Почему жизненная наука варвары не принесла катерине счастья сочинение

Катерина и Варвара — две героини драмы А.Н. Островского «Гроза». Катерина и Варвара живут по совершенно противоположным нравственным законам. Жизненный принцип Варвары: «Лишь бы все шито-крыто было».Катерина не может лгать и изворачиваться, как Варвара, так как она натура честная, искренняя и прямолинейная. Катерина воспитывалась в своеобразной обстановке, выработавшей в ней романтическую мечтательность, религиозность и жажду свободы: «Такая ли я была. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… У нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют… Таково хорошо было». А когда Варвара замечает ей, что и теперь она так же точно живет, то она продолжает: «Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

Она понимает «греховность» своего чувства к Борису, но не может противиться природе и целиком отдается этому порыву. «А между тем, лукавый или жизнь смущает ее и вводит в соблазн. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но неспособен заставить ее полюбить себя, принуждают ее оглянуться вокруг себя, выйти из поэтического мира, отодвинувшегося от нее и стоящего теперь перед нею уже как воспоминание. В прекрасной сцене первого действия с Варварой она с прелестным простодушием рассказывает ей состояние души своей. Ей только показалось, что Варвара выразила к ней сочувствие, и она сейчас же выкладывает перед нею все сокровища своего сердца. Эту черту русского характера откровенничать перед первым встречным, чрезвычайно удобную для драматической формы, вы встретите в каждом произведении г. Островского» (Ф.М. Достоевский).

Из религии Катерина получила обостренное чувство нравственной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нравственные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любовью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в ее душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравственность не позволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них покаянием.

Если Варвара живет по законам «темного царства», то Катерина не приемлет его, гармонии между ней и царством диких быть не может. Поэтому, в отличие от Варвары, она оказывается трагической героиней.

Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» А.Н. Островского — народная социально-бытовая трагедия, первая в русской литературе. Она выражает передовые для своего времени демократические идеи, изображает героев, тесно связанных с бытом, нравами и интересами народа.

Основной конфликт в «Грозе» — это борьба старых традиций и новых веяний. Он решается на примере социально-бытовых, семейных отношений и нравов. Представительницами двух миров, старого и нового, являются в пьесе Катерина и Варвара.

Варвара духовно примитивна. Она не утруждает себя угрызениями совести или нравственными страданиями. Ее примитивизм рожден окружением, всем укладом ее жизни.

Варвара руководствуется во всех своих действиях инстинктом самосохранения, житейской выгодой: «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Окружающая ее с детства купеческая среда воспитала в героине черты грубоватости и развязности. Но при всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной убогости Варвара не смогла вынести домашней тирании. В финале она бежит из дома своей матери.

Перед Варварой открыт путь как к добру, так и ко злу. Добрые задатки в ней, несомненно, есть. Героиня не чужда доброты и сострадательности. Освободившись от влияния матери, она, возможно, будет развивать лучшие стороны своей натуры.

Образ Катерины овеян тончайшей поэзией. Она характеризуется глубокой непосредственностью, наивностью, нежностью и, в то же время, огромной волевой силой. В этом образе Островский показал моральную чистоту и красоту русской женщины из народа, ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права — решительно, последовательно, до конца.

Поэтому Катерина выбирает другой жизненный путь. Она не может жить скрыто, «втихомолку». Открытая и правдивая натура Катерины велит ей поступать по совести и слову Божию, ведь героиня еще и очень набожна. А уж если она совершила проступок, то нужно нести за него наказание. Именно поэтому Катерина кается прилюдно, признается в своей измене мужу. Варвара бы так никогда не поступила. Эту героиню и совесть-то не мучила бы.

Смерть Катерины – страстный призыв ее души к жизни на новых началах, движение протеста. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей приготовила Кабаниха после признания в измене. Катерина всем своим существом ощутила, что «жить в темном царстве, хуже смерти», и предпочла освободиться от гнета темного царства своей смертью.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное отличие этих героинь в том, что Варвару в основном заботит внешнее – чтобы люди не узнали о ее грехах. О своей душе эта героиня не думает. Катерину же, прежде всего, волнует внутреннее – ее отношение с Богом, со своим внутренним миром. Это коренное отличие и определяет жизни и судьбы обеих героинь, которые так же кардинально различаются между собой.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Сочинение на тему почему для катерины невозможен путь варвары

