Почему животные стали героями сказок

Культура.РФ

Культура.РФ

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?

Животные выступали в сказках чаще как «волшебные помощники».

Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.

Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.

В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки «Лиса-повитуха», «Кот, петух и лиса», «Волк в гостях у собаки», «Терем мухи». Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10% сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз).

В эпоху первых земледельческих государств появились волшебные сказки. В них центральное место отводилось человеку, а животные выступали уже лишь как «волшебные помощники» главного героя. Советский фольклорист Владимир Пропп отнес волшебные сказки к эпохе отмирания устаревших охотничьих обрядов. Прежние тайные знания перестали быть ценностью, и их стали рассказывать под видом сказок.

Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.

Владимир Аникин, «Русская народная сказка»

Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло. Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания. Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания».

Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей. Победить его под силу лишь избранному герою. В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».

Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.

Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа. Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть. <…> …Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником. <…> Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ. А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.

Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство.

О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых. Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы. Победил змея и блаженный князь Петр Муромский. Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей. Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого. Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.

Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони. Разные народы следовали особому обряду кормления орла. Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали. Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились. «Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь». После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами. В сказке «Сивка-бурка» Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки. Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.

Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?« «Плюнуть не успеешь!« Сел на того коня и очутился на своей земле». Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.

Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.

Виктор Васнецов. Сивка-бурка. 1926

Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Бой Ивана-царевича со змеем. 1912

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». 1899

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о золотом петушке». 1906

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 1908

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 1930

Частное собрание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №76»

Животные — носители определённых человеческих качеств в сказках и баснях

                                                                Выполнил

Ученик 5 «А» класса

                                                                            Фарманчук Артем

                                                                          Руководитель

                                                                               Учитель биологии

                                                                                Федосова Елена

Николаевна

Новокузнецк

2015

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение                                                                                                               3

II Сказки о животных, их особенности и разновидности                                  5

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках           8

     III.I Лиса в сказках о животных                                                                       9

     III.II Волк в сказках о животных                                                                    12

     III.III Медведь в сказках о животных                                                             14

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках         15

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера 17

Библиография                                                                                                         19

I Введение

На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов животных в русских народных сказках, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких работах В.Я. Проппа как «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка» и «Морфология волшебной сказки», Э.В. Померанцевой «Судьбы русской сказки», В.П. Аникина «Русская народная сказка» дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки. Книги О.М. Ивановой-Казас «Мифологическая зоология» (словарь) и Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса» помогают подробно рассмотреть наиболее известных героев сказок о животных и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами.

Также стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть.

Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточно внимания, но литературы, объясняющей роль их существования в сказках о животных недостаточно, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Цель: Описать героев русских народных сказок и басен о животных.

Задачи:

Исследование русской народной бытовой сказки и её героев-животных.

Создание сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки, басни через необходимость существования героев-животных.

Предмет исследования:

Русские народные сказки и басни о животных.

Объект исследования:

Герои-животные русских народных сказок, басен.

Методы:

Теоретический метод

Метод анализа

Метод анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования:

Русские народные сказки и басни о животных.

II Сказки о животных, их особенности и разновидности

В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема различия сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери («Лиса и журавль», «Лиса, заяц и петух», «Лиса-повитуха», «Лиса и дрозд», «Волк-дурень» и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди — объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека («Волк у проруби», «Собака и волк», «Мужик, медведь и лиса» и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, — лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных — человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типов сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме («Теремок», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне («Волк и лиса»); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие политическую форму («Повесть о Ерше Ершовиче»).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных («Звери в яме», «Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лиса-исповедница» и др.); Сказки о диких и домашних животных («Собака и волк», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др.); Сказки о человеке и диких животных («Лиса и ее хвост», «Мужик и медведь», «Медведь — липовая нога», «Лисичка со скалочкой» и др.); Сказки о домашних животных («Коза лупленная», «Лошадь и собака» и др.); Сказки о птицах и рыбах («Журавль и цапля», «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба» и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях («Лиса и рак», «Теремок», «Колобок», «Солнце, мороз и ветер», «Война грибов» и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц — журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц — гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей — это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк — как жадный и недогадливый серый дурак, вечно попадающий впросак; медведь — как глупый властитель, лесной гнет, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы — как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией, которая отличается ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…». Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках

В данной работе я проводил исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных — лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой — женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы.

Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

III.I Лиса в сказках о животных

Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы – «Сказка о лисице и волке».

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели — еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем — «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса — медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому – «Колобок». Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке «Лиса и дрозд». Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим — отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

III.II Волк в сказках о животных

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк — это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют («Лисичка-сестричка и Волк», «Волк и Коза», «Волк-дурень», «Зимовье зверей»). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличие от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость — глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности — вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка — сказка «Волк и семеро козлят». Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он — их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала — волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В «Сказке про волка и лису» волк предстает перед читателями немного в другом образе — глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк — в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке «Как лиса шила волку шубу». Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден — вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

III.III Медведь в сказках о животных

Нельзя не упомянуть и о таком герое сказок, как медведь, который представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь») или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь – липовая нога»). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках

Мною также проанализированы положительные персонажи-животные в русских народных сказках, которые представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти персонажи метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.

Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке «Кот и лиса» кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку «Кот – серый лоб, козел да баран», в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.

Петух в сказках представляется нам с двух сторон. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок – золотой гребешок» – петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это характеризует его, как слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная перемена образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).

Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики» и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки – и репку помогает вытащить («Репка»), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера

В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, продажность и многое другое. И, зачастую, таким образом, в сказках именно благодаря присутствию животных, в простом содержании спрятаны такие идеи, которые составляют суть морального кодекса народа. Те сюжеты, которые разворачиваются в сказках о животных, являются некой инсценировкой реальных жизненных ситуаций. Неспроста таким сказкам присуща нравственно-поучительная роль, ведь их герои олицетворяют определенные человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем — трусливого, волком — глупого. Сказки о животных — притчи, которые показывают читателю, что в почете, а что нет.

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка — это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, потому что иногда животные в конце сказки становится более нравственным, проходя через определенные нравоучительные испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется мораль. В русских народных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых привело к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь — крик, поведение — повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жадности, медведь — доверчивости, а заяц — трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, ведь в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Особую роль животное играет не только в народных сказках, но и в баснях. Обращаясь к басням Крылова, можно видеть, что животное в них иногда вызывает смех, иногда нет. В таких баснях, как «Волк и ягненок», «Лев и мышь», «Волк на псарне», и в целом ряде других басен животные не смешны. Но вот возьмем басни «Мартышка и очки», «Лягушка и вол», «Квартет» и многие другие — и нам уже делается весело. В образе вертлявой обезьяны, надутой от спесивости лягушки, бестолковых мартышки, осла, козла и медведя мы легко узнаем людей со всяческими их недостатками.

Библиография

1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», М., 2010.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

4. Иванова-Казас О.М. Мифологическая зоология (словарь), СПб, Филологический факультет, 2004.

5. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.

6. Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра. Л., 1928.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.

8. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98.

9. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

10. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки, М., 1965.

11. Сказки о животных, Тула, 2000.

12. Сказки о зайцах, Тюмень, 1959.

13. Сказки про лису, пересказали О. Капица и А. Толстой для детей дошкольного возраста, Л., 1970.

14. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. http://feb-web.ru/feb/feb/atindex/atindx01.htm#

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»»

МБОУ «Шербакульская средняя общеобразовательная школа №1»

XLIX

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодёжи

Тема: «Характеры животных-героев русских народных сказок»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: филология 1-4 класс

Выполнила:

ученица 1 класса

МБО «Шербакульская СОШ №1»

Хасенова Салтанат Армановна

Научный руководитель:

МБОУ «Шербакульская СОШ №1»

Геккель Ирина Викторовна

Шербакуль — 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………

3

Какие сказки относятся к сказкам о животных ……………………….

4

Дикие и домашние животные — герои русских народных сказок ……

4

Сравнительная характеристика животных в сказках и в природе …..

5

Заключение……………………………………………………………..

9

Список использованных источников ……………………………….

10

Введение

Сказки любят все: и взрослые, и, особенно, дети. Секрет в том, что в сказках всегда побеждает добро, торжествует справедливость. Все сказки принято делить на народные и литературные (имеющие автора). Героями сказок бывают люди, предметы, животные, выдуманные сказочные существа. Предметом данного исследования являются русские народные сказки о животных. Это сказки, которые были придуманы людьми ещё до появления письменности, и в которых главными действующими лицами являются звери, птицы, насекомые. Животные в этих сказках ведут себя как люди: говорят, совершают поступки, чувствуют, ссорятся и мирятся.

Слушая и читая сказки, я заметила, что в разных сказках одни и те же герои-животные имеют примерно одинаковые характеры. Так почти во всех сказках лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый и беспомощный, петух – любопытный и отважный. Мне стало интересно, а почему животных в сказках наделили именно этими качествами. Возможно, что в природе они обладают повадками, которые позволили людям считать их именно такими.

Цель данного исследования: изучить характеры животных-героев русских народных сказок, сравнить их с прототипами-животными в природе.

Задачи исследования: 1) Выбрать русские народные сказки о животных, выявить характеры их героев.

2) Изучить материал о жизни и повадках животных-прототипов в энциклопедических источниках.

3) Сравнить характеры сказочных и настоящих животных.

Предмет исследования: русские народные сказки о животных.

Объект исследования: животные – герои русских народных сказок.

Гипотеза: Животные-герои русских народных сказок наделены чертами характера, которые есть у настоящих животных-прототипов в природе.

Какие сказки относятся к сказкам о животных

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять» — «рассказывать». Среди простого народа были талантливые сказочники, которые придумывали и рассказывали сказки. До появления письменности эти сказки пересказывали друг другу. Позже сказки записали, но кто их придумал уже было неизвестно. Поэтому сказки считаются народными.

