Почему запретили сказку чиполлино в россии

Бывший фашист Джанни Родари был шокирован фильмом «Неуловимые мстители»

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Сначала он прославился в Советском Союзе, где его книжки с восторгом читали дети во всех уголках необъятной страны. И лишь затем автор сказки «Приключения Чиполлино» нашел признание на родине — в Италии. А в 1970 году получил от ЮНЕСКО премию им. Ханса Кристиана Андерсена, самую престижную награду в мире детской литературы. 23 октября исполняется 100 лет со дня его рождения. Мог ли кто-нибудь представить, что придут времена, когда Родари в России станет кому-то неугоден…

Скандал разгорелся в прошлом году, когда Центр театрального искусства при московском Лианозовском театре поставил спектакль по сказке про мальчика-луковку, а его запретили к показу на XVI Международном фестивале «Молодые — молодым». Директор сценической площадки объяснила это тем, что «такое не должно идти в стенах государственного учреждения». Будут, мол, неприятности, а у них у всех семьи, ипотека и так далее. Хотя до этого (аж с 1953 года!), когда произведение впервые было опубликовано в СССР, никто не усматривал в нем угрозу устоям государства.

Справедливости ради, официальные лица открестились от запрета, назвав его самодурством чиновницы-перестраховщицы. Но после инцидента разгорелась оживленная общественная дискуссия — а как относиться к книгам Родари в эти смутные времена? Ведь Чиполлино и другой его герой, мальчик Джельсомино, попадающий в страну лжецов, — революционеры! А у нас, дескать, и без того смутьянов хватает.

Так и хочется сказать горе-моралистам: «Учите матчасть!» Ведь Родари — это вовсе не про бунт «бессмысленный и беспощадный». Но, безусловно, про социальную справедливость, которой до сих пор очень не хватает во всем мире, включая, увы, и Россию.

Любимый советский мармелад

Любимый советский мармелад

Смерть за котенка

Черная рубашка, черная пилотка с кисточкой и вскинутая рука в фашистском приветствии — таким могли видеть современники молодого Джованни Франческо Родари (полное имя будущего классика). Да, из песни слов не выкинешь — сначала он стал членом организации «Итальянская ликторская молодежь» (аналог немецкого гитлерюгенда), а затем вступил в Национальную фашистскую партию. Молодой учитель искренне поверил Бенито Муссолини, который, захватив власть, начал бороться с безработицей, помогая таким беднякам, как он, Родари.

Счастливое детство мальчика уничтожила семейная трагедия. Его отец, булочник Джузеппе, спас из глубокой лужи тонущего котенка. После этого у доброго хлебопека развилась простуда, которая перешла в пневмонию. Он скончался… Мать была вынуждена отдать 10-летнего ребенка в католическую школу — там не только учили бесплатно, но еще кормили и одевали. Через три года его принимают в магистратуру, а после он поступает на филфак католического университета Святого Сердца в Милане. Но вскоре бросает его, выбрав карьеру простого учителя.

В фашизме разочаровывается быстро. Дуче преследует инакомыслящих, втягивает страну в жестокую войну. Джанни на фронт не взяли — слабое здоровье. Но в тылу было не легче — в 1943 году Италию оккупирует Германия. В концлагерь попадает его родной брат, несколько близких друзей погибают в застенках. Родари отрекается от своих прошлых убеждений и вступает в коммунистическую партию. И начинает помогать движению Сопротивления.

Неточный мультик

В 1948 году Джанни становится журналистом коммунистической газеты «Унита», через два года — редактором журнала «Пионер». Вскоре выходит его первый сборник детских стихов. Их замечает Самуил Маршак, переводит и публикует в советской прессе. А вскоре появляется знаменитая сказка «Приключения Чиполлино».

Оригинал существенно отличается от перевода Златы Потаповой под редакцией Маршака. У Родари отрицательные герои не такие противные, как в советском варианте. А положительные — не такие безжалостные. Ну не щипают несчастного графа Вишенку его родственники — мандарины и апельсины, чтобы порадовать злых теток Вишен. Не казнит генерал Мышь-Долгохвост (в книге он воевал против Чиполлино) каждого десятого солдата за поражение, лишь отрезает им усы. И ничего про хобби принца Лимона «присутствовать при самых жестоких истязаниях» Родари не писал.

И уж совсем мало общего с оригиналом имеет мультик 1961 года Бориса Дежкина. А ведь именно по нему чаще всего вспоминают сказку. Ради динамики оттуда убрали добрую половину персонажей, а повествование заканчивается гибелью принца Лимона от пушки во время восстания. Но ничего этого нет даже в советском варианте книги. Революция в оригинале происходит абсолютно мирно. Принц позорно прячется в навозной куче, толстяк барон Апельсин становится грузчиком, сбросив лишний вес. А синьор Помидор, отсидев в тюрьме, трудится садовником в замке графинь. Главный злодей и враг Чиполлино становится полезным членом общества.