Вариант 1

Катерина – центральный персонаж пьесы А. Н. Островского «Гро­за». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала после замужества. Исключительность и сво­еобразие характера героини делают ее непохожей ни на один из пред­ставленных драматургом женских образов. Варвара и Катерина, как может показаться на первый взгляд, по­хожи. Обе молодые женщины, влюблены и мечтают о счастье. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характер и отноше­ния к окружающему миру. Катерина – натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, Катерина рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Обстановка в родитель­ском доме, радостная и легкая, способствовала тому, что в характере Катерины нет ничего лживого, она искренна. Сложный внутренний мир героини складывается под влиянием заботы матери, которая в дочке «души не чаяла», на девушку оказывают влияние посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок. Катерина обладает страстной и пылкой душой: «Такая уж я заро­дилась горячая!» — говорит она о себе. Ее характер можно определить как сильный и решительный: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характе­ру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». В этом вся Катерина. Варвара совсем иная. Обстановка, в которой воспитывалась и росла Варвара отличалась, видимо, деспотизмом матери (Кабанихи), отношения в семье строились в строгом соответствии с Домостроем. Все это и научило Варвару приспосабливаться к условиям жизни, если ей это выгодно: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара может обманывать и притворяться, что-то готова стер­петь, хотя иногда я показывает свой характер. Именно эти различия и объясняют тот факт; что Катерина не смог­ла скрыть свой грех и покаялась и перед Тихоном, и перед людьми, и перед Богом. И нам очень трудно представить, что на такой посту­пок могла бы решиться Варвара.
Вариант 2
В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме “Гроза” воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова. Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова. Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость. На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: “…у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”. Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, “как на обра- зах”. Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей. В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным “ангелом”, чуждым жестокой обыденности. Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: “…и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было”. Такое безвременное существование – предел мечтаний уже замужней Катерины: “…засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет…” Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, – тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача – найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей. Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. “Да ведь и у нас то же самое”, – говорит она. Катерина же физически ощущает .тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю “Домострою” и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время “сетований” Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с “маменькой”. Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. “Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?” – говорит она Кабанихе. В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой “в сторону”. Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. “Шито да крыто” – ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель – это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: “Я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю…” Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий. В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: “И теперь иногда снится, да редко, да и не то”. Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: “Нет у меня воли”. Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное “рабство” не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок – грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: “… я бы все шла… и не оглянулась бы “. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было “шито да крыто”, она не хочет, уехать – не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет “не по своей воле”. Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в “праведной” земле, где “красота в природе разлита”, молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где “салтаны землей правят” и “люди с песьими головами”. Остается одна дорога – в омут. Но в то же время это – дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. “В могилу… в землю”. Не выносит жизни у “маменьки” и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия. Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Катерина и Варвара — две героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Катерина и Варвара живут по совершенно противоположным нравственным законам. Жизненный принцип Варвары: «Лишь бы все шито-крыто было». Катерина не может лгать и изворачиваться, как Варвара, так как она натура честная, искренняя и прямолинейная. Ка­терина воспитывалась в своеобразной обстановке, выработавшей в ней романтическую мечтательность, религиозность и жажду свободы: «Такая ли я была. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… У нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют… Таково хорошо было». А когда Варвара замечает ей, что и теперь она так же точно живет, то она продолжает: «Да здесь все как будто из-под нево­ли. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

Она понимает «греховность» своего чувства к Борису, но не мо­жет противиться природе и целиком отдается этому порыву. «А меж­ду тем, лукавый или жизнь смущает ее и вводит в соблазн. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но неспособен заставить ее полюбить себя, принуждают ее оглянуться вокруг себя, выйти из поэтического мира, отодвинувшегося от нее и стоящего теперь перед нею уже как воспоминание. В прекрасной сцене первого действия с Варварой она с пре­лестным простодушием рассказывает ей состояние души своей. Ей только показалось, что Варвара выразила к ней сочувствие, и она сей­час же выкладывает перед нею все сокровища своего сердца. Эту чер­ту русского характера откровенничать перед первым встречным, чрезвычайно удобную для драматической формы, вы встретите в ка­ждом произведении г. Островского» (Ф.М. Достоевский).

Из религии Катерина получила обостренное чувство нравствен­ной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нравствен­ные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любо­вью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в ее душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравственность не по­зволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них покаянием.

Если Варвара живет по законам «темного царства», то Катерина не приемлет его, гармонии между ней и царством диких быть не мо­жет. Поэтому, в отличие от Варвары, она оказывается трагической ге­роиней.

Почему для Катерины неприемлем путь Варвары?

Основной конфликт драмы А.Н. Островского «Гроза» — столкновение традиций старого мира и новых веяний. Представительницами этих двух миров являются Варвара и Катерина.

Варвара, дочь Кабанихи, и Катерина, их невестка, на первый взгляд кажутся похожими. Обе девушки молоды и влюблены, обе мечтают о счастье и воле. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характерах.

Варвара, воспитанная по «Домострою» и под надзором главного деспота города, Кабанихи, не отличаются незаурядностью.

Условия Калинова, в которых она росла, научили ее приспосабливаться под обстоятельства, обманывать, притворяться. Для нее главное, чтобы все было «шито да крыто», а то, что она по ночам бегает на свидания — это неважно. Но при всей своей хитрости и бесстыдности, она не может вытерпеть домашней тирании и сбегает с любимым Кудряшом, чем показывает скрытый протест против самодурства матери.

Катерина же натура поэтичная, мечтательная, совершенно чистая. Воспитанная в религиозной семье, в любви и ласке, она не может жертвовать другими ради себя одной. Это поспособствовало тому, что в ней нет ни лживости, ни страсти к приспособленчеству. Хоть она и наивна, но в ней есть сила духа, она не убегает от проблем, а борется с ними, не боясь идти на крайние меры. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Поэтому Катерина выбирает другой жизненный путь. Она не может жить «втихаря», скрытно, открытость – основная составляющая ее души. Девушка не может врать ни себе, ни родным, ни Богу, поэтому, осознав грешность своего поступка, измены мужу, она поступает по совести и признается в этом. Именно поэтому она кается прилюдно – потому что знает, что нужно нести наказание за совершенное. Варвара же не только не поступила бы так, но и угрызениями совести бы не мучилась. Смерть Катерины – это протест, вызванный стремлением к свободе.

Главное отличие героинь состоит в том, что Варвару заботит внешнее – чтобы люди не узнали о ее грехах. Катерину же в первую очередь волнуют ее отношения с Богом, со своей душой. Таким образом, путь Варвары неприемлем для Катерины не только из-за разности полученного воспитания, определившего характеры героинь, но и из-за ее глубокой религиозности, сформировавшей в ней нравственность.