Героями русских народных сказок часто являются животные. Иногда они просто помощники людей, как, например, в сказке «Царевна-лягушка» заяц, медведь, щука помогают Ивану-царевичу. В других сказках животные сами – главные герои. И тогда они ведут себя как люди: говорят, дружат или враждуют, рассуждают, хитрят и т.д. К таким сказкам относятся: «Заячья избушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мужик и медведь», «Как лиса волку шубу шила» и многие другие.

В данном исследовании рассматривались только сказки второй указанной группы: в которых животные – сами главные герои. При этом мы не отделяли только ли животные действуют в сказке, или же вместе с людьми. Как, например, в сказках «Мужик и медведь», «Лисичка со скалочкой» звери главные персонажи наравне с людьми.

Дикие и домашние животные — герои русских народных сказок

Героями народных сказок чаще являются дикие звери: лиса, волк, медведь и заяц. В сказке «Теремок» нам встретились и «муха-горюха», и «мышка-норушка» и «лягушка-квакушка». Домашние животные в народных сказках реже являются главными героями: кот («Кот и лиса», «Кот — серый лоб, козел да баран»), петух («Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок»), бык, баран («Зимовье зверей») и другие. При этом действуют они всегда вместе с дикими животными: попадают в лес, например, как Кот Котофеич в сказке «Кот и лиса», или бык, баран, свинья и петух в сказке «Зимовье зверей». Петух в сказке «Заюшкина избушка» защищает зайца от лисицы, а в сказке «Петушок – золотой гребешок» от лисы петуха спасает кот.

Таким образом, героями русских народных сказок о животных гораздо чаще являются дикие звери и птицы. Домашние животные также выступают в роли главных героев сказок, но действуют они всегда совместно или против диких. Наиболее популярными персонажами изученных нами сказок являются: лиса, волк, медведь, заяц, кот и петух.

Сравнительная характеристика животных в сказках и в природе

Чаще других животных в сказках встречается лиса: «лисичка-сестричка», «кумушка», «Патрикеевна», «лиса-краса» — так её обычно называют. Она почти всегда хитрая, льстивая, коварная. Чтобы добиться своего она умеет притворяться беспомощной. В сказке «Заюшкина избушка», например, она плакала и просилась в зайчику погреться, а потом его и выгнала. Чтобы вдоволь наесться рыбки, лиса притворилась мёртвой, чтобы старик её подобрал и положил на воз в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». В этой же сказке, чтобы избежать наказания от обманутого ею же волка, она притворилась «побитой». Лиса способна перехитрить всех: и тех, кто слабее — зайца, петушка («Петушок – золотой гребешок»), и тех кто сильнее – волка, медведя («Кот и лиса», «Как лиса волку шубу шила»), и людей («Лисичка со скалочкой»). Такова ли настоящая лисица?

Изучив энциклопедические и интернет-источники, мы выяснили, что лисица в жизни довольно хитрое животное. «Она умная и находчивая. Охотится и днем, и ночью, но там, где ее не преследуют. При виде людей не показывает какого-либо беспокойства. Уходя от погони, лиса умеет ловко запутывать следы. Если она бежит спокойно, то на снегу или на песке остается прямая цепочка следов. Испуганная, она может бежать очень быстро, буквально летит, распластавшись над землей, далеко вытянув хвост» [В. Мороз, С. 36]. Кроме этого, люди издавна заметили, как «по-хитрому» умеет охотиться лиса на лесных птиц. Она медленно походит к месту сбора птиц, при этом делает вид, что они её не интересуют. Иногда приляжет, подремлет, а когда птицы перестанут обращать на неё внимание, одним резким прыжком поймает себе добычу.

Как видим, неспроста люди наделили хитростью, смекалкой и изворотливостью лису в сказках. В природе эти качества можно наблюдать и у настоящих лисиц.

Другие популярные животные в сказках – волк и медведь. Они, как правило, злые, жадные («Кот — серый лоб, козел да баран», «Волк и семеро козлят», «Мужик и медведь»), но при этом глупые. Их всегда перехитрит лиса («Лисичка-сестричка и серый волк», «Как лиса волку шубу шила», «Кот и лиса») и даже домашние животные («Кот — серый лоб, козел да баран» «Зимовье зверей»). Не смотря на то, что оба эти персонажа в основном – герои отрицательные, волк всё-таки чаще бывает наказан за свою свирепость. Медведь зачастую не столько злой, сколько неуклюжий, неповоротливый, например, как в сказке «Теремок».

А какими особенностями поведения обладают эти животные в природе, мы узнали, прочитав информацию в энциклопедии.

Волк – довольно крупный хищник из семейства млекопитающих, которого раньше можно было встретить почти на всей территории России. Само название «волк» происходит из древнеславянского языка и буквально значит «волочь» или «тащить» [портал]. Питаются волки в основном крупными копытными животными, как дикими, так и домашними. Издавна за то, что волки таскают домашний скот, люди их не любили. Видимо, именно поэтому в сказках волки показаны злыми и жадными, но всегда получают по заслугам. В отличие от сказочного волка – волк настоящий – довольно умный и хитрый зверь, очень выносливый.