Морковь — агент ЦРУ

В этом вся философия Родари. Среди прототипов сказки были реальные сицилийские бароны, а в образе сыщика Моркоу он вывел Джеймса Энглтона, представителя ЦРУ в Италии, который сыграл важную роль в недопущении коммунистов к власти после войны. И все же никого из героев в суп не бросили, на ломти не постругали. Писатель искренне верит в благоразумие людей, которые просто обязаны договориться. Бурый Медведь, еще один изъятый из мультфильма персонаж, рассказывает главному герою, что он «слышал от стариков, будто когда-то в лесу все жили в мире».

— Когда-нибудь мы все станем друзьями, — ответил ему Чиполлино. — Люди и медведи будут вежливо обращаться друг с другом и при встречах снимать шляпы.

Будучи убежденным пацифистом, Родари на одном из детских международных кинофестивалей воспротивился тому, что главный приз хотели присудить советскому вестерну «Неуловимые мстители».

— Там же дети убивают! — возмутился он. И его послушали.

Своей знаменитой сказкой итальянский писатель предупреждает: если власть поддерживает только богачей, сокращает социальные нужды и обижает стариков — все кончится плохо. Так стоит ли до этого доводить? Тем более что в реальной жизни сказочных хеппи-эндов не бывает. Так что мудрую книгу «Приключения Чиполлино» лучше бы вернуть в список внеклассного чтения, откуда она исчезла после захвата власти в России нынешними.

автор

Почему в России запретили спектакль про «Чипполино», в чем была суть запрещенного спектакля?

Краткое содержание статьи:

  • В Москве запретили спектакль «Чиполлино»
  • Нежелательная политическая сатира
  • «Чиполлино» запретили в России: фейк или правда?
  • Мнения относительно запрета
  • Нездоровый ажиотаж вокруг детской постановки
  • Видео: настоящие причины запрета спектакля «Чиполлино»

В России любой запрет в сфере культуры носит достаточно болезненный характер. Оно и понятно, ведь актеры вкладывали старания и душу, а зрители сразу видят в этом проявление цензуры со стороны государства. Одним из последних событий подобного рода является запрет юношеского сатирического спектакля, в основе которого лежит небезызвестная детская повесть «Чиполлино».

Почему запретили Чиполлино??

В Москве запретили спектакль «Чиполлино»

Международный театральный фестиваль, в котором участвуют актеры-подростки, прошел в ноябре 2019 года. Он проводится регулярно вот уже 16 лет подряд и должен был стать рядовым культурным событием для столицы.

В этом году фестиваль «Молодые – молодым» стал известен практически на всю страну по весьма деликатной причине. Александр Таттари, который руководит студией «Классики», решил поставить спектакль под названием «#Рябчиковжуй #Новыдержитесь».

Несмотря на немного провокационное название, спектакль был придуман по мотивам повести «Чиполлино» и в целом практически не содержал параллелей с современной политикой.

Постановка прошла предварительное согласование и даже была анонсирована на афише перед открытием фестиваля. Буквально за три дня до выступления спектакль отменили.

Для Таттари и его учеников это стало неожиданностью. Он сказал в интервью: «Директор ЦК «Сцены», где должен был проходить фестиваль, позвонила и сообщила о своем намерении запретить наш спектакль. Она объяснила это тем, что подобное не стоит демонстрировать на государственной сцене. Ведь у многих сотрудников центра культуры есть семьи, кредиты и они не могут рисковать своими рабочими местами. Директор извинилась и пообещала сделать выговор тем, кто дал предварительное разрешение на спектакль, хотя ее личная подпись стояла на приглашении».Александр Таттари- «Чиполлино» запретили

Руководитель Лианозовского театра Наталья Егорова, под чьим руководством работает студия А. Таттария, отправила руководителю ЦК Анжелике Петровой официальный запрос по поводу причины запрета. Мотивы в общих чертах были те же и связаны с неприемлемостью политических тем на государственных мероприятиях.

Егорова считает, что вряд ли стоит говорить о цензуре «сверху». Скорее всего, имеет место страх чиновника мелкого ранга за свою должность и его желание перестраховаться.

Нежелательная политическая сатира

Егорова и Таттари считают запрет постановки несправедливой. Спектакль действительно содержит злободневные для России социальные проблемы. Но при этом среди намеков на текущие политические реалии там лишь пара безобидных фраз:

  • «Кур нет, но вы держитесь!». Аллюзия на слова Медведева, которые стали невероятно популярны в народе;
  • «Национализация, экспроприация, реновация!». Именно это говорят возмущенные герои спектакля, когда у Тыквы забирают дом.

В остальном канва сюжета соответствует оригинальной повести Родари.

Можно лишь предположить, что руководители мероприятия действительно увидели всего в нескольких строках монолога «острую» политическую сатиру. Но данный жанр не запрещен в России.

К тому же сам режиссер не ставил целью выразить свое политическое мнение. Это подростковый спектакль, школьники понимают многие политические процессы и вряд ли будут шокированы, вновь услышав шутку про слова Медведева или реновацию в столице.Запрещенный спектакль Чиполлино

«Чиполлино» запретили в России: фейк или правда?

Официального запрета на постановки спектаклей по мотивам «Чиполлино» в России нет. Просто произошедший недавно единичный подобный случай на театральном фестивале был воспринят многими людьми крайне негативно.

Некоторые даже на полном серьезе посчитали, что данный спектакль под строжайшим запретом буквально на всех сценах страны.