Полезный материал по теме:

  1. Почему путь Варвары невозможен для Катерины?
  2. Сравнительная характеристика героинь Катерины и Варвары
  3. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары?
  4. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
  5. Был ли иной путь у Катерины?

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Какие особенности внутреннего мира Катерины находят своё отражение в её рассказах о себе?

Катерина и Варвара.

Катерина. Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Анализ монологов Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский – великий русский драматург, автор множества пьес. Но только пьеса «Гроза» является вершиной его творчества. Критик Добролюбов, анализируя образ Катерины, главной героини этого произведения, назвал ее «лучом света в темном царстве».

В монологах Катерины воплощаются заветные мечты о гармоничной счастливой жизни, о правде, о христианском рае.

Хорошо и беспечно протекала жизнь героини в родительском доме. Здесь она чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Она очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родительском доме, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много». Настоящую радость жизни переживает Катерина в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

Катерина мечтает о земном рае, который представляется ей в молитвах восходящему солнцу, утреннем посещении ключей, в светлых образах ангелов и птиц. Позднее, в трудную минуту жизни, Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Несмотря на свою мечтательность и восторженность, Катерина еще с детства отличалась правдивостью, смелостью и решительностью: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Выступая всей жизнью своей против деспотизма и черствости, Катерина доверяется во всем внутреннему голосу совести и одновременно пытается преодолеть тоску по утраченной душевной гармонии. Когда Варвара вручает ей ключ от калитки, через которую можно выйти на тайное свидание, душа ее полна смятения, она мечется, как птица в клетке: «В неволе-то кому весело! Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горче покажется». Но тоска по родственной душе и просыпающаяся любовь к Борису берут верх, и Катерина оставляет у себя заветный ключ и ждет тайного свидания.

Мечтательная натура Катерины ошибочно видит мужской идеал в образе Бориса. После ее публичного признания о связи с ним, Катерина осознает, что даже если свекровь и муж простят ее прегрешения, жить по-прежнему она уже не сможет. Ее надежды и мечтания разрушены: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела», и теперь ее мысли не о себе. Она просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги: «За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной» А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор!»

Решение покончить с собой приходит к Катерине как внутренний протест семейному деспотизму и ханжеству. Дом Кабанихи для нее стал ненавистным: «Мне что домой, что в могилу – все равно. В могиле лучше…». Ей хочется обрести свободу после пережитых ею нравственных бурь. Теперь, к концу трагедии, ее тревоги уходят и она решает оставить этот мир с сознанием своей правоты: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться».

Смерть Катерины наступает в момент, когда умереть для неё лучше, чем жить, когда только смерть оказывается выходом, единственным спасением того хорошего, что в ней есть.

С5 ЕГЭ по литературе. Эссе

Эссе
С5. В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Драма «Гроза» была написана в 1859 году.

Это был период, когда русское общество жило напряженным ожиданием реформы, когда одной из важных проблем общества была тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, под гнетом которого задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и беднота, зависевшая от капризов самодуров. Писатель не просто обличает «темное царство» в свой драме, но и показывает, как в глубине его зреет протест против вековых традиций, как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни. Главный конфликт пьесы – это столкновение пробуждающейся личности с «темным царством», деспотизмом, духотою, фальшью. Исходя из этого, все герои драматического произведения, как правило, делятся на два противостоящих лагеря: в пьесе «Гроза» – Катерина противопоставляется жителям города Калинова. Вместе с тем, на мой взгляд, важен каждый из персонажей: они необходимы для полноты изображения калиновского мира, с ними общается Катерина, и почти каждый из них так или иначе помогает развитию драматического действия. Мне кажется, несмотря на противостояние, ближе всех к главной героине – Варвара. Так в чем же смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? Попытаюсь над этим поразмышлять, обратившись пьесы.

Известно, что в драматическом произведении автор раскрывает и характеры героев, и идейный смысл через сопоставление взглядов, мыслей и действий, которые герои передают в диалогах и монологах. Поскольку Катерина живет в доме своего мужа, то, естественно, чаще всего она общается с членами его семьи.

На мой взгляд, самые доверительные отношения у нее складываются не с безвольным мужем, не, тем более, с грозной свекровью, а именно с Варварой, сестрой Тихона. С ней Катерина делится обо всем, даже о самом сокровенном. Именно Варвара устраивает свидания Катерины с Борисом, по-своему жалеет ее, выслушивает ее искренние монологи, хотя не всегда и во всем ее понимает.

Нет сомнения в том, что эти героини абсолютно разные. Небогатый жизненный опыт Варвары подсказал ей, что ради собственного спокойствия и во избежание неприятностей лучше всего жить по принципу «шито да крыто», обманывать, ловчить.

Собственно, это и не ее вина, как я думаю: ведь так воспитала ее мать, сама привыкшая лицемерить; так живет ее брат Тихон, который внешне соблюдает устои «темного царства» и ждет только очередного отъезда, чтобы в полной мере насладиться всеми соблазнами жизни. Вот почему Варвара откровенно и говорит Катерине: «По-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Вот поэтому и сопоставляет Островский героинь, чтобы раскрыть характер Катерины, показать, что она не такая: она не может и не хочет жить по принципам, по которым живет Варвара. В отличие от нее, Катерина – открытая, смелая, прямая. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре.

