тоже очень важен для понимания характера Акки. Акка разговаривает с Мартином с уважением: интересуется, почему он решился на такое рискованное предприятие; старается выяснить, что он умеет делать хорошо; она не сердится из-за того, что Мартин слишком смело разговаривает — напротив, это вызывает в ней уважение. Как и стремление Мартина учиться летать — она считает, что учиться никогда не поздно. Вместе с тем Акка очень решительна, и её решения не подвергаются обсуждению — она настоящий предводитель стаи, хранящий заветы дедов и прадедов, то есть для стаи она является абсолютным авторитетом.
После того как будут проанализированы оба фрагмента текста, можно отвечать на поставленный вопрос: можно ли назвать Акку так или эдак, какими именно словами можно определить её качества как предводителя стаи. Акку можно назвать мудрой, опытной, справедливой и осторожной.
Что подразумевал Нильс, когда сказал: «До сегодняшнего дня я был человеком»? Имеет ли выражение «быть человеком» и прямое, и переносное значения? Был ли Нильс человеком в прямом смысле до своего превращения? А можно ли было считать его человеком в переносном смысле?
Что имел в виду Мартин, когда сказал Акке про Нильса: «Его и человеком-то не назовёшь!»?
Смысл этих вопросов в том, чтобы мы почувствовали их иносказательность, основанную на многозначности слова «человек». С одной стороны, человеком мы называем любое человеческое существо. С другой стороны, когда мы говорим: «Будь же ты человеком!», мы вкладываем в слово «человек» особый нравственный смысл. «Быть человеком» означает «быть хорошим человеком, настоящим человеком». Поэтому когда Нильс говорит Акке, что совсем недавно он был человеком, то это может вызвать у читателей сильные сомнения: разве можно такого лентяя и озорника, который всех обижает, никому не даёт проходу, считать человеком? Когда Мартин говорит Акке про Нильса: «Его и человеком-то не назовёшь», он имеет в виду, конечно, только то, что Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи. Но звучат слова Мартина своеобразным приговором Нильсу: его, Нильса (если судить по прошлым поступкам), действительно нельзя назвать человеком! Ему ещё только предстоит стать человеком — не только вернув себе прежний физический облик, но и изменившись нравственно; ему ещё предстоит доказать окружающим и себе самому, что он может быть другим.
? с. 69
Чем Нильс заслужил слова, которые сказала ему старая Акка: «…стая позволяет тебе остаться с нами»?
Нильс проявил находчивость, отчаянную смелость и упорство, спасая гуся. Более того, он ринулся спасать гуся не из корыстных соображений (а вдруг за благородный поступок его оставят в стае?). Ему даже некогда было об этом подумать, не было времени рассуждать: он бросился спасать гуся — и всё! Именно это вызвало такое уважение к нему Акки и решение оставить его в стае.
Какие чувства испытывал Нильс: а) во время погони за лисом; б) когда лис выпустил гуся; в) ночью, сидя на дереве?
Следующий вопрос, состоящий из трёх частей, нацелен на внимательное вычитывание текста, на отслеживание изменений состояния героя и его переживаний. Первая часть вопроса. Во время погони за лисом Нильс испытывал только страстное желание догнать лиса, он даже ни о чём думать не мог, он был одержим приступом храбрости.
Вторая часть вопроса. Когда лис выпустил гуся, Нильс посмотрел ему вслед «с радостью», но этот факт надо ещё обнаружить и вычленить, поскольку в тексте сказано: «Нильс и Смирре посмотрели ему (гусю) вслед. Один с радостью, другой со злобой». Нильс развеселился, когда крепко вцепился лису в хвост: «сначала Нильсу было даже весело от этой бешеной пляски».
Третья часть вопроса. Сидя на дереве, Нильс испытывал разные чувства: страх — потому что всё в лесу казалось будто каменным («Страшно в лесу ночью!»); страх из-за того, что уснёт и упадёт вниз; потом — когда рассвело и Нильс увидел пролетавших над ним гусей — он испытал чувство одиночества и обиды, почувствовав себя заброшенным и несчастным.
Как характеризует диких гусей та «игра», которую они затеяли с лисом Смирре? А решение, которое приняла за всех Акка Кнебекайзе?
Разве для того, чтобы выручить Нильса, нельзя было просто подлететь к дереву и забрать его? Разве в этой игре была необходимость? Если не было, то зачем же гуси её затеяли?» Важно оценить не только благородство стаи, способность гусей быть благодарными, настоящими товарищами, но и тот риск, которому подвергались гуси, пролетая очень низко над лисом. Хорошо оценить и остроумие этой игры, и её смысл. Гуси не просто выручили Нильса из беды (для этого Мартину было бы достаточно подлететь к дереву и забрать друга); они решили продемонстрировать свою единодушную поддержку Нильсу, показать, что они все, включая его, — стая, единая сила. Это была ещё и демонстрация силы — настоящий урок лису Смирре. Так проучить лиса возможно было только в том случае, если гусей много и все они выполняют одну задачу. Решение Акки оставить Нильса в стае выражает общее мнение всех гусей и характеризует их как справедливых и благодарных.