Действия чиновницы, не разрешившей постановку, можно оправдать следующими факторами:

  1. Театральный фестиваль организовывается на государственные средства. Вполне понятны сомнения организаторов по поводу наличия в одной из постановок политической сатиры, связанной с действующей властью;
  2. Мероприятие было ориентировано на юную аудиторию;
  3. Спектакль ставился Александром Таттарии лишь по мотивам «Чиполлино». Никто не запрещает организовывать спектакли по оригинальному произведению Родари.

спектакль чиполлино в Театре

Мнения относительно запрета

Скандал вокруг детской постановки вызвал бурю обсуждений не только в культурной среде. Некоторые известные люди и политические силы также затронули данную тему:

  • Дмитрий Киселев в запрете спектакля не видит «решения сверху» и уж тем более государственной цензуры. Телеведущий предположил, что это личное решение руководителя творческой площадки и оно не обязательно продиктовано политическими причинами;
  • Глава комиссии Мосгордумы Герасимов считает запрет недопустимым, а сам спектакль он назвал вполне безобидным;
  • КПРФ уверена в том, что в решении чиновников есть политические мотивы. Коммунисты считают подобные запреты абсурдными, особенно когда дело касается обычной сказки.

студия Александр Таттари

Нездоровый ажиотаж вокруг детской постановки

В планах Александра Таттари было продолжить радовать зрителей постановкой в своей студии. Ведь жаль сводить на нет труды молодых актеров на репетициях.

К сожалению, режиссер затем был вынужден полностью отказаться от этой идеи. После сложностей на столичном фестивале вокруг спектакля возник большой ажиотаж. Юные актеры не хотели бы такой сомнительной славы, поэтому в студии Таттари пока что решили больше не демонстрировать многострадальный спектакль зрителям.

Режиссер также устал от внимания журналистов. Таттари перестал давать интервью по данному поводу и решил сосредоточиться на других постановках.

Ситуация вызывает двойственные чувства у простых любителей искусства. С одной стороны видно, что проблема искусственно раздута. Вряд ли «Чиполлино» попал под каток цензуры, и теперь любые спектакли по данной повести нельзя будет увидеть в России. Но с другой стороны обидно, что организаторы фестиваля проявили излишнюю осторожность и побоялись разрешить спектакль с долей политической сатиры.спектакль Чиполлино в Москве

Видео: настоящие причины запрета спектакля «Чиполлино»

В этом ролике политолог Эдуард Маркин расскажет, почему на самом деле запретили спектакль #денегнетновыдержитесь по мотивам произведения Джадди Родари «Чиполлино»:

Началось все с того, что маразм начал крепчать и совершенно зацвел, так как В Москве запретили показ спектакля по мотивам книги Джанни Родари о Чиполлино. Так почему же запретили Чиполлино в России, давайте разберемся в этом непростом, а может быть даже не о сложном вопросе.
Теперь оказалось то, что вроде безобидные советский мультфильм оказывается разжигает рознь и ненависти в государстве. Оно и понятно, если вы помните маленький мультик, которые показывали в советском союзе, то в нем рассказывается о том, как к стороне лимония огромное количество налогов и податей, душили и без того овощное население.

Все дело в том, что героями и прототипами данного мультика являлись все овощи и фрукты. А сам главный герой чиполлино является луковицей. Такой целью данного мультфильма было задумаете заставить людей задуматься о том, сколько они могут терпеть тиранию власти. В целом данный мультик показывал иносказательно изменения в России.
То есть он показывал революцию с точки зрения обычного народа. Угнетающее народ власть была свергнута с помощью храбрых и смелых революционеров.

«Такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения…» Вот с такой формулировкой отменили спектакль!

Спектакль по мотивам повести «Приключения Чиполлино», ранее отобранный для международного фестиваля, был затем запрещён для показа. Причина — «крамольный» характер повести: «Такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения». Сотрудникам, отобравшим спектакль для фестиваля, грозит наказание… Между тем, к самому спектаклю действительно много вопросов.

Спектакль по мотивам повести был поставлен Центром театрального искусства при Московском Лианозовском театре. Его первоначально отобрали для демонстрации на XVI Международном театральном фестивале любительских театров «Молодые — молодым», который проходит в Москве с 5 по 10 ноября 2019 года. Однако затем спектакль был внезапно запрещён к показу. Об этом сообщил руководитель театральной студии Александр Таттари:

6 ноября, уже в период проведения фестиваля, поздно вечером директор ЦК «Сцена» А.В. Петрова запрещает показ спектакля… Мотивы озвучены следующие: такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения, у нас сотрудники, семьи, ипотеки, она не может рисковать, вы сами должны понимать, она приносит свои извинения. Более того, она накажет всех сотрудников, кто отобрал данный спектакль на фестиваль, хотя приглашение подписано ею лично…

Таттари добавил, что театральная студия всё равно сыграет не допущенный к фестивалю спектакль на собственной Лианозовского театра.

Однако зрители, уже сходившие на спектакль, отмечают, мягко говоря, слишком вольную режиссёрскую трактовку. По их отзывам, некоторые сцены в спектакле переиначены в антисоветском ключе. Например, сцена разрушения домика кума Тыквы сопровождается возгласами «Вот тебе национализация!» Таким способом режиссёр пытается искусственно притянуть к спектаклю тему послереволюционных преобразований.