И хотя Варвара смелее, хитрее, живее своего брата, она боится открыто встречаться с Кудряшом, остерегается свою мать, приспосабливаясь к морали «темного царства». Да и в любви она не особо принципиальна: ей бы попеть да повеселиться; довольно равнодушно воспринимает грубые выходки ухажера Кудряша по отношению к себе.

Катерина же, полюбив Бориса, не хочет прятаться и скрывать свои чувства: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И в этом мы видим ее нравственное превосходство над всеми жертвами «темного царства», в том числе, и над Варварой. Она и любит-то особенно: сильно, глубоко, самозабвенно, готовая пойти с любимым на край света. «Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре.

– Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры, до времени: «А уж коли очень мне опостынет, — говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» И религиозность у Катерины особенная, не такая, как у Варвары, которая только внешне соблюдает принятые традиции; ходит в церковь, а в остальном, мне кажется, она далека от заповедей. Религиозность же Катерины вбирает в себя всю полноту мира Божьего: ощущение божественных сил неотделимо у нее от сил природы.

Вот почему она так боится грозу, видя в ней Божью кару. Таким, образом, сопоставление Катерины с Варварой помогает нам лучше понять особенности характера героини, ее нравственное превосходство над «темным» царством.

Но сопоставление помогает мне понять и Варвару: вызывает, например, уважение то, что она, зная все секреты Катерины, ни разу ее не предала, по-своему сочувствует ей, хочет помочь.

Но самый главный смысл, по-моему, заключается в том, что Варвара, общаясь с Катериной, так или иначе меняется: не выдержав деспотизма матери, она убегает из дома вместе с Кудряшом, и это свидетельствует о самом важном, что хочет донести до нас автор: о пробуждении в ней сознания, чувства собственного достоинства. Значит, не напрасна жертва Катерины, значит, не так уж и страшен и долговечен мир Кабановых и Диких, если самые безропотные (Тихон) и самые приспособленные (Варвара) доходят до открытого протеста, не желая больше мириться с жестокими нравами. И наконец, сопоставление Катерины и Варвары помогло мне определить еще не менее важный смысл: несмотря на различия в характерах, взглядах, обеих героинь объединяет трагичность их судеб: Катерина бросается в Волгу, но и Варвара убегает из дома. В этом я тоже вижу трагедию: ведь она понимает, что назад пути нет, а впереди – только неизвестность, и будет ли она счастлива, тоже неясно. Ясно главное: Варвара под влиянием Катерины пробудилась и вырвалась из плена «темного царства».

Таким образом, сопоставляя Катерину и Варвару, драматург не только раскрывает их внутренний мир, но и вкладывает глубокий идейный смысл, раскрывая свою позицию по актуальным проблемам современной ему действительности.

Источник: https://infourok.ru/s-ege-po-literature-esse-v-chyom-smisl-sopostavleniya-obrazov-katerini-i-varvari-po-pese-an-ostrovskogo-groza-3073380.html

Описание образов

Прежде чем перейти к непосредственному сравнению, важно кратко вспомнить каждый из образов. Возможно, именно они объяснят, почему Варвара не может понять страданий Катерины.

Так, Катерина представлена автором как девушка с приятной, даже красивой, внешностью. До брака с Тихоном, когда она жила в родительском доме, она светилась от счастья, радовалась жизни и находила увлечение в цветах.

Но после свадьбы заметно потухла жизненная радость и пропал душевный покой. Отношения со свекровью не заладились. На её мысли и чувства никто не обращал внимания.

Хотя Варвару относят к второстепенным героям, но её роль в пьесе немаловажна. Она всё время находится рядом с Катериной. Но все ли её жизненные убеждения похожи с главной героиней? Варя — дочь Кабанихи и сестра Тихона. Так как она всю жизнь находится бок о бок со свекровью Кати, то уже научилась приспосабливаться к её характеру и нападкам. На многие слова не обращает внимания, научилась врать, и поступает так, как угодно ей самой.

Дочь Кабанихи — девушка примерно того же возраста, что и Катерина, но с очень хитрым характером. Она-то и устраивает тайные свидания Кати и Бориса. Советует главной героине быть смелее и слушать своё сердце. Но Катерина почему-то с ужасом отвергает предложение Варвары. Для неё такая ситуация кажется неприемлемой.

Катерина и Варвара.Почему путь Варвары для Катерины неприемлем?

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 7

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 8

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 9

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 10

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 11

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 12

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 13

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 14

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 15

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 16

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 17

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 18

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 19

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

0

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

1

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

2

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Источник: https://znanija.site/literatura/1282058.html

Сочинение на ЕГЭ «Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья?» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Катерина и Варвара — две героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Катерина и Варвара живут по совершенно противоположным нравственным законам. Жизненный принцип Варвары: «Лишь бы все шито-крыто было». Катерина не может лгать и изворачиваться, как Варвара, так как она натура честная, искренняя и прямолинейная. Катерина воспитывалась в своеобразной обстановке, выработавшей в ней романтическую мечтательность, религиозность и жажду свободы: «Такая ли я была.

Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… У нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют… Таково хорошо было». А когда Варвара замечает ей, что и теперь она так же точно живет, то она продолжает: «Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

Она понимает «греховность» своего чувства к Борису, но не может противиться природе и целиком отдается этому порыву. «А между тем, лукавый или жизнь смущает ее и вводит в соблазн. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но неспособен заставить ее полюбить себя, принуждают ее оглянуться вокруг себя, выйти из поэтического мира, отодвинувшегося от нее и стоящего теперь перед нею уже как воспоминание. В прекрасной сцене первого действия с Варварой она с прелестным простодушием рассказывает ей состояние души своей. Ей только показалось, что Варвара выразила к ней сочувствие, и она сейчас же выкладывает перед нею все сокровища своего сердца. Эту черту русского характера откровенничать перед первым встречным, чрезвычайно удобную для драматической формы, вы встретите в каждом произведении г. Островского» (Ф.М. Достоевский).