Медведь бурый – это огромный лесной зверь, который, встав на дыбы, достигает трех метров (почти как два взрослых человека). Но при этом, основным рационом питания лесного великана в основном являются ягоды, плоды, орехи, зеленые растения, насекомые, их личинки, рыба и падаль. Если повезет, то мишка не упустит случая напасть на лося или кабана. Потому и человеку встречаться с ним очень опасно. Поэтому-то в сказках медведь, наравне с волком – злой и готовый всех съесть персонаж. Однако, в отличие от волка сказочного, настоящий хищник достаточно ловкий: быстро бегает — со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотнее). Походка у медведя переваливающаяся, потому что он при ходьбе наступает одновременно либо на правые лапы либо на левые. Но эта неуклюжесть обманчива, при опасности зверь очень легко пускается в галоп и с легкостью может догнать человека.

Таким образом, сказочные герои: волк и медведь – имеют сходство с настоящими животными. Волк в природе вынужден охотиться и нападать на других животных, в том числе и домашних, чтобы выжить. Медведь – животное всеядное и большое, поэтому ему нужно много пищи, он часто голоден. Но в отличие от сказочных героев, которые часто неуклюжи и оказываются обманутыми, настоящие животные умны, хитры и достаточно ловкие.

Одним из часто встречающихся положительных героев сказок является – заяц. В сказках его называют обычно ласково – «зайчишка», «зайчик-попрыгайчик» или «косой». Заяц обычно беззащитный, его все обижают («Заюшкина избушка»), трусливый («У страха глаза велики»), но может проявить и свою сообразительность («Заяц-хваста»).

В природе заяц — животное осторожное и пугливое. Ведь у него много врагов, которые так и норовят им полакомиться. Поэтому зайцу приходится быть особенно внимательным, и чтобы вовремя заметить опасность, он должен одновременно смотреть во все стороны. Для этого его глаза расположены таким образом, что каждый глаз видит свою картинку, т.к. они расположены по разным сторонам черепа. За такую возможность смотреть сразу вперёд и назад зайца и прозвали «косым». Спасают зайца ноги, убегая от опасности он способен разогнаться до 80 км/ч. Чтобы укрыться от преследования зайцы проявляют хитрость – запутывают свои следы: петляют, перескакивают, и тем самым сбивают погоню со следа.

Таким образом, зайцы в природе очень осторожные, быстрые, ловкие прыгуны. Они чутко слышат и зорко следят вокруг себя, поэтому человеку может показаться, что заяц всего боится.

Домашним животным, который часто бывает героем народных сказок, является кот. Его образ неоднозначен. В одних сказках он верный и отважный друг («Петушок – золотой гребешок»), в других хитрый и самоуверенный зверь («Кот — серый лоб, козел да баран», «Кот и лиса»). В жизни настоящие коты, как отмечают исследователи, отличаются своим непредсказуемым характером. С виду довольно спокойные, ласковые, они могут проявлять своенравие. Известно, что кошки достаточно сложно подвергаются дрессировке. Фраза «кошка, которая гуляет сама по себе» очень ярко характеризует нрав прототипов сказочных котов.

Таким образом, характер настоящих котов в жизни неоднозначен: помогая людям, они оберегают дом от грызунов, но могут и утащить что-нибудь съестное без разрешения, уйти из дома не на один день. Таким же кот показан в прочитанных мной сказках.

Петух в сказках, как и кот, представляется в разных образах. В сказке «Заюшкина избушка» он единственный смог прогнать лису из домика зайчика, чего не сумели сделать более сильные звери. А в сказке «Петушок – золотой гребешок» он доверчивый и любознательный, его с лёгкостью обманывает лиса. И коту каждый раз приходится выручать беспомощного петушка. В энциклопедической литературе отмечается, что петухи в жизни задиристые, отважные, когда нужно отстоять своё превосходство. Петухи громко кричат. Окраска у них чаще яркая, разноцветная. В последнее время учёные доказали, что петухи и куры довольно умные птицы. Хотя люди в жизни привыкли думать по-другому. Видимо поэтому в сказках петухи чаще несообразительные и самолюбивые красавцы.

Как видим, характер петуха в сказке во многом похож на характер домашней птицы в жизни. И в сказке, и в жизни петух отважный и боевой, его выручает громкий голос, а подводит иногда любопытство.

Заключение

В ходе исследования мной были прочитаны русские народные сказки, героями которых являются животные. Анализ сказок показал, что главными героями в них чаще бывают дикие животные: лиса, волк, медведь и заяц. Из домашних животных – кот и петух. Домашние животные в сказках всегда взаимодействуют с дикими.

Изучив познавательный материал о соответствующих животных в энциклопедиях, мы сравнили характеры и повадки настоящих животных в природе, в жизни с характерами сказочных героев. В результате мы сделали вывод: характеры животных-героев русских сказок похожи на характеры настоящих животных, но в некоторых моментах отличаются. Например, лиса, волк и медведь – хищные животные, которые, так или иначе, опасны для человека. При этом лисица и медведь в сказках представляются менее злобными, чем волк. «Серый разбойник», каким показан в сказках волк, часто показан кровожадным, но глупым, хотя в жизни это очень сообразительный зверь. Медведь большой и только внешне неуклюжий, а в жизни довольно ловкий и быстрый. Заяц, которого за особенности устройства зрения прозвали «косым», в жизни скорее очень осторожный, чем трусливый, как в сказке. Но в любом случае он беспомощен и имеет очень много врагов, желающих его съесть. Домашним животным – героям сказок люди также определили характеры, опираясь на наблюдения за их повадками в жизни.