«Чипполино» — широко известная детская повесть итальянского писателя Джанни Родари. Многократно издавалась на русском языке, по ней в 1961 году был снят мультфильм. «Чипполино» шёл в театрах, по этому произведению даже ставился балет. Несмотря на игровую и сказочную форму, повесть отличается острым сатирическим характером, изобличает несправедливость современного общества, остроумно высмеивает власть имущих, их ненасытную жадность и стремление установить тотальный контроль над обществом.

С постановками «Чипполино» в современной России казусы происходят уже не первый раз. В 2014 году столичный театр «Содружество актеров Таганки» по соображениям политической цензуры изменил концовку спектакля. Как призналась режиссёр Екатерина Королёва, в театре испугались «всяких революций», поэтому в их версии спектакля герои сказки не свергают принца Лимона, а подают ему челобитную, после чего милостивый правитель отменяет несправедливые законы. Схожая судьба постигла и сказку Александра Пушкина «О попе и работнике его Балде». В 2016 году в Армавире вышла отцензурированная версия этой сказки; в ней незадачливый представитель духовенства был благоразумно заменён купцом.

Интересно, что российские власти всё более нервно реагируют на политическую сатиру. Смех — сильное оружие против нечистых совестью и нечистых на руку. Доморощенные «синьоры Помидоры» готовы запрещать любые нелояльные спектакли, книги, песни. Но запреты отнюдь не помогут капиталистам удержать авторитет и легитимность в обществе, которое всё чаще начинает над ними смеяться.

Однако к изобличениям и высмеиванию со стороны либералов следует относиться с большой осторожностью. Ведь эти люди, как и их «антиподы» во власти, точно так же боятся и ненавидят наш народ. И либералы, и кремлёвские сидельцы едины в стремлении сохранить тот самый порядок, против которого выступал Чипполино.

Вот такие интересные новости о запретах и санкции в области цензуры сегодня происходит в России. Стоит ли ждать запрета ежика в тумане или Винни пуха, кто его знает может быть завтра до них дойдут руки ушлых чиновников и критиканов.

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Ещё интересные статьи:

Автор сайта Малов Евгений 1982 г.р.

Закончил КСК КБГУ и СГА Нальчик в 2004

Работал в газете Северный Кавказ визуальным редактором

Занимаюсь разработкой сайтов и пишу тексты

Оценить статью:

Загрузка…

Когда в 2006 году я впервые узнала о том, что мультфильм «Чиполлино» снят с проката и внесен в списки экстремистской литературы — мне не поверили. К 2008 году в этот, тогда еще тайный список попали сказки «Теремок», «Мальчиш-Кибальчиш» — вновь многие мне не поверили…
Втайне от многих еще в 2010м году был принят закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию». А может быть и не втайне. Народ ленив и не желает обращать внимания на политику. Нарастающее протестное движение заставило госдеятелей притормозить этот закон, но в 2012 году ГосДума уже в открытую заявила, что этот закон вступил в силу с 1 сентября 2012 года. Но поскольку 2012й год вновь всколыхнул народные массы, его попридержали. Но теперь, когда  приняты все надлежащие законы. жестко пресекающие любые народные выступления, режим Путина не стесняясь приказал полностью изъять с 1 сентября 2014 года всю детскую экстремистскую литературу. И русскоговорящие дети уже не увидят и не смогут прочитать массу интереснейших и важных для миропонимания сказок. Еще бы! ведь они воспитывают в детях экстремизм, т.е. вольнодумие.

Итак, Список вредоносных литературных произведений,запрещённых для распространения среди детей, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившему, в силу 1 сентября 2012 года, но отложенному до 1 сентября 2014 года:

Литература полностью запрещённая для прочтения детьми всех возрастов

Название произведения

Предмет запрета

Основание запрета

«Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен целиком Ст. 5, п.2.4. Информация отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям.
«Расмус Бродяга» Астрид Линдгрен целиком Ст. 5, п.2.2. Информация способная вызвать у детей желание заниматься бродяжничеством.
«Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен целиком Ст. 5, п.2.2. Информация способная вызвать у детей желание заниматься бродяжничеством.
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марк Твен целиком Ст. 5, п.2.2. Информация способная вызвать у детей желание заниматься бродяжничеством.
Сказка о попе и о работнике его Балде Сцена убийства попа Балдой Для группы 16+: изображение или описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни при условии, что выражается сострадание к жертве.
Не выополняется условие выражения сострадания к жерстве.
Сказка о золотом петушке Сцена убийства Додона петушком Для группы 16+: изображение или описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни при условии, что выражается сострадание к жертве.
Не выополняется условие выражения сострадания к жерстве.