Из религии Катерина получила обостренное чувство нравственной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нравственные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любовью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в ее душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравственность не позволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них покаянием.

Если Варвара живет по законам «темного царства», то Катерина не приемлет его, гармонии между ней и царством диких быть не может. Поэтому, в отличие от Варвары, она оказывается трагической героиней.

Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

  • Категория: Сочинения по русской литературе

Катерина и Варвара — две героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Катерина и Варвара живут по совершенно противоположным нрав­ственным законам. Жизненный принцип Варвары: «Лишь бы все шито- крыто было». Катерина не может лгать и изворачиваться, как Варвара, так как она натура честная, искренняя и прямолинейная. Катерина вос­питывалась в своеобразной обстановке, выработавшей в ней романти­ческую мечтательность, религиозность и жажду свободы: «Такая ли я была. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… У нас полон дом был странниц да бо­гомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют… Таково хорошо было». А когда Варвара замечает ей, что и теперь она так же точно живет, то она продолжает: «Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я лю­била в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

Она понимает «греховность» своего чувства к Борису, но не мо­жет противиться природе и целиком отдается этому порыву. «А меж­ду тем, лукавый или жизнь смущает ее и вводит в соблазн. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но неспособен заставить ее полюбить себя, принуждают ее оглянуться вокруг себя, выйти из поэтического мира, отодвинувшегося от нее и стоящего теперь перед нею уже как воспо­минание. В прекрасной сцене первого действия с Варварой она с пре­лестным простодушием рассказывает ей состояние души своей. Ей только показалось, что Варвара выразила к ней сочувствие, и она сей­час же выкладывает перед нею все сокровища своего сердца. Эту чер­ту русского характера откровенничать перед первым встречным, чрезвычайно удобную для драматической формы, вы встретите в ка­ждом произведении г. Островского» (Ф.М. Достоевский).

Из религии Катерина получила обостренное чувство нравст­венной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нрав­ственные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любовью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в ее душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравствен­ность не позволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них по­каянием.

Если Варвара живет по законам «темного царства», то Катерина не приемлет его, гармонии между ней и царством диких быть не мо­жет. Поэтому, в отличие от Варвары, она оказывается трагической ге­роиней.

Предложения интернет-магазинов

Сочинение на тему: Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

  • Категория: Итоговое сочинение по литературе

Катерина и Варвара — две героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Катерина и Варвара живут по совершенно противоположным нрав­ственным законам. Жизненный принцип Варвары: «Лишь бы все шито- крыто было». Катерина не может лгать и изворачиваться, как Варвара, так как она натура честная, искренняя и прямолинейная. Катерина вос­питывалась в своеобразной обстановке, выработавшей в ней романти­ческую мечтательность, религиозность и жажду свободы: «Такая ли я была. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… У нас полон дом был странниц да бо­гомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют… Таково хорошо было». А когда Варвара замечает ей, что и теперь она так же точно живет, то она продолжает: «Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я лю­била в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

Она понимает «греховность» своего чувства к Борису, но не мо­жет противиться природе и целиком отдается этому порыву. «А меж­ду тем, лукавый или жизнь смущает ее и вводит в соблазн. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но неспособен заставить ее полюбить себя, принуждают ее оглянуться вокруг себя, выйти из поэтического мира, отодвинувшегося от нее и стоящего теперь перед нею уже как воспо­минание. В прекрасной сцене первого действия с Варварой она с пре­лестным простодушием рассказывает ей состояние души своей. Ей только показалось, что Варвара выразила к ней сочувствие, и она сей­час же выкладывает перед нею все сокровища своего сердца. Эту чер­ту русского характера откровенничать перед первым встречным, чрезвычайно удобную для драматической формы, вы встретите в ка­ждом произведении г. Островского» (Ф.М. Достоевский).

Из религии Катерина получила обостренное чувство нравст­венной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нрав­ственные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любовью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в ее душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравствен­ность не позволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них по­каянием.

Если Варвара живет по законам «темного царства», то Катерина не приемлет его, гармонии между ней и царством диких быть не мо­жет. Поэтому, в отличие от Варвары, она оказывается трагической ге­роиней.

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький)
      (584)

      Итоговое сочинение о материнской доброте.

      Материнское сердце … Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи.
      Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее …
      О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я…

      Подробнее…

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов)
      (689)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях.

      Жизненный путь… Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по…

      Подробнее…

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон)
      (498)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций.

      Время… Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно…

      Подробнее…

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей
      (497)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»:
      —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;

        — безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,…

      Подробнее…

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора
      (468)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она…

      Подробнее…

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение
      (584)

      А. П. Чехов… Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком…

      Подробнее…

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений
      (566)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с…

      Подробнее…

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…».
      (488)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я …

      А. Пушкин
      Жизнь… Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей…

      Подробнее…

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
      (649)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля!

      Ф. И. Тютчев
      Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы…

      Подробнее…

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба)
      (551)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове.