Хочешь узнать, что приключилось с Нильсом дальше?
Возьми в библиотеке книгу «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Прочитай её и выясни, с помощью какого заклинания Нильс снова превратился в человека.
Далее учебник рекомендует школьникам взять в библиотеке книгу «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и прочитать, чем закончилась история Нильса.
Как ты думаешь, когда же началось превращение Нильса в человека: когда он произнёс заклинание или намного раньше?
С чем это было связано? Трудно ли человеку стать человеком? Что для этого нужно?
Смысл последнего блока вопросов в том, чтобы ещё раз обозначить наличие нравственной проблемы наряду с проблемой сказки: найти способ обратного превращения Нильса в нормального человека. Нравственная же проблема, которая «живёт» рядом, — найти способ превратиться из гадкого мальчишки в достойного человека. А для этого нужно не знание магической формулы, а достойное поведение.
Важно отметить, что Нильс уже начал своё превращение в человека, когда оттащил к озеру смертельно уставшего Мартина; когда — не думая о последствиях — бросился спасать чужого ему дикого гуся. Таким образом, превращение Нильса в человека связано не только с тем, найдёт он гнома или нет, узнает волшебные слова заклинания или нет. Но и с тем, насколько он способен выдержать те испытания, которые посылает ему жизнь в стае диких гусей (членом которой он стал), полная опасностей. Именно в таких ситуациях проверяются качества настоящего человека.
Чему же научился Нильс за время путешествия? Он научился помогать другим, не оставлять других в беде (кому именно? как именно?). Научился заботиться о других, прислушиваться к другим, научился дружить и любить других — Мартина, Акку, гусят, родителей.)
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.
— А почему я ем рыбу и лягушек, а другие гусята щиплют траву и клюют жуков? — спрашивал он Акку.
— Потому что я не могла приносить тебе другого корма, пока ты жил на своей скале, — отвечала ему Акка. — Но не горюй, из тебя все-таки выйдет хорошая птица.
Осенью, когда гуси двинулись в далекий путь на юг, Горго полетел с ними. Но он никак не мог научиться держать строй во время полета. То и дело он улетал далеко вперед, потом снова возвращался и кружился над стаей.
Другие птицы, увидев орла среди диких гусей, поднимали тревожный крик и круто сворачивали в сторону.
— Почему они боятся меня? — спрашивал Горго. — Разве я не такой же гусь, как вы?
Однажды они пролетали над крестьянским двором, на котором куры и петухи мирно рылись в мусорной куче.
— Орел! Орел! — закукарекал петух. И тотчас же все куры бросились врассыпную. На этот раз Горго не стерпел.
«Дурачье! — подумал он. — Они не умеют даже отличить дикого гуся от орла. Ну ладно же, я проучу их!» И, сложив крылья, он камнем упал на землю.
— Я покажу тебе, какой я орел! — кричал он, разбрасывая сено, под которым спрятался петух. — Ты запомнишь, какой я орел! — кричал он и бил петуха клювом.
Вечером на привале, когда все гуси уже заснули, Акка долго сидела в раздумье.
Она понимала, что пришло время расстаться с орлом. Она сама вскормила его, воспитала, и ей было жалко отпускать его. Но ничего не поделаешь, он должен знать, что он орел, и должен жить, как подобает орлам.
Акка встала и пошла разыскивать своего питомца, мирно спавшего среди гусей…
В ту же ночь перед рассветом Горго покинул стаю.
Но каждый год, когда гуси возвращались в Лапландию, Горго прилетал в долину у Серых скал.
Это был могучий и смелый орел. Даже родичи побаивались его и никогда не вступали с ним в спор. Лесные птицы пугали его именем непослушных птенцов. Горные козлы трепетали, как трусливые зайчата, завидев его тень. Он никого не щадил, он бил свою добычу без промаха. Но за всю свою жизнь он ни разу не охотился у Серых скал и не тронул даже кончиком когтей ни одного дикого гуся.
Глава XV. ТАЙНА СОВ
1
Дни протекали за днями мирно и тихо. Каждый день был похож на другой как две капли воды.
На озере возле Серых скал вырос настоящий птичий город. Со всех сторон его защищали от чужих глаз горы. Никакой зверь сюда не заглядывал, а про людей и говорить нечего. Да и откуда здесь взяться людям? Что им тут делать среди болот и камней?
— Неужели же во всей Лапландии нет ни одного человека? — говорил Нильс Мартину.
— Нет, и хорошо, что нет, — отвечал Мартин. — Ты уж меня прости, а нам, гусям, неплохо отдохнуть от людей.
Но Нильс был с ним не согласен. По правде сказать, ему иногда хотелось отдохнуть от гусей, как он их ни любил.