Таким образом, в сказках характеры животных в большей степени зависят от отношения к ним человека, чем от достоверных знаний о жизни и повадках их настоящих прототипов. Тем не менее, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

Использованные источники

  1. Мороз, В.В. Энциклопедия животных [Текст] / В.В. Мороз – Ростов на Д.: «Феникс», 2012. – 178 с.

  2. Портал о дикой природе России «Лесные.рф» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://лесные.рф/

  3. Русские сказки о животных [Текст] / Сборник сказок – М.: «Букмастер», 2013. – 128 с.

  4. Сказки о животных / Сост. Е. Позина // Серия «Внеклассное чтение» — М.: Изд-во «Стрекоза», 2016, — 64 с.

  5. Тарасик, Д.И. Домашние животные / Д.И. Тарасик – М.: «Эксмо», 2013. – 8 с.

  6. Энциклопедия животных [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://animalreader.ru/zaytsyi-v-prirode.html#


1



2


Сказки о животных появились самыми первыми. Эти сказки были тотемические, то есть о связи людей с животными, потомками которых люди себя считали. Герои этих сказок имели черты человека и имели животного предка, но их поведение было совсем как у людей. Животные в сказках могли говорить как человек и люди понимали, о чем говорят животные или даже разговаривали с ними. Примером этого служат сказки: «Лиса заяц и петух»; «Маша и медведь»; «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Козлята и волк»; «Теремок»; «Три медведя». Чаще всего главными героями сказок про животных являются: ЗАЯЦ, ЛИСА, ПЕТУХ, ВОЛК и МЕДВЕДЬ.


3


Медведь запомнился своим неуклюжим обликом во многих сказках, пословицах, поговорках, прибаутках и загадках. Назвал русский народ медведя: Мишкой; Михайлой Иванычем; Топтыгиным. Во многих сказках медведь недолюбливает людей. Он их либо прогоняет, либо договаривается с ними, о чем-либо. Медведя считают человеком в облике лесного зверя «меда». Поэтому собаки реагируют на медведя как на человека. Семья


4


В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Понять поведение волчьей стаи; хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. По сказаниям народа волк – это темная туча, которая хранит в себе живую воду дождя. С ней связано понятие силы, красоты и здоровья и поэтому волк является помощником героя сказаний. Также волка считают темной тучей, заслонившей солнце и воплощением мрака и темноты. «Пришел волк (темная ночь) – весь народ умолк; взлетел ясен – сокол (солнце) – весь народ пошел!» — загадывает старинная загадка. Почему же волк – вор и разбойник, по своему поведению помогает в сказках человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Потому что люди посчитали волка, как покровителя людей из своего племени. Именно поэтому волк, чтобы воскресить героя может раздобыть мертвую и живую воду, но обычное животное этого сделать не может.


5


В большинстве сказок Кумушкой зовет лису народ, Патрикеевной величает. «Лисой пройти» то же самое как схитрить («спроворить») есть и особое слово — «лисить», а женщины мужчин обводят вокруг пальца с помощью «лисьих хитростей». Лиса – слабосильнее волка и медведя, но с помощью своих хитростей питается куда сытнее.


6


В сказках зайца описывают слабым, робым и трусливым. Но заяц не только воплощение трусости, но и быстроты. Потому-то быстрое едва уловимое мелькание отблеска солнечных лучей на потолке, стенах и полу называют зайчиком. Удивительно, но заяц еще и воплощение сладострастия, яркой мужской силы.


7


Петуха еще в древнейшие времена считали воплощением огня. Другой петух – «петушок-золотой гребешок» русских сказок представлялся народу сидящем на своде небесном и не страшившийся ни воды, ни огня. Если кинуть в колодец всю воду выпьет; в огонь этой водой огонь и затушит. Про петухов создано много сказок, в которых он защищает животных и еще людей ото зла.


8


ЛИТЕРАТУРА. 1. Энциклопедия: «Интересный и загадочный мир»; раздел: «Мифы и легенды народов мира». ГРАФИКА. 1. Фотографии из книги «Сказки веселой семейки». МУЗЫКА. 1. Инструментал: «Джеймс Ласт — Жертва». МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7» Выполнила: ученица 7 класса «Б» Сомова Е.С. Учитель информатики и ИКТ: Исупова Маргарита Геннадьевна


9


Животные выступали в сказках чаще как волшебные помощники.

Иван Билибин. Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». 1899. С сайта: arteveryday.org

Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.

«В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки «Лиса-повитуха», «Кот, петух и лиса», «Волк в гостях у собаки», «Терем мухи». Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10 процентов сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз)», — пишут Татьяна Зуева и Борис Кирдан в книге «Русский фольклор».