      Россия… Великая Россия! … Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и…

      Подробнее…

Характеры девушек

Литературные критики не противопоставляют образы девушек, и это правильно, ведь двух героинь нельзя назвать антиподами. У них близкие взгляды на некоторые вещи, хотя в отдельных сценах заметно противопоставление. Личность одной героини лучше проявляется на фоне другой, что легко понять, если сопоставить их действия в разных ситуациях. Своими поступками, высказываниями и нравственными убеждениями девушки оттеняют друг друга. Каждый образ интересен, если рассматривать его отдельно, но в связке выявляются новые, подчас неожиданные грани характеров.

Первая сцена, где зритель видит героинь в типичной для того времени обстановке, показывает, как по-разному ведут себя персонажи. Вот что происходит в пьесе:

Кабаниха сетует на то, «какова нынче молодёжь

  • Кабаниха сетует на то, «какова нынче молодёжь, не уважает старших»;
  • Тихон не протестует, а соглашается со строгой матерью;
  • Варвара потихоньку высказывает своё мнение, но так, чтобы остальные не слышали;
  • Екатерина открыто озвучивает свою позицию.

Варвара — родная дочь Кабанихи, Катерина — невестка этой женщины. Логичнее, чтобы первая не скрывала свою позицию, а вторая держалась более осторожно. На самом деле происходит наоборот. Варваре не чужды человеческие чувства, но она предпочитает, чтобы маменька о них не знала.

Катерина не думает об осторожности, она говорит прямо всё, что думает. Обвинения свекрови ей не понятны, она считает их несправедливыми.

Катя уверяет, что никогда не притворяется и не изображает из себя того, кем не является. Из уст девушки эти слова не звучат как претензия, скорее, они выглядят слабой попыткой оправдаться.

Трагедия

Что ее ожидает после этого? Немилосердная Кабаниха безудержно злословит и вынуждает Тихона избить жену. По привычке молчит Варвара. Характеристика («Гроза» наконец доходит до апогея) подлости Бориса вводит читателя в состояние перегруженного компьютера. Мы ведь понимаем, на что он обрекает доверившуюся ему женщину в патриархальном обществе! На травлю до конца жизни.

Катерина, осознает, что немилосердная Кабаниха теперь ее уж точно замучит и выражает свой протест «темному царству» самым радикальным образом — суицидом. Варенька же открыто обвиняет свою мать в подстрекании невестки к самоубийству и после этого тайно сбегает из дому. Тихон с горя идет в запой. Семья Кабанихи рухнула, однако Марфа Игнатьевна не изменила своим взглядам – насаждать «темное царство».

С огромным успехом зрителем была принята «Гроза». Катерина и Варвара – два блестящих женских образа, демонстрирующих два различных способа бегства от «темного царства», были оценены критикой по достоинству. Впечатлительная и импульсивная Катя, несомненно, поступила опрометчиво. В то же время поступок Вареньки, оставившей Калинов вместе со своим другом Кудряшом, вызывает уважение. Она первый раз в жизни поступает честно, предпочитая свободу сытому прозябанию. И, возможно, проживет далее достойную жизнь.

Глубина переживаний

Когда женщина уходит, Варвара набрасывается на Тихона с упрёками. Она считает, что мужу Кати не стоило молчать, он должен был встать на защиту супруги. Николай Островский изобразил Тихона не лишённым недостатков. При этом обе девушки по-разному воспринимают отрицательные черты его характера. Взаимоотношения между Варварой и Тихоном обычные, какими они и должны быть между братом и сестрой.

Катерина вряд ли любит своего мужа

Катерина вряд ли любит своего мужа, однако она живёт с ним, потому что так принято. Измена — страшный грех и преступление против совести, вслед за проступком неминуемо последуют душевные терзания. Девушка видит все недостатки суженого, но благодаря широте души она мирится с ними и считает невозможным другой путь. Катя не нуждается в жалости, хотя именно это чувство испытывает по отношению к ней Варвара. Дочь Кабанихи отличается от других калиновцев, и всё же она не способна чувствовать так тонко и глубоко, как главная героиня.

Девушки воспитывались в разной обстановке. Это одна из причин, почему Варвара не может понять страданий Катерины. Ей ближе свобода, чем послушание. Супруга Тихона религиозна и почитает постулаты христианства, а в минуты отчаяния ей слышится церковный хор. Варвару нельзя назвать набожной, зато она хорошо знает изнанку жизни и обладает цепким умом. Эта девушка хитра, изворотлива, и именно она придумывает, как устроить свидание Кати с Борисом.

Катерину воспитали любящие родители

Детство и взросление этих двух женщин происходило совершенно по-разному и в совершенно различных семьях. Описание особенностей в воспитании героинь пьесы дает основание утверждать: диаметрально разные (несмотря на схожесть в возрасте) Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика детских лет дает понять, что второй девушке жилось куда легче.

Катины родители любили дочь и не утруждали ее работой. Матушка души не чаяла в ней. Девочка была похожа на ангела, одухотворенность превращала ее во всеобщую любимицу. В родительском доме было море цветов, царила радостная, одухотворенная патриархальная обстановка. Матушка привечала странниц, богомолок. Поэтично повествует о настоящих русских обычаях в своем произведении Островский («Гроза»). Катерина воспитывалась в духе уважения к старшим. Матушка наивно полагала, что воспитанное в дочери богатство души непременно принесет ей счастье в любви и в семье. К ее радости Тихон, супруг Катерины, оказался из зажиточной семьи. А это, по мнению тещи, гарантировало счастливую семейную жизнь. Поэтому на беду дочери она решила не надоедать своей свахе визитами. И как же ошибалась!