Список литературных произведений, запрещённых к прочтению детьми до 6 лет

Название произведения

Предмет запрета

Основание запрета для возрастной группы до 6 лет

«Иван-царевич и серый волк» — рус.нар. Сцены воровства коня, Елены Прекрасной и др. Разрешено только с 6 лет — информация содержит не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодические изображение или описание этих действий или преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
«Колобок» — рус.нар. Физическое насилие над Колобком в эпизоде съедения Колобка Лисой Информация содержащая оправданные ее сюжетом эпизодические ненатуралистическое описание физического насилия при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия.
Не выполняется уловие торжества добра над злом.
«Теремок» — рус.нар. Сцена нападения на теремок лисы, волка и медведя. Разрешено только с 6 лет — информация содержит не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодические изображение или описание этих действий или преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Список литературных произведений, запрещённых к прочтению детьми до 12 лет

Название произведения

Предмет запрета

Основание запрета для возрастной группы до 12 лет

«Волк и семеро козлят» — рус.нар. Описание смерти волка Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни при условии, что выражается отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Гуси-лебеди» — рус.нар. Описание похищения детей гусями Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«Дюймовочка» Г.-Х.Андерсен Насильственное удержание Дюймовочки мышкой, принуждение к вступлению в брак Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Марья Моревна» — рус.нар. Насильственное удержание Марьи Кощеем Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Маша и медведь» — рус.нар. Насильственное удержание Маши медведем Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Морозко» Насилие над младшей дочкой, сцены замораживания девушки в морозную погоду Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«По щучьему веленью» — рус.нар. Совершение Емелей антиобщественных поступков Информация содержит не побуждающие к совершению антиобщественных действийэпизодические изображение или описание этих действий при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Не вополняется условие осуждения — Емеля представлен как полностью положительный персонаж.
«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин Насильственое заточение царицы и Гвидона в бочку Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша…» А.Гайдар Сцены насилия над Мальчишом-Кибальчишом, и описание его убийства Разрешено только с 12 лет — информация содержи эпизодические изображение жестокости и насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«Снежная королева» Г.-Х.Андерсен Насильственное удержание Снежной королевой Кая Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Царевна-лягушка» — рус.нар. Насильственное удержание Василисы Кощеем Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Цветик семицветик» В.П.Катаев Описание мальчика Вити, который не может ходить. Информация содержащая кратковременные и ненатуралистические описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства.
Не выполняется условие за исключением тяжелых заболеваний — мальчик Витя не может ходить.
«Чиполлино» Д.Родари Насильственные действия стражи в отношении семьи Чиполлоне Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.

Список литературных произведений, запрещённых к прочтению детьми до 12 лет

Название произведения

Предмет запрета

Основание запрета для возрастной группы до 12 лет

«Волк и семеро козлят» — рус.нар. Описание смерти волка Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни при условии, что выражается отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Гуси-лебеди» — рус.нар. Описание похищения детей гусями Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«Дюймовочка» Г.-Х.Андерсен Насильственное удержание Дюймовочки мышкой, принуждение к вступлению в брак Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Марья Моревна» — рус.нар. Насильственное удержание Марьи Кощеем Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Маша и медведь» — рус.нар. Насильственное удержание Маши медведем Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Морозко» Насилие над младшей дочкой, сцены замораживания девушки в морозную погоду Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«По щучьему веленью» — рус.нар. Совершение Емелей антиобщественных поступков Информация содержит не побуждающие к совершению антиобщественных действийэпизодические изображение или описание этих действий при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Не вополняется условие осуждения — Емеля представлен как полностью положительный персонаж.
«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин Насильственое заточение царицы и Гвидона в бочку Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша…» А.Гайдар Сцены насилия над Мальчишом-Кибальчишом, и описание его убийства Разрешено только с 12 лет — информация содержи эпизодические изображение жестокости и насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«Снежная королева» Г.-Х.Андерсен Насильственное удержание Снежной королевой Кая Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Царевна-лягушка» — рус.нар. Насильственное удержание Василисы Кощеем Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Цветик семицветик» В.П.Катаев Описание мальчика Вити, который не может ходить. Информация содержащая кратковременные и ненатуралистические описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства.
Не выполняется условие за исключением тяжелых заболеваний — мальчик Витя не может ходить.
«Чиполлино» Д.Родари Насильственные действия стражи в отношении семьи Чиполлоне Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию.

Список литературных произведений, запрещённых к прочтению детьми до 6 лет

Название произведения

Предмет запрета

Основание запрета для возрастной группы до 16 лет

«Кот в сапогах» Ш.Перро Сцена вероломного убийства Котом волшебника Для группы 12+: информация содержащая описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни, что выражается в сострадании к жертве.
Не выполняется условие выражения сострадания к жертве и отрицательное, осуждающее отношение насилию.
Автор не выражает сострадания к убитому волшебнику.
«Красная Шапочка» Ш.Перро Сцена убийства волка Для группы 12+: информация содержащая описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни, что выражается в сострадании к жертве.
Не выполняется условие выражения сострадания к жертве и отрицательное, осуждающее отношение насилию.
Автор не выражает сострадания к убитому волку.
«Сказка о Попе и работнике его Балде» Сцена физического насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни Попа его работником Балдой Для группы 12+: информация содержащая описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни, что выражается в сострадании к жертве.
Не выполняется условие выражения сострадания к жертве и отрицательное, осуждающее отношение насилию.
Автор не выражает сострадания к убитому волшебнику.
Автор не выражает сострадания к убитому Попу.