В эпоху первых земледельческих государств появились волшебные сказки. В них центральное место отводилось человеку, а животные выступали уже лишь как волшебные помощники главного героя. Фольклорист Владимир Пропп отнес волшебные сказки к эпохе отмирания устаревших охотничьих обрядов. Прежние тайные знания перестали быть ценностью, и их стали рассказывать под видом сказок.

Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.

Виктор Васнецов. Сивка-бурка. 1926. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза. С сайта culture.ru

«Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой». Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна», — отмечает Владимир Аникин в книге «Русская народная сказка».

Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло. Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания. Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания».

Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей. Победить его под силу лишь избранному герою. В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».

Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем. «Одна из форм (этого обряда. — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа. Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть. <…> …Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником. <…> Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным», — пишет Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки». По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ. А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.

Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство.

О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых. Святой Георгий Победоносец поразил змея. Победил змея и блаженный князь Петр Муромский. Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей. Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого. Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 1908. С сайта: arteveryday.org

Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони. Разные народы следовали особому обряду кормления орла. Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали. Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за людей, которые о нем заботились. «Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь». После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть, в потусторонний мир.

Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами. В сказке «Сивка-бурка» Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки. Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.

Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?» — «Плюнуть не успеешь!» Сел на того коня и очутился на своей земле». Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.

Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.

Животные являются символами наших влечений и инстинктов. Если человек превращается в животное, то это означает спускание наделенной разумом — человеческой — сущностной силы в инстинктивно-чувственное. Если же животное становится человеком, то происходит обратный процесс: из чисто инстинктивного, наполненного влечениями переживания образуется сознательное, душевно-духовное переживание.
Говорящие животные в сказках указывают на то, что и в инстинктах присутствуют большая содержательность и выразительность.

а) Полевые и лесные животные.

Волк. Обладая необузданной жадностью и «сатанинской» хитростью, волк умеет обеспечить себя добычей. Так, он становится образом того, кто проглатывает живое, несет душе смерть; он олицетворяет собой ту власть заблуждения к лжи, которая хотела бы отринуть примат духовного и вовлекает внутреннюю жизнь во мрак материализма, (в мифе «Волк Фенрир»). В положительном смысле: здоровый материализм как противовес бегству от мира.

Еж. Он может свернуться в шар и снова раскрыться. «Сворачиваться в шар» в духовном смысле означает: постичь космос, понять его во внутреннем объединении. «Снова раскрыться» означает: в следующее мгновение снова пребывать в обычном состоянии сознания. В средние века он служил символом посвященных.

Заяц. Это травоядное животное не причиняет страдания никакому другому существу, самое преследуемое изо всех животных. Если собаки травят зайца и он не может больше убегать, то другой заяц отвлекает собак на себя и спасает преследуемого. Так заяц стал образом инстинктивного, самоотверженного Я, которое никому не причиняет страданий, само, однако, часто подвергается преследованиям со стороны себялюбцев, рискует своей жизнью за своих братьев.

Змея: Чаще всего змея предстает как дьявольская сила, каковой она являет себя в истории сотворения мира. Здесь она есть образ природы вожделения. В образе белой змеи проявляется та жизненная сила, которая осталась невинной. Змея — это то животное, которое обладает способностью снова и снова менять кожу и таким образом обновляться. Так, начиная с древнейших времен, она становится в мифах и сказках почти всех народов образом обновляющихся сил.

Косуля: С косулей мы связываем нечто робкое, мимолетное, блуждающее. Так, косуля и в сказке является образом бесцельного, инстинктивного блуждания, не имеющего плана исканий, которые, наличествуя в избытке, делают чело¬века непостоянным, изменчивым и поверхностным.

Лев: Его мощно развитая головная и грудная части, в которых сконцентрирована вся выразительная сила, его смелость и сила, которые в любое мгновение могут привести к прыжку, делают его символом сердечного мужества и сердечной отваги, но также и безрассудной смелости и заносчивости.

Лис: Изворотливый, хитрый лис представляет ту хитрость, которая сначала живет в человеке как самостоятельный инстинкт где-то на заднем плане; он разрешен и необходим в виде чистого природного инстинкта. Гёте посвятил ему целый эпос. Но лис нуждается в приручении, иначе он думает только о собственной выгоде и при любой возможности беспрепятственно добивается своего.

Медведь: Его неуклюжее, тяжелое тело, с одной стороны, с другой — определенная ловкость, которая в прямохождении и исполнении танцев достигает удивительного сходства с человеком, его тупая сонливость вкупе с внезапной бодростью делают его образом неповоротливости, неуклюжести, равно как и смутных, глухих страстен, которые непрестанно тянут нас вниз и желают подчинить нас земному, так что энергия и активность духа теряют силу, и сила выпрямления истинной человечности не может стать действенной. Это животное-символ, наиболее часто встречающееся в русских сказках.
В положительном же смысле та же самая сила может способствовать развитию отличного земного трудолюбия, порядочности и верности всякому связанному с оседлостью делу. Излюбленное животное, изображаемое и на гербах.

Муравей: Он живет, будучи совершенно обращен к земле, сооружает свои крепости из земли и остатков растений, обрабатывая, таким образом, преимущественно «мертвую» материю. Уже у древних трудолюбие муравья вошло в поговорку. Это также и то качество, которое позволяет ему стать в сказках символом усердия, направленного на земное.