Отношение к любви

По мнению дочери Кабанихи, нет ничего страшного в том, чтобы тайно встречаться любимым мужчиной. Ведь главное, чтобы о свиданиях не узнали окружающие. Живя в обстановке двуличия и лицемерия, дочка Кабанихи не ощущает себя запертой в клетке. Она не знает другого мира, и тот, где пребывает, кажется ей логичным и правильным. Наиболее яркие черты личности Варвары, через призму которых она относится к любви:

  • прагматичность;
  • цинизм;
  • лёгкость;
  • ветреность;
  • способность лгать;
  • умение скрывать свои чувства.

Дочь кабанихи Варвара

Катерина нежная и хрупкая, и к своим чувствам она относится трепетно, хотя и страшится их. Девушка раздумывает над своими переживаниями, пытается разобраться в себе, понимая, что измена и обман ей неприятны. У Вари другое мнение: ветреная особа идёт гулять с тем, кто ей нравится, и ничего, что сегодня это может быть один человек, а через несколько дней — другой.

Какая она — Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие черты характера Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Развязка пьесы

Когда дочь Кабанихи придумала, как Кате можно незаметно пойти на свидание, супруга Тихона решилась отдаться своим чувствам. Она бы этого не сделала, но Варя от её имени назначила Борису встречу и была рада этому, ведь ей казалось, что теперь Катя будет счастлива. Можно встречаться с любимым и не рассказывать никому. Но для Катерины это оказалось неприемлемым. Она была полна решимости признаться в содеянном, иначе совесть не дала бы ей спокойно жить.

Когда началась гроза, Катерина не выдержала раскатов грома. Её сердце переполнял страх, а в душе был «ад». Вне себя от раздирающих эмоций девушка громко призналась свекрови что гуляла «все 10 ночей», пока отсутствовал Тихон. Варвара пыталась её остановить, но безуспешно. Ещё через несколько дядя Бориса наказал ему отправляться в Сибирь.

Катерина долго прощалась с возлюбленным. В разговоре с ним она призналась, что Тихон ей опостылел, а супружеские ласки не приносят удовольствия. Но молодой человек не реагировал на эти излияния, он вёл себя отстранённо и был холоден. По его словам, взять девушку с собой было невозможно. Когда Борис уехал, Катерина с громким криком бросилась с обрыва в воду.

Незадолго до этого Варвара тоже не выдержала притеснений со стороны Кабанихи. Вместе с Кудряшом она сбежала из родительского дома. В финальных поступках тоже видно различие между девушками. Одна выбрала жизнь, вторая предпочла смерть. Только Тихон остался мучиться рядом с жестокой Кабанихой.

Сравнительная характеристика катерины и варвары

Текст по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Катерина и Варвара. Кто они — антиподы или «подруги по несчастью»?

Катерина и Варвара — молодые женщины из купеческой се­мьи. Они имеют черты сходства и различия.

Обе они из одной среды, обеим им не дано было в детстве получить хотя бы азы, основы светского образования. Их со­знание, вкусы, их миропонимание сформированы близкой им народной культурой.

Купеческое, мещанское население, крестьянство в 60-х годах XIX в. — это были близкие по культурному уровню сословия, где об искусстве и образованности люди часто имели приблизи­тельные представления, а черты быта, общения, эстетические понятия именно в их понимании принимали иногда довольно простые, незатейливые формы.

Катерина — женщина, одарённая и чувствительным серд­цем, и пылким воображением. Во время посещения церкви её радуют видения картин, где в светлом «небе ходит дым» и «ан­гелы… летают и поют». Ей снятся «храмы золотые» и «деревья и горы», какие изображены на иконах.

Её родительский дом, по-купечески щедрый и богатый, по­сещало множество странниц и богомолок.

Катерина слушала их молитвы, притчи и бесконечные рос­сказни, часто построенные на грубых суевериях, и верила всему не рассуждая.

Её вера в добро, её отзывчивое сердце, созидающее начало её души перерабатывали эти «материалы» в чудесные образы и видения. И картины природы, неоглядные волжские дали по­рождали в ней желание «вылететь в поле и летать с василька на василёк, как бабочка».

У Варвары, родственницы Катерины, быт и воспитание такие же, как и у неё, главной героини пьесы. Но образ жизни обеих молодых Кабановых, дочери и невестки Марфы Игна­тьевны, имеет лишь внешне схожие черты. Катерине в ро­дительском доме «таково хорошо было», а в доме мужа «всё как будто из-под неволи». Старая Кабанова, свекровь молодой женщины, создаёт в семье гнетущую атмосферу, навязывая домочадцам свои порядки и заставляя жить по законам до­мостроевской старины.

Деспотизм и чёрствость души старой купчихи вызывают у Катерины и Варвары желание поступать по-своему, вопреки воле «маменьки».

У Катерины поведение свекрови порождает не только про­тест сам по себе, но желание защитить себя и доказать своё право быть личностью, женщиной, достойной уважения.

Встреча с Борисом, интеллигентным молодым человеком из образованной среды, изменяет жизнь купеческой невестки. Мощный любовный порыв, потрясший её душу, сметает все условности и преграды на пути женщины к счастью и приво­дит к супружеской измене. Однако расплата за «грех» должна была либо сломить волю молодой Кабановой, навеки опозорив её в общественном мнении, либо уничтожить её физически. И Катерина сознательно выбирает самоубийство, не смирив­шись с потерей любимого человека, со злобным осуждением окружающих. Она уходит из жизни, не приняв законы тех лю­дей, с которыми она обречена была оставаться до конца своих дней.