— А вон там, за горами, — не унимался Нильс, — неужели тоже только птицы живут?
Старая Акка услышала этот разговор и подошла к Нильсу.
— Хочешь сам увидеть, что там за горами? — сказала Акка, — Я и то уж думала — ну что ты, как нянька, сидишь целыми днями с гусятами? Хочешь, полетим завтра? Надо тебе посмотреть нашу Лапландию.
На другой день Нильс проснулся раньше раннего. Даже Акка еще спала. А уж она-то поднималась первая во всей стае. Нильс не решился разбудить гусыню. Он принялся расхаживать взад-вперед около спящей Акки. Ходит как будто тихо, а нет-нет и наступит, словно невзначай, на сучок. Ну, гусыня и проснулась.
— Что, не терпится тебе? — сказала она. — Я и сама рада размять крылья.
И все-таки Акка сначала обошла для порядка все гнезда, убедилась, что ничего худого ни с кем за ночь не случилось, и только тогда решилась покинуть свою стаю.
Гряда за грядой перед Нильсом открывались горы. Горы как будто выталкивали друг друга, каждая хотела подняться повыше, поближе к солнцу и звездам.
На самых высоких вершинах лежал снег. Снег был белый-белый, он блестел и искрился на солнце, а в ущельях, куда солнечные лучи не могли заглянуть, снег казался голубым, как небо.
Глядя на эти вершины, Нильс вспомнил сказку про одноглазого тролля. Вот какая была эта сказка.
Жил когда-то в лесу одноглазый тролль.
Задумал он построить себе дом — такой же, как у людей.
И построил. Дом вышел отличный. От стены до стены — верста, от пола до потолка — три версты. Одно только плохо — печки в доме нет. Верно, тролль не разглядел своим одним глазом, что люди у себя в домах складывают печи.
Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода.
— Никуда этот дом не годится! — рассердился тролль, — Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу — пусть оно меня греет.
И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга.
Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
— Вот теперь, пожалуй, хватит! — сказал тролль. — Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну!
И тролль полез на гору.
Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится.
Добрался до вершины.
«Ну, — думает, — отсюда до солнца рукой подать!»
А у самого от холода зуб на зуб не попадает.
Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет — ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом — и построил.
Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает.
Так этот глупый тролль и замерз.
«И почему это? — думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. — Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?»
В это время Акка, словно подслушав его мысли, начала спускаться вниз.
Горы под ними расступились, и теперь они летели над долиной Долину разрезала узенькая ленточка реки.
А что это за странные холмики на берегу? Круглые, остроконечные… И дым из них поднимается!
Дым! Значит, здесь живут люди! Ну, конечно, в Лапландии живут лопари. И холмы — это вовсе не холмы, а дома, Их делают так: вбивают в землю несколько жердей, а потом обтягивают оленьими шкурами. И называются такие дома чумами.
Нильс знал об этом по рассказам школьного учителя. А теперь он все видит собственными глазами!
Вот между чумами бродят какие-то животные. На головах у них торчат рога. Да это же олени! Целое стадо лапландских домашних оленей!
У крайнего чума горел костер. Девочка-лопарка что-то пекла на раскаленных камнях.
На девочке были надеты меховые штаны и длинная рубаха, тоже меховая. Нильс догадался, что это не мальчик, а девочка, только потому, что две длинные черные косички все время падали вперед, когда она наклонялась. А девочка их все отбрасывала на спину, чтобы они не попали в огонь.
Вдруг Акка Кебнекайсе повела головой направо, налево и, когда убедилась, что рядом с девочкой никого нет, опустилась совсем низко. Нильс даже почувствовал жар от костра и запах горячего теста. Акка сделала над девочкой один круг, другой…
Девочка подняла голову и с удивлением посмотрела на гусыню. Должно быть, она подумала: «Что за странная птица! Кажется, ей что-то от меня надо…» А гусыня взлетела повыше и опять закружилась над маленькой лопаркой.
Тогда девочка засмеялась, схватила с камня горячую лепешку и протянула ее птице. Акка подцепила лепешку клювом и быстро улетела прочь.
Нильс еле успел крикнуть девочке: «Спасибо!» Он ведь сразу догадался, для кого это Акка Кебнекайсе выпрашивала угощение.
В небольшой ложбине старая гусыня и Нильс отлично позавтракали. Акка щипала редкую траву, пробивавшуюся из-под камней, а Нильс ел лепешку. Настоящую лепешку из настоящей муки, свежую, еще горячую! Ему казалось, что ничего вкуснее не бывает на свете. И он старался как можно дольше растянуть ото удовольствие.
На Круглое озеро возле Серых скал они вернулись только под вечер.
2
Лето подходило к концу. Гусята подрастали и радовали родительские сердца. Если и бывали когда-нибудь ссоры в стае Акки Кебнекайсе, то, пожалуй, только из-за того, чьи дети лучше.