Мышь: В «Фаусте» Гёте не случайно называет Мефистофеля властителем над крысами и мышами. То, как мышь грызет что-то и роется в земле, как она, подобно привидению, мелькает там и сям, ее появление и исчезновение несут в себе что-то жуткое. Это делает ее образом односторонней прикрепленности к земному, часто образом родства с дьявольскими силами. Эта прикрепленность к земному может, будучи положительным качеством, превратить мышку в помощника.

Олень: Его ветвистые рога по своему происхождению являются не костью и не рогом, а поднятым вверх разветвлением кровеносной системы. То, что он может поднять свою кровь над собой, и именно над головой, в которой господствуют процессы разрушения, делает его образом стремящегося вверх. Во многих сказаниях говорится об этом совершенно реально переживаемом символе. Основание не¬которых монастырей восходит к этому моменту (ср. белый и золотой олень, олень Губерта).

Пчела: Она превращает тончайшие субстанции растений в солнечную пищу меда. Она не ведет никакой собственной жизни, а растворяется в общей сущности пчелиного народа. Жизнь и деятельность находятся под господством Солнца. Половое начало сконцентрировано на матке. Пчелы являются символом социальности, не ищущей для себя выгоды.

Тигр и пантера: набрасываются на свою жертву, раздирают и разрывают ее на клочки. В отрицательном смысле они суть образ внутренней разорванности, полного отсутствия концентрации. В положительном смысле: образ обретения самостоятельности путем энергичного вырывания себя из сдерживающих пут.

6) Домашние животные

Бык. Он является образом живущей в нижнем человеке мощной волн влечения которая действует в сфере обмена веществ и в половой сфере. Бои быков ранних культур указывают на овладеваете этими влечениями и на преодоление их.

Коза: Все смакующая, заглядывающая в каждый угол, повсюду лакомящаяся. Коза становится образом любопытства и наивной любознательности. В мифе: «Гайдрун, коза Вотана». Чьей может быть коза, о том идет речь в сказке.

Корова: У коровы, как у семь раз переваривающего пищу жвачного животного, особенно сильно выразилась функция обмена веществ. Во внутренне-человеческом она является образом питающей жизненной силы в сфере обмена веществ. Материнская основа связанных с быком волевых влечений.

Кошка: Она одновременно домашнее животное и хищник. Вечером ее жизнь инстинктов становится особенно активной; увлеченная игрой и ласковая, совершенно неожиданно пробудившись из глубокой сонливости, готовая к прыжку, она становится символом любовного влечения, которое, проснувшись в невинной занятости игрой, может неожиданно охватить человека. Египетская богиня любовных чар, Бастет, изображалась с головой кошки.

Лошадь: На протяжении тысячелетий лошадь содержится как благородное животное для верховой езды. Им легко управлять, и оно обладает высоким интеллектом. Символ инстинктивного разума, который правящий человеческий дух ведет к разнообразным целям. Тот, кто взнуздывает свою лошадь, овладевает силами мысли.

Осел: Это вьючное животное, не используемое для верховой езды, исключительно раздвоенное по своей сущности, умное и мудрое в своей инстинктивной уверенности, но также и непредсказуемое и упрямое; терпеливое в таскании груза, строптивое по отношению к погонщику. Он есть образ нашей телесной природы, которая потеряла ясновидящее празнание, как это описано в египетском мифе, зато приобрела интеллектуальный разум, вследствие чего двояко проявляет себя в своей сущности и в волении.Образные выражения: «я осел», «держи уши торчком», «упрямый, как осел».

Свинья: Уже в древней символике животных было упомянуто отношение свиньи к богине земли и к вещественной земле. Ее страсть разрывать землю и валяться в земле дела¬ют ее образом односторонней склонности к земному.

Собака: Самое выдающееся ее качество — это ее чувство обоняния, нюх. Так она стала символом нашего чутья, мы говорим: «У меня было чутье на это». Она является подпороговым инстинктом; разнообразно, как разнообразны многочисленные породы собак, проявляет себя соответствующий им инстинкт. Хорошая собака — это внутренний искатель тропы, злая собака — это вынюхиватель, который выведывает низменное и подлое. Цинизм означает мышление на собачий лад. Греки воспринимали этот инстинкт на пороге между посторонним в человеке.

в) Животные, живущие в воде

Жаба: В наших сказках она символ проявления пола, точнее сказать, сексуальности.
Стремящиеся куда-то прочь жабы на средневековых соборах указывают на очистительное отталкивание.

Лягушка: Она чувствует себя в своей стихии и в воде, и на суше; она исключительно чувствительно реагирует на погодные и атмосферные явления, поэтому ее охотно считали предсказательницей погоды. В своем развитии от жабродышащей до дышащей легкими она проходит различные стадии. С учетом этого превращения она становится символом подпороговой метаморфозы человеческого сознания.
«Жить в воде и на суше» означает: иметь свое обиталище в душевно-волнующемся мире так же, как и в материальном, предметном чувственном мире. Лягушка есть образ способности в любое время чувствовать духовное содержание настроений и постигать их как духовную атмосферу, то есть она может быть предсказательницей погоды в духовном смысле.