Варвара, как и Катерина, сильная личность. Но в её душе нет тонкости переживаний, она смотрит на мир очень трезво и уверена в том, что должна любой ценой отстоять своё право на счастье.

Её связь с Кудряшом, советы, данные Катерине, тайно встре­чаться с Борисом, умение лгать и притворяться, а также побег из дома от тирании матери — всё свидетельствует о том, что у неё своя линия жизни, своя правда, которая отличается от правды Катерины.

Чего ждёт в будущем каждая из них? Катерина хочет радо­ваться жизни и быть честной перед Богом и людьми.

Варвара стремится получить счастье любой ценой, даже це­ной хитрости и лжи.

Катерина и Варвара не антиподы; их сближают условия жизни в одной семье и желание свободы, как они её понимают.

Здесь искали:

  • Катерина и Варвара антиподы или подруги по несчастью
  • катерина и варвара сравнительная характеристика
  • сравнительная характеристика катерины и варвары

Работа над произведением

Драму Николая Островского «Гроза» изучают в 10 классе. Школьники пишут по ней сочинение, заучивают диалоги и читают их вслух, а также находят цитаты, показывающие сходство героинь. Для сравнения Катерины с Варварой учащиеся составляют таблицу, где выписывают черты характера обеих девушек.

Темы для сочинений могут быть разными, например:

  • «Душевная драма главной героини»;
  • «Был ли у Катерины выход?»;
  • «В чём смысл названия пьесы?»;
  • «Нравы и быт калиновцев».

По итогам сочинений проводится беседа, школьники озвучивают выводы, приводят похожие примеры из других произведений и из жизни.

В качестве дополнительного задания преподаватель может предложить посмотреть картины, посвящённые персонажам драмы, и сравнить, как художники изображают одну и вторую девушку, других героев и окружающую обстановку.

Плюсы и минусы характера Варвары

Очень много различных качеств соединил в себе образ Варвары. В пьесе «Гроза» она выступает очень реалистичной девушкой, даже слишком. Хорошо это или плохо – судить читателю. Также Варя является прямолинейной, но в то же время хитрой девушкой. В ней собрано достаточно большое количество прекрасных черт характера, но атмосфера фальши и обмана в родительском доме, оставила свой отпечаток на ее характере. «Делать можно все, лишь бы никто не знал» — это является жизненной позицией героини.

План образа Варвары из пьесы «Гроза» несет в себе не только ее черты характера, но и ее мировоззрение, ее поведение в различных ситуациях, ее ошибки.

Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. Хоть последняя — замужняя женщина. Варя намного лучше разбирается в жизни.

«Гроза» А.Н. Островского — народная социально-бытовая трагедия, первая в русской литературе. Она выражает передовые для своего времени демократические идеи, изображает героев, тесно связанных с бытом, нравами и интересами народа.

Основной конфликт в «Грозе» — это борьба старых традиций и новых веяний. Он решается на примере социально-бытовых, семейных отношений и нравов. Представительницами двух миров, старого и нового, являются в пьесе Катерина и Варвара.

Варвара духовно примитивна. Она не утруждает себя угрызениями совести или нравственными страданиями. Ее примитивизм рожден окружением, всем укладом ее жизни.

Варвара руководствуется во всех своих действиях инстинктом самосохранения, житейской выгодой: «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Окружающая ее с детства купеческая среда воспитала в героине черты грубоватости и развязности. Но при всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной убогости Варвара не смогла вынести домашней тирании. В финале она бежит из дома своей матери.

Перед Варварой открыт путь как к добру, так и ко злу. Добрые задатки в ней, несомненно, есть. Героиня не чужда доброты и сострадательности. Освободившись от влияния матери, она, возможно, будет развивать лучшие стороны своей натуры.

Образ Катерины овеян тончайшей поэзией. Она характеризуется глубокой непосредственностью, наивностью, нежностью и, в то же время, огромной волевой силой. В этом образе Островский показал моральную чистоту и красоту русской женщины из народа, ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права — решительно, последовательно, до конца.

Поэтому Катерина выбирает другой жизненный путь. Она не может жить скрыто, «втихомолку». Открытая и правдивая натура Катерины велит ей поступать по совести и слову Божию, ведь героиня еще и очень набожна. А уж если она совершила проступок, то нужно нести за него наказание. Именно поэтому Катерина кается прилюдно, признается в своей измене мужу. Варвара бы так никогда не поступила. Эту героиню и совесть-то не мучила бы.

Смерть Катерины – страстный призыв ее души к жизни на новых началах, движение протеста. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей приготовила Кабаниха после признания в измене. Катерина всем своим существом ощутила, что «жить в темном царстве, хуже смерти», и предпочла освободиться от гнета темного царства своей смертью.

Главное отличие этих героинь в том, что Варвару в основном заботит внешнее – чтобы люди не узнали о ее грехах. О своей душе эта героиня не думает. Катерину же, прежде всего, волнует внутреннее – ее отношение с Богом, со своим внутренним миром. Это коренное отличие и определяет жизни и судьбы обеих героинь, которые так же кардинально различаются между собой.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

  • Почему живучий и неискоренимый молчалин сочинение
  • Почему живучи и неискоренимы молчалины сочинение рассуждение
  • Почему животные стали героями сказок
  • Почему животные помогали ивану царевичу в сказке царевна лягушка
  • Почему животные нуждаются в охране сочинение