Список фильмов, к которым должен быть ограничен доступ детей

  • «Аленький цветочек» мульт. (6+)
  • «Летучий корабль» мульт. (6+)
  • «Бременские музыканты» мульт. (12+)
  • «Без семьи» (12+)
  • «Голубой щенок» мульт. (12+)
  • «В синем море, в белой пене…» (12+)
  • «Гостья из будущего» (12+)
  • «Ивашка из Дворца Пионеров» мульт. (12+)
  • «Том и Джерри» мульт. (12+)
  • «Ну, погоди» мульт. (12+)
  • «Королевство кривых зеркал» (12+)
  • «Кащей бессмертный» (12+)
  • «Мио, мой Мио» (12+

Список фильмов, запрещённых к показу детям до 6 лет

Название фильма

Предмет запрета

Основание запрета для возрастной группы до 6 лет

«Аленький цветочек» мульт. Сцена крушения купеческого корабля Разрешено только с 6 лет — информация содержит ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику.
«Летучий корабль» мульт. Сцена вороства корабля Полканом Разрешено только с 6 лет — информация содержит не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодические изображение или описание этих действий или преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Список фильмов, запрещённых к показу детям до 12 лет

Название произведения

Предмет запрета

Основание запрета для возрастной группы до 12 лет

«Бременские музыканты» мульт. Сцена нападения музыкантами на короля Для группы 6+ — информация содержит не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодические изображение или описание этих действий или преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Автор не осуждает музыкантов за антиобщественное поведение.
«Без семьи» Сцена наказания в детксом приюте Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«Голубой щенок» мульт. Сцены насильственного похищения и удержания щенка пиратом Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«В синем море, в белой пене…» Сцены насильственного похищения и удержания мальчика подводным царём Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«Гостья из будущего» Сцены насильственного похищения и удержания Коли Герасимова космическими пиратами Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.
«Ивашка из Дворца Пионеров» мульт. Сцены насильственного похищения и удержания Вани Бабой Ягой Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Том и Джерри» мульт. Многочисленные сцены насилия в отношении Джерри со стороны Тома, и в отношении Тома со стороны Джерри Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Ну, погоди» мульт. Многочисленные сцены насилия в отношении зайца со строны волка Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Королевство кривых зеркал» Сцена избиения Гурда стражниками Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Кащей бессмертный» Сцены насильственного похищения и удержания Василисы Премудрой Бабой Ягой Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию.
«Мио, мой Мио» Сцены насильственного удержания Мио рыцарем Като; описание насильственного похищения детей рыцарем Като Разрешено только с 12 лет — информация содержит эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию.

А вот пример того, как предупреждают родителей, объясняя им суть мультфильма:

Месть кота Леопольда

Предвидим смешки недалёких читателей: «Как можно обсуждать поведение животных из мультфильма!». Но для ребёнка любые сказочные персонажи являются реальными и живыми, более того для ребёнка сказка – это не просто занимательная история, а модель поведения, которую ребёнок запомнит и будет применять в жизни.
Суть истории «Месть кота Леопольда» такова: у кота был конфликт с мышатами, предприняв несколько слабых (откровенно вялых) попыток уладить конфликт, кот решил его с помощь грубой силы.
Что вынесет ребёнок из этой истории?
Как и из любой сказки, ребёнок выносит для себя модель поведения «хорошего» персонажа. А «хорошим» в данной истории выведен кот.
При возникновении конфликта Леопольда даже не пытается переубедить мышат, воздействовать на них с помощью слов. Его невербальная реакция весьма вялая и неубедительная: он просто отмахивается от мышат словами «Давайте жить дружно», даже не пытаясь разобраться в ситуации или вступить в переговоры со своими обидчиками. Вместо того, что бы разрешить ситуацию мирно, он тупо применяет физическую силу, причём его ответ явно неадекватен.
Нетрудно предугадать, какой вывод сделает ребёнок: не нужно путаться договариваться цивилизованным путём, все конфликты можно решить с помощью грубой силы.

ПРИНИМАЙ ТАБЛЕТКИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ – ТЕМ ЛУЧШЕ

Как ни пагубно влияние на психику ребёнка постулата о том, что только грубая сила решает все конфликты – в конце концов такую манеру поведения родители как-то смогут скорректировать. Гораздо опаснее мысль о том, что лекарства можно принимать в любых дозах, и чем больше таблеток выпить – тем лучше.
В истории «Месть кота Леопольда» доктор прописывает коту таблетки «Озверин», и предупреждает, что принимать их можно по одной в день.
Вместо этого кот принимает все таблетки сразу – и от этого ему становится только лучше. То есть, нарушив предписания врача, и многократно превысив прописанную дозу кот добивается нужного эффекта сразу, и только выигрывает от этого.
Нетрудно догадаться, какой вывод сделает ребёнок из этой истории: что бы выздороветь – нужно принять как можно больше таблеток.

А теперь представьте, что будет если реальный ребёнок так и сделает? Счастье родителей, если передозировка будет от «Аскорбинок», а если это будут жаропонижающие средства, снотворные препараты?
Тогда у ребёнка есть все шансы оказаться в морге!

И к таким печальным последствиям приведёт его с виду безобидный мультфильм.