Рыба: Она не имеет собственного тепла и составляет единое целое с окружающим ее водным миром. Она не развила еще тепла крови, а с ним и эгоизма, она есть образ безгрешной (необособленной) невинной природы.
Рыба служит также образом для духовных переживаний, для мыслей, которые не думаются, то есть не прядутся, а образно «всплывают» из глубин душевного.

ПТИЦЫ

а) Птицы, живущие в воздухе

Их стихия — царство воздуха. На греческом языке воздух называется «pneuma», что означает также «дух». Это двойное значение слова указывает на образ: подобно тому, как поднимается в воздух птица, поднимается и мысль в царство духа. Мы говорим о высоком духовном полете, о силе полета мысли.
Мы ведь говорим: «У кого-то есть птица» , если его мысли слишком высоко залетают.

Ворон: Серьезно и с достоинством шествует блестяще-черная птица и выглядит при этом, как задумчивый ученый. Хугин и Мунин — разум и память — так звали воронов Вотана, они были его посланцами: образ инстинктивно духовных сил, которые соединяли дух народа с народом. В связи с растущим обособлением этого народа и его отделением от божественного сверхчувственного мира Вотан вынужден был опасаться, что вороны больше не вернутся к нему, так как отношение между чувственным и духовным мирами затемнилось. Это затемнение может произойти и во внутреннем мире человека; ворон стал образом мудрости, которая погрузилась во тьму.

Ворона: Ворона указывает на тайные, скрытные мысли, на обеднение в духовном. В определенном контексте и сорока служит отрицательным образом, прежде всего в русских сказках. Однако с учетом ее черно-белой окраски сорока становится образом соединения двух миров, сверхчувственного белого и темного чувственного. Сорока представляет собой полную значения птицу души. Вольфрам фон Эшейбах помещает ее в начало своего «Парсифаля».

Голубь: Для орнитологов он является своего рода представителем всего птичьего мира; он объединяет в себе куриных, или бегающих, птиц, птиц летающих и, благодаря его исключительной способности к голосовым вариациям, пев¬чих птиц. Его оперение пронизано символическими числовыми отношениями: 10 маховых перьев плеча, 10 маховых перьев кисти, 12 хвостовых перьев. Его необычный высокий полег, особая красота снижающегося полета — обратите внимание на фигуры, которые выполняет голубиная стая, — делают голубя символом высокой, спускающейся духовности.

Жаворонок. Так как эта птица поднимается ввысь и при этом неустанно поет свою песню, в сказках она воплощает стремящуюся ввысь искренность, кротость и благочестие.

Орел и сокол суть образы высочайшего духовного полета. По этой причине их любили брать лейтмотивом на гербах, головные украшения из перьев индейских племен.

Павлин. Павлин с его многочисленными «глазами» на поднятом вверх оперении является символом возвышенного образного видения, имагинации. (Ср. павлина на древних мозаиках, обозначение «павлиний трон».) То, что павлин обозначает будто бы тщеславие, является надуманной алле¬горией.

Петух: Это образ нашего низшего Я.

Сокол. См. «Орел».

Соловей. Ночью, которая есть время сновидений, поет он свою томно-прекрасную песню. Так, его образ указывает на бессознательно сновидческое переживание, которое может быть прекрасным, но при притупленном восприятии — и полным опасности.

Сорока: См. «Ворона».

Ястреб: Он является образом низвергающейся вниз мысли в противоположность стремящимся ввысь мыслям в образе орла и сокола.

6) Птицы, живущие в воде

Водные птицы могут плавать, нырять или подниматься в воздух, причем часто они покрывают длиннейшие расстояния. В то время как стихия воздуха указывает на духовное, вода является образом колеблющегося, волнующегося, не¬постоянного душевного мира.

Гусь: Гусей нелегко пасти, они постоянно разбегаются.
Наши чувства тоже тяжело «пасти». Неожиданно отвлеченные на внешний мир, они нуждаются во внутреннем собирании. Лейтмотив рыцарей и трубадуров гласил: «Паси (оберегай) свои чувства»; немецкая сказка говорит: «Паси гусей».

Лебедь: Инстинктивная, чистая, очень сильно скрытая сущностная сила, которая передвигается прежде всего в душевном, но может совершать и высокий полет, то есть может подниматься к духовному.

Утка: На воде она полна грации, на суше же отличается неуклюжестью. Таким образом, она становится символом способности с уверенностью и грацией передвигаться в колеблющемся мире ощущений и чувств, то есть уметь владеть миром души. Часто встречающийся символ на Востоке и Дальнем Востоке.

Из книги ФРИДЕЛЬ ЛЕНЦ «ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Перевод с немецкого Т.М. Большаковой и Л. В. Куниной

  • Почему животные помогали ивану царевичу в сказке царевна лягушка
  • Почему животные нуждаются в охране сочинение
  • Почему ершов назвал сказку конек горбунок 4 класс
  • Почему екатерину можно считать трагической героиней в грозе сочинение
  • Почему екатерина ивановна не приняла предложение старцева в рассказе ионыч