Или вот еще пример:

Мультфильм «Возвращение блудного попугая, часть 3» содержит откровенную сцену суицида.
Герой мультфильма – довольно весёлый, хотя и непослушный попугай Кеша –попадает в разные переделки, и каждый раз выбирается из них целым и невредимым.
Да, можно посмеяться над бегством попугая из дома (бродяжничество), можно посмеяться над тем, как он упал в колодец, как неумело управлял трактором – в конце концов некоторые дети действительно совершали нечто подобное.

Но есть в мультфильме сцена, задумав повторить которую ребенок, скорее всего, умрёт, и на сей раз умрёт по-настоящему.
Это сцена, в которой попугай решил повеситься. Он делает петлю, привязывает её, подставляет табуретку, и затем, выбив опору, долгое время «смешно» трепыхается, задыхаясь в петле. При этом окружающие даже не пытаются спасти его (по крайней мере, в мультфильме это не показывается), а только с интересом и с усмешкой смотрят на то, как попугай болтается в петле.

Что вынесет ребёнок из этого мультика? Убеждение в том, что вешаться – это очень весело? Что забавно повеситься на глазах у окружающих? Что очень интересно досмотреть до конца, как вешается твой товарищ?
Представьте, что ваш ребёнок захочет повторить увиденное. Всё, что происходило до этого в мультике повторить можно: и побег из дома, и пляски во дворе, и падение в воду – тотального вреда здоровью это не причинит.
Но вот ребёнок задумает повторить сцену повешения – как вы думаете, чем это закончится? Даже если при этом будут присутствовать его друзья – они будут, подражая героям мультика, просто смотреть как ваш ребёнок болтается в петле и зовёт на помощь. Вынуть задушенного ребёнка из петли его сверстники, скорее всего, сразу не смогут. А когда вынут – кто из них сможет оказать вашему ребёнку медицинскую помощь?

Словом, подражая своему любимому герою, который так похож на него самого, ваш ребёнок просто простится с жизнью.
Ведь в мультике это выглядело так забавно!

——————————-
У меня просто нет слов, чтобы прокомментировать этот дебилизм, демонстрирующий полное незнание детской психологии. Закон откровенно вредный, мерзкий и подлый по своей сути.
На фоне разборок, убийств, взрывов и сцен необузданного насилия с экранов ТВ, которые транслируются в самое смотримое время, запрещать «Ну,погоди», потому что волк курит — это сравнимо только с тем, что ГоДума в полном составе является коллективным пациентом психбольницы.

Россия окончательно превратилась в страну жуткого Зазеркалья, где черное теперь должно быть белым, а белое — черным.

И не родился еще тот малыш, который при всех крикнет:

— А король-то — голый!

Руководитель театральной студии «Классики» Александр Таттари сообщил, что директор московского центра культуры «Сцена» Анжелика Петрова запретила показывать ранее согласованный спектакль «#Рябчиковжуй #Новыдержитесь» по мотивам повести Джанни Родари «Чиполлино». Об этом Таттари написал на своей странице в Facebook*.

Спектакль, в котором играют подростки, должны были показать 9 ноября в рамках международного театрального фестиваля любительских театров «Молодые — молодым» на площадке «Сцены». Постановка была согласована и включена в репертуар фестиваля, театральная студия получила официальное приглашение. Однако, как рассказывает Таттари, 6 ноября Петрова позвонила ему и заявила, что спектакль отменяется.

«Мотивы озвучены следующие: такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения, у нас сотрудники, семьи, ипотеки, она не может рисковать, вы сами должны понимать, она приносит свои извинения. Более того, она накажет всех сотрудников, кто отобрал данный спектакль на фестиваль, хотя приглашение подписано ею лично», — написал режиссер.

Художественный руководитель Московского Лианозовского театра (при нем функционирует театральная студия Таттари) Надежда Егорова рассказала Znak.com, что жанр спектакля — сатирический памфлет. Участвующие в постановке подростки одеты в жилеты как у протестующих в Европе.

«Они работают по тексту „Чиполлино“. Это злободневное актуальное произведение. Мы в этом не виноваты. Есть всего два вкрапления, которые касаются российских реалий. Есть строчка „кур нет, но вы держитесь“. А второй момент — это когда отбирают домик у Тыквы. На это подростки говорят „девальвация, национализация, экспроприация, реновация“. Вот и вся острота, о которой в данном случае можно говорить, в остальном — текст Родари», — пояснила Егорова.

Она отметила, что в «Чиполлино» показывается несправедливость, но никаких призывов к чему-то в спектакле нет. «Да, сюжет остросоциальный, актуальный для России. Мы направили официальный запрос по поводу причин запрета, но, конечно, никто нам не скажет, что это политическая цензура. Просто мелкий чиновник перестраховался», — добавила собеседница Znak.com.

Александр Таттари заявляет, что создатели спектакля не ставили себе цели поддерживать какое-либо политическое движение, при этом он напоминает, что официально политическая сатира в России еще не запрещена. Теперь спектакль будут показывать на площадке театральной студии «Классики».

В Москве отменили детскую «экстремистскую» постановку «#рябчиковжуй #новыдержитесь» Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

Пока вся страна обсуждала заявление Максима Галкина о цензуре на телевидении, как-то особняком прошла новость о запрете спектакля «#рябчиковжуй #новыдержитесь» детской студии «Классики» при Лианозовском театре, поставленном по мотивам повести «Приключения Чиполлино». Ребята хотели выступить на фестивале «Молодые — молодым», однако внезапно узнали, что им с таким репертуаром там не рады. Как результат — показы отменены вообще. Запугали, затравили — тут же сделали вывод зрители. Однако телеведущий Дмитрий Киселев считает, что ни о какой цензуре не может быть и речи. Организаторы фестиваля просто передумали. Так бывает!

О том, что спектакль запрещен к показу, его режиссер Александр Таттари узнал за несколько дней до намеченного выступления в телефонном разговоре с руководителем Центра культуры «Сцена» (где и проходил фестиваль) Анжеликой Петровой. А после — сообщил об этом на своей странице в Facebook.

«Мотивы озвучены следующие: такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения, у нас сотрудники, семьи, ипотека. Она не может рисковать, вы сами должны понимать, она приносит свои извинения, — написал постановщик. — Более того, она накажет всех сотрудников, кто отобрал данный спектакль на фестиваль, хотя приглашение подписано ею лично».

По мнению Таттари, в работе ребят не было ничего крамольного. Создатели спектакля не занимаются политикой и не ставили перед собой цели поддерживать какое-либо движение. Да, это сатирический памфлет, но что с того? Подростки не виноваты в том, что актуальность «Чиполлино» растет день ото дня! А чтобы подтвердить свои добрые намерения, режиссер пригласил членов жюри фестиваля на открытые показы 12, 15 и 19 ноября.

Что происходит дальше? Спустя несколько дней становится известно, что этих спектаклей тоже не будет. На вопрос Daily Storm, есть ли какие-то новости о судьбе постановки, Таттари отвечает, что мероприятия отменены в связи с нездоровым ажиотажем. Почему? В проекте играют несовершеннолетние. Ни сами дети, ни родители не хотят, чтобы их обсуждали в федеральных СМИ, тем более в контексте такой ситуации.

Вообще, понять участников студии можно: они испугались и решили не нагнетать обстановку до предела. Впрочем, как и руководители площадки. Чего стоит вынесенная в заголовок спектакля фраза «Но вы держитесь», которая, по всей вероятности, должна мигом отсылать к словам Дмитрия Медведева, что денег нет! Здесь же и Владимир Владимирович. Только не Путин, а Маяковский, со своим знаменитым: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй». Да и сама сказка… Если хорошенько вспомнить, события повести «Приключения Чипполино» происходят в полицейском государстве под гнетом принца Лимона, который требует от его жителей уплаты все новых и новых налогов и лишает их гражданских прав. В финале произведения даже происходит революция. Мирная, но все же. 

А вот телеведущий Дмитрий Киселев, наоборот, не видит в этой ситуации ничего крамольного. Женщина, которая решила судьбу постановки, считает он, скорее всего, ориентировалась исключительно на личные ощущения.

«Я не знаю, чего они там все боятся, — говорит Дмитрий в беседе с Daily Storm. — Но это же не государство им позвонило, а руководитель площадки. Я как организатор джазового фестиваля тоже могу сказать, что вот это мне нравится, а это нет. А, например, Богомолов?! Когда он говорит: «Это мы делаем, а это не даем» — это что, цензура?!»

«Но есть одно но: спектакль уже прошел отбор и документ об этом был заверен подписью той самой руководительницы…» — говорим мы.

«Подпись? Ну и что? — парирует Киселев. — Богомолов тоже может сначала согласиться, а потом передумать. Он творческий человек, и это его творческий поиск, как и везде в мире». 

Если Киселев считает, что дело совсем не в цензуре, то худрук Московского академического театра Сатиры Александр Ширвиндт вообще не решается давать какие-либо оценки.

«Я не знаю, в чем суть, какова степень крамолы. Не знаю, в чем содержание спектакля и что им инкриминируют. Надо понять, что их напугало», — говорит он. Но звучит жутковато: «что им инкриминируют». Напомним, им — это ребятам из детской театральной студии!

Казусы с «Чиполлино» случаются уже не первый раз. Например, в 2014 году в московском Театре на Таганке из сюжета этой же музыкальной сказки убрали фрагмент, в котором происходит революция. Как объясняла режиссер постановки Екатерина Королева, она испугалась появления подобных мыслей в детских умах, поэтому переворот совершался лишь в головах героев. В итоге вместо того чтобы восстать против принца Лимона, как это было у автора, овощи пошли к нему на поклон, а он так расчувствовался, что тут же забыл про все свои несправедливые приказы. Страшно подумать, вспоминали зрители, что было бы с Джанни Родари, узнай он о такой интерпретации!

  • Почему марья кирилловна отказалась от помощи дубровского сочинение
  • Почему замерз упрямый тролль из сказки чудесное путешествие нильса с дикими гусями
  • Почему маршак назвал пушкинскую сказку прямой наследницей сказки народной
  • Почему закончилось наивная очаровательная сказка любви
  • Почему мария кирилловна отказалась от помощи дубровского сочинение